Характеристики трансмиссии, ходовой части и других элементов грузовика
Трансмиссия ГАЗ-51 – механическая, основными частями которой являются:
Коробка передач ГАЗ-51
- однодисковое полуцентробежное сцепление сухого типа;
- четырехскоростная трехходовая коробка передач с принудительной блокировкой заднего хода;
- одноступенчатая главная передача с коническими колесами, сателлитами и полуосями разгруженного типа.
Подвеска – зависимая, с продольными и полуэллиптическими рессорами на переднем мосту. Задний мост, кроме основных элементов, включал в себя дополнительные части – два подрессорника. На передней подвеске использовались амортизаторы рычажного типа.
Колеса за всю историю производства грузовика несколько раз видоизменялись. Сначала они были с двумя окнами, а затем использовались шестиоконные диски с бортовым разрезным и замочным кольцом.
ГАЗ-51 комплектовался пневматическими шинами размером 7,50*20 дюймов. На грузовике впервые применили особое крепление запасного колеса – в виде откидного кронштейна.
Грузовая платформа была деревянная. При необходимости задний борт откидывался и служил продолжением пола.
Довоенная модель
Довоенный ГАЗ-51 1939 года
Еще в 1939 году Горьковский автозавод подготовил замену своему грузовому первенцу ГАЗ-АА/ММ. Машина получила принципиально новую конструкцию шасси и рамы, обтекаемую цельнометаллическую кабину, увеличенную грузовую платформу и более мощный мотор — ГАЗ-11 на 76 л.с. Работал он в паре с четрыехступенчатой коробкой передач от ГАЗ-ММ, а рулевое управление позаимствовали от ГАЗ-М-1. Но главное, опытный ГАЗ-51 имел повышенную до 2 тонн грузоподъемность и экономичность. Его номинальный расход не превышал 21 л/100 км. Кроме того испытания прошедшие летом 1940 года, показали, что новая машина намного надежнее, чем ГАЗ-ММ.
В 1941 году, завод полным ходом готовился к серийному производству ГАЗ-51. Но началась война, ГАЗ получил множество военных заказов и эти планы пришлось отложить.
Честное газоновское
Мыском ботинка — на массивную кнопку стартера, пяткой — на педаль газа. Двигатель оживает почти мгновенно. Неудобно пользоваться ножной кнопкой? Зато конструкция проста и надежна — нет капризного втягивающего реле. Помните, как говорил самый известный в СССР водитель ГАЗ‑51 Пашка Колокольников по прозвищу Пирамидон из картины Василия Шукшина «Живет такой парень»: «Женщина — как стартер: когда-нибудь да подведет»?
Общий принцип работы органов управления — просто, понятно, но туго. Сцепление — с механическим приводом, зато течь нечему. Педаль, разумеется, тяжелая. Ничего! Как говаривал один знакомый испытатель военной техники, в сапоге — нормально.
Коробка передач — без синхронизаторов. Переключения требуют навыков двойного выжима педали сцепления при переходе на более высокую передачу и перегазовки — при переходе на низшую. Правда, при определенном умении можно обойтись и без двойного выжима, просто нужно не суетиться и подтыкать следующую передачу нежно и аккуратно. Торопиться-то некуда. ГАЗ‑51 — для спокойной езды. Паспортная максимальная скорость всего-то 70 км/ч. Смешно? А ведь хватало! В горку машина идет, конечно, неохотно, требует перехода на третью передачу. А если еще загрузиться по полной? Зато и тормозов без усилителя «газону», в общем-то, хватает.
ГАЗ-67 — послевоенные и современные годы
Когда наступили мирные времена советский внедорожник продолжили выпускать и значительно его производство расширили. Особенно популярна машина была в сельской местности, где использовалась практически повсеместно. Для многих сельских хозяйств именно этот «газик» был наиболее желанным авто и, если была такая возможность, ГАЗ-67 старались брать в хозяйство. Так как до войны подобных автомобилей в сёлах попросту не было, его популярность вполне объясняется.
Хорошо продавался он не только у нас, но и за рубежом. После конца войны его поставляли в Австралию и различные восточные страны.
Последний ГАЗ-67 выехал из своего цеха в 1953-м году. Всего собрали практически 93 тысячи этих интересных, удобных и уникальных советских внедорожников.
ГАЗ-67
Этот автомобиль получил еще и ряд гражданских достижений, за что его можно отметить дополнительными плюсами. Например, весной в 1950-м году именно лёгкая модификация ГАЗ-67 смогла взобраться на вершину Эльбрус! А уже летом 1950-го модификация ГАЗ-67Б успешно работала на дрейфующей льдине СП-2, где использовалась на протяжении многих лет как транспортный автомобиль и тягач.
В 1949-м году ГАЗ-67Б впервые спрыгнул с парашютом из ТУ-2. А популярный какое-то время вертолет М-4 разрабатывался из расчета на транспортировку именно этого автомобиля.
ГАЗ-67 — современный восстановленный и тюнингованный
Модификации автомобиля ГАЗ-51 (в хронологическом порядке)
-
- ГАЗ-51 Н – армейский вариант, с решётчатым кузовом от ГАЗ-63, укомплектованным лавками вдоль бортов, а также с дополнительным бензобаком на 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 У – экспортный вариант, для умеренного климата. Производился с 1949 по 1955 годы.
- ГАЗ-51 НУ – экспортная модификация армейского варианта грузовика, для стран умеренного климата. Выпускался с 1949 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 Б – газобаллонный вариант, работающий на сжатом газе. Выпускался с 1949 по 1960 годы.
- ГАЗ-41 – опытная модификация на полугусеничном ходу, была построена в 1950 г.
- ГАЗ-51 Ж – ещё один газобаллонный вариант, для работы на сжиженном газе. Выпускался с 1954 года по 1959 годы.
- ГАЗ-51 ЖУ – экспортный газобаллонный вариант, работающий на сжиженном газе, для умеренного климата.
- ГАЗ-51 А – модернизация базовой модели ГАЗ-51, пришедшая ей на смену в 1955-м и выпускавшаяся вплоть до 1975 года. Отличается от ГАЗ-51 грузовой платформой увеличенных размеров, откидными боковыми бортами, усовершенствованной тормозной системой.
- ГАЗ-51 Ф – опытная партия, оснащённая двигателем 80 л.с., с зажиганием форкамерно-факельной конструкции мощностью 80 л.с. Была выпущена в 1955 году.
- ГАЗ-51 АУ – экспортный вариант для умеренного климата, серийный выпуск продолжался с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 Ю – экспортный вариант для тропического климата, выпускался с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 С – вариант, оборудованный дополнительным 105-литровым топливным баком. Серийный выпуск осуществлялся с 1956 по 1975 гг.
- ГАЗ-51 СЭ – вариант с дополнительным 105-литровым бензобаком и экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-51 Р – грузопассажирский вариант, по бортам кузова которого оборудовались откидные скамейки, а в заднем борту была предусмотрена дверь и лестница. Выпускался с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 РУ — экспортный вариант грузопассажирской модификации, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975й.
- ГАЗ-51 Т – грузовое такси, 1956—1975.
Седельный тягач ГАЗ-51П.
- ГАЗ-51 П – седельный тягач. Выпускался с 1956 по 1975 годы. На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в СССР был применён гидровакуумный усилитель тормозов.
- ГАЗ-51 ПУ – экспортный вариант седельного тягача, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975.
- ГАЗ-51 ПЮ – экспортная модификация седельного тягача, предназначенная для тропического климата, производилась с 1956 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 В – экспортный вариант, с расширенной до 3,5 тонн грузоподъёмностью. Был оснащён 78-сильным двигателем
- ГАЗ-51В, шинами увеличенного размера до 8,25-20″ и задним мостом полноприводного ГАЗ-63. Серийный выпуск производился в 1957-1975 годах.
- ГАЗ-51Д – шасси с укороченной рамой, предназначенное специально для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500, которые делали Саранский и Одесский заводы автосамосвалов. В серийном производстве с 1958 по 1975 годы.
- ГАЗ-51 ДУ – экспортный вариант самосвального шасси, для умеренного климата.
- ГАЗ-51 ДЮ – экспортный вариант самосвального шасси, для тропического климата.
Кроме грузовиков, на шасси ГАЗ-51 был построен целый ряд капотных автобусов малого класса. Их выпускали как в Горьком, так и на Павловском автобусном заводе ПАЗ, и на Курганском автобусном заводе КАвЗ. А также на авторемонтных предприятиях по всему Советскому Союзу: в Борисове, Тарту, Тосно, Киеве, Каунасе, и т.д. Очень колоритными были около сотни экскурсионных автобусов с открытыми «кабриолетными» кузовами. ГЗА-653, ПАЗ-653, АС-» – санитарные автобусы-фургоны на шасси ГАЗ-51.
Экскурсионный автобус на базе ГАЗ-51 в Гаграх.
Бесчисленное количество больших, средних и малых предприятий на просторах союзных республик выпускали на шасси ГАЗ-51 разнообразные специализированные машины: мебельные и изотермические фургоны; хлебовозы и автоцистерны, пожарные и коммунальные спецмашины, автовышки, передвижные ремонтные мастерские и т.д.
С этим читают
«Синяя птица»
Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.
Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.
Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.
В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.
Разновидности и тюнинг
На основе базовой модели ГАЗ-51 было создано множество различных модификаций. Выпускались фургоны, самосвалы, автобусы, автоцистерны, различная специальная техника (пожарные машины, специализированные фургоны, автовышки). Некоторую часть выпускаемых автомобилей особо приспосабливали к работе в жарких климатических условиях, а также используя в качестве топлива природный или попутный нефтяной газ.
Модификация | Особенности | Годы выпуска |
ГАЗ-51А | Увеличенная грузовая платформа | 1955-1975 |
ГАЗ-51АУ | Экспортная версия для районов с умеренным климатом | 1956-1975 |
ГАЗ-51Б | Газобаллонный вариант на сжатом природном газе | 1949-1960 |
ГАЗ-51В | Экспортная версия с грузоподъемностью 3-3,5 тонны и мотором ГАЗ-51В | 1957-1975 |
ГАЗ-51Д | Укороченное шасси для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500 | 1958-1975 |
ГАЗ-51 ДУ | Экспортная версия ГАЗ-51Д | |
ГАЗ-51ДЮ | Экспортная версия ГАЗ-51Д для тропических районов. | |
ГАЗ-51Ж | Газобаллонный вариант на сжиженном нефтяном газе | 1954-1959 |
ГАЗ-51ЖУ | Газобаллонный вариант для экспорта в страны с умеренным климатом | |
ГАЗ-51Н | Армейская версия с решётчатым кузовом от ГАЗ-63, сиденьями вдоль бортов и дополнительным топливным баком ёмкостью 105 л | 1948-1975 |
ГАЗ-51НУ | Экспортная версия ГАЗ-51Н | 1949-1975 |
ГАЗ-51П | Седельный тягач | 1956-1975 |
ГАЗ-51ПУ | Экспортная версия ГАЗ-51П | 1956-1975 |
ГАЗ-51ПЮ | Экспортная версия ГАЗ-51П для регионов с тропическим климатом | 1956-1975 |
ГАЗ-51Р | Грузопассажирское такси с откидными скамейками | 1956-1975 |
ГАЗ-51РУ | Экспортная версия ГАЗ-51Р | 1956-1975 |
ГАЗ-51С | С дополнительным баком на 105 л | 1956-1975 |
ГАЗ-51СЭ | С дополнительным баком на 105 л и экранированным электрооборудованием | |
ГАЗ-51Т | Грузовое такси | 1956-1975 |
ГАЗ-51У | Экспортная версия базового грузовика ГАЗ-51 | 1949-1955 |
ГАЗ-51Ф | С 80-сильным двигателем ГАЗ-51Ф, имеющим форкамерно-факельное зажигание | 1955 |
ГАЗ-51Ю | Экспортная версия для тропических стран | 1956-1975 |
Мебельные фургоны Т-246 на шасси ГАЗ-51А производились с 1959 по 1972 годы
В настоящее время тюнинг ГАЗ-51 представляет интерес прежде всего для любителей «раритетных» машин и реконструкторов. Но и в практической деятельности до сих пор не редкость энтузиасты, приспосабливающие грузовик для вполне эффективной работы по его прямому назначению. Как правило, при этом меняется довольно «прожорливый» 3,5-литровый бензиновый атмосферный двигатель на более современные варианты, в том числе дизельные турбированные версии.
Такой тюнинг финансово будет вряд ли оправдан, поскольку новый двигатель может стоить больше, чем старый «газик». Смена КПП также крайне необходима, потому что ездить без синхронизаторов не только чрезвычайно неудобно для современного водителя, но и способно создать проблемы для других участников дорожного движения. Но даже обновив мотор и трансмиссию, автолюбитель не сможет существенно увеличить комфорт, скорость передвижения или грузоподъемность. Эффективно использовать ГАЗ-51 в коммерческих целях как в условиях города, так и в деревне в наше время представляется почти невозможным.
Характеристики двигателя грузовика ГАЗ-51
До войны Горьковский автозавод выпускал нижнеклапанный двигатель Dodge, который со временем модернизовали. Обновленная силовая установка ГАЗ-51 улучшила динамические свойства грузовика. Это был агрегат мощностью 70 лошадиных сил, с шестью цилиндрами и рядным расположением, рабочий объем которых составлял 3 485 см3. Несмотря на такие параметры, двигатель обладал хорошей тягой. Завести его не составляло труда, даже в случае выхода из строя электрического стартера или аккумулятора. Для этого существовала специальная пусковая рукоять.
Основные технические характеристики мотора ГАЗ-51 следующие:
- масса без оборудования – 235 кг;
- тип – бензиновый;
- количество оборотов коленчатого вала в минуту – 2750;
- число тактов – 4;
- количество клапанов – 12;
- крутящий момент – 200 Нм при 1500 оборотах в минуту;
- питание – карбюраторное;
- система охлаждения – жидкостная.
Экспорт
В 1949 году была разработана модификация ГАЗ-51У, которая предназначалась для отправки за границу, в страны с умеренным климатом. Машина экспортировалась в течение шести лет, с 1949 по 1955 год, небольшими сериями. Затем конструкторское бюро Горьковского автозавода разработало модель ГАЗ-51Ю, адаптированную к эксплуатации в условиях тропического климата. Эта модификация выпускалась в течение почти двадцати лет, с 1956 до 1975 года. Грузовики отправляли в Африку и Азию, где им находили применение на стройках или использовали как обычное транспортное средство для перевозки грузов и скота.
На экспорт также поставлялась модель повышенной грузоподъемности — ГАЗ-51В. Кузов автомобиля вмещал 3,5 тонны. Производство продолжалось с 1957 по 1975 год. Машина оснащалась двигателем мощностью 78 лошадиных сил, задний мост ГАЗ-51 был позаимствован от полноприводного вездехода ГАЗ-63. Применялись шины увеличенного размера — 8,25х20.
Еще одна экспортная модификация — ГАЗ-51ДУ. Это был автомобиль для регионов с умеренным климатом, произведенный на базе самосвального шасси.
В страны с тропическим климатом экспортировался ГАЗ-51ДЮ на самосвальной основе ГАЗ-93АТ.
На экспорт поставлялись также седельные тягачи: ГАЗ-51ПУ предназначался для стран с умеренными климатическими условиями, ГАЗ-51ПЮ — для жарких регионов.
Из истории создания ГАЗ 53
ГАЗ 53Ф
Серия автомобилей ГАЗ 53 была построена на базе ГАЗ 51. Новая модель позаимствовала от «пятьдесят первого» шестицилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), только спустя определенное время уже были предложены другие варианты ДВС. Первые опытные образцы новой модели появились в 1959 году, а с октября 1961 года ГАЗ 53 запустили в серийное производство. Марка получила индекс «Ф» и стала называться ГАЗ 53Ф.
Выпуск модификации грузовика продолжался до января 1967 года. Вначале грузоподъемность автомобиля была 3,5 тонны, но в 1964 году ее снизили до 3 тонн.
ГАЗ 53А
В 1964 году, продолжая разработку ГАЗ 53Ф, завод-гигант начинает производство модификаций: базовой ГАЗ 53 и обновленной модели ГАЗ 53А. В 1965 году решили оставить только ГАЗ 53А, и эта марка просуществовала до 1983 года, то есть, почти 20 лет.
Модель ГАЗ 53А оснастили восьмицилиндровым двигателем (115л.с. объем 4,24 л) и увеличили грузоподъемность до 4 тонн.
Грузовик мог развивать скорость до 85 км в час (на ГАЗ 53Ф она была не более 74 км в час).
ГАЗ 53 12
С 1983 года базовой моделью стал ГАЗ 53 12. Новый модифицированный ДВС получил индекс ЗМЗ 511 (120 л. с.), а грузоподъемность стала еще больше (4,5 тонны). ГАЗ 53 12 выпускали до января 1993 года, затем производство ГАЗ 53 прекратили совсем.
Так выглядит модель ГАЗ 53 12
Дополнительные модификации ГАЗ 53
Помимо базовых моделей ГАЗ53Ф, ГАЗ 53, ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 существовало достаточно много специальных модификаций Газона. В основном они различались по типу кузова и назначению. Базовый вариант — это ГАЗ 53 бортовой. На этой базе заводом выпускались шасси — ГАЗ 53 самосвал (ГАЗ 53 02), шасси для седельного тягача (ГАЗ 53 05).
Для армейских нужд разработали ГАЗ 53Н. Тактико-технические характеристики (ТТХ) военной машины отличались от гражданского варианта. В стандартной комплектации военной техники шел топливный бак большего размера (105 литров), пусковой подогреватель и дополнительное оборудование. Соответственно, ГАЗ 53Н был окрашен в защитный зеленый цвет.
Вариант модели ГАЗ 53Н
Существовали версии, разработанные специально для жаркого климата, выпускались шасси для автобусов КАВЗ, две модели были оснащены газовым оборудованием — для работы на метане и пропане.
Преимущества и недостатки
53-я модификация ГАЗ отличается несколькими достоинствами:
- легкость управления;
- проходимость по любым дорогам;
- надежность сборки;
- выполнение ремонта вне зависимости от условий;
- доступная стоимость запчастей;
- пробег без капремонта — около 400 тыс. км.
Минусами самосвала называют:
- слабое сцепление и тормозная часть;
- разрыв соединений распредвала и карданного вала;
- вытекания жидкости через сальники мотора и коренного подшипника.
В целом, шоферы отмечают хорошее качество металлических элементов машин выпуска 1980-х гг. Среднее время эксплуатации транспорта без поломок составляет 12 лет.
Иные судьбы…
Во время войны разрабатывался и новый бронированный вариант – на этот раз оригинальная колесная самоходная установка «изделие 63-СУ», позже известная как ГАЗ-68 или КСП-76. Инициатором создания этой машины в августе 1943 г. стал В. А. Грачёв при поддержке А. А. Липгарта. Используя мосты и раму ГАЗ-63 образца 1939 г., удалось сконструировать весьма низкую (всего 1550 мм высоты), легкую и динамичную бронемашину, вооруженную 76-мм пушкой ЗИС-3. Мосты с чуть увеличенной колеей (1700 мм) подвесили к лонжеронам «63-го», приваренным к корпусу, а помимо рессор в подвеске применили гидравлические амортизаторы. ГАЗ-68 оснащали танковым вариантом двигателя ГАЗ-11 – ГАЗ-202, у него уже была односкатная ошиновка, но все еще механические тормоза и картер переднего моста, по-американски смещенный вправо.
Продолжились работы и по трехоске ГАЗ-33. Образец 1944 г. с тем же индексом (не в последний раз) был создан на основе ГАЗ-63 образца 1943 г. (ведущим конструктором этого «33-го» был Н. Г. Шимановский). Но судьба этой машины была предрешена заранее: слабость (по крутящему моменту и долговечности) силового агрегата, неспособного длительное время работать с полной нагрузкой, перегруженная раздаточная коробка от ГАЗ-63, проходные задние мосты с шестеренчатым перебором на среднем и, наконец, низкий динамический фактор – все говорило о полной бесперспективности дальнейших работ.
Ввиду этого тема «6×6» была передана на ЗИС, имевший более подходящий силовой агрегат ЗИС120, позволявший осуществить более надежный раздельный привод задних мостов, используя сделанную с запасом раздаточную коробку с обеими понижающими передачами. Однако ЗИС-151 с «газовской» ходовой частью будет отдельной темой разговора.
Автор выражает признательность Евгению Игнатьевичу Прочко за помощь в подготовке материала
Модификации ГАЗ-51
На основе базовой модели ГАЗ-51 было создано множество различных модификаций. Выпускались фургоны, самосвалы, автобусы, автоцистерны, различная специальная техника. Грузовики имели свою комплектацию для эксплуатации машин в жарких климатических условиях. Поставлялись «Газоны» и для Советской армии, экспортировались в страны с умеренным климатом. Была и пожарная техника, выпускались почтовые фургоны, автовышки. Производились автомобили, которые могла работать на природном или нефтяном газе.
Вот некоторые основные модификации, созданные на базе ГАЗ-51:
- ГАЗ 51А. Усовершенствованный вариант базовой модели. Самое главное отличие – грузовая платформа увеличенных размеров. Производился с 1955 года и до окончания выпуска серийной модели;
- ГАЗ-63. Полноприводная версия с колесной формулой 4х4. В массовом производстве просуществовала с 1948 по 1968 год. Грузоподъемность две тонны;
- ГАЗ 51 Н. Армейская версия грузовика. «Армеец» имел решетчатый деревянный кузов, дополнительно оснащался бензиновым баком емкостью сто пять литров. Установленные высокие борта и откидные сиденья в виде скамеек разрешали перевозить одновременно до 12 человек. Кузов накрывался сверху тентом;
- ГАЗ-93. Самосвал с рамой, короче стандартного варианта (грузоподъемность 2,25т). Выпуск модификации с 1948 по 1955 год;
- ГАЗ 51Б & ГАЗ 51Ж. Модификации, оснащенные газобаллонным оборудованием. Партия таких автомобилей была небольшая, в сумме было выпущено чуть более 12 тыс. экземпляров;
- ГАЗ 51Ю. Модель, специально разработанная для стран с жарким тропическим климатом;
- ГАЗ 51С. Модель с двумя бензиновыми баками. Основной бензобак имеет емкость 90 литров, дополнительный – объем 105 литров. В разработке ГАЗ 51СЭ плюсом установлено электрооборудование, экранированное от возникновения различных помех;
- ГАЗ 51Р. Такси для перевозки грузов и пассажиров, оборудовано скамейками;
- ГАЗ 51Т. Такси только для перевозки грузов. Перевозка пассажиров в кузове не предусмотрена;
- ГАЗ 51Д. На базе шасси 51 производились самосвалы. Производство освоили в 1958 году, закончился выпуск вместе с завершением производства самой серии 51;
- ПАЗ 651 & КАВЗ 651А. Создаваемые на шасси ГАЗ 51 автобусы;
- ПАЗ 653 & ГЗА 653. Автомобили скорой медицинской помощи Горьковского и Павловского заводов;
- ГАЗ 51П. Эта модификация разработана как седельный тягач, он производился с 1956 года и до окончания выпуска «пятьдесят первого».
Время Тяньаньмынь
Следующим формальным президентом КНР (председателем) стал Ян Шанкунь также входивший в число «восьми бессмертных высокопоставленных чиновников». Он занимал пост председателя КНР с 1988 по 1993 год. Закат карьеры связан с подавлением выступлений студентов на площади Тяньаньмынь, когда он поддержал жесткую позицию Дэна Сяопина. В начале 90-х готов был снят с должности в результате конфликта с новым главой государства (председателем Военного совета ЦК КПК) Цзян Цзэминем. Который вскоре занял и освободившийся пост. Дэн Сяопин добился этой отставки, опасаясь роста влияния Ян Шанкуня, который был очень популярен в армии.
Ян стал последним Председателем КНР, который фактически имел полномочия вице-президента КНР. Все последующие руководители Китая занимали одновременно два высших поста государства.
Fiat 15 Ter / АМО-Ф15 (1916-1931)
Всё началось в 1916-м с итальянского Fiat 15 Ter – грузовика грузоподъёмностью 1,5 тонны, который начал производиться в Италии тремя годами ранее. Этот грузовик оснащался четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 4,4 литра, мощностью 35 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач.
В 1917-1919 годах завод вёл сборку грузовиков из итальянских машинокомплектов. Итог этой деятельности – 1300 готовых автомобилей.
Осенью 1924-го завод собрал несколько АМО-Ф15 (всё тот же Fiat 15 Ter), которые и стало принято считать первыми советскими автомобилями.
7 ноября колонна из 10-ти таких автомобилей прошла на параде по Красной площади, а 25 ноября три грузовика отправились с Красной площади в первый для советского автопрома испытательный пробег по маршруту: Москва — Тверь — Новгород — Ленинград — Витебск — Смоленск — Москва.
С марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 году было выпущено 113 таких машин, а в 1926 году – 342. К 1931 году был сделан 6971 экземпляр АМО-Ф-15.
История ГАЗ 51
В первом десятилетии работы известного Горьковского завода концерн следовал инструкциям и основным понятиям известной по всему миру компании Ford. Ранее это был автомобиль с кузовом и или кабиной данного производителя. Основная история создания начинается примерно с 1937 года. В процессе производства было принято решение брать исключительно самые проверенные, популярные на западе агрегаты. На их основе требовалось собирать надежные и простые рабочие авто.
Автомобиль в процессе реализации постоянно проходил дорожные испытания, время от времени производитель отправлял автомобиль на выставки сельского хозяйства. Во время войны выпускался автомобиль на базе агрегатов именно этой марки грузовика, в ход шли все присутствующие запасы. На этом основании грузовик получался по-настоящему уникальный.
Хозяйственный самосвал стал снова выпускаться с 1945 года. После года проведения испытаний и разработок на конвейер стали поступать не только грузовики, но также автобус. Каждая модель перед реализацией проходила тест-драйв, отчего автобус и грузовик постоянно совершенствовался. В год производитель стал выпускать от 3100 полностью готовых автомобилей, среди которых был и автобус. Модели были настолько качественными, что многие их характеризовали, как сверхнадежные, ремонтопригодные и простые по конструкции. На высоте находятся также многочисленные технические характеристики, которыми наделен каждый автобус и грузовик, а также встроенная КПП ГАЗ марки 51.
Мнение экспертов
Грегори. Эта машина когда-то выручила в смутное послевоенное время. Сегодня его можно найти почти исключительно в музеях. Для тюнинга не нужно искать грузовик на колесах. Практически все нужно будет удалить
Поэтому можно обращать внимание только на каркас и корпус. Работы будет много и добиться хорошего результата можно будет только при значительных вложениях денег, труда и времени
Максим. Поменяли ГАЗ 51. Конечно, большая часть работ заключалась сначала в удалении всего лишнего, затем в очистке кузова и рамы от нескольких миллиметров и даже сантиметров ржавчины. Сразу замечаю, что тюнинг этой машины занимает много времени, так как в продаже практически ничего нет.
Победитель. Сделал для своего гаража буксир с ГАЗ 51. В общем, буксир с маленьким манипулятором — вещь необходимая, но стоит недешево. Решил сделать свою, когда успею в гараже. Я выбрал ГАЗ 51 из-за его относительно небольшой колесной базы и знал, где его найти. Снизил раму, установил двигатель Минского моторного завода, долго не работал над рамой и другими элементами. Я создал буксир не для дальних путешествий, а локально. С минимальными вложениями теперь в гараже есть буксир, который может буксировать машину с частичной загрузкой: передний привод поднимается, постройки остаются на земле.
Довоенная модель
Довоенный ГАЗ-51 1939 года
Еще в 1939 году Горьковский автозавод подготовил замену своему грузовому первенцу ГАЗ-АА/ММ. Машина получила принципиально новую конструкцию шасси и рамы, обтекаемую цельнометаллическую кабину, увеличенную грузовую платформу и более мощный мотор — ГАЗ-11 на 76 л.с. Работал он в паре с четрыехступенчатой коробкой передач от ГАЗ-ММ, а рулевое управление позаимствовали от ГАЗ-М-1. Но главное, опытный ГАЗ-51 имел повышенную до 2 тонн грузоподъемность и экономичность. Его номинальный расход не превышал 21 л/100 км. Кроме того испытания прошедшие летом 1940 года, показали, что новая машина намного надежнее, чем ГАЗ-ММ.
В 1941 году, завод полным ходом готовился к серийному производству ГАЗ-51. Но началась война, ГАЗ получил множество военных заказов и эти планы пришлось отложить.