Как развести концентрат антифриза

Ареометр для антифриза. Что такое плотность ОЖ и как ее проверить.

Выбирая охлаждающую жидкость для своего автомобиля, на что мы в первую очередь обращаем внимание? Известный бренд, симпатичная упаковка, привлекательная цена. Многие и вовсе выбирают антифриз по цвету (мне красный нравится!), не обращая внимания на состав и технологию производства

И уж точно мало кого интересует такая характеристика как плотность. А зря. Проверить ее, прежде чем заливать жидкость в систему, не мешало бы. Иначе как быть уверенным в том, что перед вами не… обычная подкрашенная вода!

Основные показатели охлаждающей жидкости

Измерение плотности охлаждающей жидкости ареометром В числе обязательной информации, указываемой на упаковке антифриза, его основные показатели. К ним относятся:

  • внешний вид (прозрачная жидкость определенного цвета);
  • температура кристаллизации;
  • температура закипания;
  • вспениваемость;
  • щелочность;
  • коррозионные потери металлов;
  • вязкость кинематическая;
  • состав;
  • плотность.

А также некоторые другие. О последнем в списке показателе и пойдет речь.

Что значит показатель «плотность»

Так что же это такое, плотность антифриза? От этой характеристики зависит, подходит ли жидкость для вашего автомобиля, замерзнет она или закипит раньше времени. Указывает этот показатель на то, что в состав продукта входит кислота или спирт, соли. То есть, сколько массовых долей того или иного вещества растворено в воде.

Поскольку в состав ОЖ входит спиртовая основа, присадки, красители и прочее, то плотность ее не может быть такой же, как у воды. Однако и превышать намного – тоже, поскольку добавок должно быть не более 5-10%.

Проверка на подлинность

К сожалению, идентифицировать поддельный антифриз при покупке практически невозможно. Для этого можно разве что сдать образцы на анализ, потратить кучу времени и денег.

Но есть куда более простой вариант проверки.

Это связано с тем, что с целью удешевления производства мошенники заменяют этиленгликоль сахаром, солью, кислотой и пр. То есть при проверке ареометром параметры плотности будут в норме. Но на практике такая жидкость замёрзнет даже при небольшом морозе.

Чтобы проверить качество жидкости охлаждения, нужно сделать первичный контрольный замер. Если он нормальный, состав заливается в систему охлаждения. В течение недели можно ездить на авто. Затем через неделю делается забор ОЖ из машины, и проверяется плотность ещё раз:

если параметры оказались неизменными, антифриз был хорошим;
если изменения есть, но они минимальные, тест следует повторить ещё через неделю;
при сильных изменениях важно слить ОЖ и залить новую, проверенного качества.

Если продолжить эксплуатацию авто с низкокачественной жидкостью, это негативно скажется на состоянии двигателя. Антифриз способен вывести ДВС из строя, спровоцировать целый ряд неприятных и дорогих неисправностей.

Какую плотность антифриза считать нормальной

Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.

Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см3. Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию

Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см3 и 1,104 г/см3. Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см3, поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле

Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.

Как измерить плотность антифриза в домашних условиях?

Процедура измерения с помощью ареометра довольно проста. Нужно набрать в колбу из канистры или непосредственно из системы охлаждения достаточное для всплытия поплавка количество антифриза. Далее, смотрим на поплавок. Уровень, на который он погрузится, и отметит плотность. После измерения достаточно сравнить плотность с концентрацией этиленгликоля, этой плотности соответствующей, или с температурой застывания.

Есть ещё один способ домашнего измерения плотности. Для этого потребуются достаточно точные весы (можно использовать кухонные) и ёмкость объёмом ровно 1 литр. Процедура замера плотности в этом случае будет состоять из следующих действий:

  • взвешиваем порожнюю ёмкость и записываем получившийся результат;
  • наливаем в эту ёмкость ровно 1 литр антифриза и проводим ещё одно взвешивание;
  • вычитаем массу тары из массы брутто и получаем чистое нетто 1 литра антифриза;

Это и будет плотность антифриза. Способ может претендовать на точность только в том случае, если весы гарантированно показывают правильную массу, а ёмкость вмещает ровно 1 литр жидкости.

В рамках регулярного обслуживания автомобиля одной из немаловажных операций является измерение плотности антифриза. В статье детально рассказано, зачем это надо делать, чем и как, какие должны быть показатели, и как их корректировать при необходимости. Также предлагается к ознакомлению информация, как сделать антифриз своими руками путем разбавления концентрата, и почему выгодно этим заниматься.

Недостаточная или избыточная плотность антифриза – последствия

Риск замерзания жидкости на морозах есть всегда, если плотность ниже или выше нормы. Выше было написано частично, к чему это приводит. Ниже подробнее об этом:

  • заклинивает помпа, что приводит к обрыву ремня ГРМ и перегреву мотора;
  • перестает нагреваться радиатор;
  • повреждается термостат;
  • нестабильно работает печка.

Если все же жидкость замерзла, надо срочно принять меры — возможно, что система еще в порядке. В первую очередь автомобиль следует поставить в теплое помещение (гараж, бокс). Затем вскипятить воду и обдать ею все магистрали системы, а также расширительный бачок. Потом с помощью технического фена прогреть радиатор и другие части системы охлаждения. В завершении нужно слить старый антифриз и заправить чистый, качественный состав. Проверка плотности антифриза позволит избежать неприятных последствий.

Как замерить плотность антифриза с помощью ареометра

Простейший ареометр для измерения плотности антифриза Чтобы обеспечить двигателю надежную защиту в любых условиях, необходимо, чтобы не только был правильный состав и технология производства, но и нормальная плотность антифриза. Если вы меняете ОЖ самостоятельно, не в сервис-центре, то нелишним подстраховаться и замерить этот показатель.

Как проверить плотность антифриза? Проще всего это сделать с помощью ареометра. Купить ареометр можно практически а любом магазине автозапчастей. Его стоимость не велика. Прибор представляет собой небольшую колбу со шкалой, к которой присоединена резиновая груша. Внутри располагается поплавок, который всплывает при набирании жидкости в колбу через пипетку. На каком делении он остановится – такой показатель плотности и есть.

Кстати, плотность антифриза в зависимости от температуры меняется. Чтобы результат был максимально правдивым и можно было выяснить, когда антифриз замерзнет, проверять его нужно при 20 градусах Цельсия. Если температура другая – придется высчитывать.

Как и чем проверить плотность антифриза

Известно несколько способов, как проверить плотность охлаждающей жидкости. Как правило, для этого используют ареометр, рефрактометр или подручные средства.

Ареометр

Ареометр это самый часто применяемый прибор для измерения плотности гликолевого состава тосола. Он состоит из двух частей: колбы с резиновым стержнем, поплавка со шкалой и груши, предназначенной для забора жидкости из бачка. Обычно данный измеритель сопровождается вкладышем, где подробно приведены технические данные. Более доработанные модели ареометра оснащены системой, которая сразу показывает информацию о температуре замерзания проверяемой жидкости. Это очень удобно, и не нужно каждый раз сверять показатели с таблицей.

Проверить плотность антифриза ареометром несложно:

  • откройте капот автомобиля;
  • открутите крышку радиатора и расширительного бачка;
  • надавите на резиновую часть ареометра, чтобы выпустить воздух;
  • вставьте наконечник в бачок или радиатор;
  • заберите достаточно жидкости, чтобы поплавок прибора всплыл;
  • посмотрите, насколько погрузится поплавок;
  • отметьте уровень — это и будет величина плотности исследуемого состава;
  • сравните показатель с данными (концентрацией этиленгликоля, температурой застывания), приведенными в таблице.

Некоторые приборы оборудованы цветовым индикатором. Здесь определить плотность охлаждающей жидкости в автомобиле легче всего.

Рефрактометр

Это компактный прибор, с помощью которого удастся определить концентрацию антифриза. Он функционирует по принципу лучевого изгибания под теми или иными углами по отношению к линии между двумя веществами — водой и этиленгликолем (спиртом). Соответственно, если плотность раствора повышается, то меняется и форма изгиба. Техническая жидкость плотнее воды — в этом растворе выше удельный вес, поэтому тенденция преломления проходит интенсивнее.

Рефрактометры бывают цифровые и аналоговые. Как правило, для измерения плотности антифриза используется аналоговая модель — она значительно дешевле и универсальнее. Здесь не требуется высокая точность замера, поэтому цифровые приборы практически не используются.

Состав комплекта рефрактометра:

  1. Пластиковый корпус, очень прочный, чтобы выдерживать воздействие агрессивной жидкости.
  2. Салфетки для чистки.
  3. Трубки всасывающего типа, обычно в количестве трех штук.
  4. Отвертки с калибрующим свойством.

Замер плотности антифриза производится непосредственно по шкалам. Перед тем, как погрузить измеритель в техническую жидкость, рекомендуется произвести калибровку. Для этого рефрактометр сначала окунают в чистую воду и снимают показатель. Уровень должен находиться на отметке 0.

Народные способы

Один из вариантов проверки важнейшей физической величины антифриза подразумевает такой порядок действий:

  • поставьте на весы любую пустую емкость, измерьте вес и запишите результат на листок бумаги;
  • налейте 1 литр тосола, снятого грушей из расширительного бачка;
  • повторно взвесьте тару, запишите также это число;
  • отнимите массу посуды и получите чистый вес охлаждающей жидкости.

Если весы работают хорошо, и в емкость залито ровно 1 литр, то масса будет равна плотности.

Какой должна быть плотность антифриза

В норме плотность антифриза в зависимости от температуры должна равняться 1,10 г/см3. Но это в условиях, когда жидкость начнет замерзать при минус 40 градусах по Цельсию. Очевидно, что с ухудшением качества состава, показатели тоже будут разниться. Ниже как раз представлена таблица, которая показывает p- охлаждающей жидкости по отношению к температуре кристаллизации (замерзания).

Если представить величины в процентах, то выглядеть это будет так.

Теперь вы знаете, какая должна быть величина.

Плотность тосола в зависимости от концентрации этиленгликоля

Тосол, если в двух словах, это отечественный антифриз. То есть жидкость с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя.

Состоит тосол из двух основных компонентов: воды и этиленгликоля. Более чем на 90% от всего объёма составляют именно эти жидкости. Остальное – антиокислительные, противопенные, защитные и другие присадки. Ещё в тосол добавляется краситель. Его назначение – указание температуры замерзания жидкости и индикация износа.

Плотность этиленгликоля составляет 1,113 г/см³. Плотность воды – 1,000 г/см³. Смешивание этих жидкостей даст состав, плотность которого будет находиться между этими двумя показателями. Однако зависимость эта нелинейная. То есть, если смешать этиленгликоль с водой в пропорции 50/50, то плотность образовавшейся смеси не будет равной средней величине между двумя значениями плотностей этих жидкостей. Связано это с тем, что размер и пространственное строение молекул у воды и этиленгликоля различаются. Молекулы воды несколько меньше, и они занимают место между молекулами этиленгликоля.

Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры.

В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность.

Фальсификат, как выявить?

При приобретении охладителя в магазине определить некачественный хладоноситель с помощью ареометра не представляется возможным. Уже было замечено, что мошенники готовят технический раствор с помощью некачественной воды, кислот, сахара, соли, исключая этиленгликоль. То есть при измерении прибором плотностной показатель антифриза будет иметь нормальное значение.

Главной проблемой некачественной охлаждающей жидкости является время – с его течением она теряет свои свойства. Пару недель достаточно, чтобы фальсифицированный продукт потерял полезные охлаждающие характеристики.

Чтобы проверить качество хладоносителя, необходимо предварительно испытать его ареометром. Если значение находится на нормальном уровне, то раствор можно залить в машину и покататься 7 дней. По прошествии недели следует сделать повторное тестирование плотности антифриза:

  • показания остались на прежнем уровне – все в порядке;
  • небольшое отклонение от нормы – следует перепроверить через 7 дней;
  • значительное изменение – необходимо слить охлаждающий компонент и внести новую порцию.

Работа транспорта на фальсифицированном антифризе быстро выведет двигательную систему автомобиля из строя.

Таблица плотности антифриза, зависимость температуры замерзания от плотности хладоносителя

Зачем нужно проверять плотность

Сама по себе проверка показателей плотности используемого антифриза для охлаждения двигателя не отличается сложностью. С ней может справиться даже новичок.

Другой вопрос, зачем вообще это делать.

В этом случае тосол и антифриз можно рассматривать как идентичные жидкости.

Нужно разобраться с тем, как плотность влияет на температуру замерзания охлаждающей жидкости. Для обычной дистиллированной воды плотность составляет 1. При этом замерзать она будет уже при 0 градусов Цельсия. Это общеизвестный факт.

Но если разбавить воду с этиленгликолем, тогда плотность составит уже больше 1 (около 1,071 г/см³). Даже при таком, казалось бы, незначительном изменении, температура замерзания будет около -40 градусов Цельсия.

То есть максимально низкий порог замерзания достигается только за счёт определённых пропорций. При увеличении процентного содержания этиленгликоля в антифризе полученная смесь будет замерзать при меньшей температуре.

Именно из-за этого и проводится проверка плотности. Причём проверять рекомендуют уже используемую в системе охлаждения жидкость, а также ту, которая приобретается в магазине. Это даст понять, в каком состоянии находится ОЖ в авто, или что будет заливаться на замену, насколько данный антифриз подойдёт.

В основном решается проблема именно недостаточной плотности. Хотя не исключено, что проверка может показать и превышение рекомендуемого соотношения воды и спирта. Обе ситуации нежелательные, поскольку они ведут к возможному замерзанию ОЖ во время сильных морозов.

Как проверить плотность тосола?

Для оценки плотности тосола, также как и для проверки плотности любой другой жидкости, используется ареометр. Желательно использовать специально предназначенный для замера плотности тосола и антифриза ареометр. Процедура измерения довольно проста.

  1. Наберите порцию исследуемой смеси в узкую глубокую ёмкость, достаточную для свободного погружения ареометра (большинство приборов комплектуется штатной колбой для замеров). Узнайте температуру жидкости. Удобнее всего проводить замер при комнатной температуре. Для этого предварительно нужно дать тосолу отстояться в помещении не менее 2 часов, чтобы он набрал комнатную температуру.
  2. Опустите ареометр в ёмкость с тосолом. Замерьте плотность по шкале.
  3. Найдите в таблице с зависимостью плотности тосола от температуры ваши значения. При определённой плотности и температуре окружающей среды может быть два соотношения воды и этиленгликоля.

В 99% случаев правильным будет то соотношение, где воды больше. Так как экономически нецелесообразно делать тосол на основе преимущественно этиленгликоля.

Технология замера плотности антифриза в плане самой процедуры не отличается. Однако применять полученные данные в плане оценки концентрации активного вещества для разных типов антифризов нужно по-разному. Это связано с различными химическими составами этих охлаждающих жидкостей.

Свойства антифризов, имеющие значение при их эксплуатации

Они следующие:

  • Эксплуатация в течение долгого времени. Без замены теплоносителя антифризные системы можно смело эксплуатировать в течение длительного срока. Этим достигается еще и увеличение продолжительности срока службы всей отопительной или вентиляционной системы в целом.
  • Антифризы устойчивы к действию коррозии. Именно благодаря наличию в составе антифризов специальных присадок внутри отопительных систем не образуется ржавчина. Это способствует повышению эффективности обогрева помещения, и одновременно с этим существенно снижает энергетические затраты.
  • Устойчивость к кавитации. В обычной воде, если снижается давление в системе, неизбежно происходит появление пузырьков. В случае с антифризами такого не наблюдается. Таким образом, они еще и сберегают системы от гидравлических ударов и вибраций.

При производстве антифризов присадки используются обязательно. Неприменение этих компонентов в пропиленгликоле или этиленгликоле было бы необоснованным с экономической точки зрения.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения  готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность.

Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Опасность таких продуктов в том, что изначально замер плотности может показать норму, а также жидкость не будет замерзать на холоде. Однако через небольшой промежуток времени после нагревов и охлаждений поддельный антифриз потеряет свойства и замерзнет при небольшом морозе со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Какова на тосол цена?

В среднем, стоимость пятилитровой канистры с данной охлаждающей жидкостью составляет 600 рублей. Если говорить о 10-литровых баклажках, цена редко превышает одну тысячу рублей. Какой марки бы ни был тосол, цена его всегда ниже, чем у антифриза. Это легко объясняется его эксплуатационными характеристиками.

Почему тосол А-40 дешевле? Срок эксплуатации у него не превышает 60 тысяч километров или двух лет (что наступит раньше). Для сравнения, самый красный антифриз служит 150 тысяч или пять лет. Также у отечественной жидкости меньший порог закипания. Ввиду этого, тосол не рекомендуется использовать на высокотемпературных двигателях современных иномарок. Для их двигателей подходит только антифриз, который кипит при +120 и выше.

Обратите внимание: в составе отечественного тосола имеются присадки, что защищают от коррозии латунь, чугун, сталь и медь. Однако в данном списке отсутствует алюминий. Именно такие радиаторы сегодня используются на всех зарубежных авто

Поэтому не всегда тосол будет хорошо работать на импортном автомобиле

Именно такие радиаторы сегодня используются на всех зарубежных авто. Поэтому не всегда тосол будет хорошо работать на импортном автомобиле.

Как формируется плотность?

Действительно вы можете задать вопрос – «а чем вызвана плотность в охлаждающей жидкости, как она там формируется»?

Ребята это очень просто – плотность указывает на наличие в составе либо кислоты, либо спирта, иногда соли или даже сахара. То есть если сказать грубо, она показывает сколько массовых долей того или иного вещества находится в дистиллированной воде.

Хотя состав антифриза не всегда просто вода и спирт, обычно он:

  • Дистиллированная вода
  • Специальные спирты, обычно это пропиленгликоль или этиленгликоль
  • Присадки
  • Красители
  • Отдушки и ПАВ

Присадок, красителей и ПАВ, не так-то много обычно всего около 5-10% от общего объема, так что они практически не влияют на плотность.

Каким должно быть это значение для антифризов и тосолов

Тосол – это разновидность охлаждающей жидкости, а значит, тоже антифриз. Таким образом, их показатели должны быть схожими. Плотность тосола и антифриза составляет в среднем 1,10 г/см3. Варьируется она от 1,034 до 1,112 г/см3. При первом показателе жидкость начнет кристаллизоваться уже при -10 градусах Цельсия, при втором – при -20. И это весь диапазон антифриза, может спросить кто-то? Нет, как ни странно, при средних показателях – от 1,083 до 1,082 – он обеспечит защиту до минус 60-65 градусов Цельсия. Такая вот арифметика.

Кстати, для сравнения, плотность воды – 0,9982 г/см³. На первый взгляд, разница небольшая. Но именно она определит, когда и при какой температуре закипит и застынет залитая в систему охлаждения жидкость.

Таблица зависимости между плотностью ОЖ и концентрацией антифриза

Температура (°C) и удельный вес (г/см3) охлаждающей жидкости Температура (°C) Концентрация антифриза (% объема)
10°C 20°C 30°C 40°C 50°C Замерзания жидкости Безопасной эксплуатации
1,054 1,050 1,046 1,042 1,036 -16°C -11°C 30%
1,063 1,058 1,054 1,049 1,044 -20°C -15°C 35%
1,071 1,067 1,062 1,057 1,052 -25°C -20°C 40%
1,079 1,074 1,069 1,064 1,058 -30°C -25°C 45%
1,087 1,082 1,076 1,070 1,064 -36°C -31°C 50%
1,095 1,090 1,084 1,077 1,070 -42°C -37°C 55%
1,103 1,098 1,092 1,084 1,076 -50°C -45°C 60%

Как проверить плотность?

Обычно это делается обычным ареометром, специальным прибором который напоминает грушу с одной стороны и колбу (с носиком) с другой. В нем есть специальный поплавок (внутри) с градацией, по сути это и есть рабочий механизм. После того как вы в колбу набираете охлаждающую жидкость, поплавок всплывает, на определенную величину если посмотреть на градацию на колбе, можно выяснить какой сейчас у вас показатель.

Показатели жестко привязаны к температуре, поэтому не редко когда на поплавках с одной стороны указывается шкала грамм на сантиметр в кубе, а с другой стороны идут температурные характеристики. ТО есть вы сразу можете выяснить, при какой температуре будет работать ваш антифриз или тосол.

Процесс поверки очень простой, может справиться буквально каждый, хотя у некоторых все равно могут возникнуть вопросы, тогда смотрим вот этот видео ролик.

Охлаждающие жидкости

Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.

Солевые теплоизоляционные накипи снижают теплоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров. Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения. Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°C, кипит при 100°C (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°C.

Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.

Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65–82°C), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°C) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прокачиваемость).

Наиболее полно и корректно исправить недостатки воды и при этом не лишить ее достоинств позволяет водногликолевая смесь. Она представляет собой водный раствор этиленгликоля (этиленгликоль или моноэтиленгликоль – двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112–1,113 г/см3 при 20°С и температурой начала кипения около 195°С, замерзания –12…13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить (смертельная доза 35 см3). Раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающей жидкости присутствует комплекс присадок – противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.

Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.

В ГОСТ 28084 указано, что для разбавления концентрата ОЖ используют дистиллированную воду, конденсат и пресную воду общей жесткости до 6,0 моль/м3. ASTM D 3306 рекомендует для приготовления растворов муниципальную (обработанную) или природную воду с небольшим содержанием минеральных веществ.

Требования стандарта ASTM D 3306 к воде для разбавления этиленгликоля
Общее содержание твердых частиц 340 ppm max
Общая жесткость 170 ppm max
Содержание хлоридов 40 ppm max
Содержание сульфатов 100 ppm max
Водородный показатель (рН) 5,5–9,0

Примечание. ASTM – Американская ассоциация по испытанию материалов, общегосударственная система стандартов США. Если вода такого качества недоступна, используют деионизированную (деминерализованную) или дистиллированную воду.

ЧЕМ измерять плотность антифриза?

Для измерения плотности антифриза существует простой и недорогой прибор – ареометр. Он имеет абсолютно такую же конструкцию, как и для измерения плотности электролита в аккумуляторных батареях. Принцип работы – аналогичный. В прозрачном корпусе со шкалой помещен поплавок, который в зависимости от плотности забранной жидкости больше или меньше всплывает.

Кроме того, на ареометрах для измерения плотности антифриза может быть нанесена вспомогательная шкала, по которой наглядно можно определить температуру замерзания тестируемой жидкости. Аналогично в приборах для АКБ есть цветовая градуировка, позволяющая без углубления в тему понять, на сколько процентов заряжен или разряжен аккумулятор.

Какой уровень антифриза должен быть в радиаторе

Главный механизм системы охлаждения – это радиатор. Кроме него сюда также относится вентилятор, водяной насос, термостат, шланги, ремни, датчики. Слаженная работа охлаждающей системы позволяет направить тосол вокруг ГБЦ и клапанов. Охлаждающая жидкость должна забрать тепловую энергию, возвратить ее в радиатор, где она рассеивается. Именно поэтому необходимо знать, какой должен быть уровень антифриза в радиаторе. Ведь если тосола будет недостаточно, следует как можно скорее добавить недостающий объем.

Какой должен быть уровень антифриза в радиаторе и как его определить?

  • Припаркуйте машину на ровном асфальте. Лучше всего выполнять проверку после поездки на короткое расстояние. Не дожидаясь, пока мотор полностью остынет, проверьте уровень тосола. Если на машине ездили достаточно долго, вы должны подождать 2-3 часа, чтобы она остыла.

    Нельзя проверять уровень антифриза, если мотор не заглушен. Вы не должны выполнять диагностику, если мотор не успел остыть.

  • Откройте капот.
  • Осмотрите крышку радиатора. Она должна находиться вверху радиатора под давлением. Если машина новая, то вы заметите колпачок, который будет промаркирован. В противном случае вы должны изучить инструкцию по эксплуатации авто, чтобы отыскать колпачок.
  • Уберите крышку, используя тряпочку, чтобы не обжечься. Дело в том, что тосол забирает тепловую энергию от мотора, и часть ее передается радиатору и крышкам. Ткань защитит руки, чтобы вы не обожглись.
  • Проконтролируйте уровень антифриза. Какой должен быть уровень антифриза? В идеале отметка должна быть в верхней позиции. Когда на радиаторе есть маркировка уровня тосола, это поможет вам лучше сориентироваться.
  • Отыщите колпачок на баке переполнения тосола, затем уберите его. Охлаждающая жидкость в современных авто должна находиться не только в баке радиатора, но также и в промежуточном резервуаре. Он необходим, чтобы подавать тосол, если мотор сильно нагревается. Обычно в таком резервуаре не много охлаждающей жидкости. Случается и такое, что уровень тосола в радиаторе минимальный, при этом практически вся ОЖ находится в переливочном резервуаре после обкатки авто. Если вы заметили данный симптом, то должны незамедлительно вызвать эвакуатор и отправиться на СТО.
  • Выполните проверку точки замораживания и кипения тосола. После длительного использования ОЖ теряет часть своих свойств, она хуже поглощает и рассеивает тепловую энергию, а значит, мотор охлаждается не так эффективно. Провести измерения можно при помощи специального ареометра.
  • Долейте антифриз, если это потребуется. На вашей машине, скорее всего, есть резервуар перелива, в него можно долить тосол. Также его можно добавить в радиатор. Чтобы было удобнее, воспользуйтесь воронкой, ведь вы не должны пролить ОЖ. Обычно тосол смешивают с очищенной водой в соотношении 1:1. Если вы эксплуатируете авто в условиях сурового климата, то соотношение должно быть такое: 7 частей тосола и 3 части воды. Концентрация не должна быть больше! Заливать антифриз следует, когда мотор полностью остынет.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: