История проекта
Проект «Родстер Крым» зародился в 2013 году, а начальный коллектив инженеров сформировался из первого состава команды «Формула Студент» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Над проектом трудятся студенты и аспиранты под руководством опытных преподавателей.
В декабре прошлого года было принято решение о создании Межвузовской молодежной инженерно-технологической корпорации. Межвузовская корпорация обеспечит трансфер знаний и образовательных технологий между ВУЗами. На базе корпорации будет организована подготовка студентов к работе с цифровыми двойниками проектируемых объектов в рамках программы развития цифровой экономики в России. Такая структура будет отличной площадкой по подготовке кадров для автомобильной отрасли нашей страны. Участники смогут иметь доступ к единой цифровой базе знаний, обмениваться опытом не только среди КБ университета, но и со студентами других ВУЗов. Корпорация станет отличным стимулятором улучшения практических навыков учащихся, и как следствие, повышения квалификаций выпускников. Компании-производители смогут получить новые рынки сбыта продукции, повышение окупаемости, подготовленных сотрудников, основательно разбирающихся в сфере своей деятельности.
Проект «Родстер Крым» станет пилотным в работе Межвузовской корпорации. В ходе официальных дорожных испытаний второго прототипа осенью 2019 года команда проекта посетила несколько десятков технических ВУЗов нашей страны. Студентам и преподавателям университетов был представлен проект «Родстер Крым» и идея Межвузовской корпорации, а также выдвинуто предложение стать ее участником. Идея корпорации и вступления в нее была встречена преимущественно одобрительно, и на сегодняшний день уже подписаны соглашения с несколькими ВУЗами. Со стороны коллектива проекта «Родстер Крым» существует обязательство передать конструкторскую документацию и несущую систему третьего прототипа каждому ВУЗу-участнику корпорации. В настоящее время уже идет процесс изготовления партии несущих систем для передачи их университетам. Сами студенты получат не только рост компетенций, но и шанс к самореализации и приобщение к процессу проектирования объекта, которым потом сами смогут обладать.
Технические характеристики родстера «Крым»
Спортивный автомобиль получил среднемоторную компоновку. «Крым» приводится в движение, естественно, модифицированным движком VAZ-21127, рабочим объемом 1.597-кубиков. Производительность мотора удалось после вмешательства специалистов довести до 140-лошадей. Коробочка передач – пятиступенчатая «механика». Кроме того, создатели родстера уже разработали версию с турбированным силовым агрегатом.
По заявлению представителей МГТУ их детище разгоняется до первой сотни км в час за 7.9-сек. Хотя еще точных замеров не проводили. А вот максималку, как показывают характеристики «Крым», конструкторы обозначили отметкой в 220 km/h!
Помимо всего прочего, благодаря применению в конструкции авто отечественных деталей, родстер можно будет просто обслуживать и ремонтировать в регионах России. Стоимость будет демократичной, а запчасти всегда можно будет купить. Главными плюсами новинки можно считать:
• Эффективный внешний вид, подчеркивающий индивидуальность и привлекающий внимание в общем городском потоке авто;
• Задний привод со среднемоторной компоновкой, что обеспечивает прекрасные динамические характеристики и отличную маневренность;
• Хорошие возможности по эксклюзивной доработке и индивидуализации «под себя» (тюнинг) владельцем;
• Низкую стоимость для данного класса моделей авто;
• Превосходная ремонтопригодность.
В заключение добавим, что спортивный автомобиль изначально планируется собирать поштучно. После анализа спроса, родстер могут поставить на конвейер и причем на предприятии непосредственно в Крыму. Что касается стоимости, то цена на «Крым» заявлена в пределах 649.990 – 690.990 рублей. Как сформулировали разработчики – основной идеей создания этого проекта послужила идея изготовление молодежного бюджетного спортивного автомобиля, который смогут купить широкий круг потребителей.
Видео: как «валит» боком российский родстер «Крым»
Разработчики российского родстера «Крым» из МГТУ им. Баумана показали на видео заезд и дрифт своего детища. Второй прототип перспективной модели ездит боком по снегу на территории автодрома.
За рулем родстера оказался мастер спорта международного класса по автоспорту Александр Карасевич. Водитель воспользовался возможностью наиболее подробно протестировать спорткар и высказался следующим образом: «Среднемоторная компоновка действительно работает».
Напомним, в конце прошлого года молодёжный родстер «Крым» 2.0 завершил третьи по счёту дорожные испытания. Машина преодолела 3000 километров по 11 российским городам.
Снаружи «Крым» 2.0 отличается более современными бамперами, полностью светодиодными фарами и фонарями. Он построен на базе коробчатого монокока, сваренного из листового металла, имеет композитные кузовные панели, а также съёмный пластиковый колпак крыши.
Второй прототип спорткара обладает среднемоторной компоновкой и задним приводом. Узлы и агрегаты позаимствованы у Lada Kalina. Под капотом располагается 1,6-литровый «амеханикой». На втором образце применили надежное гидравлическое сцепление и модернизировали подвеску. Автомобиль массой 900 кг до «сотни» разгоняется примерно за 8,6 секунды. Габаритные размеры 3905 мм длина, 1679 мм ширина, 1217 мм высота. Колесная база 2470 мм.
Родстер «Крым» разрабатывается инженерами конструкторского бюро молодёжи МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке московского института ФГУП НАМИ. Первый прототип «Крыма» испытали в 2021 году, второй в октябре 2021 года. В данный момент идет работа над третьей версией автомобиля.
Добавим, что разработчики «Крыма» уже запатентовали третий вариант дизайна будущей модели. По слухам, в следующем автомобиле будут использованы агрегаты от Lada Vesta.
Главной задачей авторов «Крыма» является создание доступного и эффектного двухместного спортивного автомобиля ценой около миллиона рублей. Руководитель проекта Дмитрий Онищенко мечтает о более мощном силовом агрегате и присматривается к перспективному 2,2-литровому 4-цилиндровому бензиновому двигателю ФГУП НАМИ, который является производным от 4,4-литрового V8 «люксовых» автомобилей российской марки Aurus. В пару к нему уже примеряют 7-ступенчатый российский «автомат» КАТЕ FT703.
Сроки появления родстера «Крым» на российском рынке пока не определены. Ситуация во многом зависит от того, как будет продвигаться работа в рамках студенческой корпорации. Ведь под идею будущего мелкосерийного производства родстеров создается межвузовская студенческая инженерно-технологическая корпорация. К производству комплектующих предполагается привлечь малые инновационные предприятия (МИП), работающие при государственных технических вузах.
Ориентировочная стоимость автомобиля — от 650 000 рублей. Планируется, что в серию пойдут сразу три версии родстера, которые будут отличаться как по экстерьеру и интерьеру, так и по мощности.
В Крыму прошла презентация одноименного отечественного родстера
В Симферополе и Севастополе поочередно прошла презентация компактного родстера Крым, разработанного выпускниками МГТУ им. Баумана. Эта машина уже засвечивалась на спортивных мероприятиях в конце прошлого года, но только теперь двухместка предстала в законченном виде.
Первый полноразмерный макет родстера Крым на Московском автосалоне 2014 года
Проект небольшой открытой машинки родился в Бауманке еще три года назад, когда участники команды «Формулы Студент» решили применить свои наработки для создания гражданского автомобиля. В 2014 году был показан неказистый полноразмерный макет, однако в работе уже находилась гораздо более симпатичная версия, к постройке которой команда под руководством доктора технических наук Дмитрия Онищенко приступила в начале 2015 года.
Автомобиль длиной 3,85 м построен на компонентах Калины. Подвеска всех колес независимая, со стойками McPherson, созданными на основе передней подвески вазовских машин. Задние тормоза дисковые, двигатель ВАЗ-21127 (1,6 л, 106 л.с.) и пятиступенчатая «механика» установлены за сиденьями. Привод, соответственно, на задние колеса. Кузов представляет собой пространственную раму из труб прямоугольного сечения, накрытую композитными панелями. Предусмотрена мягкая складная крыша, а передняя панель отличается от калиновской только декором. В планах создателей также установка приводного нагнетателя и увеличение мощности до 140 л.с. С таким зарядом родстер должен набирать 220 км/ч, а разгон с места до «сотни» займет 8,6 с.
Разработчики особенно гордятся тем, что автомобиль целиком создан на российской компонентной базе, а проектирование и постройка прототипа осуществлены на средства университета. А нынешний пробег в Крым организован для поиска инвесторов, чтобы запустить мелкосерийное производство родстеров. Сам Дмитрий Онищенко рассказал ТАСС, что рассчитывает найти подходящую площадку в Крыму. Его поддержал замминистра промышленной политики Крыма Борис Кабаков, однако понятно, что организация поставок комплектующих на полуостров может сделать проект «золотым».
По задумке создателей, если объем производства родстеров будет достигать 1000 штук в год, то цену базовой версии удастся удержать в диапазоне 650—700 тысяч рублей. Однако маркетинговый анализ проекта еще впереди, равно как и постройка второго прототипа с измененным дизайном. Не исключено, что итоговые расчеты дадут совсем иную цену. Но даже если отталкиваться от озвученных параметров, много ли найдется желающих на покупку подобного отечественного автомобиля?