Отличия зимнего дизельного топлива от летнего

Не подается топливо. Что предпринять?

Если подачи бензина от бака к инжектору и карбюратору нет, то замерзание топлива тут ни при чем, а все происходит так потому, что оно низкого качества или дело в вине самого автовладельца.

Из этого следует, что нам на пути могут встретиться недобросовестные заправки. На них бензин могут бадяжить дизелем или водой, даже маслом или мазутом, и даже непонятно чем. Но бывают более-менее добросовестные заправочные станции, на которые нам всем надо стремиться попасть…

Стоит отметить, что особенно опасно заправляться бадяжным бензином в минусовые температуры. Дело в том, что когда тепло, то вода и прочие вредоносные примеси оседают на дно бака и задерживаются сеткой фильтра. Таким образом, они фильтруются, и двигатель не страдает.

Но в морозную погоду все происходит куда плачевнее. Вода замерзает, летнее дизельное топливо, и прочие нефтехимические продукты также густеют. В результате этого на фильтре образовывается густая пленка, которая и задерживает поступление топлива! Такое может случиться с любым автомобилем.

Использование зимних сортов в летний период

Ещё одним актуальным вопросом считается использование летом солярки, которая предназначена по своим характеристикам для эксплуатации в условиях заморозков.

Действительно важно точно знать о том, можно ли летом или тёплой весной заливать в бак и использовать дизтопливо, реализуемое как зимнее. Как уже было ранее сказано, зимой летняя солярка густеет и может застыть. Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется

Это опасно для двигателя и топливной системы

Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется. Это опасно для двигателя и топливной системы

Как уже было ранее сказано, зимой летняя солярка густеет и может застыть. Из-за этого заливать его в такой период не рекомендуется. Это опасно для двигателя и топливной системы.

Но летом зимнее горючее точно не застынет. Потому многие уверены, что его можно смело использовать, и ни с какими побочными эффектами двигатель не столкнётся. Такое утверждение ошибочное. В теории заливать зимние марки летом можно. Но на практике делать это настоятельно не рекомендуется.

Тут вопрос уже не в застывании. В состав холодных марок дизельного топлива входят компоненты, которые в условиях тёплой погоды становятся крайне вредными и опасными для дизельного двигателя. Речь идёт о сере и таком свойстве как вязкость. Зимние марки низковязкие, то есть они менее густые, нежели летние аналоги солярки.

Сера, а точнее меркаптановая сера, вместе с продуктами сгорания выводиться не будет. Вместо этого она начнёт постепенно накапливаться внутри топливной системы. Тем самым внутри образуются опасные отложения. С течением времени автовладелец столкнётся с проблемой загрязнения топливопроводов и всей системы, которая в результате может окончательно выйти из строя. Некоторые элементы особо чувствительные к таким загрязнениям, из-за чего они первыми засоряются и ломаются.

Если же говорить про низкую вязкость, которая применяется с целью недопущения замерзания зимней солярки, при тёплой погоде она не позволяет обеспечить элементы двигателя необходимой эффективностью смазки. В результате трущиеся поверхности будут активнее изнашиваться.

Заливать зимние виды дизельного топлива в автомобиль можно лишь при условии, что иного выхода у вас просто нет. Отсутствует возможность приобрести и залить специальные летние марки. Но при первой же необходимости следует выполнить переход по предложенной выше схеме. Чем дольше эксплуатируется машина на несезонном горючем, тем выше вероятность столкнуться с неприятными последствиями.

Разморозка солярки

Когда ударит мороз, на обочине
федеральных трасс можно увидеть дальнобойщиков, которые греют бензобак горящим
факелом. Это слишком опасный метод разморозки. Лучше его не использовать. При
высокой температуре горючее может воспламениться. Существуют более
цивилизованные методы:

  1. Залить в бак 10-20 литров топлива марки «З». В
    смешанном растворе начнется медленное таяние заледеневших кристаллов парафина.
  2. Добавить к дизтопливу бензин в пропорции 1:10. То есть
    на 10 л солярки всего 1 л бензина. Ухудшится смазывающая способность.
  3. Использовать керосин. Пропорция как у бензина: 10 % от
    объема дизтоплива. Сохраняются смазывающие свойства.
  4. Антигель. Профессиональная присадка для солярки. Ее
    нужно заливать в бак только до кристаллизации.
  5. Размораживатель. Антигель, который можно применять,
    когда горючее уже превратилось в лед.

Размораживатель солярки
Размораживатель солярки

К сведению. Все методы разморозки — экстренные. Если использовать их
регулярно, есть риск повредить топливную систему и мотор.

Классификация дизельного топлива

Гост р 55475-2013 топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. технические условия (переиздание)

Для типизации дизельного топлива традиционно учитывают два показателя: степень серосодержания и максимальная температура помутнения. Это — принятый государством стандарт, соответствующий европейской системе и спецификации EN 590. В рамках данной статьи наибольшее значение имеют показатели температуры.

«Температурная» классификация разделяет горючее по сортам и классам, которые являются показателями того, при какой максимально низкой температуре горючее может проходить через фильтр.

В скобках указана предельная температура фильтруемости (t °C).

Для местностей с умеренным климатом определяют сорта горючего Для местностей холодного климата определяют классы горючего
  • A (+5);
  • B (0);
  • C (-5);
  • D (-10);
  • E (-15);
  • F (-20).
  • Нулевой (-20);
  • первый (-26);
  • второй (-32);
  • третий (-28);
  • четвертый (-44).

В зависимости от температурных показателей дизтопливо разделяют на три основных вида и один дополнительный (последний).

  1. Летнее дизтопливо. Сохраняет жидкое состояние до -5 °C. Рекомендовано к использованию при температуре выше 0 (t °C фильтруемости не определяется).
  2. Зимнее дизтопливо. Не должно загустевать до температуры ниже 35 градусов. Используют при морозах (-20 °C).
  3. Арктическое дизтопливо. Рекомендовано при сильных морозах от -45 градусов (-38 °C).
  4. Межсезонное дизтопливо (-15 °C).

Дополнительно советуем прочитать материал, в котором подробно расписывается об особенностях применения антигеля для дизельного топлива.

Для каждого из трёх основных видов определены свои нормы показателей плотности и вязкости. Именно от этих характеристик зависит эффективность работы двигателя и то, когда и какое топливо использовать. По ним же зачастую определяют качество солярки.

Стандарты вязкости следующие:

  • летний тип — 3,8/6,0 сСт;
  • зимний тип — 1,8/5,0 сСт;
  • арктический тип — 1,5/4,0 сСт.

О показателях плотности речь пойдет далее.

Холодовые свойства дизеля

Главной спецификой дизтоплива является высокая концентрация в нем парафинов. Как раз они рассматриваются в качестве основных причина того, что в холодное время ДТ загустевает, мешая полноценной работе мотора. Кристаллический парафин осложняет пуск механизма и загрязняют части топливной системы, из-за чего ее работа делается невозможной. Для того, чтобы гарантировать дизельная установка могла адекватно работать в условиях низких температур, нужен мониторинг базовых температурных параметров углеводорода.

Температурные значения

Во время подбора для своей техники сезонного топлива, важно обращать внимание на такие физико-химические характеристики как температура замутнения, температура начала кристаллизации, плавления и застывания. Контроль показателей дает возможность понять при какой окружающей температуре в дизтопливе начинаются механизмы утраты прозрачности, формирования кристаллизации ароматических углеводородов, перехода нефтепродукта из твердого состояния в жидкое. Сохранение низкотемпературных норм, прописанных для каждого вида сезонного дизтоплива, позволяет наладить корректную перевозку, хранение и использование дизеля во всех регионах страны

Сохранение низкотемпературных норм, прописанных для каждого вида сезонного дизтоплива, позволяет наладить корректную перевозку, хранение и использование дизеля во всех регионах страны.

Варианты изменения низкотемпературных свойств

Дизельные масла представляют собой смесь жидких углеводородов, полученных из сырой нефти путем дистилляции и гидрогенизации рафинирования, обычно кипящей в пределах от 150 до 370°C. Они могут содержать добавки для улучшения их эксплуатационных характеристик, такие как депрессанты, моющие средства, смазочные добавки и ингибиторы коррозии. Весь цикл производства происходит под строгим контролем в условиях промышленного масштаба. Некоторые автолюбители применяют с антизагустевающих средств бензин или керосин, однако специалисты считают данную практику малоэффективной.

Температура — помутнение — топливо

Температура помутнения топлива ( ГОСТ 5066 — 56) определяется следующим образом. В две специальные пробирки наливается топливо. Одна из пробирок помещается в охлаждающую смесь, а другая служит эталоном.

Температура помутнения топлива ТС-1 должна быть ниже — 50 С.

Заметим, что депрессоры не влияют на температуру помутнения топлив ( Тп), которая нормируется российскими стандартами. Это значит, что депрессоры препятствуют не возникновению кристаллов парафинов, а только их росту. При длительном хранении топлив образовавшиеся мелкие кристаллы оседают, и в результате образуются два слоя: верхний — светлый и нижний — мутный, обогащенный парафинами. Расслоение топлив не может быть предотвращено добавками депрессоров. За рубежом разработаны так называемые диспергаторы парафинов, которые рекомендуется применять в композициях с депрессор-ными присадками.

Температуры помутнения и начала кристаллизации характеризуют содержание в топливе воды и парафина: чем ниже температура помутнения топлива, тем меньше в нем содержится растворенной воды и парафина.

Это означает, что в работающей машине, где топливные фильтры тонкой очистки имеют температуру выше температуры помутнения топлива, нет опасности прекращения подачи, если топливо не обводнено. Таким образом, основные трудности при зимней эксплуатации возникают не в процессе использования топлива в машине, а при его транспорте, перекачке и выдаче. Поэтому в условиях холодной зимы топливные хозяйства всегда должны иметь возможность подогреть топливо. Но есть одно обстоятельство, которое никогда нельзя забывать при подогреве застывшего дизельного топлива — это низкая по сравнению с маслами температура испарения и температура вспышки. По противопожарным соображениям температура подогрева топлива должна быть на 30 ниже температуры его вспышки, и за этим необходимо тщательно следить.

Прибор для определения точки фильтрации при охлаждении дизельных топлив ( метод IP 309.

Температура охлаждающей бани зависит от температуры помутнения испытуемого топлива; она равна — 34 0 5 С при температуре помутнения топлива до — 20 С; — 51 0 5 С яри температуре помутнения от — 20 до — 35 С; — 67 2 С при температуре помутнения ниже — 35 С. Если температура помутнения известна, образец топлива выдерживают при температуре на 1 С ниже ее, затем включают вакуум, чтобы топливо прошло через фильтр. Как только топливо достигнет метки на пипетке, расположенной на высоте 200 мм от изоляционного кольца 13, отключают вакуум и дают образцу стечь.

Влияние парафлоу на температуру застывания топлив.

Парафлоу и другие исследованные депрессато-ры, снижая более или менее эффективно температуры застывания топлив, практически не действуют на температуру помутнения топлив.

Следовательно, применение подобных присадок, понижающих температуру застывания топлив, позволяет выполнять работы по сливу, наливу и перекачке топлив по трубопроводу при более низких температурах, но на расширение низкотемпературных пределов применения топлив на двигателях эти присадки не оказывают влияния, так как они практически не изменяют температуру помутнения топлива.

Меньшую опасность представляет вода. Температура помутнения топлива зависит от содержания в нем воды. Фильтры и калибровочные отверстия форсунки забиваются, нарушается подача топлива.

Температура помутнения характеризует температуру, при которой начинают выделяться из топлива кристаллы парафина; последние, задерживаясь на топливных фильтрах, могут вызвать прекращение подачи топлива в двигатель. Температура помутнения топлива обыкновенно на 5 — 10 выше температуры застывания.

Чтобы избежать кристаллообразования, вырабатывают и применяют топливо, температура помутнения которого ниже температуры эксплуатации. Температура помутнения топлив для воздушно-реактивных двигателей должна быть ниже — 50 С.

Исследования показали, что при охлаждении дизельных топлив в первую очередь выпадают парафиновые углеводороды нормального строения. При этом температура помутнения топлива не зависит от суммарного содержания в нем и-парафиновых углеводородов.

Кристаллизация парафина наступает раньше, чем застывание основной части топлива

Поэтому следует считать, что температура помутнения топлива является более важной эксплуатационной константой, чем температура его застывания. Для нефтескладских и нефтетранспортных операций более / важное значение имеет температура застывания топлива.

Добавки (присадки)

Улучшение качества путем добавления присадок, что является обычной практикой для бензина уже в течение многих лет, стало недавно популярным и для дизельного топлива (дизельное топливо марок Super и Premiom). Используются в основном такие добавки, которые оказывают множественное действие:

  • присадки для улучшения воспламенения увеличивают цетановое число и отвечают, в частности, за более «мягкое» сгорание;
  • моющие присадки (детергенты) используются для предотвращения закоксовывания форсунок;
  • ингибиторы (замедлители) коррозии необходимы для предотвращения коррозии металлических деталей (в случае попадания воды в топливную систему);
  • антивспенивающие присадки служат для облегчения заполнения топливного бака.

Общая концентрация присадок обычно не превышает 0,1%!, так что такие физические характеристики топлива как плотность, вязкость и кривая кипения не изменяются.

Стандарты экологичности

Евро 3

Несмотря на инновационность разработки, этот стандарт ДТ уже устарел, он был актуальным в странах Европейского Союза до 2006 года. С того времени третий стандарт постепенно был вытеснен с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 перестал удовлетворять усовершенствованным нормам.

Евро 4

Этот стандарт постепенно приходил на смену Euro 3, начиная с 2005 года. Все ввозимые транспортные средства на территорию России с 2013 г. должны соответствовать этому стандарту, исключение — автомобили до 2012 г. выпуска, для которых еще допустимы требования стандарта Евро 3

Здесь следует акцентировать внимание автовладельцев на том, что в ближайшем времени международное сообщество намерено совсем запретить эксплуатацию ТС с двигателями стандарта экологичности ниже Евро 4

Евро 5

Этот стандарт введен с 2009 г. Он обязателен для всех транспортных средств, выпускаемых мировой промышленностью с 2010 года. В Российской Федерации этот стандарт также введен в действие, как в отечественном автомобилестроении, так и для ввозимого автотранспорта из-за границы.

Евро 6

Новый стандарт Евро 6 был введен в странах ЕС осенью 2015 г. Он подразумевает доработку под него ДВС с новой схемой рециркуляции выхлопов EGR, системой селекции газов SCR, сажевых фильтров. Благодаря применению катализаторов и дополнительных химических присадок в обновленных двигателях эффективнее нейтрализуются вредные выбросы, в выхлопе присутствуют только вода и безвредные газы.

В РФ этот стандарт пока не действует, ввиду необходимости перестройки производств автопрома и НПЗ. Однако сейчас действуют нормы Евро 5.

Содержание вредных веществ в экологических классах

Вычисление удельного веса для 20 C

  1. Измерить плотность и среднюю температуру солярки.
  2. Вычислить разность фактической температуры и 20 ◦С.
  3. Умножить разность температур на поправочный коэффициент.
  4. Если фактическая температура меньше 20 ◦C, то отнять от значения плотности при данной температуре результат вычисления третьего пункта. Если же жидкость теплее +20 ◦C, то эти значения нужно сложить.

Например, плотность горючего при температуре 0 ◦C равна 0,997 г/см3. Разница между фактической температурой и 20 ◦C равна 20. Тогда 20 × 0,0007 = 0,014 г/см. Так как при 20 ◦C плотность горючего будет меньше, чем при 0 ◦C, нужно от плотности при 0 ◦C отнять величину поправки – 0,997-0,14=0,857 г/см3. Чтобы перевести результат из грамм на кубический сантиметр в килограмм на кубометр, нужно величину, выраженную в граммах на кубический сантиметр, умножить на 1000. То есть удельный вес нашей солярки при 20 ◦C будет равен 857 кг/м3. Это позволяет нам сделать предположение о том, что она, судя по результатам вычисления, скорее летняя, чем зимняя. Точное же заключение о том, для какого сезона предназначено горючее, сделать на основании величины его плотности невозможно.

Связь плотности горючего и экономичности дизеля

Так как сгорание солярки, имеющей высокий удельный вес, сопровождается выделением большего количества энергии, чем сгорание менее плотного горючего, очевидно, что использование летнего топлива экономичнее. Однако его использование для повышения экономичности дизеля в холодное время года не представляется возможным. Это объясняется тем, что в его состав помимо керосиново-газойливых углеводородов, содержащих основной запас энергии топлива, входят и растворенные в них парафины. Последние даже при незначительном понижении температуры горючего, затвердевают, сгущая горючее и ухудшая проходимость фильтра тонкой очистки топлива. В результате этого ухудшается способность топлива прокачиваться по системе питания и распыляться в цилиндрах двигателя. Поэтому в состав зимних видов дизельного топлива вводят присадки, замедляющие застывание парафинов и сгущение солярки до состояния геля.

Эти добавки, снижая температуру сгущения горючего, совершенно не оказывают влияния на его плотность. Логично предположить, что если добавить присадку-антигель в летную солярку, то в результате получится экономичное зимнее топливо. Но это далеко не так. Потому что добавка только снизит температуру замерзания парафинов, растворенных в топливе.

Сама же солярка не станет менее плотной, а значит с понижением температуры, будет значительно густеть, что затруднит ее распыление в камерах сгорания и продвижение по топливопроводу. К тому же, ошибочно полагать, что залив присадку в замерзшую солярку, мы добьемся того, что парафины в ней растают, и она вновь обретет текучесть.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что плотность очень важна для зимнего топлива. Для летнего же важнее такие параметры, как содержание серы и цетановое число. В том, что дизель зимой менее экономичен, нежели летом, конечно, во многом «заслуга» менее плотной, чем летом солярки, но не только ее. Снег на дорогах тоже не способствует экономичности.

Метод экспресс-проверки дизельного топлива

Владельцу дизеля в повседневной жизни редко бывает нужно проверять качество горючего. Так как обычно он заправляет свой автомобиль на одних и тех же заправках, качество горючего на которых проверенно в процессе эксплуатации авто, и скорее всего устраивает автовладельца. Находясь же зимой в незнакомом месте, экспресс-анализ зимней солярки в морозную погоду можно провести описанным ниже нехитрым способом.

Точное определение марки

Самые распространенные
ареометры на российском рынке — приборы серии АНТ-1. Индекс 830-890 обозначает
диапазон возможных измерений: от 830 до 890 кг/м³.

Ареометр АНТ-1 830-890
Ареометр
АНТ-1 830-890

Бывают ситуации, когда нет
достоверной информации, какая солярка залита в бак. Может, автомобиль передали
по доверенности уже заправленный или вместо владельца на АЗС съездил
родственник. В этом случае возникает проблема: при понижении температуры
горючее может замерзнуть. Этого допускать нельзя. Есть проверенный вариант —
определить марку с помощью прибора под названием ареометр. Он измеряет
плотность нефтепродуктов. Оптимальная температура для измерений +20°C. Вот что
нужно сделать:

  1. Набрать топливо в узкую глубокую емкость.
  2. Погрузить ареометр широким концом вниз.
  3. Определить плотность по верхней шкале.
  4. Сравнить результат с указанным в таблице.

Таблица плотности по ГОСТ
305-2013:

Марка

Наименование

Плотность, кг/м³

Л

Летняя

863,4

Е

Межсезонная

863,4

З

Зимняя

843,4

А

Арктическая

833,5

Пример. Водитель залил в бак
солярку марки «З» и решил проверить ее плотность ареометром. Прибор показал
853,4. Оказалось, что на АЗС вместо зимнего продают межсезонное топливо.
Процесс замерзания начнется уже при –15°C вместо стандартных –25°C.

Почему не стоит заливать летний дизель зимой

Производство солярки строго регламентируется единым ГОСТом под номером 305-82. Этот норматив определяет существование 3 марок дизельного топлива, которые предназначены для эксплуатации в определённых условиях при разной температуре окружающей среды.

Отличия связаны не только с плотностью зимнего дизельного топлива, но и с иными важными характеристиками:

  • летние сорта допускается использовать при температуре не ниже 0 градусов Цельсия;
  • зимние предназначены для эксплуатации при -20 градусах Цельсия и выше;
  • арктические выдерживают до -50 градусов.

Также стоит отметить наличие промежуточного вида зимней солярки, способной эксплуатироваться при температуре от -30 градусов Цельсия и теплее.

Используя зимнее и летнее топливо для своего автомобиля, важно понимать, какие характеристики их отличают и почему к зиме лучше подготовить дизельное топливо именно зимнего типа, а при потеплении возвращаться к менее плотным составам

Важно обратить внимание на показатели вязкости. Именно здесь кроются важные отличия, которые разделяют летнее и зимнее дизтопливо. Разница может быть достаточно существенно, в зависимости от марки

Более устойчивые к холоду составы обладают более низкой вязкостью. Показатель определяется в сСт и может составлять от 1,5 до 6 единиц

Разница может быть достаточно существенно, в зависимости от марки. Более устойчивые к холоду составы обладают более низкой вязкостью. Показатель определяется в сСт и может составлять от 1,5 до 6 единиц.

Зимняя солярка характеризуется тем, что в её состав входит меньшее количество парафина, а также туда добавляются специальные декомпрессионные присадки. Специальная формула зимней солярки не даёт ей замерзать при отрицательной температуре, параллельно гарантия высокоэффективное сгорание в моторе. При этом качественные смеси не должны негативно отражаться на состоянии двигателя, его мощности и прочих характеристиках.

Это подводит к вопросу о том, почему же зимой не стоит заливать в бак солярку летних марок.

В летние составы добавляют увеличенные порции парафина и серы, что делает смесь более вязкой. Эти компоненты способны кристаллизироваться, когда температура окружающей среды опускается ниже отметки 0 градусов Цельсия.

Да, ни о каком полном замерзании, как в случае с обычной водой, здесь речи не идёт. Но всё равно структура топлива будет меняться, и завести мотор вряд ли получится. В результате может закупориться вся топливная система, для восстановления которой потребуется разбирать двигатель и чистить его изнутри. Все усилия будут направлены на удаление кристаллизовавшихся молекул парафина.

Фактически применение летней солярки зимой является губительным действием для мотора и топливной системы. Причём виноватым в этом будет только сам автовладелец, который по каким-то причинам решил проигнорировать рекомендации, и залить неподходящее дизельное топливо в бак.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: