Характеристики шасси: задний мост и не только
Параметры | ЛиАЗ-529265 / ЛиАЗ-529267 (CNG) | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг / ЛиАЗ-5292 Рестайлинг (CNG) |
Марка | – | ZF |
Тип | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами | Передний мост: ZF RL-85A зависимый, портальный с дисковыми тормозами, Задний мост: ZF AV-132/870/6.50 портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами |
Ведущий мост | Задний | Задний |
Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
Колесная база, мм. | 5960 | 5960 |
Шины | 275/70 R 22,5 | 275/70 R 22,5 |
Антиблокировочная система тормозов (ABS) | Присутствует | Присутствует |
Планировка и комплектация
Укороченная до 9,5 метров модель отлично вписывается для движения по маршрутам со средним пассажирским потоком. Максимально-возможная скорость 65-85 км/час и минимальный радиус для разворота составляет 8,9 м. Это еще раз доказывает хорошую маневренность машины в условиях небольших улиц.
https://youtube.com/watch?v=_fA9s6jfVsE
Этот автобус – идеальное средство передвижения для маломобильных людей. Для быстрого доступа в салон существует система небольшого наклона от дверей и есть откидной пандус. Ступеньки отсутствуют, что по достоинству оценят будущие пассажиры.
Четыре сиденья на правой передней колесной арке и комфортная кабина для водителя, которая сконструирована по Европейским стандартам – это отличительные черты модели. При этом, способы регулировки кресла, зеркал и рулевой колонки остаются стандартными.
Средняя вместимость составляет 75 пассажиров с посадочными местами 18+1. Однако встречаются модели с вместимостью до 23 мест.
Ниже представлены возможные планировки.
Особенности/преимущества
- Надежность: Высокая надежность узлов и ресурс агрегатной базы (более 1 млн. км)
- Межсервисный интервал обслуживания ‒ 30 тыс. км.
Показатели эффективности для Низкопольных модификаций:
- Высокая остаточная стоимость
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Увеличение пассажиропотока за счет сокращения простоев на остановках и максимальной вместимости
- Унификация с другими моделями ЛиАЗ
- Доступная цена
Показатели эффективности для рестайлинговых модификаций:
- Увеличенная пассажировместимость до 114 человек
- Высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров
- Доступная цена
Схема двигателя автобуса лиаз
ЛиАЗ-5256. Принципиальные схемы электрооборудования
В настоящем приложении представлены принципиальные схемы электрооборудования модификаций автобуса ЛиАЗ-5256, рассматриваемых в настоящем Руководстве.
ЧТЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ
Полная электрическая схема для каждой модификации автобуса состоит из 6 листов
Однако отдельные листы, одинаковые для нескольких модификаций, не повторяются, и поэтому при пользовании рисунками электрической схемы следует обращать внимание на номер рисунка (листа), который относится к той или иной модификации автобуса, указанной в табл. Ж-1. Таблица Ж-1 Применимость рисунков электрической схемы к модификациям автобуса
Таблица Ж-1 Применимость рисунков электрической схемы к модификациям автобуса
Модификация автобуса
Номер рисунка (листа) электрической схемы
ЛиАЗ-5256 с механической КП
Ж-1 (лист I 1 ), Ж-4 (лист 2), Ж-6 (лист 3), Ж-10 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
ЛиАЗ-5256 с ГМП
Ж-1 (лист I 1 ), Ж-3 (лист 2), Ж-5 (лист 3), Ж-9 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
ЛиАЗ-525625 с механической КП
Ж-2 (лист 1), Ж-3 (лист 2), Ж-7 (лист 3), Ж-10 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
ЛиАЗ-525625 с ГМП
Ж-2 (лист 1), Ж-3 (лист 2), Ж-8 (лист 3), Ж-9 (лист 4), Ж-11 (лист 5), Ж-12 (лист 6)
‘Лампа выключателя 6 (рис. Ж-1) в схеме автобуса ЛиАЗ 5256 с механической КП не используются.
1. При чтении электросхем следует иметь в виду, что провода каждого последующего рисунка (листа) схемы для каждой модификации являются продолжением проводов каждого предыдущего рисунка (листа) схемы, например для автобуса ЛиАЗ-5256 с механической КП рис. Ж-4 (лист 2) (см. табл. Ж-1) является продолжением рис. Ж-1 (лист 1); рис. Ж-6 (лист 3) — продолжением рис. Ж-4 (лист 2) и т. д. 2. Все узлы, приборы, элементы схем обозначены цифрами, заклю- • ченными в кружки. 3. Для удобства пользования некоторые фрагменты схем функционально сгруппированы, а над ними дано название этой подсистемы, например «Система пуска», «Наружное освещение» и т. д. 4. У проводов, которые на электросхеме имеют цифровое или циф-ро-буквенное обозначение, эта маркировка нанесена на сам провод в нескольких местах методом горячего тиснения, например: «14», «16», «2а», «306» и т. д.
Провода внутри некоторых комплектующих устройств, изображенных на электросхеме, имеют буквенное обозначение, которое обозначает цвет провода, а именно: Ф — фиолетовый; О — оранжевый; С — серый; Б — белый; Г — голубой; К — красный; Р — розовый; Кч — коричневый; 3 — зеленый; Ж — желтый; Ч — черный.
Соответствие цветов электрических проводов их буквенной или цифро-буквенной маркировке приведено в табл. Ж-2.
Таблица Ж-2 Соответствие цветов электрических проводов их цифровой или цифро-буквенной маркировке
Примечание. Провода, номера которых указаны жирным шрифтом, могут быть одного из двух цветов, указанных в таблице.
Внутри некоторых элементов схем изображены или цифры, или некоторое цифро-буквенное обозначение или аббревиатура. Это обозначает следующее:
— номера контактов штекерных соединений;
— обозначение выводов у данного элемента (например, на корпусе, клеммах);
— номера подвижных контактов (например у реле, входящего в состав элемента).
Источник
Концепция, которая лежит на поверхности
Лет десять назад, когда в подмосковные автоколонны начали поступать первые низкопольные ЛИАЗ-5292, мне посчастливилось пообщаться с начальником эксплуатации одного из подмосковных транспортных предприятий. Он сетовал, дескать, 5292 – неплохая машина, но совсем уж городская, а наши маршруты почти все уходят за город километров на 20–30. Имевшиеся тогда в наличии совсем свежие бюджетные «коуши» Hyundai Universe Space Luxury на таком коротком плече долго топчутся на остановках, пассажирам неудобно, особенно с багажом. Но вот если бы в ЛИАЗ-5292 добавить сидений, чтобы человек 50 посадить и заменить задний портальный мост на обычный, который разбитых дорог не боится, получилось бы то, что нужно для пригородных перевозок.
Я вспомнил давний разговор, когда этим летом прибыл в мытищинскую автоколонну 1375 для знакомства с новинкой – ЛИАЗ-529265L. Передо мной – знакомый рестайлинговый кузов первого низкопольного ЛИАЗа, это исполнение появилось лет семь назад. По левому борту отличий минимум: технологические лючки и иная конструкция форточек в стеклопакетах. Правый борт 12-метровой машины снаружи, главным образом, отличается формулой дверей 1–2–0 с немного смещённым назад дверным проёмом в базе, но все самые интересные решения прячет этот автобус внутри: в салоне, моторном отсеке и под днищем.
Кстати, в 2014 году Ликинский завод в опытном порядке изготовил партию укороченных 10,5-метровых ЛИАЗ-5292.60 вообще без двери в заднем свесе и с увеличенным количеством посадочных мест, дополненных в основном за счёт четырёхрядной планировки. Но эта машина себя не оправдала из-за того, что сохранив агрегатную базу 12-метрового автобуса, стала менее вместительной, при этом практически не выигрывала в манёвренности и расходе топлива у «старшего брата».
ЛиАЗ-4292
Низкопольный автобус среднего класса для городских перевозок
Дизайн и версии
Внешность мало чем отличается от других моделей российской компании. Все элементы кузова в стиле ЛиАЗа. Смотрится Курсор гармонично и современно, а на первый взгляд он не уступает даже европейским аналогам, однако, многие легко его путают с автобусами китайских производителей.
Передок выглядит очень опрятно. Этому способствует огромное панорамное ветровое стекло, которое занимает большую часть кузова спереди. Под ним красуется логотип компании и хромированная накладка. В углах расположилась раскосая оптика со сложным наполнением, а под ней виднеются круглые противотуманные фары. С правой стороны в переднюю часть вынесено огромное боковое зеркало заднего вида.
В профиль автобус ничем не примечателен, привлекательные колесные арки, большая площадь остекления и прозрачные двери.
На корме можно выделить огромные вертикально ориентированные фонари и круглые противотуманные фары и повторители поворотов, расположенные во всех четырех углах автобуса. Практически вся площадь задней части автобуса закрыта металлической фальш-решеткой радиатора. Большое количество воздухозаборников можно увидеть и на его концевой части сбоку.
Габариты:
- длина – 9.5 метра;
- ширина – 2.5 метра;
- высота – 2990 мм (включая кондиционер);
- масса автобуса составляет 9020 кг, нагрузить его можно до 14 400 кг.
Доступен автобус в двух версиях:
- городская версия – 3-дверный вариант, вмещающий в себя до 82 человек. Из них предусмотрено 24 сидячих места.
- загородная версия – 2-дверный вариант с количеством сидячих мест на 28 человек, однако, принять он способен от 68 до 75 человек.
Салон
Оснащение места водителя на высшем уровне. Перед ним простой 4-спицевый руль, за которым идет самая современная приборная панель, в которую интегрирован цветной бортовой компьютер. Инженеры серьезно поработали над эргономикой салона и добавили огромное количество полезного функционала, однако, многих водителей не устраивает расположение ручки КПП, которая регулярно соприкасается с коленом.
Отдельно отметим водительское кресло с широким спектром регулировок, оптимальное наполнение и выраженную по меркам автобусов боковую поддержку. У водителя открывается хороший обзор во все стороны, также продумана система наблюдения просмотра входных дверей.
Двигатель
Параметры ЯМЗ-53403
Тип | Дизельный двигатель |
Количество и расположение цилиндров | 4R, вертикальное |
Нормы экологической безопасности | Евро-5 |
Рабочий объем, л | 4,43 |
Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин | 154 (210) при 2300 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм/мин | 780 при 12001600 мин-1 |
Расположение двигателя | Заднее, продольное |
КПП | АКПП: ZF 6AP-1000B, Allison, Т2100 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Гарантия на автобус | 1,5 года или 150 тыс. км пробега |
Комфорт
- Кондиционер
- система
- Тонированные стеклопакеты
- Низкий уровень пола по всей длине обеспечивает удобство посадки/высадки
- Электронные рейсоуказатели
- Доступность для всех категорий пассажиров (механическая аппарель)
- Система наклона кузова «книлинг»
* Является дополнительной опцией и может не входить в стандартную комплектацию
История
С 1994 по 2014 год ЛиАЗ не выпускал в свет ни одной модели автобуса среднего класса. Последней моделью такого класса автобуса был ЛиАЗ-677. Формальным предшественником новой модели автобуса стал ЛиАЗ-5292.60-60 (укороченная модификация до 10,5 метров).
Первые два опытных экземпляра автобуса ЛиАЗ-4292 были построены в мае и июне 2015 года и продемонстрированы на заводе ЛиАЗ, впоследствии два опытных автобуса отправились на испытания: № 1 сразу же после постройки — в а/к № 1417 Коломны (автобус возвращён обратно на завод) и № 3 спустя год после постройки в Филиал Юго-Западный (01283). Испытания первых двух автобусов в заводских условиях прошли успешно, и модель совместно с модификацией запущены в серийное производство.
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2 (785) + 1 (1325) |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Общее число мест | 68-82 |
Число мест для сидения | 18-27+1 |
Максимальная скорость км/ч | 85 |
Радиус разворота, м | 8,9 |
Длина, мм | 9 500 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 740 |
Жизнь после жизни
8 августа 1994 года мог стать последним днём в истории модели, не подхвати её в новую жизнь вихри смутного времени. Автопредприятия обедневших муниципалитетов, крупные организации и другие заказчики сочли новый автобус ЛиАЗ-5256 сырым. Где есть спрос, там возникает и предложение. Ещё на исходе советских лет производство «677-х» для нужд местных транспортников начали авторемонтные предприятия различных регионов: Яхромский автобусный завод в Подмосковье, Борский АРЗ в Горьковской области и Тосненский автобусный завод в Ленинградской области.
После того, как сам ЛиАЗ свернул выпуск старой модели, она вовсе не потеряла спроса. Обедневшие муниципалитеты были рады хоть и устаревшей, но дешёвой и проверенной временем машине.
Со временем полукустарный выпуск ЛиАЗов начали и другие предприятия – от предприятий оборонки до автобусных парков в городах. Как правило, небольшие продуценты закупали кузова у крупных АРЗ, и комплектовали их агрегатами от автобусов, пришедших в негодность. Эта практика продолжалась вплоть до начала нулевых: последние новые машины с ПТС были построены Тосненским заводом для Якутска в 2002 году, а практика капремонтов с заменой кузова, т. е. постройки новых машин под документы заказчика, продолжалась и позже.
ЛиАЗ-677 оказался автобусом, живучим во всех смыслах. Снятие этой модели с производства основным заводом не остановило их поступление в наши города, а всеобъемлющая бедность автопредприятий, отсутствие своевременного обслуживания, запчастей и качественного ремонта совсем не мешали этим машинам, даже придя в совсем неприглядное состояние, просто делать свою работу.
Да, в кабине было жарко и шумно. Да, салон мог греметь, словно барабанный оркестр, а иные машины выглядели так, будто вернулись с того света. Да, расход топлива стремился к бесконечности, но несмотря на всё это, потрёпанные «677-е» даже в самые чёрные годы России продолжали работать в любом состоянии. Даже будучи ржавыми, гремящими, с ароматами бензина и выхлопа, но выполняли возложенную на них задачу, несмотря ни на что.
Запчасти на Автобусы ЛиАЗ 5256
Ликинский автомобильный завод начал выпускать автобусы ЛиАЗ-5256 с 1997 года. Высокопольный автобус большого класса ЛиАЗ-5256 широко использовался для перевозки пассажиров в крупных городах с интенсивным пассажиропотоком. Автомобили используются практически во всех регионах России и в некоторых городах ближнего и дальнего зарубежья, являясь наиболее многочисленными автобусами большого класса постсоветского пространства. ЛиАЗ-5256 выпускается в различных вариантах: городской, пригородный, междугородный, для перевозки детей и для людей с ограниченными возможностями. Различные модификации ЛиАЗ-5256 отличаются друг от друга двигателями и небольшими изменениями в конструкции. На сайте вы сможете купить запчасти ЛиАЗ-5256 в специальном каталоге.
Автотренажер «Автобус ЛиАЗ-5156» (оригинальная панель приборов автобуса ЛиАЗ)
ЛиАЗ-5293 | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Проект, г | 2005 г. |
Выпускался, гг |
|
Экземпляры: | 1907 (на декабрь 2017) |
Полная масса, т | 17, 1 — 17, 6 |
Снаряжённая масса, т | 10, 1 — 10, 6 |
Макс. скорость, км/ч | 90 |
Класс автобуса |
|
ЭКО стандарт | Euro-3 — Euro-4 — Euro-5 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 23 (24) |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 104 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 116 |
Габариты | |
Длина, мм | 11 400 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 3 060 / 3 322 |
Низкопольность, % | 60 % |
База, мм | 5840 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 3 |
Формула дверей | 2+2+2 |
Двигатель | |
Модель двигателя |
|
Тип топлива | дизель (природный газ) |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | вертикальное |
Мощность, л.с. | 238 (242, 250) при 2300 мин-1 |
Крутящий момент, Н·м | 1013 при 1400 мин-1 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 23 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач |
|
Тип коробки передач | АКПП |
Количество передач | 3 |
Подвеска | |
Тип задней подвески | |
Тип передней подвески | |
ЛиАЗ-5293 на Викискладе |
Из официального релиза
Новая модификация автобуса, который «Группа ГАЗ» поставит в Подмосковье, разработана специально для Московской области. Количество посадочных мест увеличено с 28 до 42. На накопительной площадке дополнительно оборудованы два откидных посадочных места и крепления для инвалидной коляски. Система «книлинг» обеспечивает наклон автобуса в сторону дверей для облегчения посадки и высадки всех категорий пассажиров. Автобус имеет низкий уровень пола в районе входных дверей, оснащён системой кондиционирования, видеонаблюдения, оборудованием ГЛОНАСС. Современная мультиплексная система в автоматическом режиме обеспечивает полную диагностику всех систем и агрегатов автобуса с возможностью передачи данных в парк. Для удобства пассажиров в салоне установлены Wi-Fi-роутеры и USB-зарядки для гаджетов. Автобус является версией популярной модели ЛИАЗ-5292, унификация с которой обеспечивает сокращение затрат на обслуживание техники на 20%.
Транспортные средства будут выходить на маршруты, преимущественно соединяющие Подмосковье и Москву, где большой пассажиропоток. Универсальные технические характеристики автобусов данной поставки позволят обслуживать как городские, так и пригородные маршруты.
Самый маленький ЛИАЗ пошел в мир под знаком «Бегущего оленя»
Автобус ЛИАЗ-429260, самая новая и самая маленькая (длина — всего 9,5 метра!) модель в продуктовой линейке Ликинского завода, запущен в серийное производство уже под брендом ГАЗ — новая фирменная эмблема с «Бегущим оленем» появилась на передней и задней масках, а также на рулевом колесе.
Как мы уже сообщали, в соответствии с новой бренд-стратегией вся продукция Группы ГАЗ (а в ее состав в том числе входят Курганский, Ликинский и Павловский автобусные заводы) будет в перспективе продаваться под единым брендом ГАЗ. И хотя разработка модели ЛИАЗ-429260 началась еще до принятия этого судьбоносного решения, перед запуском в серийное производство автобус претерпел некоторые изменения в дизайне и уже даже чисто внешне стал отличаться от старших собратьев.
Своим появлением на свет ЛИАЗ-429260 обязан ГУП МО «Мострансавто»: в конце 2013 года этот крупнейший транспортный перевозчик Московской области пожелал иметь в своем парке наряду с привычными машинами большого класса также несколько сотен городских и пригородных автобусов средней вместимости с низким уровнем пола и длиной кузова 9,0-9,5 и 10,0-10,5 метра. Был объявлен аукцион на поставку таких машин в 2014-2016 годах, и Ликинский завод легко выиграл его, так как никто из конкурентов на тот момент автобусов таких типоразмеров не производил. Впрочем, ЛИАЗ тоже не имел в своей линейке машин среднего класса, но охотно взялся за их разработку. И уже в апреле 2014 года появился 10,5-метровый ЛИАЗ-529260-60, а весной минувшего года ликинцы представили и 9,5-метровый ЛИАЗ-4292 — его дебют состоялся на выставке «Мир автобусов» в подмосковной Коломне.
Несмотря на компактные размеры, ЛИАЗ-4292 получил трехдверный кузов (передняя и задняя двери одностворчатые, средняя — двустворчатая) и стопроцентно низкий пол. В базовой городской комплектации автобус рассчитан на перевозку 75 пассажиров, при этом в салоне имеется 19 посадочных мест, предусмотрено одно место для перевозки маломобильных пассажиров на накопительной площадке. ЛИАЗ-4292 оборудован системой «книлинг» (на остановках кузов наклоняется в сторону дверей на 7 градусов) и механической аппарелью для въезда/выезда инвалидных колясок. Электронная функция управления подвеской позволяет приподнять и опустить автобус для преодоления сложных участков маршрута.
Двигатель — экономичный 210-сильный турбодизель ЯМЗ-53403 экологического стандарта Евро-5. Коробка передач — автоматическая ZF 6AP-1000B (возможна также установка АКПП Allison T2100). Мосты (портальные) и рулевое управление — ZF. Использование агрегатной базы машин среднего класса позволит существенно сократить затраты на обслуживание автобуса. Тем не менее сохранена частичная унификация с моделями ЛИАЗ большого класса, что также является преимуществом данной машины.
В сентябре на выставке «Комтранс-2015» в Москве ЛИАЗ-4292 был представлен с видоизмененными передней и задней масками, которые воплотили в себе черты нового корпоративного дизайна. Эмблема ЛИАЗ уступила место «Бегущему оленю». Были уточнены некоторые нюансы. Так, городская версия автобуса получила индекс 429260, пригородная с двумя дверями и 27 местами для сидения — 429260-01.
В конце декабря на Ликинском заводе началось серийное производство нового автобуса. 21 января первые 15 машин в городском исполнении поступили в «Мострансавто». Как сообщает пресс-служба перевозчика, эти автобусы выйдут на маршруты в Королеве, Подольске и Химках. В оснащение машин входят климатическая система, системы видеонаблюдения и пожаротушения, цифровой тахограф и навигационное оборудование ГЛОНАСС.
Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY Фото Группы ГАЗ, ГУП МО «Мострансавто»
Концепция, которая лежит на поверхности
Лет десять назад, когда в подмосковные автоколонны начали поступать первые низкопольные ЛИАЗ-5292, мне посчастливилось пообщаться с начальником эксплуатации одного из подмосковных транспортных предприятий. Он сетовал, дескать, 5292 – неплохая машина, но совсем уж городская, а наши маршруты почти все уходят за город километров на 20–30. Имевшиеся тогда в наличии совсем свежие бюджетные «коуши» Hyundai Universe Space Luxury на таком коротком плече долго топчутся на остановках, пассажирам неудобно, особенно с багажом. Но вот если бы в ЛИАЗ-5292 добавить сидений, чтобы человек 50 посадить и заменить задний портальный мост на обычный, который разбитых дорог не боится, получилось бы то, что нужно для пригородных перевозок.
Я вспомнил давний разговор, когда этим летом прибыл в мытищинскую автоколонну 1375 для знакомства с новинкой – ЛИАЗ-529265L. Передо мной – знакомый рестайлинговый кузов первого низкопольного ЛИАЗа, это исполнение появилось лет семь назад. По левому борту отличий минимум: технологические лючки и иная конструкция форточек в стеклопакетах. Правый борт 12-метровой машины снаружи, главным образом, отличается формулой дверей 1–2–0 с немного смещённым назад дверным проёмом в базе, но все самые интересные решения прячет этот автобус внутри: в салоне, моторном отсеке и под днищем.
Кстати, в 2014 году Ликинский завод в опытном порядке изготовил партию укороченных 10,5-метровых ЛИАЗ-5292.60 вообще без двери в заднем свесе и с увеличенным количеством посадочных мест, дополненных в основном за счёт четырёхрядной планировки. Но эта машина себя не оправдала из-за того, что сохранив агрегатную базу 12-метрового автобуса, стала менее вместительной, при этом практически не выигрывала в манёвренности и расходе топлива у «старшего брата».
Запоминающийся и знакомый дизайн с внутренним подвохом
Итак, закрепляем данные наружного осмотра. Тонированное остекление с самого верха и до подоконной линии, интегрированные форточки теперь без поперечных перемычек, новая дверная формула и расположение пассажирской двери в базе. А в остальном хорошо знакомый кузов рестайлингового ЛИАЗ-5292.
Внутри всё намного интереснее. Начнём с передней площадки. Кондукторы в холдинге «МОСТРАНСАВТО» нынче упразднены как класс, водителю придётся больше общаться с пассажирами. Поэтому массивная перегородка кабины во всю ширину уступила место частичной перегородке за спиной водителя. Правда, при этом конструкторам удалось создать неплохое защищённое пространство, где нашлось место нескольким нишам для вещей и вешалке для одежды. Так выглядит рабочее место большинства европейских аналогов.
Дальше на высоких подиумах расположились мягкие кресла с откидными столиками, первый ряд купейно, далее друг за другом. В базе широкий вход и накопительная площадка. За ней «галёрка» с «амфитеатром» мягких кресел на подиумах. В корме больше нет моторной шахты, ведь двигатель здесь расположен по центру, а радиатор охлаждения с блоком вентиляторов теперь установлен параллельно задней маске, а не вдоль левого борта, как у полностью низкопольной версии ЛИАЗ-5292 с портальным задним мостом.
Предусмотрены поручни для стоящих пассажиров, которые мирно соседствуют с багажными полками под потолком – важным атрибутом автобуса пригородного сообщения. Согласно замыслу создателей, при максимальном заполнении сидя поедут 42 пассажира, стоя – ещё полсотни, и одно место предусмотрели для человека с ограниченными возможностями.
Базовые характеристики: вместимость, габариты и не только
1)
Параметры | ЛиАЗ-529265 | ЛиАЗ-529267 (CNG) |
Длина/Ширина/Высота, мм | 11990 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру) | 11990 / 2500 / 2938 (по кожуху газовых баллонов) |
Количество/ширина дверей, мм | 2 / 1325 + 1 / 1225 | 2 / 1325+1 / 1225 |
Высота потолка в салоне, мм | 2200…2300 | 2100…2300 |
Общее количество мест (в том числе посадочных) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) |
Тип сидений | Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем | Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем |
2)
Параметры | ЛиАЗ-5292 Рестайлинг |
Длина/Ширина/Высота, мм | 12410 / 2500 / 2880 (2938 по кондиционеру) |
Количество/ширина дверей, мм | 3 / 1325 |
Высота потолка в салоне, мм | 2200…2300 |
Общее количество мест (в том числе посадочных) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) |
Тип сидений | Раздельные, пластиковые с мягкими вставками и поручнем |
Дела «сердечные»
Линейку применяемых на ЛиАЗ-5292 NEW силовых агрегатов я уже обозначил. Отмечу, что применение двигателя Scania отдельно от шведского шасси – большое достижение «Группы ГАЗ». Шведы принципиально не продают моторы отдельно, предлагая только готовый продукт в виде самоходного авто-бусного шасси. Так что двигатель Scania в моторном отсеке ЛиАЗа – это знак большого доверия к продукции завода.
С КП тоже вроде всё понятно. Как и положено на современных городских автобусах, механическая коробка ни в виде напольной «кочерги», ни даже в ипостаси «ручки-мешалки» даже в качестве опции не рассматривается. Только гидромеханические КП ZF или как вариант Allison (для ЛиАЗ-529270).
По ходовым ощущениям всё предсказуемо. Увеличение вылетов не слишком критично, и профессиональный водитель прироста в габаритах даже не заметит. Двигатель MAN уже хорошо известен перевозчикам, и установка его в новую оболочку изменений в динамику не принесло. Мотор Scania немного тяжелее, но при этом имеет больший литраж, мощность и крутящий момент. Итог – все динамические показатели на прежнем высоком уровне. И хотя машина была порожней, жалоб на недостаток тяги или рывки при переключениях от водителей, работавших на ЛиАЗ-529230 по реальным маршрутам в Сочи, не поступало.
Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оборудованных необходимым оборудованием, а устранение поломки для водителя заключается в ожидании тягача техпомощи. Отмечу лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно и без воронки. Проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа – тоже не проблема. Единственный вопрос – замена лампочек в фарах, впрочем, над решением этой проблемы на ЛиАЗе уже думают.
Модель | ЛиАЗ-529222 | ЛиАЗ-529230 |
---|---|---|
Полная масса, кг | 17 700 | 18 000 |
Снаряжённая масса, кг | 10 350 (11 250)* | |
Пассажировместимость, чел. | 85–114 20–28 | |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/ 11 200 | 6500/ 11 500 (6355/ 11 645)* |
Двигатель:
|
MAN D0836LOH65 Турбодизельный, I-6, Euro 5 6871 250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1750 мин-1 | Scania DC 09 91A Турбодизельный, I-5, Euro 4 9291 275 при 1800 мин-1 1283 при 1200 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF AP-1200B Автоматическая 6/1 | ZF 6HP504C Автоматическая 6/1 |
Подвеска | Передняя – ZF RL-85A, портальная. Задняя – ZF AV132/90/7, портальный мост | |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с дисковыми тормозными механизмами и ABS | |
Колёсная формула | 4х2 | |
Минимальный радиус поворота, м | 11,5 | |
Вместимость топливного бака, л | 220 |
*По данным информационного буклета.