Общие характеристики программ
Софты созданы в помощь водителям, позволяют контролировать потребление топлива и наблюдать за общим техническим состоянием автомобиля. Программы просты в применении, не требуют особых навыков и обучения, подходят для расчета по легковым и грузовым автомобилям. Программа расхода топлива работает в онлайн и офлайн режимах. Для получения информации обычно достаточно ввести основные данные.
Разработан ряд математических формул для расчета потребления бензина. Но это долго, неудобно и требует элементарных навыков в математических расчетах, особенно если это необходимо не для одного автомобиля, а для таксомоторного парка. В этом случае удобней воспользоваться программой. Софт поможет:
- рассчитать финансовые траты;
- подобрать качество и вид топлива, учесть все затраты и рассчитать необходимый литраж;
- определить время для следующего планового ТО.
Разработано много программ и утилит. Большинство из них можно скачать и установить бесплатно.
Fuel Manager
Программа для учета расхода топлива на андроид. Для работы утилиту необходимо скачать.
Данный софт помогает вести учет и вывести среднюю статистику расхода топлива
Помогает вести учет и вывести среднюю статистику расхода топлива.
Вычисления, которые производит Fuel Calc:
- время между заправками до полного бака;
- время между контрольными отметками.
Позволяет вести статистику:
- расхода топлива;
- стоимости поездки;
- цены горючего;
- затрат на топливо;
- объема залитого топлива.
Отдельный калькулятор для оценки стоимости поездки/необходимого топлива для определенного километража. Гибкие настройки единиц измерения и элементов интерфейса: (литры/галлоны US-UK/ л/100км / MPG). Импорт/экспорт данных CSV. Приложение бесплатно и не содержит рекламы.
FarmersEdge
Канадская компания, активно продвигается в страны СНГ.
Предлагает широкий диапазон услуг от простого мониторинга полей до полноценного управления агробизнесом на базе цифровой платформы FarmCommand с собственными устройствами телеметрии CanPlug. Преимущество компании — сильная экспертиза в области агрономического консалтинга. FarmersEdge тяжело соревноваться с нашими местными компаниями в работе с телематикой, поскольку не интегрируется с российскими ПО. Интегрируемость с другими сервисами сейчас стандарт рынка для всех сельхозкомпаний.
FarmersEdge предлагает клиентам пакеты по разной стоимости и с разным спектром услуг, поэтому подходит под конкретные нужды хозяйств площадью от 5 до 10 тыс. гектаров. Но если покупать всё и сразу, получается довольно внушительный чек — от 8$ в год за гектар, что связано с зависимостью стоимость продукта от курса доллара.
Что выбрать?
В каждом случае важен индивидуальный подход.
Выбор системы зависит от специфики предприятия — целей, бюджета, объемов, готовности к цифровизации и т.д. Смотрите ниже таблицу сравнения систем по функциональности с точки зрения покрытия всех задач для агропредприятия.
GPS-навигация
Отправляя транспорт на точку назначения, компания надеется, что путь пройдет без происшествий. Однако некоторые водители, пользуясь тем, что им верят на слово, используют автомобиль в личных целях — берут сторонние заказы, делают лишние остановки. Но нецелевое использование транспорта приводит к дополнительным расходам топлива и ускоренному износу автомобиля.
Для предотвращения таких действий на транспортное средство устанавливаются трекеры, которые отслеживают местоположение авто. Это позволит не только мониторить соответствие маршруту, но и контролировать стиль вождения — скорость водителя, остановки и соблюдение ПДД.
Мониторинг позволяет не только контролировать местонахождение транспорта, но и оптимизировать маршрут
Для морского и речного транспорта установка GPS- и ГЛОНАСС-трекеров законодательно необходимо. Помимо отслеживания местоположения и направления движения судна, система также контролирует длительность остановок и бункеровок — это помогает предотвратить простои судна и сливы топлива.
Такой мониторинг поможет не только следить за транспортом, но и анализировать маршрут, чтобы оптимизировать и сокращать дистанцию. К примеру, если авто ходит по дорожному покрытию плохого качества, увеличится нагрузка на него — что приведет и к большим тратам на бензин. Поэтому перевозчики могут отметить для себя проблемные моменты дороги и построить новый маршрут для вождения.
Стоимость внедрения и обслуживания системы
На примере популярных компаний стоит рассмотреть, за сколько можно купить оборудование для мониторинга.
Компания | Цена за оборудование в рублях | Стоимость внедрения и обслуживания в рублях |
«АвтоФон» | 4–8 тысяч | Бесплатно |
«АвтоГраф» | 5–8 тысяч | Первый месяц обслуживание бесплатный, после цена определяется в зависимости от объема работ – от 1 тысячи рублей |
StavTrack | 3–7 тысяч | Бесплатно |
«Мегафон» | 3–8 тысяч | Зависит от выбранного пакета – от 500 до 3 тысяч рублей |
«СКАУТ2 | 4–9 тысяч | Первый месяц бесплатно, а после зависит от объема работ |
Нередко возникает вопрос о том, по какому КОСГУ отражать расходы по обслуживанию систем. Ответ – по № 226.
Датчики, фиксирующие топливные процессы
Нелегальный слив производится по принципу «экономии» — когда подтасовываются реальные и номинальные показатели расхода топлива. К примеру, на любом транспортном судне есть норма списания горючего в день. Механик может уменьшить скорость судна или отключить какое-то оборудование, чтобы сэкономить потребление топлива — и тогда за день израсходуется 8 тонн вместо 10.
Многие компании понимают, что даже мелкие сливы создают огромные дыры в бюджете. Поэтому, чтобы предотвратить незаконное использование горючего, устанавливают оборудование, фиксирующее все манипуляции с топливом:
CAN-трекеры — данные со штатных датчиков собираются в единую систему, а расход определяется с учетом пройденного расстояния. Такой метод подходит для автомобилей с CAN-шиной, однако погрешность может достигать 15% из-за неточности установленных по умолчанию контроллеров.
Датчики уровня топлива (ДУТ) на определенных точках контроля — топливных баках, двигателях и паровых котлах
Оборудование не только определяет количество горючего внутри, но и его качество, температуру и плотность, что особенно важно для поддержки эксплуатации оборудования. . Датчик расхода топлива (ДРТ) на приемном манифольде или на топливной магистрали — он считает количество принятого топлива
Расходомер может быть как массового так и объемного типа. По возможности рекомендуется устанавливать расходомеры массового типа, ведь именно они позволяют снизить погрешность в измерении до 0,1%
Датчик расхода топлива (ДРТ) на приемном манифольде или на топливной магистрали — он считает количество принятого топлива. Расходомер может быть как массового так и объемного типа. По возможности рекомендуется устанавливать расходомеры массового типа, ведь именно они позволяют снизить погрешность в измерении до 0,1%.
Это поможет предотвратить махинации при заправке и бункеровке (например, выдачи горючего порциями или загонки воздуха).
Счетчик устанавливается на потребители топлива для учета расхода горючего
ДУТ и ДРТ относятся к самому точному способу определить расход топлива — погрешность составляет 0,1-3%. Такое оборудование применяется для поездов, судов и другого транспорта, где любая неточность может обойтись компании в круглую сумму.
За счет выявления случаев кражи, оптимизации использования оборудования, подбора добросовестных поставщиков и улучшения качества горючего расходы компании сокращаются.
Критерии выбора правильного учетного устройства
- Следует сразу определиться с жидкостью, для которой приобретается прибор.
- У недорогих механических вариантов больше погрешность, но им не страшны сильные морозы. Электрические типы приборов обладают меньшей погрешностью измерения, но могут образоваться перебои в работе при отрицательных температурах.
- Учитывайте удобство модели: ее размеры, вес, местонахождение.
- Внимательный осмотр позволит определить надежность и долговечность данного прибора. Бонусом будет инструкция для правильной эксплуатации устройства, информация о самостоятельной замене батареи и о том, как откалибровать прибор.
- Изучите отзывы и советы других покупателей, это поможет дополнить информативную картину о данном устройстве и поможет избежать ошибок при выборе.
Объем генерируемого трафика
От того, как в конкретной системе продуман и организован протокол обмена между бортовым блоком и сервером или непосредственно клиентской программой, напрямую зависит объем издержек на оплату трафика сотовым компаниям. Здесь также можно наблюдать крайности. Первая — это работа в режиме запрос-ответ, когда для того, чтобы получить какую-либо информацию о подконтрольном объекте, оператор средствами программы отправляет на борт запрос. Блок его обрабатывает и присылает оператору ответ. Естественно, трафик будет маленький, но и понятия «анализ трека за период», «история событий» и т.д. будут напрочь отсутствовать. Экономическая целесообразность такой системы будет близка к нулю.
Другая крайность, когда бортовой терминал напрямую беспрерывно «гонит» на сервер протокол «NMEA» да плюс к нему непрерывно передает данные со всех входов/выходов. Здесь будет море избыточной информации и заоблачный трафик. Об экономической составляющей тут можно и не вспоминать, ибо затраты на связь перекроют все экономические эффекты, ради которых, собственно, разрабатываются рассматриваемые системы дистанционного контроля.
Большинство игроков на рассматриваемом рынке, пусть и с разным успехом, находят пути минимизации трафика не в ущерб другим показателям. Наилучшие результаты там, где в самом бортовом терминале производится первичная обработка информации, ее формализация и передача только тогда, когда это действительно необходимо.
Во многих системах, как было выше указано, бортовые блоки всю получаемую информацию без изменений передают в программу конечного пользователя. Обычно в этом случае у наиболее известных программ дистанционного мониторинга предусматривается возможность наложения большого числа различных фильтров и настроек на принимаемые данные. Эти фильтры обеспечивают корректное отображение принимаемой информации, отсеивают ложные, дублированные данные, задают ассоциации, например, «если есть изменение координат, есть сигнал от двигателя, что он работает, значит, это считать движением», или «есть сигнал работы двигателя, но нет изменения координат, считать стоянкой с работающим двигателем».
Иногда, прежде чем начать работу, оператор должен грамотно выбрать необходимые фильтры, выставить правильные значения, и только тогда вся система будет отображать реальную ситуацию. В своих рекламных материалах изготовители преподносят такой вариант как неоспоримое преимущество, говоря о том, что такой комплекс очень гибкий, и можно настроить его как только угодно заказчику и конечному пользователю. На самом деле за таким подходом скрывается совсем другое, изготовитель не стал утруждаться разработкой серьезных схем и математических алгоритмов, обрабатывающих информацию в бортовом блоке и переложил это на плечи клиента. Если это один-два фильтра, то это не так критично, но десяток, а бывает и более фильтров могут ввести в «ступор» даже подготовленного оператора. Зато при обращении заказчика к разработчику системы с заявлением типа: «у меня такая-то нелепица в отчетах», — последний всегда может апеллировать к неграмотности оператора заказчика: «правильно настраивайте программу».
Поэтому системы, в которых в бортовом оборудовании реализована первичная обработка информации, позволяют не только снизить издержки по трафику, но и снимают с конечных пользователей все проблемы по серьезной работе с предварительной настройкой программного обеспечения.
История поля
Система дистанционного мониторинга и контроля сельскохозяйственных угодий многопрофильной компании «Геомир», которая специализируется на продаже оборудования Trimble.
«История поля» позволяет вести оперативный мониторинг состояния посевных площадей, планировать сельскохозяйственные операции, мониторить технику, вести полевые журналы. Система построена по образу и подобию Cropio. Прошла тот же путь развития «сверху вниз», стремится к покрытию всего производственного цикла — от получения и обработки телематических данных до их учета и анализа.
Если нужно закрыть большой пул агрономических вопросов, включая качественный учет выполненных работ или контроль расхода топлива, нужно подключать внешнюю систему мониторинга техники, например, Виалон.
В компании сильная научная экспертиза, но по моему субъективному мнению, накопленные командой знания далеко не полностью сейчас трансформировались в прикладную ценность для сельхозкомпаний.
Credits cash
Программа онлайн вычислений на портале Credits cash (http://creditscash.com.ua/services/fuel-4).
В разделе сервисы есть калькулятор расчета топлива. все вычисления можно выполнить онлайн
В ней можно рассчитать:
- стоимость поездки;
- средний расход топлива;
- расстояние для определенного количества горючего.
Данные, необходимые для вычисления стоимости поездки:
- предполагаемое расстояние поездки;
- расход топлива на 100 километров (средние показатели);
- цена за 1 литр топлива.
Средний расход топлива:
- литраж горючего;
- километраж поездки.
Количество топлива:
- средние данные расхода топлива;
- количество горючего в топливном баке.
Простая программа, не требующая установки, работающая онлайн.
На что уходит бюджет?
Топливо — значительная статья расходов для транспортной компании. Дело не только в том, что горючего требуется много, и стоимость его растет — в среднем одна тонна обойдется в 45-55 тыс. рублей. Есть несколько причин его нецелевого расходования:
- Топливо часто похищается самими сотрудниками компании. Это настолько распространенная проблема, что большинство транспортно-логистических компаний уверены — хоть раз у них происходил слив топлива.
- Расход топлива увеличивается, если сотрудники не соблюдают правила эксплуатации — например, если чрезмерно нагружают двигатели, отходят от заданного маршрута или используют транспорт в личных целях.
- Неисправное оборудование потребляет больше топлива. Если компания не следит за состоянием техники, двигатели и прочие механизмы могут выйти из строя — а это приведет к дополнительным затратам.
Заметить и отследить нецелевой расход топлива можно, только присутствуя на месте «преступления». А доказать, почему именно произошло увеличение расхода топлива, невозможно — любые расхождения реальных и задокументированных показателей можно оправдать погрешностью.
В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
Поэтому многие компании внедряют в свою работу автоматизированные системы контроля топлива — от сфер судоходства и кораблестроения до классической транспортной логистики.
Расскажем подробнее, какие элементы системы контроля топлива могут сократить расходы на логистику.
На что следует обратить внимание при выборе системы спутникового мониторинга?
Первое — это визуализация. Посмотрите демо-версию приложения.
Второе — простота и удобство. Можно ли интуитивно найти кнопку, чтобы сформировать отчет или построить историю движения? Сколько это заняло времени?
Третье — современная и надежная платформа. Является ли система — высокодоступным онлайн-сервисом, или построена на устаревшем монолитном подходе?
Четвертое — непрерывные обновления и активное развитие. Как часто выходят новые обновления? Может ли разработчик доработать программное обеспечения под нужды клиента, и платно ли это?
Пятое — безопасность. Используются ли средства защиты информации и шифрования данных?
Шестое — команда. Какая компетенция и экспертиза у разработчиков системы? Участвует ли компания в отраслевых мероприятиях?
Седьмое — лицензии и сертификаты. Есть ли свидетельство о регистрации ПЭВМ? Занесено ли оно в единый реестр российских программ ЭВМ и БД по приказу Минкомсвязи РФ?
Если у вас остались вопросы вы всегда можете связаться со специалистами нашей компании для получения консультации по текущим продуктам.
Альтернативные способы контроля расхода топлива
Для владельцев личных авто идеальным вариантом отслеживать расход топлива считаются правильная настройка датчика уровня топлива и корректное отображение величины на указателе расхода.
Вторым вариантом узнать настоящий расход остается использование штатного датчика через КАН-шину. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.
Контроль расхода топлива через КАН-шину
CAN (Controller Area Network) — это интерфейс, который отслеживает все показания блоков, электронных систем и датчиков в авто, распределяет, передает, обрабатывает информацию для корректной работы узлов и агрегатов. Для отслеживания расхода горючего в КАН-интерфейсе используется штатный датчик уровня, установленный в баке.
Чтобы получить информацию с КАН-шины необходимо подключить систему мониторинга к CAN-интерфейсу. Лучшим вариантом считается бесконтактная передача данных, когда к шине подключаются бесконтактные считывали расхода. Для этого используется адаптер CAN-LOG, с помощью которого проводится передача информации с КАН-шины авто на систему мониторинга.
Бесконтактная схема не требует установки дополнительного оборудования в электросистему авто, не нарушает целостность проводки.
Датчик уровня топлива
Проверить расход бензина или дизеля можно используя штатный емкостный датчик уровня топлива. ДУТ может контролировать и передавать данные о динамическом потреблении горючего во время движения, количестве заправок и сливов с топливного бака.
Подключается расходомер к устройству на панели приборов через аналоговый или цифровой разъем. На приборной доске располагается устройство, на шкале (цифровой или стрелочной) отображается реальный объем топлива.
Корректно настроенный датчик уровня имеет максимальную погрешность 3 %. Параметр зависит от правильной работы поплавка и от тарировки топливного бака. Чтобы получить максимально точную информацию, в бак устанавливают несколько приборов.
Датчики расхода топлива позволяют снизить затраты на ГСМ на 30 % за счет несанкционированных сливов. Приборы окупаются в течение 2–3 месяцев, что для владельцев автопарка достаточно выгодно. Устанавливать ли ДРТ на собственный автомобиль, каждый водитель будет решать сам. Правильно отрегулированный датчик уровня способен вывести на приборную панель всю необходимую информацию без использования дополнительного оборудования.
Агросигнал
Цифровая мастер-система саратовской компании «Инфобис». Опытный игрок на российском рынке, одна из первых российских компаний, которая начала внедрять IT в агрорынок.
В отличие от Cropio, архитектура системы строилась по восходящему пути эволюции — функциональность наращивалась от элементарных потребностей растениеводческого бизнеса, вроде учета горючего, до самых сложных.
«Агросигнал» делает технический и управленческий мониторинг, закрывает производственный цикл предприятия: от формирования производственного плана и бюджета, и контроля исполнения (выявления нарушений технологии, простоев, нецелевого использования техники) до учета и анализа результатов. В системе есть шаблоны для быстрого заполнения результатов полевого осмотра, оффлайн-скаутинг и возможность формирования отчетов для разных специалистов — экономистов, инженеров, агрономов, юристов.
Пользователи отмечают интуитивность интерфейса системы и удобство компоновки функциональных блоков. За счет таких особенностей скорость выполнения типовых задач, регулярно используемых специалистами агропредприятий в IT-системах становится выше. Например, на создание детального общего оперативного плана работ для предприятия средней площади уходит не более 15-20 минут, что ощутимо меньше в сравнении со скоростью аналогичной работы в похожих системах
Так, можно создавать быстрый и точный план работ, что зачастую критически важно для автоматизированного контроля параметров технологических операций в реальном времени, а, как следствие, своевременного выявления отклонений работы от плановых значений и минимизации возможных потерь
В компании большая команда разработки — 40 человек. Налажены процессы по быстрой адаптации продукта в сельхозкомпаниях. Система не привязана к конкретному оборудованию, так что с ней могут работать разные производители. Подходит для любых площадей, основные клиенты — крупные агрохолдинги. Стоимость — от 10 до 45 рублей за гектар в год, зависит от функционала. Клиенты — российские и казахстанские сельхозпредприятия.
Данные хранятся в России, для тех, для кого это критично исключает риск проблем из-за санкций и дает уверенность в сохранности серверов.
Цена
Последним по списку и последним аргументом в пользу того или иного бортового оборудования является цена.
При выборе системы дистанционного мониторинга надо исходить не из заявленной первоначально стоимости приобретаемого программного обеспечения, бортового оборудования и предлагаемой периферии, а подумать о таком понятии как «цена владения». Привлеченный низкой ценой бортового оборудования, программного обеспечения, отсутствием платы за абонентское обслуживание, покупатель постепенно начинает делать для себя интересные открытия. Как может оказаться, что отчеты, ради которых и приобреталась система, поставляются за отдельную плату. Карта идущая в комплекте только обзорная России, остальные нужно докупать самостоятельно. Для работы серверной программы может оказаться необходимо приобрести очень специфичное оборудование и дополнительные программные продуты сторонних производителей,естественно, лицензионные и недешевые. Какие-то, возможно, необходимые доработки под специфические задачи необходимо заказывать на стороне и т.д. Думаю, уместно сравнение услуг мониторинга транспорта с услугами сотовых операторов — тарифы могут быть разными, но «бесплатный сыр» должен настораживать. На рынке известны ситуации, когда система поставлялась без абонентской платы, а через год компания начинает получать счета на тех. поддержку или за какие то другие услуги. В любом случае клиент должен понимать, когда кто-то выполняет для него услуги (содержание серверов, их обслуживание, резервирование данных, техническая поддержка, установка, подключение, обучение, обновление ПО и .т.д), за них естественно придется платить, и лучше, если эти схемы будут прозрачными.
В конечном итоге стоимость всей системы в удовлетворившем покупателя состоянии может превысить все разумные пределы.
Применительно к стоимости конкретно бортовых приборов можно сказать, что цена должна быть адекватной. Не слишком дешевой 5-8 тысяч руб., потому что при использовании хорошо зарекомендовавших себя и надежных компонентов это не перекроет затрат на производство, но и не «от крыла самолета» — свыше 20 тысяч рублей.
Какую систему поставить
Расход топливной жидкости – один из самых главных и наглядных показателей эффективности автопарка. Если затраты начинают расти, а эффективность топчется на месте, есть причины подумать о рациональном использовании топлива и сознательности водителя.
Без контроля вы можете столкнуться с одной из следующих проблем:
- водитель может не доливать топливо в бак, присваивая часть служебного бензина себе;
- сотрудники могут пропускать дозаправку, но отчитываться за них «левыми» квитанциями;
- особо наглые и предприимчивые могут попросту сливать бензин из бака автомобиля.
Контроль за сливом и заправкой грузовиков и других больших машин – очень актуальная тема. Ведь чем крупнее бак автомобиля, тем большие финансовые потери можно понести от нечестных водителей.
ДУТ — лучший вариант для большегрузов
Лучшим вариантом для грузовиков является установка бортового GPS-терминала, а затем подключение к датчику уровня топлива (ДУТ). Специалистами рекомендуются к установке цифровые датчики, поскольку они обеспечивают наиболее точные показания.
Внутренний микропроцессор FLS может автоматически исправлять ошибки измерения, вызванные неравномерным распределением содержимого в резервуарах неправильной формы.
После установки датчика калибруется сам топливный бак, поэтому после небольшой корректировки ДУТ в системе мониторинга вы можете получить точную информацию об объеме топлива, расходе (в литрах), количестве и объемах заправок и разгрузок бака.
Контроль на легком коммерческом транспорте
Коммерческий легковой транспорт включает малотоннажные автомобили. Обычно к ним относятся бортовые грузовики ГАЗель, микроавтобусы и фургоны. Это машины, которые наиболее часто имеются в автопарках малых и средних предприятий.
Есть два способа контролировать количество топливной жидкости в автомобилях с малым тоннажем. Какой из них вы выберете, зависит от модели авто и от того, насколько точные измерения вам нужны.
Виды контроля следующие:
- Установка датчиков уровня топлива (ДУТ). Если у вашего автомобиля топливный бак правильной формы, датчик будет самым безопасным и надежным способом контроля топлива и смазочного масла.
- Расчет уровня топлива в соответствии с нормой. Если установка датчика уровня является невозможной, рекомендуем проверять уровень топливной жидкости в соответствии со спецификациями. Для этого в карточку автомобиля необходимо ввести расход топлива на 100 километров. Сразу после этого система мониторинга отображает рассчитанный расход топлива для каждой выбранной поездки или за выбранную продолжительность времени. Сравнивая данные нормы и фактические результаты, вы можете выявить мошенничество, если такое было.
Отслеживание сливов и заправок у легковой машины
Проводить отслеживание заправок и сливов у легковушек можно двумя способами. Они следующие:
- Автомобильный терминал. Проводной терминал GPS питается от электросети автомобиля, поэтому беспокоиться о емкости аккумулятора не приходится. В большинстве случаев такие детекторы устанавливаются под панелью приборов в салоне автомобиля (вдали от посторонних глаз).
- OBDII. Детектор, установленный в диагностический разъем, позволяет удаленно «считывать» данные об уровне топлива с приборной панели автомобиля. Его можно установить практически на все импортные и отечественные легковые машины. Главное, чтобы на приборной панели был диагностический разъем OBDII.