Кременчугский автомобильный завод
В УССР Кременчугский завод КрАЗ традиционно выпускал трёхосные капотные большегрузные грузовики ,я вспомнил что в после землетрясение в Ташкенте 1966 году там использовали основной для строительство КрАз, самосвалы и шасси, в том числе повышенной проходимости и только с конца существования СССР и далее в постсоветское время диверсифицировал производство, освоив производство в меньших количествах менее размерных двухосных и бескапотных моделей, седельных тягачей и других грузовиков, а также бронеавтомобилей разных классов. Его проектная мощность — 35 тыс. в год, максимум выпуска доходил до 31 тыс. 1986.
Типы машиностроительного производства
В машиностроительном производстве различают три основных типа: массовое, серийное и единичное.
Принадлежность производства к тому или иному типу определяется степенью специализации рабочих мест, номенклатуре объектов производства, формой движения этих объектов по рабочим местам.
Массовое производство характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Этот тип производства позволяет механизировать и автоматизировать технологический процесс в целом и организовать его более экономно.
Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий (детали изготавливают партиями а также узлы — сериями), повторяющийся через определенные промежутки времени, и широкой специализацией рабочих мест. Разделение серийного производства на крупно-, средне-и мелкосерийное условно, так как в различных отраслях машиностроения при одной и той же количества изделий в серии, но при существенной разнице их размеров, сложности и трудоемкости производство может быть отнесено к различным типам. По уровню механизации и автоматизации крупносерийное производство приближается к массового, а мелкосерийное к единичному.
Единичное производство — отмечается изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяется через неопределенные промежутки времени или вообще не повторяются. Рабочие места при этом не имеют определенной специализации. Значительный процент технологических операций выполняют вручную.
Одним из признаков производства является коэффициент закрепления операций, под которым понимают отношение количества всех операций, выполняемых в течение единицы времени (месяц), с количеством рабочих мест:
где О — количество различных операций, выполняемых на на рабочих местах участка или цеха в течение месяца; Р — количество рабочих мест на участке или в цехе.
История предприятия
Решение о строительстве авторемонтного завода в Мичуринске было принято сразу после второй мировой войны, в 1946 году. Уже в 1951 году завод начал выпуск первой продукции. С 1955 году на базе Мичуринского авторемонтного завода осуществлялся капитальный ремонт автобусов ЗИС-127, ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695. Качественный скачок в развитии предприятия произошел в 1993 году, когда завод организовал собственное производство автобусов ЛАЗ-695Н и их модификаций.
Автобусы собственной конструкции предприятие изготовляет с 1995 года. Первой была модель МАРЗ-5266, на базе ЛиАЗ-5256. Позже появились ещё три модели, давшие основу нескольким модификациям «среднего» и «большого» класса.
Наступление экономического кризиса в 2008 году тяжело сказалось на положении предприятия. В начале 2009 года завод выпускал три автобуса в месяц вместо прежних 15. Произошло значительное сокращение рабочего персонала, из 320 человек, работавших на предприятии, осталось 200.
В 2009 году ЗАО было признано банкротом и в 2011 году ликвидировано .
В 2014 году украинская компания City Transport Group (владелец автобусного завода ЛАЗ), объявила о намерении создать на площадях бывшего завода предприятие по сборке автобусов, троллейбусов и спецтехники .
ЛАЗ
Львовский автозавод был создан в 1945 году — в целях восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Первые автобусы вышли из его цехов только в 1956-м, а в 1960-х на базе знаменитых ЛАЗов появились и троллейбусы. В советское время Львовский автозавод стал крупнейшим производителем автобусов. Как Украина убила свой автопром.
Однако в 1990-е объемы выпуска стали катастрофически падать. У предприятия стали меняться владельцы, финансовое положение становилось все хуже. Но до 2013-го завод так или иначе держался — за счет самых разнообразных производственных проектов. А затем падение стало необратимым.
Впрочем, выпуск автобусов на Украине не прекратился. В 2018 году в стране был произведен 891 автобус, из которых 60- во Львове. Этим занимается некое ООО «СП «Электронтранс». Отношения к ЛАЗу оно не имеет.
В УССР Львовский автозавод ЛАЗ был крупнейшим производителем автобусов в СССР и Европе, специализируясь на городских автобусов.Украинский автопром несет очередные потери. Легендарный Львовский автобусный завод, похоже, уже не возродить. Местные СМИ сообщают о начале демонтажа его производственных помещений.
Цеха давно стоят в запустении. На их месте молва уже «построила» жилые кварталы. Однако на деле здесь появятся некие IT-хабы. Что, впрочем, не отменяет окончательного ухода ЛАЗа в историю.
Транспортное машиностроение
Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:
- локомотивы;
- грузовые и пассажирские вагоны;
- электропоезда, вагоны метро;
- трамваи и рельсовые автобусы.
Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.
Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.
Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.
Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.
Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:
- здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
- АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.
В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.
Продукция завода
Сейчас предлагается четыре унифицированных автобуса марки МАРЗ, оборудованные агрегатами отечественного производства: городские двухдверные 42191 и трёхдверные варианты 52661/5277 длиной 10,4 и 11,9 м общей вместимостью 88 и 110 пассажиров соответственно, а также созданные на их базе пригородные машины 42191 и 5266 на 35 и 45 посадочных мест. Они комплектуются дизельными двигателями ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236НЕ2 V6 заднего расположения (230—235 л. с.), механической 5-ступенчатой коробкой передач и пневматической подвеской.
Их особенностями являются полностью оцинкованные стальные кузова с усиленной антикоррозионной обработкой, передняя и задняя панели из стеклопластика, вклеенные стёкла и оригинальная форма передних световых приборов. В последние годы завод пытается отойти от устоявшегося внешнего вида своих автобусов, предлагая для 12-метровых пригородных и междугородных автобусов 42191-01 и 5277-01 более современные обтекаемые кузова с повышенным расположением салона и багажными отсеками, новым более округлым стилем передней облицовки, световых блоков и зеркал заднего вида.
Средний класс
МАРЗ-42191, городской автобус для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах
средней интенсивности по дорогам I и II категорий.
МАРЗ-42191-01, пригородный и междугородный автобус на базе городского МАРЗ-42191,
для эксплуатации на ближних и среднемагистральных маршрутах по дорогам I и II категорий.
Большой класс
МАРЗ-5277, городской автобус для эксплуатации на городских и пригородных маршрутах
большой интенсивности по дорогам I и II категорий.
МАРЗ-5277-01, пригородный и междугородный автобус для эксплуатации на маршрутах средней протяжённости. Изготовлен на шасси городской модели.
Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения
Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.
- США – 405 млрд долларов;
- Япония – 310 млрд;
- Германия – 302 млрд;
- Франция – 141 млрд;
- Великобритания – 138 млрд;
- Китай – 120 млрд;
- Канада – 105 млрд.
Страны-лидеры в некоторых отраслях:
- Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
- Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
- Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
- Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
- Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.
Судостроение в Японии
Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:
- США;
- Япония;
- Германия;
- Великобритания;
- Франция;
- Италия;
- Канада;
- Корея.
Из развивающихся стран в этом списке:
- Китай;
- Тайвань;
- Сингапур;
- Индия;
- Турция;
- Мексика;
- Бразилия.
Автобусы для междугородных перевозок
Такая техника используется только для перевозки сидящих пассажиров в комфортабельных условиях. Современные междугородные автобусы российского производства имеют вместительные багажные отделения под салоном, полки в салоне для ручной клади, систему кондиционирования, индивидуальное освещение и вентиляцию. Часто присутствуют: гардероб, бар, туалет, мини-кухня, радио- и телеаппаратура.
Автобусы КАвЗ
Автобус среднего класса полной вместимостью 52 места, сидячих – 29. Регулируемые мягкие сиденья направлены в одну сторону. Двери прижимные, ширина – 650 мм. Имеются поручни для стоячих пассажиров и багажные полки. Мост – КААЗ. Дизельный двигатель ЯМЗ.
Удлиненная версия КАвЗ-4238.Сидячих мест – 35, полная вместимость – 40. При производстве этой модели используются узлы и агрегаты иностранного изготовления. Внизу размещено сквозное багажное отделение 4,5 м3. Сиденья регулируются, двери – прижимные, в салоне – полки для небольшого багажа.
Автобусы ЛиАЗ
Машина большого класса с количеством мест – 44, общая вместимость – 66 пассажиров. Двигатель – дизельный ЯМЗ, мост – Raba, механическая коробка передач, фары – «Мерседес». Две прижимные двери, сиденья на подиуме. Глушитель имеет встроенный нейтрализатор. В нижней части машины находятся объемные отделения для крупногабаритного багажа.
Автобус особо большого класса. Посадочных мест – 53, общая вместимость – 60. Дизельный двигатель, шасси, мост Scania. Рассчитан на использование на длинных маршрутах – более 500 км. Соответствует международным требованиям к такому виду транспорта по активной и пассивной безопасности. Востребован в качестве корпоративного транспорта. Руль с гидроусилителем. В базовую комплектацию входит система кондиционирования. В наличии – кухня, туалет. Имеется спальное место для водителя. Тип кресел выбирается, в зависимости от способа использования транспорта.
Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения
Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.
- США – 405 млрд долларов;
- Япония – 310 млрд;
- Германия – 302 млрд;
- Франция – 141 млрд;
- Великобритания – 138 млрд;
- Китай – 120 млрд;
- Канада – 105 млрд.
Страны-лидеры в некоторых отраслях:
- Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
- Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
- Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
- Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
- Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.
Судостроение в Японии
Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:
- США;
- Япония;
- Германия;
- Великобритания;
- Франция;
- Италия;
- Канада;
- Корея.
Из развивающихся стран в этом списке:
- Китай;
- Тайвань;
- Сингапур;
- Индия;
- Турция;
- Мексика;
- Бразилия.
Отраслевой состав машиностроения
Машиностроение подразделяется на три группы:
1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.
Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:
- разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
- разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.
2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).
Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:
Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:
- ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
- в отрасли занято около 60 млн. человек;
- 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
- высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).
Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.
Отличительные черты:
- высокая наукоемкость;
- продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
- сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
- применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.
Судостроение.
- высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
- роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
- в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
- центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;
Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.
Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.
3. Электротехника, включая электронику.
- самая наукоемкая отрасль машиностроения;
- самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
- высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
- быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
- внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).
Об автобусном заводе
Решение о строительстве авторемонтного завода было принято в 1946 году. Уже в 1951-ом начался выпуск первой продукции. С 1955-го на базе Мичуринского авторемонтного завода выполнялся ремонт автобусов ЗиС/ЗиЛ и ЛАЗ. В 1993-ом было организовано собственное производство модели ЛАЗ-695Н и их модификаций. Выпуск машин собственной конструкции и торговой марки – МАРЗ – начался в 1995-ом. Первой моделью был автобус МАРЗ-5266, созданный на базе ЛиАЗ-5256. Затем появились еще три модели, на базе которых создавались модификации разного назначения.
Экономический кризис 2008 года тяжело сказался на деятельности предприятия. Объемы производства и количество работающих на заводе сотрудников сократилось. В результате в 2009 году завод признан банкротом, в 2011-ом – ликвидирован. Несмотря на прекращение деятельности продукция предприятия продолжает вызывать интерес пользователей Интернета, поэтому далее представлены автобусы МАРЗ.
Козак
Заказчиками «Практики» стали крупнейшие банки Украины (включая Национальный Банк), а также разнообразные министерства и ведомства (включая Министерство внутренних дел Украины и Министерство Здравоохранения Украины).
Крупнейшими проектами «Практики» за этот период стали:
Участие в 2005-2009 гг. в постройке завода по переработке ядерных отходов на Чернобыльской Атомной Электростанции, проводимой немецкой компанией NUKEM GmbH (всего было установлено 330 изделий разного типа)
Ну вот вам автопром Украины,дальше что будет не знаю. Не забудьте поделиться с друзьями ссылка внизу и подписаться
Отраслевой состав машиностроения
Машиностроение подразделяется на три группы:
1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.
Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:
- разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
- разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.
2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).
Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:
Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:
- ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
- в отрасли занято около 60 млн. человек;
- 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
- высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).
Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.
Отличительные черты:
- высокая наукоемкость;
- продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
- сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
- применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.
Судостроение.
- высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
- роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
- в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
- центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;
Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.
Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.
3. Электротехника, включая электронику.
- самая наукоемкая отрасль машиностроения;
- самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
- высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
- быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
- внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).
Статистика
В 2010 году в России было произведено 40,9 тыс. автобусов, в 2011 — 44,2 тыс., в 2012 — 58,6 тыс., в 2013 — 53,2 тыс., в 2014 — 44,0 тыс., в 2015 — 36,4 тыс. За январь-ноябрь 2016 года производство выросло к аналогичному периоду 2015 года на 17,4%, составив 38,0 тыс. штук.
Производство в 2007 году | |
Все заводы | 88824 |
ООО «Автомобильный завод ГАЗ», Нижний Новгород | 39625 |
ОАО «УАЗ», Ульяновск | 18255 |
ООО «ПАЗ», Павлово-на-Оке | 15031 |
ООО «КАвЗ», Курган | 4083 |
ООО «ТагАЗ», Таганрог | 3371 |
ООО «ЛиАЗ», Ликино-Дулёво | 2894 |
ООО «Самотлор-НН», Нижегородская область | 2034 |
ОАО «НефАЗ», Нефтекамск | 1307 |
ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород | 1021 |
ОАО «АЗ Урал», Миасс | 990 |
ОАО «Голицынский автобусный завод», Голицыно | 492 |
ЗАО Тушино-Авто, Москва | 465 |
ЗАО НПП СемАР, Семёнов | 395 |
ООО ВАП Волжанин, Волжский | 297 |
ООО ЕвоБус Русслэнд, Коломна | 241 |
ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск | 162 |
ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург | 132 |
АМО ЗИЛ, Москва | 26 |
ООО Родниковский машзавод, Родники | 18 |
ООО Вика ЛТД, Курган | 2 |
Отрывок, характеризующий Мичуринский автобус
– За что вы меня благодарите? – За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он. – О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю… – Что врешь? Говори, что нужно. – Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был. Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына. – Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится. – Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю. Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся. – Плохо дело, а? – Что плохо, батюшка? – Жена! – коротко и значительно сказал старый князь. – Я не понимаю, – сказал князь Андрей. – Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь. Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу. – Что делать? Красива! Я всё сделаю. Ты будь покоен, – говорил он отрывисто во время печатания. Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну. – Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда. Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь. – Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу. Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно. – Всё исполню, батюшка, – сказал он. – Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он. – Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын. Старик замолчал. – Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста. – Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся. Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя. – Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета. – Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках. Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил. – Ну, – сказал он, обратившись к жене. И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».