Автобус маз 241

Устройство

Компактный автобус МАЗ-241 сконструирован на белорусском автозаводе для перевозки пассажиров в пригородах, между крупными населенными пунктами. За счет небольших габаритов и комфортабельности машина подходит для организованных экскурсионных поездок, перевозки сотрудников крупных предприятий, учащихся и т.д.

В салоне длиной 6,8 м располагается 22 посадочных места, номинальный показатель вместимости достигает 36 человек. Схема расположения сидений классическая, все кресла развернуты в одном направлении, за исключением сиденья для экскурсионных сотрудников, педагогов.

Комфорт в поездке обеспечивают кресла с мягким наполнителем, дополненные безопасными креплениями. Конструкция сидений разработана фирмой Vogel Sitze (Германия). Вентилирование осуществляется через сдвижные створки форточек, люк крыши, с помощью электрических приборов. Конструктивное решение также предусматривает дополнительную вентиляцию над каждым местом.

Дизайн салона выполнен в светлой цветовой гамме. Предусмотрена 1 входная дверь для сотрудника транспортного предприятия и путешественников. Устройство кресла водителя предусматривает возможность регулирования угла наклона, высоты. Место снабжено пневматической подвеской.

Конструктивное решение включает панорамные стекла, усовершенствованную панель приборов. Запасное колесо размещается в закрытом блоке и оперативно извлекается с помощью роликовой системы.

Комплектация пассажирского транспорта вмещает верхние отсеки для вещей. Установлены система предпускового подогревателя мотора, гидроусилитель руля, вентиляционные приборы на крыше. Модель укомплектована противотуманными фарами.

Салон

Транспортное средство малой категории МАЗ-241 предназначено для различного типа пассажирских перевозок. Машина имеет длину 6800 мм, оборудована 22 комфортабельными сиденьями.

Основная вентиляция в салоне производится через люк, открывающиеся форточки, а также принудительно с использованием вентиляторов. Чтобы поддерживать соответствующие микроклиматические условия, внедрена конструкция распределенной персональной вентиляции для пассажиров.

Кресло для водителя регулируется в нескольких позициях, имеет память положений для разных шоферов. Обновленная панель управления соответствует эргономическим и дизайнерским требованиям современности. Колонка рулевого управления представляет собой проработанную конструкцию, предотвращающую возможность получения травмы в нестандартной ситуации.

` reviewsOverall ` / 5 Пользователей ( Оценок)

Надежность

Удобство и комфорт

Ремонтопригодность

Ходовые качества

Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Проверенный отзыв

{` review`.`rating_title `}

Показать еще {{ pageNumber+1 }}

Технические характеристики

Технические характеристики автобуса МАЗ-241 отражают специфику компактной модели. В длину машина достигает 6,79 м, в ширину — 2,55 м, в высоту — 2,9 м. Допустимый радиус внешнего поворота ограничен 9 м. Вес автобуса составляет более 8 тыс. кг.

Транспортное средство развивает скорость до 105 км/ч, при перевозке детей разрешенный показатель — 60 км/ч. Тормозная система дополнена АБС, обеспечивающей антиблокировку и противобуксовку. При соблюдении скорости 60 км/ч средний расход топлива составит около 0,37 л на 100 км.

Ведущим является передний мост, оснащенный редуктором конусообразной формы. Техника оснащена вместительным отделением для багажа. Емкость под топливо достигает 190 л.

Система управления автомобилем относится к интегральному типу, обеспечивающему маневренность и управляемость транспортного средства. Автобус оснащен колесами дискового типа, коробкой передач Fast Gear 6J70T с 6 ступенями.

Подвеска в передней части машины пневматическая, дополненная амортизирующими механизмами. В средней части машины установлены рессоры, в заднем блоке смонтированы подвески баллонного типа, дополненные телескопическими амортизаторами.

Техника укомплектована двигателем Cummins isf3 8s, который соответствует нормативам Евро-4. Мощность мотора составляет 130 кВт. Разрешенная нагрузка задней и средней осей — 5200 кг. Нагрузка передней оси может достигать 4100 кг.

Параметр Показатель
Габаритные размеры, мм 6800/2550/2785
База, мм 3800
Колея колес (передних/задних), мм 2011/1824
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм 380
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 3775
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 5000
Полная масса, кг 8775
Количество мест для сидения 22
Пассажировместимость, чел 36
Максимальная скорость, км/ч 100
Двигатель Cummins ISF3.8s
Мощность двигателя, кВТ (л.с.) 125(170)
Коробка передач механика Fast Gear 6J70T
Колеса дисковые, 6.75×19.5
Шины бескамерные 245/70R19.5

Создание МАЗ 257

Через некоторое время после изготовления МАЗ 241S выяснилось, что данная автотехника не устраивает заказчика.  Она больше подходила для езды по городским дорогам, а не по сельским. Не удовлетворяла и вместимость автобуса. Поэтому в конце августа появилось техническое задание на разработку другой модели. В документе предусматривалось изготовить опытный образец автобуса для перевозки детей длиной до 8,8 м, пассажировместимостью 31 человек (29 школьников и двое сопровождающих) с двигателем мощностью 177 л.с. стандарта Евро 5.

МАЗ 257

Первые сведения о создаваемой новинке представители средств массовой информации получили на пресс-конференции, посвященной презентации новых моделей  пассажирской техники. Выступая на данном мероприятии, которое  проходило на столичном автозаводе в ноябре 2014-го, Юрий Дмитриевич рассказал журналистам, что предприятие приступило к разработке конструкции другой специальной модели среднего класса для перевозки учеников сельских школ.  Планировалось, что она будет напоминать автомобиль МАЗ-256 (к тому времени уже снятый с производства), иметь несколько измененный кузов и двигатель Евро-5, мощностью около 200 л.с. Ее вместимость составит 31 человек (29 школьников и 2 сопровождающих).

Пресс-конференция

А первое очное знакомство с автотехникой, получившей индекс МАЗ 257S,  произошло в сентябре 2016-го во время очередной передачи партии МАЗ 241S (они продолжали еще выпускаться) потребителю в Могилевскую область. Тогда же после завершения официальной части события всех желающих отвезли в экспериментальный цех, где проходили испытания макетного экземпляра машины, имеющей,  в отличие от предшественницы,  рамную конструкцию с ресорной подвеской и колесами дисковыми размерности 6,75х19.5 под бескамерные шины.

МАЗ 257S

По просьбе потребителей пол в салоне сделали ровным. В автотранспортном средстве учли все требования технического регламента Таможенного союза по безопасности к школьным автобусам, вступившего в силу с 1 января 2016 г. В частности, каждое место оснащено четырехточечными ремнями безопасности. Еще одним нововведением стало появление водительской двери.

Салон автобуса МАЗ 257S

Водительское место автобуса МАЗ 257S

Одним из требований технического задания на “двести пятьдесят седьмой” стала взаимозаменяемость и максимальная унификация с серийно выпускаемой продукцией. Автозаводцы выбрали среднетоннажник МАЗ-4370, от которого взяли двигатель, коробку передач, мосты, карданный вал и другие основные узлы шасси.

Что касается новой модели, то Дмитрий Катеринич, возглавлявший тогда Минский автозавод, отметил, что в ноябре-декабре 2016 года запланировано ее серийное производство, а с января следующего года – поставка потребителям.

“Я считаю, что МАЗ создал хороший экспортный продукт и попрошу  быстрее закончить сертификацию этого автобуса для того, чтобы “Банк развития” мог способствовать продвижению этого автобуса как экспортного продукта в сопредельные страны”, – сказал председатель правления “Банка развития Республики Беларусь” Сергей Румас.

С.Румас и Д.Катеринич

Было изготовлено три автобуса МАЗ-257 – два в школьном варианте для последующих испытаний и для участия в презентационных и выставочных мероприятий,  а третий – 31-местный для перевозки обычных  пассажиров передан  на эксплуатационные испытания в ОАО “Банк Развития Республики Беларусь”.

Дорожные испытания МАЗ 257S

Краш-тест автобуса МАЗ 257S

После установки на МАЗ-257 170-дизельного мотора Cummins ISF 3.8s5168 Евро-5 модели обрели свой окончательный индекс МАЗ 257030 и МАЗ 257S30. А после завершения сертификации и получения документа на одобрение типа транспортного средства с 25 августа 2017 года они пошли в серийное производство. Документ несколько раз продлевался и сейчас он действует до 2023-го.

МАЗ 257030 на выставке Белагро-2021

Общие сведения

На автобусе установлен дизельный силовой агрегат Cummins ISF3.8 S с четырьмя цилиндрами. Двигатель отвечает требованиям экологического стандарта на уровне «Евро-4», оснащен шестиступенчатой механической коробкой передач. На каждой зависимой пневматической подвеске с парой баллонов имеется два телескопических амортизационных элемента.

Автобус МАЗ-241 оборудован тормозным блоком с защитой от пробуксовки и блокировки. Оснащение индивидуальными обдувочными панельными приборами, вентиляторами, зафиксированными на потолочной части крыши и в люке транспортного средства, способствует созданию максимально приемлемых климатических условий.

К объективным плюсам автобуса МАЗ-241 относится панорамное остекление, которое гарантирует прекрасный обзор, а также модернизированная приборная панель и удобная система размещения багажных отделений. Для запасного колеса оборудован специальный закрытый отсек, защищенный снизу. Дополнительно легкость извлечения запаски обеспечивает практичный роликовый механизм. Вместимость автобуса составляет 36 человек, сидячих мест при этом в нем насчитывается 22 штуки.

Шоферский форпост

С водительской точки зрения уже не все так просто. Для начала не мешало бы попасть в кабину. И вот тут шофёра встречает первый прикол – водительская дверь отсутствует как класс. Причина такой «нелюбви» довольно прозаична – персональный вход в левом борту это трудоёмкий и дорогой элемент, к тому же он, как ни крути, ослабляет жёсткость кузова. И если при крупносерийном производстве в итоге хотя бы можно снизить цену этой дверки, то в условиях мелкой серии проще сделать левый борт «глухим». Правда, при этом вход на рабочее место водителя производится через салон, а при используемой компоновке «двигатель над передней осью» это практически всегда сопряжено с выполнением эффектных, но в большинстве случаев неприятных акробатических движений.

Естественно, что МАЗ не был бы МАЗом, если бы не предложил своё решение данной проблемы. Двигатель просто сместили вправо, и в результате – слева между кожухом двигателя и креслом водителя получился удобный широкий проход, который даже рычагом переключения передач, не говоря уже о версиях с автоматической КП. Правда, на автобусах с двигателем Cummins и Navistar в правой части образовался неприкаянный закуток неясного назначения. Зато минский ММЗ использует это пространство для своих нужд, так что всё довольно логично.

Оказавшись на рабочем месте, водитель получает в своё распоряжение удобный «капитанский мостик» с грамотным расположением рабочих органов. Панель приборов – это обновлённый вариант городских автобусов первого поколения, показанный еще в 2009 году, но так и недошедший до конвейера. Комбинация приборов может быть двух типов – с полностью стрелочными приборами и комбинированными. Описывать их не буду, всё видно на фото, отмечу только, что второй пользоваться удобнее – она компактнее и верхний ряд циферблатов не перекрывается ободом руля ни при каких обстоятельствах.

А вот чего категорически не хватает, так это отсеков для мелочей – две неглубокие ниши на панели и малюсенький кармашек слева от водителя выглядят на фоне огромных незадействованных площадей как издевка. Над этим однозначно еще придется поработать.

Благодаря большой площади остекления обзор с места водителя очень хороший. Его немного портят широкие стойки, но не критично. А вот два простеньких зеркала, хоть и справляются со своей задачей, смотрятся ущербными на фоне современного дизайна. Да и пара дополнительных секций, позволяющих контролировать правый передний угол, не помешала бы. К тому же с учётом «глухого» окна и сложной компоновки правой части кабины, сюда просто напрашивается электрорегулировка правого зеркала. Пока процесс его настройки вызывает кучу негативных эмоций.

Технические характеристики

Технические характеристики автобуса МАЗ-241 отражают характеристики компактной модели. Автомобиль имеет длину 6,79 м, ширину 2,55 м и высоту 2,9 м. Допустимый внешний радиус поворота ограничен 9 м. Вес автобуса превышает 8000 кг.

Транспортное средство развивает скорость до 105 км/ч, при перевозке детей разрешенная скорость составляет 60 км/ч. Тормозная система дополнена АБС, обеспечивающей антиблокировочную и противоюзовую защиту. При скорости 60 км/ч средний расход топлива составит около 0,37 л на 100 км.

Основной – передний мост, оснащенный конусообразным редуктором. Техника оснащена вместительным багажником. Запас топлива достигает 190 литров.

Система управления машиной интегрального типа, обеспечивающая маневренность и управляемость машины. Автобус оснащен колесами дискового типа, коробкой передач Fast Gear 6J70T с 6 ступенями.

Подвеска в передней части автомобиля пневматическая, дополненная амортизирующими механизмами. Рессоры установлены в центральной части машины, на заднем блоке установлены подвески баллонного типа, дополненные телескопическими амортизаторами.

На технику установлен двигатель Cummins isf3 8s, соответствующий нормам Евро-4. Мощность двигателя 130 кВт. Допустимая нагрузка на заднюю и центральную оси составляет 5200 кг. Нагрузка на переднюю ось может достигать 4100 кг.

Ты здесь зачем?

Полагаю, вы согласитесь со мной, что МАЗ-241 оказался своеобразной машинкой. Тем интереснее узнать, что работы с ним ещё не закончены. В настоящее время на заводе готовится к выходу экземпляр с порядковым № 004. При неизменном кузове у него будет полностью новая пневматическая подвеска. Это должно заметно улучшить плавность хода и уже без оговорок приравнять «241-й» к классу «мини-турист».

Манипуляции с размещением в моторном отсеке то одного, то другого двигателя, тоже имеют свою подоплёку. ММЗ – дёшев, Cummins – популярен по критерию цена–качество. Но с особым нетерпением заводчане ждут результатов по пересадке «сердца» Mercedes-Benz, напомню, что двигатели этой марки сейчас очень активно применяются в серийной продукции и вполне устраивают транспортников.

Если же с учётом уже изготовленных вариаций салона попытаться очертить круг тех, кому будет интересен данный «малыш», то зона охвата окажется очень большой – от крупных транспортных предприятий, занятых во всех сегментах пассажирских перево­зок, до мелких частников, только-только начинающих свою деятельность. Но это в общем.

При большей конкретике круг заметно сужается. Багажные отсеки вместимостью всего 0,7 м3 и малая длина сразу исключат межрегиональные перевозки – нерентабельно, да и не очень комфортно.

Одна полноценная дверь, отсутствие накопительной площадки и, как это ни парадоксально, современная конструкция исключают работу в качестве «маршрутки» в крупных городах – здесь важнее скорость на маршруте и «одноразовая простота», так как обычно за руль этих транспортных средств попадают водители, не сильно утруждающие себя обслуживанием техники, на которой работают. Да и сами владельцы чаще всего берут машины «на убой» – пару лет работы и «маршрутка» идет под списание.

Вот и выходит, что самое главное назначение МАЗ-241 – «туристско-экскурсионная» машина. Большая площадь остекления, широкий кузов, салон с комфортабельными креслами и системой кондиционирования воздуха ставят эту машину в один ряд с более крупными автобусами. В то же время короткий и низкий кузов дают заметный выигрыш при перемещении в городской толчее, особенно в тесной исторической центральной части.

Придется кстати «241-й» и как служебный автобус для небольших компаний или отелей: и сотрудников доставить можно, и делегации в аэропорту или на ЖД вокзале встретить не стыдно.

Что же касается регулярных пассажирских перевозок, то автобусик неплохо будет смотреться на междугородных экспрессных маршрутах. Такие рейсы, получившие в последние годы широкое распространение, призваны оперативно доставлять в крупные мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, людей из близлежащих областных центров Рязань, Тула, Тверь и др., собирающихся посетить на один день, а вечером вернуться домой. При таком раскладе большие багажники не нужны, а значительно лучший комфорт, в сравнении с традиционными «фургонбусами» и малыми автобусами на грузовом шасси, позволят не чувствовать себя вымотавшимися ещё в дороге.

Ну и конечно же не стоит забывать о внешности

Кто бы и что о ней ни говорил, но автобус явно привлекает внимание и просто вынуждает-таки выражать свои эмоции, а значит, и транспортная компания, использующая его, ещё долго будет на слуху

А тот факт, что в отличие от старшего брата МАЗ-231, у которого собран только второй экземпляр, практически идентичный первому, изготовление уже четвёртого МАЗ-241, сильно разнящегося по начинке со всеми предыдущими, говорит о том, что руководство завода считает этот автобусик довольно перспективным, и смерть на площадке опытных моделей, не пошедших в серию, ему скорее всего не грозит. А следовательно, кто станет владельцами МАЗ-241, не окажутся подопытными кроликами, оставшимися один на один с футуристическим набором деталей эксклюзивной сборки…

Автомобиль на тест предоставлен компанией ОАО «МАЗ»

Прочие данные

МАЗ-241, технические характеристики основного плана которого представлены выше, имеет такие дополнительные показатели:

  • Максимальная нагрузка, выдерживаемая передней/средней/задней осью (т) – 4,1/5,2/5,3.
  • Предусмотренная пассажировместимость (сидя/стоя) – 22/35 человек.
  • Колея передняя/задняя (м) – 2,1/1,9.
  • Клиренс (см) – 14,2.
  • Крутящий момент мотора – 1300-1700 оборотов в минуту.
  • Охлаждение – жидкостное.
  • Наличие турбонаддува – есть.
  • Объем силовой установки (куб. см) – 3760.
  • Степень сжатия в камере сгорания – 17,2.
  • Особенности двигателя – поршневой агрегат расположен рядно, работает на дизельном топливе, имеет инжекторную систему впрыска.


Смотреть галерею

Технические характеристики

Габариты и планировка автобуса МАЗ-241. Фото МАЗ

Тип топлива. Дизель.

Емкость топливного бака. 190.

Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 6700 и 9300.

Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 5200/4100.

Минимальный радиус разворота, м. 9.

Рулевой механизм. С гидроусилителем.

Тип рулевого механизма. Интегральный.

Тормозная система. Надежностью отличается пневматическая тормозная система. Следует отметить наличие антипробуксовочной и антиблокировочной установки. Присутствие этих систем в значительной мере облегчает управление, оперативно происходит замедление хода во время гололедицы. Эффективностью работы отличаются дисковые тормоза, которые рассчитаны на длительный рабочий ресурс.

Цены на МАЗ-241

Стоимость находится в зависимости от его технического оснащения, продолжительности эксплуатации. Ряд версий авто имеют цену, превышающую 5 млн. рублей. Средняя цена школьных автобусов примерно 4 млн. рублей.

Благодаря своим характеристикам автобус создает достойную конкуренцию не менее известному пассажирскому ПАЗ-320412, который выступает в качестве корпоративного транспорта. МАЗ хорошо приспособлен к интенсивному использованию.

Таким образом, для пригородных и междугородних перевозок подходит автобус МАЗ-241

Автотранспорт привлекает внимание своим техническим оснащением. Машина достаточно маневренна, дает возможность быстро передвигаться по городу

Эксперты отмечают качественно исполненный салон, высокую надежность и комфортность техники.

Стекло и пластик

Сейчас в модельном ряду присутствует три типа силовых установок: белорусско-китайский тандем ММЗ и механической КП Shaanxi, китайская пара Cummins и та же КП Shaanxi и американо-белорусский Navistar с АКП Allison.

По ходовым ощущениям три машины сильно отличаются. Это заметно и при разгоне, и при переключении передач, и, главное, по шумовому сопровождению – по этому параметру «лидирует» ММЗ, причём не по громкости звука, а по силе вибраций, исходящих от него. Cummins намного спокойнее, понятнее и сейчас, наверное, это самый оптимальный вариант как по восприятию, так и по вопросам будущей эксплуатации – не зря же подавляющее большинство автобусостроителей активно используют моторы этой марки. Только коробку передач всё же стоит заменить на что-то более известное. А вот тандем опытно-экспериментального двигателя совместного производства Navistar – МТЗ и АКП Allison, похоже, так и останется в единственном экземпляре. Но это даже к лучшему – сочетание получилось так себе, особенно в условиях движения по нашим зимним дорогам, а это как ни крути в среднем 3–5 месяцев в году, в зависимости от регионов.

По общим впечатлениям от управления МАЗ-241 стоит отметить, что короткая база, несмотря на наличие стабилизаторов на обеих осях, обладает довольно вёртким нравом и на разбитых дорогах кажется, что автобус вот-вот прыгнет в сторону. Реально он едет куда надо и по-настоящему рыскать начинает только на припорошенных снегом, укатанных до ледяной поверхности колдобинах. Лечится это довольно просто – снижаем скорость с 80 км/ч до 60 км/ч, и у нас в руках опять послушный и приятный автобус.

Что непременно порадует тех, кто будет работать на МАЗ-241, так это маневренность. Благодаря все той же короткой базе в городе машина чувствует себя как рыба в воде. Найти место для парковки не проблема, развернуться на тесной улочке – пожалуйста. При этом малая высота кузова позволяет не опасаться низких крон деревьев в городе, а при движении вне его, сильных порывов ветра и крутых поворотов – по нормальному асфальту автобус «пишет трассу», как по рельсам. А при движении по нашим просёлкам, главное, не лететь «сломя голову» – в пределах разумных ограничений, пневморессорная подвеска позволяет поддерживать неплохой темп и приемлемый комфорт даже на заплаточно-ямочном покрытии.

Модификации автомобилей МАЗ

Итак, какие же модификации автомобилей МАЗ сейчас встречаются.

Самые распространённые модификации, это самосвалы МАЗ, седельные тягачи, автобетоносмесители МАЗ, автобетононасосы, бортовые автомобили МАЗ, лесовозы, автокраны, коммунальные автомобили МАЗ, полуприцепы, топливозаправщики, прицепы, фургоны, краны — манипуляторы и даже автобусы МАЗ.

Как мы видим модификаций автомобилей МАЗ огромное количество. Вкратце рассмотрим каждую модификацию в отдельности.

Про самосвалы МАЗ мы писали в предыдущей статье, поэтому повторяться не будем, сразу начнем с седельных тягачей.

Модификации

Модельная линейка автобусов МАЗ-241 содержит различные комплектации, которые обозначаются посредством добавления некоторых символов после общего названия транспортного средства.

Автобус оснащался двигателем ISF3.8s (Cummins, 177 л.с.) или ММЗ Д-245.35Е4 (Минский моторный завод, 170 л.с.). Модели с американским двигателем имеют обозначение МАЗ-241000 (пригородный) и 241S00 (школьный), с белорусским — МАЗ-241030 (пригородный) и 241S30 (школьный).

Автобус МАЗ-241, школьная модификация. Фото МАЗ

Вариация МАЗ-241030 оснащена мотором Cummins мощностью 170 конских сил, автоматическим трансмиссионным блоком от Fast Gear с коробкой передач на шесть ступеней.

Автобус под индексом 241S30 – это модель для тех, кто ценит комфорт. Конструкторы предусмотрели все необходимые детали, чтобы путешествие в подобном транспортном средстве было действительно удобным как для пассажиров, так и для водителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: