Предпосылки к появлению
Разработка легковых автомобилей в СССР застопорилась из-за начала Великой Отечественной войны. После ее окончания, главным было возродить разрушенную страну. Поэтому конструкторы разрабатывали новые грузовики.
В качестве карет скорой помощи и такси эксплуатировали ЗИС-110. Эти автомобили были слишком дорогими и роскошными, чтобы стать массовыми. Да и вообще, использовать лимузины как минимум нерационально.
Нужны были автобусы, они появились на Горьковском заводе, на шасси грузовиков ГАЗ-51. Такие машины выпускали многие небольшие предприятия – так они разгружали флагмана отечественной автопромышленности, чтобы не мешать ему разрабатывать новые модели.
Лучше всего такая техника получалась в Латвии. Инженеры Рижской автобусной фабрики уже в 1954 году разработали собственную бескапотную модель, названную РАФ-251.
Видя энтузиазм молодых специалистов, советское правительство через несколько лет доверило предприятию разработку новой модели. Это должен был быть микроавтобус, в первую очередь маршрутное такси.
Появление РАФ-977
Пришлось адаптировать модель под агрегаты ГАЗ-21 «Волга». Изменений получилось много, поэтому микроавтобусу присвоили индекс РАФ-977.
Основные внешние отличия:
Новое оформление передней части Одностворчатая дверь в салон Собственное имя «Латвия»
Рижский микроавтобус сразу же стал востребованным на всей территории СССР, но советские граждане его почти не видели. Причиной тому было малосерийное производство. Рижская автобусная фабрика не имела своего конвейера, поэтому машины приходилось собирать буквально вручную.
Серийное производство началось только с 1962 года. Перед этим инженеры создали модернизированную версию РАФ-977 с индексом «Д» в названии. Именно она и стала на конвейер в 1962 году.
Крупносерийная модель получила ряд изменений:
Лобовое стекло гнутого типа вместо V-образного Новая радиаторная решетка Появление алюминиевых молдингов, закрывающих стыки между панелями
На это пришлось пойти для адаптации автобуса к конвейерному производству.
РАФ-977 выпускался до 1976 года. За это время его несколько раз модернизировали, что отражалось на внешности и индексе. Последняя версия называлась РАФ-977ДМ.
Причина снятия с конвейера популярного микроавтобуса, спрос на который многократно превышал предложения, банален. Это прекращение выпуска ГАЗ-21 «Волга» в 1970 году. При этом «Рафик» на 6 лет пережил своего донора шасси. Специально для рижского завода и ЕрАЗ, кстати, тоже, их продолжали выпускать.
В 1976 году в Латвии перешли на новую модель – тот самый РАФ-2203. Автомобиль создали на шасси ГАЗ-24 «Волга». На этом история РАФ-977 была почти закончена, но не совсем.
Особое мнение. Чуда не случилось
Небольшой тест-драйв маршрутки РАФ-977ДМ меня откровенно разочаровал. С точки зрения современного водителя посадка за рулем этой машины тесная и неудобная, обстановка вокруг примитивная, а обзорность, несмотря на бескапотную компоновку, оставляет желать лучшего: сказывается узкое ветровое стекло и толстые стойки кузова, находящиеся в поле зрения водителя. Единственное, что выглядит достойно даже сегодня, – это расположение и четкость работы рычага трехскоростной коробки передач. Все остальное навевает тихий ужас – как же целый день работали в таких условиях водители маршруток?
Так ведь и для пассажиров условия были не лучше! На высокопрофильной «волговской» резине машина сидит высоко, а сам кузов низкий. Чтобы забраться в салон, пассажир должен поднимать ногу как можно выше, а голову, наоборот, наклонить и при этом еще нырнуть внутрь кузова. Теперь я понимаю, что не самые лучшие с точки зрения посадки РАФ-2203 после старого «рафика» воспринимались как откровение. Пассажирские сиденья в РАФ-977ДМ больше напоминают автобусные, как будто их просто переустановили сюда от ЛАЗа или ЛиАЗа. Никакой комфортабельности легкового автомобиля, о чем так много говорили в РАФовских рекламных проспектах 1960-х годов, здесь нет и в помине. Хотя сама планировка салона сделана грамотно – ко всем местам свободный проход и нет ощущения скученности пассажирских мест. Особенно мне понравился задний трехместный диванчик – просторно и всех видно «с галерки». Но усидеть ровно на этих сиденьях да еще на скорости и ухабах невозможно в принципе… Говорите, туристские версии «рафиков» использовались в «Интуристе»? Ну-ну…
Из положительных моментов нельзя не отметить удобство обслуживания автомобиля – хороший доступ к двигателю открывается через капот в кабине, не то что в современной «ГАЗели», где к зажатому со всех сторон двигателю можно подобраться только спереди. Вообще заниматься с карбюратором, сидя на водительском сиденье, намного комфортнее, чем стоять на улице, да еще не дай бог под дождем. Только здоровенный металлический капот РАФа при этом нужно снять и передать в салон. В открытом состоянии он упирается в потолок и угрожающе нависает острыми кромками над шеей водителя, колдующего над двигателем.
Такие автомобили просто необходимо сохранять в качестве наглядной демонстрации автомобильного прогресса в области микроавтобусов. Что в 1950–1960-х годах воспринималось как верх совершенства, сегодня вызывает лишь сочувствие к тем, кто этой техникой пользовался, но именно РАФ-977 стал первым массовым микроавтобусом в нашей стране и благодаря ему многие узнали о самом факте существования в мире нового подвида транспорта.
РАФ-977Д Латвия
Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на
Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили
на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо
V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными
панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д
претерпел некоторые изменения — исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились
рамки дверей кабины и дверные петли.
В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика — РАФ-977ДМ,
а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили
место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.
фотография РАФ-977
фотография РАФ-977
В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском
автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали
поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно
с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
Микроавтобус РАФ-977 использовался для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси,
скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран,
Нигерию, Финляндию и другие страны.
Преемник РАФ-977 — автомобиль ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на
производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей
самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и
даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин
скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на
конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей.
Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более
30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями,
РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому
они ушли с наших улиц в конце 80-х — начале 90-х годов.
РАФ-977 Латвия — видео
https://youtube.com/watch?v=N1Uv8_8-0uc
Конечно, ульяновский и рижский микроавтобусы сильно отличались. Первый создавался на базе ГАЗ-69, имел высочайшую проходимость, прочный и долговечный рамный кузов. Кузов второго был несущим, что обеспечивало низкий пол, просторный высокий и светлый салон, а благодаря легковой трансмиссии «Латвия» оказалась тише, мягче и динамичнее. УАЗ-450 давал фору на проселке и в зимних заносах, РАФ-977 — на шоссе и городских улицах.
Однако разделение между двумя микроавтобусами не всегда проходило по перечисленным признакам. Зачастую то или иное ведомство по непонятным причинам просто облюбовывало один из них. Так, служба централизованного переливания крови использовала РАФы (автомобиль АЦПК), а служба по перевозке недоношенных новорожденных детей — УАЗы (автомобиль ПНН).
Тем не менее в городе чаще встречались РАФы, в глубинке — УАЗы. Элегантная и комфортабельная «Латвия» как нельзя лучше подошла в качестве маршрутного такси (заменив совершенно неподходящие для этой роли ЗиМы), автомобиля скорой помощи, передвижной лаборатории, туристского автобуса. Для «Интуриста» и других туристических организаций даже сделали отдельную версию РАФ-977Е с 9-местным салоном, отдельным креслом гида и микрофоном. Аэропорты в технических отделах использовали УАЗы, а для перевозки пассажиров — автопоезда РАФ-980 с прицепом РАФ-979 на базе РАФ-977. Такие же автопоезда катали детей и взрослых в городских парках и по территории ВДНХ.
На «Латвию» быстро образовался дефицит, и в 1961 г. завод модернизировал микроавтобус до варианта РАФ-977Д с целью повысить технологичность его выпуска. Одновременно был построен фактически новый завод в другом районе Риги, под выпуск модернизированного варианта по новой технологии. Тогда же была исправлена единственная значимая претензия: передняя подвеска от «Волги» быстро изнашивалась под более тяжелой «Латвией», поэтому двигатель немного сдвинули назад, чтобы разгрузить переднюю ось и нагрузить заднюю.
В следующем году фабрика подготовила к производству развозной фургон РАФ-977К грузоподъемностью 850 кг. Даже после перестройки предприятие не справлялось со спросом на базовый пассажирский вариант и фургон ждал своей очереди 4 года, когда специально под него построили завод ЕрАЗ в Ереване. В массе грузовой вариант выпускался уже под названием ЕрАЗ-762.
Несколько десятков микроавтобусов были произведены на Луганском авторемонтном заводе под названием ЛАРЗ-977 «Луганск». Хотя выпуск «Латвии» первого поколения (его заменитель РАФ-2203 назывался так же) закончился еще 36 лет назад, ее можно встретить на дорогах и сегодня. Сказывается высокое качество, которым отличалась Рижская автобусная фабрика.
Разработка РАФ-10
Изначально планировалось создать машину на шасси ГАЗ М-20 «Победа». Другого донора не было – «Москвичи» не годились из-за недостатка мощности, а грузовик тоже брать не хотели.
Так как своих микроавтобусов в Советском Союзе не было, приходилось ориентироваться на иностранные аналоги. Примером для подражания стал Volkswagen Transporter первого поколения. Он выпускался в Германии с 1950 года и к середине 50-х уже успел завоевать всемирную славу и популярность.
Хотелось бы отметить, что ничего конструктивно общего у РАФ-10, так называлась опытная модель, с Volkswagen Transporter не было. Взять хотя бы двигатель – у «Победы» он с объемом 2,1-2,4 литра, а у немецкого микроавтобуса – от 1,1 до 1,5 л.
К сожалению, эта модель так и не стала серийной. В 1958 году ГАЗ М-20 «Победу» сняли с конвейера. Соответственно, шасси тоже выпускать перестали и делать микроавтобусы было не из чего.
Интересные модификации
«Рафики» были популярны за границей. Несмотря на их острую нехватку даже для нужд СССР, зарабатывать валюту было важнее. Поэтому часть автомобилей шла на экспорт. Как водилось в Советском Союзе, такие микроавтобусы собирались качественней.
Экспортные модификации РАФ-977 имели букву «Е» в названии. Отличаются частично раздвижной крышей, улучшенной отделкой салона и наличием магнитофона. Эти микроавтобусы поставляли и для нужд «Интуриста».
Медицинские службы получали РАФ-977И. Машины с завода были переоборудованы для транспортировки и оказания помощи больным.
Купить сейчас РАФ-977 нелегко – это уже полноценный ретро-автомобиль. Сложно сказать, сколько придется за него отдать – этих «Рафиков» даже нет в продаже на рынке б/у.
РАФ-977 история фотографии характеристики. Годы выпуска 1959—1976 гг.
фотография РАФ-977
фотография РАФ-977
В 1958 году производство ГАЗ-М20«Победа» было прекращено — на смену ей пришла
«Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство
была запущена уже другая машина на основе агрегатов «ГАЗ-21 Волга», получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы
классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой
дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия».
РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама,
но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а
для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери — со стороны водителя
и пассажира. В салон также вели две двери — по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус»
был рассчитан на 10 пассажирских мест.