Так когда же менять масло?
К таким последствиям может привести несвоевременная замена масла
Мы получаем двойной парадокс: определить точный момент замены синтетического масла невозможно без анализа, а общепринятый фактор замены – пробег автомобиля – столь же груб, как оценка качества масла на глаз. В идеале, естественно, было бы расписывать регламент по моточасам с поправочными коэффициентами в зависимости от режимов работы двигателя: такой подход прекрасно себя показал в авиации, но среднестатистическому автомобилисту это, естественно, считать не захочется.
Насколько груба оценка по пробегу? Так скажем, она достаточно точна для среднестатистической эксплуатации и только для масла, прописанного в регламенте техобслуживания данной модели. Иначе говоря:
- Передвигаясь согласно ПДД в обычном соотношении «город/трасса».
- Не проводя половину времени в пробках с работающим двигателем.
- Заливая масло, указанное производителем, можно быть уверенным в его ресурсе.
Но вот малейшее отклонение в режимах работы мотора сразу сказывается на скорости старения масла. Именно поэтому, перестраховываясь, многие автопроизводители мелким шрифтом прописывают в сервисных книгах почти двукратное снижение межсервисного интервала при коммерческой эксплуатации, езде в жарких регионах и так далее. Эта перестраховка явно указывает на то, что в реальности большие межсервисные пробеги возможны только при исключительно бережном отношении к автомобилю.
Подтверждается условность межсервисных интервалов и дилерской практикой: автомобили одной марки, заправляемые маслом из одной и той же бочки, могут продемонстрировать кардинально разные свойства отработки, вплоть до визуально заметного падения вязкости, что прямо говорит о преждевременном старении масла. Если же владелец меняет сорт масла, то предсказать срок его службы еще труднее.
Видео: Мифы про масла и присадки №1 Когда нужно менять масло
Поэтому единственными рекомендациями, которые можно реально дать, будут следующие:
- Независимо от того, какой сорт масла используется, считая свою эксплуатацию автомобиля примерно равномерной по стилю вождения и нагрузкам, необходимо учитывать реальное поведение двигателя: рост шумности, потеря моторным маслом вязкости укажут на тот момент, когда оно будет полностью сработано. Для примера предположим, что этот пробег составил 10 тысяч километров.
- Естественно, срок замены должен быть меньшим: в этом случае мотор уже начинает работать с увеличенным износом. Нужно заложить в сроки обслуживания как минимум 30-процентный запас, то есть в нашем примере моторное масло X на автомобиле Y с водителем Z должно меняться не реже, чем в 7 тысяч километров – но этот расчет справедлив только при сочетании всех трех факторов!
Если же нет желания намеренно «выкатывать» весь ресурс масла (впрочем, чаще всего это происходит против воли владельца), то аналогичному сокращению есть смысл подвергнуть указанный производителем автомобиля интервал между ТО, но только в том случае, если автомобиль не подвергается перегрузкам – иначе уменьшение пробега между заменами уже явно оговаривается. Например, у Renault Logan раздел «Особые условия эксплуатации» в сервисной книге прямо предписывает замену масла раз в 7500 км для холодных регионов, длительной работы на холостом ходу и так далее – этой рекомендации имеет смысл следовать.
Особо следует упомянуть случаи, когда владелец меняет не только марку, но и тип моторного масла – например, если он в целях экономии переходит с рекомендованной синтетики на полусинтетику. Здесь точно так же справедливо требование о двукратном снижении межсервисного пробега – не стоит забывать, что полусинтетика по сути – минеральное масло с частью синтетических компонентов, и, помимо старения пакета присадок, одновременно заметно активнее идет и разрушение минеральной «базы».
Рекомендации автопроизводителей
чистый двигательчистый двигательИнформация, содержащаяся в сервисной книжке, относительно интервалов, через которые необходимо производить замену моторного масла, является не более чем рекомендательной. Расчет периодичности замены масла инженеры завода – производителя делают на основании определенных условий, при которых будет эксплуатироваться автомобиль. В данном случае принято основываться на таких показателях, как: качество топлива, степень загрязненности воздуха, класс автомобиля. Существует даже такой показатель, как «региональные особенности эксплуатации». Естественно, что для расчетов берутся средние показатели перечисленных критериев.
Как правило, межсервисный интервал выражается в месяцах и (или) километрах пробега. Так, типичная рекомендация может выглядеть следующим образом: «замена масла не реже раза в год, либо через 15 тыс. км пробега». Предполагается, что иные факторы в данном случае будут учитываться по умолчанию. Конечно, производитель заявляет рекомендации по замене масла совсем «не с потолка». К примеру, указывая интервал по смене моторного масла в двигателе заряженного спорткупе, производитель не станет рассчитывать, что такой автомобиль будет ежедневно простаивать в дорожных пробках. А, к примеру, расчет межсервисного интервала для бюджетного седана или хэтчбека гольф-класса не будет предусматривать ежедневные передвижения на автомобиле со скоростью за 200 км/ч (даже в случае, если мощность мотора позволяет разгоняться до этих скоростей).
Что касается такого показателя, как региональные особенности эксплуатации, то тут дело обстоит несколько сложнее. Ряд автоконцернов производят для конкретных рынков сбыта определенные модели автомобилей, а также предусматривают дифференцированные межсервисные интервалы, через которые необходимо менять масло, исходя из того, дилеры какой страны продают конкретную партию машин.
Как ни странно на первый взгляд, но вычисляя рекомендованные промежутки времени, через которые надлежит производить замену моторного масла, производитель практически не заботится о том, чтобы двигатель автомобиля продолжал находиться в хорошем состоянии на долгосрочную перспективу. Основная задача любого производителя – обеспечить безотказную работу мотора (как и других важнейших узлов автомобиля) на протяжении действия заводской гарантии. Что будет по ее окончании, разработчиков машин интересует в меньшей степени, поскольку любому производителю выгодно, чтобы с окончанием срока гарантии на машину ее владелец был вынужден регулярно обращаться в сервисный центр, либо вообще приобрел новую машину.
Таким образом, межсервисный интервал с точки зрения автопроизводителей – в значительной степени маркетинговый показатель, призванный минимизировать затраты на обслуживание по гарантии (бесплатное для владельца), сохранив привлекательность соответствующего транспортного средства для потенциального покупателя. Ведь одним из ключевых аргументов при выборе любой модели автомобиля в последние два – три года стал длительный межсервисный интервал, который, в том числе, необходим для определения периодичности смены моторного масла.
Как изменяются характеристики моторного масла по мере старения?
1.Потеря исходной вязкости.
- Увеличение вязкости происходит из-за накопления в нем сажи и нагара, и по мере испарения легких углеводородных фракций, содержащихся в свежем масле.
- Если вязкость меньше нормы, то в масло попало топливо или вода.
2. Нарушение термостойкости масла. Старое масло легко перегревается, что приводит к интенсивному образованию твердого осадка (кокса) и ускоряет износ деталей двигателя, вызывая их поломку.
3.Снижение температуры вспышки. Попадание летучих фракций топлива в масло приводит к снижению температуры вспышки.
4.Ухудшение защитных и моющих свойств масла, препятствующих износу и коррозии деталей двигателя. Причиной может быть попадание в масло антифриза из системы охлаждения двигателя, избыточного количества продуктов разложения присадок, частичек пыли и грязи.
5.Нарушение прочности масляной пленки.
6.Снижение щелочного числа (окисление масла).
Важно! Любое моторное масло имеет щелочной показатель Total Base Number и набор присадок. Чем выше показатель TBN, тем дольше срок службы масла.. 7.Потеря текучести. Моторное масло сворачивается по причине перегрева
Причина – большие нагрузки на двигатель, плохая вентиляция картера, недостаточный обдув масляного радиатора, уровень масла в картере ниже минимально допустимого, неисправности в системе охлаждения
7.Потеря текучести. Моторное масло сворачивается по причине перегрева. Причина – большие нагрузки на двигатель, плохая вентиляция картера, недостаточный обдув масляного радиатора, уровень масла в картере ниже минимально допустимого, неисправности в системе охлаждения.
Важно! Чем дольше моторное масло сохраняет свои характеристики, тем больше моторесурс двигателя.
Ошибки при замене
Многие водители не видят сложностей и тонкостей в замене смазывающей жидкости в двигателе автомобиля. Но иногда они ошибаются, о чем пойдет речь ниже.
- Смешивание масел с разными свойствами. Неопытные водители покупают популярные модели, но они могут навредить мотору. Не все масла можно смешивать. Необходимо сначала слить отработанную жидкость, а потом залить новую. Несовместимые присадки могут вступать в химические реакции.
- Неправильное определение уровня. Первые замеры неточные, так как уровень со временем изменяется. Правильнее будет проверить его через несколько дней или проехав несколько километров.
- Недостаточная затяжка фильтра, заливной горловины и сливной пробки. Через эти элементы масло может дать течь.
- Использование масла без учета режима эксплуатации. Смазка, которая подходит для использования за рубежом, может не подойти в России.
- Некоторые автовладельцы высасывают старое масло через отверстие щупа. При этом в поддоне картера остается осадок.
Учитывая распространенные ошибки, вы продлите срок работы мотора. Каждый владелец автомобиля сам определяет, когда менять масло, в зависимости от влияющих на это факторов.
Что и как влияет на сроки замены масла
Как правило, полная замена смазочного материала рекомендована производителем силового агрегата после 10 — 15 тысяч километров пробега. В данном случае указан средний показатель без учета режима вождения. Эта цифра берется из расчета, что автомобиль движется со средней скоростью и при минимальном времени работы на холостом ходу после прогрева.
Смазочная жидкость может приходить в негодность раньше указанного срока в следующих случаях:
- при движении с высокими нагрузками (разный скоростной режим при плохом состоянии дороги; простои в пробках, когда затруднено охлаждение мотора);
- мощность силового агрегата (чем выше, тем легче мотор справляется с нагрузками и эффективнее охлаждается; трансмиссия работает плавно);
- вид и качество используемого топлива;
- в ДВС малолитражек (вследствие короткой трансмиссии);
- климатические особенности (резкие перепады температур, мороз);
- особенности ландшафта (частые подъемы и спуски);
- показатели окружающей среды (сильная загрязненность или повышенная влажность воздуха);
- использование автотранспорта для перевозки грузов;
- значительный износ силового агрегата.
Так, например, при движении на скорости около 100 км/ч по трассе, двигатель не испытывает перегрузок, так как система полноценно охлаждается. В таком случае сроки замены масла могут быть увеличены.
Разница в сроках работы масел при движении по трассе и в городских условиях (пробки, остановки у светофоров) очень велика. Чем выше нагрузка на силовой агрегат, тем скорее масло выработает свой ресурс.
При вождении на скорости свыше 130 км/ч мотор испытывает повышенные нагрузки в любых условиях. Поток картерных газов резко увеличивается, что губительно сказывается для двигателя. Растет температура поршней. Смазка работает на пределе возможностей, следовательно, быстрее теряет свои эффективные свойства.
Если перевести сроки замены масла в моточасы, рекомендованный интервал в 15 тысяч км пробега выразится в диапазоне от 200 до 700, и напрямую зависит от условий эксплуатации. Для примера: 400 моточасов на скорости 25 км/ч в городских условиях составит рекомендуемые 10 тысяч км пробега; а те же моточасы на скорости в 80 км/ч способны почти в три раза увеличить период замены. Однако, езда на постоянно одинаковой скорости — задача довольно трудная.
Помимо измеряемых интервалов пробега, даже при минимальном использовании автомобиля и малой наработки, рекомендуется производить полную замену моторного масла не реже, чем раз в 12 месяцев.
Виды моторного масла
А теперь давайте посмотрим какая смазка подходит и для каких силовых агрегатов транспортного средства. Опытные механик не рекомендуют заливать минеральное масло в авто, если требуется синтетика. Так как по параметрам они будут разные, и это плохо скажется на жизненном ресурсе силового агрегата.
Полусинтетика
Сейчас чисто минеральный смазывающих средств почти не встретишь. Их просто не выпускают. В основном в ход идет полусинтетика и синтетика. Эти масла лучше минеральных, но по частоте использовании считаются не особо популярными.
Период полураспада у таких масел быстрый. Они сильно загрязняют мотор и фильтрующие устройства. Если условия эксплуатации экстремальные, то следует менять полусинтетические масла чаще, чем 8000 километров.
К таким смазкам относятся следующие смазывающие средства:
- Mobil;
- Esso Ultra;
- ZIC A +;
- Castrol Magnatec.
Опытные механики не рекомендуют смешивать полусинтетические смазки и синтетические. Они маркируются двумя буквами:
- бензиновые – S;
- дизельные – С.
Также эти смазывающие средства классифицируют по сезонности:
- всесезонные;
- летние;
- зимние.
А теперь давайте посмотрим на синтетические гидрокрекинговые масла.
Синтетические гидрокрекинговые масла
Опытные механик рекомендуют в дорогих машинах использовать только синтетику. Гидрокрекинговые масла часто называют тоже полусинтетикой. Так как они по свойствам не отличаются от полусинтетических.
Для заливки в двигатель выбирают только дорогие смазки на хорошей основе. Так, как только дорогая основа смазки способна долгое время удерживать комплект присадок, гарантирующий медленный износ смазки.
Эти смазки долго держатся, в них меньше находится продуктов разрушения. Моющие средства для двигателя в этих смазывающих средствах используются только наилучшие, в отличие от первых полусинтетических.
Хотя некоторые из этих смазок заметно снижают жизненный ресурс мотора. Эти смазки называются Low-SAPS. У них снижен пакет присадок. Это нужно, чтобы не образовывалось большое количество сульфатной золы, фосфора и серы. Для машины сниженный пакет присадок чреват быстрым выходом из строя двигателя.
Синтетические масла на основе полиальфаолефинов
Синтетика на основе полиальфаолефинов намного лучше, чем у первых и вторых типов смазок. Их также относят к гоночным смазкам. Они текучи, поэтому вязкость помогает справиться с морозами до минус 50 в северных регионах.
Чистые продукты распада не дают закоксоваться поршням. Они почти не продаются для обычного потребителя, потому что стоят очень дорого. Из преимуществ выделяют заниженный коэффициент трения, а из недостатков – тонкую пленку, которая защищает трущиеся детали.
Стареют такие смазывающие средства гораздо медленнее, чем описанные выше. При использовании дополнительных присадок, жизненный ресурс двигателя увеличивается в несколько раз.
Эстеровые масла
Сегодня почти во всех силовых агрегатах транспортного средства используют смазки на основе полиэфиров и диэфиров. Такие смазывающие средства покрывают трущиеся детали плотной пленкой, которая защищает их от быстрого износа. Эти смазки называются эстеровыми.
В автомобиле используют такие смазки только при эксплуатации в спорте. Они не смогут обеспечивать должную защиту мотора, если будут эксплуатироваться только в работе со стандартным интервалом замены.
Их рекомендуют заливать, если вы хотите промыть движок от грязи и закоксованности после использования масле с гидрокрекингом. Они увеличивают жизненный ресурс силового агрегата.
Поэтому, если вам говорят, что интервал замены смазывающего средства на основе эстеров меньше 5 000 километров, то не верьте. Такие смазки могут выдерживать до 15 000 километров при тяжелых условиях эксплуатации.
Полигликолевые масла
Сегодня считаются самыми оптимальными маслами – полигликолевые. Их используют в двигателях автомобиля. Такое моторное масло не только растворяет обычную грязь, но и способствует очищению от собственных продуктов распада. Жизненный ресурс присадок увеличен до 15 000 километров пробега транспортного средства.
Моторные масла такого типа не уничтожают резиновые прокладки. Единственным минусом является их не полная проверка в реальном времени эксплуатации. Так как вышли они совсем недавно на рынок и мало людей, кто их знает и использует.
Поэтому время покажет насколько хороша эта смазка и можно ли ею заменить обычные гидрокрекинговые масла.
От чего зависит периодичность замены масла
Все производители транспортных средств в инструкции подробно указывают, как часто надо менять масло в двигателе. Однако эти данные часто не соответствуют действительности. Как правило, в документах показан километраж, который варьируется в пределах 10–15 тыс. км, все зависит от марки машины. В реальной жизни на показатели влияет большое количество различных факторов:
- Вид топлива и его качество (бензин, газ, дизель).
- Рабочий объем силового агрегата.
- Вид применяемой смазки.
- Марка используемого масла (полусинтетическая, синтетическая, минеральная).
- Структура смазки в двигателе.
- Суммарный пробег.
- Метод замены.
- Качество применяемого масла.
- Условия эксплуатирования автомобиля.
- Отсутствие неисправностей в машине.
В данном списке нет рекомендаций производителя, потому что для него менять масло через определенные периоды – всего лишь рекламный ход.
Объем и тип двигателя.
Мощный двигатель может без проблем выдержать большие нагрузки и непростой режим работы. При этом смазка не становится хуже и не возникает вопрос о том, как часто надо менять масло в двигателе автомобиля. Машина, у которой мощный мотор, может двигаться со скоростью 120 км/ч, не испытывая значительных перегрузок.
Автомобили с небольшим расходом топлива оснащаются трансмиссией, у которой малое передаточное число, позволяющее ездить с незначительной скоростью и оборотами силового агрегата. Однако в тяжелых ситуациях двигатели малолитражек получают более сильную нагрузку, чем мощные моторы. При увеличении нагрузки поршневая система сильнее греется и происходит увеличение количества газов в картере, а это ведет к повышению температуры моторного масла.
Наибольшие трудности испытывают малолитражки, у которых форсированный двигатель объемом 1,2 л. К этому нагрузку добавляет еще и турбокомпрессор.
Режим работы.
Периодичность, с которой следует менять смазку, зависит от того, как эксплуатируется автомобиль. Не вдаваясь в тонкости процесса, выделим два режима: в городе и за городом. Дело в том, что когда машина едет по мегаполису, то нагрузка на двигатель увеличивается, хотя пробег выходит незначительный. Такая ситуация возникает из-за простаивания на светофорах и в пробках с включенным силовым агрегатом, который не успевает достаточно охладиться.
При эксплуатации автомобиля вне города все выглядит иначе. Пробег увеличивается, но охлаждение мотора происходит гораздо эффективнее. В результате нагрузка на двигатель и масло ниже.
Намного удобнее определять, как часто надо менять масло в двигателе, опираясь на моточасы. Данный метод применяют для транспорта, используемого в сельском хозяйстве, и для грузовых авто. К примеру, в городе за 400 моточасов можно проехать 10 тыс. км, а за городом данное расстояние легко преодолеть всего за сотню. При этом следует помнить и о различном режиме эксплуатации.
Не просто так поездка в городе приравнена к езде по пересеченной местности, потому что это снижает положительные свойства масла. Хорошо заметно данное ухудшение при среднем либо низком уровне смазки
Помимо этого, в жаркие дни масло подвержено большим нагрузкам в результате увеличения температуры окружающей среды.
Другие факторы.
К данным обстоятельствам, оказывающим влияние на периодичность замены масла, следует отнести повышенную рабочую температуру
Также следует принимать во внимание свойства смазки, чистоту масляного фильтра и смазочных каналов, оригинальность масла, вентиляцию картера.
Обратите внимание! Наиболее подходящие сроки для замены масла располагаются в пределах от 200 до 400 моточасов, без учета максимальной нагрузки.
Также важно помнить и о типе смазки: «минералка», «синтетика», «полусинтетика».
Почему нужно регулярно менять масло в двигателе
Что может произойти, если длительное время не менять смазку в силовом агрегате? Для ответа нужно выяснить, какую роль играет масло. Оно включает в себя основу и определенное количество присадок, которые защищают поверхности деталей мотора. Во время езды на автомобиле и даже на стоянке химические присадки постепенно разлагаются. В движении этот процесс протекает быстрее, создаются естественные отложения, которые оседают на стенках картера. Некоторые вещества смазки окисляются, изменяется кислотность и вязкость.
Внимание!
Некоторые заводы по производству смазок и автомобилей указывают периодичность замены по времени, а не пробегу.
При большой нагрузке и температуре химические процессы происходят с большей интенсивностью. Но современное производство становится совершеннее, технологии обновляются, как и химический состав смазок. Поэтому новые смазки могут долгое время защищать двигатель, оставаясь чистыми даже при сильном нагреве.
Блоки управления современных авто запрограммированы на контроль периодичности замены масла в моторе. Такие данные рассчитываются по эмпирическим зависимостям. Базой для этого используются фактические параметры. Это число оборотов двигателя, скорость движения, количество запусков в холодное время, температурный режим при эксплуатации. Прошивка электронного блока учитывает технические допуски и погрешности, поэтому определяется только примерное время замены.
Сегодня в торговых точках России и за рубежом продается много контрафактных смазок для двигателей. Кроме того, топливо тоже невысокого качества, поэтому менять масло нужно еще чаще. Рекомендуемый минимальный пробег до замены следует снизить на 30%. Если, например, завод предусматривает эту процедуру через 15 тысяч км, то лучше уменьшить пробег до 10 000. Вы не ошибетесь, если будете менять масло ежегодно, независимо, ездите на автомобиле или нет.
Результаты несвоевременной замены
Перечислим последствия нарушения сроков замены смазки и их конкретные причины.
- Появление отложений. Причиной осадка является разложение химических присадок и загрязнение смазки продуктами горения в картере силового агрегата. В результате мощность двигателя уменьшается, а выхлопные газы становятся токсичными и темными.
- Повышенный износ поршневой группы и других деталей. Причины – смазка не выполняет свою задачу из-за изменения химических свойств присадок.
- Масло становится более вязким. Причины заключатся также в изменении качества присадок. Например, они начинают окисляться, их полимеризация нарушается. В итоге циркуляция затрудняется, а детали двигателя быстрее изнашиваются. Масляное «голодание» мотора часто приводит к его трудному запуску в зимнее время, а иногда происходит даже заклинивание.
- Смещение вкладышей шатунов. Этот дефект возникает из-за забивания смазочного канала густым маслом. Чем меньше сечение проходов для смазки, тем шатунные вкладыши больше испытывают нагрузку. В результате они перегреваются и проворачиваются.
- Поломка турбины. Если автомобиль оснащен системой турбонаддува, то ее ротор может прийти в негодность. Это возникает по причине большого давления грязного масла на подшипники и вал компрессора. Поэтому на них появляются задиры и дефекты. Кроме того, отработанное масло забивает каналы компрессора, из-за чего он может заклинить.
Рассмотренные проблемы больше относятся к городским автомобилям. Такие условия для мотора являются сложными.
Масла Longlife – есть ли смысл?
Ключевое определение применимости подобных масел основано на трех постулатах:
- Если конкретный двигатель рассчитан под масла с увеличенным сроком замены.
- Если конкретное масло имеет одобрение автопроизводителя для данного двигателя.
- Если автомобиль эксплуатируется в условиях, позволяющих применять масла longlife.
Проблема именно в последнем пункте – на подобных пробегах важно даже качество применяемого топлива. Упоминая выше о процессах, происходящих при старении масла, мы не упоминали еще один важный фактор – прорыв выхлопных газов через поршневые кольца
Для исправного двигателя с обычными (и тем более скорректированными в сторону уменьшения) межсервисными пробегами это не имеет принципиального значения, но на пробегах масел longlife даже минимальный прорыв продуктов сгорания низкокачественного топлива в картер способен ощутимо загрязнить масло соединениями серы (основная проблема низкосортного горючего) и ускорить его старение. В итоге экономия на редких заменах становится реально возможной только при гораздо больших затратах на высокосортное горючее с «проверенных» заправок, в противном случае работоспособность longlife-масел гарантировать нельзя
Упоминая выше о процессах, происходящих при старении масла, мы не упоминали еще один важный фактор – прорыв выхлопных газов через поршневые кольца. Для исправного двигателя с обычными (и тем более скорректированными в сторону уменьшения) межсервисными пробегами это не имеет принципиального значения, но на пробегах масел longlife даже минимальный прорыв продуктов сгорания низкокачественного топлива в картер способен ощутимо загрязнить масло соединениями серы (основная проблема низкосортного горючего) и ускорить его старение. В итоге экономия на редких заменах становится реально возможной только при гораздо больших затратах на высокосортное горючее с «проверенных» заправок, в противном случае работоспособность longlife-масел гарантировать нельзя.
Замена масла в двигателе: по моточасам или по пробегу
Начнем с того, что пробег является достаточно условным показателем. Другими словами, на срок службы масла большое влияние оказывает:
- режим эксплуатации транспортного средства;
- само качество смазочной жидкости;
Получается, ресурс смазки напрямую зависит не только от пробега, но и от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, а также какое масло залито в ДВС. Данные особенности в совокупности определяют интенсивность старения смазки.
Итак, сразу отметим, менять масло только по пробегу будет неправильно. Дело в том, что каждый автомобиль эксплуатируется индивидуально. Одна машина может постоянно ездить исключительно по трассе, двигатель часто раскручивается до высоких и максимальных оборотов, тогда как другой автомобиль постоянно движется по городу с малой скоростью, простаивает в пробках, мотор часто и долго работает на холостом ходу и т.д.
Если в первом случае все более-менее понятно, то второй нужно рассмотреть отдельно
Обратите внимание, хотя пробег может быть небольшим, если посчитать моточасы, которые двигатель отработал на залитой смазке в рамках езды по городу, получается, что такое масло все равно «сработалось»
Если иначе, одинаковый показатель пробега по трассе и в городе при пересчете на моточасы может отличаться в 3-4 раза. В цифрах это выглядит так, что если менять масло каждые 15 тыс. км., в условиях трассы смазка отработает не больше 250 моточасов. При этом 15 тыс. км. пробега в городе равняется отметке около 650-700 моточасов.
К этому следует добавить, что современные двигатели достаточно «горячие», то есть термостат открывается при высокой температуре, часто возникают проблемы с вентиляцией картера, двигатель при простое в пробке плохо охлаждается. Все это также сильно ускоряет процессы старения моторного масла.
При езде по трассе тоже не все так просто. Дело в том, что нагрузка на двигатель может заметно отличаться. Если водитель ездит со скоростью 110-120 км/ч, тогда нагрузка на силовой агрегат средняя или даже ниже, ДВС хорошо охлаждается, вентиляция картера при такой езде работает полноценно. В таких условиях нагрузки на масло небольшие.
Однако если крутить мотор до высоких оборотов, ездить со скоростью 160-180 км/ч и выше, тогда нагрузки на масло также увеличиваются. Если мотор небольшой по рабочему объему, для движения на высоких скоростях его приходится сильно раскручивать. В результате температура внутри силового агрегата растет, часть газов прорывается из камеры сгорания в картер и т.д. Все это сокращает срок службы смазочной жидкости.
Как показывает практика, по моточасам средний интервал для замены масла составляет 200-400 ч. с учетом различных режимов эксплуатации, кроме постоянной езды на высоких оборотах с большой скоростью, когда от мотора требуется максимум мощности. При пересчете на километры, когда средняя скорость составляет до 30 км/ч (городской режим), тогда 400 часов это и есть 8-9 или максимум 10 тыс. км.
Если же постоянная средняя скорость составляет около 80 км/ч, тогда 400 моточасов приравниваются к отметке чуть более 30 тыс. км. Однако таких «идеальных» условий зачастую создать не удается, так что менять масло даже в этом случае оптимально намного раньше.
Не стоит забывать о качестве топлива, упомянутых выше проблемах с вентиляцией картерных газов, а также о качестве самой смазки. Только своевременная замена масла с учетом перечисленных выше нюансов позволит поддерживать двигатель в чистоте, избежать закоксовки, залегания поршневых колец и т.д.
Почему дорогое масло – это не выход?
Главное отличие дорогого масла от дешевого – более качественный комплекс присадок, позволяющий моторному маслу дольше сохранять вязкостные, антиокислительные, моющие и смазывающие свойства. Действительно, это позволяет не так часто менять масло, но разница между самым дешевым и самым дорогим экземпляром будет всего в 30-50 моточасов. К примеру, дешевое масло в гражданском режиме ходит 180 моточасов, а одно из самых дорогих – 240. При этом разница в цене может быть трехкратной. Поэтому как для кошелька, так и для ресурса двигателя, выгоднее покупать масло из среднего ценового диапазона и менять его чаще.
Вопрос выбора минерального, синтетического или полусинтетического масла здесь также не стоит ребром. Для каждого двигателя производитель указывает допуски, которые подбираются с учетом особенностей конструкции двигателя и рекомендованных сроков замены. Поэтому не стоит ожидать, что частота смены масла в двигателе значительно возрастет, если вы перейдете с полусинтетики на синтетику. На любом из составов периодичность сервисных интервалов следует выбирать по моточасам, периодически проводя капельные пробы масла.