Достоинства и недостатки
Неоспоримыми преимуществами МЗКТ 65151 является простота конструкции и беспрецедентная надежность, безотказность в эксплуатации, а также наличие в свободном доступе всех необходимых запасных частей и агрегатов, обеспечивающих хорошую ремонтопригодность модели.
Радует также продуманность конструкции кузова и его отличное качество. Замки заднего борта сконструированы таким образом, что во время разгрузки засоренность оказывается минимальной. Лестницы для обслуживания платформы установлены там, где им самое место, поэтому при выполнении всех необходимых текущих работ не возникает никакого неудобства.
Однако, как и у всего в этом мире, есть у «Волата» и определенные недостатки:
- Ненадлежащее качество материала изготовления кабины и кузова, отсюда – их подверженность коррозии.
- Уровень комфорта кабины оставляет желать лучшего.
- Во время вхождения машины в поворот на внушительной скорости возрастает нагрузка на мотор, он теряет обороты.
- Во время движения по карьерам в нагруженном состоянии машина может зарываться ведущими колесами.
- При перегрузке снижается устойчивость самосвала.
Устройство самосвала
В основе конструкции МЗКТ «Волат» — прочная лонжеронная рама с поперечинами, крепящимися к лонжеронам с помощью болтов
Такой вариант исполнения был выбран неслучайно: во-первых, он является для продукции данного производителя классическим, а во-вторых, характеризуется повышенной прочностью, что критически важно для машин такой грузоподъемности
Спереди установлена зависимая рессорная подвеска с телескопическими амортизаторами, сзади – рессорно-балансирная. Первый задний мост оснащен центральным редуктором проходного типа, дополнительно используются два блокируемых дифференциала (межосевой и межколесный).
Второй задний мост также оборудован блокируемым дифференциалом, в данном случае он межколесный. Благодаря такой конструкции, которая является продуманной и тщательно проработанной, самосвал МЗКТ способен выполнять транспортировку тяжелых грузов.
Трансмиссия МЗКТ-65151
В качестве сцепления используется однодисковый механизм модели ЯМЗ-184. Коробка передач на самосвалах МЗКТ-65151 установлена собственного производства предприятия – механическая двухдиапазонная, девятиступенчатая, с синхронизированным включением всех скоростей, кроме первой и передачи заднего хода. Переключение диапазонов в понижающей передаче осуществляется при помощи силового пневматического цилиндра. Система смазки коробки переключения передач комбинированная – разбрызгиванием и под давлением, которое создаётся встроенным шестерёнчатым насосом.
Передаточное число высшей передачи – 0,795; передаточное число главной передачи – 6,59. Отбор мощности на гидравлический насос подъёма грузовой платформы осуществляется с заднего торца картера понижающей передачи – от специального вала, который соединён с промежуточным валом коробки переключения передач.
Ведущие мосты установлены также фирменного производства. Ведущий мост непроходной состоит из редуктора с конической передачей, блокируемого межколёсного дифференциала и двух планетарных колёсных передач. Ведущий мост проходной отличается редуктором с цилиндрической передачей и блокируемым межосевым дифференциалом. Также на нём установлен дублирующий насос гидравлического усилителя руля. Привод основного насоса – стандартный, от дизельного двигателя.
Технические характеристики, модификации
Машина, ставшая темой нашего разговора, впервые появилась на рынке в 2001-м году, она была выпущена для удовлетворения возросшего в те времена спроса на массивные четырехосные грузовики, которые могли бы ездить автомагистралями общего назначения.
Двигатель
Описывая технические характеристики МЗКТ 65151, начнем с силовой установки. Изначально на эту модель устанавливали дизельные моторы производства Тутаевского моторного завода. Их мощность составляла 410 л.с. Чуть позже было принято решение использовать в качестве альтернативы силовые установки ЯМЗ-238Д на 330 «лошадок», но вскоре выяснилось, что их мощности для столь громоздкой техники было недостаточно.
Частота вращения регулируется механическим способом, причем, регулятор разрабатывался с учетом особенностей тяжелой грузовой спецтехники.
По заявлениям производителя, ресурса двигателей достаточно на 800 тысяч километров. Что касается расхода топлива, то она составляет 45 литров на 100 километров, максимальная скорость движения ограничена отметкой в 85 км/час.
Трансмиссия и ходовая
Сцепление у машины однодисковое, трансмиссия является собственной разработкой МЗКТ и представляет собой 9-тиступенчатую механику с синхронизатором всех передач за исключением 1-й и заднего хода. За переключение в понижающей передаче отвечает пневмоцилиндр, система смазки комбинированная. Отбор мощности на гидронасос происходит с заднего торца картера от вала, соединенного с промежуточным валом трансмиссии.
Тормоза колодочные с пневмоприводом, ими оснащено каждое колесо. В дополнение к двухконтурной основной системе предусмотрены запасной, стояночный и вспомогательные тормоза, которые способны остановить транспортное средство в критической ситуации.
Рама и кузов
Как уже говорилось выше, в основе самосвала реализована классическая для техники данного производителя высокопрочная рамная конструкция лонжеронного типа, обеспечивающая ТС максимальную надежность и выносливость в любых условиях эксплуатации. Базируется модель на базе МЗКТ-692371, ее колесная формула выполнена по схеме 8 на 4.
Номинальная вместительность кузова составляет 20 кубических метров, однако по факту в него помещается 38 кубометров сыпучих материалов. Благодаря наличию откидных бортов и специальной установки для подъема кузова процесс разгрузки транспортного средства упрощается в разы.
Кабина
Самосвал «Волат» оснащен 2-местной кабиной от МАЗ-5551, которая установлена на 4-точечной пружинной подвеске с амортизаторами гидравлического типа для максимального комфорта оператора. Опционально возможен монтаж дополнительной пневмоподвески, однако это оговаривается в индивидуальном порядке.
В базовой версии водительское кресло примитивное, установлено оно на одном только амортизаторе, поэтому плавность хода оставляет желать лучшего. Для обеспечения должного уровня комфорта можно оснастить сиденье пневмоподвеской, добавив также упругий элемент, но это допустимо в более усовершенствованных модификациях. Рулевая колонка регулируется в двух положениях – по высоте и углу наклона.
По умолчанию в кабине предусмотрена примитивная система вентиляции и обогрева, опционально возможна установка кондиционера. Удобство доступа в салон вызывает определенные нарекания, так как первая ступенька находится достаточно высоко.
Под седлом
На тест-драйв было заявлено аж 6 машин: балластно-седельный тягач МЗКТ 741600-011 (8х8), самосвал МЗКТ 750500-011 (6х4), специальное шасси МЗКТ 79292 (10х10), специальное шасси МЗКТ 7930 (8х8), бортовой автомобиль с кормовым манипулятором МЗКТ 7301 (8х8) и армейский грузовик МЗКТ 5002 (4х4). Кроме того, условно-тестовым оказался ВПК 233136 «Лис», известный в России под именем «Тигр». На машине готовы были покатать кого угодно, но вот за руль напичканного оборудованием на $6 000 000 внедорожника прессу пустить не решились. На этом фоне два статичных экспоната: МЗКТ 6001 (6х6) и автобус «Неман 520121», были уже практически незаметны, хотя первый, благодаря люку в крыше, использовался как вышка для видеосъёмки, а второй занимался трансфером прессы на полигон.
При таком многообразии пришлось умерить аппетит и ввести для себя ограничения. Первым делом я уселся в кабину седельного тягача МЗКТ 741600-011 – того самого, что экспонировался на выставке СТТ-2014. Всё же машина в дорожном габарите, а начинать знакомство с техникой, позиционирующейся в народе как «о-го-го!», лучше с привычных размеров. Тем более что этот автомобиль ориентирован и на гражданских покупателей.
Первое, что ощущаешь, усевшись за руль, – это высоту кабины над землёй. Посадка в стиле «высоко сижу – далеко гляжу» лично мне очень импонирует. Тем более водитель такого тягача «пробежки» по трапу выполняет довольно редко, а видимость на дорогу улучшается в разы.
Особенность машины – применение гидромеханической 6-ступенчатой трансмиссии МЗКТ 651620 СОБСТВЕННОЙ разработки. Да-да, МЗКТ по-прежнему не только производит собственные АКП, но и разрабатывает новые модели.
Кстати, в полном соответствии с задачами – транспортировка грузов при полной массе автопоезда – 90 000 кг, машина оснащена 600-сильным двигателем Cummins и имеет колёсную формулу 8х8.
Однако вопреки предвкушениям от езды на «грузовом гоночном болиде» реальность оказывается более приземлённой. Передаточные отношения подобраны таким образом, чтобы тянуть груз, невзирая ни на какие уклоны и т. п. вещи. Соответственно разгон «никакой», зато, по словам испытателей, наличие полуприцепа с балластом тягач совершенно не замечает.
А вот с подвеской на «голове» просто беда. Машину ощутимо потряхивает даже на мелких выбоинах, а на действительно разбитых участках приходится практически до нуля сбрасывать скорость. На вопрос, «как же вы перегоняли её в Москву?» испытатели дипломатично ответили: «на автовозе»… Возможно, конечно, при полной загрузке плавность хода значительно улучшится, но, судя по хитрому выражению лиц представителей завода, – скорее всего, будет проведена доработка подвески. И надеюсь, что ещё и шумоизоляции добавят, так как в настоящий момент разговаривать внутри можно только на повышенных тонах.
Двигатель МЗКТ-65151
В самом начале производства на самосвалы МЗКТ 65151 устанавливали дизельные силовые агрегаты Тутаевского моторного завода, мощностью 410 лошадиных сил. Затем попробовали перейти на двигатели ЯМЗ-238Д мощностью 330 лошадиных сил. Однако эти моторы заметно «просаживались»: их мощности оказалось недостаточно для такого самосвала. Поэтому впоследствии и от них решено было отказаться – в пользу ЯМЗ-7511.10 и ЯМЗ-7512.10 Ярославского Моторного Завода.
Это наиболее мощные из восьмицилиндровых двигателей ярославского предприятия, соответствующих экологическим стандартам «Евро-2». Это V-образные четырёхтактные дизельные моторы с жидкостным охлаждением, турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», механическим регулятором частоты вращения и непосредственным впрыском горючего, специально разработанные для тяжёлой грузовой техники.
Их основные технические параметры таковы:
- рабочий объём – 14,86 литров;
- номинальная мощность – 294 кВт (400 л.с.) – ЯМЗ-7511.10, 264 (360) кВт (л.с.) – ЯМЗ-7512.10 (при 1900 мин);
- наибольший крутящий момент – 1715 Н.м – ЯМЗ-7511.10, 1570 Н.м – ЯМЗ-7512.10 (при 1100…1200 об/мин);
- степень сжатия – 16,5;
- диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня –140 мм;
- удельный расход горючего – 195 (143) г/кВт в час (г/л.с. в час);
- масса двигателя – 1250 кг – ЯМЗ-7511.10, 1215 кг – ЯМЗ-7512.10; вместе с коробкой передач и сцеплением – 1685 кг;
- заявленный ресурс – 800 тысяч километров.
Продукция МЗКТ 90-х годов
К середине последнего десятилетия прошлого века МЗКТ освоил выпуск большого количества специальной автомобильной техники. В перечень выпускаемой продукции, в частности, вошли автопоезда, спецтехника, самосвалы, бортовые автомобили, прицепы, мощные шасси и многое иное.
Возможности предприятия были настолько велики, что позволяли собирать транспортные средства в широком диапазоне по грузоподъёмности. Минимальная составляла 12, а максимальная 220 т! При этом удивлял и разброс по мощности двигателей. Если мотор в 165 л.с. относился к стандартному типу, то цифра 1500 л.с. впечатляла!
Ещё одной характеристикой автомобилей МЗКТ является колёсная формула. В зависимости от грузоподъёмности и проходимости она изменялась от 4на4 или 4 на 6 до 8 на 8, 10 на 10 и максимально 12 на 12.
О предприятии-изготовителе
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разрабатывает и производит для своих клиентов специальные транспортные средства для перевозки тяжёлых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости – автомобильные тягачи под торговой маркой Volat. МЗКТ способен выпускать спецтехнику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц. Слоган компании гласит: Техника, не знающая преград! Грузовики Volat, которые являются наследниками советских тягачей-ракетоносцев, обладают отличными ходовыми качествами и могут работать в условиях абсолютного бездорожья и самых суровых климатических условий.
Общая численность сотрудников предприятия в данное время – более 5 тысяч человек. В его структуру входит 10 производственных цехов и 3 цеха вспомогательной деятельности. Предприятие – государственное, все 100% акций его принадлежат Республике Беларусь.
Свою историю МЗКТ ведёт с 1954 года, когда постановлением Совета Министров СССР на Минском автомобильном заводе было основано СКБ-1 – специальное конструкторское бюро по разработке многоосных грузовиков повышенной проходимости для нужд Министерства обороны СССР.
Это КБ на протяжении 1950-1980-х годов создало множество многоосных шасси специального назначения – для транспортировки танков и другой тяжёлой техники, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», зенитно-ракетных комплексов С-300, а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей.
В 1991 году на базе этого производства колёсной техники специального назначения для Советской армии и был создан Минский завод колёсных тягачей. Тогда и пошло освоение, разработка и производство гражданских грузовых автомобилей на базе военных шасси: многоосных тягачей, самосвалов, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившей собственную торговую марку «Волат».
Предприятие разрабатывает и производит грузовые транспортные средства с колёсными формулами 4 × 4, 6 × 4, 6 × 6, 8 × 4, 8 × 8, 10 × 4, 1О × 6, 1О × 8, 1О × 1О, 12 × 12, 16 × 16: шасси для установки спецоборудования для разработки и обслуживания нефтяных и газовых месторождений; кранового оборудования грузоподъёмностью до 160-ти тонн; седельные тягачи и автопоезда грузоподъёмностью до 130-ти тонн; тягачи балластные для транспортировки грузов до 400 тонн; прицепы и полуприцепы грузоподъёмностью до 75 тонн; самосвалы грузоподъёмностью до 45 тонн; шасси для монтажа самого разнообразного специального оборудования.
Шасси МЗКТ продолжают широко применяться в составе разнообразных образцов вооружения и военной техники. В Российской армии используется более шестидесяти образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ.
Практически вся продукция предприятия идёт на экспорт в Российскую Федерацию (95 процентов). Однако МЗКТ развивает связи и на международном рынке. В Китае совместное предприятие собирает военные тягачи из машинокомплектов МЗКТ, поставлялись автомобили завода в Турцию, ОАЭ, Египет и некоторые другие страны.
Достоинства и недостатки
Неоспоримыми преимуществами МЗКТ 65151 является простота конструкции и беспрецедентная надежность, безотказность в эксплуатации, а также наличие в свободном доступе всех необходимых запасных частей и агрегатов, обеспечивающих хорошую ремонтопригодность модели.
Радует также продуманность конструкции кузова и его отличное качество. Замки заднего борта сконструированы таким образом, что во время разгрузки засоренность оказывается минимальной. Лестницы для обслуживания платформы установлены там, где им самое место, поэтому при выполнении всех необходимых текущих работ не возникает никакого неудобства.
Однако, как и у всего в этом мире, есть у «Волата» и определенные недостатки:
- Ненадлежащее качество материала изготовления кабины и кузова, отсюда – их подверженность коррозии.
- Уровень комфорта кабины оставляет желать лучшего.
- Во время вхождения машины в поворот на внушительной скорости возрастает нагрузка на мотор, он теряет обороты.
- Во время движения по карьерам в нагруженном состоянии машина может зарываться ведущими колесами.
- При перегрузке снижается устойчивость самосвала.
Исторические факты
Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.
Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.
В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.
О минском заводе колёсных тягачей
Самосвал является детищем Минского завода колесных тягачей – предприятия, специализирующегося на разработке и изготовлении спецтранспорта для транспортировки тяжеловесных грузов как по дорогам общего назначения, так и в условиях бездорожья.
Выпускаются эти тягачи под торговой маркой «Волат», что в переводе на русский обозначает «Богатырь». Продукция завода производится серийно, однако стандартной практикой является изготовление спецтехники по индивидуальному заказу клиентов – в таких случаях количество экземпляров варьируется от одного до нескольких сотен штук.
Говоря о предприятии-изготовителе подробнее, в первую очередь, следует упомянуть его слоган – «Техника, не знающая преград!». Учитывая ходовые качества ТС, разработанных на этом ОАО, такой девиз был выбран далеко не случайно. Сегодня на предприятии трудится больше 5 тыс. человек, его структура насчитывает 10 производственных цехов, а также 3 цеха, выполняющих вспомогательные функции.
Завод находится в государственной собственности, его история ведется с 50-х годов прошлого века, еще с момента основания Специального конструкторского бюро, которое занималось созданием многоосных грузовых машин повышенной проходимости, разрабатываемых преимущественно для восполнения нужд по тем временам еще советской армии.
По состоянию на сегодняшний день с конвейера предприятия сходят шасси для спецтехники, тягачи, в том числе и многоосные, самосвалы и прочие ТС с колесной формулой 4 на 4, 6 на 4, 6 на 6, 8 на 4, 8 на 8 и т.д. Самый длинный и габаритный грузовик выполнен по схеме 16 на 16.
Кроме классических «крупнокалиберных» грузовиков предприятие поставляет на рынок шасси, на которые в дальнейшем монтируется оборудование для использования на нефтяных месторождениях, краны, чья грузоподъемность достигает 160 тонн, балластные тягачи и пр.
Наработки завода и дальше активно задействованы в составе военной техники и современных образцов вооружения. Большинство продукции экспортируется в Россию, но в последние несколько лет стали появляться связи и на других направлениях рынка, в частности, участились поставки в КНР, ОАЭ, Турцию и Египет.
Устройство
В основе конструкции МЗКТ 65151 лежит прочная рама балочного типа с поперечинами, прикрепленными к балкам болтами. Схема считается классической для растительных продуктов и отличается повышенной прочностью.
Передняя подвеска опирается на листы с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска рессорно-балансирная с дополнительным усилением. В осях используются балки двутаврового сечения и наконечники рулевых тяг. Первый задний мост неразрезной и имеет прямой центральный редуктор, дифференциалы между колесами и между осями с принудительной блокировкой. Второй задний мост оснащен блокируемым межколесным дифференциалом. Такая конструкция позволяет МЗКТ 65151 перевозить грузы большей массы. На автомобиль установлены камерные шины с универсальным размером протектора 12.00R20.
Для серии МЗКТ 65151 была выбрана самодельная 2-диапазонная коробка передач с 9 ступенями и синхронизированным переключением передач (всех, кроме задней и первой). Коробка передач имеет комбинированную (нагнетательную и разбрызгивающую) систему смазки. В качестве сцепления используется однодисковый механизм ЯМЗ-184. Отбор мощности на подъем кузова осуществляется с заднего торца картера от специального вала, который соединен с промежуточным валом трансмиссии.
В тормозной системе используются пневматические колодочные тормоза, установленные на каждом колесе. Основная тормозная система двухконтурная. Также имеются стояночные, запасные и вспомогательные тормоза. В базовой версии антиблокировочная система тормозов (ABS) не предусмотрена.
МЗКТ 65151 оснащен двухместной кабиной, заимствованной у модели МАЗ 5551. Кабина установлена на 4-точечной рессорной подвеске с гидравлическими амортизаторами для повышения комфорта вождения. Опционально доступна пневматическая подвеска. Сиденье водителя оснащено пневматическим пружинным механизмом, обеспечивающим приятную мягкость
Особое внимание разработчики МЗКТ 65151 уделили условиям работы. В базовой версии есть электрообогрев зеркал, фиксатор педали акселератора, механизм контроля засорения фильтров, регулировка руля по наклону и высоте
В южной версии салон оборудован кондиционером Webasto. Единственная сложность возникает при посадке, так как высота первой ступеньки довольно большая.
Кузов МЗКТ 65151 существенно отличается от российских кузовов продуманной конструкцией. Замки задней двери предназначены для минимизации препятствий во время разгрузки. Через них плата жестко фиксируется в закрытом положении. Лестницы для обслуживания платформы правильно установлены, что значительно облегчает всю работу. Кроме того, корпус имеет приятный дизайн.
Двигатель
Первоначально на МЗКТ 65151 устанавливались агрегаты Тутаевского моторного завода (410 л.с.). Однако после множества негативных отзывов потребителей о надежности двигателей от них решили отказаться.
В настоящее время на заводе используется 2 варианта силовых установок:
- ЯМЗ-7511.10 — для МЗКТ 65151-010;
- ЯМЗ-7512.10 — для МЗКТ 65151-020.
Двигатель ЯМЗ-7511.10 считается основой серии и входит в линейку V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода. Четырехтактный дизельный двигатель с наддувом, жидкостным охлаждением, механической регулировкой скорости и непосредственным впрыском идеально подходит для больших автомобилей.
Параметры мотора ЯМЗ-7511.10:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность — 294 (400) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1715 Нм;
- количество цилиндров — 8;
- диаметр цилиндра — 130 мм;
- удельный расход топлива — 195 (143) г/кВт в час (г/л.с в час);
- экологический класс — Евро-2.
Для модификации МЗКТ 65151-020 также используется аналогичный по конструкции двигатель ЯМЗ-7512.10. Этот дизельный двигатель имеет меньшую мощность.
Параметры двигателя ЯМЗ-7512.10:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность — 264 (360) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1570 Нм;
- количество цилиндров — 8;
- диаметр цилиндра — 130 мм;
- удельный расход топлива — 195 (143) г/кВт в час (г/л.с в час);
- степень сжатия — 16,5;
- экологический класс — Евро-2.
О минском заводе колёсных тягачей
Самосвал является детищем Минского завода колесных тягачей – предприятия, специализирующегося на разработке и изготовлении спецтранспорта для транспортировки тяжеловесных грузов как по дорогам общего назначения, так и в условиях бездорожья.
Выпускаются эти тягачи под торговой маркой «Волат», что в переводе на русский обозначает «Богатырь». Продукция завода производится серийно, однако стандартной практикой является изготовление спецтехники по индивидуальному заказу клиентов – в таких случаях количество экземпляров варьируется от одного до нескольких сотен штук.
Говоря о предприятии-изготовителе подробнее, в первую очередь, следует упомянуть его слоган – «Техника, не знающая преград!». Учитывая ходовые качества ТС, разработанных на этом ОАО, такой девиз был выбран далеко не случайно. Сегодня на предприятии трудится больше 5 тыс. человек, его структура насчитывает 10 производственных цехов, а также 3 цеха, выполняющих вспомогательные функции.
Завод находится в государственной собственности, его история ведется с 50-х годов прошлого века, еще с момента основания Специального конструкторского бюро, которое занималось созданием многоосных грузовых машин повышенной проходимости, разрабатываемых преимущественно для восполнения нужд по тем временам еще советской армии.
По состоянию на сегодняшний день с конвейера предприятия сходят шасси для спецтехники, тягачи, в том числе и многоосные, самосвалы и прочие ТС с колесной формулой 4 на 4, 6 на 4, 6 на 6, 8 на 4, 8 на 8 и т.д. Самый длинный и габаритный грузовик выполнен по схеме 16 на 16.
Кроме классических «крупнокалиберных» грузовиков предприятие поставляет на рынок шасси, на которые в дальнейшем монтируется оборудование для использования на нефтяных месторождениях, краны, чья грузоподъемность достигает 160 тонн, балластные тягачи и пр.
Наработки завода и дальше активно задействованы в составе военной техники и современных образцов вооружения. Большинство продукции экспортируется в Россию, но в последние несколько лет стали появляться связи и на других направлениях рынка, в частности, участились поставки в КНР, ОАЭ, Турцию и Египет.
Технические характеристики, модификации
Машина, ставшая темой нашего разговора, впервые появилась на рынке в 2001-м году, она была выпущена для удовлетворения возросшего в те времена спроса на массивные четырехосные грузовики, которые могли бы ездить автомагистралями общего назначения.
Двигатель
Описывая технические характеристики МЗКТ 65151, начнем с силовой установки. Изначально на эту модель устанавливали дизельные моторы производства Тутаевского моторного завода. Их мощность составляла 410 л.с. Чуть позже было принято решение использовать в качестве альтернативы силовые установки ЯМЗ-238Д на 330 «лошадок», но вскоре выяснилось, что их мощности для столь громоздкой техники было недостаточно.
Частота вращения регулируется механическим способом, причем, регулятор разрабатывался с учетом особенностей тяжелой грузовой спецтехники.
По заявлениям производителя, ресурса двигателей достаточно на 800 тысяч километров. Что касается расхода топлива, то она составляет 45 литров на 100 километров, максимальная скорость движения ограничена отметкой в 85 км/час.
Трансмиссия и ходовая
Сцепление у машины однодисковое, трансмиссия является собственной разработкой МЗКТ и представляет собой 9-тиступенчатую механику с синхронизатором всех передач за исключением 1-й и заднего хода. За переключение в понижающей передаче отвечает пневмоцилиндр, система смазки комбинированная. Отбор мощности на гидронасос происходит с заднего торца картера от вала, соединенного с промежуточным валом трансмиссии.
Тормоза колодочные с пневмоприводом, ими оснащено каждое колесо. В дополнение к двухконтурной основной системе предусмотрены запасной, стояночный и вспомогательные тормоза, которые способны остановить транспортное средство в критической ситуации.
Рама и кузов
Как уже говорилось выше, в основе самосвала реализована классическая для техники данного производителя высокопрочная рамная конструкция лонжеронного типа, обеспечивающая ТС максимальную надежность и выносливость в любых условиях эксплуатации. Базируется модель на базе МЗКТ-692371, ее колесная формула выполнена по схеме 8 на 4.
Номинальная вместительность кузова составляет 20 кубических метров, однако по факту в него помещается 38 кубометров сыпучих материалов. Благодаря наличию откидных бортов и специальной установки для подъема кузова процесс разгрузки транспортного средства упрощается в разы.
Кабина
Самосвал «Волат» оснащен 2-местной кабиной от МАЗ-5551, которая установлена на 4-точечной пружинной подвеске с амортизаторами гидравлического типа для максимального комфорта оператора. Опционально возможен монтаж дополнительной пневмоподвески, однако это оговаривается в индивидуальном порядке.
В базовой версии водительское кресло примитивное, установлено оно на одном только амортизаторе, поэтому плавность хода оставляет желать лучшего. Для обеспечения должного уровня комфорта можно оснастить сиденье пневмоподвеской, добавив также упругий элемент, но это допустимо в более усовершенствованных модификациях. Рулевая колонка регулируется в двух положениях – по высоте и углу наклона.
По умолчанию в кабине предусмотрена примитивная система вентиляции и обогрева, опционально возможна установка кондиционера. Удобство доступа в салон вызывает определенные нарекания, так как первая ступенька находится достаточно высоко.
О предприятии-изготовителе
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» разрабатывает и производит для своих клиентов специальные транспортные средства для перевозки тяжёлых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости – автомобильные тягачи под торговой маркой Volat. МЗКТ способен выпускать спецтехнику по индивидуальным техническим заданиям клиентов, от одной до нескольких сотен единиц. Слоган компании гласит: Техника, не знающая преград! Грузовики Volat, которые являются наследниками советских тягачей-ракетоносцев, обладают отличными ходовыми качествами и могут работать в условиях абсолютного бездорожья и самых суровых климатических условий.
Общая численность сотрудников предприятия в данное время – более 5 тысяч человек. В его структуру входит 10 производственных цехов и 3 цеха вспомогательной деятельности. Предприятие – государственное, все 100% акций его принадлежат Республике Беларусь.
Свою историю МЗКТ ведёт с 1954 года, когда постановлением Совета Министров СССР на Минском автомобильном заводе было основано СКБ-1 – специальное конструкторское бюро по разработке многоосных грузовиков повышенной проходимости для нужд Министерства обороны СССР.
Это КБ на протяжении 1950-1980-х годов создало множество многоосных шасси специального назначения – для транспортировки танков и другой тяжёлой техники, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», зенитно-ракетных комплексов С-300, а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей.
В 1991 году на базе этого производства колёсной техники специального назначения для Советской армии и был создан Минский завод колёсных тягачей. Тогда и пошло освоение, разработка и производство гражданских грузовых автомобилей на базе военных шасси: многоосных тягачей, самосвалов, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившей собственную торговую марку «Волат».
Предприятие разрабатывает и производит грузовые транспортные средства с колёсными формулами 4 × 4, 6 × 4, 6 × 6, 8 × 4, 8 × 8, 10 × 4, 1О × 6, 1О × 8, 1О × 1О, 12 × 12, 16 × 16: шасси для установки спецоборудования для разработки и обслуживания нефтяных и газовых месторождений; кранового оборудования грузоподъёмностью до 160-ти тонн; седельные тягачи и автопоезда грузоподъёмностью до 130-ти тонн; тягачи балластные для транспортировки грузов до 400 тонн; прицепы и полуприцепы грузоподъёмностью до 75 тонн; самосвалы грузоподъёмностью до 45 тонн; шасси для монтажа самого разнообразного специального оборудования.
Шасси МЗКТ продолжают широко применяться в составе разнообразных образцов вооружения и военной техники. В Российской армии используется более шестидесяти образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ.
Практически вся продукция предприятия идёт на экспорт в Российскую Федерацию (95 процентов). Однако МЗКТ развивает связи и на международном рынке. В Китае совместное предприятие собирает военные тягачи из машинокомплектов МЗКТ, поставлялись автомобили завода в Турцию, ОАЭ, Египет и некоторые другие страны.