Автобусы CITYMAX
Линейка автобусов CITYMAX – новое поколение автобусов, которое получило стильный современный дизайн интерьера и экстерьера, а также единую унифицированную платформу, на которой будут выпускаться как дизельные, так газовые и электрические автобусы. Кузов изготовлен из композитных материалов, которые отличаются легкостью, прочностью и не подвержены коррозии. Это позволило значительно снизить уровень шума в салоне, а также существенно уменьшить массу автобуса, что позволяет сократить расход топлива. Доступность для маломобильных пассажиров обеспечивается низким уровнем входа без ступеней, просторными накопительными площадками с поясничными упорами, специально оборудованными местами для инвалидных колясок. Система «книлинг» наклоняет автобус в сторону дверей и регулирует высоту клиренса, облегчая посадку/высадку всем категориям пассажиров. В автобусах CITYMAX реализована система «чистого пола», подразумевающая отсутствие каких-либо креплений к полу, что позволяет обеспечить широкие проходы между рядами сидений. Большая площадь остекления дает наилучшую обзорность пассажирам и водителю. На выставке линейка представлена автобусами CITYMAX 9 и E-CITYMAX 12.
Школьный автобус «ГАЗель NEXT»
Школьный автобус «ГАЗель NEXT» – еще один пример социально значимого специализированного пассажирского транспортного средства ГАЗ. Машина рассчитана на перевозку 15 детей и одного сопровождающего. Детские сиденья оборудованы ремнями безопасности. Специальные устройства препятствуют случайному открытию дверей. На каждом ряду сидений установлена кнопка вызова водителя. Для облегчения доступа в салон в конструкцию автомобиля введена выдвижная подножка с электроприводом. Дополнительная теплоизоляция и отопитель обеспечивают комфортабельную температуру в салоне в холодное время года. Для повышения безопасности перевозок максимальная скорость автобуса ограничена 60 км/ч.
Рынок автобусов в РФ: цифры и аналитика
Выставка техники для пассажирских перевозок и городской мобильности BW Expo 2022 распахнула свои двери в московском «Крокус Экспо» на три дня.
Помимо выставочных экспозиций, все три дня работал форум UrbanTrans Mobility, в рамках которого обсуждались проблемы развития общественного транспорта и программа по его обновлению. С него и начнем.
Именно на форуме были озвучены все проблемы современного автобусного и троллейбусного парка, а их немало.
Так, доля техники со сверхнормативным сроком эксплуатации (более 10 лет) для автобусов составляет 63%, что хуже показателей большинства предшествующих периодов 2000-х.
Коэффициент обновления парка составляет всего 4,5% при целевом показателе 10% (при сроке службы автобуса не более 10 лет). Только базовая потребность в обновлении парка машин большого класса составляет 13,5 тыс. ед. в год, тогда как в реальности — все 15. На сегодня колесный транспорт (автобусы, электробусы, троллейбусы) в основном и обеспечивает городские и пригородные перевозки пассажиров. Это факт, от которого никуда не деться.
По данным агентства «Автостат Инфо», парк автобусов на 1 января 2022 года составил 364 546 ед., или 0,7% от всего автомобильного парка страны. Юридическим лицам принадлежит 260,4 тыс. автобусов (71,4% парка), физическим лицам — 104 041 ед. (28,5%).
Среди автобусов в парке лидирует модель малого класса ПАЗ-3205 в количестве 111 799 ед., что составляет 70,2% от парка всех «ПАЗиков» и 30,7% от автобусного парка страны. Преобладание автобусов именно малого класса перед машинами среднего и большого классов в стране вполне закономерно: именно они — основной общественный и служебный транспорт в РФ.
Согласно данным НАПИ, за 10 месяцев текущего года в РФ было продано 9528 новых автобусов (–5,4%). В феврале и марте спрос на них превышал спрос на подержанные. В сентябре и октябре продажи новых автобусов отставали от продаж подержанных в два раза. В октябре было продано рекордно низкое количество новых автобусов с начала года. Такому положению вещей способствовало санкционное давление на производителей автобусов со стороны западных стран (высокая зависимость по компонентам), а также низкая финансовая база бюджетных организаций.
В какой-то мере последний фактор государство пытается нивелировать за счет программ льготного кредитования и лизинга, дополнительных госзакупок за счет средств федерального бюджета, а также субсидирования производителей газомоторной техники и электротранспорта. По данным одного из производителей, государство компенсирует 980 тыс. рублей за автобус на компримированном природном газе (КПГ) большого класса и 2,2 млн рублей — за автобус на сжиженном природном газе (СПГ) также большого класса.
Изменилась структура рынка новых автобусов. Существенно выросла доля автобусов большого и среднего классов за счет существенного сокращения доли автобусов малого класса (–11,6%). Рост продаж автобусов большого класса в значительной степени был обеспечен за счет увеличения поставок китайской и белорусской техники.
На долю электробусов и автобусов на СПГ приходится по 0,13%. Основной объем электробусов закупает Москва, большую часть автобусов на СПГ — Санкт-Петербург. В течение 2022 года в Северную столицу должно быть поставлено порядка 2,4 тыс. автобусов на СПГ. Москва в 2022 году планирует закупить 420 электробусов. Однако в подавляющем большинстве автобусов в России используются традиционные виды топлива: бензин или дизтопливо.
По-прежнему большой проблемой для страны остается сегмент междугородных и туристических автобусов. Российским производителям так и не удалось наладить их нормальное производство. Отчасти из-за отсутствия соответствующей школы, отчасти — из-за отсутствия компонентной базы, включая шасси, ранее поставляемые из-за рубежа по кооперации.
Сложившаяся ситуация сыграла на руку китайским производителям. Они практически полностью захватили данный сегмент рынка после ухода западноевропейских производителей. И если бы не ограничения, действующие в сфере приобретения новых машин бюджетными организациями, китайцы захватили бы и все остальные сегменты автобусного рынка.
«ГАЗель NN»
«ГАЗель NN» – автобус, созданный на цифровой платформе поколения NN. Предназначен для работы в сегменте корпоративных перевозок или на маршрутах с низким пассажиропотоком. Салон машины рассчитан на 22 пассажира (19 посадочных мест). Интерьер кабины включает комфортабельное подрессоренное водительское сиденье с 11 вариантами регулировки, мультимедийную систему с 9-дюймовым экраном. Передняя панель имеет разъемы USB, ниши для смартфонов, пластиковых карт, стаканов кофе и бутылок с водой, охлаждаемый и запираемый нижний ящик. Бесключевой запуск двигателя обеспечивает дополнительное удобство, а электронное управление стояночным тормозом с помощью клавиши на приборной панели повышает эффективность работы узла и оставляет больше свободного места в кабине. Спинка центрального пассажирского сиденья откидывается, превращаясь в удобный столик.
«ГАЗель e-City»
«ГАЗель e-City» – электрическая модификация микроавтобуса «ГАЗель City», созданная в соответствии с требованиями ГУП «Мосгортранс», крупнейшего в России оператора наземного городского пассажирского транспорта. Запас хода на одной зарядке – до 150 км. Предусмотрена возможность быстрой зарядки до 80% емкости батареи за 45 минут. Машина рассчитана на перевозку 16 пассажиров, имеет 10 стационарных посадочных мест и 3 откидных сиденья.
Электрическая «ГАЗель e-City» сохраняет в себе все преимущества базовой модели, обеспечивающие комфорт и безопасность в поездке. Благодаря оригинальной раме с пониженной центральной частью у микроавтобуса отсутствуют ступени на входе. Просторная накопительная площадка в центральной части салона, система понижения высоты пола на остановках, широкая двойная дверь с электроприводом обеспечивают доступность для маломобильных пассажиров. Пневмоподвеска заднего моста гарантирует беспрецедентную среди машин данного класса плавность хода. Работа на электротяге дает машине дополнительные преимущества за счет снижения шума и отсутствия вредных выбросов в атмосферу.