Как воссоздать дух прототипа?
Отец и сын Исаевы всегда любили общаться с заинтересованными заказчиками, с коллекционерами, знающими, какая модель им наиболее интересна. Узнав их потребности, они применяли всё своё искусство для того, чтобы заказчики остались довольны. Прежде чем высококлассный мастер по обработке металлических деталей Михаил Александрович Исаев приступал к изготовлению форм, он вместе с Александром старался досконально изучить копируемый прототип, рассмотреть его фото, вчитаться в его технические характеристики и чертежи. По возможности пытались рассмотреть прототип во всех подробностях в натуральную величину, провести необходимые замеры.
Исаевы понимали, чтобы создать хорошую модель не достаточно уменьшить размеры её прототипа в 43 раза и воссоздать в миниатюре. Необходимо передать дух прототипа, добиться того, чтобы уменьшенная копия глазами коллекционера воспринималась так же, как и её реальный прототип. Основная цель мастера – это передать красоту всех линий и изгибов настоящего автомобиля и гармонично всё это воплотить в будущей модели. Благодаря такому вдумчивому подходу, это иногда удавалось.
Исаевы использовали в работе как обычные фрезерные станки, так и высококлассное оборудование с ЧПУ, к которому, к счастью моделистов и коллекционеров, у Исаевых был доступ. Так удалось создать формы, а с их помощью мелкие тиражи копий таких автомобилей, как ГАЗ-51 А, ГАЗ-63 А, ГАЗ-5204, ГАЗ-63, ГАЗ-САЗ-53Б, ГАЗ-5201 фургон, ГАЗ-53 фургон, Studebaker US6U3, ЗИС-150, ЗИЛ-164, ЗИС-151, ЗИЛ-157, УралЗИС-355М, УралЗИС-355, ЗИС-5, ЗИС-5В, ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ с открытой кабиной, ГАЗ-АА 1946 года, ГАЗ-410, ГАЗ-56, ЗИС-1511, ГАЗ-63 с кабиной Studebaker 1944 года, ГАЗ-33 с базой Studebaker US6 1944 года, ГАЗ-51 с деревянной кабиной 1946 года, ГАЗ-63 с деревянной кабиной, ГАЗ-51 П, ГАЗ-63 П, ГАЗ-93, КАЗ-600, КАЗ-585 Б, КАЗ-120Т, КАЗ-716, ЗИЛ-ММЗ-120Н с полуприцепом ОдАЗ-822, ГАЗ-63Д с полуприцепом ГАЗ-745, Studebaker US6 US6U12 самосвал, Studebaker US6U6 с полуприцепом EDWARDS 11V, Studebaker US6 US6U4, Opel-Blitz 3.6 6700А, Opel-Blitz 3.6 36S, Mercedes-Benz L 701 1944 года, MAN-10.153F.
Весь цикл работ от изготовления форм, выплавки отливок, покраски, сборки Исаевы выполняли самостоятельно, при этом искали оптимальное соотношение используемых материалов, чтобы излишне не повышать цену готовых масштабных моделей. Поэтому наряду с металлическими деталями, например, первые бортовые кузова ГАЗ-51 и ГАЗ-63 пробовали собирать из дерева. Где каждая дощечка изготовлялась из ореховой древесины на станке с ЧПУ. Было очень копийно, но слишком затратно, поэтому в дальнейшем кузова стали отливать из металлического сплава, а чуть позже использовать для изготовления этих деталей пластик.
С 2010 года в фарах моделей от «САИС» появился прозрачный пластик. Изменялось и многое другое, что повышало качество копий и если сравнить продукцию конца 1990-х годов с продукцией 2000-х, – качество всё время росло.
Благодаря своему неповторимому шарму, доступной цене, собственной технологии изготовления, выполненные «САИС» масштабные модели, пользовались и пользуются популярностью среди коллекционеров до сих пор. Они, возможно, где-то и грубоваты, не столь ажурны, по сравнению с копиями автомобилей, выполненных из смолы или полиуретана, однако отличаются своим фирменным стилем, который вряд ли спутаешь с другим производителем.
Долгий путь к металлу
В 1986 году, когда Александру исполнилось 15 лет, он убедил отца попробовать свои силы в создании масштабных моделей из металла. И Михаил Александрович решил послушать сына и стал разрабатывать конструкцию форм, в которые можно было залить металлический сплав и получить качественную отливку. Стал искать оптимальное сочетание металлов (свинца и олова) в сплаве, дававшем хорошую текучесть (что влияло на конечную отливку, её проработку), позволявшем легко его обрабатывать, при необходимости устранять недостатки литья. При этом отливка должна была быть прочной. Отрабатывались методы изготовления покрышек из сырой резины, методы конечной сборки.
Пять лет ушло на выработку собственной оптимальной технологии. Несмотря на то, что первой проданной моделью «САИС» стала копия Dodge WC-51 в масштабе 1:43. На самом деле, как вспоминает Александр, первой отливкой, изготовленной его отцом, была копия любимого старшим и младшим Исаевыми чешского грузового автомобиля Tatra 815 в масштабе 1:50. Однако производство модели оказалось очень дорогим и трудоёмким. Поэтому его решили отложить на насколько лет и тиражировать не стали. А когда вроде бы можно было возобновить выпуск, формы оказались утрачеными. Поэтому на сегодняшний день в мастерской хранится всего одна отливка этого интересного и любимого многими грузовика.
Семейное дело
«САИС» оказалось семейным предприятием. Создал его Михаил Александрович Исаев, а генератором идей, постоянным помощником стал его сын Александр Михайлович Исаев, в то время ещё школьник. Когда мастерской необходимо было дать название, отец использовал две буквы имени сына СА (Саша) и две буквы их общей фамилии ИС (Исаев). Получилось «САИС». Однако о названии задумались позже, а на моделях оно появилось через десять лет (после 1996 года), когда у мастерской появилось множество почитателей и, конечно, заказов на масштабные модели.
Датой рождения мастерской считается 28 ноября 1991 года. Именно в этот день 25 лет назад была продана созданная в ней первая масштабная модель. Очень интересно, кто стал первым покупателем? Сегодня, к сожалению, это сложно сказать. А вот первой моделью «САИС» является копия знаменитого внедорожника времён Второй мировой войны – Dodge WС-51. Несмотря на то, что Александр Исаев считает годом рождения мастерской 1991-й, работы по поиску необходимой технологии литья начались в 1986 году, т.е. более 30 лет назад.
В семье Исаевых любят технику. Дед до 75 лет проработал водителем автомобиля, поэтому его дети с детства видели и прекрасно знали множество автомобилей тех лет ЗИС-5 и ГАЗ-АА, Willys и Dodge и многие другие. Техника их окружала постоянно, и её можно было пощупать. Но помимо этого у многих в семье Исаевых был дар художника. Могли быстро и довольно хорошо нарисовать автомобиль, танк, самолёт, а некоторые даже воссоздать его в пластилине.
Родной брат Михаила Александровича, отца Александра Исаева, впоследствии стал высококлассным гравёром и ювелиром. И в городе оружейников, Туле, использовал свой талант, оформляя и реставрируя различные типы холодного и огнестрельного оружия.
Михаил Александрович же интересовался больше конструированием форм для литья из металлов, методами обработки металлов на различных станках, в том числе и с числовым программным управлением (ЧПУ). Дома в свободное время помогал своему сыну Саше воплощать в пластилине фигурки солдатиков и копии различной техники да так, что многие принимали их совместные работы за фабричную продукцию, и интересовались, где можно приобрести нечто подобное, ведь с детскими игрушками в те времена в нашей стране было сложно.
Первая известность и успех
Копия Dodge WC-51 от «САИС» оказалась экономически более оправдана в производстве, и одновременно востребована коллекционерами, как нашей страны, так и всего мира. Сам лично отправлял подобную масштабную модель испанскому коллеге по увлечению, который увидел её на фото и очень хотел заполучить в свою коллекцию. Множество моделей Dodge WC-51 отправлялись коллекционерам США. С 1991 года и до наших дней продано более полутора тысяч экземпляров данной модели.
Ни одна другая копия от «САИС» не была растиражирована в таком количестве! Причём первые модели Dodge WC-51 в нашей стране продавались неокрашенными. Александр привозил отливки в Москву и предлагал на «Вернисаже» в Измайлово, так как абсолютно не знал, что в Доме культуры железнодорожников (у площади трёх вокзалов) существовал клуб коллекционеров масштабных моделей автомобилей. А когда он о нём узнал (в 1993 году), тот уже переехал на новое место – у станции метро «Проспект Мира». Туда и стали доставлять новинки от «САИС» уже окрашенные в цвет хаки.
Вслед за Dodge WC-51 последовали копии других полноприводных автомобилей Второй мировой войны (тираж каждой модели был не более 200 штук): Dodge WC-52, ГАЗ-67Б, ранее уже упоминавшийся Willys MB, ГАЗ-64, чьё фото попало во вторую часть известного многим коллекционерам масштабных моделей автомобилей каталога «Автомобиль на ладони», изданном в Казани в 1995 году. Правда, «САИС» это не добавило известности, так как составители каталога не указали название мастерской (оно им было просто неизвестно, ведь как я упоминал ранее, название мастерской появилось на моделях только с 1996 года), писалось только название города, где была произведена модель, – Тула. Чуть позже по заказу было создано всего две копии Dodge WC-61 (трёхосный).
Модели от «САИС» стали известны многим. Качество их литья на одной из выставок в Германии было отмечено как очень высокое «на фабричном уровне», что только добавило им популярности среди коллекционеров мира. В конце 1990-х годов, впрочем, как и сейчас в нашей стране очень немногие мастерские создавали свою продукцию трудоёмким методом литья из металла и самыми известными среди них были «САИС», «КОМОС», «ФИНОКО», «АГД», «ДНК» и некоторые другие. Причём у каждого было свое ноу-хау.
Например, когда по просьбе коллекционеров, Михаил Александрович Исаев приступил к изготовлению форм для создания моделей автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63, он значительно усовершенствовал конструкцию форм для литья. Новые формы отличались от ранее используемых для создания отливок копий внедорожников Второй мировой войны.
Поиск оптимальной конструкции форм продолжался постоянно, и она изменялась как минимум ещё два раза, несмотря на трудности и затраты для их производства, а также протесты Александра Исаева, который отвечал за сборку готовых моделей и их сбыт. Александр понимал, что поиск нового оправдан, только в определённые моменты, если же проводить его постоянно, снижается рентабельность и без того затратного производства.
Эволюция в металле
Некоторые коллеги, имеющие в коллекциях копии грузовой техники от «САИС», отмечают недостаточную жёсткость их несущей рамы, деформирующейся со временем. Да, такое встречалось на ранних моделях, так как невозможно было определить, как поведёт себя тот или иной сплав через много лет. Только с опытом пришло понимание его свойств и возможность опытным путём получить нужный состав, позволяющий вынимать отливку из формы без её деформации или разрушения. Избавляться от хрупкости металла (которая появлялась, если в исходном сплаве использовать не чистый свинец, а типографский, в котором присутствует цинк) тоже удалось не сразу. Было учтено ещё множество различных нюансов.
Сегодня Александр для повышения прочности закладывает в несущие рамы масштабных моделей дополнительные металлические штифты. Он улучшил методы окраски и вообще постоянно стремится к повышению качества. Ведь для него это больше чем хобби, больше чем средство заработка на жизнь.
За всё время существования «САИС», кроме оснастки на Tatra 815, ни одна форма более не утрачена. Всё находится в рабочем состоянии, значит, выпуск любой модели может быть возобновлён при наличии заказов и достаточного времени у Александра Исаева. К сожалению, сейчас он занимается производством масштабных моделей один, так как шесть лет назад Михаил Александрович Исаев ушёл из жизни.
Несмотря на трудности с расходными материалами, отсутствием последователей, заинтересованных в выпуске масштабных моделей, а особенно столь профессионального мастера – своего отца, Александр не останавливает своё производство. Хотя его объёмы упали значительно. Если в 1990-х годах прошлого века в год «САИС» выпускал 300–350 различных моделей в год, то теперь объём выпуска не более 100–150 штук в год.
Сказывается глобальная конкуренция с производителями масштабных моделей из Китая, которую не выдержало большое количество мелких мастерских как в нашей стране, так и за рубежом. Однако несмотря на это, Александр Исаев строит новые планы и с оптимизмом смотрит в будущее
Он уверен, что множество коллекционеров опять обратят внимание именно на авторскую работу и предпочтут её продукту крупного промышленного производства, как более эксклюзивную. Именно поэтому я уверен, мы ещё увидим новинки от «САИС» и будем иметь прекрасный повод их обсудить!
Выражаю искреннюю благодарность за помощь при создании этого материала Игорю Кравченко (www.1001automodel.ru) и Александру Исаеву («САИС» г. Тула).