Распределение обязанностей и работа на спецзонах
Как правило, администрация «красных» тюрем методом открытого голосования сотрудников набирает себе «помощников» из числа отбывающих наказание. Они формируют так называемые секции порядка и дисциплины. В зависимости от уклада каждой конкретной колонии, избранные «активисты» могут следить за соблюдением правил, выявлять и пресекать нарушения среди сокамерников, наряду с персоналом участвовать в утренних и вечерних проверках, обысках.
В большинстве случаев именно помощники администрации занимают самые престижные оплачиваемые должности: дневального, старшего дневального (завхоза), санитаров медсанчасти, кухонных работников.
Дневальный отвечает за наведение и поддержание порядка в помещениях, контролирует процессы уборки, может участвовать в проводе заключённых по территории колонии. В обязанности старшего дневального входят обеспечение комфортного совместного сосуществования осужденных, урегулирование возникающих конфликтов, поддержание здорового психологического микроклимата в отряде. Кроме того, они выполняют роль завхоза, собирая деньги на общие нужды и совершая покупки через администрацию исправительного учреждения.
Читайте: Как узнать, где отбывает наказание осужденный
Рабочее время в распорядке дня колонии общего режима для бывших сотрудников правоохранительных органов составляет 7 часов. Те, кто не задействован в административной работе, на кухне и в уборке корпусов, работают на швейном производстве, в столярных мастерских, на подсобном хозяйстве, занимаются упаковкой. Полноценных предприятий в российских тюрьмах больше нет. Им на смену пришли центры трудовой адаптации осужденных (ЦТАо). Они обеспечивают работой примерно треть общего населения спецзоны. Трудятся в основном те, кто имеет долги на воле, установленные судом взыскания, штрафы. Хотя есть и те, кто просто не может бездельничать.
Квалифицированного труда на зонах общего режима, а также в колониях строгого режима для бывших сотрудников становится всё меньше. Если где-то и уцелело производство (металлообработка, деревообработка), оборудование давно уже устарело и не позволяет выполнять серьёзные заказы. Обновлять «цеха» никто не спешит, поскольку это нерентабельно – у бывших блюстителей закона нет необходимых рабочих навыков, квалификаций, а обучение занимает очень много времени.
Зелёный цвет и синий маячок
Теперь что касается спецавтомобилей «АЗ» ФСИН России.
После перехода в 1998 г. ГУИН5 из МВД в Министерство юстиции ИТК УЗ-62 / 14 в пос. Сухобезводное Нижегородской обл., разумеется, продолжала их производство6. В 2002 г. они получили специальную цветографическую схему: основной цвет – белый и зелёные полосы с белыми надписями «ГУИН МИНЮСТ РОССИИ» (до 2004 г.) и «ФСИН РОССИИ», на кабине по-прежнему устанавливали синий маячок (напомним, что спецавтомобили «АЗ» МВД в то время вообще не имели опознавательных знаков). В 2007 г. цвета поменялись местами, одновременно исчезли светопроблесковые маяки.
5 ГУИН – Главное управление исполнения наказаний.6 Порядка 10 лет продолжалось и научно-техническое сотрудничество УЗ-62/14 (ФКУ ИК-14) с НИИСТ ГУ НПО «СТиС» МВД России.
На ежегодной выставке «Интерполитех» в Москве на ВДНХ в октябре 2012 г. спецавтомобили «АЗ» ФСИН России представила исправительная колония ФКУ ИК-7 (город Мелеуз, Республика Башкортостан): на базе микроавтобуса «ГАЗель», грузовых шасси ГАЗ-33106 «Валдай» (4х2), КАМАЗ-4308 (4х2) и КАМАЗ-43114 (6х6), через пару лет к ним добавился КАМАЗ-65117 (длиннобазное шасси 6х4). Вместимость последнего составляет 51 человек спецконтингента! Наибольший интерес представителей МВД России вызвал спецавтомобиль «АЗ» на шасси «Валдай» с ранее неприменявшейся смешаной планировкой – две общих камеры по 5 человек и 5 одиночных, расположенных по бортам.
Правда, в силу различных организационных причин тесное сотрудничество ИК-7 и НИИСТ началось только после «Интерполитех-2014», «Валдай-АЗ» прошёл испытания в территориальных подразделениях МВД, получил в целом высокую оценку и в августе в 2016 г. был принят на снабжение органов внутренних дел. Увы, но его судьба в полиции закончилась, едва успев начаться, в связи с тем, что ГАЗ в 2016 г. прекратил выпуск базового шасси «Валдай». На «Интерполитех-2016» ИК-7 представила спецавтомобиль «АЗ» ФСИН с кузовом, заимствованным от «Валдая» на шасси «ГАЗон Next». Рассматривается вопрос его испытаний в подразделениях МВД. В 2015–2016 гг. испытания в МВД успешно прошёл изготовленный ИК-7 спецавтомобиль «АЗ» на шасси КАМАЗ-4308. ИК-7 использует свою конструкцию и технологию изготовления кузовов. И наверное, у многих напрашивается вопрос: есть ли отличие спецавтомобилей «АЗ» МВД и ФСИН России, помимо цвета полос и надписей на кузове, наличия и отсутствия синих маяков на кабине. В принципе по устройству они, разумеется, аналогичны. Но, например…
На спецавтомобилях ИК-7 применяются более мощные замки дверей камер. Даже в правилах стандартизации ПР-78.01.0024–2016 требования к замкам были дополнены (по сравнению с редакцией 2010 г.), опираясь на некоторые характеристики замков, используемых ИК-7. ФСИН использует более совершенное сигнализационно-переговорное устройство между кабиной и кузовом. Как уже говорилось, на спецавтомобилях ФСИН биотуалет устанавливается с 2014 г. не в отдельной кабине, а в специальном ящике под сиденьем одной из одиночных камер; спецавтомобили ИК-7 оборудуются кондиционерами помещения конвоя и камер для спецконтингента; соответствующие положения тоже были введены в ПР 78.01.0024–2016.
Однако, когда ФСИН в 2014 г. «вышла на рынок» МВД России, ИК-7 пришлось немного дорабатывать свои спецавтомобили в соответствии с требованиями МВД, и по усилению противопобеговой укреплённости и по улучшению условий размещения конвоя, вплоть до установки других сидений! Кстати, в ПР-78.01.0024–2016 (по сравнению с редакцией 2010 г. и правилами ЕЭК ООН № 52 и № 36, касающихся пассажирских автобусов), более жёсткие требования по обеспечению комфортабельности размещения конвоя.
Осталось сказать, что в настоящее время НИИСТ ФКУ НПО «СТиС» МВД России проводит мероприятия по принятию на снабжение перспективных спецавтомобилей «АЗ» на базе грузового шасси и цельнометаллических фургонов «ГАЗель Next» и Ford Transit, созданных различными изготовителями (не только упомянутыми в статье).
За четыре десятка лет спецавтомобили типа «АЗ», несмотря на свою кажущуюся простоту, прошли и проходят свой путь совершенства. Даже если заглянуть внутрь УАЗ-452-АЗМ 1982 г. и УАЗ-396221 – «АЗ» 2013 г., а также в кузова автобусов «АЗ» на базе «газонов» 1970-х и 2010-х, можно увидеть что планировка у них в принципе одинаковая, однако по составу внутреннего специального оборудования это абсолютно разные машины.
Часть 1
Часть 2
На излёте СССР
В 1985–1986 гг. создали серию «АЗМ» модернизированных спецавтомобилей на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г, «Урал-43203», а также спецавтомобиль ЗИЛ-130-АЗС (северный вариант), их вместимость составила от 7 4 до 34 человек спецконтингента. Внешне они отличались от спецавтомобилей серии «АЗ» 1970-х изменённой конфигурацией крыши – отсутствуют скосы на верхних углах кузова. У них была усилена конструкция основания, стен, крыши кузова, запорных устройств камер.
Кроме того, в кузовах спецавтомобилей «АЗ» 1970-х отсутствовало отопление. Кузова серии «АЗМ» получили воздушный отопитель О-30, работающий на бензине (был установлен под основанием кузова сзади, справа). С 1986 года устанавливался жидкостный отопитель, подключённый к системе охлаждения двигателя (расположен под сиденьем конвоя), и независимый воздушный отопитель ОВ-65, работающий на дизельном топливе, смонтированный на задней стенке кузова 5 . Такие агрегаты пожаробезопаснее, чем бензиновые отопители ранних спецавтомобилей серии «АЗМ».
В настоящее время спецавтомобили «АЗ» оснащают воздушными отопителями, работающими на топливе, аналогичном топливу двигателя базового автомобиля, и жидкостными отопителями, подключёнными к системе охлаждения двигателя или независимыми от неё.
Завершающим спецавтомобилем серии «АЗМ» можно считать ГАЗ-3307-АЗ, созданный в 1989–1991 гг. на базе нового грузового автомобиля ГАЗ-3307, выпускавшегося с 1989 г. и являющегося продолжением семейства ГАЗ-52, – 53. Со второй половины 1990-х выпускается его модификация с дизелем ГАЗ-3309-АЗ. Вместимость их кузова составляла 8 человек спецконтингента в одиночных камерах или порядка 20 – в классической планировке.
К вопросу о правах человека в СССР. Помимо обычных в серии «АЗМ» были созданы санитарные спецавтомобили ГАЗ-52-САЗ (1986 г.) и ГАЗ-3307-САЗ (1991 г.). Их общие камеры были оборудованы складывающимися сиденьями и при необходимости могли быть трансформированы для перевозки 4 носилок с больными задержанными. Правда, эти спецавтомобили не вышли из стадии опытных образцов и опытной эксплуатации. Но, тем не менее, работы в области создания специальных автомобилей для перевозки больных задержанных проводились, определённый технический задел был создан.
Облегчённые и строгие условия содержания на «ментовских» зонах
По отбытии определённого срока наказания, при условии отсутствия взысканий, хорошем поведении и добросовестном отношении к труду арестант может быть переведён в отряд с облегчёнными условиями содержания. В российских тюрьмах БС данная мера может подразумевать также переезд в более комфортабельные спецкорпуса с комнатами на 4 человека. На средства и усилиями самих заключённых такие корпуса зачастую оснащаются бильярдом, оранжереями и т. п. Дополнительным плюсом облегчённых условий содержания является возможность подать ходатайство о смягчении режима и переводе в колонию-поселение для бывших сотрудников.
В случае систематического получения взысканий заключённый переводится в отряд со строгими условиями содержания. В этом случае он отправляется в барак к рецидивистам и таким же злостным нарушителям порядка, как и сам.
С новой агрегатной базой
В настоящее время спецавтомобили для перевозки больных имеются у ФСИН России. Они обозначаются «АМ» (автомобили медицинские), изготовлены на базе микроавтобусов «УАЗ» и «ГАЗель», внутри оборудована одна камера для перевозки 3-х осуждённых сидя или одного на носилках.
Теперь, что касается окраски спецавтомобилей «АЗ». Они не несли уставной формы жёлтого (с 1992 г. – белого) цвета с синими полосами и надписями «Милиция». Кабины спецавтомобилей оставались базового заводского окраса. Чаще это были тёмно-зелёный, бежевый, голубой. У кузовов машин внутренних войск нижняя часть была тёмно-зелёная, верхняя – серая или бежевая. Кузова спецавтомобилей органов внутренних дел окрашивались в тёмно-зелёный или серый, реже – в синий цвет. «Уазики» – АЗ оставались в своём базовом заводском цвете – тёмно-зелёные или серые.
На кабинах спецавтомобилей «АЗ» устанавливался синий светопроблесковый маячок (мигалка).
В 1993–1999 гг. в дополнение к спецавтомобилям «АЗ» на базе УАЗ-3741 были созданы спецавтомобили на базе цельнометаллических фургонов и автобусов БАЗ-3783, «ГАЗель», «Бычок», КАвЗ-3976 (большинство из них – новинки отечественного автопрома 1990-х гг.) вместимостью от 5 до 11 человек спецконтингента. Тогда же появилась планировка с одной общей камерой вдоль задней стенки (с. 57, нижняя левая схема). Была предпринята попытка создания спецавтомобилей КАвЗ-39765-АЗ вместимостью 15 и 30 задержанных на базе удлинённой версии автобуса КАвЗ-3976. Но эти машины оказались перегруженными, поэтому дальше прорисовок дело не пошло и по настоящее время для перевозки большого количества задержанных используют спецавтомобили на базе грузовых шасси (ГАЗ, КАМАЗ, «Урал»).
В целях снижения заметности с 1996 по (официально) 2006 год на спецавтомобили «АЗ» не наносилась специальная цветографическая схема и не устанавливались специальные световые и звуковые сигналы. Внешне они перестали отличаться от обычных гражданских автофургонов. Однако при этом было весьма трудно доставить задержанных на допрос или в суд вовремя в условиях пробок на улицах городов.
В соответствии с приказом МВД России, вышедшим в марте 2006 года, спецавтомобили «АЗ» имеют стандартную для милицейских (а позже – полицейских) автомобилей цветографическую схему: белый основной цвет с синими полосами и надписями «Милиция», с 2011 года – «Полиция». Их также оборудуют сигнально-громкоговорящей установкой (СГУ) с синими маяками.
Технические характеристики специальных транспортных средств «Оперативно-служебный автомобиль типа АЗ» на базе шасси КамАЗ
----------------------------T---------------------------------------------¬¦ ¦ Оперативно-служебный автомобиль типа АЗ ¦+---------------------------+----T----T----T-----T----T----T----T----T----+¦ ¦АЗ01¦АЗ02¦АЗ03¦ АЗ01¦АЗ02¦АЗ03¦АЗ01¦АЗ02¦АЗ03¦+---------------------------+----+----+----+-----+----+----+----+----+----+¦Шасси ¦ КамАЗ-4308 ¦ КамАЗ-43114 ¦ КамАЗ-65117 ¦+---------------------------+----T----T----+-----T----T----+----T----T----+¦Кол. камер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦- общих ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦¦- одиночных ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦+---------------------------+----+----+----+-----+----+----+----+----+----+¦Кол. перевозимого ¦ 32 ¦ 31 ¦ 30 ¦ 32 ¦ 31 ¦ 30 ¦ 52 ¦ 51 ¦ 50 ¦¦спецконтингента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+---------------------------+----+----+----+-----+----+----+----+----+----+¦Полная масса ¦ 11 900 ¦ 13 150 ¦ 15 750 ¦+---------------------------+--------------+---------------+--------------+¦Распределение полной массы ¦ ¦ ¦ ¦¦на дорогу, кг через: ¦ ¦ ¦ ¦¦- переднюю ось ¦ 4 350 ¦ 4 690 ¦ 5 100 ¦¦- задний мост ¦ 7 550 ¦ 8 460 ¦ 10 650 ¦+---------------------------+--------------+---------------+--------------+¦Снаряженная масса ¦ 7 660 ¦ 10 345 ¦ 11 550 ¦¦спецавтомобиля, кг ¦ ¦ ¦ ¦+---------------------------+--------------+---------------+--------------+¦Колея передних/задних ¦ 2040/1907 ¦2050/2050/2050 ¦2050/2050/2050¦¦колес, мм ¦ ¦ ¦ ¦+---------------------------+--------------+---------------+--------------+¦Габаритные размеры ¦ ¦ ¦ ¦¦спецавтомобиля, мм: ¦ ¦ ¦ ¦¦- длина ¦ 7 400 ¦ 8 060 ¦ 10 040 ¦¦- ширина ¦ 2 500 ¦ 2 500 ¦ 2 500 ¦¦- высота ¦ 3 200 ¦ 3 400 ¦ 3 155 ¦L---------------------------+--------------+---------------+---------------
Из приведенной выше таблицы видно, что технические характеристики спецавтомобилей различны, наибольший интерес представляет количество перевозимого спецконтингента, исходя из поставленных задач подразделению по конвоированию УИС. При организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в сложных погодных условиях используются спецавтомобили повышенной проходимости.
В условиях города, а также перевозки спецконтингента в учреждения УИС в города, расположенные на удалении 100 — 150 км, целесообразно использовать шоссейный вариант спецавтомобиля «КамАЗ-4308».
Для перевозки небольшого количества осужденных и лиц, содержащихся под стражей, используется малогабаритный автотранспорт на базе шасси ГАЗ.
Таблица N 2
Деление на касты в БС тюрьмах
Несмотря на то, что в «красные» тюрьмы попадают экс-сотрудники ФСИН, «криминальная» традиция деления на касты и здесь поддерживается. Правда, иерархия заключённых здесь намного проще. Есть всего три условные категории:
Активисты – это те самые помощники администрации (дневальный отряда, старший дневальный и занимающие другие должности в секциях дисциплины и порядка).
Мужики – обычные работяги.
Отделённые – изгнанные из общества заключённых за какие-то проступки. В эту категорию автоматически попадают педофилы, геи. Также распространённым поводом для исключения является кража у сокамерников. Решение об «отделении» осужденного принимают исключительно второходы (те, кто ранее сидел), руководствуясь вескими основаниями. «Отделённые» выполняют самые грязные работы в тюрьме, сокамерники с ними не здороваются и не сидят за одним столом. У попавших в данную категорию нет пути назад. Даже оказавшись в местах лишения свободы повторно, бывший «отделённый» автоматически возвращает свой статус.
Есть среди сидельцев БС-колоний и те, кто ни к какой касте не относится, живёт автономно, сам по себе.