Нелёгкие легковые ЗИЛы
Ранее к категории «С» относились автомобили, предназначенные для перевозки грузов, полной массой более 3500 кг. Но с 1998 года в водительских правах чёрным по белому пишется: «Автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг». Это означает, что для управления любым автомобилем тяжелее трёх с половиной тонн, но где не более восьми посадочных мест, нужна «грузовая категория». Впрочем, что-то вступление затянулось…
К сожалению, в год столетия легендарного завода имени Лихачёва, нам остаётся лишь вспоминать о нём. Но, думаю, многим будет интересно узнать несколько фактов и любопытных историй о том, как создавали, модернизировали и испытывали легковые автомобили ЗИЛ уже на закате их производства – лимузины первых лиц государства, которые по привычке народ называл «членовозами», поскольку в 1960–1980-х пользоваться ими могли только высшие члены ЦК КПСС, а в 1990-х только члены правительства.
В подразделение, которое именовалось «бюро по исследованию и доводке легковых, малотоннажных и специальных автомобилей», входившее в структуру КЭИР (корпус экспериментальных и исследовательских работ) я попал сразу после окончания Московского автомобильно-дорожного института МАДИ (ГТУ) летом 1998 года в качестве водителя-испытателя «5 / 25». Вот вам и первая интрига в моей стартовой должности на АМО ЗИЛ.
Ситуация сегодня
Кроме того, нужно отметить, что часть ЗИЛов до сих пор самостоятельно переделывают в довольно интересные варианты.
И они продолжают служить верой и правдой своим владельцам. В основном частникам-энтузиастам, любителям данной марки автомобилей.
Дизельный тягач, с большим спальным отсеком, переделан из ЗИЛ 133 ГЯ
Трёхосный ЗИЛ-сельхозник с трёхсторонней разгрузкой. Дизельный, выполняет все задачи КАМАЗа. При этом водителя гораздо меньше трясёт. И авто гораздо удобнее эксплуатировать на сельских дорогах. Включая ремонт и обслуживание на морозе. Когда пассажиры находятся в кабине в тепле с отдельным подогревателем салона
И такое ЗИЛу по плечуЗнаменитый откидной капот с крыльями — удобно обслуживать с любой стороны. И пассажиры при этом в тепле. А можно и полностью снять. УРАЛ до сих пор такого удобства не добился. Даже в новой версии NEXT!
Дизельный ЗИЛ с нагрузкой в кузов в 10 тонн. С увеличенным по высоте спальным отсеком. Хоть всех троих клади спать. КАМАЗ и УРАЛ о таком даже не мечтают. Очень удобная посадка в салон, хоть дедушек и бабушек вози с детьми. Никуда карабкаться не нужно. Плюс широкие двери и на ямах за колесом не трясёт
Модельный ряд и тематика работ
Основные модели легковых автомобилей ЗИЛ, которые в 1998 году серийно выпускал специальный цех № 6, были далеко не новинки. Это лёгкий небронированный лимузин ЗИЛ-41047, тяжёлый «броневик» ЗИЛ-41052 и седан ЗИЛ-41041.
К нашим (в сфере компетенции и зоны ответственности бюро) «легковушкам» относились соплатформенные представительские микроавтобусы «Юность» («ГП» № 10, 2010 г., с. 80). Все эти машины представляли дальнейшее развитие моделей ЗИЛ-115, -117 и-118 1970-х годов. Легковой ЗИЛ – это автомобиль с кузовом лимузин, седан и даже универсал-эмбюленс (специальный медицинский автомобиль, которому в ГОСТе пришлось даже отвести особое место) на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения, продольно расположенным V-образным 8-цилиндровым двигателем (точнее, рабочий объём 7,7 л), мощностью 315 л.с. и автоматической 3-ступенчатой трансмиссией. Классическая компоновка с приводом на задние колёса.
Передняя подвеска очень сложная, на продольных торсионах (опрокинуть машину невозможно!), задний мост неразрезной на малолистовых рессорах длиной 1550 мм. Снаряжённая масса ЗИЛ-41047 в зависимости от модификации около 3,8 т, бронированный 3ИЛ-41052 весит примерно 6,5 т и «малыш» – седан 41041 самый лёгкий, примерно 3,4 т.
В виде макета ещё существовала принципиально новая модель лимузина с несущим кузовом, но работы по ней практически не велись из-за туманных перспектив и недостатка средств. В то время уже был снят запрет на использование импортных компонентов, что развязало руки конструкторам. Серийным автомобилям требовались новые, более эффективные тормоза с вакуумным усилителем вместо устаревшего гидровакуумного, колёсные дисковые тормозные механизмы тоже нуждались в доводке и настройке.
Четырёхкамерный карбюратор с кучей вакуумных приводов тоже морально устарел, был капризным, подлежал ремонту и регулировке только на стенде, поэтому в перспективе предполагался переход на систему питания с впрыском топлива. Ещё одна принципиальная особенность легкового ЗИЛа – двигатель невозможно запустить уже при 0º по Цельсию – машина должна храниться только в отапливаемом гараже.
Всё это стало серьёзным препятствием для реализации так называемого проекта «гражданских версий машин», т. е. продажи в частные руки: в конце 1990-х желающих купить и готовых оплатить новенький легковой ЗИЛ было хоть отбавляй! Поэтому пока не был готов впрыск топлива в срочном порядке начались работы по установке импортного программируемого жидкостного автономного отопителя. Партнёром была выбрана компания Webasto. Ну и ещё основной заказчик и эксплуатант ГОН постоянно требовал устранения конструктивных и эксплуатационных недостатков. Этих «мелочей» набиралось немало: от механизма сервопривода сиденья до качества звучания аудиосистемы. Изначально устанавливаемое радиооборудование рижского радиозавода к тому времени безнадёжно устарело, а поставщик оказался за границей. Так что скучать нам было некогда. Ещё нельзя не упомянуть отдельное направление исследовательских и доводочных работ – броне- и взрывозащита, правда, мы имели к этому направлению лишь касательное отношение, в плане «разобрать / собрать, установить, перегнать». Баллистикой занимались другие люди, из другого ведомства.
Вместо послесловия
Следующей зимой, накануне миллениума, я ушёл с автозавода на другую работу. Надо было кормить семью, а зарплату по-прежнему не повышали и задерживали, многие программы испытаний нашего бюро были свёрнуты, так как кремлёвский ГОН решил окончательно перейти на эксплуатацию иностранных автомобилей…
Техническая характеристика ЗИЛ-41047
Параметр | Значение |
Полная масса (максимально допустимая), кг | 3860 |
Двигатель:
|
ЗИЛ-4104 Карбюраторный, V-8, степень сжатия 9,3 7695 315 при 4600 мин-1 608 при 2400–2600 мин-1 |
Коробка передач: | Автоматическая, 3 ступени вперёд, одна назад, коэффициент трансформации гидротрансформатора 2,45 3,62 |
Колёсная формула | 4х2 |
Рекомендованный сорт топлива | Аи-95 |
Расход топлива при смешанном цикле л/100 км | 22,0 |
Вместимость топливного бака, л | 120 |
Подвеска | Спереди на продольных торсионах, сзади – на малолистовых рессорах длиной 1550 мм с полиэтиленовыми вкладками |
Разгон до 100 км/ч, с | 12,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 190 |
Модельный ряд и тематика работ
Основные модели легковых автомобилей ЗИЛ, которые в 1998 году серийно выпускал специальный цех № 6, были далеко не новинки. Это лёгкий небронированный лимузин ЗИЛ-41047, тяжёлый «броневик» ЗИЛ-41052 и седан ЗИЛ-41041.
К нашим (в сфере компетенции и зоны ответственности бюро) «легковушкам» относились соплатформенные представительские микроавтобусы «Юность» («ГП» № 10, 2010 г., с. 80). Все эти машины представляли дальнейшее развитие моделей ЗИЛ-115, -117 и-118 1970-х годов. Легковой ЗИЛ – это автомобиль с кузовом лимузин, седан и даже универсал-эмбюленс (специальный медицинский автомобиль, которому в ГОСТе пришлось даже отвести особое место) на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения, продольно расположенным V-образным 8-цилиндровым двигателем (точнее, рабочий объём 7,7 л), мощностью 315 л.с. и автоматической 3-ступенчатой трансмиссией. Классическая компоновка с приводом на задние колёса.
Передняя подвеска очень сложная, на продольных торсионах (опрокинуть машину невозможно!), задний мост неразрезной на малолистовых рессорах длиной 1550 мм. Снаряжённая масса ЗИЛ-41047 в зависимости от модификации около 3,8 т, бронированный 3ИЛ-41052 весит примерно 6,5 т и «малыш» – седан 41041 самый лёгкий, примерно 3,4 т.
В виде макета ещё существовала принципиально новая модель лимузина с несущим кузовом, но работы по ней практически не велись из-за туманных перспектив и недостатка средств. В то время уже был снят запрет на использование импортных компонентов, что развязало руки конструкторам. Серийным автомобилям требовались новые, более эффективные тормоза с вакуумным усилителем вместо устаревшего гидровакуумного, колёсные дисковые тормозные механизмы тоже нуждались в доводке и настройке.
Четырёхкамерный карбюратор с кучей вакуумных приводов тоже морально устарел, был капризным, подлежал ремонту и регулировке только на стенде, поэтому в перспективе предполагался переход на систему питания с впрыском топлива. Ещё одна принципиальная особенность легкового ЗИЛа – двигатель невозможно запустить уже при 0º по Цельсию – машина должна храниться только в отапливаемом гараже.
Всё это стало серьёзным препятствием для реализации так называемого проекта «гражданских версий машин», т. е. продажи в частные руки: в конце 1990-х желающих купить и готовых оплатить новенький легковой ЗИЛ было хоть отбавляй! Поэтому пока не был готов впрыск топлива в срочном порядке начались работы по установке импортного программируемого жидкостного автономного отопителя. Партнёром была выбрана компания Webasto. Ну и ещё основной заказчик и эксплуатант ГОН постоянно требовал устранения конструктивных и эксплуатационных недостатков. Этих «мелочей» набиралось немало: от механизма сервопривода сиденья до качества звучания аудиосистемы. Изначально устанавливаемое радиооборудование рижского радиозавода к тому времени безнадёжно устарело, а поставщик оказался за границей. Так что скучать нам было некогда. Ещё нельзя не упомянуть отдельное направление исследовательских и доводочных работ – броне- и взрывозащита, правда, мы имели к этому направлению лишь касательное отношение, в плане «разобрать / собрать, установить, перегнать». Баллистикой занимались другие люди, из другого ведомства.
Применение машины
Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей выступал Гараж особого назначения (ГОН), обеспечивающий специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем России. Вплоть до нынешнего времени ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ.
Правительственные лимузины задействовались для обеспечения безопасного передвижения высших должностных лиц страны, включая их работу при проведении официальных международных мероприятий. В частности, отечественными представительскими машинами перевозили лидеров большинства зарубежных государств, находящихся с визитами в СССР и России.
Завершающим экземпляром серийных ЗиЛов-41047, построенных заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий под заказ администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. К 2009 году относится попытка возобновления штучной сборки автомашин. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвёртому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, из которого с 2014 года он перешел как экспонат в украинский «Музей коррупции» в Межигорье.
В советское время наделение кого-либо из представителей высшего партийно-государственного руководства автомашиной семейства ЗиЛ-4104 в качестве служебно-персонального транспортного средства носило чрезвычайно престижный характер, особо подчёркивая принадлежность этого лица к кругу носителей высшей власти. Но после распада СССР, для руководства получившей «независимость» России подобные соображения со временем полностью утратили актуальность. Тем не менее эксплуатацию ЗиЛ-41047 ГОН продолжал вплоть до 2008 года.
Следует отметить важную деталь: пробег каждого из правительственных транспортных средств имел чётко обозначенную границу — 100 тысяч километров. По достижении этого показателя, спидометры машины шли «под списание», сопровождавшееся их полной разукомплектацией. По этой причине авто подобного класса так мало сохранилось к настоящему времени.
ЗиЛ-41047 на улицах Москвы в российскую эпоху
Технические характеристики
Силовой агрегат
В наше время большое количество автолюбителей восторгаются зарубежными транспортными средствами, на борту у которых силовые установки V8, объема 5.6 литра, однако, если сравнивать их с ЗИЛовским мотором, зарубежные варианты выглядят «игрушечно». Массивная крышка капота советского огромного лимузина скрывает под собой V-образный, восьмицилиндровый, 16-клапанный, 7.7-литровый двигатель.
Такой «движок» развивает 315 лошадиные силы, но это еще не все! Он выдает 608 Н/м крутящего момента уже при 2 500 оборотов в минуту – такой показатель превышает данные Nissan GT-R и схож с новым Jeep Grand Cherokee SRT. Последняя модель выделяется первыми местами среди большинства спортивных машин, оставляя их сзади себя.
Такой силовой агрегат запитывается с помощью четырехкамерного карбюратора и извлекает искру из свечей при помощи бесконтактного зажигания. Тип привода газораспределительного механизма – OHC. Блок является алюминиевым, а двигатель получил два распределительных вала.
У каждого цилиндра объем камеры сгорания составляет почти литр. Такие моторы устанавливают на Тойота Ярис или Дэу Матиз. Такой «движок» позволяет разгоняться тяжелому лимузину до скоростной отметки в 100 км/ч. за 13 секунд, а максимальная скорость составляет 190 километров в час.
Трансмиссия
Передавала крутящие усилия от такого мощного двигателя на колеса трехскоростная гидравлическая трансмиссия на «автомате» и 3-х скоростная коробка планетарного подразделения. В качестве привода предусматривались только задние колеса. Карданный вал получил промежуточную опору.
Неразрезной задний мост оснастили главной передачей гипоидного вида. Селектор переключения скоростей установили на трансмиссионном тоннеле между передними креслами. КПП обладает механизированным стопором для того, чтобы удерживать машину на подъеме. Он выключается в автоматическом порядке, как только авто тронется с места.
Ходовая часть
Впереди на советскую модель решили установить независимую, бесшкворневую подвеску, на поперечных рычагах, где также есть стабилизатор поперечной устойчивости. В роли упругой детали применили 28-миллиметровый торсион, установленный вдоль рамы, который оказывает действие на нижний рычаг.
Сзади применили зависимую подвеску, где есть продольные несимметричные полуэллиптические рессоры и реактивные тяги. У длинных малолистовых рессор (1 550 миллиметров) была прокладка между листами полиэтиленового типа. Обе подвески получили амортизаторы телескопического вида.
Рулевое управление и тормозная система
В роли рулевого устройства специалисты решили применить винт-шариковую гайку с зубчатым сектором. Все это дополняется гидравлическим усилителем рулевого колеса. Тормозная система обладает дисковыми 292.2-миллиметровыми вентилируемыми тормозами впереди и задними 315.7-миллиметровыми устройствами.
Гидравлический привод представлен двухконтурным типом, каждый из которых воздействует на тормозные устройства 4-ех колес. Стояночный тормоз имеет барабанное оснащение. Привод производится при помощи левой педали.
Безопасность
Бронированные модели ЗИЛа 41047 выпустили только в количестве 14 штук. Такие транспортные средства обеспечивали уверенную безопасность всем пассажирам. Некоторые места правительственного автомобиля имеют толщину брони в 8 сантиметров! Толщина стекол составляет 8.5 сантиметра! Сквозь них не могут пройти пули даже 7.62 калибра с бронебойным закаленным сердечником.
Машина выдерживала взрыв гранаты на крыше и даже под топливным баком. Как упоминалось уже выше, президентский лимузин не боялся даже проколов колес, что позволяло ему в максимально быстрые сроки покинуть «опасное место». Примечательно и то, что советский автомобиль почти невозможно перевернуть – это лишний раз красноречиво свидетельствует о высоком уровне безопасности.
Модификации представительского автомобиля ЗИЛ-4104
За период серийного производства были созданы следующие модификации автомобиля ЗИЛ-4104:
- ЗИЛ-4104. Базовая модификация машины, принятая в эксплуатацию в 1978 году;
- ЗИЛ-41041 Седан. Автомобиль сопровождения с укороченной базой и пятиместным кузовом типа седан. Выпуск машины начался в 1986 году, всего было изготовлено 26 экземпляров автомобиля;
- ЗИЛ-41042. Санитарный автомобиль с кузовом универсал, созданный на базе ЗИЛ-4104. Машина имела несколько удлиненный кузов и надстройку над медицинской частью салона. Задняя дверь состояла из двух половинок, верхняя из которых поднималась, а нижняя – откидывалась. Автомобиль вмещал в себя бригаду из трех медиков и одного лежачего больного. ЗИЛ-41042 окрашивался в черный цвет, чтобы не выделяться на фоне кортежа. Позже на базе модификаций ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 также были созданы медицинские версии;
- ЗИЛ-41043. Машина специальной правительственной связи с комплексом электронного оборудования и антенной, встроенной в крышу. Данная модификация производилась с 1980 по 1983 год;
- ЗИЛ-41044 Фаэтон был создан в 1981 году. От базовой модели он отличался укороченной базой, двумя дверьми, автоматически складывающимся верхом и рамками боковых стекол. В салоне отсутствовало правое сидение, а в его центре была установлена тумба. Кроме того, машина оборудовалась микрофоном и радиостанцией. Всего было изготовлено три автомобиля данной модификации, и до 2009 года они регулярно принимали участие в парадах. В настоящее время эти лимузины находятся на балансе российского военного ведомства;
- ЗИЛ-41045. Модификация машины, выпускавшаяся с 1983 по 1985 год. С приходом нового генсека дизайн главного автомобиля страны решили немного «освежить». От базовой модели она отличалась только косметически;
- ЗИЛ-41046. Автомобиль с системой специальной связи «Кавказ»;
- ЗИЛ-41047. Модификация лимузина, которая появилась в 1985 году после очередной смены высшего руководства страны. Как и в случае с ЗИЛ-41045 изменения коснулись только дизайна машины: формы передних и задних фар, радиаторной решетки, зеркал заднего вида. Двигатель ЗИЛ-41047 получил электронную систему зажигания, также была несколько уменьшена токсичность отработанных газов. Кроме того, автомобиль был оснащен 16-дюймовымии колесами и особыми шинами с конструкцией, позволяющей выдерживать до семи пулевых попаданий;
- ЗИЛ-41048. Модификация, оснащенная системой климат-контроля;
- ЗИЛ-41049. Автомобиль специальной связи, созданный на базе ЗИЛ-41047. Он предназначался для замены ЗИЛ-41046. Всего было изготовлено два экземпляра этого автомобиля;
- ЗИЛ-41072 «Скорпион». Модификация автомобиля, созданная для сотрудников охраны высших лиц государства. Машина имела широкие подножки, поручни на кузове и в салоне, а также люк и механизм мгновенного открытия заднего стекла. В салоне размещались поворотные кресла, удобные и для ведения стрельбы, и для наружного наблюдения.
Медицинский ЗИЛ-114 ЕА
Первый инфаркт Брежнева Л.И. в 1972 году стал главной причиной выпуска
нового типа автомобилей сопровождения. Это была практически скорая
помощь, только с рядом специфических требований. Правительственная скорая помощь
не должна выделяться в кортеже и поэтому за основу взяли ЗИЛ-114.
Так же требовалось сохранить комфорт лимузина. Но основным приоритетом
оставалась быстрая и безопасная доставка Первого лица до больницы.
Оснащённость находилась на уровне базовой
скорой помощи. В составе экипажа всегда присутствовали несколько
врачей. Врачам из экипажа запрещалось надевать традиционные белые
халаты, чтобы не раскрыть назначение машины.
Разработчикам требовалось создать из лимузина
универсал, чтобы входила вся медицинская техника. Длина рамы
автомобиля позволяла это сделать с минимальными изменениями в
конструкции, но на деле всё оказалось сложнее. Рама брала на себя
часть силовых нагрузок. Простое изменение положения некоторых
технических узлов привело бы к нарушению характеристик жёсткости.
Инженерам пришлось пересмотреть строение кузова и переработать
компоновку. Внутри салона от спинок передних сидений до крышки
багажника поместили основание для носилок, три сиденья для врачей
и ящики для хранения медицинских принадлежностей.
фотография медицинский ЗИЛ-114
ЗИЛ-117 — советский легковой автомобиль высшего
класса с кузовом седан и кабриолет ЗИЛ-117В. Преемник — ЗИЛ-41041
(1986—2000).
Защита пассажиров
Бронированный автомобиль представительского класса ЗИЛ-4105 защищался листами стали толщиной от 4 до 10 мм. Стыки открывающихся панелей были выполнены ступенчато, что не позволяло пулям и брызгам свинца проникать в салон. Лобовое бронестекло имело толщину 43 мм, все остальные стекла толщиной 47 мм. Стекла всех дверей были неподвижными. Благодаря конструкции автомобиль имел очень низкий центр тяжести. Из-за этого движущийся лимузин опрокинуть практически невозможно.
Топливный бак имел протектор, который не давал вытекать топливу при сквозных повреждениях. Благодаря такому решению, позаимствованному из авиации, удалось обеспечить высокую пожарную безопасность лимузина. Разработку и производство баков емкостью 120 литров выполнил специализированный НИИ Стали.
В ходе испытаний опытные образцы ЗИЛ-4105 подвергали обстрелу из разных типов стрелкового оружия, включая крупнокалиберные снайперские винтовки. Прочность крыши и днища проверяли подрыванием гранат. Конструкция машины успешно прошла испытания. Автомобиль комплектовался шинами особой конструкции, которые позволяли продолжать движение с высокой скоростью при простреле. Автомобили оснащались микрофоном внешнего громкоговорителя в перчаточном ящике и в подлокотнике заднего сидения (справа, вместе с пультом управления кондиционером).
Интересно отметить, что параллельно по такой же программе испытывался бронированный лимузин «Кадиллак», который также достаточно успешно прошел цикл проверок. Но параметры защиты и общие характеристики ЗИЛ-4105 оказались заметно выше, чем у заокеанского аналога.
Плюсы и минусы
Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советской техники периода с 50-х по 70-е годы имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних осложнений. Технические характеристики позволяют работать всем системам в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик применялся и применяется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд. Нынешнему существованию не мало способствует и внешний вид машины, так как его простота и наличие всего необходимого цепляли как в годы его создания, так и сейчас.
Отрицательным качеством является постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим, в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает данную машину крайне неэкономной, а дизельные версии практически нереально встретить. Ценовой вопрос для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом. ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать в цене 600 тысяч рублей.
Особенности оснащения
Более существенные изменения, соответствующие развитию технологий того времени, можно найти при внимательном изучении салона. Вместо черной кожи для отделки сидений использовали мягкий велюр. Установили элементы отделки, сделанные из качественных полимеров.
Передняя часть салона
Акустическую систему с мощными усилителями и 10-ю динамиками дополнили проигрывателем CD-дисков. Аналоговые приборы поставили в комбинации с цифровым информационным экраном. Шумоизоляцию улучшили трехслойным остеклением боковых окон.
В перегородку за креслами первого ряда вмонтировали откидные подставки для ног. Задние сиденья оснастили электрическими приводами.
Места для VIP пассажиров
Надежность отдельных функциональных узлов обеспечили дублированием:
- бензонасоса;
- системы зажигания;
- аккумулятора;
- кондиционера;
- контура тормозной системы.
Конструкторы седана подчеркивали эргономичность и внешний вид новой приборной панели. Оригинальный дизайн колесных дисков из легких сплавов защищен патентом.
Уникальные колесные диски
Конструкция и технические характеристики
Новый ЗИЛ-4112Р представляет собой не модификацию ЗИЛ-41047, а совершенно новый автомобиль, наследующий при этом черты своих предшественников, такие, как исключительные комфорт, красоту обводов, плавность хода и царственную стать на фоне мощи и уверенности. По сравнению с предшественником колёсная база нового лимузина увеличена на 200 мм, при этом сама машина укоротилась в длине на 110 мм. От старой рамы остались только передние и задние элементы, а от старого кузова были интегрированы в новый лишь капот и дверные ручки, все остальные компоненты были разработаны заново, от карбоновых бамперов до раскрывающихся друг навстречу другу в стиле Lincoln Continental 60-х годов задних дверей c оригинальной конструкции безопасными замками, позволяющими обойтись без промежуточных стоек.
В машине установлен двигатель ЗИЛ-4104 с алюминиевым литым блоком цилиндров, с компоновкой V8, объёмом 7,7 литра, степенью сжатия 9,3 и углом развала 90 градусов. В двигателе использованы инжектор с многоточечным впрыском и распредвалы с верхним расположением, в результате чего он стал намного эластичнее своей карбюраторной версии и развивает около 400 л. с. мощности при 4’400—4’600 оборотов в минуту и 610 Нм крутящего момента при 2’500—2’700 оборотов в минуту. Из новшеств здесь были применены дроссельная заслонка оригинальной конструкции, система охлаждения с двумя электровентиляторами и бесконтактное электронное распределение зажигания. Система выхлопа имеет 4 каталитических нейтрализатора и соответствует стандарту Евро-4.
С двигателем агрегатируется пятиступенчатая планетарная автоматическая трансмиссия Allison 1000. Передняя подвеска независимая торсионная, задняя — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах. И передняя, и задняя подвески оборудованы двойными телескопическими амортизаторами и снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости. Рулевое управление типа «винт-гайка», с гидроусилителем руля. Так же предусмотрен и вариант с реечным рулевым механизмом. Тормоза двухконтурные дисковые вентилируемые с антиблокировочной системой и системой курсовой устойчивости; парковочный тормоз – барабанный. Шины размерностью 18 или 20 дюймов, есть две опции.
Автомобиль оснащён двойным раздельным климат-контролем (разделение идёт при помощи плоской струи воздуха посередине вдоль пассажирского салона), баром, холодильником, подушками безопасности, электроприводами шторок и сидений. В стекло, отделяющее салон пассажиров от водительского салона, вмонтирован жидкокристаллический телевизор. Имеется полноразмерное запасное колесо, спрятанное в специальную нишу багажника без уменьшения его объёма.. При отделке салона применена натуральная кожа бежевого цвета и ценные сорта дерева. В заднем салоне четыре пассажирских сиденья, из них два – основные, лицом по ходу движения и два – дополнительные, раскладывающиеся электроприводом, расположены лицом против хода движения.
Автомобиль не бронирован. Ещё в 2012 г. (пока завод ещё существовал) производитель предлагал бронекапсулу подобно ЗИЛ-41052.
Массивная решётка радиатора ЗИЛ-4112Р
Пассажирский салон ЗИЛ-4112Р
Водительский салон и панель управления ЗИЛ-4112Р
Вместо послесловия
Следующей зимой, накануне миллениума, я ушёл с автозавода на другую работу. Надо было кормить семью, а зарплату по-прежнему не повышали и задерживали, многие программы испытаний нашего бюро были свёрнуты, так как кремлёвский ГОН решил окончательно перейти на эксплуатацию иностранных автомобилей…
Техническая характеристика ЗИЛ-41047
Параметр | Значение |
Полная масса (максимально допустимая), кг | 3860 |
Двигатель:
|
ЗИЛ-4104 Карбюраторный, V-8, степень сжатия 9,3 7695 315 при 4600 мин-1 608 при 2400–2600 мин-1 |
Коробка передач: | Автоматическая, 3 ступени вперёд, одна назад, коэффициент трансформации гидротрансформатора 2,45 3,62 |
Колёсная формула | 4х2 |
Рекомендованный сорт топлива | Аи-95 |
Расход топлива при смешанном цикле л/100 км | 22,0 |
Вместимость топливного бака, л | 120 |
Подвеска | Спереди на продольных торсионах, сзади – на малолистовых рессорах длиной 1550 мм с полиэтиленовыми вкладками |
Разгон до 100 км/ч, с | 12,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 190 |
Модификации
В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.
Модификации | Особенности | Годы выпуска | Число машин |
ЗиЛ-41041 | Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с обрезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 т) повысились динамические данные | 1986-2000 | 26 |
ЗиЛ-41042 «Черный Доктор» | Транспортное средство медицинского назначения с кузовом «универсал». Кормовая дверь поднималась вверх. Масса – 3,9 т. Функциями реанимобиля не обладал, ограничиваясь транспортировкой для последующей госпитализации под наблюдением экипажа из 3 врачей. | 1986-2000 | 3 |
ЗиЛ-41049 «Дружба» | Автомашина специальной связи с оборудованием типа «Кавказ» | 2000 | 2 |
ЗиЛ-41052 | Модификация на основе специальной бронекапсулы | 1987-1999 | 14 |
ЗиЛ-41053 | Вариант, дополненный традиционным способом бронирования | 1993-1995 | 2 |
ЗиЛ-4107 | Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Диск» | 1988-1999 | Нет данных |
ЗиЛ-41071 | Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Депеша» | 1988-1999 | Нет данных |
ЗиЛ-41072 «Скорпион» | Автомашина выездной охраны специального назначения. Оснащена широкими подножками, длинными поручнями по краям корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющий вести круговой обстрел. Кормовое окно салона обладало способностью быстрого открывания. Оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей», «Пелена» | 1988-1999 | 8 |
ЗиЛ-410441 | Автомобиль для военных парадов с кузовом «кабриолет». Не был принят заказчиком (Министерством обороны РФ) | 2009 | 2 |
СпецКБ Завод ЗИЛ
В конце также нужно сказать пару слов о спецпроизводстве ЗИЛ для полного бездорожья. Под руководством всемирно известного конструктора Грачёва.
Именно после его трудов, в мире многие осознают, что колёса ещё далеко не всё сказали вне дорог.
Что помимо подкачки шин в грязи и снижения давления на грунт на вязких почвах. Как на ЗИЛ 157 и ЗИЛ 131. Ещё большую и не последнюю роль играет большой размер колёс.
Их правильная расстановка. Плюс полный привод, независимая подвеска, поворотная задняя ось и исключение посадки на брюхо.
А также правильный подбор крутящего момента.
Эта машина-кран ЗИЛ не сядет на брюхоЗИЛ шасси для различных задач. В данном случае для перевозки труб большого диаметра. Там, где нет дорог для строительства трубопроводов
Также можно отметить, что нынешний лидер Китая Дзянь Дзэминь в молодости проходил практику на заводе ЗИЛ в Москве!
Если подвести итоги, то главная ошибка руководства завода и правительства Москвы. Как собственника завода. Состояла в том, что при наличии прибыли от производства завод вовремя не вынесли из Москвы.
На любой из его агрегатных заводов-смежников.
Или на тот же серийный завод в Новоуральске в Сибири.
Технические характеристики
Итогом труда разработчиков ЗиЛ-41047 по техническим характеристикам явилась машина, признанная для своего класса самой протяженной и массивной в мире из всех производимых на то время серийных моделей. В традиционном варианте машина представляла собой 4-х дверный лимузин на 7 мест с колёсной базой 3880 миллиметров.
Габариты и вес
По длине советский ЗиЛ лимузин всего семь миллиметров уступил мировому рекордсмену за всю историю конструкций данного типа – американскому Cadillac Series 75, который выпускался в середине 1970-х годов. Габаритные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.
Вес снаряженной массы автомашины — 3335 килограммов. Максимально допустимый (полный) вес обычного образца (без бронекапсулы) составлял 3860 кг, при которой на переднюю ось приходилось до 1793 кг, на заднюю ось – 2067 кг. Вес же особо бронированных VIP-единиц обычно превышал 5 тонн.
Двигательная установка ЗиЛ-41047
Двигатель
Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗиЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный), объем которого составлял 7,695 литров. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра была почти литрового объема, а показатель степени сжатия при этом равнялся 9,3. Материалом блока цилиндров служил алюминий.
Мощность такой силовой установки составила 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты мотора до 4600 в минуту. Пиковый показатель крутящего момента равнялся 608 Н/м, что относилось к диапазону 2500-2700 об./мин.
Запитывание двигательной установки производилось от 4-х камерного карбюратора. Важным элементом модернизации по отношению к предшественникам стала бесконтактная система зажигания.
Трансмиссия и подвеска
В конструкции от прежних разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия и привод исключительно на задний мост.
Рессоры достигали полутораметровой длины. Они дополнительно прокладывались полимерными вставками между листами.
Особенность подобной конструкции позволяла «люксовому» авто отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показывала себя на гравийном покрытии. Дорожные просветы при этом были достаточно небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.
КПП и тормоза
Трехскоростная автоматическая КПП относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого устройства имел значение 2,0. Механический стопор позволял эффективно удерживать машину при движении в гору.
Тормозная система относилась к дисковому типу и была двухконтурной. Причём любой из этих контуров мог независимо срабатывать на всех 4 колесах. Стояночный тормоз задействовался при помощи ножной педали.
Расход топлива на 100 км
Средний расчетный показатель расходования топлива на сотню километров пути составлял 22-23 литра. На долговременный выезд без дозаправок такое авто не рассчитывалось, поскольку вместимость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива марки АИ-95.
Максимальная скорость
Машина при движении по шоссе была способна развить предельную для себя скорость 190-200 километров в час (для разных модификаций). Тяжелый лимузин при этом мог набрать разгон от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.