Выбор оптимальной силы тока для зарядки АКБ
Аккумулятор постоянно используется во время работы автомобиля. В неподвижном состоянии он потребляет энергию для часов, компьютера и стандартного энергопотребления, затем вращает стартер и при работающем двигателе заряжается. Таким образом, аккумулятор заряжается или подзаряжается 24 часа в сутки 365 дней в году. А генератор автомобиля не всегда способен обеспечить 100% заряд. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо периодически подзаряжать аккумулятор. Новые батареи поставляются с зарядом 80%, их также следует заряжать.
Состояние батареи можно оценить и охарактеризовать по напряжению на клеммах:
- 12,4 — 12,6 В в норме
- 12,2 — 12,4 В низкий уровень, требуется зарядка
- Низкий уровень напряжения 11,9-12,2 В и требует немедленной подзарядки
- ниже 11,9 В не может использоваться и требует немедленной подзарядки
Независимо от состояния аккумулятора, его следует заряжать в двух других случаях:
- Осень. Зима — очень тяжелое время для функционирования. Отрицательные температуры снижают емкость аккумулятора и затрудняют прокручивание холодного двигателя стартером.
- До и после длительной стоянки (месяц и более). Это делается перед парковкой, чтобы предотвратить сульфатацию пластин. После этого оживить аккумулятор.
Производители батарей рекомендуют, чтобы значение тока составляло одну десятую от емкости. Для батарей емкостью 60, 70 и 100 Ач необходимый зарядный ток составит 6, 7 и 10 ампер соответственно.
Почти все продаваемые батареи являются кислотными. Независимо от технологии изготовления, они могут заряжаться от большинства устройств. Это могут быть старые трансформаторные батареи или новые электронные устройства. Единственным исключением являются гелевые аккумуляторы. Эти батареи можно заряжать только с помощью импульсного зарядного устройства.
На что нужно обратить внимание при выборе АКБ
Многие производители, чтобы облегчить процесс поиска подходящего аккумулятора для машины, указывают соответствующую маркировку. Такой подход позволяет быстрее определиться с выбором. При этом каждый потребитель должен оценить ряд факторов:
Тип клемм
Плюсовая клемма всегда больше по показателям диаметра, что позволяет обеспечить дополнительную защиту
При покупке батареи важно учитывать существующие стандарты:
- Европейские модели с диаметром 19,5 мм, минусовая 17,9 мм. Подходят для всех европейских автомобилей.
- Азиатские варианты с плюсом — 12,7 мм и 11,1 мм – минусовая клемма. Устанавливают на азиатские авто (Японские, Корейские, Китайские)
- Американские клеммы — винтовые и расположены не на верхней крышке корпуса, а на лицевой стороне батареи. Бывают варианты с четырьмя клеммами, две с боковой стороны и две сверху.
Тип клемм
Полярность
Полярность указывает расположение контактов устройства, на которые фиксируются клеммы авто. Для определения правильного расположения, разверните прибор так, чтобы надпись легко читалась на крышке.
Полярность бывает двух видов и различается в зависимости от расположения ввода:
- Обратная полярность – когда плюс расположен справа, а минус слева;
- Прямая – когда плюс расположен слева, а минус справа.
Европейские, американские, азиатские автомобили с обратной полярностью, российские – с прямой. Если подобрать неправильный прибор по полярности, то провода могут просто не достать к токовыводу. Неправильное подключение чревато выходом из строя электрооборудования.
Полярность аккумулятора
Емкость
Чтобы выбрать хороший аккумулятор важно обратить внимание на такой технический момент, как емкость. Показатель выдает энергию, которая может расходоваться на протяжении определенного времени. Чем выше емкость, тем дольше проработают приборы на одном заряде и проще будет прокрутить двигатель при запуске
Чем выше емкость, тем дольше проработают приборы на одном заряде и проще будет прокрутить двигатель при запуске.
Емкостью 60 Ач означает, что – АКБ может выдавать 1 ампер в течение 60 часов или 60 ампер в течение 1 часа. Если Автомобилю потребуется потратить 65 ампер за 1 час, то какие-то электроприборы не смогут работать.
