Jaguar E-type
Jaguar E-type был выпущен в 1961 году и стал одним из самых популярных автомобилей английской фирмы Jaguar за все время. Когда он появился в начале 60-х, то был одним из самых быстрых автомобилей. Под капотом в первой серии на выбор было два типа двигателя. Один из них, 3-литровый с несинхронизированной трансмиссией, и 4,2-литровый с полностью синхронизированной трансмиссией. Оба двигателя выдавали 265 лошадиных сил. Позже появился и третий двигатель объемом 5,3 литра, который выдавал уже 314 лошадиных сил.
Но это было не самым главным в этом автомобиле. Главное — его дизайн, в котором чувствовался не только дух конца 50-х, но и новаторство 60-х. За свой внешний вид он до сих пор считается одним из самых стильных автомобилей в истории.
Цена
На рынке американец встречается крайне редко, так как официально никогда не продавался в России. Ввозился для продажи также редко, видимо из-за низкого спроса и вообще незнакомства россиян с американским классическим автопромом. Продают по разным ценам – от 600 000 до 1,5 миллиона рублей. Все зависит от комплектации, мотора и конечно состояния.
Dodge Charger LX – хорошее обновление старых масл-каров, о чем свидетельствует огромная популярность среди американцев. Покупать его себе – сложно из-за низкой распространенности и отсутствия запчастей на рынке. Плюс не каждый готов проникнутся кардинальными отличиями представлений об автомобиле.
Мощность
Dodge Charger SRT Hellcat Redeye 2021 года отправляется на рынок с его 797 лошадиными силами и 707 фунт-футами крутящего момента. Это круто. А со стандартным управлением запуском это очень быстро. Charger Redeye может разогнаться до 100 километров в час примерно за 3 секунды, а его максимальная скорость – 325 километров в час.
6,2-литровый двигатель Hellcat V8 с наддувом от Dodge – звезда модели, расположенный под переработанным капотом с увеличенным воздухозаборником и двумя отверстиями для отвода тепла. Обновление Redeye поставляется с функцией Dodge Power Reserve, которая создает предварительное давление во впускном коллекторе для лучшего отклика дроссельной заслонки, а также с Power Chiller, который использует хладагент для охлаждения всасываемого воздуха. Это большой двигатель большой машины, развивающий большую мощность, и в действии это абсолютный зверь.
Впечатления от езды
3.6-литровый V6 двигатель на 305 лошадиных сил стал базовым для седана Charger. С двигателем хорошо сотрудничает автоматическая коробка передач на восемь ступеней, гарантируя плавность переходов. Хотя придраться к моделям с V6 двигателями почти невозможно, все же они не производят такого впечатления как их коллеги из силовыми агрегатами Hemi. 5.7-литровый V8 гарантирует 375 лошадей, в то время, как модели SRT могут похвастаться 6.4-литровым V8 Hemi на 485 лошадиных сил. Если смотреть с позиции наилучшего сочетания цены и производительности, то первым становится R/T. Сорвиголовам по душе придется модель Charger SRT Hellcat с 707 лошадиными силами под капотом. Это автомобиль предназначен исключительно для азартной, динамичной езды. В целом линейку Charger можно описать как плавную и с хорошей обратной связью.
AutoXS.ru — Авто Энциклопедия
Существовал и городской вариант автомобиля Charger Daytona, ведь компания Dodge должна была выпустить определенное их количестве для утверждения в качестве участницы соревнований NASCAR. Оборудованный двигателем Hemi, позволявшим автомобилю развивать сумасшедшую скорость в 320 км/ч, Dodge выиграл в 1969 году 22 заезда.
До тех пор, пока вы не сядете за руль автомобиля и не тронетесь с места, вам его аэродинамику не оценить. Но как только вы разгонитесь до 190 км/ч или выше, вот тут вы поймете истинную ценность его формы. Именно дизайн кузова помогает автомобилю устойчиво держаться на скоростях в пределах 320 км/ч. Маловероятно, что вы сможете развить такую скорость на автомобиле городского типа, поскольку он оборудован двигателем Hemi мощностью всего в 425 л.с., но, правда, и этого достаточно, чтобы ошеломить других водителей, стартовав на светофоре с поразительной скоростью. Устойчивость и хорошая управляемость автомобиля вселяют в водителя уверенность.
Салон автомобиля Charger городского типа выглядит не так убого, как у его собрата, участника гонок NASCAR.
Подвеска Dodge Charger Daytona (1969)Стандартная конструкция В модели Daytona сохранилась конструкция автомобиля Charger городского типа — подвески состояли из рычагов, продольных торсионов, рулевое управление осталось шаровое, сзади монтировался ведущий мост. Ходовая часть была усилена — пружины установили пожестче, добавив несколько листов рессоры, передние торсионы стали толще и прочнее. Единая целая конструкция стала жестче. Одним словом, автомобиль изначально предназначалась для участия в гонках.
Двигатель Dodge Charger Daytona (1969)Мощь MOPAR
Легендарный двигатель Hemi впервые появился на автомобилях в 1964 году, когда компания Chrysler решила всерьез потеснить Ford на гонках NASCAR. Блок двигателя был выполнен полностью из чугуна, он имел один распредвал, высокоэффективную полусферическую камеру сгорания и наклонные V-образно клапана, приводимые в действие толкателями и металлическими толкателями. Ход поршня был небольшим, то есть двигатель рассчитывался на большие обороты, до 7200 об/мин. Спортивные двигатели с головкой из сплава объемом в 6900 см3 и высокой степенью сжатия имели мощность 650 л.с.
Отличительные особенности
Всплывающие фары, расположенные в носовой части, выполненной из стекловолокна.
Заднее крыло
Черного цвета заднее крыло, по которому модель Charger отличалась от автомобиля Plymouth Superbird. Устанавливалось на высоте более 80 см от крышки багажника, чтобы его можно было открыть. Основное назначение крыла — придать машине устойчивость на высокой скорости.
Основные технические характеристики:
Модель | Dodge Charger Daytona |
Год(ы) выпуска | 1969 — 1971 г.г. |
Тип кузова | Купе |
Двигатель | 6900 см3 V8 Hemi |
Мощность | 425 л.с. |
Трансмиссия | 4-МКПП |
Подвеска | Передняя подвеска: Рычаги с продольными торсионами; Задняя подвеска: Ведущий мост с асимметречными рессорами |
Тормоза | Барабанные, 11″ диаметром (передние колеса), 11″ диаметром (задние колеса) |
Макс. скорость | 216 км/ч |
Разгон до 100 км/ч | 5.0 сек |
Почему грузовики Dodge называются Ram?
Dodge начал производство своих культовых пикапов в 1914 году, хотя сама компания ведет свою историю с начала 1900-х годов. По этой причине имя Dodge быстро стало нарицательным, с репутацией производителя надежных автомобилей, способных справиться с задачами на рабочем месте Кендалла.
Сначала имя Ram было дано только полноразмерному легкому пикапу Dodge серии D. Производство этих автомобилей Dodge началось в 1981 году. Когда-то Dodge был самостоятельным автопроизводителем, а Ram был просто еще одним прозвищем для одной из их моделей. Компания также производила автомобили под маркой Ram, такие как внедорожник Dodge Ramcharger и фургон Dodge Ram, в названиях которых есть слово «Ram». Но в 1987 году вышел пикап Dodge Ram. Он присоединился к Dodge Dakota, пикапу среднего размера.
Различные версии
Сводка зарядного устройства по годам:
- 1963: Dodge Charger : два прототипа.
- 1964: Dodge Charger : прототип.
- 1965: Dodge Charger 273 : ограниченная серия серийных вариантов Dart GT .
- 1966-1978: Dodge Charger (B-Body) : первая «настоящая» модель. Это были единственные автомобили Dodge, у которых была эмблема « Fratzog » на решетке радиатора, а также на багажнике.
- 1970-1980: Dodge Charger : бразильская версия на базе Dodge Dart с двигателем V8.
- 1983-1987: Dodge Charger (L-Body) :
- 1999: Dodge Charger : прототип. Это название носит концепт-кар, который значительно отличается от Charger, запущенного в производство для модели 2006 года.
- 2006-2010: Dodge Charger SE
Версия 1 — B-Body (1966-1978)
1966 Dodge Charger 426 Hemi.
Первое поколение
Первый Dodge Charger был представлен осенью 1963 года в качестве прототипа и впервые поступил на рынок в 1965 году. Это был двухдверный автомобиль, как и его сестра Coronet, построенный на платформе Chrysler-B. Базовый двигатель — V8 5,2 л с коробкой трех отчетов. Также доступны более крупные и мощные двигатели. Интерьер отличается от всех остальных конкурентов тем, что задние сиденья складываются.
Второе поколение
Dodge Charger 1969 года.
Зарядное устройство было модернизировано к 1968 году, и должно было быть произведено 35 000 единиц. Спрос был настолько высок, что было произведено 96 100 автомобилей Dodge Charger. Следующие модели, основанные на платформе Chrysler B, претерпели различные косметические изменения экстерьера и интерьера. Двигатель был таким же, как у Charger 1967 года.
Модель не имела успеха в гонках серийных автомобилей, таких как NASCAR . Более аэродинамическая версия сформировала модель Charger 500, которая стала основой Dodge Charger Daytona 1969 года.
Третье поколение
Зарядное устройство 1972 г.
Зарядное устройство третьего поколения было представлено в 1971 году. Платформа Chrysler B была модифицирована для соответствия новым нормам выбросов и безопасности. Он был доступен в шести различных версиях с косметическими модификациями, включая отдельную решетку радиатора, заднее окно в стиле полуфастбэк и спойлер с утиным хвостом.
Четвертое поколение
Зарядное устройство с 1975 года.
Модель 1975 года сохранила кузов B и подверглась рестайлингу. Новый Charger был попыткой Dodge включить эту модель в растущий сегмент личных роскошных автомобилей. В 1978 году Dodge расширил свое присутствие на рынке личных роскошных автомобилей, выпустив два автомобиля одного класса: Charger и Dodge Magnum.
На протяжении многих лет предлагалась модель Daytona с декоративными полосами по всей длине автомобиля. Отметим принадлежность к Chrysler Cordoba .
Версия 2 — L-Body (1982-1987)
Додж Чарджер Шелби.
Пятое поколение
Выпускавшийся с 1982 по 1987 год, Charger вернулся в середине 1981 года как малолитражный хэтчбек-купе с передним приводом и пятиступенчатой механической или трехступенчатой автоматической коробкой передач. Эта экономичная модель была очень похожа на Dodge Omni 024, но с немного большим двигателем. Зарядное устройство было доступно с SOHC Н.А. 2.2L двигатель или с турбонаддувом 2.2L двигатель SOHC . Турбо был доступен только с механической коробкой передач, в отличие от Dodge Daytona.
Shelby Charger предлагался с 1983 года, с турбонаддувом, доступным в 1984 году, мощностью 148 лошадиных сил (110 кВт ) при 5600 об / мин и крутящим моментом 220 Н · м при 3200 об / мин . Двигатель не имел промежуточного охлаждения и использовал небольшой турбонаддув Garrett t3.
Версия 3: LX / LD (с 2006 г.)
Dodge Charger LX SRT.
Шестое поколение
После семнадцати лет использования переднего привода Dodge повторно представил Charger в 2005 и 2006 годах в новой форме. Заменяет Dodge Intrepid . Это поколение было доступно только в виде четырехдверного седана на платформе Chrysler LX. Его дизайн напоминает зарядные устройства 1960-х и 1970-х годов с собранными задними фонарями, а также новым капотом и штампованными боковыми панелями.
Седьмое поколение
Dodge Charger Daytona.
В 2011 году Dodge Charger получил улучшенный интерьер и новый внешний вид. Уловки стиля по бокам и сзади напоминают модели 1968-1970 годов.
Базовая производительность была улучшена, двигатель V6 на 3,5 л на 250 гр был заменен на Pentastar 3,6 л развивающихся 292 HP (218 кВт ) при 6350 об / мин и 353 Нм до 4800 оборотов в минуту . Четырехступенчатый автомат был заменен пятиступенчатым автоматом A580.
В 2015 году он претерпел серьезный рестайлинг.
Dodge Charger
И снова возвращаемся к американским маслкарам, но на этот раз к самому брутальному из их представителей — Dodge Charger. Первое поколение было выпущено в 1966 году, и оно сразу выделилось среди толпы одинаковых маслкаров своей легендарной решеткой радиатора «electric shaver», полностью скрывавшей фары.
Под капотом Dodge Charger находился 5-литровый двигатель мощностью 318 лошадиных сил. Также были доступны и более производительные движки, вплоть до 7-литрового, выдававшего 375 лошадиных сил. Но, как и практически любой маслкар, Dodge Charger был рассчитан не на высокую скорость, а на мощность, благодаря чему можно было комфортно передвигаться по бездорожью и перевозить в салоне тяжелые грузы.
Что делать, если ты опаздываешь на пляски
Dodge Challenger 1969 года
Чтобы автомобиль был успешным в условиях крепкой конкуренции, его создателям надо предчувствовать тенденции рынка и смотреть не лишь под ноги, но и лет на пять вперёд. А то окажется, что новый шедевр в новом сезоне уже возбуждает зевоту
Тут важно не опоздать. А Dodge Challenger опоздал, как это бывает, когда опаздываешь на пляски
Ты можешь одевать все что угодно, но поезд уже тронулся
Единственным способом привлечь к себе внимание тогда остаётся кинуть вызов и стать не таким, как все. Этому автомобилю было суждено просуществовать короткую, но достойную жизнь и ему удалось выделиться даже в такое непростое пора
Это была Америка конца 60-х, когда вовсю продавался Форд Мустанг и Шевроле Камаро. Пляски начались без Челленджера.
В компании Додж прекрасно понимали, что проигрывают Мустангу и Камаро по торговлям, но сдаваться и не думали. Фордовский бестселлер царствовал на рынке Штатов и даже Европы с 1964 года, в Крайслере начали шевелиться лишь к началу 65-го. Тогда уже сформировался специальный автомобильный рынок, мускул-кары, как их именуют сегодня. У Крайслера было чем крыть, они выпустили Плимут Барракуда, спортивную версию фэстбека Вэлиант. А Додж никогда особо не тянулся в нишу мощных спортивных машин. Его вотчиной бывальщины надёжные практичные и недорогие автомобили для рабочих и крестьян, а также сельского и общенародного хозяйства Американских штатов. Не то чтобы Dodge был совсем уж колхозным подразделением, нет. Они спускали довольно прогрессивный автомобиль Custom Roуal с отличным современным двигателем V8 RedRam с полусферическими поршнями и к начину 60-х этот мотор уже развивал либо 320, либо 360 сил при объёме 6,4 литра. Модель не пользовалась популярностью в новоиспеченном сегменте масл-каров, поскольку ориентирована была на «приличную» цивильную публику, хоть и имела в арсенале двухдверный кузов хардтоп.
Челленджер создавался в противовес популярности Мустанга и Камаро
Натуральный пинок компания получила от Мустанга и разработала в ответ великой тройке Mustang/Cаmaro/Firebird на перрону Плимут Барракуда классный автомобиль Dodge Charger. Никоим манером не нивелируя достоинства Чарджера, констатируем, что он с треском продувал конкурентам, хоть и имел своего покупателя. Машина вышла стильной, в духе времени, к тому же попрактичнее Мустанга. Она имела просторный пятиместный кузов купе и цельных пять моторов в арсенале — от 5,2 до 7 литров объёма мощностью от 230 до 426 коней, несколько коробок передач и три варианта подвески. Практически с 1966 года Dodge Charger дышал в потылица Мустангу и даже в некоторых дисциплинах его опережал. К примеру, для гонок NASCAR компания приготовила спецверсию серийного Чарджера с мотором мощностью 500 сил. Автомашине присвоили третье имя Дайтона, установили чудовищных размеров спойлер на багажнике, а передок закатали в металлический обтекаемый намордник. Все это необходимо было для улучшения аэродинамики и она таки улучшилась. Коэффициент лобового сопротивления Charger Daytona был на степени 0,22. А ну-ка, есть ли сейчас машины с таким Сх? Почти нет.
Charger Daytona был непобедим на гонках NASCAR и выиграл тридцать восемь из 48 этапов в крышке 60-х. У него был брат-близнец, Plymouth Road Runner Superbird, с которым они совместно рассекали трассу в Алабаме и установили там рекорд на прямой — 320 км/ч, а годом запоздалее в Северной Каролине Charger Daytona побил свой рекорд, показав 348,5 км/ч. Уместно, по условиям участия в гонках NASCAR, все автомобили должны были быть серийными. Потому, чтобы выполнить условия участия в соревнованиях, Крайслер выпустил лимитированную серию Charger Daytona гладко в 505 экземпляров. Поговаривают, что сегодня цена такого автомобиля в пределах полумиллиона долларов, а то и вяще.
Чем ознаменовались 80-е и 90-е годы в истории Dodge
Чтобы спасти ситуацию новый менеджер Chrysler Ли Якокка обратился к американским конгрессменам с просьбой предоставить корпорации госзаем. У Якокка была стратегия, как вывести Chrysler из финансового кризиса. Менеджер возлагал большие надежды на K-платформу с системой переднего привода, на основе которой с начала 80-х производилось целое семейство автомобилей. Предложенная Ли программа полностью оправдала ожидания.
В 1984 году выпускается минивэн Dodge Caravan с ведущими передними колесами и установленным поперечно двигателем. Эта уникальное и в то же время достаточно утилитарное авто в кратчайшие сроки завоевало популярность, в том числе и среди европейских покупателей, которым модель была представлена как Chrysler Voyager.
В 1989 на детройтской автовыставке дебютировал концептуальный родстер Dodge Viper, а через два года увидела свет серийная версия, названная Viper RT10. Новинка оснащалась полностью алюминиевым 8-литровым мотором V10. Агрегат предлагался в двух вариантах мощности: 394 «лошадки» для Америки и 364 «лошадки» для других рынков. Viper также оборудовался 6-диапазонной МКПП и независимой подвеской. Авто стало наиболее мощной серийной американской моделью. Производством Viper автопроизводитель продемонстрировал свои твердые намерения и возможности проявить себя в автоспорте.
В начале 1992 года «Додж» выпускает модель Intrepid, которая заставила пересмотреть негативное отношение многих автолюбителей к американским машинам. Через год на франкфуртской автовыставке дебютировал седан Dodge Neon с ведущими передними колесами и «четверкой» объемом 2 л. Это авто было не только наиболее дешевым в гамме Dodge, но также отличалось комфортабельностью и могло развивать достаточно приличную скорость. Через 6 лет на детройтской автовыставке состоялась премьера уже доработанной вариации Neon с модифицированной передней частью кузова и улучшенной подвеской. В 1997 году на этом автосалоне Dodge презентовала внедорожник Durango с V-образной «восьмеркой» и отключаемым полным приводом. Довольно успешно продвигаются вышедшие в 90-е годы пикапы Dakota с верхом из мягкого материала. В 1997 году выходит Dakota второй генерации с жесткой лонжеронной рамой, которая сумела достойно побороться за покупателей с Ford F-150.
Чтобы справиться с растущей конкуренцией в 1998 году Chrysler объединяется с Daimler-Benz. После чего продукция марки Dodge по сравнению с автомобилями других, входящих в концерн марок, начинает позиционироваться как более доступная, а также как спортивная.
Твёрдое решение старта
Известное по сегодня предприятие появилось в 1900 году. Тогда и был зарегистрирован бренд Dodge. Изначально братья управляли небольшим магазином комплектующих и запчастей для велотехники. Чтобы расширить свои услуги, команда решила заручиться поддержкой от инвесторов, среди которых был Генри Форд.
Небольшая фирма стала партнёром известной компании Форда. Это происходило на рубеже Первой мировой войны. Они производили подавляющее количество всех деталей. Но такое сотрудничество быстро закончилось, так как в 1914 году Dodge получила заказ от государства на производство дешёвых машин из-за кризиса, вызванного войной. В то же время Форд стал обладателем больших инвестиций, который он направил на увеличение своего бренда.
Технологии
Каждое зарядное устройство Hellcat получает информационно-развлекательный пакет Uconnect, расположенный на 8,4-дюймовом экране в приборной панели, со стандартными Apple CarPlay и Android Auto. Это старое мультимедийное программное обеспечение Fiat-Chrysler, а не новый и улучшенный Uconnect 5. Тем не менее эта система последнего поколения обладает множеством функций, а сенсорный экран быстро реагирует на ввод. Это старая, но, по крайней мере, хорошая технология.
Технологии помощи водителю немногочисленны и редки. Мониторинг слепых зон и обнаружение перекрестного трафика являются стандартными, но это все, и современные удобства, такие как адаптивный круиз-контроль, недоступны. Вы заметите три мертвые кнопки на правой стороне рулевого колеса, где должны быть эти функции. С другой стороны, вы покупаете Charger Redeye, потому что он выдает 797 лошадиных сил, а не потому, что он полон совершенных технологий.
Просторный, дубовый салон
Внутри есть чему порадоваться и есть чем огорчиться. Из негатива традиционный для Америки дубовый пластик, который конечно поскрипывает. Кожаная обшивка, используемая во многих элементах толстая, поэтому служит долго.
Порадуется пассажир огромному пространству, все-таки тут большая ширина и 3-метровая колесная база. Со свободным местом проблем не возникнет, правда сзади отформовка под двоих, в центре сидеть явно неудобно.
Спереди широкие кресла, регулируемые электрически. Реально встречаются жалобы, что сиденья широкие для их телосложения. В «спортивных» комплектациях сиденья Charger LX меняются на толстые с массивной боковой поддержкой. В топовых версиях встречается комбинированная обшивка – кожа + алькантара.
Водителю достается 4-спицевый руль с маленьким «барашком» посередине. Баранке нечем удивить. Консервативно, но красиво выглядит аналоговая панель приборов. Здесь 4 стрелочных датчика, каждый из которых заключен в отдельный колодец. Выглядит красиво и все-таки имеет элементы современности – два монитора бортового компьютера.
Центральная консоль также самого необходимого функционала: дисплей магнитолы с удивительно хорошей штатной аудиосистемой, три маленькие шайбы управления климатической системой. Дальше все переходит в тоннель Dodge Charger, оснащенную иногда контурной подсветкой. После селектора КПП владельцы порадуют скрытые подстаканники, переходящие в подлокотник.
Шумоизоляция слабовата. Порадовал багажник – 453 литра, хотя при таких размерах ожидалось большее.
Компания Dodge без своих основателей
После смерти братьев марку возглавил Фредерик Хайнс. Под его руководством Dodge производит в 1921 году Tourung Car – первое в истории мирового автопрома авто с цельнометаллическим закрытым кузовом. За новинку просили довольно небольшую по тем временам сумму в 980 долл. Параллельно с этим Dodge первым в США приступает к покорению европейских автолюбителей. Спустя год в Лондоне «Додж» основывает первое в Европе американское предприятие по сборке авто. После чего Dodge выводит на европейский рынок свои грузовики под брендом Graham. Началом спортивной славы бренда стал выход в 1924 году рассчитанного на двоих человек Dodge Roadster со складным тканевым верхом.
Своим прямым наследницам-вдовам братья оставили более чем по 20 млн. долл. каждый и по 50 процентов уставного капитала, но у их жен не было должных предпринимательских способностей и Dodge начала «уходить в минус». Консорциум американских банков приобрел бренд за 145 млн. долл., что позволило «Додж» удержаться на плаву. И в 1927 году выходит авто Senior Six, которое впервые за период существования бренда комплектовалось 6-цилиндровым силовым агрегатом (через год этот мотор заменит все «четверки») и гидроприводными тормозами. В 1928 году модельную гамму Dodge также пополнило более доступное авто Victory Six с низким расходом топлива.
Но купившие компанию банкиры также не смогли грамотно ею распорядиться, и вот накануне экономического кризиса марка вновь оказалась на грани краха. Было решено продать Dodge Уолтеру Крайслеру, занимавшемуся на то время строительством собственной автоимперии. Начиная с 1928 года, компания утратила свою автономность, став частью корпорации Chrysler.
Первый серийный отечественный автомобиль
Первым серийным русским автомобилем стал «Руссо-Балт». В 1908 г. его начали выпускать на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Ежегодно из ворот сборочного цеха выезжало больше ста «Руссо-Балтов» разных моделей.
«Руссо-Балт» отличался хорошей проходимостью
Гоночный «Руссо-Балт» в 1912 г. участвовал в соревнованиях в Монте-Карло. Там он никакого приза не получил, но для нас примечательны не гонки, а то, что из Санкт Петербурга до Монте-Карло, а это 3257 км, «Руссо-Балт» доехал своим ходом. За рулем машины сидел редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель. Сорок раз он соскальзывал с обледенелой дороги в придорожную канаву, а потом ему в голову пришло замечательное решение. Он надел на покрышки кожаные ремни с гвоздями. Так появились первые в мире шипованные покрышки.