Как проверить крышку расширительного бачка на любом автомобиле

Как определить наличие проблемы: симптомы, признаки, диагностика

Диагностика призвана помочь найти причину неправильной работы системы охлаждения. Если тосол постоянно куда-то пропадает, кипит, сильно бурлит в радиаторе охлаждения, а салон не нагревается — со всем этим нужно разбираться. Если уровень тосола регулярно понижается — его место будет занимать воздух, который со временем образует воздушную пробку. В данном случае нужно проверить герметичность всех соединений системы охлаждения двигателя. Для этого производят внимательный внешний осмотр сопряжений резиновых деталей (шлангов, патрубков) с трубками и штуцерами при прогретом работающем двигателе

Особое внимание обратить на патрубки радиатора, водяного насоса, термостата и шланги отопителя. Если обнаружится течь — её нужно устранить заменой патрубков или подтяжкой стальных хомутиков

Основная нагрузка по регулировке (в момент прогревания двигателя) и поддержанию постоянной (во время работы двигателя) температуры в системе охлаждения ложится на термостат. Если двигатель после запуска начинает прогреваться очень быстро, почти одновременно запускается электрический вентилятор, а на указателе стрелка стремиться двигаться в красную зону — эти признаки указывают на неисправность термостата или скопление воздуха в нагнетающем патрубке от насоса. Клапан термостата будет всё время закрыт, и тосол циркулирует только по малому кругу.

Скопление воздуха в термостате: схема процесса

А вот если двигатель долго разогревается, а стрелка застыла в начале шкалы — это признак постоянно открытого клапана у термостата или образования воздушной пробки в самом термостате. Открытый клапан не может переключить циркуляцию тосола на малый круг для быстрого разогрева двигателя.

Чтобы проверить правильность работы термостата, нужно завести двигатель и дать ему поработать до начала движения стрелки указателя температуры. Трогаем рукой патрубки охлаждающего радиатора. Верхний должен быть тёплым, а нижний оставаться холодным. При дальнейшей работе двигателя патрубок вверху радиатора должен делаться всё горячее, а нижний патрубок оставаться таким же холодным. Когда двигатель прогреется и температура станет равной 80–90 градусов, откроется клапан термостата. В это время нижний патрубок радиатора будет сначала тёплым, а потом и горячим.

О техническом состоянии водяной помпы можно судить по шумности работы; отсутствию течи тосола через сальник; отсутствию вибраций из-за износа подшипника на валу насоса. Подтекание тосола говорит о подсосе воздуха и образованию его скоплений в системе охлаждения.

  • при неумелой заливке тосола в систему при его замене и добавлении до нормы;
  • при частичной разгермитизации системы и подсоса воздуха через неплотные соединения;
  • при поломке воздушного клапана расширительного бачка.

Поскольку воздух гораздо легче охлаждающей жидкости, он всегда будет стремиться вверх. Поэтому способы удаления скоплений воздуха из системы охлаждения одинаковы для всех типов двигателей внутреннего сгорания (дизелей, карбюраторных, с продольным или поперечным расположением, V-образных или рядных и т.д.).

Самый верный признак образования скопления воздуха в системе охлаждения — плохая подача тепла печкой при нормально прогретом двигателе.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Зачастую выходит из строя клапан высокого давления, он просто начинает скидывать антифриз при нормальном показателе, либо вообще его не скидывает.

При скидывании нормального давления (при прогретом двигателе), происходит выплеск антифриза или тосола и соответственно его понижение. Зачастую может валить пар из под капота, потому как жидкость попадает на раскаленный выпускной коллектор. Причем температура двигателя не в красной зоне, то есть она рабочая – значит 90% крышка.

При выходе из строя вакуумного клапана, будут проявляться совершенно другие признаки. Так зачастую возникают воздушные пробки в системе – приводит это к следующему, двигатель перегревается, а из печки идет холодный воздух.

Если честно причин может быть масса, так например еще один из признаков — это когда разрывает трубки или срывает хомуты. ДА и сам бачок может лопнуть – это говорит, что клапан высокого давления не скидывает «излишки» и оно начинает превышать 1,5 атмосферы, может кстати повредить и сами радиаторы, напомню их два основной и печки (в салоне).

Так что если у вас начали «сопливиться», соединительные хомуты или другие соединения, выбивает часто шланги – меняйте крышку.

С какой силой следует закручивать крышку на расширительном бачке?

Чтобы автомобиль прослужил долго, важно поддерживать все его системы в надлежащем состоянии

Многое зависит от системы охлаждения, а точнее от ее правильной работы. Одним из факторов, который влияет на качество работы охлаждения, является закрученная крышка расширительного бачка

Важно ее закрутить достаточно сильно, чтобы избежать возможности утечки антифриза

Многие автомобили охлаждают мотор жидкой системой, в которой циркулирует жидкость по двум кругам, малому и большому, в зависимости от температуры мотора. В радиаторе жидкость проходит через каналы с сотами, в которых охлаждается достаточно быстро. Так получается сохранять нужную температуру для работы двигателя не навредив ему.

Одним из важных компонентов системы является расширительный бачок. Он крайне важен, ведь он сдерживает давление, которое получается от расширения антифриза

Для правильного функционирования важно следить за уровнем жидкости, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. Если жидкости будет мало, то это приведет к взрыву радиатора и поломке мотора, а если наоборот, много, то повышенное давление может также разорвать бачок и радиатор

Давление в системе регулируется благодаря клапану на крышке, который выпускает излишки наружу.

Но все же, как правильнее закручивать крышку? Единого мнения по этому поводу нет. Некоторые автопроизводители специально делают на крышке своеобразные «стопы», которые не позволят сильно туго затянуть крышку, и оставят ее на необходимом уровне.

Закручивать такие крышки нужно так, чтобы сработало то самое ограничение, которое как раз показывает правильную степень затяжки. Но это касается больше новых иномарок. Что же делать любителям отечественного производителя? Здесь наверно лучше не закручивать максимально туго, чтобы не повредить всю систему чрезмерным уровнем давления.

Но, так как на наших авто могут стоять некачественные запчасти, клапаны на крышках могут выходить из строя очень быстро и не стравливать давление как нужно. Поэтому вероятность поломки здесь возрастает в разы. Очень часто можно видеть случаи, когда бачки разрываются из-за лишнего давления, так же может повредиться радиатор, что также плохо скажется на автомобиле и кошельке. Чтобы хоть как-то продлить работу агрегата, нужно не дотягивать резьбу, так давление будет дополнительно выходить из системы помимо клапана.

В заключении можно сказать, что иностранные автомобили требуют плотного закрытия крышки расширительного бачка, ведь давление, которое будет появляться в системе, будет правильно стравливаться через клапан. Также многое говорит о качестве клапана, можно с уверенностью сказать, что он не сломается спустя несколько месяцев работы. Но, увы, нельзя сказать того же про отечественные автомобили. Проблемы в работе системы охлаждения встречаются достаточно часто, так как клапан или неправильно работает или быстро ломается. Поэтому, когда крышка закручена не до конца, у давления есть возможность снижаться самостоятельно через зазор.

Вместе весело шагать. Тест-драйв кроссовера DFM 580

Смотреть все фото новости >>

Причины скопления воздуха в антифризе

Общая схема жидкостной системы охлаждения

Закрытые жидкостные системы охлаждения рассчитаны на поддержание в них постоянного избыточного давления (до 100 кПа). Повышенное давление позволило поднять температуру кипения жидкости до 120 градусов. Поскольку автомобили эксплуатируются круглый год, для них была специально разработана концентрированная, специальная незамерзающая охлаждающая жидкость — антифриз (наиболее популярен тосол). Он состоит из этиленгликоля, дистилированной воды и антикоррозийных, антивспенивающих, антиокислительных присадок. Тосол обеспечивает оптимальный тепловой рабочий режим двигателя 80–100 градусов в любую погоду. Основные причины возникновения воздушных пробок следующие:

  1. Подсасывание воздуха через недостаточно герметичные соединения патрубков, шлангов, штуцеров, трубок. Это происходит потому, что при движении тосола по системе у стенок в трубках создаётся сниженное давление, которое втягивает наружный воздух в местах с неплотными соединениями.
  2. Воздух запирается в системе охлаждения, когда при доливании или замене охлаждающей жидкости используется воронка с широким горлышком. Мощный поток антифриза перекрывает путь воздуху наверх. В расширительный бачок или радиатор тосол всегда наливается тонкой струйкой.

Схема циркуляции тосола в системе охлаждения двигателяНа современных автомобилях применяется принудительная закрытая система охлаждения. Её главная задача — обеспечение устойчивой работы двигателя при переходе от режима охлаждения к режиму нагревания и наоборот. Достичь этого непросто, так как при нагревании тосола его объём увеличивается, и возникает избыточное давление, а при его охлаждении объём и давление в системе понижается. Повышенное давление сжимает воздух в самой верхней точке системы — расширительном бачке. В заливной пробке бачка есть воздушный клапан, который работает в двух направлениях. При повышении давления стравливает лишний воздух наружу, при понижении давления впускает наружный воздух в систему. Именно воздушный клапан поддерживает постоянное избытычное давление при любом тепловом режиме. Если это устройство будет работать неправильно, в системе охлаждения начнёт постоянно скапливаться лишний воздух

Проверка состояния крышки

В некоторых ситуациях правильно с позиции автомобилиста будет заняться самостоятельной проверкой пробки из расширительного бачка

Но важно учитывать, что это довольно сложная процедура. Ведь работоспособность элемента напрямую связана с создаваемым внутри системы охлаждения давлением

Искусственно в гаражных или домашних условиях создать нужное давление, дабы проверить элемент, не очень просто. Потому пробку от расширительного бачка, которую подозревают в неисправностях, часто отправляют в автосервис, а не ломают голову над тем, как сделать это своими руками.

Суть диагностики на автосервисе заключается в том, что проверяемая крышка бачка подвергается давлению, создаваемому специальными насосами. Именно они обеспечивают необходимое количество атмосфер для той или иной модели крышки с клапанами. Это даёт возможность увидеть, срабатывает ли при заданных значениях открытие и закрытие, либо устройство вышло из строя и требует замены.

Самостоятельно провести диагностику можно, пусть даже точность полученных результатов будет ниже в сравнении с проверкой в автосервисе. Зато платить деньги никому не придётся. Для проверки нужно выполнить следующие манипуляции:

Для начала, пока двигатель не запускался, нужно снять крышку со своего расширительного бачка в подкапотном пространстве, и визуально осмотреть пробку со всех сторон при хорошем освещении. Наличие сколов, разных трещин, разрывов и затёртостей говорит о том, что элемент имеет ряд механических повреждений, которые вероятно и привели к появлению характерных симптомов.
При отсутствии механических повреждений верните заглушку на место, и запустите мотор. Нужно дождаться, когда ДВС прогреется до своих рабочих параметров. Снова вернитесь к подкапотному пространству, наденьте перчатку и начинайте постепенно раскручивать пробку

Важно создать вокруг себя тишину, поскольку тут придётся слушать.
Если вы ничего не слышите, никакие звуки при открытии не появляются, с крышкой всё хорошо. Но при наличии звука, напоминающего процесс открытия какой-нибудь газировки, это указывает на неисправность

Шипение говорит нам о том, что клапан не срабатывает, хотя давление уже достаточно высокое. Подобные звуки подтвердят ваше опасение. Заглушка сдерживает избыточное давление, поскольку клапан не функционирует и не открывается при необходимости.
Проверить низкое давление можно несколько иначе. Для этого закрутите плотно крышку, прогрейте двигатель до рабочих температур, после чего проинспектируйте состояние толстых шлангов в вашей системе охлаждения. Бывают ситуации, когда шланги оказываются словно вдавлены внутрь, их сжало. Характерный признак, подсказывающий автомобилисту, что крышка вышла из строя, и не нагнетает давление при его падении ниже требуемого уровня.

Существует альтернативный метод диагностики, но он подойдёт не всем, поскольку автомобильные системы охлаждения отличаются по своей конструкции и доступу к шлангам.

Если же добраться без лишних демонтажных работ к шлангу системы охлаждения вы можете, попробуйте использовать этот метод. Вам потребуется открутить пробку, сжать подручным приспособлением или просто рукой один шланг, а затем вернуть на место крышку. То место, которое вы зажали, следует отпустить. Если при этом трубка вернётся в своё изначальное состояние, с клапанами всё хорошо.

При выявлении признаков, указывающих на неисправность клапанной крышки расширительного бачка с жидкостью охлаждения, единственным способом устранить неисправность будет замена повреждённого элемента. Для этого купите такую же крышку, как установлена на вашу машину, и закрутите её. Если после таких манипуляций работоспособность системы вернётся к норме, причина крылась именно к заглушке бачка с антифризом.

Пробка достаточно маленькая и неприметная, но на практике выполняет крайне важные функции. Потому автовладельцам рекомендуется периодически проверять её работоспособность, проводить визуальный осмотр и не забывать подливать в бачок качественную охлаждающую жидкость.

Диагностика

Есть несколько способов выявить поломку. Рассмотрим их подробнее. Все манипуляции следует выполнять на остывшем моторе. Иначе есть риск обжечь руки или получить струю раскаленного пара прямо в лицо. Ведь антифриз очень горячий и находится под высоким давлением. Возможные действия:

  1. Осмотр на глаз. Признаки механической деформации видны сразу. Это трещины, сколы, «разбухание» прокладки.
  2. Можно заняться тестированием пружин: сжать и посмотреть, как металл обеспечивает работоспособность.
  3. Не помешает проверить впускной клапан. Для этого его нужно оттянуть и проконтролировать возврат на место.

Проверка крышки радиатора автоПроверка состояния крышки радиатора

Порой на седло клапана попадает грязь. Тогда появляется зазор, который мешает правильной работе. В этом случае можно попытаться почистить седло самостоятельно. Но если на поверхности есть вмятины или выбоины, крышка пришла в негодность.

Паровой клапан

Первым делом нужно найти точку «подключения» к системе. Для этого достаточно снять один из второстепенных патрубков. Например, тот, что идет на подогрев коллектора или заслонки, подойдет наилучшим образом. К патрубку следует подключить автоматический насос с манометром и нажать на кнопку ON.

По мере нагнетания воздуха начнет расти давление. В определенный момент крышка издаст шипящие и булькающие звуки. Нужно записать показания манометра и сравнить его с нормативным, которое должен обеспечивать клапан. Нет расхождений или оно минимальное? Значит все в порядке.

Кстати. Нельзя резко сбрасывать воздух из системы. Его нужно стравливать очень медленно, чтобы жидкость случайно не выплеснулась наружу.

Атмосферный клапан

Именно через впускной клапан антифриз устремляется из расширительного бачка в радиатор. Это случается, когда образуется вакуум. Его легко заполняет дополнительная «порция» охлаждающей жидкости. Диагностику выполняют так:

  1. Аккуратно пальцем приподнимают пятачок клапана. Если он исправен, то движется без серьезного сопротивления. Нужно проделать манипуляцию несколько раз, чтобы убедиться, что клапан работает.
  2. Завинчивают пробку на место. Снимают шланг с расширительного бачка и пытаются с силой дунуть в радиатор. Когда давление станет подходящим, воздух начнет проникать сквозь клапан. Это хороший знак.

Таким нехитрым способом можно убедиться в работоспособности пробки. Если тест закончился положительно, с заменой детали можно повременить.

Герметичность прокладки

Мы упоминали выше, что утечку диагностировать не так легко. Если антифриз вытекает из системы по капле, понадобится радикальный метод проверки. Сначала нужно замешать крепкий мыльный раствор. Из такого делают воздушные пузыри. Этой субстанцией следует обмазать крышку снизу.

Схема проверки крышки радиатора мыльным раствором и воздухомСхема проверки крышки радиатора мыльным раствором и воздухом

На следующем этапе снимаем шланг с расширительного бачка и медленно «надуваем» радиатор. Через некоторое время из пробки начнет выходить воздух. А если нарушена герметичность прокладки, то мыльный раствор пойдет пузырями. Это верный сигнал неисправности.

Чтобы радиатор работал лучше, его можно почистить изнутри.

Самодельный тестер

На рынке есть заводские приборы, способные выявить неисправность крышки. Но их цену не назовешь низкой. Подобное оборудование понадобится разве что для автосервиса. Для личного пользования можно собрать импровизированный тестер. Вот принципиальная схема:

Схема самодельного тестера для проверки крышки радиатораСхема самодельного тестера для проверки крышки радиатора

Главный блок — бачок, обрезанный со сломанного радиатора. Состояние сот не играет роли

Важно, чтобы емкость была герметичной. К ней следует присоединить ниппель от автомобильной шины

На него легко накручивается шланг компрессора. По встроенному манометру можно наблюдать за изменением давления. Процесс тестирования прост. Нужно плотно закрутить на горловину бачка крышку. Потом включить компрессор. Вот какие значения сигнализируют об исправности пробки:

Тип мотора

Давление открытия перепускного клапана, кПа

Давление открытия атмосферного клапана, кПа

Дизельный

107,9±14,7

83,4

Бензиновый

83-110

7

Если клапаны крышки работают в пределах указанных диапазонов, значит ее не время менять. В противном случае следует приобрести новую. Прибор долго собирать. А главный недостаток состоит в том, что он не универсальный. Форм-фактор пробок и горловин радиатора отличается для разных марок и моделей автомобилей.

Диагностирование системы охлаждения двигателя

Общее диагностирование технического состояния системы охлаждения заключается в определении ее герметичности и теплового баланса.

Заключение о герметичности системы делают, визуально убедившись в отсутствии утечки ОЖ при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля.

О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверку производят с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.

Работа системы охлаждения считается удовлетворительной, если температура двигателя удерживается в пределах 85…95 °С при движении нагруженного автомобиля со скоростью около 90 км/ч.

Проверить общее состояние системы охлаждения и найти конкретные места утечки ОЖ можно при подаче воздуха под небольшим давлением в систему охлаждения.

Для проверки герметичности системы охлаждения можно использовать воздушную сеть (рис. 1, а), а в случае ее отсутствия, воздушный насос (рис. 1, б), которые подсоединяют к пробке расширительного бачка или радиатора.

С помощью редуктора или насоса поднимают давление до величины давления открытия пробки расширительного бачка (0,09…0,13 МПа) в течение 2 мин. Следят за показанием манометра: давление должно быть стабильным, в противном случае визуально определяют утечки ОЖ или проверяют охладители отдельных составных частей двигателя (системы рециркуляции, радиатор охлаждения масла и т.д).

Причиной быстрого убывания ОЖ в системе может быть неправильная работа клапана пробки расширительного бачка и ее недостаточная герметичность. При появлении этой неисправности необходимо проверить состояние клапана пробки и давление его открытия (значение давления указано в технических характеристиках данного двигателя).

Рис. 1. Проверка герметичности системы охлаждения с использованием воздушной сети (а) и воздушного насоса (б): 1 — пневморедуктор; 2 — манометр; 3 — герметизирующая насадка; 4 — радиатор; 5 — насос; 6 — пробка расширительного бачка

Работоспособность радиатора определяют по разности температур ОЖ в его верхней и нижней части, которая должна быть в пределах 8…12 °С. Уменьшение разности температур указывает на наличие накипи в трубках радиатора или на его загрязнение.

При проверке термостата его снимают с двигателя и помещают в емкость с жидкостью, имеющей температуру окружающего воздуха. Можно использовать обычную воду, но, учитывая, что температура ОЖ в современных двигателях может превышать 100 °С, желательно применять технический глицерин, температура кипения которого выше. В случае же использования воды можно установить только начало открытия клапана. Жидкость постепенно нагревают; при температуре 70…80 °С (в зависимости от модели двигателя) должно начаться открытие клапана термостата. За температуру начала открытия принимается та, при которой ход клапана, расположенного со стороны входного патрубка радиатора, составляет 0,1 мм. Для более точного определения величины хода можно использовать индикатор часового типа на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90…110 °С (в зависимости от модели двигателя) должно привести к полному открытию клапана (6…8 мм). Если после проведения вышеописанной проверки установлено, что термостат не удовлетворяет указанным условиям, его заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.

При появлении утечки ОЖ из радиатора, если найти место утечки не представляется возможным, радиатор проверяют на герметичность. Существуют два способа проверки: непосредственно на автомобиле и при снятом радиаторе.

При проверке на автомобиле радиатор заполняют водой, все патрубки закрывают заглушками, оставив один открытым (через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 0,1 МПа). По месту появления воды и определяют место утечки.

Однако из-за сложности доступа к радиатору удобнее проверять его, сняв с автомобиля. После снятия закрывают заливную горловину и все патрубки радиатора, оставив один открытым, через него подают в радиатор воздух под давлением примерно 0,1 МПа. Радиатор помещают в ванну с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые и укажут точное место утечки.

Жидкостный насос проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие. Если при работе насос издает шум, проверяют также его осевой люфт. При появлении утечки ОЖ из жидкостного насоса, шума при работе и увеличенного осевого люфта насоса, его снимают с двигателя, разбирают, проверяют и при необходимости ремонтируют или заменяют насос.

Проверку электрических элементов системы охлаждения проводят с помощью сканеров и тестеров.

Какую крышку радиатора поставить

Многих автолюбителей, затеявших проверку и замену упомянутой крышки, интересует вопрос о том, какие лучшие крышки для радиатора? Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо сразу обратить внимание на то, что новая крышка должна обладать теми же эксплуатационными характеристиками, что и заменяемая. В частности, иметь аналогичный диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана, а самое главное — должна быть рассчитана на аналогичное давление. Как правило, для большинства современных легковых автомобилей в продаже реализуются крышки, предназначенные для работы в диапазоне давлений 0,9…1,1 Бара

Однако перед покупкой необходимо дополнительно уточнить эту информацию, поскольку иногда встречаются исключения. Соответственно, и выбирать новую крышку нужно с аналогичными характеристиками

Как правило, для большинства современных легковых автомобилей в продаже реализуются крышки, предназначенные для работы в диапазоне давлений 0,9…1,1 Бара. Однако перед покупкой необходимо дополнительно уточнить эту информацию, поскольку иногда встречаются исключения. Соответственно, и выбирать новую крышку нужно с аналогичными характеристиками.

Обратите внимание, что также в продаже можно встретить так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на работу при повышенном давлении, в частности, до 1,3 Бара. Это сделано для того, чтобы еще больше повысить температуру кипения тосола и тем самым поднять КПД двигателя автомобиля. Такие крышки могут применяться на спортивных автомобилях, двигатели которых предназначены для работы на большой мощности, однако в кратковременном режиме

Такие крышки могут применяться на спортивных автомобилях, двигатели которых предназначены для работы на большой мощности, однако в кратковременном режиме.

Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, такие крышки категорически не подходят. При их установке возникает ряд негативных факторов. Среди них:

  • Работа элементов системы охлаждения «на износ». Это приводит к снижению их общего ресурса и риску преждевременного выхода из строя. И если от чрезмерного давления лопнет патрубок или хомут — это половина беды, но гораздо хуже такая ситуация может закончиться, например, в случае, если лопнет радиатор или расширительный бачок. Это уже грозит дорогостоящими ремонтами.
  • Снижение ресурса антифриза. У любой охлаждающей жидкости есть определенный рабочий диапазон температур. Выход за его пределы снижает эксплуатационные характеристики антифриза и значительно сокращает время его использования. Поэтому при использовании тюнингованных крышек придется чаще менять антифриз.

Таким образом, лучше не экспериментировать, и следовать рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля. Что касается конкретных торговых марок крышек радиаторов, то их существует достаточно много, и для разных машин они разные (для европейских, американских, азиатских автомобилей). Лучше всего покупать оригинальные запасные части. Их артикулы можно найти в документации или на специальных ресурсах в интернете.

Заключение

Помните, что исправная крышка радиатора — залог нормальной работы двигателя любого автомобиля с замкнутой системой охлаждения. Поэтому проверять ее состояние имеет смысл не только, когда она вышла из строя (или начались проблемы в работе системы охлаждения), но и периодически. Особенно это касается старых машин, и/или машин, у которых в системе охлаждения используется вода или разведенный антифриз. Эти составы со временем повреждают материал крышки, и она выходит из строя. А поломка ее отдельных частей грозит снижением температуры кипения охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Выбирать новую крышку необходимо по заранее известным параметрам. Это касается как ее геометрических размеров (диаметра крышки, диаметра прокладок, усилия пружины), так и давления, на которое она рассчитана. Эту информацию можно узнать из мануала или попросту купить крышку радиатора, аналогичную установленной прежде.

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Как проверить работу крышку радиатора

Проверить исправность крышки радиатора можно несколькими методами. Для этого нужно следовать представленному ниже алгоритму.

Проверять крышку радиатора необходимо при полностью остывшем двигателе, поскольку деталь будет иметь высокую температуру охлаждающей жидкости. Прикоснувшись к ней в нагретом состоянии можно обжечься! Кроме этого, антифриз в горячем состоянии находится в системе под давлением. Поэтому при открывании крышки он может выплеснуться наружу, что также грозит серьезными ожогами!

  • Визуальный осмотр. В первую очередь необходимо визуально проверить состояние крышки. В идеале она не должна иметь механических повреждений, сколов, вмятин, царапин и так далее. Если имеют место перечисленные повреждения, то рано или поздно на их месте возникнет очаг коррозии, который будет постоянно расширяться. Такую крышку можно или зачистить и покрасить заново, или поменять на новую. Второй вариант предпочтительнее.
  • Проверка пружины. Конструкция каждой крышки радиатора подразумевает наличие пружины, которая служит частью предохранительного клапана. Для проверки нужно сдавить ее пальцами. Если она сдавливается очень легко — значит, она негодная, и ее нужно заменить (в случае, если крышка разборная). Однако чаще всего крышки являются неразборными, поэтому она полностью подлежит замене.
  • Проверка атмосферного клапана. Для проверки его нужно потянуть и открыть. Далее отпустить и проверить, чтобы он полностью закрывался. Также в процессе проверки нужно обязательно проверить седло клапана на предмет наличия в нем грязи или отложений, которые могут появиться в процессе испарения старого антифриза. Если грязь или отложения имеются, то вариантов два. Первый — попробовать почистить седло. Второй — заменить крышку на новую. Однако все зависит от степени загрязнения внутренней поверхности вакуумного клапана.
  • Проверка срабатывания клапана. Для этого необходимо воспользоваться специальным прибором. О нем чуть далее.

Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Он заключается в том, чтобы на прогретом (включенном) двигателе пощупать патрубок радиатора. Если давление в нем есть, значит, крышка держит, а если патрубок мягкий — значит, клапан на ней пропускает.

Однако встречается и описание еще одного «народного» метода, который на самом деле некорректен. Так, утверждается, что необходимо сдавливать рукой верхний патрубок, одновременно с этим наблюдая повышение уровня жидкости в расширительном бачке. Или, аналогично, демонтировав конец отводного патрубка наблюдать, как антифриз будет вытекать из него.

Дело в том, что столб жидкости приподнимает седло клапана лишь в ситуации, когда давление от силы сжатия будет гораздо больше. На самом же деле жидкость при возрастании давления давит во всех направлениях, и будет приподнимать перепускной клапан лишь «на излишках». И давление охлаждающей жидкости распространяется по всем каналам, а не только в одном конкретном (к седлу).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: