21 лучших надежных микроавтобусов для грузоперевозок 2022

ПАЗ-665Т

История самого популярного на пригородных маршрутах автобуса начиналась в 1952 году, а в 1965 с конвейера сошёл необычная модель «665Т».

Буква «Т» означала «туристический», а сконструировали его и собрали его для участия в 18-ой по счёту Международной автомобильной выставки. У него не двери, изменили переднюю панель, колёса украсили хромированными дисками.

Из города Павлова до Франции модель дошла своим ходом. Советская машина заняла второе место на выставке, а также Приз отличия. После выставки, его так и не поставили на серийное производство. «ПАЗ-665Т» остался в единственном опытном экземпляре.

9

Нормы расхода топлива утвержденные министерством транспорта

В таблице обобщены данные по всем текущим моделям автобусов, выпущенным за последние 15 лет. Приведенные данные отражают количество топлива с завода и могут отличаться от фактических значений.

Модель Мощность двигателя Объём двигателя Количество топлива на 100 км
ПАЗ 32031-01 с двигателем Cummins 4ISBeB150 150 3,92 22,7 (дизельное топливо)
ПАЗ 32053 с двигателем ЗМЗ-523400 130 4,67 32,1 (бензин)
ПАЗ 320538-70 с ЗМЗ-5234) 130 4,67 31,6 (бензин)
ПАЗ 3237-01 с двигателем Cummins 4ISBe B150 150 3,92 29,6 (дизельное топливо)

Фактический расход топлива может быть выше! Это напрямую зависит от исправности автомобиля и времени года.

Автобус не даст курить за рулем

Белгород. Один из 58 новых автобусов на газомоторном топливе, они поедут по самым оживленным маршрутам. Фото: Анна Скрипка

В Белгороде 58 новых автобусов ЛиАЗ на газомоторном топливе выедут на самые оживленные маршруты города. Позже к ним присоединятся еще 17 машин — такого же небесно-синего цвета, как и большинство автобусов в Белгороде. Они были куплены в рамках федеральной программы, по условиям которой регионы получают скидку в 60 процентов на лизинговую стоимость каждой машины.

На своих предшественников — а в Белгороде теперь нет общественного транспорта старше десяти лет — эти машины похожи лишь внешне. Главное отличие — оборудование, которым оснащена новая техника.

Генеральный директор Единой транспортной компании Александр Васильченко отмечает, что для этих автобусов были заказаны кондиционеры. «Мы успели это сделать, — говорит он. — Слышим много жалоб на климат в салонах, учитываем пожелания пассажиров. Со временем мы и другие автобусы оснастим кондиционерами».

Помимо этого, новые машины выедут на линии с работающей системой «Антисон». Она представляет собой «умную» камеру, способную реагировать не только на усталое выражение лица водителя, но и на его курение, резкие движение за рулем, разговор по мобильному телефону. Сказать о том, что всем сотрудникам это по душе, нельзя. Тотальный контроль на рабочем месте мало кому нравится. Теперь, когда сигнал о том же курении будет сразу поступать руководству компании-перевозчика, от водителей потребуется стать образцом дисциплины. Александр Васильченко уточняет: за нарушения сотрудников будут наказывать.

Руководство компании будет следить и за тем, как близко водитель автобуса подъезжает к платформе остановки. Мамы с колясками, маломобильные пассажиры жалуются: приходится «прыгать» с бордюра в салон.

«Мы понимаем, что это проблема, — отмечает Васильченко. — И уже проводим инструктаж и обучение водителей. По нормативу, от бордюра до автобуса должно быть не менее 20 и не более 40 сантиметров. Но не каждый водитель имеет такое мастерство, чтобы остановиться близко, но не коснуться платформы».

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение.

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

По предназначению

Для того чтобы определить, по какому маршруту будет курсировать автобус, важно правильно определить параметры его предназначения. Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса

Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением

Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса. Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением.

Пригородные автобусы во многом схожи с городским типом. Главное отличие таких транспортных средств в большем количестве сидячих мест. Некоторые модели могут развивать большую скорость, чем это необходимо для перемещения внутри города. Предназначены такие автобусы для перевозки пассажиров между населенными пунктами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга.

Зачастую для пригородных маршрутов используют автобусы городского типа. Это позволяет пассажирским перевозчикам существенно сэкономить средства на покупке и обслуживании техники. Однако если пригородный маршрут предполагает перевозку пассажиров в сельской местности, приобретаются автобусы с более высокой проходимостью, чем у городских моделей.

Междугородние и туристические автобусы отличаются как внешне, так и по внутреннему наполнению. Такие машины в отличие от городских и пригородных моделей развивают более высокую скорость. При этом большая скорость транспортного средства никак не должна сказываться на комфортном расположении пассажиров внутри автобуса и их безопасности.

Междугородние и туристические модели обычно оснащены всего одной дверью и имеют просторное багажное отделение. Накопительные площадки в таких автобусах не предусмотрены, так как все пассажиры во время движения должны быть размещены на сидячих местах.

Сидения оснащены механизмом регулировки угла наклона спинки. Над каждым пассажирским креслом обустроено дополнительное освещения и вентиляция, возможно наличие аудио-, видеоаппаратуры. Автобусы, предназначенные для туристических маршрутов, дополнительно снабжаются микрофоном и громкоговорителями. В люксовых моделях дополнительно установлены холодильники, санузел, термонагреватели для напитков, гардеробные отсеки.

Кроме указанных наиболее распространенных типов есть и другие вариации:

  • школьные автобусы для перевозки детей;
  • перронные или аэродромные – для перевозки пассажиров от здания аэропорта до самолета;
  • служебные автобусы, используемые для перевозки сотрудников отдельно взятого предприятия;
  • пати-басы – машины для вечеринок;
  • вахтовые, экспедиционные, подземные – для транспортировки людей в особо сложных условиях по бездорожью или под землей.

2.2 Описание проектируемого автобуса.

Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров по территории города. Они должны обеспечивать возможность проезда пассажиров сидя и стоя, быстрый обмен пассажиров на остановочных пунктах, удобство посадки и высадки. Планировка салона городских автобусов должна облегчать проход и создавать возможность сосредоточиваться на накопительных площадках. С этой целью предусматривается комбинированное трехрядное размещение сидений в салоне, количество которых примерно составляет 40% общей вместимости автобуса.

Высокие динамические качества городских автобусов и небольшой тормозной путь, обеспечивают движение автобусов с высокими скоростями. Городские автобусы должны иметь минимум 2двери.

Так как городские автобусы работают на маршрутах с большой интенсивностью движения транспорта и в большинстве своем оборудованы бензиновыми двигателями, то они должны иметь высокоэффективную вентиляцию салона, а в зимнее время хорошую систему отопления.

Городские автобусы малой вместимости используемые в системе автобусного транспорта общего пользования в отличие от ведомственных (служебных) автобусов, должны быть конструктивно более надежны и приспособлены для ежедневной интенсивной эксплуатации и иметь усиленную конструкцию отдельных механизмов, узлов и агрегатов.

Двигатель городского автобуса малого класса должен быть достаточно мощным, но, в то же время, экологичным и экономичным. В идеале – это гибридный двигатель, мощностью порядка 120-160 л.с., отвечающий экологическим нормам Euro 4. Также он должен быть оснащен предпусковым подогревателем, что увеличит его срок службы и облегчит запуск в холодные дни.

Сцепление разумно применить однодисковое с гидравлическим приводом выключения. Автоматическая коробка передач будет способствовать меньшей усталости водителя и большей его концентрации на дорожной ситуации, что, в свою очередь, повысит безопасность. Привод задний с самоблокирующимся дифференциалом, способствующим лучшей проходимости в условиях зимнего гололеда.

Подвеска –пневматическая с телескопическими амортизаторами двойного действия и стабилизаторами поперечной устойчивости.

Рабочая тормозная система – дисковая, двухконтурная, пневматическая с АБС. Запасная — каждый контур рабочей системы. Вспомогательная — моторный тормоз.

Салон автобуса должен быть достаточной высоты (190 – 200 мм) для комфортной перевозки стоящих пассажиров, а также оснащен поручнями. Автобус должен быть низкопольным для удобства посадки и высадки; пол – ровный, что позволит разместить в салоне больше пассажиров и багажа. В салоне должно быть достаточно люков и открывающихся окон для лучшей вентиляции в жаркие дни и мощной системой отопления для прогрева салона в холодные дни. Также с целью утепления салона следует использовать двойные стекла (стеклопакет).

Салон должен быть оборудован специальным креслом для кондуктора, имеющим, наравне с водительским, подогрев и большой диапазон регулировок. Рулевая колонка также должна регулироваться, а рулевой механизм дополнен гидроусилителем обеспечивая водителю максимальный комфорт. Еще одна важная особенность — наличие бортового компьютера. С его помощью водитель, находясь за рулем, сможет контролировать технические состояние и параметры работы автобуса. Лобовое и боковые стекла, а также зеркала должны обеспечивать максимальный обзор. Наличие парктроника позволит водителю лучше ориентироваться в тесных условиях стоянок.

3. Несущая система автобуса.

Несущей системой называется рама или кузов автомобиля. Несущая система служит для установки и крепления всех частей автомобиля.

Несущая система является одной из наиболее ответственных, материалоемких и дорогостоящих систем автомобиля. Если материалоемкость, стоимость и сложность изготовления всего автомобиля принять за 100 %, то несущая система может составлять более 50 % от этого. Долговечность несущей системы определяет сроки капитальных ремонтов автомобиля. От нее во многом зависит общий пробег автомобиля при эксплуатации. Несущая система существенно влияет на многие эксплуатационные свойства автомобиля.

Пассажирская техника для пригородных маршрутов

Эта техника рассчитана на междугородные перевозки внутри района или области. Используется на маршрутах, соединяющих город с дальними спальными районами, а также для пассажироперевозок в сельской местности. В отличие от городской техники, машины пригородного класса имеют большее количество сидячих мест и в основном четырехрядную схему расположения сидений. Накопительные площадки отсутствуют, стоячие пассажиры размещаются в основном в проходе, пассажирские места – средней комфортабельности.

Автобусы ПАЗ

Техника малого класса с общей вместимостью – 41 место. Сидячих мест – 25. Одна дверь пневматическая, вторая открывается вручную. Двигатель – бензиновый, возможен монтаж газового оборудования. Узлы и агрегаты адаптированы к российским дорогам и низкокачественным ГСМ. Бензиновый двигатель – ЗМЗ, мост – КААЗ, уровень экобезопасности – Евро-4.

Удлиненная версия автобуса среднего класса. Вместимость – 50-70 пассажиров, сидячих мест – 15-29. Двигатель – дизельный ЯМЗ или Cummins, подвеска усиленная. КПП механическая. Мосты – КААЗ. Норма экологической безопасности – Евро-5. Рулевое управление – с гидроусилителем. Две пневматические двери, одностворчатые с электроуправлением. Сиденья мягкие или антивандальные.

Городские автобусы среднего класса. Общая вместимость – 50 мест, сидячих – 30. Сиденья могут быть полумягкими с низкой спинкой или раздельными с высокой спинкой. Модели с дизельным двигателем оснащены предпусковым подогревателем, что облегчает эксплуатацию машины при низких температурах. Мост – КААЗ, двигатель – ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5, КП механическая.

Автобусы КАвЗ

Машина среднего класса общей вместимостью 54 места. Салон просторный, сиденья расположены в одну сторону. Для стоячих пассажиров имеются поручни. Две пневматические складные двустворчатые двери. Мост – КААЗ. Максимальная скорость – 100 км/час. Двигатель – дизельный ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5.

Является удлиненной версией КАвЗ 4235. Общая вместимость – 44 места, сидячих – 39. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Мост – КААЗ. Пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода. Сиденья нерегулируемые. Две пневматические двери прижимного типа, управление электрическое. Имеется сквозное багажное отделение объемом 4,5 м3. Норма экобезопасности – Евро-5.

Автобусы ЛиАЗ

Машина большого класса общей вместимостью 88 мест, сидячих – 44 (расположены в одном направлении). Двигатель – дизельный ЯМЗ. КП автомат, мост – Raba (Венгрия). Удобный и просторный салон. Две складные пневматические двери шириной 1300 мм. Экологическая безопасность – Евро-5. Сиденье водителя на пневмоподвеске, имеется отдельный вход.

Автобус большого класса в пригородной версии имеет полную вместимость 88 мест, сидячих – 44. Разработан на базе ЛиАЗ-5256. Двигатель газовый. Мосты – Raba, КП – автомат Allison. Удобный просторный салон с поручнями.

Статистика

Производство в 2007 году
Все заводы 88824
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород 39625
ОАО «УАЗ», Ульяновск 18255
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке 15031
ООО «КАвЗ», Курган 4083
ООО «ТагАЗ», Таганрог 3371
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво 2894
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область 2034
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск 1307
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород 1021
ОАО «АЗ Урал», Миасс 990
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно 492
ЗАО Тушино-Авто, Москва 465
ЗАО НПП СемАР, Семёнов 395
ООО ВАП Волжанин, Волжский 297
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна 241
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск 162
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург 132
АМО ЗИЛ, Москва 26
ООО Родниковский машзавод, Родники 18
ООО Вика ЛТД, Курган 2

Тенденции рынка

Последние несколько лет в РФ (и в Белоруссии) активно тестируются новые модели автобусов на экологичных видах топлива: взамен троллейбусам и традиционным автобусам на бензиновом или дизельном двигателе приходят либо автобусы на газомоторном топливе, либо электробусы.

Электробусы (всего ед.) довольно активно внедряются и уже используется в Москве. Производители: две российские компании — КамАЗ и группа ГАЗ. В перспективе, по данным Минтранса, помимо Москвы электробусы вместо троллейбусов планируется использовать в Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани, Перми.

Все большую популярность на российском рынке набирает газомоторное топливо: КПГ (компримированный природный газ) и СПГ (сжиженный природный газ).

Компримированный природный газ (КПГ) в качестве моторного топлива используют в основном городские и пригородные автобусы, грузовые малотоннажные автомобили, легковые автомобили, коммунальная, дорожная и сельскохозяйственная техника, которые имеют незначительный радиус обслуживания и возможность дозаправки в течение рабочего дня на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). СПГ наиболее эффективен для транспортных средств, имеющих значительный среднесуточный пробег и осуществляющих перевозки на дальние расстояния (для грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих междугородные и международные перевозки). Заправка транспорта на СПГ происходит на криоАЗС (криогенная автозаправочная станция).

Производство автобусов на КПГ освоили такие российские компании, как ООО «ЛиАЗ» (ПАО ГАЗ), ПАО «НЕФАЗ» (КАМАЗ) и холдинг Volgabus.

В 2021 г. в России насчитывается более АГНКС, доля автобусов на КПГ составляет не более 5-7% от совокупного парка. 

Использование СПГ в качестве газомоторного топлива в России также начинает активно развиваться.  Серийный выпуск автобусов запущен в марте 2021 г одним производителем – ООО «ЛиАЗ» (ПАО ГАЗ). До этого партию автобусов на СПГ в количестве ед. поставлял Минский автомобильный завод (МАЗ). Всего в Росси функционирует около автобусов на СПГ, количество криоАЗС в 2020 г. составило ед.

Существует ряд программ государственной поддержки и субсидирования производителей такого вида транспорта и заправочных станций для него. При этом также существует ряд сдерживающих факторов для данного рынка, например, ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо из-за конструктивных особенностей, значительного износа транспортных средств и по прочим причинам и недостаточное развитие сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств.

В планах развития рынка газомоторного транспорта к 2024 г.:

  • Рост объема потребления природного газа в качестве моторного топлива до млрд м3
  • Рост количества стационарных газозаправочных объектов до единиц
  • Парк транспортных средств на природном газе — не менее тыс. ед.

Маршрутный новобранец

Идею создания каркасного автобуса руководство нижегородской компании вынашивало уже несколько лет. За это время был изучен западный опыт производства и эксплуатации подобных пассажирских машин, рассмотрены их основные модели. Автобус не стали создавать с чистого листа, исходя из соображений экономии времени и средств. А выбрали продукцию компании Feniks Bus (Сербия), у которой было закуплено несколько образцов «каркасников».

Первоначально эти каркасные автобусы малого класса, построенные на шасси среднетоннажника IVECO Daily 70С15, демонстрировались перед специалистами и посетителями выставки «Мир автобусов» 2013 и 2014 гг., где вызвали неподдельный интерес. А в 2014 году проходили опытную эксплуатацию на реальном городском маршруте Нижнего Новгорода. Специалисты компании «СТ Нижегородец» не ошиблись в выборе прототипа для своего собственного «каркасника»: пассажирам новый автобус понравился, благодаря удобному и широкому дверному проему и вместительному и эргономичному салону. Вполне ожидаемые нарекания на сербскую технику поступили от эксплуатирующей организации: но спровоцировала их не конструкция автобуса как таковая, а неадаптированность некоторых систем и агрегатов к работе в тяжёлых дорожных условиях с перегрузами в часы пик, а также недостаточная мощность системы отопления в условиях российских морозов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: