Наземный городской транспорт
Безопасность людей в автобусе
Во время ожидания на остановке общественного транспорта не подходите слишком близко к проезжей части дороги. Не торопитесь. Не забегайте и пытайтесь запрыгнуть в автобус на ходу. Лучше дождаться следующего, чем оказаться с переломом в травмпункте
Выходить также следует осторожно, не торопясь и никого не толкая. Человек может поскользнуться на подножке и упасть под колеса либо получить травму ноги
В салоне будьте бдительны и следите за своими вещами. Сумка не должна находиться сзади вас или внизу. Повесьте ее на плечо и прижмите спереди, обхватив рукой. Обязательно пользуйтесь поручнями. Если вы обнаружили бесхозный предмет, сообщите об этом кондуктору или водителю.
Как бы вам не хотелось, нельзя спать в транспорте. Во время резкой остановки или столкновении, вы не сможете должным образом среагировать. При возникновении опасной ситуации слушайте указания водителя.
Во время движения разговаривать с водителем или задавать ему вопросы запрещено. Не заходите в автобус или троллейбус с продуктами питания и или алкогольными напитками. В случае захвата, согласно правилам безопасности в общественном транспорте нужно выполнять все требования преступников, не спорить и не перечить им.
В начале операции по освобождению следует держаться подальше от стеклянных вещей и окон. Лягте на пол, прикрыв голову руками, и старайтесь не шевелиться. Ждите окончания штурма. Большой ошибкой будет взять брошенное преступниками оружие. В этом случае, группа захвата вас запросто примет за одного из них.
Модель поведения для БДД
Стоит понимать, что участниками дорожного движения являются не только пешеходы и водители, но и пассажиры. Для каждого из них существуют свои правила и запреты.
Поэтому подробнее рассмотрим модели безопасного поведения на дорогах.
Пешехода
Требований много. Помимо общих правил, предназначенных для всех участников дорожного движения, пешеход должен следовать и индивидуальным.
Детальная информация видна на видео:
Что можно
Согласно ПДД, пешеход в праве:
- Осуществлять передвижение по специально отведенным для этого местам –дорожкам, тротуарам, обочинам навстречу движению.
- Останавливаться на островках безопасности.
- Переходить дорогу в предусмотренных для этого местах – по «зебре», через подземный или надземный переход.
- Руководствоваться сигналами регулировщика, при его наличии.
- Движение пеших колон осуществляется навстречу транспортным средствам, не более чем по 4 человека. Также спереди и сзади должны находиться красные флажки и фонари (в темное время суток).
Что нельзя
Пешеходам категорически запрещается:
- Перебегать дорогу.
- Игнорировать сигналы светофора или регулировщика.
- Передвигаться по дорожному покрытию, мешая движению автомобилей.
- Выходить на проезжую часть из-за транспортного средства, так как другие машины могут вас не увидеть.
Пассажира
Даже пассивные участники должны придерживаться ПДД. Пассажирами принято считать лиц, которые находятся в транспорте, не управляя им.
Детальная информация видна на видео:
Что можно
В обязанности пассажира общественного транспорта (метро, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси) входит обязательная оплата проезда и багажа в соответствии с установленными тарифами в конкретном регионе. Для получения льготы необходимо иметь удостоверение.
Посадка и высадка осуществляется только в строго отведенных местах. Если последние по каким-либо причинам не возможны со стороны тротуара, допустимо делать это со стороны движения машин. Однако только без помех для ДД.
Что нельзя
Пассажирам категорически запрещено игнорировать технику безопасности в салоне, отвлекать водителя. Нельзя требовать остановки в неположенном для этого месте.
Пассажирам общественного транспорта запрещено стоять около двери или опираться на нее, а также самостоятельно открывать. Недопустимо высовывать голову, руки или иные части тела в окно при скоростном движении.
Правила поведения пассажиров.
Кроме того, в общественном транспорте запрещено переводить взрывоопасные грузы, химические или ядовитые вещества.
При движении в грузовом автомобиле нельзя сидеть на бортах или грузах, которые выступают за пределы кузова.
Модель поведения пассажиров при организации дорожного движения зависит от ситуации. Строгое соблюдение правил защитит от штрафов, аварий, увечий и даже смерти.
Водителя
Здесь нюансов больше. Модели поведения для водителей при организации дорожного движения обязательны. Это самые главные участники дорожного движения, ведь от их знания ПДД и решений зависит собственная жизнь, пешеходов и пассажиров.
Что можно
Водителю разрешено осуществлять движение согласно ПДД. Он в праве перевозить пассажиры и грузы при наличии соответствующей лицензии. Последнее относится к водителю общественного транспорта.
Он может пользоваться стоянками для автомобилей – платными, бесплатными.
В обязанности водителя также входит поддержание транспортного средства в рабочем состоянии.
Детальная информация видна на видео:
Что нельзя
Водителю категорически запрещено садиться за руль без прав соответствующей категории, в алкогольном или наркотическом опьянении. Также передавать управление вышеупомянутым.
Водитель не может игнорировать ПДД, сигналы светофора и регулировщика. Он всегда должен быть пристёгнут ремнем безопасности.
Запрещено пресекать организованные колонны (как пешие, так и транспортные), разговаривать по телефону, превышать скоростной режим, управлять автомобилем, не прошедшим техосмотр.
Правила безопасности
Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей, особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.
Памятка: Правила посадки, высадки
- Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
- Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
- Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
- Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
- Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
- После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
- Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым – лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
- Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
- При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус – сзади.
Правила поведения на природе для дошкольников
Памятка: Правила безопасного поведения в пути
При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.
Главные правила безопасности:
- Нельзя шуметь, толкаться, причинять другие неудобства пассажирам;
- В любом транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ, острых предметов. Большие предметы (сумки, рюкзаки) лучше всего ставить там, где они не будут мешать другим пассажирам;
- Нельзя отвлекать водителя во время его работы;
- Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни;
- В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения;
- Домашних животных перевозят в специальных клетках -переносках; собак – в наморднике.
Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки
При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:
- Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
- В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
- Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
- К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: “Вы выходите на остановке?” Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
- В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
- В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
- В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
- Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
- Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
- Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
- Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
- Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу – стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
- Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.
Безопасное поведение ребенка дома, в квартире и в подъезде
Что такое модель поведения при организации ДД
Эксперты разработали всевозможные ситуации, возникающие на трассе. Модели поведения при организации дорожного движения – это основные правила и требования, которые необходимо выполнять пешеходам. Последними принято считать всех лиц, находящихся на проезжей части.
К категории относятся люди в инвалидной коляске, которая не оснащена двигателем, велосипедисты, мотоциклисты и лица, везущие санки или телегу.
Модель поведения при организации дорожного движения предполагает знание и понимание общих правил участниками ДД для их безопасности. При этом рассматриваются как повседневные случаи, так и непредвиденные ситуации. Например, как вести себя на дороге во время сильного ливня или что делать, если в общественном транспорте начался пожар.
Общие правила
Пассажиры обязаны передвигаться по тротуарам или велопешеходным дорожкам. Если таких нет, то по обочине. В ситуациях, когда лица, перевозящие большие предметы или передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя, доставляют неудобство остальным пешеходам, они могут осуществлять движение по краю проезжей части. Иногда для этого выделены отдельные полосы на трассе.
Чтобы обеспечить безопасность пешеходов, водителей и пассажиров, нужно четко следовать правилам:
- двигаться согласно правостороннему движению, которое установлено законодательством на территории РФ;
- не приносить намеренный вред дорожному покрытию или загрязнять его;
- запрещается портить, загораживать или снимать любые технические средства, которые служат для организации движения;
- знать ПДД, сигналы светофора и разметки, им следовать;
- запрещено оставлять на дорогах предметы, которые могут стать помехой.
Знание и соблюдение основных правил помогут избежать чрезвычайных ситуаций во время ДД.
Детальная информация видна на видео:
Островки безопасности
Важным элементом являются защитные места для людей. Согласно РФ ГОСТ Р 52766-2007, островками безопасности принято считать часть дорожного покрытия, где есть специальная разметка. Это безопасное место для пешеходов, поскольку автомобилям запрещено заезжать за установленные знаки.
Обычно островки безопасности находятся между двумя и более полосами дороги. Пешеход может остановиться на них, чтобы взглянуть по сторонам и только затем продолжить движение. Или, например, переждать красный свет светофора.
Островок безопасности может быть:
- В виде зоны, которая является частью пешеходного перехода.
- Дорожной разметкой.
- В виде участка, ограждённого бордюром над дорогой.
- Островок между двумя потоками движения.
Такие выделения безопасности побуждают водителя следить за определенным скоростным режимом, лишают возможности выезда на встречную полосу. Также создают физическую защиту для людей, переходящих дорогу.
Заезжать на островок безопасности машинам разрешено только в экстренных случаях: непредвиденная поломка, в целях избегания ДТП. В противном случае, для водителя предусмотрен штраф от 500 рублей и выше, в зависимости от ситуации.
Знаки
Они являются важной частью ПДД. Правила дорожного движения и знаки должны знать не только взрослые, но и дети
При чем, чем раньше вы начнете учить малышей, тем меньше риск возникновения опасности на дороге.
Самое главное и базовое правило – знать, где и когда можно переходить дорогу. Так пешеход обеспечивает себе защиту от транспортных средств. Самые безопасные переходы –надземные и подземные.
Чаще всего рядом с такими местами стоит квадратный голубой знак, внутри которого человек движется по ступеням.
В других случаях движение следует осуществлять по «зебре». Однако и здесь есть один нюанс. Прежде, чем совершить маневр, нужно убедиться в отсутствии автомобилей.
На автомагистралях зачастую можно увидеть круглый знак с красной рамкой. Внутри него изображен движущийся человек, перечеркнутый диагональной линией. Знак информирует о том, что переход в данном месте опасен для жизни.
Вышеупомянутые символы являются основными для пешеходов. С них стоит начать знакомить ребенка с моделью поведения при организации дорожного движения.
Однако не стоит забывать о светофорах.
В чём водитель может быть не виноват
Быстро уезжает с остановок. К примеру, вы бежите на остановку, а водитель прямо перед носом закрывает двери и уезжает. В таких случаях кто-то начинает кричать вслед оскорбления, а кто-то и вовсе — показывать всякие неприличные знаки. Во-первых, водитель мог просто не увидеть вас, смотрев в другую сторону в поисках приемлемого интервала между ТС попутного направления, чтобы отъехать от остановки и продолжить путь; во-вторых, он может опаздывать по расписанию и пытаться в спешке согнать время, не замечая ничего вокруг; в-третьих, вы не показали, что спешите именно к его ТС. Войдите в положение и постарайтесь понять.
Агрессивно ведёт ТС. Скорость движения ТС зависит от того, насколько водитель укладывается в график движения. Ещё надо помнить, что дорога полна неожиданностей и, например, если водитель резко тормозит, то это совсем не значит, что он «везёт дрова» — перед ним могли тоже резко затормозить. Обязанностью пассажиров является самим соблюдать безопасность и держаться за поручни во время движения. Не забываем, что обязанности есть не только у водителя, но и у пассажиров.
Не убирает грязь и мусор в салоне. Для мойки и уборки подвижных составов предназначены специальные люди, которые выполняют свои функции после того, как ТС вернётся в депо/парк. На линии у водителя просто физически не хватает рук, чтобы убраться в салоне. Дай Бог, на обеде успеть принять пищу и проверить техническое состояние ТС (время между кругами можно вообще не брать в счёт).
Во время дождя, снега и прочих погодных явлений не закрывает форточки и люки в салоне. Это уж дело самих пассажиров — поддержание для себя комфортных условий на подобном уровне.
Не знает маршрута движения. Это может возникнуть вследствие переключения ТС на неизвестный водителю маршрут, а вот прочий персонал депо/парка может и не приложить усилий для объяснения ему маршрута и порядка движения.
Управляет неисправным ТС. Часто и сам водитель может не знать об этом, ведь к выпуску ТС готовят сотрудники отдела технического контроля, которые должны проверять его техническое состояние. По сути, конечно, выявив неисправность уже на линии, водитель не должен осуществлять пассажирские перевозки.
Проезжает мимо остановки. Это случается из-за того, что водитель, опять же не укладываясь в график движения, при подъезде к остановке в зеркало заднего вида не наблюдает пассажиров, готовящихся к выходу. Готовиться к выходу надо заранее, а в некоторых случаях (например, при выходе на остановке «по требованию») и предупредить водителя о своём намерении покинуть ТС. Он не может читать ваши мысли!
Если человек забывает в маршрутном ТС свои вещи, то найти их представляется очень сложной задачей. В лучшем случае, для обращения в депо/парк нужно знать номер маршрута ТС, его бортовой номер или хотя бы время, в которое оно находилось на определённой остановке (название которой тоже нужно запомнить). Но если оставленная вами вещь представляет определённого рода ценность, то даже после обращения «куда надо» усилия могут оказаться бесполезными, ведь находку мог забрать кто-то из пассажиров.
Не забываем, что водитель — тоже человек, и это пассажирам надо больше ехать, чем водителю — везти их. «При выходе не забывайте свои вещи. И всего вам доброго!»
В метро
В метрополитене всегда находится большое количество людей, особенно в часы пик. Поэтому там повышается опасность травматизма.
Поведение на эскалаторе
При заходе на эскалатор маленьких детей держат на руках, смотря себе под ноги и поднимая длинные полы одежды, чтобы лента их не затянула.
По этой же причине запрещается садиться на ступени эскалатора, просовывать под него пальцы. Во время его движения держатся за поручень, располагаясь с правой стороны. Запрещается устанавливать на поручень тяжелый багаж: одно неловкое движение может спровоцировать его падение и травмировать людей, стоящих ниже.
Как себя вести на платформе
Ожидая электропоезд, нельзя подходить к краю платформы. На ней обозначена разграничительная линия, которую не следует переступать. После остановки состава нужно дождаться, когда вагон покинут выходящие пассажиры, а потом спокойно зайти и занять свободное место (при его отсутствии — встать, держась за поручни и не заслоняя выход). Облокачиваться на двери нельзя.
Чрезвычайные ситуации
В метро могут произойти ситуации, представляющие опасность для жизни. При большом скоплении народа велик риск возникновения давки. В этом случае нужно снять с шеи шарф, галстук, украшения и застегнуть одежду. Руки должны быть согнуты в локтях, чтобы оставалось пространство для нормального дыхания. Для защиты грудной клетки перед ней выставляют кулаки.
Остерегаются препятствий в виде выступов, углов, колонн, решеток. При падении встают по ходу движения толпы. Маленьких детей садят на плечи.
Эскалатор также представляет опасность. При падении ленты вниз нужно быстро перелезть через балюстраду на другой эскалатор. Если одежду или обувь «зажевало», следует оповестить об этом диспетчера: он остановит работу эскалатора и освободит из ловушки.
При падении на рельсы нужно бежать вперед по направлению движения электропоезда (при отсутствии его приближения) до черно-белой полосы, добравшись до начала платформы — просить о помощи пассажиров и работников метрополитена.
Если после падения слышны сигнал и шум состава, следует быстро лечь в специальное углубление на рельсах (перед этим снять рюкзак, если он находится за спиной, и проследить, чтобы одежда плотно прилегала к телу).
Если в вагоне произошел пожар, рекомендуется намочить шарф, платок или другую ткань жидкостью и дышать через них. Пожар быстрее распространяется при открытых окнах в вагоне, поэтому их следует затворить. Двигаются от возгорания по возможности по ходу движения электропоезда. Нельзя пользоваться стоп-краном, пока состав находится в туннеле: поезд должен доехать до станции.
Основы этикета
Этикет в общественном транспорте одинаков как для наземных средств передвижения, так и для метро.
Он включает в себя следующие правила:
- Предоставлять места инвалидам, детям, пожилым людям.
- Не перекусывать в вагонах.
- Громко не разговаривать.
- Отказаться от сна во время поездки.
- Не разглядывать пристально пассажиров.
- Не расчесываться и не делать макияж.
Если посторонний человек спрашивает, как проехать к какой-либо станции или где лучше выйти, ему следует ответить или направить его к работнику метро.
Общие нормы поведения для транспорта
Нормы поведения в общественном транспорте соблюдают независимо от его вида. Правила поведения для школьников и взрослых одинаковы.
На входе
Подходить к дверям транспорта следует после его остановки.
Перед посадкой пропускают выходящих пассажиров. На улице заранее снимают рюкзак со спины. При входе соблюдают очередность, не торопятся и не толкаются.
После посадки проходят в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Если нужно выйти на следующей остановке, становятся недалеко от дверей. После оплаты проезда билет сохраняют до конца поездки, его предъявляют контролеру по первому требованию.
Во время движения
Необходимо соблюдать следующие правила поведения в автобусе и другом общественном транспорте:
- Не ходить по салону без надобности. Для профилактики травматизма нужно держаться за поручни, стоять, повернувшись лицом в сторону движения. Допускается размещение полубоком или боком. Нежелательно поворачиваться к водительскому месту спиной, т. к. можно ее травмировать при внезапной остановке.
- Не высовывать голову, руки из окна.
- Не разговаривать громко. Нередко некоторые пассажиры длительное время обсуждают по телефону свои или чужие проблемы. Таким поведением они показывают неуважение к людям, вынужденным быть свидетелями разговора.
- Слушать музыку в наушниках.
- Не ставить вещи в проходе.
- Не отвлекать водителя. Оповещать водителя об остановке заранее.
- Не пачкать сиденья, пол и сидящих рядом людей мороженым и другими продуктами.
- Не облокачиваться спиной на двери, т. к. они могут открыться.
- В переполненном маршрутном такси передавать деньги за билет, не вставая с места.
Порядок выхода
Продвигаясь к выходу из автобуса, держатся за поручни.
В переполненном салоне недопустимо идти, расталкивая впереди стоящих пассажиров. Нужно вежливо узнать, выходят ли они на следующей остановке (при отрицательном ответе — попросить людей пропустить или поменяться местами).
Эвакуация при чрезвычайных ситуациях
При пожаре салон быстро покидают через двери, окна. Если автобус перевернулся или двери заблокированы, можно воспользоваться аварийными люками. При задымлении дышат через рукав или влажную ткань.
При эвакуации из трамвая или троллейбуса следует быть осторожным: металлические части могут находиться под напряжением из-за повреждения огнем изоляции проводов. Поэтому запрещается дотрагиваться до металлических элементов и заливать их водой. Выбираются из салона, по возможности не касаясь ступеней, помогая другим людям покинуть транспорт.
При пожаре или аварии существует риск взрыва топливных баков. Поэтому после эвакуации людей необходимо отойти от опасного объекта на максимальное расстояние.
Кому уступают места
В общественном транспорте уступают места инвалидам, маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям. Рядом с передними сиденьями или в середине салона установлены специальные знаки, указывающие на предоставление мест перечисленным категориям.
Подросткам и дошкольникам следует рассказать о том, что нужно уступать место пожилым людям и инвалидам.
Правила безопасности при возгорании
Пожар в общественном транспорте опасен тем, что большое количество людей находится в закрытом небольшом помещении. Кроме того, при горении частей транспорта выделяется довольно токсичные вещества, которые представляют опасность для человека.
Почувствовав в салоне дым и соответствующий запах, сообщите об этом водителю и потребуйте остановки для выяснения обстоятельств. В транспортах, которых ходят с помощью подачи электричества, в случаи аварии возможно нарушение защитной изоляции и металлические элементы могут попасть под напряжение.
Для эвакуации используются люки на крыше либо боковые окна. В случае взрыва или сильного задымления обязательно закройте нос и рот чем-то из элементов одежды. Внизу скопления дыма минимально, поэтому следует лечь на пол, чтобы избежать отравления.
Когда вы смогли выбраться из салона транспорта, немедленно уйдите на безопасное расстояние. Есть возможность взрыва баков с горючим или замыкания в электросети.
При пожаре на железнодорожном транспорте действовать нужно немного иначе. Окна следует закрыть, чтобы попадающий в вагон ветер еще больше не распылял пламя. Попытайтесь уйти через соседние вагоны. При этом двери крепко за собой закрывайте. Защищайте органы дыхания и глаза.
Оказавшись в относительной безопасности, включайтесь в спасательные работы. Окажите другим посильную помощь.