БРОНЕАВТОМОБИЛИ (БрАМ)
Основным транспортным средством инкассации является БрАМ.Первые боевые БрАМ были выпущены в Австро-Венгрии и Германии в 1903-1905 гг. на шасси легковых машин. Сразу выявилась неспособность этих броневиков к боевым действиям (ввиду легкости шасси) и представительским перевозкам (ввиду явно боевого оформления: внешние бронелисты, щитки, пулеметы). Первый «гражданский» броневик для представительских перевозок появился в 1906 г. на базе Opel. В 30-х гг. представительские БрАМ достигли пика совершенства тех времен. Для И. В. Сталина был изготовлен бронированный Paccard, а А. Гитлер ездил на бронированном Mercedes-Benz (вскоре БрАМ были изготовлены для Г. Геринга и Г. Гиммлера). После второй мировой войны началось бурное развитие ВрАМ. На сегодняшний день можно выделить три основных типа БрАМ: боевые машины (БМП, БТР, БРДМ, БМД), представительские автомобили для перевозки V1P, инкассационные броневики. О машинах последнего класса и пойдет речь.
Российские БрАМ
ГАЗ-3934 «СИАМ»Тяжелая, неповоротливая (диаметр разворота — 19 м) переделка БТРа. Малый обзор с места водителя, небольшой грузовой отсек. Зато мощный класс защиты — 5-6. Грузоподъемность — 2т.ГАЗ-4301 «Витязь»Достаточно маневренный и надежный грузовой фургон для междугородной инкассации. Классы защиты: кабины — 4-5, кузова — 2-4. Пол бронируется по заказу. Грузоподъемность — 2т.ВАЗ-2121Б «Нива»Надежный маневренный автомобиль. Класс защиты — 4, крыша — 2, пол не защищен. Вместимость 2 чел./220 кг или 3 чел./125 кг.«Ладога»Изначально инкассаторская машина. Класс защиты кабины — 3-4, кузов не защищен. Не самая надежная, зато довольно дешевая и комфортабельная.Бронеавтомобили на базе УАЗНаиболее популярная машина. Удобная, надежная, неприхотливая. В зависимости от марки бронирования класс защиты: кабины — 4-5, грузовой отсек — 2-4. Пол обычно не бронируется.
Первым делом, первым делом…
Ориентировочное количество выпущенных ГАЗ-3934 «СИАМ» – аж 30 штук! Так что неудивительно, что при первом взгляде на корму уткнувшегося в кусты «камуфляжного» монстра, я и предположить не мог, что это не один из новомодных «перепилов» БРДМ-2 под охотничьи нужды, а самый что ни на есть эксклюзив.
На самом деле узнать «СИАМ» легко – его выдает эксклюзивное очертание остекления кабины, которое не могут изменить никакие переделки. Первоначально, когда машина была только выкуплена, она выглядела совсем иначе: взгляните на фото с выставок. Но первые же выезды «в поля» показали, что всю «внедорожность» напрочь съедает облагораживающий обвес, и от него пришлось избавиться – так практичность победила дизайн.
То же самое произошло и с салоном: машина предназначена для охоты, так что всю начинку из машины удалили, а примитивное кресло водителя заменили на более комфортабельное. Впрочем, то, что процесс доработки ещё не закончен, нам как раз на руку, где бы мы ещё увидели брутальную рулевую колонку с горизонтально расположенной баранкой и металлические палки-рычаги, торчащие из пола как на древних «газонах». А как вам здоровенная амбразура прямо на улицу, которая обеспечивает салон притоком свежего воздуха – надо признать весьма эффективно. Да и плоская передняя панель с парой нехитрых аналоговых приборов и рядом тумблеров тоже сейчас не частое явление.
Единственное, чего я так и не понял, если это инкассаторский броневик, то куда же планировалось складывать деньги? Никакого грузового отсека внутри не предусмотрено, так что, похоже, экипаж «СИАМа» должен был сидеть на мешках с деньгами в прямом смысле этого выражения…
Теория и принципы бронирования
Что такое броня и как ее получают? Первый вариант получения брони — сплавы прочных металлов. Известный пример — титановые сплавы, часто применяемые при производстве бронежилетов. Вариант достаточно дорогостоящий (особенно для производства БрАМ, где площадь бронирования гораздо больше, нежели у бронежилетов). Второй вариант — бронирование стальных листов. Раскаленный стальной лист опускают в закаливающий раствор, содержащий соединения кремния, марганца, никеля и некоторых других элементов. При нагревании межкристаллические пространства в структуре стали увеличиваются и лист сорбирует из раствора необходимые для увеличения твердости элементы. В последнее время стала применяться алюминиевая броня. Алюминий — очень вязкий металл и способствует уменьшению осколкообразования и заброневого воздействия.
Мужская работа
На должность водителя «СИАМа», судя по всему, должны были набирать людей с очень развитой интуицией: с водительского кресла видно в лучшем случае дорогу впереди, начиная с метров пяти перед машиной. При этом сектора обзора вправо и влево не превышают 35° и то по горизонтали, что творится рядом с машиной, можно только догадываться. Ситуацию должны были исправить зеркала, но… из-за расположения водителя по центру машины и амбразурного характера окон они лишь немного облегчали проблемы с обзорностью. Так что им на смену пришли камеры, причём передняя привязана к углу поворота колёс.
Кстати, колёса здесь поворачиваются на столь малый угол, что про активное маневрирование в условиях города можно забыть сразу. Только движение по территориям с большим запасом пространства, а если что – откидываем здоровенный люк в крыше и штурман начинает «голосовое» управление разворотом.
На ходу «СИАМ» тоже довольно интересен. Несмотря на «дизель», ехать на холостых оборотах он упорно не хочет. Не желает он и переходить на высшую передачу, если не набрал соответствующую скорость – «газ в пол» и, ориентируясь на рёв мотора за спиной, подбираем правильный момент переключения. В принципе, если приноровиться к данной особенности, то проблема исчезает. А коли у вас есть навыки старой, доброй «перегазовки» и двойного выжима сцепления, то в ваших руках окажется подвластный вам «боевой снаряд» убойной силы.
По «пересечёнке» машина идёт довольно уверенно, и ямы проглатывает вполне комфортно – сказывается независимая подвеска с узлами ходовой части от БТР-80. В принципе, лесные и полевые дороги, а также любые направления, где заканчивается асфальт и соответственно плотный автомобильный трафик – стихия «СИАМа». Итог: масса положительных эмоций от прикосновения к брутальной бронекапсуле и от того, что это всего лишь тест, а не ежедневная работа…
Да, наш «СИАМ» давно потерял свою аутентичность, и «породу» выдаёт только характерная линия окон. Да и задачи, которые он теперь выполняет, далеки от банковских дел. Но то, что эта уникальная в своем роде машина жива и даже может исправно выполнять возлагаемые на нее задачи, не может не радовать! История всё-таки…
Параметр | Значение |
---|---|
Габаритные размеры, мм | 5640х2320х2250 |
Полная масса, кг | 6700 |
Грузоподъёмность, кг | 2000 |
Экипаж, чел. | 3–8 |
Двигатель:
|
ГАЗ-542.10 Турбодизельный, I-6 6230 125 при 2800 мин-1 363 при 1600–1800 мин-1 |
Коробка передач:
|
Механическая 5/1 |
Подвеска | Независимая с централизованной подкачкой шин |
Колёсная формула | 4х4 |
Минимальный радиус поворота, м | 9,5 |
Запас хода, км | 700 |
Байки для VIP:
Инкассаторский броневик «СИАМ» родился не на пустом месте – в 1994 году ГАЗ вёл тему бронированной дозорно-разведывательной машины, в рамках которой разрабатывалось сразу несколько вариантов подобных машин (в том числе и получивший в дальнейшем хоть какую-то известность модульный ГАЗ-3907 «Водник»). Но времена были лихие, так что на тот момент Министерство обороны никакого интереса к броневикам не проявило, а бросать наработки «в корзину», разумеется, было жаль, и свет увидела «конверсионная» версия однообъёмного специального инкассаторского автомобиля – сокращенно «СИАМ».
Увы, по своему прямому назначению – перевозка денег – ГАЗ-3934, если и использовался, то не очень активно, слишком неповоротливой оказалась машина для мирной жизни. Да и попытки эксплуатировать её для перевозки комсостава во время инспекций в горячих точках, к примеру в Грозном, успехом не увенчались по техническим причинам – не было надёжности.
Кстати, колёса здесь поворачиваются на столь малый угол, что про активное маневрирование в условиях города можно забыть сразу. Только движение по территориям с большим запасом пространства, а если что – откидываем здоровенный люк в крыше и штурман начинает «голосовое» управление разворотом.
На ходу «СИАМ» тоже довольно интересен. Несмотря на «дизель», ехать на холостых оборотах он упорно не хочет. Не желает он и переходить на высшую передачу, если не набрал соответствующую скорость – «газ в пол» и, ориентируясь на рёв мотора за спиной, подбираем правильный момент переключения. В принципе, если приноровиться к данной особенности, то проблема исчезает. А коли у вас есть навыки старой, доброй «перегазовки» и двойного выжима сцепления, то в ваших руках окажется подвластный вам «боевой снаряд» убойной силы.
По «пересечёнке» машина идёт довольно уверенно, и ямы проглатывает вполне комфортно – сказывается независимая подвеска с узлами ходовой части от БТР-80. В принципе, лесные и полевые дороги, а также любые направления, где заканчивается асфальт и соответственно плотный автомобильный трафик – стихия «СИАМа». Итог: масса положительных эмоций от прикосновения к брутальной бронекапсуле и от того, что это всего лишь тест, а не ежедневная работа…
Да, наш «СИАМ» давно потерял свою аутентичность, и «породу» выдаёт только характерная линия окон. Да и задачи, которые он теперь выполняет, далеки от банковских дел. Но то, что эта уникальная в своем роде машина жива и даже может исправно выполнять возлагаемые на нее задачи, не может не радовать! История всё-таки…
Зарубежные БрАМ.
Среди зарубежных бронеавтомобилей для инкассации можно отметить;Volkswagen Т 4 (бронирование — «H+S» — Германия) Фургон, внешне мало отличимый от небронированного. Достаточно надежный и маневренный. Класс защиты — 3, но грузовой и моторный отсеки и пол не бронированы. Стекло-пакет толщиной 33,5 мм не создает оптических искажений. Цена — DM 123500 (нерастаможенный). Грузоподъемность600 кг.Mercedes 410 D (бронирование — «H+S» и «Wendler» —Германия)Автомобиль бронировки «H+S» по-мерседесовски мощный, маневренный и комфортабельный. Класс защиты — 2-3, но двигательный, грузовой отсеки и пол не бронированы. Усилено шасси. Грузоподъемность 1600 кг. Цена — DM 135500 (нерастаможенный). Вендлеровский Мерседес несколько отличается от «H+S». Бронирован полностью. Кабина — 3 класс, а грузовой отсек — 1-2, Грузоподъемность 1700 кг. Для бронирования применены алюминиевые листы, что значительно снижает вес автомобиля и не заставляет усиливать шасси. При одинаковой со сталью механической мощности алюминий более легок и вязок, поэтому не дает осколков.Peugeot (405 GRD Break, J5, Boxer; бронирование — Labbe)Все машины достаточно легкие, маневренные и комфортабельные, но недостаточно защищенные — 1-2 класс. Достаточно плохое скрепление бронелистов между собой.Ford (E-350 Econoline, Bronco, F-350 Wild Boar: бронирование — Lenco — США)Достаточно мощные, надежные, комфортабельные и неприхотливые машины. Хорошо приспособлены для наших дорог. Класс защиты — 2-4. Грузоподъемность — до 1 т.Следует отметить, что иностранные автомобили на порядок комфортабельнее отечественных, зато наши машины более надежны, неприхотливы и дешевы. Это необходимо учитывать, тем более что срок службы бронеавтомобиля до первого капремонта (не учитывая ситуаций боевого использования) — около 1 года.Обязательная раскраска (по российским стандартам) автомобилей для инкассации: желтый цвет с продольными по бортам зелеными полосами.