Устройство и принцип работы кондиционера
Система кондиционирования в автомобиле состоит из трех частей – из компрессора, конденсатора и испарителя (эти части соединяются друг с другом с помощью труб).
Рассмотрим принцип работы системы кондиционирования.
Внутри установки находится охлаждающий фреон в виде газа. Во время работы компрессор сжимает газ, что приводит к повышению температуры фреоновой смеси. Потом газ попадает в конденсатор, где он остывает и преобразуется в жидкость. Холодный фреон проходит по трубам и попадает в испаритель, где испаряется – при этом фреон поглощает окружающее его тепло. Это приводит к уменьшению температуры в авто и преобразованию охлаждающего агента в газ. В конце цикла фреон вновь поступает на конденсатор и процесс повторяется.
Подготовка к заправке
В первую очередь перед дозаправкой кондиционера в машине своими руками необходимо найти и устранить утечки, а также выполнить вакуумирование.
Поиск и устранение утечки
Если фреон в кондиционере закончился из-за повреждения труб, то в таком случае нужно найти и устранить утечку. Для поиска утечки рекомендуется применять специальный инструмент, который называют течеискателем. Если такого прибора нет, то найти место утечки можно следующим образом:
- Сделайте жидкую смесь на основе масла и фреона;
- Добавьте в смесь специальный ультрафиолетовый краситель;
- Произведите заправку и включите кондиционер;
- Через 5-10 минут возьмите ультрафиолетовую лампу и осветите ею кондиционер – поврежденные участки должны окраситься в зеленовато-желтый цвет.
Для устранения утечки:
- Возьмите металлическую трубу и закройте ею место утечки;
- Поставьте на трубу по 1 хомуту с двух сторон;
- Обезжирьте место крепления хомутов (например, с помощью спирта);
- Скрепите часты муфты с помощью изоленты.
- Нанесите на муфту клей, разместите муфту на трубе и стяните хомуты.
Проверка давлением
После устранения утечек необходимо проверить целостность системы. Для этого следует самостоятельно заправить кондиционер каким-либо безопасным газом (например, азотом).
После заправки нужно обязательно измерить давление – если через 30 минут давление не изменилось, то это значит, что система полностью герметична. В противном случае следует устранить оставшиеся утечки и повторить процедуру проверки.
Вакуумирование кондиционера
Теперь необходимо выполнить вакуумирование устройства, чтобы удалить из системы воздух и капельки влаги. Для вакуумирования понадобится специальный вакуумный насос, а сама процедура выглядит следующим образом:
- Включите отопительную систему и прогрейте авто (если это не сделать, то в таком случае много влаги останется в испарителе);
- Возьмите вакуумный насос и подключите его к автокондиционеру – для этого трубу насоса присоедините к патрубку;
- Включите насос на 10-15 минут. После этого перекройте вентиль и отключите насос. Повторите процедуру 2-3 раза;
- В конце отключите насос и подождите 2-3 часа, чтобы нормализовалась температура и давление. После этого можно приступать непосредственно к заправке.
Зачем нужно менять фильтр-осушитель?
Фильтр-осушитель предназначен для задержания продуктов износа компрессора – частиц тефлоновых уплотнителей, металлической стружки. Фильтрация необходима для предотвращения засорения дросселирующего клапана, попадания абразивной пыли внутрь компрессора. Внутри фильтрующий элемент наполнен силикагелем, который впитывает влагу. Вода – один из основных врагов компрессора кондиционера и всех подвижных элементов системы.
Первый раз после покупки нового автомобиля фильтр-осушитель рекомендуют менять через 4-5 лет. Поскольку по мере увеличения наработанных часов, количество продуктов износа увеличивается, дальнейшие интервалы рекомендовано сократить до 3-4 лет.
Существуют 2 варианта установки фильтра-осушителя:
- Фильтрующий элемент вмонтирован внутрь конденсатора. Он может быть закрыт сервисной пробкой, которую с трудом, но можно открутить. На многих авто с таким типом конструкции производитель и вовсе не предполагает отдельную замену фильтра-осушителя. Менять в таком случае его нужно вместе с конденсатором, что значительно удорожает обслуживание кондиционера;
- Выносной фильтр-осушитель. Фильтрующий элемент установлен в отдельном корпусе, поэтому с его заменой трудностей не возникает.
Профилактические меры
Длительная работа автокондиционера без возникновения проблем и утечек говорит о том, что владелец машины тщательно следит за работой своего транспортного средства и всех его систем. Существует буквально две полезные рекомендации в рамках самостоятельного обслуживания кондиционера, которые направлены на увеличение срока службы системы и сохранения её эффективной работоспособности. Автовладельцам необходимо:
- Периодически очищать радиатор автомобильного кондиционера. Процедура промывки этого элемента не самая сложная, потому привлекать к ней специалистов не потребуется.
- Использовать кондиционер зимой. В зимний период потребность в охлаждении салона отпадает. Здесь весь акцент делается на отоплении. Но чтобы кондиционер не выходил из строя раньше времени, зимой его следует включать. Для этого рекомендуется хотя бы раз в месяц заезжать в любое тёплое помещение и включать охлаждение салона на средних оборотах в течение 10 – 20 минут.
https://youtube.com/watch?v=8A9SKCyihr8
Когда в системе автокондиционирования отсутствуют поломки и утечки, заправить фреон самостоятельно не так уж и сложно. С задачей легко можно справиться своими руками. Но для правильного выполнения всех операций следует заранее изучить устройство кондиционера, понять принцип его работы, выбрать подходящий хладагент и обзавестись необходимым оборудованием.
Вакуумирование кондиционера своими руками
Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!
Вакуумирование кондиционера автомобиля
Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.
Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:
- Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
- Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
- Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.
После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.
Выбираем очиститель
В супермаркете по продаже аксессуаров и запчастей для автомобилей вы найдёте достаточно средств, которыми может производиться заправка кондиционера и осуществляться его чистка.
Специалисты утверждают, что лучшие аэрозоли производят Klima Fresh с Liqui Moly. Те, кто ими пользовались, говорят, что достаточно буквально полчаса (и это с полным проветриванием салона) и кондиционер будет чистым.
Прочтите инструкцию к аэрозолю и следуйте конкретным рекомендациям от производителя.
Многим нравится эффективная пенка от Henkel. Она на водной основе. Хорошо очистит каналы системы вентиляции и металл не поржавеет. Сколько она стоит? Везде по-разному, но цена доступная.
Отличный очиститель от Step UP (производство США). Это пенка. Основа у неё водная. В комплекте предусмотрена трубка для дренажа, все микробы будут уничтожены, грязь убрана.
Среди наших автолюбителей это средство очень популярное. Автолюбители рекомендуют его новичкам.
Очень хорошо зарекомендовали себя аэрозоли, которые производит компания под маркой Mannol Air-Con Fresh. Они очищают кондиционер от грязи и являются профилактикой образования плесневого грибка.
Чистка займёт максимум 10 минут. Потом проветрите салон и можете ехать по своим делам.
Многие хвалят очищающие средства от PRESTO Klimaanlagen-reiniger с Кондиклин CRC Airco Cleaner. Далеко не все в курсе, что качественный уход за автомобильным кондиционером можно осуществить в домашних условиях, используя доступные в аптеке средства.
Например, «Кондиклин» дешевле специальных средств и в нём есть хлоргексидин. Чистка системы обойдётся вам ощутимо дешевле.
Отлично подходит для этих нужд и хлорамин Б, который выпускают в виде порошка. Им дезинфицируют разные предметы.
Кому-то по карману дорогой специальный очиститель, кто-то остановит своё внимание на доступных подручных средствах. Главное, результат — полная чистка системы кондиционирования
Симптомы неисправности кондиционера автомобиля
Мы уже знаем, с какими типами поломок кондиционера мы можем столкнуться в повседневной жизни. Какие симптомы должны указывать на необходимость посещения сайта? Основная проблема заключается в плохой работе кондиционера или недостаточном охлаждении. Заправка кондиционера хладагентом в большинстве случаев эффективно решает эту проблему. Часто в этом случае пыльцевой фильтр также нуждается в замене.
Аналогичная проблема, которую мы сравнительно часто наблюдаем в наших автомобилях, — прерывистое охлаждение, что говорит о закупорке контура хладагента или слишком высоком давлении в системе. Это происходит, когда система загрязнена или в ней слишком много влаги. Полное отсутствие охлаждения часто является симптомом поломка компрессора. В этом случае необходимо отремонтировать или регенерировать компрессоры кондиционера (https://www.ogarbon.pl/Regeneracja_sprezarek_klimatyzacji).
Влияет ли сам кондиционер на расход топлива?
Когда мы включаем кондиционер или климат-контроль, то начинает работать компрессор, которому требуется большая мощность для эффективной работы системы кондиционирования. Сам компрессор кондиционера работает от крутящего момента двигателя. В итоге при работающем компрессоре кондиционера двигатель получает большое сопротивление (т.е. нагрузку), что следовательно далее ведет к повышению расхода топлива.
Стоит здесь отметить, что за последние годы автопроизводители смогли технически оптимизировать работу самого компрессора кондиционера, и все благодаря внедрению новых управляемых компрессоров мощность которых регулируется электроникой и в зависимости от потребности охлаждения.
Это позволило существенно уменьшить нагрузку на работающий двигатель.
Также обращаем ваше внимание на тот момент, что согласно проведенного исследования автомобили оснащенные обычным ручным кондиционером во время охлаждения салона потребляют топлива существенно больше, чем автомобили оснащенные климат-контролем.
Разница в расходе топлива зависит не только от типа системы кондиционирования, но и от условий эксплуатации автомобиля и от его мощности.
Так. например, независимо от типа кондиционера при включенной системе охлаждения в среднем расход топлива в жаркую погоду при движении на шоссе может увеличиться от 0,4 до 1,2 литра на 100 километров, а при движении по городу от 2,0 до 5,0 литров на 100 километров.
Советы по правильному использованию кондиционеров в автомобиле: |
---|
• Перед включением кондиционера избыточное тепло в автомобиле можно вытянуть через открытые двери и окна машины. • Во время работы кондиционера окна и люк на крыше должны быть закрыты. Также двери при работающей системе охлаждения салона должны открываться как можно реже и только на короткое время. • Рециркуляция воздуха салона уменьшает загрязнение салонного фильтра пыльцой и другими загрязнениями, увеличивая тем самым срок службы фильтрующего угольного компонента. • Уже предварительно охлажденный воздух в салоне может быть охлажден до требуемой температуры с меньшей энергией , чем теплый воздух поступающий снаружи автомобиля. • Требуемая температура не должна быть слишком низкой. Таким образом, поток направленного воздуха должен быть только слегка охлажденным. Также кондиционер не должен работать при температуре наружного воздуха ниже плюс 5° C. В большинстве современных автомобилей при снижении температуры на улице ниже плюс 5° C кондиционер не включится. В более старых автомобилях автоматическая защита системы кондиционирования не предусмотрена, ее нет. Поэтому водители должны помнить всегда о том, что при температуре воздуха на улице ниже плюс 5° C ни в коем случае нельзя включать систему охлаждения воздуха в салоне машины. • Выключайте кондиционер за 5(пять) — 10 (десять) минут до конца поездки. Это предотвратит образование остаточной влаги на испарителе и противодействует нуклеации. |
В дополнение к эксплуатационным расходам на топливо, связанных с работающим кондиционером, вы должны быть готовы и к периодическим затратам на обслуживание самой системы кондиционирования воздуха, в которые входит диагностика всех компонентов системы, заправка кондиционера фреоном, долив масла, антибактериальная обработка и т.д. и т.п. профработы.
Многие автомобилисты считают, что они могут сэкономить на эксплуатационных расходах за счет отказа от использования кондиционера в машине. Но, к нашему сожалению, это большая их ошибка.
А дело все в том, что долгосрочное неиспользование (отказ от использования) кондиционера в автомобиле наносит существенный ущерб самой системе кондиционирования.
Когда мы включаем кондиционер, то сразу начинает работать компрессор и фреон вместе с маслом начинает циркулировать по системе. Масло, как мы уже сказали, смазывает всю внутреннюю систему кондиционирования.
Также, если долго не пользоваться кондиционером, то в любом случае со временем объем хладагента в системе уменьшается, что приводит к его нехватке, а также и к недостаточности масла для смазки. В конечном итоге компрессор кондиционера со временем может выйти из строя, что обернется дорогостоящим ремонтом или покупкой за большие деньги нового компрессора.
Обратите свое внимание на то, что даже зимой кондиционер не должен находиться в «спящем режиме». Рекомендовано периодитечески включать систему кондиционирования воздуха
Правда для этого вам желательно поставить свою машину в теплое место, где температура наружного воздуха составляет выше плюс 5° C.
Например, вы можете поставить машину на подземный паркинг, в гараж или на автомойку.
Через сколько заправлять кондиционер в автомобиле
Автопроизводители настаивают: надо заправлять кондиционер автомобиля ежегодно. Это убережет от поломок и продлит срок эксплуатационной службы. Исправность деталей охлаждения напрямую связана с работой двигателя.
Фреон выходит из системы автомобиля по разным причинам. В основном это перепад температур, тряска в процессе движения и другие причины.
Что дое конкретных рекомендаций, то автомастера советую: если автомобиль недавно приобретен в автосервисе, то заправлять кондиционер в машине нужно только через 2-3 года. Ежегодная проверка и дозаправка особенно становится необходимой, когда вы пользуетесь машиной 7-10 лет.
Как проверить муфту компрессора
Самая простая проверка муфты компрессора электромагнитного (старого) типа состоит из следующих шагов.
- Включить кондиционер. Обычно это делается с помощью предназначенной для этого кнопки на водительской панели управления. При этом должен активизироваться специальный индикатор. Как правило, это сигнальная лампа либо на самой кнопке либо на приборной доске.
- Во время включения кондиционера кроме упомянутого индикатора из-под капота должен быть слышен негромкий щелчок, сигнализирующий о том, что муфта кондиционера соединилась с его валом.
На большинстве японских, а также на многих европейских и американских машинах одновременно с этим также принудительно включается вентилятор радиатора кондиционера. Зачастую звук присоединения муфты в салоне не слышен, поэтому диагностику муфты необходимо проводить дополнительно.
В отключенном состоянии компрессора вращается только его шкив, а прижимная пластина находится на своем посадочном месте.В момент включения кондиционера происходит примагничивание пластины к шкиву, что обеспечивает его работу. Для проверки работы муфты существует два способа.
Проверка при включении
Для реализации такой проверки работоспособности автокондиционера необходимо запустить двигатель и открыть капот. После этого просто включить кондиционер. Проверку желательно проводить вдвоем. Один человек включает кондиционер, а второй находится у открытого капота и слушает наличие упомянутого выше щелчка. У некоторых автомобилей муфту можно просто увидеть. В частности, не саму муфту, а ту часть, которую вращает ремень. Соответственно, если щелчок есть — хорошо, если нет — необходимо проверять работоспособность муфты дополнительно.
Чтобы рассмотреть компрессор в подкапотном пространстве желательно на проверку взять с собой фонарик.
Обратите внимание, что для некоторых немецких автомобилей данная проверка неактуальна в силу их конструктивных особенностей. В частности, это касается Mercedes A-класса, автомобилей Mercedes в кузове 220 различных классов, BMW Е60, Е65, Е87, а также автомобили Audi выпуска до 2003 года
Отсутствие упомянутого щелчка у данных машин обусловлено тем, что у нихприжимная пластина вращается постоянно, а включение кондиционера (сцепление) происходит внутри его конструкции.
Проверка при выключенном двигателе
Аналогичную проверку муфты можно выполнить и при выключенном двигателе. Например, это целесообразно, если двигатель очень сильно шумит, а звук сцепления муфты достаточно слабый. Проверку нужно выполнять по следующему алгоритму:
- заглушить двигатель;
- отсоединить штекер от компрессора, тем самым обесточив его;
- с помощью дополнительного провода соединить плюсовую клемму аккумулятора с плюсовым разъемом на компрессоре (дополнительно нужно узнать, какой именно является плюсовым);
- если муфта исправна, то в момент описанного подключения она должна двигаться, издавая описанные выше негромкие щелчки.
Как проверить компрессор кондиционера автомобиля
На многих новых автомобилях вместо компрессоров электромагнитного типа устанавливают компрессоры постоянного вращения (так называемые нового типа). Они обычно имеют пластмассовый шкив (сделано это специально, чтобы при заклинивании ломалась именно пластмасса, и приводной ремень не слетел с ролика), который соединен с валом компрессора постоянно. Внутри шкива есть резиновый демпфер. При запуске двигателя компрессор сразу начинает работать.
Распространенной поломкой компрессоров постоянного типа является заклинивание их приводных валов. Причин этому может быть много, например, перегрев (в том числе перегрев/засорение радиатора кондиционера), попадание внутрь мусора или мелких металлических частиц и тому подобного мусора.
Проверку в данном случае можно выполнить лишь одним методом — демонтажом узла и его полной разборкой. Зачастую ремонт такого компрессора достаточно сложен, а порой и невозможен. Поэтому чтобы не допустить заклинивания компрессора желательно следить за нормальным состоянием системы кондиционирования автомобиля и ее отдельных частей.
F.A.Q.
Здесь мы постараемся коротко ответить на вопросы об автомобильных кондиционерах, которые люди задают чаще всего.
Как часто нужно заправлять кондиционер в автомобиле?
Автомобильный кондиционер не нуждается в периодической заправке, если он герметичен и исправен. Естественная потеря фреона допускается в размере 100 граммов в 5 лет.
Каким фреоном заправлять автомобильный кондиционер?
На всех автомобилях применяется фреон R-134a. Лишь на машинах до 1993 года применялся фреон R-12. Новая фишка — фреон R1234. Пока он применяется на единичных автомобилях и стоит неоправданно дорого. Вообще, запрет одних фреонов и переход на другие не имеет ничего общего с защитой окружающей среды. «Научные» исследования и лоббирование выгодных правил игры в правительствах разных стран оплачиваются такими химическими гигантами, как американский Дюпон. Сколько масла заправлять в кондиционер?
Полный объем масла обычно варьируется от 200 до 300 граммов. При замене радиатора кондиционера обычно добавляется около 60 граммов масла, при замене, например, трубки — около 30 граммов.
Почему из кондиционера плохо пахнет?
Обычно в таких случаях говорят, что в кондиционере «завелся грибок». Испаритель кондиционера, который находится под торпедой, при работе все время мокрый, из-за того, что на нем конденсируется атмосферная влага. Попавшая на испаритель грязь, пыль, особенно если у вас в машине нет салонного фильтра, находясь все время в мокром состоянии, заванивается. Кроме того, в ней могут завестись вредные для здоровья бактерии, в частности, легионеллы.
Часто испаритель кондиционера выглядит вот так. Посудите сами — поможет ли ему спрей-дезинфектант
В качестве временной меры можно использовать баллоничики с дезинфектантом, которые продаются в автомагазинах. Но для долговременного эффекта испаритель с машины нужно все же снимать и мыть, а уж потом обрабатывать дезинфицирующими средствами.
Какая профилактика автомобильного кондиционера нужна?
Прежде всего, нужно следить за чистотой радиаторов. Даже не надейтесь, что во время очередного ТО у дилеров кто-то будет заглядывать между радиаторами и, тем более, что-то промывать. Не поленитесь хотя бы раз в год взять фонарик, подложить на асфальт картоночку, встать на колени и с фонарем осмотреть радиатор кондиционера, особенно его нижнюю часть, через решетки бампера. Между радиаторами (узкая щель между радиатором кондиционера и радиатором охлаждения двигателя) заглянуть не всегда просто, а на некоторых машинах и вообще невозможно. (Яркий пример — MAZDA6). Поэтому, при первых признаках грязных радиаторов, а это, прежде всего, плохая работа кондиционера в пробках — скорее на диагностику и промывку!
Иногда кондиционер нужно включать зимой. Хотя бы на минуту. Если он не включается на морозе — включите его на мойке. Достаточно сделать это два-три раза за зиму. Это разгонит масло по системе и продлит жизнь сальнику компрессора.
Связан ли кондиционер с печкой? Греет ли автокондиционер?
Весьма опосредованно. Кондиционер в машине — это не домашняя сплит-система и греть он не может.
Радиатор печки и испаритель кондиционера находятся в одном корпусе и обдуваются одним вентилятором. Вот и вся связь. Кроме того, если у вас климат-контроль — он смешивает воздух от печки и кондиционера, доводя его температуру до заданной.
Можно ли включать кондиционер одновременно с печкой?
Можно. Особенно для быстрого отпотевания стекол.
Можно ли включать кондиционер зимой?
Можно и нужно. Для смазки сальника компрессора и профилактики его долгой жизни. Другой вопрос, что в сильный мороз он может и не включиться. На автомобилях VAG-Group кондиционер не включится при температуре «за бортом» ниже плюс 5. Даже если вы заедете на мойку или в теплый гараж, датчик температуры «подвиснет» и, чтобы дождаться его правильных показаний, придется ждать много часов. Чтобы ускорить процесс, скиньте клемму с аккумулятора. При этом не забудьте код от магнитолы. -)
Почему на моей машине включается кондиционер при направлении воздуха на стекло?
Такая функция предусмотрена на большинстве современных автомобилей для быстрого отпотевания стекла. Как известно, кондиционер сильно и быстро осушает воздух. Поэтому стоит его включить — запотевшие стекла становятся прозрачными, как по мановению волшебной палочки.
Как включенный автомобильный кондиционер влияет на расход топлива?
Компрессор кондиционера, в среднем, отбирает у двигателя вашей машины 5 лошадиных сил и около литра бензина на «сотню». Экономичность зависит от температуры «за бортом», чистоты радиаторов, исправности вентиляторов и выбранного режима работы кондиционера.
Подведение итогов
Заправка кондиционера в автомобиле на первый взгляд является достаточно рядовым и технологически простым занятием. Но при более детальном рассмотрении оказывается, что это достаточно сложная и ответственная работа. Прежде всего, следует четко разобраться, как узнать когда заправлять кондиционер в машине. Ведь необходимо, прежде всего, знать, когда проводилась последняя смена охлаждающего вещества.
Полезно знать: Как часто надо менять свечи зажигания в автомобиле?
Нужно не забывать о существующих рекомендациях крупных автомобильных концерном, которые четко аргументируют период замены хладогена
И очень важно знать определенные признаки, по которым можно судить о неисправности охлаждающей системы салона. Только владея этими тремя информационными аспектами можно своевременно и правильно определить когда нужно заправлять кондиционер в автомобиле