Причины замерзания аккумулятора и способы решения проблемы

Некоторые нюансы и советы

Если АКБ – необслуживаемая, то оценить состояние электролита не удастся, поскольку отсутствуют заливные отверстия.

Восстановление работоспособности у такого аккумулятора проводится путем разморозки, подзарядки и тестирования вилкой.

Также читайте как заряжать необслуживаемый аккумулятор.

Здесь описан процесс восстановления аккумуляторной батареи, если произошло образование льда во всех банках. Но иногда бывает и так, что лед появился только в одной банке, а в остальных – нет.

Такая неприятность указывает на то, что в банке со льдом произошло падение плотности. Зачастую это является следствием короткого замыкания между пластинами.

Приводит это к тому, что батарея к дальнейшей эксплуатации становится непригодной.

Чтобы такой неприятности не произошло, перед зимним периодом следует произвести обслуживание данного элемента.

Обязательно нужно проводить обслуживание и только приобретенной батареи.

Дело в том, что во время хранения аккумулятора происходит процесс саморазряда, сопровождающийся падением плотности.

Так что даже новый элемент нуждается в подзарядке, иначе при сильных морозах не исключено появление льда внутри.

Замерз аккумулятор, что делать?

Прежде всего, не паниковать. Разряженный прибор, необходимо снять и принести домой. Чтобы он оттаял, его устанавливают в любую подходящую емкость, например большой таз. Если вдруг в корпусе батареи появилась трещина, польётся кислота. Если она попадет на пол, придется восстанавливать половое покрытие.После того, как батарея нагреется, нужно ее осмотреть. На корпусе батареи запрещается наличие трещин или серьезной деформации. Такую АКБ, придется заменить.

Некоторые водители пытаются заделать трещины мастикой, но это не спасет прибор. Если корпус разрушился, значит, пластины покоробились, уменьшилась активная масса. Провести зарядку такого устройства станет невозможно.

После того, как в аккумуляторе замерз электролит, в банке, где пластины сильно деформировались, обязательно произойдет короткое замыкание. Главной причиной считается повреждение сепаратора, который отделяют пластины, имеющие разную полярность. Замерзание электролита, выход из строя сепаратора, вызывает короткое замыкание. Отремонтировать такую батарею неимоверно сложно, лучше приобрести новый аккумулятор.

При отсутствии визуальных повреждений, АКБ ставят на зарядку. Требуется регулярно проверять процесс зарядки, проверяя напряжение, появляющееся на выводах батареи. Его значение должно быть выше 12,6 вольта.

При напряжении 10,5 вольт, можно с уверенностью говорить, что не работает какая-то банка. После полной зарядки, напряжение каждой банки должно быть в пределах 2,1 вольта. Зная общее напряжение можно легко вычислить количество поврежденных банок.

Чтобы точно определить неработающий элемент аккумулятора, требуется измерить плотность кислоты в каждой банке. Ее значение в поврежденной банке, будет сильно отличаться. Для определения плотности используют ареометр.

Температура – замерзание – электролит

Температура замерзания электролита меняется с его концентрацией или, иначе говоря, она изменяется в зависимости от состояния заряда батареи.

Та – температура замерзания электролита или пасты; / Са, Ра, РЬ, а, р и у – постоянные.

Важность знания температур замерзания электролита значительно возросла в связи с применением аккумуляторных батарей в автомобилях и самолетах, часто подвергающихся действию низких температур в холодных климатах и на больших высотах.

Хлористый кальций понижает температуру замерзания электролита ( как и хлористый цинк) и ускоряет процесс загустевания пасты. Поэтому допустима известная взаимозаменяемость этих компонентов. При большом содержании хлоридов цинка и кальция паста загустевает при комнатной температуре. Такие пасты называются самозагустевающими.

Обусловлено это тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности: чем выше плотность, тем ниже температура замерзания.

Влияние молярного отношения NaF. AlFs на количество натрия, выделенное на свинцовом катоде при электролизе криолито-глинозем-ных расплавов.| Зависимость выхода по току от состава электролита ( при плотности тока 0 6 а / аи2.

Положительное влияние добавок CaF2 и MgF2 заключается также в снижении температуры замерзания электролита, что также повышает выход по току.

Природа и концентрация фонового электролита оказывают влияние на удельную электрическую проводимость и температуру замерзания электролитов ртути.

Первичные элементы, предназначенные для эксплуатации при низких температурах, содержат обычно в электролите хлористый кальций, снижающий температуру замерзания электролита.

Повышение плотности электролита приводит к сокращению срока службы аккумуляторной батареи; поэтому повышать плотность электролита необходимо только в холодное время, учитывая температуру замерзания электролита.

Кроме того, в связи с тем, что эксплуатация аккумуляторной батареи на автомобиле происходит в широком температурном диапазоне, важное значение имеет влияние температуры батареи на ее характеристики и емкость, а также зависимость температуры замерзания электролита от плотности последнего.

Нормальными рабочими температурами СЦ-аккумуляторов при нормальном атмосферном давлении ( 760 мм рт. ст.) считаются – 30 и 70 С, но они достаточно хорошо работают и при температуре до – 59 С, весьма близкой к температуре замерзания электролита.

Параметры разряда автомобильных аккумуляторных батарей.

При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур ( климатические районы со среднемесячной температурой в январе от – 50 до – 30 С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита в соответствии с табл. 1.3. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1 09; 1 16; 1 20; 1 24 и 1 30 г / см3 электролит замерзает при температуре – 7, – 18, – 28, – 50 и – 66 С соответственно.

Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности.

Что делать с замерзшим АКБ? Как правильно разморозить и зарядить замерзший аккумулятор?

Первым делом нужно убедиться в дальнейшей пригодности батареи путем осмотра корпуса на предмет трещин и разломов (очень часто лед внутри разрывает тонкие пластиковые стенки корпуса). После осмотра аккумуляторную батарею следует снять с автомобиля и поставить в теплое помещение.

Самое главное не заряжать аккумулятор пока в нем находиться лед, чтобы избежать замыкания.

Батарея должна размерзнутся полностью и температура электролита должна приблизиться к комнатной. После размораживания мы еще раз осматриваем нет ли течей по корпусу (вздувшиеся стенки должны принять исходный вид). Если на корпусе аккумулятора вы наблюдаете какую-то жидкость, то следует определить ее происхождения с помощью лакмусового индикатора. Если бумага приобретет красный цвет, то вы имеете дело с кислотой, которая является основной составляющей электролита и может вытечь через трещины в корпусе АКБ. Интуитивно вы должны осознавать тот факт, что кислотой можно обжечься.

Иногда случается так, что мелкие трещины на корпусе аккумулятора оставляют без внимания, принимая слегка влажные стенки за водный конденсат. В итоге после того как АКБ будет разморожен, заряжен и готов к эксплуатации, он будет медленно, но уверено течь. Есть конечно вариант запайки корпуса аккумулятора ( для этого сливаем все содержимое и берем паяльник в руки ), но вероятность положительного исхода этой операции примерно один к десяти. Потому что запаять получиться только трещину, которая размещена с боку ( не снизу или на углу) и которая распространяется лишь на одну банку.

Далее приступаем к зарядке, помня о том, что ток заряда определяем как десять процентов от номинальной емкости аккумулятора в ампер/часах. В таком случае процесс зарядки длиться около десяти часов. Но, это «кустарный метод». В идеале зарядка батареи производиться разным током, изначально нужно пробить сульфатцию на пластинах АКБ импульсным высоким током, потом постоянным пониженным дать основную зарядку и доводить батарею на прерывающемся низком току для полного восстановления пластин. Главное – мы должны зарядить батарею полностью (желательно автоматическим зарядным устройством), после этого обязательно проверяем прозрачность и плотность электролита. Мутный электролит свидетельствует о том, что пластины осыпались. Если все в порядке, то можно спокойно ставить АКБ и ездить дальше.

Причины замерзания аккумулятора

Для некоторых неопытных владельцев автомобилей замерзание аккумулятора становится настоящим шоком. Многие потом пишут сообщения на форумах о том, как такое может случиться. В то же время, это явление объяснимо и часто происходит в сильный мороз на разряженном аккумуляторе. Ниже можно посмотреть таблицу, в которой указана плотность электролита в зависимости от степени его зарядки.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Как многие из вас знают, электролит в автомобильном аккумуляторе – это водный раствор серной кислоты. В процессе разрядки аккумулятора на пластинах отрицательной и положительной полярности идёт процесс образования сульфата свинца (PbSO4). Этот процесс идёт с расходом серной кислоты (H2SO4). В результате при падении заряда батареи плотность электролита падает. В идеальной ситуации этот процесс должен идти до тех пор, пока электролит не превратиться в воду. Но в реальных условиях плотность электролита на полностью разряженной АКБ составляет 1,11 гр./см3. Но и этого вполне достаточно для замерзания электролита в холодное время года.

Сейчас в продаже довольно часто можно встретить аккумуляторы с электролитом, плотность которого составляет 1,20─1,22 гр./см3 в заряженном состоянии. Плюс к этому при эксплуатации аккумулятора зимой в городских условиях не добавляет ему «здоровья». Обычно это частые запуски мотора при коротких пробегах между ними. Плюс к этому постоянно включено множество потребителей тока: печка, подогрев сидений, руля, магнитола, навигатор и т. п. В результате аккумулятору перепадают крохи электроэнергии, вырабатываемой генератором. Есть и другие причины быстрой разрядки АКБ. Читайте о них в статье о том, почему быстро садится аккумулятор на машине.

К чему может привести замерзание электролита

При замерзании электролита происходит существенное увеличение его объёма, что в условиях ограниченного внутреннего пространства аккумуляторной батареи может привести к механическому разрушению пластиковой оболочки.

Чрезмерное давление льда на электроды также оказывает разрушительное воздействие, которое проявляется в виде коробления металла и осыпания активной массы на дно батареи. Следует отметить, что негативные последствия замерзания электролита не всегда ограничиваются только выходом из строя аккумуляторной батареи.

Если замёрзшая АКБ находилась в автомобиле, и в результате образования льда её корпус был повреждён, то после оттаивания и вытекания из корпуса, едкая жидкость повредит металлические детали, расположенные в непосредственной близости.

Как согреть аккумулятор зимой в машине

Иногда бывают такие ситуации, когда до дома далеко, а машине не заводиться или же когда нет возможности снять аккумулятор, например мой сосед считает, что если снять аккум на его Фабии, то полетят все мозги и переубедить его нереально, поэтому он либо прикуривает от других машин, либо кидает удлинитель с балкона и заряжает. Но это самые очевидные варианты как согреть аккумулятор не снимая его

. Здесь мы разберем все способы, от самых экстремальных, до самых инновационных.

1. По рассказам знакомых, которые ездят вахтами на север, есть там один способ согреть не только батарею, но и двигатель. Для этого под машиной просто разводят костер. С нашими немцами и японцами, у которых вся защита днища пластиковая, это будет проблематично, но такой вариант и правда работает.

2. Тут нам опять потребуется горячая вода, которой необходимо будет поливать аккумулятор. Способ довольно сомнительный, ведь на это потребуется не один десяток литров кипятка, но есть люди, которые утверждают, что с помощью нескольких чайников кипятка и правда смогли запустить двигатель. Скорее всего это было при относительно теплой погоде (до -15).

3. Тепловая пушка на газу или строительный фен ни раз спасали многих автовладельцев от морозов. Но тут опять же надо быть аккуратным, ведь есть шанс повредить пластиковые детали автомобиля.

4. Портативный набор для запуска. Стоит такая штука от 3000 до 10000 рублей. И сами понимаете, что самых дешевых хватит, только чтобы запустить полу-севший Матиз, а на нормальный седан, например C – класса, то стоит раскошелиться.

5. Существуют системы автоматического нагрева аккумуляторов, которые работают от них самих. Выглядят они в виде кейсов, в который помещается батарея и нагревается за счет инфракрасных стенок. Они так же позволяют сохранить тепло, работая по принципу термоса.

Мы разобрали множество способов как быстро согреть аккумулятор машины

, но существуют и псевдо — полезные советы, которые только снизят ваши шансы на удачный запуск. Например к таким относится прогрев фарами дальнего света, в течение полутора — двух минут. Это полная чушь, потому что вырабатываемой мощности не хватит даже чтобы растопить иней на стенках аккума, а уж говорить о полном прогреве и вовсе смешно. К таким же абсурдным вещам относиться и разогрев электрическими стельками. Чтобы на морозе сделать это, необходимо просто обложить батарею десятком стелек, в противном случае это затянется на долго.

Теперь вы знаете как быстро согреть аккумулятор автомобиля дома

, на улице, а так же какими методами лучше не пользоваться. Надеюсь этой зимой вам не понадобятся эти советы, но на всякий случай сохраните их у себя в браузере или на стене в соц. сетях.

Способы восстановления АКБ

Восстановление аккумулятора малым током

Начнём с одного из наиболее распространённых способов восстановления аккумулятора. Он отлично справляется с небольшой сульфатацией и повышенным разрядом батареи. Для него вам понадобится только зарядно-восстановительное устройство и немного дистиллированной воды.

Суть метода: аккумулятор длительно, но с небольшими перерывами заряжают током малой силы. На практике это выглядит следующим образом:

  1. Аккумулятор ставят на зарядку в обычном режиме, предварительно долив в него дистиллированной воды немного выше обычного уровня. Учтите, если вы собираетесь оживить АКБ после сульфатации, предварительно необходимо восстановить клеммы на аккумуляторе. Проще говоря, их нужно почистить. Продолжают зарядку до тех пор, пока не начнётся заметный процесс газообразования. Потом батарее дают «отдохнуть» в течение 20–30 минут.
  2. После перерыва снова включают зарядное устройство, но в этот раз ток уменьшают практически в 10 раз. Он должен равняться приблизительно одной сотой от заявленной мощности аккумулятора. То есть для АКБ ёмкостью 120 А/ч понадобится сила тока 1,2 А/ч. И вновь заряд длится до начала газообразования, после чего делается двадцатиминутный перерыв.
  3. Далее процесс повторяют несколько раз. Обычно для того, чтобы провести реанимацию аккумулятора, достаточно 8–10 циклов зарядки.

Метод обратной зарядки

Этот метод восстановления тоже достаточно прост и вполне может быть выполнен своими руками. Правда есть одно НО. Необходим сильный источник тока. Например, сварочный аппарат. Напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока – 80 ампер.

Сама же технология чрезвычайно проста: к отрицательной клемме АКБ подключаем положительную клемму источника питания и, наоборот, к положительной клемме – отрицательную. После этого включаем зарядное устройство.

Во время проведения обратной зарядки аккумулятор может закипеть. Не волнуйтесь, это нормальное явление при данной процедуре.

Зарядка АКБ от сильного источника должна длиться ровно полчаса. После чего сливается электролит, а сама батарея тщательно промывается горячей водой и ставится на обычную зарядку (естественно, после того как вы зальёте новую кислоту). И через 24 часа ваш аккумулятор готов к работе.

Восстановление в дистиллированной воде

Этот метод по праву можно назвать экспресс-восстановлением аккумуляторной батареи даже после глубокого разряда. Дело в том, что вся процедура занимает не более часа. Правда, для её проведения потребуется раствор под названием Трилон Б. Это жидкость, состоящая из 5 % аммиака и 2 % трилона. Приобрести её можно практически в любом автомагазине.

Оживить старый аккумулятор в домашних условиях в дистиллированной воде можно следующим образом:

  • сливаем электролит;
  • промываем АКБ дистиллированной водой;
  • заливаем раствор Трилон Б;
  • в течение часа в АКБ происходит процесс десульфатации;
  • несколько раз промываем аккумулятор дистиллированной водой;
  • заливаем новый электролит;
  • заряжаем аккумулятор обычным способом.

Как видите, таким образом достаточно просто восстановить АКБ даже после сильной разрядки.

Замена электролита

Это самый очевидный и лёгкий способ реанимировать старый аккумулятор. Правда, он не подойдёт при серьёзных поломках, например, если нужно восстановить банку в аккумуляторе.

При всей кажущейся простоте способ смены электролита имеет свои тонкости. Недостаточно просто вылить старую жидкость и залить новую. В промежутке между этими действиями аккумулятор следует промыть (опять же отдаём предпочтение дистиллированной воде) и минут на 20 залить горячим раствором воды с пищевой содой. После этого заряжаем АКБ с помощью обычного зарядно-восстановительного устройства и ВУАЛЯ! – ваш старый аккумулятор опять готов к бою.

Зарядное устройство для восстановления автомобильных аккумуляторов

Зарядка ведется током 0,1 от первоначальной емкости аккумулятора. измеряется плотность электролита в каждой банке, доводится до нормы, для перемешивания зарядка ведется еще полчаса. После подключается лампа накаливания на 70 В, как потребитель тока. При напряжении 10,2 В батарея считается разряженной. Время разряда определяет оставшуюся емкость батареи. Новая АКБ разряжается 10 часов.

Цикл повторяется несколько раз, сульфатные кристаллы растворяются, сопротивление падает, время разряда батареи увеличивается. Процесс очистки пластин от осадка должен быть непрерывным. Это лучший способ восстановления старого или необслуживаемого аккумулятора автомобиля.

  • Можно растворить сульфатный камень без химии, используя только дистиллированную воду. Залитую водой АКБ ставят на зарядку, под напряжение 14 В. Слабое кипение в банках поддерживается регулированием напряжения. В процессе плотность жидкости меняется – идет растворение осадка. Вода меняется несколько раз, процесс может занять месяц. После очистки пластин растворением, полости промывают и заливают электролитом нужной плотности.
  • Когда никакие методы не помогают восстановлению аккумулятора автомобиля, воспользуйтесь переплюсовкой. Метод поможет, если аккумулятор качественный, электролит прозрачный, только виден налет на пластинах. Сульфаты осаждаются на анодах. Если на пластину подать минус, осадок будет разрушаться. Полностью разряженную батарею подключаем на обратный ток силой в 6 А, уменьшаем до 2А, добавляем сопротивление, чтобы уменьшить разогрев корпуса АКБ. Восстановление сопровождается закипанием банок. После следует переполюсовать аппарат. Емкость возвратится или аккумулятор окончательно разрушится.
  • Существует специальное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов с функцией импульсного режима и десульфатации. Схема восстановления емкости:

зарядка на малом токе 10 минут;

разрядка под нагрузкой 1 минута.

Устройство по стоимости соизмеримо с ценой хорошего аккумулятора. Чаще используется для восстановления и зарядки автомобильных аккумуляторов обычное зарядное устройство.

Как не допустить замерзания?

Есть несколько способов борьбы с замерзанием АКБ. В принципе, самый эффективный и простой – заносить батарею на ночь в теплое помещение. Более того, если вы пользуетесь транспортным средством нерегулярно, а машина стоит на улице или в неотапливаемом гараже, то это делать обязательно. Зимой нужно чаще проводить и зарядку АКБ. К примеру, если батарея имеет 70% заряда от своего номинала, то ее можно и подзарядить. Соответственно, риск замерзания снизится к минимуму. Кроме того, в зимний период нагрузка на АКБ значительно возрастает из-за использования печки, затрудненного запуска мотора, включенных фары и т. п. Тут многое зависит от генератора, поэтому периодически проверяйте, какой уровень заряда он выдает. Перед каждым водителем стоит одна простая задача – держать плотность электролита в нормальной диапазоне, то есть 1,27-1,29 кг/м3. В принципе, аккумулятор автомобиля зимой должен осматриваться в несколько раз чаще, нежели в другую пору года.

4 Меняем электролит – возвращение к жизни короткозамкнутых батарей

Если жидкость в банках приобрела непонятный цвет: мутная, черная, ее придется заменить. Такое случается в очень старых, давно не использовавшихся аккумуляторах и при коротком замыкании. Вообще, если КЗ произошло из-за коробления решеток, то реанимировать можно только путем физического вмешательства.

На старых аккумуляторах это делалось просто: каждая банка была отдельной. Короткозамкнутую вскрывали и устанавливали новые пластины. Теперь все отдельные элементы заключены в общий корпус, и такое вмешательство затруднительно, но возможно. О том, как это сделать, расскажем дальше, а теперь, как поменять электролит.

Короткое замыкание определяем по черному цвету, о чем уже упоминалось, и по зарядке. Все банки начинают выделять газ, а у короткозамкнутой этого не происходит. Дальше сливаем электролит, вытягивая грушей. Можно с одной емкости, а лучше со всех – заливка свежим электролитом не помешает

Дальше заливаем дистиллированную воду, слегка покачиваем корпус и осторожно сливаем. Не переворачиваем, чтобы шлам не застрял между пластинами

Повторяем, пока вода не станет чистой.

В банке с КЗ прибегаем к более радикальному способу. Высверливаем небольшое отверстие 4–5 мм в дне корпуса, сливаем электролит и промываем дистиллированной водой. Весь шлам уходит, ничего не остается. Отверстие заделываем пластмассой, применяя паяльник. Если пластины не покороблены, то достаточно будет поменять электролит.

Дальнейший процесс происходит так:

  1. Заливаем электролит плотностью 1,28. Можно за двое суток растворить в нем предварительно специальную присадку для десульфатации. Даем отстояться сутки, чтобы вышел воздух.
  2. Заряжаем током 0,1 А до полного восстановления плотности, наблюдая, чтобы не было бурного кипения и сильного нагрева корпуса. При необходимости отключаем, даем остыть. Заряжаем до 14–15 В.
  3. Смотрим показания ареометра, уменьшаем ток и оставляем на 2 часа. Если за это время плотность не поменялась, прекращаем заряжать.
  4. Разряжаем током 0,5 А до 10 Вольт. Если показатель упал до этой отметки раньше, чем за 8 час., цикл повторяем. Если нет – просто заряжаем до номинальных показателей.

А теперь о замене пластин в неразборном аккумуляторе своими руками. Вокруг нее сверху обрезаем пластик. Перемычки, идущие к соседним банкам, отсоединяем любым способом: отпаиваем или перерезаем. Вынимаем пакет и хорошо промываем в воде, чтобы смыть остатки кислоты. Теперь ищем, где замыкает. Осматриваем пластины и диэлектрик. Задача: обнаружить частичку, которая соединяет две пластины.

Нашли – хорошо, убираем ее. Сначала следует промыть, убирая всю муть, пакет устанавливаем на место. Восстанавливаем перемычки, приклеиваем крышку, используя клей, эпоксидную смолу или расплавив паяльником. Заливаем электролит и заряжаем. Если пластины покороблены, можно использовать их от другого старого аккумулятора, выбрав наименее поврежденный пакет.

Как защитить электролит от замерзания

Как видим, последствия замёрзшего аккумулятора могут быть весьма неприятными для автолюбителя. Поэтому следует придерживаться некоторых рекомендаций, которые носят профилактический характер:

  • периодически принудительно заряжать АКБ при помощи зарядного устройства, даже если нет нареканий на её работу;
  • повышать в зимний период времени плотность электролита в банках до значения в 1,29 г/см. куб.;
  • проводить осмотр внешнего вида с целью обнаружения следов течи или трещин;
  • утеплить устройство чехлом.

В зимнее время года следует избегать коротких поездок с сильно частым запуском силового агрегата. В это время даже новая АКБ не успеет восстановиться от работающего генератора. Чтобы не допускать снижения плотности электролита, нельзя допускать полного разряда устройства. Для проверки следует измерить это значение в каждой банке отдельно, а также проверить работоспособность генератора. Если машина долгое время будет ночевать в условиях низких температур, есть смысл снимать батарею на ночь и заносить в прогреваемое помещение.

Благодаря таким мерам можно избежать замерзания электролита и быть уверенным в беспроблемном запуске на следующее утро. Для того чтобы подготовить своё транспортное средство к приходу заморозков, необходимо заблаговременно провести ряд профилактических процедур, в том числе и по поддержанию работоспособности автомобильного аккумулятора.

Тазик с водой

Многие водители, обнаружив покрытый инеем аккумулятор под капотом, забирают его домой на разморозку. После обогрева он еще может выдать кое-какой ток, чего хватит на несколько срочных поездок в течение дня. Но, скорее всего, после них в батарее придется менять электролит. Если замерзания воды не произошло, то батарея отогревается почти без проблем.

Существует несколько способов быстрой разморозки. Можно поставить аккумулятор у домашнего радиатора отопления на несколько часов или под направленный поток инфракрасного излучения электроотопителя. Аккумулятор должен находиться не ближе 1 метра от источника тепла, тогда его прогревание будет равномерным.

Но если времени нет и ехать на машине надо срочно, то можно применить более радикальный способ. Есть смысл отогревать батарею в тазике с водой.

Для начала в таз заливается холодная вода. Вода из-под крана имеет температуру примерно 7-9 градусов и однозначно будет согревать батарею, только что принесенную с мороза. Нельзя наливать воды слишком много, так как есть риск попадания ее внутрь короба и загрязнения электролита. Достаточно, если вода скроет три четверти батареи. После того как с верхней поверхности исчезнет иней, можно менять воду.

Вопрос-ответ

Какие морозы считаются экстремальными для автомобиля?

Вторая ванна должна быть теплее: около 20-25 градусов. Электролит должен полностью растаять и прийти в рабочее состояние. Третья смена воды должна быть около 40 градусов тепла. После получасовых водных процедур можно вытащить батарею из таза, обтереть тряпкой и просушить у домашнего радиатора отопления, чтобы исключить примерзание мокрой батареи к ее штатной площадке в автомобиле.

Помимо тазика с водой, есть еще несколько способов оживления батареи. В первую очередь это оттаивание с помощью фена. Технология подкупает своей простотой. Накрываем батарею одеялом и направляем теплую струю воздуха на ее стенки. Причем нельзя долго останавливать поток тепла на одном месте из-за риска повреждения пластмассы.

В итоге под одеялом формируется теплая микросреда, которая и способствует нагреванию электролита. Правда, время его оттаивания значительно увеличивается по сравнению с водным способом. У фена есть главное преимущество. Его можно принести в гараж и отогревать батарею даже на штатном месте. Главное, чтобы поблизости находилась розетка с электропитанием.

Процесс десульфатации

После промывки заливаем дистиллированную воду в аккумулятор и даем постоять 1-2 часа. За это время вода заполнит все доступные полости и поры пластин, при этом ее уровень может немного понизиться.

Выдерживаем одинаковый уровень воды над пластинами – примерно 10-30мм. Уровень воды можно проверить с помощью прозрачного пластикового корпуса от авторучки. Ставим широким концом пластиковую трубочку на пластины, а с другого конца трубочки зажимаем пальцем отверстие. Вынимаем трубочку и смотрим уровень воды в трубочке.

Ставим АКБ на заряд током 20-30% от номинала 10-часового зарядного тока. Если АКБ (60 А*ч), то 10 часовой зарядный ток составит 6А. Если взять 20-30% от 6А, то получим 1.2-1.8А.  Можно ток ставить меньше, например 1А, главное не больше.

Оставляем на зарядке, которая продлиться примерно 3-4 дня. Периодически заглядываем в банки. Должны выделяться мелкие пузырьки и редкие больше пузырьки, но не должно быть интенсивных больших пузырьков. Если они есть, значит вода кипит. Длительное кипение негативно сказывается на активной массе пластин, она осыпается. Кипение воды говорит о том, что тока много для растворения сульфата, и поэтому его излишки тратятся на гидролиз (разложение) воды на водород и кислород, что мы и видим в качестве пузырьков. Поэтому если есть кипение, то снижаем ток, можно вплоть до 0.5А.

Раз в день измеряем плотность в банках. Она должна медленно расти. Сульфат будет растворяться и переходить в жидкую кислоту. Примерно через 2 дня плотность поднимется до 1.1 г /см3.  Сульфат при такой плотности очень плохо растворяется. В АКБ на этот момент вместо воды получится слабый электролит.  За время заряда на пластинах уменьшиться белый налет сульфата и станет видно коричневые пластины. При достижении плотности 1.1 г /см3 сливаем слабый электролит из АКБ и заливаем чистую дистиллированную воду. Опять ставим на зарядку с тем же током и напряжением. В зависимости от количества сульфата на пластинах замену воды придется производить 1 или два раза.

Прекращаем заряд, когда все пластины станут коричневого цвета и плотность перестанет расти несколько часов. Это означает, что сульфат перестал растворяться в воде, а значит процесс десульфатации практически закончен. Это происходит примерно на 4 сутки зарядки. В банках будет видно чистые пластины коричневого цвета.

Коричневый цвет.

В некоторых случаях на пластинах будет видно черный налет. Черный налет появляется тогда, когда начинает растворяться сульфат, который служит связующим веществом в частицах активной массы. Лучше до такого состояния не доводить, так как это уже передозировка.

Черный цвет.

Устройство и принцип работы АКБ

Аккумуляторная батарея покрыта слоем пропилена. Так как этот материал не проводит электрический ток, и его не разъедает от элементов кислоты. Вся батарея состоит из шести, соединённых между собой, аккумуляторов. Один аккумулятор соединяет плюсовые и минусовые электроды.

Для того чтобы устройство не изнашивалось, в сплав плюсовых электродов добавляется серебро или олово. Существует две разновидности аккумуляторных батарей:

  1. С жидким электролитическим раствором.
  2. С дополнительными добавками, электролитический раствор нежидкий.

Чаще всего используется первая разновидность. Принцип работы заключается в том, что электричество превращается в химическую реакцию. Когда случается разряд аккумуляторной батареи происходит всё наоборот.

В результате происходит снижение уровня кислоты и повышение уровня дистиллированной воды.

Чтобы аккумуляторная батарея не садилась слишком быстро и служила долго, в автомобиле установлен генератор. Он не даёт аккумулятору разряжаться, когда автомобиль заведён.

Если АКБ села, её необходимо зарядить с помощью специального зарядного устройства. Оно способно сбалансировать плотность электролита. Средняя продолжительность эксплуатации аккумуляторной батареи составляет более четырёх лет. Она может меняться в зависимости от правильного использования или хранения.

Параметры устройства:

  • энергетическая ёмкость. Измерение идёт в ампер-часах. Имеет прямую зависимость от тока, который отдаётся при разрядке;
  • напряжение аккумулятора составляет 12 Вольт;
  • обозначение прокрутки на холодную. Значит при каких наиболее низких температурах сможет запуститься автомобиль.

Автомобильные агрегаты.

Какие аккумуляторы можно восстановить

Восстановлению подлежат не все батареи. Не получится реанимировать гелиевую и AGM разновидность батарей. Некоторые опытные специалисты пробуют вернуть к жизни такие виды, но они будут пригодны только для того, чтобы послушать музыку и всё.
Восстановить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею можно, когда она практически потеряла ёмкость. То есть происходит быстрый заряд и такой же быстрый разряд. Если случилось короткое замыкание, то восстанавливать АКБ скорее всего не имеет смысла.

Единственный вариант если случилось осыпание пластин в небольшом количестве, тогда можно попробовать промыть дистиллированной жидкостью аккумуляторные банки и постараться избавиться от металлического мусора.

Если корпус аккумуляторной батареи лопнул, его можно попробовать запаять или склеить хорошим клеем.

Но это поможет ненадолго, так как при эксплуатации, во время движения автомобиля происходят различные скачки и удары. Это спровоцирует раскол шва и он начнёт увеличиваться всё больше. Из-за такой неисправности вытечет весь электролитический раствор и эта уже аккумулятор, который не проводит электрический ток.

Автомобильные аккумуляторы.

Когда восстановление невозможно

В случае когда цвет электролитической жидкости изменился на любой тёмный, то скорее всего восстановлению такая аккумуляторная батарея не подлежит. Если она начала вздуваться, следует сразу же отправить такое устройство в утиль.

Случается такое, что металлические пластинки осыпались в электролитический раствор, что вызвало короткое замыкание одного из шести аккумуляторов.

Когда происходит КЗ восстановить аккумуляторную батарею уже практически невозможно, да и это не целесообразно.

Прежде чем начинать восстанавливать АКБ, требуется выяснить причину неисправности. Правильная эксплуатация и уход поможет избежать неприятных последствий. Восстановить старый и замёрзший аккумулятор тоже не получится.

Такие случаи происходят из-за долгой стоянки в холодное время года, а также если плотность электролитического раствора создана не по всем правилам, связанным с температурными условиями. Аккумулятор с обрывом также не подлежит жизни.

Аккумуляторная батарея автомобиля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: