История создания микроавтобуса Старт со стеклопластиковым кузовом

Старт — советский микроавтобус 1964-1970 гг.

фотография Старт микроавтобус

История «Старта» начинается с появления в автотранспортном управлении
Луганского совнархоза нового начальника А. С. Антонова. Регион был крупным химическим центром, и Антонов предложил
Северодонецкой автобазе создать прицеп-дачу из стеклопластика. Прицеп оказался настолько удачным, что у его
создателей возникло желание сделать автомобиль.

В 1962 двое выпускников ХАДИ Балясный и Крутенко работая на Северодонецкой
ремонтной базе в г. Луганске вышли с предложением к руководству о создании стеклопластикового автомобиля.
Дизайном кузова занимался художник-конструктор Юрий Андрос.
Презентация первого микроавтобуса произошла в декабре 1963 года. Первый образец «Старта» имел компоновку туристического
автобуса — два продольных дивана по бокам и один поперечный в конце салона, умывальник в багажнике. Последующие
имели раздельные сиденья и перегородку между водительским и пассажирским отделениями.
    По заспоряжению партийного руководства САБР был обеспечен 50 комплектами узлов от
Волги, агрегатами и деталями агрегатами и деталями необходимыми для организации мелкосерийного производства.
Уже в сентябре 1964 года в Северодонецке приступили к созданию промышленной партии с использованием горьковских
машинокомплектов. Внешний вид был выполнен в плавниковом стиле («крылатом» американском стиле).
Микроавтобус имел выступающий багажник седанного типа.
Руль и приборая доска заимствованы у ГАЗ 21.

фотография салон микроавтобуса Старт

В начале осени 1965 года два Старта с заводскими номерами 27 и 37 прибыли в лабораторию испытаний
автобусов при отделе легковых автомобилей и автобусов автополигона НАМИ. Им предстояло пройти обкатку и комплекс лабораторно-
дорожных исследований на полигоне, а также поработать маршрутными такси в Москве. По результатам испытаний выяснилось, что с
государственной точки зрения никаких преимуществ перед обычным РАФиком Рижской автофабрики революционный Старт не имел.
Главным эксплуатационным недостатком Старта оказался высокий расход топлива в среднем на 10% выше, чем у РАФа. Дело в том,
что, причудливая конфигурация кузова, которую Андрос считал обтекаемой, не только не обеспечивала хорошей аэродинамики.
Наоборот, пресловутые плавники создавали дополнительное сопротивление. Кроме того, недостаточно прочными оказались силовые
элементы рамы и кузова: так, например, салонные двери Стартов после эксплуатации в качестве маршруток едва не отваливались,
а поскольку двигатель Старта был расположен практически в центре салона, доступ к нему затруднен: обслуживать и ремонтировать
его было крайне неудобно.

Кадры из фильма «Кавказская пленница» Л.Гайдай

Наибольшая часть машин использовалась как маршрутные такси, однако
в числе покупателей был и, к примеру, «Мосфильм», где, по разным сведениям, работало от одного до трех «Стартов».
И именно мосфильмовский микроавтобус засветился в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница».

Ещё один известный «Старт» был подарен работниками САРБ первому секретарю ЦК КП Украины П.Е.Шелесту.
Этот автомобиль интересен тем, что в нём была вмонтированная автономная системаспецсвязи КГБ.
Ещё несколько микроавтобусов «Старт» работали в Москве в качестве маршрутных такси. В настоящее время сохранилось
несколько рабочих экземпляров «Старта». Отпускная цена Старта составляла 9500 рублей, в то время как самая дорогая
модификация ГАЗ-21 стоила 8500, а РАФик отпускался госпрдприятиям за 5600 рублей.

Мануалы по самостоятельному ремонту японских автомобилей Honda Civic 6

Спецификации

Поскольку запуск производился только в нескольких экземплярах, разными производителями и вручную, информация о технических данных в литературе отличается в некоторых деталях. Приведенные здесь значения относятся к «серийным» автомобилям, произведенным SARB до 1965 года.

  • Двигатель: рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель
  • Тип двигателя: «ЗМЗ-21А», от легкового автомобиля ГАЗ-21 Волга.
  • Мощность: 75 л.с. (55 кВт) при 4000 мин -1
  • Объем двигателя: 2445 см³
  • Диаметр цилиндра: 92,0 мм
  • Ход поршня: 92,0 мм
  • максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 мин -1
  • Степень сжатия: 6,7: 1
  • Приготовление смеси: карбюратор типа К-105
  • Порядок стрельбы: 1–2–4–3.
  • Стартер: Тип ST21
  • Генератор: тип G12
  • Бортовое напряжение: 12 В.
  • Трансмиссия: трехступенчатая механическая коробка передач с задним ходом, частично синхронизированная
  • Сцепление: однодисковое сухое сцепление
  • Максимальная скорость: 110 км / ч
  • Расход топлива: примерно 21–21,5 л / 100 км
  • Формула привода : 4 × 2 (задний привод)

Размеры и вес

  • Длина: 5535 мм
  • Ширина: 1980 мм
  • Высота: 2085 мм
  • Колесная база: 2845 мм
  • Диаметр поворота: диаметр 13,0 м
  • минимальный дорожный просвет: 197 мм
  • Высота внутри: 1408 мм
  • Количество мест: 10 + 1, также указано 12 + 1
  • Масса пустого: 1770 кг, в более старых источниках приводится 1320 кг.
  • Размер шин: 7.00-15 ″
  • Количество дверей: 2 пассажирские двери + отдельная водительская дверь

История автомобиля

Вид сзади на сохранившийся катер в Русском музее (2017)

Восстановленный запуск в московском универмаге ГУМ (2014 г.)

Идея микроавтобуса с пластиковым кузовом и инициатива по ее реализации восходят к AS Antonow. Примерно в 1960 году он стал начальником транспортного отдела в совнархозе Луганска . Антонов был описан как неугомонный дух, с множеством новых идей и вместе с командой молодых инженеров из Северодонецкого авторемонтного центра (нем. Северодонецкий авторемонтный центр, сокращенно САРБ) изначально построил караван с кузовом из стеклопластика. Материал был легко доступен, так как в этом районе была крупная химическая промышленность . Правительство также поддерживало его использование.

После удачной доработки было решено перенести новую концепцию на микроавтобус. Для этого были наняты два выпускника местной академии, имевшие опыт работы с пластиковыми кузовами из сектора гоночных автомобилей, а в SARB был создан небольшой конструкторский отдел. Сначала был сделан эскиз в масштабе 1:10, после утверждения проекта — гипсовая модель в исходном размере. На основе этого были изготовлены слепки для более поздних частей тела. Механические компоненты, такие как двигатель, мосты и коробка передач, были заимствованы от ГАЗ-21 Волга, как и различные дополнительные детали, такие как фонари, дверные ручки, приборная панель и рулевое колесо. Чтобы добиться необходимой жесткости, в пластмассовые детали ламинировали металлическую арматуру.

Первый пуск микроавтобуса был завершен в середине октября 1963 года. В декабре « Правда» сообщила о проекте, а в 1964 году — о восточногерманской автомобильной технике, которая назвала автомобиль трамбусом . Первый автомобиль был оборудован 3-мя многоместными сиденьями (два по длине и одно по ходу движения). К капоту пристроили столик, который находится внутри салона за сиденьями водителя и переднего пассажира. После завершения работ автобус был представлен широкой публике в Москве. Впоследствии SARB наладила мелкосерийное производство запчастей Volga и доставила микроавтобусы избранным клиентам. Один экземпляр отправился на киностудию « Мосфильм », другой — в качестве ПТС на местное телевидение в Луганске. Последний был единственным стартовым спецавтомобилем и находился в эксплуатации до 1980-х годов. После того как Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) прекратил поставки запчастей для Волги, микроавтобусы производились только на заказ и с доставкой соответствующих комплектующих. К 1967 году SARB выпустила около 100 экземпляров. Некоторые из них использовались в качестве элитных такси в Москве .

Антонов был переведен в Донецкий совнархоз в 1964 году . Параллельно с этим он открыл собственное производство на донецкой автомобильной базе «Главдонбасстрой» (сокращенно ДАБ). Микроавтобусы выпускались там под названием « Донбасс», их было выпущено не более 10 экземпляров. Кроме того, в 1966 году Луганский автоспотный завод (нем. Lugansker Automontagewerk, LASS или ЛАСЗ для краткости) начал производство старта. Однако из-за проблем с формой удалось сделать всего 20 копий. В отличие от ранее построенных моделей, они получили подвеску ГАЗ-12 ЗИМ, что значительно повысило комфорт вождения.

С 1967 по 1968 году последние запуска маршрутки были построены в Korosteny Avtoremontny Sawod (немецкого Korostener Autoreparaturwerk, KRS или КРЗ) в Коростене . Детали ходовой части и привода — ГАЗ в Горках, кузова — САРБ. Остальные детали были изготовлены на месте. Таким образом было создано еще 70 машин.

Новый микроавтобус стоил 9 500 советских рублей, то есть почти вдвое дороже ГАЗ-21 «Волга», который продавался за 5 000 рублей. Основной причиной высокой цены было небольшое количество единиц и высокая доля ручного труда при изготовлении кузова, что в конечном итоге также привело к прекращению производства. Годовой доход советского рабочего в то время составлял в среднем чуть меньше 1000 рублей. До наших дней сохранилось несколько пусков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: