Реабилитация ЗИС-5В
Иногда приходится читать о том, что якобы никакого обозначения ЗИС-5В не было в годы войны, якобы букву «В» приписали журналисты для удобства… Однако документы военного времени, которые автору довелось увидеть, однозначно свидетельствуют: обозначение ЗИС-5В – это не чья-то послевоенная выдумка!
Истинные знатоки истории отечественного автопрома давно уже наизусть заучили основные отличия упрощённых ЗИС-5В военного времени от довоенных «трёхтонок» ЗИС-5:
- деревянная кабина без стеклоподъёмников в дверях;
- нет стеклоочистителя;
- гнутые крылья оперения;
- деревянные подножки;
- один задний открывающийся борт на платформе;
- рабочий тормоз с механическим приводом только на задних колёсах;
- одна фара (левая).
Дискуссия идёт о том, как отличить миасские ЗИС-5В от аналогичных грузовиков производства московского ЗИСа и УльЗИСа. Казалось бы это просто сделать, если на радиаторе есть выштамповка «УралзиС», значит, это точно уральский «Захар»… но это относится только к послевоенным ЗИС-5В; на радиаторе всех «Захаров», выпущенных в Миассе в годы войны, можно было увидеть только три буквы – «ЗиС».
Некоторые автомоделисты считают, что отличить уральские «Захары» можно по количеству досок на кабине (в т. ч. на дверях) и на кузове… Разная внешность кабин ЗИС-5В, выпущенных в годы войны, могла быть вызвана производственной необходимостью – деревянные детали кабины делали из той древесины и на том оборудовании, что имелись в наличии, поэтому были внешние различия не только между ЗИС-5В разных заводов, но и между автомобилями разных партий одного завода. А с кабинами для миасских «Захаров» вышли проблемы: автосборочное производство завода лихорадило из-за неритмичной работы смежников, в том числе ШААЗИС – изготовитель деталей кабин – срывал сроки отгрузки. Для обеспечения выпуска автомобилей в Миассе наладили производство деталей кабины, при этом пошли на вынужденные меры: сократили производство деревянных моделей, используемых при отливке, и организовали собственное производство элементов кабины. Одновременно из Шадринска в Миасс переместили деревообрабатывающий цех.
Если же обратиться к документам, в Миассе в конструкцию ЗИС-5В не вносили никаких кардинальных изменений, кроме одного: на всех миасских ЗИС-5В стояли двигатели ЗИС-5М увеличенной до 76 л. с. мощности. Но на внешности это никак не отражалось, хотя водители именно миасские «Захары» особо ценили за более высокую надёжность, безотказность и проходимость.
Необходимо исключить неточность, которая многократно растиражирована в публикациях (не обошло это стороной и журнал «ГП»): уральские «Захары» никогда не применялись в составе боевых машин реактивных систем залпового огня. В качестве машин обеспечения в частях «гвардейских миномётов», вероятно, ЗИС-5В могли использовать, например, на них могли монтировать оборудование для транспортировки реактивных снарядов.
Производство ЗИС-5В в Ульяновске было прекращено в конце 1944 г. и полностью передано в Миасс; сразу после окончания войны производство ЗИС-5В свернули и в Москве. А в Миассе производство ЗИС-5В после войны продолжили, об изменениях конструкции можно прочитать в воспоминаниях А. И. Титкова: «Однако что было хорошо в военные годы, стало не удовлетворять эксплуатационников в послевоенные. Поэтому главной задачей конструкторов завода было не только восстановление прежнего облика автомобиля ЗИС-5, но и устранение ряда выявившихся в военных условиях слабых мест, повышение его технических и эксплуатационных характеристик. На автомобиль ЗИС-5В постепенно стали устанавливать обе головные фары, стеклоподъёмники в дверях кабины, стеклоочиститель с ручным приводом на подъёмном ветровом стекле водителя, платформу с тремя открывающимися бортами, металлические брызговики гнутых крыльев. Такой автомобиль в конце 1947 года получил прежнюю марку «ЗИС-5».
Педагог с Божьей искрой
О феномене Захара Зимака иногда говорят: «Педагог с Божьей искрой». Война оставила сиротами много детей. Истерзанным войной юным душам нужна была помощь, требовалось вернуть их к нормальной жизни. Захар Зимак стал директором детского дома в местечке Погост-Загородск (тогда Логишинского, а ныне Пинского района). Под его опекой оказались дети-сироты, о которых он рассказал в одной из публикаций.
«…Шестеро Счастных. Их отца, милиционера из деревни Ковнятин Пинского района, гитлеровцы закололи штыками. У Саши Кебеца, Зины Пашкевич, Эдика Безлюдова отцы были председателями колхозов. Их немцы повесили на глазах семей. Матери умерли от горя.
Валя и Зоя Дьяковы — близнецы. Родились в конц-лагере. Женщины скрывали их от надзирателей. Мать умерла, а девочки выжили. В детском доме первое время они прятались под кроватями, столами, завидев издалека кого-нибудь в военной форме.
Отец Толика Незнашева погиб в воздушном бою. Мать умерла от тифа. Когда ее хоронили, он просил: «Не сыпьте песок маме на глаза. Она не увидит меня».
Ангелы на обочине: педагог Семёнов растит из юных преступников людей
Подробнее
75 лет творчества в ДК «Победа»
На протяжении нескольких десятилетий в стенах Дворца проводились творческие мероприятия: концерты, выставки и фестивали. Сейчас ДК «Победа» — это яркий культурный спектр уникальных коллективов, а также обучающий центр с множеством творческих направлений, где занятия проходят по руководством опытных профессионалов.
На протяжении 40 лет в дворце развивает цирковое мастерство студия «Радуга», более 35 лет зрителей радует коллектив народных танцев «Аюшк». Также в стенах ДК «Победа» оттачивают мастерство танцоры бальных студий «Велена» и «Градива». 5 лет исполнилось студии детского танца «Фиеста».
Услуги ДК «Победа»
- Творческие студии для детей и взрослых (разножанровые направления)
- Экскурсии по музею истории АО «Златмаш»
- Организация массовых мероприятий: тожественных, развлекательных, тематических, календарных (любая возрастная категория). Зрительный зал вмещает 506 человек.
- Организация банкетов (вместимость до 200 чел.)
- Предоставление помещений для фотосессий
- Организация торжественных регистраций бракосочетаний
- Прокат и пошив сценических костюмов, ростовых кукол
- Предоставление помещений на арендной основе
- Оказание услуг студии звукозаписи
- Разработка индивидуального сценария любого мероприятия
- Услуги ведущего, звукооператора на любой площадке
- Проект «Уроки этики». Показ кинофильмов социального направления
«Газгены»: работы остановили по приказу
После войны «Захар» в течение нескольких лет оставался на производстве только на Уральском автозаводе и прошёл несколько этапов модернизации (последовательно ЗИС-5М, ЗИС-50, УралЗИС-355). В руководстве для водителей отмечалось, что модернизированные грузовики существенно отличаются от ЗИС-5, хотя внешне были похожи. Впрочем, эта тема довольно обширна и её раскрытие требует отдельных больших публикаций и даже книг.
Особо следует отметить производство газогенераторных автомобилей. Первый такой автомобиль модели ЗИС-21А в Миассе поставили на серийное производство в 1946 г. (в апреле собрали опытный образец, в мае выпущена первая партия 50 шт.). Автомобиль имел незначительные отличия по сравнению с довоенным ЗИС-21, разработанным на базе ЗИС-5. Кстати, один ЗИС-21А бережно сохранён автомобильным заводом «Урал»; у меня нет данных о том, что где-то есть ещё экземпляр такого автомобиля. Уместно вспомнить о том, что в настоящее время во всех развитых странах мира большой интерес к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Напомню: газогенераторный автомобиль ЗИС-21А, получивший прозвище «газген», работал на древесных чурках, а это топливо относится к ВИЭ. Главная проблема «газгена» – использование свежеспиленной древесины не допускалось, требовались специально подготовленные чурки. Если чурки имели отклонения по размеру и по влажности относительно требований руководства по эксплуатации, существенно сокращался ресурс автомобиля и снижались технические характеристики (требования предъявлялись также и к породе используемой древесины). Главный недостаток «газгена» по сравнению с бензиновым ЗИС-5 – большая масса газогенераторного оборудования. Это снижало грузоподъёмность на 500 кг, что было весьма существенно. Однако в первые послевоенные годы использование «газгенов» было крайне необходимо, так как нефтяная промышленность СССР ещё не могла обеспечить народное хозяйство нефтепродуктами.
Уральский автозавод был определён ведущим заводом по конструированию и выпуску газогенераторных автомобилей на базе ЗИС-5; в Миассе велись серьёзные исследования в области газогенераторного оборудования
В краткой статье невозможно рассказать все подробности этих работ, но есть один факт, который важно упомянуть: именно очередная модель газогенераторного автомобиля УралЗИС-352 первой из всех моделей, выпущенных на Уральском автозаводе, получила индекс согласно нормали НАМИ конца 1940-х годов (Уральский автозавод получил группу индексов с 350 по 399) и марку «УралЗИС» (до этого все миасские автомобили имели марку ЗИС). Всего за период с 1946 по 1956 г
было выпущено 18 620 шт. ЗИС-21А и 15 303 шт. УралЗИС-352. К сожалению, работы по газогенераторным автомобилям в Миассе были остановлены по приказу Министерства, хотя уже была разработка «газгена», который мог работать на свежеспиленной древесине, и на заводе это направление считали перспективным. Замечу, в настоящее время ряд зарубежных компаний ведёт разработку техники, в том числе пневмоколёсной транспортной, работающей на ВИЭ, но уже на иной технологической базе… возможно, если бы 65 лет назад работы на Уральском автозаводе не были остановлены, сегодня тема подорожания бензина не будоражила автомобильную общественность?
«Захара» сменила «Эмка»
История уральского «Захара» (если учитывать всех его «потомков») растянулась после Великой Отечественной войны на два десятилетия. Отмечу ещё несколько эпизодов из истории УралАЗа, связанных с модернизацией «Захара», финалом которых стал автомобиль «Урал-355М». В этих работах непосредственное участие принимал Анатолий Иванович Титков, который в ноябре 1947 г. прибыл на Уральский автозавод по распределению молодым специалистом и позже стал Главным конструктором УралАЗа.
В последние годы я неоднократно встречался с Анатолием Ивановичем и записал его воспоминания. В 2019 г. этому выдающемуся человеку исполнилось 95 лет, но он и сегодня полон жизненной энергии, регулярно посещает научные конференции и иные мероприятия. А. И. Титков – замечательный рассказчик, и когда он говорит о советском периоде, его можно слушать часами.
В 1951–1952 гг. А. И. Титков возглавлял бюро двигателей, в 1953–1957 гг. был главным конструктором проекта по автомобилю «Урал-355М». Небольшая ремарка: первым автомобилем, выпускавшимся под маркой «Урал» (без аббревиатуры ЗИС), стал именно «Урал-355М». Анатолий Иванович вспоминал:
«Как раз в это время мы ставили на производство «Урал-355М». (Правда, тогда автомобиль назывался «УралЗИС-355М»: Сталин уже умер, но Хрущёв его ещё не разоблачил). Хоть эта машина и считалась модернизированной, но от ЗИС-5 в ней фактически ничего не осталось.
В создании нового автомобиля, прозванного в народе «Эмкой», нам очень много помог главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Александрович Липгарт. Его как раз в это время «сослали» на Урал. В должности старшего конструктора он очень хорошо показал нам, как нужно работать. Потому что до этого мы делали автомобили фактически по концепции «ЗИСа». Она заключалась в том, что машина должна быть, как говорили москвичи, «вот такая», показывая кулак, тяжёлая, но надёжная. А газовская концепция была иной: надёжность надёжностью, но машина должна быть лёгкой, маневренной и достаточно проходимой из-за этого. «ЗИС-5» имел хорошую проходимость. По этой характеристике он считался тогда самым лучшим автомобилем. Но его кабина была полностью деревянной (на УралЗИСе).
Липгарт предложил сделать её дерево-металлической. Горьковский автозавод тогда переходил на полностью металлическую кабину. И Липгарт договорился с горьковчанами, чтобы «ГАЗ» оснастку от прежней кабины тут же передал нам. Поэтому у кабины нашей «Эмки» каркас был деревянным, а обшивка металлической. Но смотрелась она так, что человек посторонний никогда бы не догадался, что внутри дерево.
Виктор Алексеевич Гурушкин, особенно как начальник экспериментального цеха, а затем как главный инженер, внёс большой вклад в освоение производства грузовика «Урал-355М». Он участвовал в изготовлении оснастки, изготовлении опытных образцов. Договаривался с литейщиками о том, чтобы те делали нужные отливки, мастер-модели. Особенно много проблем было у нас с мастер-моделями. В то время своего модельного участка в экспериментальном цехе у нас ещё не было. Это уже потом, когда новые станки удалось заполучить, был организован и модельный участок и участок расточных станков в экспериментальном цехе».
С 1 июля 1958 г. начался серийный выпуск «Урал-355М» и этот автомобиль выпускали на автозаводе более семи лет. 16 октября 1965 г. с главного конвейера сошёл последний автомобиль «Урал-355М», всего выпустили более 192,6 тыс. грузовиков этой модели. На этом историю миасского «Захара» можно считать полностью завершённой.
Миновала очередная веха истории АЗ «Урал». Но завод ждали новые свершения!
Автор выражает благодарность Валерию Дмитриеву и пресс-службе АЗ «Урал» за помощь, оказанную при подготовке статьи.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Интересное из истории ДК «Победа»
Строить Дворец культуры начали в мае 1944 года. 6 ноября 1947 года культурное заведение торжественно открыли как Дворец культуры ордена Ленина машиностроительного завода.
ДК Победы, Златоуст
Архитектором здания стал московский мастер Михаил Братцев. Строительство велось работниками машиностроительного завода: коллектив насчитывал более сотни труженников! Большой вклад в возведение дворца внесла бригада Узинцева.
В 1948 году Дворец культуры «Победа» был признан лучшим в РСФСР по итогам Всероссийского конкурса. Архитектор был удостоен Почетной грамотой и Государственной премией. Всего в конкурсе приняли участие более 500 архитекторов из 156 городов республики.
Дворец культуры выполнен в стиле ампир, для которого характерна государственная символика на фасаде, пропорциональность и четкость линий. Ко входу ведет 12-метровая лестница, а на портике здания красуется надпись «Героям Отечества — Слава!».
Интересно: во многих источниках можно встретить утверждение, что ДК «Победа» — единственное клубное заведение на территории бывшего СССР, которое строилось в годы Великой Отечественной войны. Один из наших читателей поделился фактом, что с 1944 по 1947 на Урале был построен ещё один Дворец культуры — ДК УАЗа в Каменске-Уральском.
Дворец культуры «Победа» в Златоусте, Челябинская областьДК Победы, Златоуст. Внутреннее убранствоДворец культуры «Победа» в Златоусте«Я считал своим долгом в проектируемом сооружении отразить величие нашей Родины и нашего народа в борьбе за свободу и независимость как в прошлом, так и в настоящем. Дворец по своему художественно-тематическому содержанию решен как памятник Великой Отечественной войне. Дворцом Победы его назвали сами рабочие»Архитектор Михаил Братцев.
В здании ДК «Победа» работает музей истории завода «Златмаш». В экспозиции можно увидеть коллекцию образцов заводской продукции, личные вещи местных жителей, услышать истории об их трудовых и боевых подвигах.
Музей истории завода «Златмаш»
Гордое наименование «Победа» Дворец культуры получил в 1990 году в честь 45 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Детство и юность
Захар Ошерович Зимак родился в 1920 году в Варшаве в крайне бедной многодетной семье. Взрослеть пришлось рано, уже в шесть лет надо было помогать родителям. Но Захар очень хотел учиться: стал лучшим учеником в польской и еврейской школах, а потом и в гимназии. К образованию относился крайне ответственно, освоил латынь, французский, немецкий языки и эсперанто. В это время Захар познакомился со своей будущей женой Александрой Моджевской.
Захар Зимак Фото: Из личного архива
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и с началом нацистской оккупации Польши поток еврейских беженцев хлынул на территорию Западной Беларуси. Захар и Александра оказались в белорусском местечке Коссово. Когда к власти пришли Советы, молодым людям предложили работать учителями в сельской школе. Но вскоре нацисты напали на Советский Союз, и молодую семью отправили в Коссовское гетто.
Секреты воспитания
В неспокойные послевоенные годы Захару Зимаку пришлось возглавить комиссию по борьбе с бандитизмом. Долгое время оружие было при нем даже ночью. В Погост-Загородском детдоме ребят объединили в «семьи» по 12-14 детей от 5 до 14 лет. Они жили в отдельных домиках, каждый выполнял посильные бытовые обязанности. Старшие шефствовали над малышами и читали им сказки на ночь. Одним из главных условий воспитания было занятие общественно-полезным и производительным трудом. Со временем детдомовцы сами стали зарабатывать: шили, столярничали, держали огород. Из хулиганов они превратились в пример для местной молодежи. Воспитанники детского дома эффектно выглядели на праздниках в специально отшитой форме. Летом они со всей ответственностью подменяли ушедших в отпуск работников — поваров, уборщиков, конюха. В начале педагогической деятельности Захар Зимак руководствовался учением Януша Корчака, выдающегося польского педагога, врача, писателя, публициста, работавшего в детских приютах. Пригодилась методика воспитания трудных подростков Антона Макаренко, а с Василием Сухомлинским, автором книги «Сердце отдаю детям», Зимак был знаком лично, вел активную переписку. Знания вместе с собственным уникальным опытом, просветительская деятельность, искренняя любовь к детям дали удивительный результат.
Статья по теме
«Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кем ты станешь»
Огромное внимание уделялось культурному и военно-патриотическому воспитанию. В летних походах воспитанники прошли военными тропами Пинщины, собирали местный фольклор, побывали во всех городах-героях СССР
Сам маршал Советского Союза Семен Тимошенко как-то прислал детям большие армейские палатки. Из Тимирязевской сельскохозяйственной академии для выращивания на подсобных участках присылали семена овощей и красивейших цветов. Шефствовавший над детдомом знаменитый скульптор Заир Азгур всячески поддерживал художественные начинания воспитанников. За всем этим, конечно, стоял директор. И от каждого члена педагогического коллектива он требовал искреннего участия в судьбе детей. Сотни воспитанников детского дома, сирот войны стали успешными людьми с благополучным будущим. Детдомовцы стали настоящей крепкой семьей и навсегда сохранили теплые воспоминания о своих учителях, которые заменили им родителей.
С 1961 года Захар Ошерович с женой Александрой Хильевной работали в школе-интернате в поселке Телеханы Ивацевичского района. И здесь, будучи директором Телеханской школы-интерната, Зимак создал дружный педагогический коллектив, где было много молодых учителей. Впервые в Беларуси он ввел самоуправление школой самими учащимися на определенные периоды обучения. За передовым опытом к известному педагогу приезжали делегации со всех концов Советского Союза. В Телеханах и сейчас помнят и ценят легендарного учителя.
«Валентин Серебряный. Он был создателем, творцом жизни своих учеников»
Подробнее
В 1970 году Зимак защитил диссертацию на степень кандидата философских наук и до выхода на пенсию работал доцентом кафедры философии Брестского инженерно-строительного института. И здесь его называли совестью кафедры.
Полесский учитель написал множество статей по педагогике. В почтенном возрасте он посвятил себя сохранению памяти жертв Холокоста. Инициировал открытие в Коссово краеведческого музея, в 90-е годы вместе с энтузиастами возродил еврейскую общину в Бресте, поднимал вопрос о необходимости сбора средств для установки памятника на Бронной горе — месте гибели 50 тысяч узников Брестского гетто, добился от властей района прокладки к урочищу Бронная гора гравийной дороги. С помощью местных жителей был установлен временный мемориальный камень.