Чем больше включено электроприборов в автомобиле, тем мощнее требуется аккумулятор
Подбирая прибор, важно учитывать рекомендации производителя. При желании можно купить боле мощный АКБ, а вот менее не стоит. При выборе емкости также нужно смотреть на объем двигателя и тип топлива
Рабочий объем двигателя, с м³ | Емкость, Ач |
---|---|
Бензиновые карбюраторные двигатели | |
менее 1200 | 44 |
1200 – 1800 | 55 |
1800 – 2500 | 62 — 66 |
2500 – 4500 | 75 |
4500 – 6200 | 90 |
6200 – 8000 | 132 |
Бензиновые двигатели с впрыском топлива | |
менее 1600 | 44 |
1600 – 2500 | 55 |
2500 – 3000 | 62 |
3000 – 3500 | 75 |
более 3500 | 90 и более |
Дизельные двигатели | |
менее 1500 | 55 |
1500 – 2000 | 62 |
2000 – 2700 | 75 |
2700 – 3500 | 90 |
3500 – 6500 | 132 |
более 6500 | 190 и более |
Ток холодной прокрутки
Настоящим испытание для любого АКБ являются морозы. Пусковой ток – показатель мощности, которую выдает батарея. Чем выше этот показатель, тем больше вероятность того, что автомобиль заведется в холодное время года, даже простояв всю ночь.
Чем выше емкость и современнее технология, тем больший пусковой ток может выдать батарея.
Габариты
Даже незначительное расхождение в параметрах может помешать в выборе подходящего аккумулятора. Европейские модели создаются под авто европейских производителей, а вот американские для авто из США, но они практически ничем не отличаются от европейских.
Азиатские –под машины японских фирм и у них габариты отличаются очень сильно от предыдущих. Производители предоставляют целые таблицы, которые позволят разобраться в существующих параметрах.
Разряженный аккумулятор
Большая часть ситуаций, когда авто АКБ оказывается разряженной, случаются по вине водителей. Пореже причина кроется в конструкционных особенностях либо заводском браке. Батарея нередко понижает собственный заряд, если на генераторном ремне недостающий уровень натяга. Из-за этого происходит проскальзывание ремня и недостаточно действенная работа генератора.
Такая же неувязка появляется при неплотно закрытой двери либо незахлопнутом до конца багажнике. Виной тогда послужат работающие лампочки. В течение нескольких часов они способны значительно снизить уровень заряда.
Проверка электрики автомобиля
Зачастую даже свежий аккумулятор разряжается не по своей вине
Нет, конечно, у него есть саморазряд, но он настолько минимален, что чтобы разрядить АКБ полностью ваша машина должна простоять примерно полгода без единого пуска двигателя! В таких случаях важно правильно хранить аккумулятор, и он вас не подведет несколько лет
НО бывают случаи, когда рабочую батарею, просто кто-то «высасывает», буквально за ночь. И этому есть несколько объяснений:
Ночная утечка тока. Возможно, какое-то оборудование «питается» от АКБ даже когда автомобиль не работает, буквально пару – тройку дней и даже новый «экземпляр» перестанет запускать двигатель. Проверяем утечку, инструкция здесь.
Плохая работа генератора. Тут дело может быть в недозаряде или перезаряде аккумулятора. И то и другое нужно проверить. Если генератор работает плохо, то батарея банально может недозаряжаться, то есть напряжение при работающем двигателе будет ниже 13,8 – 14,00 Вольт (если 12В, то это вообще критично). Также бывает и перезаряд, то есть напряжение переваливает за 15 – 16 Вольт, это также критично для АКБ, во-первых нагревание свинцовых пластин внутри (что может вызвать их осыпание), во-вторых закипание и как следствие испарение электролита, что снизит емкость. Справедливости ради стоит отметить, что если генератор нормально не работает, у вас на приборной панели может гореть – «красный индикатор аккумулятора».
Перед покупкой обязательно проверяйте эти пункты, если хотите то это — ОБЯЗАТЕЛЬНО! Теперь хочется перейти к восстановлению, и такое бывает.
Каким током заряжать автомобильный аккумулятор
Величина зарядного тока принимается равной 0,1 номинальной емкости накопителя. Например, если емкость 55 Ач, то зарядный ток не должен превышать 5,5 ампер, если 60 Ач, то зарядный ток не должен превышать 6 ампер. Не рекомендуется увеличивать зарядный ток выше этих значений, иначе аккумулятор может выйти из строя. Большой ток нагрузки может вызвать деформацию пластин и соскальзывание активной массы с сеток, это сокращает срок службы батареи.
Самым оптимальным зарядом будет ток, равный 0,05 от значения емкости АКБ (0,1 делится пополам). Для АКБ емкостью 55 и 60 Ач это будут 2,75 и 3 Ампера соответственно. Чем меньше ток, тем глубже заряд. В этом случае время полного заряда увеличится, но сама зарядка будет качественнее. В профилактических целях для исключения сульфатации электродов рекомендуется принимать именно такие значения зарядного тока.
Для сокращения общего времени процесс можно разделить на два этапа. Сначала установить зарядный ток равным 0,1 емкости накопителя, а после увеличения плотности электролита до 1,26 г/см3 уменьшите его вдвое (0,05) и продолжайте полный заряд.
Зарядка постоянным током
Простой способ обеспечить постоянный ток – последовательно подключить переменный реостат с заряженной батареей; однако требуется ручная регулировка тока. Также можно использовать специальный регулятор тока, который также включается последовательно между зарядным устройством и аккумулятором. Сила тока, при которой осуществляется 10-часовой заряд, составляет 0,1 от полной емкости АКБ, а при 20-часовом – 0,05.
Зарядка постоянным напряжением
Заряжать постоянным напряжением несколько проще, чем постоянным током. Аккумулятор подключается с соблюдением полярности при отключенном от сети зарядном устройстве, после чего включается «зарядное устройство» и устанавливается значение, при котором происходит зарядка. Технически такой способ проще, так как достаточно иметь зарядное устройство с выходным напряжением до 15 вольт.
Расшифровка маркировки АКБ
Многие автомобилисты полагаются на профессионализм продавца, поэтому говорят, какой у них автомобиль, и прислушиваются к рекомендациям сотрудника магазина. Но, разбираясь в маркировке батареи, владелец транспортного средства сможет самостоятельно подобрать вариант для своей машины.
На этикетке каждого изделия указываются все необходимые параметры. На иллюстрации приведен пример обозначений, которые могут указываться производителем:
- 6 элементов;
- Стартерная;
- Номинальная емкость;
- Общая крышка;
- Залитая;
- Усовершенствованная;
- Номинальная емкость;
- Ток разряда при -18 градусах по Цельсию (европейский стандарт);
- Технология изготовления;
- Номинальное напряжение;
- Гарантия;
- Сертификат;
- Адрес фирмы-изготовителя;
- Штрих-код для сканера;
- Вес батареи;
- Соответствие стандартам, техусловия производства;
- Назначение АКБ.
Большинство современных батарей не обслуживаются.
Норма заряда АКБ
Одним из основных параметров состояния автомобильной аккумуляторной батареи является напряжение. С помощью напряжения проверяется определённая норма заряда аккумулятора. Поэтому, владельцу автомобиля необходимо знать какое нормальное значение напряжения АКБ.
Но это не значит, что его нельзя использовать. В идеале, конечно, нужно поддерживать батарею полностью заряженной. Но на практике такое можно осуществить, только если полностью зарядить аккумулятор, а затем подавать на выводы ток, равный саморазряду. Так, что АКБ редко находится в полностью заряженном состоянии. Ниже можно посмотреть зависимость напряжения и степени зарядки батареи.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
1,11 | 11,7 | 8,4 | -7 | |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
Что касается нормы заряда, то в большинстве случаев не рекомендуется эксплуатировать аккумулятор с напряжением менее 12 вольт. В этом случае его нужно ставить на зарядку. Эксплуатация АКБ в таком состоянии отрицательно сказывается на состоянии батареи. Это способствует увеличению сульфатации пластин и как следствие, приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора.
Критической нормой напряжения можно назвать 10,8 вольта. Ниже этого значения напряжение опускаться не должно. Это называется глубокий разряд АКБ, который очень вреден для батареи и сильно сокращает срок её службы. Особенно вреден глубокий разряд для кальциевых необслуживаемых аккумуляторов. Для них 2─3 таких глубоких разряда приводят к выходу из строя. После такого падения напряжения они необратимо теряют часть своей ёмкости.
Как вы видели в таблице выше, со степенью зарядки неразрывно связана плотность электролита. Это действительно так. Норму заряда аккумулятора можно проконтролировать не только по напряжению на его выводах, но и по величине плотности электролита. У полностью заряженной аккумуляторной батареи значение плотности должно быть 1,27─1,29 гр./см3. Измеряется плотность электролита специальным прибором – ареометром. Подробнее об электролите в аккумуляторе читайте по указанной ссылке.
Ареометр Стоит отметить ещё один важный момент, связанный с нормой напряжения АКБ. Если быть точным в определениях, то величина, измеряемая на выводах аккумулятора в разомкнутой цепи (не подключён к автомобилю), называется ЭДС.
Напряжение заряженной батареи
Теперь необходимо определиться с правильным напряжением у полностью заряженного аккумулятора от автомобиля.
Важно учитывать, что заряд восполняется за счёт работы генератора. АКБ используется для запуска ДВС
Затем питание всех потребителей обеспечивается энергией, вырабатываемой генератором. Он параллельно и подзаряжает саму АКБ.
В стандартных условиях, когда автомобилист в основном ездит по городу, преодолевая по 10-20 км. с остановками, сделать это не получится. Поэтому периодически напряжение нужно проверять. И если оно падает ниже нормы, используется зарядное устройство (ЗУ).
Самое время поговорить про нормальное напряжение аккумулятора для легкового автомобиля без нагрузки. Если АКБ заряжена, тогда измерительный прибор будет показывать в пределах от 12,6 до 12,9 В. Если вольтметр показывает такое напряжение, то оно будет считаться нормальным для аккумулятора автомобиля без нагрузки. А если напряжение нормальное, подключать АКБ к ЗУ нет смысла. Это даже опасно, поскольку перезаряд спровоцирует закипание электролита и нарушение работоспособности оборудования.
Некоторые автомобилисты опасаются покупки автомобильного аккумулятора, у которого напряжение заряда составляет 12,5 В. На самом деле ничего страшного в этом нет. Это нормальные значения для АКБ, которая не эксплуатируется, а просто находится некоторое время на складе при температуре не ниже 18 градусов Цельсия.
Периодически проверяя вольтаж своего аккумулятора под капотом автомобиля, водителю удастся своевременно заменить разряд и подключиться к ЗУ.
Следует сказать о том, сколько вольт при измерении должен показывать полностью заряженный аккумулятор под капотом автомобиля. Средним или нормальным считается значение в 12,6 В. Но есть такие АКБ, где параметры увеличиваются до 13,2 В, и это отклонением от нормы не выступает.
Примерно поняв, сколько вольт оптимально должен выдавать аккумулятор в машине, следует углубиться в этот вопрос.
Нормальный вольтаж при подключении нагрузочной вилки
К слову, мы не нашли ни одной технически грамотной таблицы. Не исключено, что исчерпывающая информация имеется в руководстве по эксплуатации более-менее серьезных изделий. Но пока мы вынуждены отослать вас к размытым рамкам, которыми пользуются во многих автомагазинах.
Итак, батарея считается работоспособной, если:
- При подключении нагрузочной вилки первые 5-7 секунд напряжение не падает ниже 10 В.
- После отключения нагрузки вольтаж сразу же восстанавливается до 12,6-12,7 В.
- Температура в месте замера – не ниже +15°C.
Когда под рукой только мультиметр
Если диагностика носит стихийный характер, то нагрузочную вилку с успехом сымитирует пара «мультиметр + любой электроприбор из бортовой сети». В качестве бортовой нагрузки обычно используют комбинацию «ближний + дальний свет фар», отдавая дань советским шоферам. Реже аккумулятор «грузят» стартером. Учитывая многие «но», оценка выходит такой же приближенной:
- Вольтаж не должен понижаться ниже 11,5 В при включении «дальнего».
- Напряжение не должно падать ниже 10 В при прокрутке двигателя стартером в холостую.
К вольтам «без нагрузки» аккумулятор должен возвращаться в течение первых 5-7 секунд после отключения электрооборудования. Также учитывайте то, что цифры приводятся для летнего времени года.
Можно ли подзарядить аккумулятор на холостых оборотах
Вопрос, который интересует многих. Интуитивно понятно, что если даже короткие поездки не восстанавливают заряд, то на холостом ходу сделать это тем более невозможно.
Некоторые общеизвестные факты:
- чтобы зарядить холодный аккумулятор, необходимо больше времени, чем для тёплого;
- если батарея сильно разряжена, при запуске двигателя будет единственная попытка. Второй раз энергии АКБ для прокручивания стартера не хватит.
В морозы при не полностью заряженном аккумуляторе к запуску двигателя нужно отнестись с максимальной ответственностью, иначе придется искать «донора». Но если попытка удалась, то можно предположить, что нормальная зарядка начнется только после того, как мотор прогреется до 45-50 градусов. Обычно на это уходит до 10 минут, при минусовой температуре – больше. После этого нужно дать поработать хотя бы полчаса; это гарантирует, что при работающей системе зажигания автомобиль заведется на следующий день.
10 минут недостаточно даже для запуска горячего силового агрегата. Если нужно полностью зарядить АКБ, в режиме ожидания потребуется не менее нескольких часов. При движении на эти же цели уйдёт примерно вдвое меньше времени, в зависимости от режима движения транспортного средства. На время влияют несколько факторов: состояние аккумулятора, степень разрядки, температура, наличие токов утечки и т.д.
Трудно назвать эффективным именно такой способ подзарядки: два – три часа работы мотора – это немало сгоревшего топлива, потраченного практически без пользы.
Сколько нужно проехать, чтобы зарядить автомобильный аккумулятор
В основном аккумулятор заряжается именно во время движения. Заряд продолжается не постоянно, а до тех пор, пока накопитель не достигнет определенного уровня, после чего генератор отключает эту цепь и сосредотачивается на обеспечении энергией бортовой сети. За определение состояния зарядки отвечают соответствующие датчики и регулятор напряжения.
При постоянно высокой температуре наружного воздуха процесс во время движения осуществляется с наибольшей интенсивностью. Батарее требуется от 30 до 50 минут езды на высоких скоростях, чтобы полностью восстановить энергию, затраченную на запуск двигателя, т.е. 30-100 километров.
При нажатой до земли педали акселератора подача тока на аккумулятор будет прервана, злоупотреблять этими режимами вождения не следует. Наоборот, при работе на холостом ходу в пробках часто требуется дозаправка, это предотвратит переключение цепи питания с потребителя на аккумулятор из-за недостаточной мощности, развиваемой генератором.
В холодное время года для восстановления заряда батареи требуется больше времени, обычно 60-100 минут. Если движение по прямой на высокой скорости невозможно, время зарядки может увеличиться до 120-150 минут, при этом автомобиль может проехать до 150 километров. На самом деле зимой снег и лед являются серьезными факторами, ограничивающими скорость транспортных средств.
Также могут влиять следующие факторы:
- состояние (чем старее батарея, тем меньше времени уйдёт на зарядку, поскольку у подержанных механизмов ёмкость сильно падает по сравнению с номинальной);
- время суток (ночью автомобиль вынужден ехать с включенными фарами, увеличивая нагрузку на генератор, он будет отдавать АКБ остаточную мощность);
- исправность электропроводки (ослабевшие, загрязнённые или окислившиеся контакты, клеммы, повреждённые провода снижают эффективность).
Возможен ли заряд на морозе
Чем ниже температура окружающей среды, тем хуже батарея воспринимает зарядку. Нормальный температурный диапазон 0…+25 °C.
Вероятность того, что батареи успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости нагрева электролита. И на это сильно влияет расположение аккумулятора в машине: под капотом, в багажнике или даже снаружи.
С этой точки зрения в худшем положении находятся развозные автомобили с выносным расположением устройств.
Причины замены АКБ
Выбор нового аккумулятора для автомобиля – задача, несомненно, важная, но было бы неплохо установить причину, почему старая не прослужила положенного срока. Вполне вероятно, что эти знания помогут нам избежать прежних ошибок, допущенных во время эксплуатации батареи.
На самом деле причин не так уж много:
- Первая и самая распространённая – естественная старость. Пластины постепенно расходуют свой ресурс, слой чистого свинца и его диоксида постоянно уменьшается, и аккумулятор теряет свой заряд. В итоге наступает момент, когда каждый пуск двигателя превращается в лотерею – заведётся или нет.
- Неправильная эксплуатация и ненадлежащий уход. Даже необслуживаемые АКБ периодически нуждаются в проверке некоторых важных параметров и во внеплановых подзарядках. Выкипание электролита, частые перезаряды из-за несовершенного зарядного устройства – все эти причины приводят к преждевременному осыпанию активного слоя пластин.
- Нередко причиной выхода из строя аккумулятора являются механические повреждения – трещины, деформация корпуса, разгерметизация – при появлении подобных дефектов дальнейшая эксплуатация батареи запрещена.
Если реанимационные мероприятия не помогают, остаётся единственный вариант – поход в автомагазин.
Проверяем полярность старого аккумулятора
Итак, на что следует, прежде всего, обращать внимание, выбирая новый аккумулятор? Как ни странно это прозвучит — на полярность. Именно она является основополагающим критерием правильного выбора
Прежде всего, посмотрите на то, какую полярность имеет старая батарея, установленная в вашей машине. Для этого лучше вынуть ее из автомобиля, чтобы при проверке не произошло фатальных ошибок, и повернуть аккумулятор «лицом» к себе.
Если значок минусовой клеммы расположен слева, а плюсовой — справа, это означает, что полярность обратная, и вам нужен аналогичный источник питания. Если же «минус», наоборот, располагается справа, а «плюс» — слева, значит, полярность прямая.
Следует также иметь в виду и то, что в импортных автомобилях полярность, чаще всего, обратная, а не прямая.
Признаки плохого заряда
Решить проблему с низким напряжением можно путем зарядки устройства. Признаков потери заряда не так много:
- Некоторые двигатели можно завести даже при уровне заряда ниже половины. Проблемы возникают только в случае снижения температуры окружающей среды. Но проблему можно заметить уже в том случае, когда приходится держать ключ зажигания в течение нескольких секунд.
- Некоторое оборудование транспортного средства применяется при выключенном двигателе. В этом случае все электричество забирается от установленной батареи. Тусклый свет фар и неправильная работа электрики указывают на необходимость проведения теста.
- Механические дефекты корпуса также говорят о том, что нужно проверить основные показатели. Это связано с возможностью утечки электролита.
Рекомендуем: Работа ареометром и плотномером с электролитом аккумулятора
Проводить измерение посредством бортового компьютера транспортного средства не рекомендуется. Это связано с тем, что конечный результат может иметь существенную погрешность. Стоит учитывать, что отклонение всего в несколько десятых вольт может существенно отражаться на работе аккумулятора.
Устройство автомобильного аккумулятора
Автомобильная аккумуляторная батарея состоит из шести отдельных элементов, каждый из которых имеет положительные и отрицательные электроды, погруженные в электролит, и собранные в едином корпусе.
Электролит — это водный раствор серной кислоты. На срок службы аккумулятора и его характеристики существенно влияет качество серной кислоты и воды, из которых готовится электролит.
Электроды состоят из токоотвода (решетки) изготавливаемой из свинцовых сплавов. В состав сплавов входят компоненты, позволяющие сплаву иметь определенные литейные свойства, а также защищать его от коррозии. Состав сплава и форма решетки заметно влияют на характеристики автомобильно батареи. На эту решетку наносится активная масса (паста), изготавливаемая из свинцово-оксидного порошка. Состав и свойства пасты коренным образом определяют свойства аккумулятора (все равно как тесто определяет свойства пирога).
Сепаратор — разделитель разнополярных электродов друг от друга, является важным компонентом батареи, он защищает электроды разной полярности от прямого замыкания между собой. Сепаратор с одной стороны должен быть отличным изолятором, с другой он должен минимально влиять на внутреннее сопротивление аккумулятора и обеспечивать свободный доступ ионам электролита к электродам.
Корпус аккумулятора(моноблок) должен соответствовать требованиям условий эксплуатации, не подвергаться воздействию агрессивной внутренней среды батареи, быть герметичным не только от внешней среды, но и между элементами внутри батареи.
Какой тип батареи выбрать для автомобиля
При изготовлении АКБ используются различные материалы, особенные технологии, что оказывает серьёзное влияние на качество изделий и гарантийный срок. Какой аккумулятор выбрать? Условно АКБ делятся на несколько видов.
Сурьмянистые
Этот химический элемент Sb использовали в старых технологиях. Вещество (добавка 5–7 %) делало мягкий свинец, из которого изготавливают пластины, более прочным, жёстким. Когда такой аккумулятор ставят на зарядку, при достижении напряжения 12,7 В начинается кипение – вода испаряется. Достоинство сурьмянистых АКБ – высокая прочность пластин, хорошо противостоящих глубокому разряду (осыпания не происходит). Минус заключается в необходимости постоянного контроля за уровнем электролита. Есть и иные отрицательные стороны:
- саморазряд до 2 % за день;
- невозможность герметизации батареи из-за риска взрыва, что обусловлено бурным выделением газов при зарядке.
Здесь же стоит упомянуть малосурьмянистые батареи, где Sb всего 2–4 %. Какой тогда выбрать аккумулятор для автомобиля? Малосурьмянистые изделия не так сильно кипят, но пластины у них менее прочные. Тем не менее, уровень электролита в таких аккумуляторах тоже нужно проверять, хотя и реже.
Кальциевые
Технология с применением Ca считается более современной. Здесь вместо сурьмы при изготовлении свинцовых пластин стали добавлять кальций. На этикетке такой батареи есть обозначение Ca/Ca. Это значит, что и минусовые, и плюсовые пластины содержат данный элемент. Кальций препятствует испарению воды из банок (по крайней мере, уменьшает). Плюс к этому иногда при изготовлении пластин используют серебро. Такая добавка снижает внутреннее сопротивление аккумулятора, повышает значение пускового тока и увеличивает ёмкость. Плюсы:
- батарея необслуживаемая;
- малый саморазряд (не более 1–1,4 % в сутки);
- большая ёмкость в небольшом корпусе, так как пластин используется больше, а воды меньше.
Перед тем как выбрать аккумулятор на авто, нужно знать и отрицательные моменты. Здесь стоит отметить нетерпимость АКБ к сильным разрядам. Достаточно сделать это 3–4 раза, и батарею можно сдавать в утиль. Также не порадует и стоимость, которая выше, чем у, например, малосурьмянистых АКБ в 2–3 раза.
Гибридные
Это соединение сурьмянистой и кальциевой технологий. Наклейка на подобных АКБ имеет маркировку Hybrid battery, Sb/Ca либо Ca+. Особенность аккумуляторов: одна пластина имеет добавки в виде сурьмы, другая разбавляется кальцием. В итоге получается батарея с усреднёнными параметрами. Например, утечка воды есть, но она незначительная, сильным разрядам сопротивляемость хорошая. Стоимость гибридных аккумуляторов посередине между сурьмянистыми и кальциевыми изделиями.
AGM и EFB
Это наиболее современные типы батарей. Как выбрать из них хороший аккумулятор? В первом случае имеется в виду технология Absorbent Glass Mat. В соответствии с ней батарея тоже является свинцово-кислотной, но с гораздо лучшими характеристиками. Особенность в волокнистом сепараторе, имеющем микропоры, и абсорбированном электролите. В батарее AGM происходит рекомбинация кислорода и водорода. Они уходят от минусовой и плюсовой пластины, а затем вновь объединяются в связанной среде, не покидая пределов АКБ. Пакет пластин очень плотно сжат, благодаря чему свинец не осыпается, а сама батарея функционирует даже вверх ногами. При этом она равнодушна к глубоким разрядам: их число может быть любым. AGM пока не получили широкого распространения из-за высокой стоимости. Но очевидно, что с развитием технологии, увеличением конкуренции цена будет снижаться и постепенно такие АКБ вытеснят с рынка обычные свинцово-кислотные батареи.
EFB переводится с английского как «улучшенная батарея с жидким электролитом»
Если брать во внимание технические параметры, то батареи AGM и EFB похожи. Как подобрать аккумулятор на автомобиль и в чём же разница между этими АКБ? Главное отличие: в «улучшенной батарее» имеется текучая субстанция – электролит
В AGM он тоже есть, но упрятан в пористое стекловолокно. Все достоинства FEB такие же, что и у AGM, дополнительно можно отметить наличие специальных воронок внутри конструкции, которые способствуют перемешиванию электролита. Есть и минус – нетерпимость к сильному перезаряду. Если ваш реле-регулятор накроется, сохранность аккумулятора останется под вопросом. И ещё один неприятный момент – высокая цена.