Кругом одни расходы
Алишер говорит, что кондуктор получает 10% от ежедневной выручки. Плюс надо учесть обед и завтрак на двоих, обычно это зависит от выручки на тот момент. В среднем на питание уходит 30-40 сомони в день.
«Обычно делаю 4-5 кругов в день, бывает и больше, до 8. Если за 4 круга я заработаю 600 сомони, то это супер. 10%, то есть 60 сомони из этой суммы получит кондуктор. 300 сомони откладываю на топливо на завтрашнее утро. Остается уже 240.
Так как сдаю ежемесячный план, стараюсь по 100 сомони каждый день выплачивать, чтобы закрыть его пораньше и дальше работать спокойно. Выхожу на маршрут каждый день, кроме воскресенья. В этот день принципиально не работаю, провожу время с семьей», — рассказывает он.
Алишер говорит, что встает в 4 утра и приезжает на автобазу к 4.30. До 5 утра машина должна пройти полной осмотр и дезинфекцию. Всех водителей осматривает медработник автобазы, чтобы засвидетельствовать отсутствие алкогольного опьянения и чистый внешний вид.
На вопрос, можно ли окупить свои расходы, если не брать стоячих пассажиров, разводит руками.
«У нас сняли перекладину в салоне, но мы все равно берем больше пассажиров, — отвечает он, — Если не возьму — не смогу работать, так как все деньги будут уходить на расходы. На автобазе и в ГАИ запрещают брать пассажиров стоя. Даже штраф за это предусмотрен: в первый раз — 100 сомони, а повторно – уже 250. Но работать по правилам не получается. Если поймают, придется платить штраф, а потом снова нарушать».
Как добраться[править]
Междугороднее сообщение представлено авто- ; железнодорожно- и авиатранспортом. Камера хранения есть в гостиницах города
На поездеправить
2 Вокзал Душанбе
,
ул. Академика Назаршоева д. 114
окт 2017
Поезда курсируют из Москвы, Астрахани, Новосибирска, Астаны и других городов.
По автодорогамправить
3 Asian Express Terminal
,
пр. Абуали Ибн Сино
ноя 2017
По автотрассам из Ташкента, Худжанда, Оша и Самарканда на автомобиле. Напротив Гребного канала в Самарканде находится пятачок, где таксисты набирают по 4 человека в машину и отправляются на границу возле н/п Сариасия. Стоимость проезда на одного человека 80—90 тыс. узбекских сум. В машину берут четырёх попутчиков. Время в пути до границы занимает около 7-9 часов, по пути встречаются красивые заснеженные горы. Дорога варьируется от прекрасной до практически отсутствующей
Обратите внимание, что на границе вы можете подвергнуться тщательному досмотру со сторону узбекских таможенников. Могут быть полностью проверены все ваши вещи, включая компьютер, телефон, планшет на предмет порнографии (рекомендуется не иметь лишних файлов)
Также узбекские пограничники проверяют регистрацию. С таджикской стороны проблем с прохождением нет. После выхода на таджикскую территорию таксисты также набирают полную машину и берут от 5—6 долларов до Душанбе (некоторые довозят до адреса).
История
Учёными доказано, что на берегу реки Душанбинки ещё в III, возможно IV веках до н. э. появился крупный античный город кушанского времени. Находки античной керамики свидетельствуют о том, что за городскими стенами существовали сельские поселения шахракхо (городки). Первое письменное упоминание кишлака Душанбе встречается в конце 1676 года. Кишлак Душанбе возник на перекрёстке дорог, по понедельникам здесь организовывался крупный базар, отчего произошло название (душанбе на таджикском — понедельник). В кишлаке насчитывалось более 500 дворов и проживало примерно 8000 человек. В 1826 году нынешняя столица Таджикистана называлась Душанбе-Курган. Первая карта с указанием города Душанбе составлена в 1875 году. Тогда город представлял собой крепость на обрывистом берегу, с 10 тыс. жителями. Кварталы города делились как по профессиональной принадлежности мастеров, так и по национальным общинам. Центрами общения были каравансараи. В 14 квартальных мечетях находились мактабы, в городе было 2 медресе. До 1917 года район будущего города находился в Восточной Бухаре. В 1920 году бежавший от большевиков последний эмир Бухары, основал в Душанбе свою резиденцию, но в феврале следующего года был изгнан наступавшими частями Красной Армии. В начале 1922 года город был взят войсками басмачей под предводительством Энвара-Паши, но 14 июля 1922 года снова перешёл под власть большевиков и был провозглашён столицей Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики, которая в 1929 году была преобразована в Таджикскую ССР.
В 1924 — 1929 годах город официально назывался по-русски Дюшамбе. 16 октября 1929 года переименован в Сталинабад в честь И. В. Сталина. В 1961 году городу возвращено историческое название Душанбе.
В 1929 году в город была проведена первая железная дорога, соединившая город с Ташкентом в Узбекистане и столицей СССР Москвой. Это дало толчок к развитию в городе текстильной, электро- и пищевой промышленности, а также машиностроения.
В феврале 1990 года в Душанбе произошли массовые беспорядки, вызванные недовольством существующей властью, которым потом придали межнациональную окраску те же силы, что и в Сумгаите и Фергане и т. д.
Проживание
Для проживания иностранных гостей Душанбе в городе имеется большое количество гостиниц и отелей самого разного класса. Выбор места для ночлега зависит только от пожеланий человека и его материального состояния. Стоит отметить, что большинство гостиниц было построено еще в советские времена. Конечно, сегодня эти заведения имеют не очень привлекательный вид, да и внутреннее убранство номеров оставляет желать лучшего. Многие из них даже не могут предоставить клиентам возможность круглосуточной подачи горячей воды. Номера в таких гостиницах обойдутся постояльцу менее чем в 50 $ за сутки.
В центральном районе Душанбе располагаются высококлассные отели, которые соответствуют всем существующим требованиям. Как правило, подобные гостиницы обладают 4-мя и 5-ю «звездами» по общепринятой мировой классификации отелей. Номера в таких заведениях просторные, комфортные и имеют весь набор необходимой техники и мебели (кондиционер, телевидение, интернет, телефон и т.д.). Кроме того, клиенты указанных отелей могут бесплатно воспользоваться услугами ресторанов, спортивных залов, бассейнов, саун, фитнес-клубов и других заведений, расположенных на территории отеля. Стоимость проживания в подобных заведениях обойдется в сумму от 100 $ до 250 $. Самыми популярными отелями у иностранцев считаются Hyatt Regency Dushanbe, Тадж Палас Отель, Азия Гранд Отель, гостиница «Таджикистан».
И еще несколько замечаний
Городская маршрутная сеть в Душанбе выстроена так, что добраться куда-либо в рамках центральных трасс не сложно, так как все маршруты автобусов и троллейбусов пересекаются, а вот попасть на отдаленный от главной трассы объект, например, на «Наврузгох» — сложно.
11:25 21 февраля, 2019
Каким будет метро в Душанбе?
В городе организовали выделенные полосы для общественного транспорта, но они не работают. Часто они заставлены машинами, в час пик по ним ездят водители-нарушители.
Парковки отдельная большая и больная история для столицы.
Плохо обстоят дела и с терминалами для иногородних маршрутов и автобусов. Автовокзал находится в центре города, туда практически уже не приезжают машины с регионов.
Чтобы междугородний общественный транспорт не создавал проблем для и без того загруженных улиц Душанбе, необходимо построить современные терминалы в четырех сторонах столицы.
Все это поможет повысить эффективность общественной транспортной системы города.
Мы провели опрос в нашем Телеграм-канале, и читатели ответили, какой транспорт нужен Душанбе.
А вы как считаете, какой?
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Пустыми не поедут
Прошедшим летом во многих маршрутных микроавтобусах срезали перекладины под потолком, чтобы водители не набирали пассажиров, которые едут стоя. Но это, практически, не помогло: как и раньше, пассажиров в маршрутки набирают до отказа. В ответ на недовольство пассажиров, водители оправдываются тем, что, заполняя только сидячие места, они не смогут окупить свои затраты.
Так ли это на самом деле? Мы решили выяснить реальное положение дел у самих водителей.
Водитель маршрутки №25, который назвался Алишером, уже 3 года работает на этом маршруте. По его словам, интервал между выходом на маршрут составляет всего 7 минут. Время одного маршрутного круга – 2 часа, это туда и обратно, 34 километра. Ежедневно на 6 кругов он заправляется дизтопливом на 250-300 сомони.
«Мерседес Спринтер» находится в его собственности. Кстати, все расходы по обслуживанию автомобиля полностью на плечах водителя, независимо от того, он собственник автомобиля или арендатор.
По словам Алишера, за один круг можно заработать по-разному: если клиентов много, то в среднем, 150 сомони, а если мало – 80.
Ремонт спринтера каждый месяц обходится водителю в 1500 сомони. За три года работы он поменял мотор один раз. Замена обошлась Алишеру в 8 тыс. сомони. Колодки приходится менять каждый месяц, на это уходит 400 сомони. Плюс баллоны, а их шесть, которые обходятся в 800-1000 сомони каждый. Замена масла и фильтров обходится в 700 сомони: до 11 литров масла и 4 фильтра.
Есть расходы на инспекторов ГАИ. Даже без каких-либо нарушений, надо выкладывать по 15-20 сомони в день.
Официальные символы
Герб города Душанбе
Официально утверждённым символом города Душанбе является Герб, авторами которого являются С. Курбанов и А. Н. Заневский. Он был утвержден в 1997 году.
Герб Душанбе представляет собой квадрат с заостренной нижней гранью на фоне трех цветов — красного, белого и зеленого.
В основе герба имеются арки, горы и корона с полукружьем из 7 звезд в лучах восходящего солнца. Справа и слева арки окаймляются стилизованные крылья, а снизу украшены элементами древнего таджикского декоративного орнамента. В верхней части герба над аркой надпись «Душанбе». На переднем плане герба, на фоне раскрытой книги, размещается символичный ключ от города.
Питание
В Душанбе располагается огромное количество заведений общественного питания, в которых можно попробовать не только оригинальную национальную таджикскую кухню, но и угощения других кухонь мира (грузинской, узбекской, иранской и т.д.). Главными блюдами в меню любого ресторана или кафе, безусловно, считаются шашлык, плов, голубцы, кабоб и каурдак. Кроме этого, в душанбинских ресторанах представлен огромный выбор мясных каш. Конечно же, ни одно застолье в столице страны не обходится без традиционных таджикских лепешек, самбусы и хвороста.
Иностранному гостю в таджикском ресторане кое-что будет в новинку. Не надо удивляться: официант принесет выбранный десерт перед основным блюдом. Таджики употребляют сладости как до еды, так и после, многие и вовсе предпочитают совмещать основное блюдо с десертом.
Самым распространенным напитком в столице Таджикистана считается чай. Местные жители его пьют до десяти раз в день. Учеными доказано, что употребление летом горячего зеленого чая лучше всего утоляет жажду. Черным же сортам этого ароматного напитка отдается предпочтение, в основном, в зимний период.
Коренное население Душанбе очень любит пить чай с молоком, сливочным маслом и солью. Редкий иностранец решится испить такое снадобье.
Главной достопримечательностью кулинарного Душанбе принято считать знаменитую чайхану. В городе их множество. Самым популярным заведением считается чайхана «Рохат». Здесь можно насладиться великолепными угощениями национальной кухни. Превосходные блюда грузинской кухни стоит попробовать в кафе «Тифлис» и «Грузия». В Al-Sham представлены, в основном, угощения иранской кухни. Шедевры европейской кулинарии можно отведать в La Grande Dame.
Стоимость питания в столичных заведениях общественного питания несколько выше, чем по всей стране. Обед в небольшом кафе среднего класса обойдется примерно в 6–10 $. А за ужин в престижном ресторане придется заплатить от 15 $ до 25 $.
Развлечения и достопримечательности Душанбе
Главный археологический памятник таджикской столицы находится в 26 км от города — это Гиссарская крепость, укрепленный форт в с двумя медресе, более поздним мавзолеем (16 в.) и обширной внутренней площадью. Толщина крепостных стен — более 1 м; они испещрены бойницами для ружей и пушек. Гиссарский форт некогда служил резиденцией бека, наместника эмира Бухары, в чьи владения входил Душанбе.
Среди современных памятников можно выделить монумент основателю таджикского государства Исмаилу Сомони и статую поэта Рудаки, считающегося основателем таджикской классической поэзии. В Парке Рудаки можно увидеть замечательные фонтаны, красиво освещаемые по ночам. Исламская архитектура представлена мечетью и медресе Хаджи Якуба.
Узнать больше о таджикской истории можно в Музее древностей, Музее археологии и Музее этнографии. Чрезвычайно интересен Музей музыкальных инструментов Гурминджа — особенно когда в его залах устраиваются музыкальные вечера и экспонаты оживают в руках мастеров.
В Республиканской библиотеке можно полюбоваться на ценнейшие рукописи великих Фирдоуси, Саади и Ибн Сино.
- Сегодня
- Завтра
-
22 декабря, четверг
Малооблачно
9 °С днем3 °С ночью
-
23 декабря, пятница
Ясно
8 °С днем2 °С ночью
-
24 декабря, суббота
Ясно
9 °С днем2 °С ночью
Шоссе
Этот раздел требует обновления!
Памирский тракт
Китайские рабочие строят мост на дороге Душанбе — Худжанд, 2007 г.
Общая протяженность дорог в стране составляет 27 800 километров, почти все из которых были построены до 1991 года. На автомобили приходится более 90% общего объема пассажирских перевозок и более 80% внутренних грузовых перевозок.
По состоянию на 2014 год многие проекты строительства автомагистралей и туннелей находились в стадии реализации или были недавно завершены. Основные проекты включают реабилитацию автодорог Душанбе — Чанак (граница с Узбекистаном), Душанбе — Кульма (граница с Китаем), Курган-Тюбе — Нижний Пяндж (граница с Афганистаном) и строительство туннелей под горными перевалами Анзоб, Шахристан, Шар-Шар и Чормазак. Они были поддержаны международными странами-донорами.Китай инвестировал около 720 миллионов долларов в улучшение инфраструктуры в Таджикистане, включая восстановление, расширение и улучшение дороги между Душанбе и Худжандом, которая по состоянию на август 2007 года продолжается с использованием оборудования, рабочей силы и контроля со стороны Китая.
В середине 2005 г. началось строительство моста через г. Река Пяндж к Афганистан который финансировался Соединенные Штаты и открыт в августе 2007 г. Планы предусматривали строительство еще нескольких мостов, которые, в конечном итоге, свяжут Таджикистан с южными портами с теплой водой.
В Шоссе Пакистан-Афганистан-Таджикистан планируется, что новая дорога протяженностью 1300 километров (810 миль) пройдет через Горно-Бадахшанскую автономную область и Душанбе, а в 2013 году Таджикистан объявил, что все строительство дороги на своей стороне границы было завершено. По словам президента Пакистана Зардари,
Климат и погода
Климатические условия Душанбе носят субтропический внутриконтинентальный характер, немного смягчаемый горным расположением города. Лето в столице Таджикистана довольно продолжительное и очень жаркое, засушливое. Среднесуточная температура воздуха в это время достигает +28 °С. Зимний период сравнительно мягкий и влажный. Столбик термометра зимой поднимается до +5 °С, ночная температура при этом редко опускается ниже –7 °С. Стоит отметить, что на территории Душанбе отчетливо выражены два сезона — влажный и сухой. Первый длится с декабря по май. В это время количество осадков составляет примерно 900 мм. Сухой же период начинается в июне и длится до конца октября. Как правило, в это время дожди в Душанбе бывают редко и носят непродолжительный характер.
Многие туристы предпочитают приезжать в Душанбе летом и осенью, когда в городе устанавливается комфортная погода для отдыха.
Кратко о Душанбе
Город расположился на 127,4 км² Гиссарской долины. С севера на юг Душанбе прошит рекой Варзоб (Душанбинка или Душанбе-Дарья), которая до недавнего времени также являлась водной артерией для искусственного Молодёжного озера в центральном районе Душанбе. С востока на запад через столицу Таджикистана протекает приток Амударьи — река Кафирниган.
Территория города находится в области повышенной сейсмической опасности.
Климат Душанбе определяется как внутриконтинентальный субтропический, то есть со знойным, часто засушливым летом (средняя температура июля – +27º) и короткой влажной зимой с обильными осадками (средняя температура января – +2º). Весна обычно затяжная и дождливая. Начало осени тёплое и сухое, но ко второй половине октября начинаются дожди.
В Душанбе проживает около 10% жителей всей страны: 820 600 человек. Основная религия — ислам в двух направлениях: суннизм и шиизм.
Город занимает позицию крупного научно-культурного, политического и экономического центра Таджикистана.
От Москвы Душанбе — 3765 километров по трассе.
Столица Таджикистана опережает столицу России на 2 часа.
Денежная единица — сомони (названа в память об основателе первого таджикского государства — Исмаила Самани).
Душанбе сегодня — это не только столица Таджикистана, но и крупнейший солнечный город, имеющий развитую инфраструктуру
Историческая справка
Первые упоминания поселения на берегах Душанбинки относятся к III-IV векам до н. э. Письменное упоминание сельского населённого пункта — кишлака — на месте города датируются 1676 годом. Именно здесь, на пересечении дорог, каждый понедельник начинал свою работу стихийный базар, время проведения которого и дало название городу — Душанбе, то есть «понедельник». Населённый пункт входил в состав узбекского государства — Бухарского Эмирата.
После революции 1917 года Душанбе был взят басмачами Энвера-паши, но уже в 1922 году получил статус столицы Таджикской АССР в составе Узбекской советской Республики, а в 1929 году стал центром Таджикской ССР. Тогда же название города было изменено на Сталинабад. Советский период истории Сталинабада связан с масштабным строительством, превратившим кишлак в коммунистический город. Было проложено железнодорожное сообщение, что позволило наладить связь с Москвой и Ташкентом, были открыты предприятия пищевой, текстильной промышленности, а также машиностроительные, авторемонтный, цементный заводы.
В годы Великой Отечественной войны Сталинабад принял перевезённые из Москвы и Санкт-Петербурга предприятия. После 1945 года в Душанбе осуществляется массовое жилищное строительство, совершенствуется внутригородская транспортная система.
С 1961 году город снова стал называться Душанбе.
Постперестроечный период для столицы Таджикистана ознаменован основанными на межнациональной почве крупными беспорядками и Гражданской войной, которую удалось закончить только в 1997 году. На сегодняшний день, даже несмотря на экономические сложности в стране, Душанбе продолжает развиваться, причём в том числе и как туристический центр с мощной и самобытной историей.
Таблица: как добраться в Душанбе
Вид транспорта | Маршрут | Примерное время в дороге |
Самолёт (аэропорт «Душанбе») | из Москвы | 4 часа 30 минут |
из Санкт-Петербурга | 5 часов 8 минут | |
Поезд | из Москвы | 4 суток 4 часа |
из Санкт-Петербурга (через Москву) | 8 часов до Москвы | |
Автомобиль | из Москвы | 54 часа |
из Санкт-Петербурга | 64 часа |
Государственная проблема
«Если бы хукумат обеспечивал нас соляркой по 3 сомони, то я брал бы только 14 человек на сидячие места, и никого стоя! Допустим, в промежутке маршрута сели бы еще 5-6 человек с пересадкой и меня такое положение дел устраивало бы. Но я заливаю солярку по 7,20, а не по 3 сомони. А еще у меня «добрый» кондуктор. Другой может выгнать пассажира, если у него нет денег или не хватает полной суммы, а мой с очень добрым сердцем», — с улыбкой и некоторым восхищением говорит Негмат.
Кстати, еще при Союзе общественный транспорт субсидировался. Это происходило примерно также, как предложил Негмат: например, если реальная себестоимость проезда в автобусе составляла 50 копеек, с пассажира брали 5 копеек, а остальные 45 выплачивало государство. Теоретически, это возможно, правда, для этого необходимо иметь достаточно средств в бюджете или быть нефтедобывающей страной.
«Проблема транспорта – это в первую очередь, проблема государства, — считает Негмат, — Транспорта в городе не хватает. Если будут брать только на сидячие места, много людей останется на улице — они просто не доедут до работы. И хотя маршруток и автобусов в столице прибавилось, людей тоже не стало меньше. Наоборот, с каждым днем их становится больше в городе».
Советы по пребыванию в городе
Во время поездки в Душанбе, стоит:
- попробовать местные фрукты и дыни, но не мыть их на людях — таджики никогда не моют фрукты, удивляясь, зачем это делают другие;
- зайти в чайхану и попробовать чай №95 (самый знаменитый крупнолистовой зелёный чай в Средней Азии), отлично утоляющий жажду;
- воздержаться от покупки пряных трав или семян, чтобы избежать проблем на таможне;
- тщательно подбирать гардероб — это касается женщин, так как таджики не приветствуют короткие платья, юбки и открытые футболки, блузки;
- проявлять сдержанный интерес к правительственным зданиям — местные охранники-автоматчики очень рьяно охраняют безопасность таких учреждений;
- привезти в качестве сувениров знаменитый ватный халат, который подходит и для мужчин, и для женщин, расшитые тюбетейки, дастархан — вышитые скатерти или оригинальную глиняную посуду.
Как добраться до Душанбе
Из Москвы в Душанбе можно добраться прямыми рейсами «Авиалиний Таджикистана» или UTair. Время в пути — 4 часа 20 минут. S7 довозит до столицы Таджикистана с пересадкой в Новосибирске. Жители Питера также могут добраться до Душанбе на крыльях «Авиалиний Таджикистана» по четвергам и воскресеньям или рейсами ГТК «Россия». Дорога займет 5 с небольшим часов.
В Душанбе можно прибыть и на поезде, три раза в неделю следующем по маршруту Москва Казанская — Волгоград — Атырау — Термез — Душанбе. Такое путешествие продлится четверо с лишним суток.
Как добраться из аэропорта Душанбе до отеля ночью
Города-побратимы
У Душанбе 14 городов-побратимов (в скобках указана дата подписания договора о породнении):
- Анкара (тур. Ankara), Турция (11 декабря 2003)
- Боулдер, Колорадо, США (8 мая 1987)
- Клагенфурт (нем. Klagenfurt am Wörthersee), Австрия (1972)
- Лахор (урду لاهور), Пакистан (15 сентября 1976)
- Лусака (англ. Lusaka), Замбия (1966)
- Мазари-Шариф (дари مزار شریف), Афганистан (13 июля 1991)
- Минск (белор. Мінск), Белоруссия (21 июля 1998)
- Монастир (араб. المـنسـتير), Тунис (24 ноября 1967)
- Ройтлинген (нем. Reutlingen), Германия (5 октября 1991)
- Тегеран (перс. تهران), Иран (12 марта 2001)
- Сана (араб. صنعاء), Йемен (25 июня 1967)
- Санкт-Петербург, Россия (6 октября 1991)
- Урумчи (кит. 烏魯木齊), Китай (10 сентября 1999)
- Шираз (перс. شیراز), Иран (16 февраля 1992)
- Гянджа (азерб. Gəncə), Азербайджан
- Бухара, Узбекистан
«Они грубые, но ты терпи»
Мехроджиддин рассказал, что пассажиры часто ругаются с водителем за то, что он не открывает двери везде, где просят.
«Когда я стал водить автобус, мой отец, который всю жизнь проработал на 12 маршруте, сказал: «Пассажиры могут быть грубыми, но ты терпи. Если ответишь, еще больше выведешь человека на разговор, начнешь нервничать. Тогда не сможешь работать спокойно, и по дороге может что-то случиться», — говорит Мехроджиддин.
Обычно водители работают 2 смены подряд, это два дня, потом 2 дня отдыхают. Автобусы заправляются на самой автобазе еще с вечера. На 4 круга маршрута №18 уходит 82 литра дизтоплива, а на маршруте №8 – 52 литра на весь день.
Свернуть, сократить путь или заехать куда-то по пути почти невозможно. Километраж проверяют на каждой конечной остановке и только если фактический километраж будет равен плановому, ставят печать на маршрутном листе. За сокращение или самовольное изменение маршрута положено увольнение.
Кстати, на автобазе рассказали, что прежде, чем сесть на автобус, вновь принятые водители даже при наличии водительского опыта, проходят стажировку в течении 10-20 дней. Те, кто возвращается с отпуска, тоже 3-4 дня стажируются. Современные автобусы большие, длиной в 15 метров, и навыки управления нельзя терять.
Что касается водителей, которые соглашаются и берут наличные деньги за проезд, то такие случаи пресекаются руководством. Водители объясняют, что в случае отсутствия суммы на карте пассажира, они могут взять деньги, а потом пополняют свои личные проездные карты, чтобы оплатить ими все случаи проезда без карты и тем самым, выполнить план.
Как сообщил руководитель предприятия «Автобус-1» Баходур Рабихов, над водительским местом установлены камеры, с которых периодически снимаются записи со стороны «Сити карт».
Islamsng.com
Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.
Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.
Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.
Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.
Автобусы
Душанбинские пассажирские автобусы большой партией были закуплены за границей, они удобны, комфортабельны, в них есть (наконец!) кондиционеры. Недостатком автобусного обслуживания жители называют их нехватку и несоблюдение графика работы.
Кроме проспекта Рудаки, на других линиях нет четкого расписания, интервал зависит от загруженности автобусов пассажирами. На конечных остановках они, как и прежде, стоят, пока не заполнятся.
Автобусы принадлежат госунитарному предприятию, которое ставит перед водителям планы. Чтобы выполнить его и самому заработать, водители стараются брать, как можно больше пассажиров.
Asia-Plus
По словам экономиста Пулода Холзода, который имеет опыт работы в транспортных предприятиях республики, транспортные компании являются хозрасчетными, поэтому стараются заработать и себе, и выполнить социальные и налоговые обязательства без ущерба.
После этого можно будет спрашивать с водителей за культуру обслуживания.
Кроме того, есть проблема и с оплатой на этом виде транспорта. Жители Душанбе пользуются картами Сити-кард при оплате, а приезжим из регионов такой вид оплаты непонятен, но главное — невыгоден.
Поэтому, считают специалисты, нужно вернуть и реализацию билетов наличными. В любом случае, водители и контролёры впускают за 1 сомони в автобусы людей, у которых нет карт.
Asia-Plus
Автобусные проблемы
Кроме частных маршруток, в Душанбе курсируют государственные автобусы и троллейбусы. Больше года назад они тоже работали по наличному расчету. Сейчас они должны принимать к оплате исключительно проездные карты. О том, как построена их работа, рассказали водители Душанбинского коммунального унитарного предприятия «Автобус-1».
Субхон Саидов — один из старейших сотрудников автобазы. Ему 61 год. Общий стаж его работы на автобусах составляет 30 лет. Саидов работает на самом длинном автобусном маршруте №18, общая протяженность которого (туда-обратно) составляет 40 км.
Субхон Саидов
С внедрением пассажирских карт, по словам Субхона, стало намного легче. Не нужно возиться со сдачей, выстаивать очереди вечером, чтобы сдать в кассу наличность, и план налом платить тоже не надо. Отпала также необходимость платить кондукторам – их теперь просто нет. У водителя установлена фиксированная зарплата, а за превышение плана начисляется премия.
План по 18 маршруту – 540 карт (количество оплат) каждый день. В это число не входят льготные карты, по которым пассажиры не платят.
«Выполнять план удается еле-еле, но стараемся. Однажды у меня получилось за день набрать 740 карт», — рассказывает Субхон-ака.
Другой водитель, Мехроджиддин Шаропов на автобазе работает недавно, около года. За руль автобуса он впервые сел в России, проработав там 5 лет.
Мехроджиддин работает водителем на маршруте №8. По нему 1 круг составляет 30 км, а план по картам составляет 380.
Мехроджиддин Шаропов
Обычно водители каждый день делают по 4 круга. Если необходимо выйти на 5 круг, то на маршрут выходит водитель со второй смены.
По маршруту №18 каждый день на линию выходят 28 автобусов, а по маршруту №8 – 26.
Но при таком количестве автобусов, самая «больная» тема – это нерегулярное движение. На что у обоих водителей есть возражения. Они говорят, что стараются придерживаться установленных руководством интервалов между автобусами. По маршруту №18 в «час-пик» установлен интервал в 5 минут, а в остальное время – 7 минут. По маршруту №8 в «час-пик» также 5 минут, а в остальное время – 8-10 минут.
Время движения автобуса №18 в одну сторону — от махалли Гагарина до Гипрозема составляет 1 час 10 минут, — а на маршруте №8 с Зарафшона до аэропорта в одну сторону в обычное время — 50 минут, а в «час-пик» – 1 час.
По словам обоих водителей, больше всего жалоб поступает от приезжих из регионов, которые не желают приобретать проездные карты по 10 сомони ради одной поездки.
Валидатор в автобусе