Зачем грузовику алюминиевые колёса?
Колёсные диски Alcoa изготовляют из цельной алюминиевой заготовки, полученной из высокопрочного и устойчивого к коррозии сплава. Заготовке придаётся форма колеса с использованием пресса усилием 8000 т. После ковки диск подвергают термообработке для достижения максимальной механической прочности. Процесс ковки выравнивает кристаллическую структуру алюминия даже в критических зонах – на стыке диска и обода, такой диск в 4 раза прочнее стального, так как он по всей поверхности имеет равномерную зернистую структуру без швов. В результате использования таких колёс одновременно улучшается целый ряд эксплуатационных параметров: обеспечивается снижение массы автопоезда на 228–394 кг (в зависимости от типа, конструкции сцепки и суммарного количества осей), увеличивается полезная нагрузка, а экономия топлива составляет до 4 %. К тому же не следует забывать, что это всё даёт серьёзное снижение неподрессоренных масс – алюминиевый диск в два раза легче стального.
Теплопроводность алюминиевого колеса в 3 раза выше стального, что положительно сказывается на общей температуре колёсного узла, обеспечивается некоторый запас по охлаждению, и в конечном итоге шины и тормозные механизмы работают в более благоприятных температурных режимах – по сравнению со стальными колёсными дисками, температура ступиц ниже на 22 °С. Высокая прочность позволяет противостоять всевозможным дорожным неожиданностям в виде выбоин, ям, колейности, а технологически обеспечиваемая практически идеальная круглая форма позволяет выполнить точную балансировку, бережёт шины и ходовую часть. Теперь всё же можно вспомнить и про эстетическую составляющую. Пусть не всем грузовикам важен нарядный вид, но в автобусной отрасли этот фактор далеко не на последнем месте, да и нет необходимости в окраске дисков и использовании декоративных колёсных колпаков, которые часто теряются…
С чего всё начиналось – историческая справка
Хронология
ALCAR – это название крупного холдинга со штаб-квартирой, располагающейся недалеко от столицы Австрии Вены (Hirtenberg). Основана она в 1984г с целью продаж на внутреннем рынке стальных колёсных дисков, производимых в то время компанией KROMAG AG.
1988 год. ALCAR выкупает KROMAG AG и создаёт на её основе KROMAG Metallindustrie GmbH. Чтобы продвигать KFZ диски, дальше своей страны, на территории Европы открываются представительства.
1995. Приобретается ещё один бренд – AEZ (литые диски), и на территории Германии основывается German ALCAR – дистрибьюторская фирма, которая должна продвигать продукцию на европейском рынке. Теперь это уже ALCAR HOLDING GMBH, а страна производитель дисков – Германия.
2002 г. В дополнение к двум, уже имеющимся торговым маркам: KFZ и AEZ, приобретаются ещё три: DEZENT; DOTZ и ENZO, под которыми продаются легкосплавные диски. Об ассортименте каждого из этих брендов мы обязательно расскажем.
2004. Холдинг приобретает в собственность завод в Италии — Consud S. r. l. Изначально он специализировался на выпуске штамповки, но ALCAR перепрофилирует его на производство литья и запускает ещё один завод в Германии – Werdohl.
Год 2005. Запускается завод и в Neuenrade (Германия).
2006. ALCAR становится не только владельцем бренда AEZ, но и совладельцем компании AEZ Produktion GMBH.
Сегодня. Холдинг ALCAR стал гигантской компанией, имеющий 5 крупных производственных объединений и более 30 торговых подразделений в 13 странах.
О бренде KFZ
Теперь чуть подробнее о бренде КФЗ, а вернее – KFZ Stahlrad, как он изначально назывался. В 2014 году был произведён его ребрендинг, и теперь штампованные диски kfz официально именуются Alcar Stahlrad.
По мере выпуска продукции маркировка будет постепенно заменяться, и новые партии будут носить уже другой логотип. Стальной диск KFZ будет кратко именоваться ALST, при этом модельный ряд остаётся прежним и его обозначения не изменятся.
Примечание: Для партий дисков, выпущенных ранее, и находящихся на складах транспортных и торгующих компаний, название и логотип остаются прежними — диски kfz.
Так что если вы видите на колёсах дату производства после 2014 года в сочетании со старым логотипом – перед вами подделка. И это ещё одна причина, по которой стоило произвести ребрендинг.
Многие интересуются, кто производитель дисков марки KFZ? Учитывая широкую географию предприятий холдинга ALCAR Group, страна изготовителя может оказаться и азиатской. Но основным производством стальных штампованных дисков является швейцарский завод в Лугано.
Piece of technology
«Кусок технологий» – именно так говорят коллеги из Alcoa о своём продукте. Если владелец твёрдо решил укомплектовать свой грузовик легкосплавными колёсными дисками Alcoa, то кроме подбора соответствующего типоразмера, придётся определиться с выбором покрытия и функционального назначения диска. Познакомимся с основными решениями, предлагаемыми на рынке.
Топовая линейка дисков Dura-Bright характеризуется патентованной поверхностной обработкой, которая производится непосредственно при изготовлении колеса. Специалисты подчёркивают, что Dura-Bright – это не покрытие, а поверхностный слой, являющийся частью колеса, который не растрескивается, не откалывается и не отслаивается. Колёса линейки Dura-Bright не нуждаются в полировке. Для сохранения идеального внешнего вида их достаточно содержать в чистоте.
Другая линейка Dura-Flange – это колёса со специальным матовым покрытием, которое создаёт защитный слой, предотвращающий износ бортов обода. По данным испытаний, полное отсутствие признаков износа обода было зафиксировано при пробеге 240 000 км. Основное назначение данной линейки – работа с тяжёлыми грузами и высокими центрами масс в условиях разбитых, грязных и запылённых дорог, где тяжело гружёный автомобиль постоянно раскачивается, что приводит к дополнительному трению шины об обод колеса в абразивной среде.
Линейка колёс WorkHorse появилась благодаря пожеланиям заказчиков из Европы. Сегодня многие современные грузовики, работающие в строительном сегменте, оборудованы дисковыми тормозными механизмами. Для защиты передних суппортов от песка и гравия колёсные диски серии WorkHorse не имеют вентиляционных отверстий. Такое решение невозможно для стальных колёс из-за возможного перегрева, в то время как алюминий обеспечивает необходимый теплоотвод, а отсутствие отверстий повысило индекс нагрузки дополнительно на 10 %.
Куда качнётся чаша весов?
Представить использование алюминиевых колёс на грузовом транспорте только в самом лестном виде было бы несправедливо. Всегда существует обратная сторона медали. Итак, первый и самый существенный недостаток – цена. Частный владелец на любимую легковушку раскошелится без проблем, а какие затраты лягут на плечи автопарков с десятками, сотнями автопоездов? Не все перевозчики имеют настолько чёткое финансовое планирование, чтобы позволить себе инвестировать в гаджет, который окупится через пару-тройку лет в виде экономии топлива, износа шин и продажной стоимости техники на вторичном рынке. Теперь опять о наших российских дорогах. Редко, но бывает и так, что иногда лучше согнуть стальной диск при ударе, чем расколоть алюминиевый, но это скорее из области дьяволиады, чем регулярной эксплуатации. Актуальна и проблема «запасок». Оснастить каждый автопоезд комплектом легкосплавных запасных колёс и не опасаться угрозы воровства? Основная проблема – совместная установка алюминиевого и стального дисков на сдвоенной ошиновке: в месте их контакта может возникнуть гальваническая коррозия
Чтобы предупредить возможные негативные последствия, предусмотрена специальная смазка и крепёж, важно только про это помнить. Тем не менее, несмотря на все подводные камни, уже некоторые реальные, а не фантастические российские эксплуатанты (в США по разным данным до 70 % грузового парка используют легкосплавные колёсные диски) постепенно переходят на кованые алюминиевые колёса, шаг за шагом «переобувают» подвижной состав
В офисе Alcoa мне дали несколько адресов таких предприятий, чтобы я мог поехать туда и поговорить с водителями, механиками и инженерами, об этом обязательно расскажу в следующий раз.
Продукция / Русские алюминиевые диски
4GO
Во главе нашей ассортиментной линейки – коллекция литых алюминиевых дисков «4GO». Бренд был создан в 2007 году, продажи коллекции увеличиваются ежегодно на 30%, растет представленность в регионах. Всеми авторскими правами на бренд на территории РФ и СНГ обладает компания «Русские алюминиевые диски».
К каждому сезону ассортимент обновляется – разрабатывается 10-15 новых дизайнов дисков Коллекция «4GO» включает в себя около 400 моделей и 30 цветовых вариаций, что позволяет владельцу диска подчеркнуть стиль автомобиля и свою индивидуальность.
Диски «4GO» представлены в различных типоразмерах, то есть подходят для установки на широкий ряд автомобилей. Качество дисков соответствует японским (JWL Japan), немецким (TUV, ISO Germany) и российским (ГОСТ РФ) стандартам.
В процессе производства дисков «4GO» применяются специальные легирующие добавки и особые режимы термообработки, за счет чего достигается повышенная ударостойкость изделия. Диски имеют высокую адгезию лакокрасочного слоя к материалу, таким образом обеспечивается хорошая устойчивость покрытия к коррозии и иcтиранию.
D&P
Весной 2013 года стартовали продажи нового бренда эконом-класса от компании «Русские алюминиевые диски».
Отличительной особенностью этих дисков является: -идеальное соотношения невысокой цены и бескомпромиссного качества -широкий типоразмерный ряд (13-18 диаметр) и различные цветовые вариации -самые актуальные дизайны дизайны.
Высоколегированная сталь, метод литья под низким давлением, несколько этапов проверки качества производства-все это гарантирует долгую службу дисков D&P.
Реплика
Реплика — это литые алюминиевые диски с оригинальными, четкими параметрами заводов – автопроизводителей.
Дизайны дисков Реплика, как правило, также соответствуют дизайнам дисков первичной заводской комплектации.
Диски Реплика поставляются в комплекте с крепежом, что является их важным преимуществом.
Stark
Stark-это стальные штампованные диски от компании «Русские алюминиевые диски».
Ассортимент представленный в нашей компании позволяет подобрать стальные диски «Stark» на самые популярные в России автомобили.
Все диски производятся с учетом международных стандартов качества.
Какие диски на автомобиль бывают
Кто не хочет, чтобы его автомобиль летал, как ласточка, и выглядел, как орел? Наверное, этого хочет каждый владелец машины, поэтому популярность автотюнинга в нашей стране набирает свои обороты, и большинство даже отечественных авто после таких переделок просто не узнать. Одной из деталей, замена которых кардинально меняет облик машины, являются колесные диски.
Замена колесных дисков – достаточно дорогое удовольствие, при этом результат практически не сказывается на динамике. Несмотря на существенное облегчение дисков, которые относятся к неподрессоренным массам, динамика автомобиля существенно не увеличивается, зато такая замена положительно сказывается на управляемости машины, особенно если на данной модели нет гидро- или электроусилителя руля. Но как выбрать и по какой цене купить диски, чтобы не нарваться на дешевую некачественную продукцию восточных братьев и в тоже время не переплатить за бренд именитым немецким, английским и американским компаниям?
Материал автомобильного диска
Многие по привычке называют «титанами» все, что не похоже на стандартный стальной диск. На самом же деле современные диски в своем большинстве изготавливаются из алюминия, а именно титановые диски имеют слишком высокую цену, и люди, которые способны их купить, даже не будут самостоятельно их искать, за них это сделает их кризисный директор. Алюминиевые же диски также разнятся способом изготовления и химическим составом.
Литые
Самый распространенный, а потому самый дешевый и самый прихотливый вид дисков. Литье из алюминия – достаточно хрупкая вещь, боится ударных нагрузок. Если брать такой диск и рассчитывать на успешное передвижение по нашим дорогам, то для более-менее нормального результата возьмите хотя бы стандартную высоту покрышки.
Низкопрофильная резина на таком диске будет смотреться, несомненно, привлекательней, но шанс на то, что диск просто лопнет при наскоке на яму, очень высок. Штампованные алюминиевые диски не подлежат ремонту и не гнутся, а сразу лопаются, что, безусловно, является их главным недостатком
При покупке таких дисков обращайте внимание на сертификаты производителя, даже если вы берете реплику (изготовленную без лицензии копию известного бренда). Обратите внимание и на гарантии продавца
А лучше всего покупать диски с гарантией перед зимой, так как именно этот период покажет, качество изготовления и лакокрасочного покрытия. При некачественном лакокрасочном покрытии реагенты для дорог быстро сделают свое дело, и лак начнет слазить. Таким образом, вы сумеете вернуть некачественный товар в срок гарантии.
Кованые
Если вы руководствуетесь старой пословицей про то, что слишком дорого покупать дешевые вещи, то вам стоит посмотреть на товар более качественный. Кованые, а на самом деле диски, изготовленные методом объемной штамповки, являются изделиями высокого уровня. Несмотря на то, что на автомобилях в нашей стране встретить такие диски очень трудно, технология их изготовления была изобретена и внедрена впервые именно на российском предприятии. И до сих пор в стране есть заводы, которые занимают достаточно солидные позиции в доле реализации дисков на мировом рынке.
Так что переплачивать за иностранные диски в надежде купить более качественный товар не стоит. Данные диски благодаря своей более плотной структуре еще легче, чем литые, но они достаточно пластичны, при ударах не лопаются, а гнутся. Кроме того, подлежат ремонту так же, как и стальные. Простая вальцовка – и они снова в строю, но вот внешний вид таких дисков восстановить сложнее, так как покраска их происходит обычно запеканием в печи специального порошка, напыленного на диск.
Кроме того, совсем недавно один из лидеров отечественного рынка начал выпуск нового вида легкосплавных дисков, изготовленных из сплавов на основе магния. В принципе, магний как элемент конструкций уже давно и успешно используется в авиации, но аналогов таким дискам в мире нет.
Сборные
Элитным вариантом считаются также и сборные диски. Обод такого диска, как правило, кованый, а сердцевина литая, прикрепленная к ободу титановыми болтами. Такая конструкция позволяет менять сердцевину, что удобно для изменения внешнего вида диска, но их стоимость на порядок выше обычных кованых.
В целом, если при покупке дисков финансы поджимают, то можно взять и литые варианты, но они в основном предназначены для спокойной размеренной езды. Если же вас влечет стритрейсинг, быстрая езда с крутыми виражами и низкопрофильная резина, то тут уже нужны алюминиевые, кованые или титановые диски.
Более подробно почитать о плюсах и минусах литья и штамповки можно почитать вот тут — штампованные или литые диски? Что лучше?
Литые диски: магний или алюминий?
Только преимущества
В отношении к железным штампованным дискам литые «колеса» выглядят еще более предпочтительно. Их преимущества по сравнению со стальной штамповкой заключаются в следующем:
- Малый вес. Это, пожалуй, главное достоинство литья из легких сплавов. Как результат – существенно снижается нагрузка на ходовую часть, улучшаются динамические показатели автомобиля, сокращается расход топлива. Кроме того, значительно повышается пассивная безопасность авто, благодаря тому, что контакт с дорожным полотном при наезде на препятствие восстанавливается гораздо быстрее. Таким образом, улучшается управляемость.
- Привлекательный дизайн. Если быть совершенно точным, то дизайн колесных дисков может быть разным. Выбор конкретной модели – дело вкуса и личных предпочтений. Но главное то, что он просто существует. К сожалению, применительно к железной штамповке этого сказать нельзя.
- Наконец, невозможно не отметить практичность такого решения. Литые диски не нуждаются в каком-либо специальном уходе. Они не ржавеют, их не нужно красить. Для поддержания надлежащего внешнего вида достаточно периодически мыть их и просто протирать тряпкой.
Немного негатива
Как делают литые диски?
Алюминий в производстве литых дисков
Одним из наиболее популярных видов сырья, применяемого для изготовления литых дисков, является алюминий, в который добавляются необходимые компоненты (как правило, в качестве добавки выступает кремний). Преимущества такого конструкционного решения очевидны:
- Во-первых, алюминий – относительно недорогой металл.
- Во-вторых, это материал, имеющий невысокую удельную массу, так как плотность алюминия составляет всего 2,7 г/см3.
Наконец, металл этого типа не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок службы готовых изделий. Этот эффект достигается за счет способности образовывать на поверхности прочную оксидную пленку Al2O3.
Наконец, нужно отметить, что алюминий обладает чрезвычайно низкой теплопроводностью. Это дает возможность добиться лучшего охлаждения деталей тормозного механизма автомобиля. В сочетании с высокой точностью изготовления колесных дисков из сплавов алюминия с кремнием и других компонентов все, перечисленные выше, факторы являются неоспоримыми преимуществами «литья» данной категории.
Как заведено, ни одна бочка меда не обходится без ложки дегтя. Теперь о недостатках: это, прежде всего, низкий уровень пластичности материала. Таким образом, вследствие значительных ударных нагрузок, колесные диски из алюминия не гнутся, а трескаются. То есть, отремонтировать их нельзя.
Несколько слов о преимуществах магния
Вместо послесловия
Возвращаясь к исходной постановке вопроса «магний или алюминий», можно сказать, что однозначного ответа на него не существует. Все зависит от конкретных условий эксплуатации авто. Если вы выбираете колесные диски для езды «на каждый день», то целесообразно отдать предпочтение более практичному алюминию
Если же предполагается техническая доводка авто с одновременным улучшением динами и других характеристик, то стоит обратить внимание и на магний
Ассортиментный ряд KFZ
R13
В модельной линейке R13 Alcar Stahlrad KFZ представлены диски, подходящие как для отечественных, так и для импортных авто.
Номер модели | Размер | Применяемость |
2040 | 5*13 4*98 ЕТ40 58,5 | ВАЗ |
2490 | 4*13 4*100 ЕТ46 54,0 | KIA/Hyundai |
2910 | 4,3*13 4*114,3 ЕТ45 69,1 | Daewoo Matiz |
3260 | 5*13 4*100 ЕТ49 56,5 | Opel Corsa |
KFZ R14
Штамповки КФЗ с радиусом 14 имеют вылет от 18 до 50, четыре крепежных отверстия, применимы для большинства автомобилей зарубежного производства – французского, японского, американского.
4925 | 4,5*14 4*100 ЕТ43,5 56,6 | Chevrolet |
4940 | 4,5*14 4*100 ЕТ39 54 | Toyota |
5200 | 5*14 4*114,3 ЕТ50 64,1 | Honda |
5215 | 4,5*14 4*100 ЕТ46 | Mitsubishi |
5710 | 5*14 4*100 ЕТ39 54,0 | Toyota |
6335 | 5,5*14 4*100 ЕТ45 60,1 | Renault |
6355 | 5,5*14 4*108 ЕТ37,5 63,3 | Ford |
6390 | 5,5*14 4*108 ЕТ18 65,0 | Citroen |
6885 | 5,5*14 4*100 ЕТ45 56,0 | Honda |
6950 | 6*14 4*100 ЕТ40 59,0 | Nissan |
7080 | 6*14 4*100 ЕТ38 57,1 | Volkswagen |
7280 | 6*14 5*100 ЕТ43 57,1 | Skoda |
R15
Стальные модели Стандарт КФЗ с радиусом 15 представлены разных типов, с вылетом от 20 до 68.
4011 | 6*15 5*118 ЕТ68 71,1 | Fiat |
7223 | 6*15 5*114,3 ЕТ50 67,1 | Mazda |
7385 | 6,5*15 4*108 ЕТ20 65,0 | Peugeot |
7415 | 6*15 5*100 ЕТ29 57,1 | Audi |
7820 | 4,5*15 3*112 ЕТ23,5 57,1 | Mercedes-Benz Smart |
8190 | 6*15 5*100 ЕТ50 56 | Rover |
8475 | 6*15 4*108 ЕТ18 65 | CITROEN |
8730 | 6*15 4*108 ЕТ33 65 | Saab |
9145 | 6*15 4*100 ЕТ45 54 | TOYOTA |
KFZ R16/17
Номер модели | Размер | Применяемость |
5008 | 7*16 4*108 ЕТ29 65,0 | Peugeot |
6501 | 6,5*16 5*112 ЕТ52 66,5 | Mercedes |
6525 | 6,5*16 5*114,3 ЕТ50 60,0 | Suzuki |
6655 | 6,5*16 5*114,3 ЕТ42,5 67,0 | KIA |
7502 | 7*16 5*112 ЕТ47 66,5 | BMW |
7840 | 6,5*17 5*114,3 ЕТ39 67 | Dodge |
8183 | 6*16 5*114,3 ЕТ50 60 | Suzuki |
8425 | 6,5*16 5*112 ЕТ42 57,1 | Volkswagen |
8873 | 6,5*16 5*114,3 ЕТ50 66,0 | RENAULT |
9062 | 6,5*16 5*114,3 ЕТ50 67 | Mazda |
В таблице представлена лишь небольшая толика от общего количества моделей этого производителя. У него есть предложения практически на все автомобили, на которые ставятся колёса до 16 радиуса, единично 17.
Машины с радиусом выше 17-го ездят исключительно на легкосплавных дисках. Стальные же являются бюджетным вариантом, и конечно, уступают литым по эстетическим качествам. Чтобы это исправить, можно закрыть их декоративными колпаками – правда, придётся следить, чтобы они не терялись.
Кованая микроструктура алюминия
Ковка вытягивает микроструктуру металла вдоль направления течения металла (рисунок 3) и тем самым позволяет полностью использовать потенциал сплава по прочности и вязкости.
Рисунок 3 – Вытянутая зеренная структура алюминия в кованом колесном диске (источник – фирма Alcoa)
Хотя и кованые, и литые колесные диски должны отвечать одним и тем же техническим требованиям по прочностным характеристикам и показателям надежности, кованые диски более устойчивы к перегрузкам и неправильному применению.
По сравнению с литыми дисками, кованые диски проявляют более высокую усталостную выносливость благодаря отсутствию пористости и наличию мелкой, гомогенной микроструктуры (рисунок 4). Кроме того, плотная деформированная микроструктура позволят достигать буквально зеркальной поверхности дисков после механической обработки их алмазным инструментом.
Рисунок 4 – Кривые усталости для кованого сплава AlSi1MgMn-T6 (6082-T6) и литого алюминиевого сплава AlSi7Mg0,3-T6 (источник – фирма Otto Fuchs)