Характеристика и описание всех технических элементов большегрузного самосвала белаз-540: наша точка зрения на вопрос

Технические характеристики карьерных самосвалов БелАЗ

Учитывая внушительные габариты и массу автомобиля, при его создании пришлось решать массу технических задач. Обеспечить эффективное управление и безопасную эксплуатацию автомобиля собственной массой (без учёта груза) от 20 до 390 (!!!) тонн дело не простое.

Габаритные размеры и вес покрышки

Размер самого крупного в мире карьерного самосвала БелАЗ 75710 просто гигантские: 20 600 х 9 750 х 8 265 мм. Более 20 метров в длину и 8 метров в высоту! Диаметр колеса составляет 63 дюйма или 3,7 метра.

Вес одной покрышки БелАЗа 75710 составляет 5 300 кг. Два таких колеса будут весить больше, чем большинство серийных седельный тягач, которые перемещаются по дорогам общего пользования,

Ходовая часть и рулевое управление самосвала БелАЗ 75710

У БелАЗа 450-тонной грузоподъемности зависимая пневмогидравлическая ходовая часть со встроенным гидравлическим амортизатором. Удивительно, но этот гигант достаточно маневренный и хорошо управляемый.

Рулевое управление на этом карьерном гиганте специфическое. Управляемыми на модели являются передний и задний мосты. Вместо рулевых тяг применяются два цилиндра. Такое управление дает радиус разворота «всего» 45 метров. А если в дело при повороте входят оба моста, то он и вовсе уменьшается до 19.8 метра.

Силовая установка и ее характеристики

Узнать сколько у БелАЗа лошадиных сил заглянув в характеристики мотора нельзя. Дело в том, что у модели 75710, например, сложносоставная силовая установка, которая с помощью электромеханической трансмиссии позволяет разогнать самосвал до 67 км/час.

Она состоит из двух дизельных двигателей MTU DD 16V4000 мощностью в 2 332 л. с. (1 715 кВт) каждый, суммарным объемом 130 литров. Они запускают в работу два генератора, которые подают ток на электромоторы тяги, установленные на приводах колёс. Суммарная мощность колёсных электромоторов составляет 6 520 л. с.

Несмотря на тяжёлые условия эксплуатации ресурс пробега у БелАЗа достигает 800 000 километров. И хоть курсирует этот грузовик в карьерах с небольшим транспортным плечом, вырабатывает ресурс примерно за 6-7 лет. Ведь часто, эти огромные «муравьи» используются круглосуточно.

Трансмиссия и гидросистема

Карьерные самосвалы белорусского автозавода разделены на две категории – с гидромеханической и электромеханической трансмиссией. К первой относятся «малыши» грузоподъёмностью до 90 тонн, ко второй – все самосвалы, способные поднять 90 тонн и больше.

В небольших по меркам БелАЗа 7540 самосвалах применяется трех- или пятиступенчатая гидромеханическая трансмиссия. Два карданных вала передают крутящий момент на привод.

В машинах используется гидравлическая система с одним общим баком. Контур подаёт масло как на гидроцилиндры, так и на тормоза. Рулевое управление, естественно, тоже оснащено гидроусилителем. Цилиндры идут по два на каждый мост для управления поворотами.

Производительность гидросистемы составляет 168дм3 в минуту, что позволяет поднять кузов за 16 секунд, а опустить – за 20. Однако, когда идёт разгрузка предусмотрено полное отключение рулевого управления. В это время вся мощность гидравлической системы направляется на подъём самосвальной платформы.

Системы безопасности

Система безопасности специально разработана БелАЗом для автомобиля-самосвала гигантских размеров. Она включает в себя:

  • стабилизатор поперечной устойчивости, защищающий от бокового опрокидывания и придающий плавность хода;
  • страховочную систему рулевого управления, если сломается гидравлика;
  • из салона БелАЗа видны индикаторы электронных весов, которые показывают, сколько породы уже загружено в кузов.

От автора

Карьерные грузовики – это высшая форма технического искусства в автомобилестроении. Машины должны быть и мощными, и надежными, и (да-да!) красивыми! И первенец Белорусского автозавода соответствовал всем этим параметрам: машину создавали с вдохновением. Дальнейшие разработки заводчан только подтвердили: БелАЗ 540 стал образцом для качественного роста завода и создания новых моделей в будущем. Часть решений, которые были применены для постройки автомобиля, используются белорусами и сегодня. Конечно, системы стали сложнее, они оснащены электроникой и прочими усовершенствованиями, но простые – базовые принципы, которые позволяют создавать такую технику, успешно применяются до сегодняшнего дня.

История создания

История создания автомобиля начинает свой отсчет с 1948 года. Послевоенный период характеризуется большой бедностью и разрухой. На то время государство активно начало добывать полезные ископаемые, так как это считалось одним из способов развить экономику. Построен завод в городе Жодино. Долгое время завод стоял на месте и не работал. 1958 год стал переломным для БелАЗ, так как с Минского завода были переданы технологии и производство самосвалов, с грузоподъемностью в 25 тонн. В этот период производство начало расширятся, и грузоподъемность автомобиля уже составляла 40 тонн.

После отметки грузоподъемности в 40 тонн, автомобильный завод стал номинироваться на различные награды, даже на международном уровне. Это значительно повлияло на мотивации производителя и на качество выпускаемой продукции. 1969 знаменуется выпуском 75-тонного агрегата, который с абсолютной уверенностью бьет все рекорды. Через 9 лет, в 1978 году БелАЗ выпускает машину с грузоподъемностью 110 тонн. Модификация БелАЗ-75211 со временем выпустила грузовик, который берет до 170 тонн.

Модификация БелАЗ-7540 одна из самых успешных. Автомобиль однин из лучших в мире в своем классе Год выпуска – 1992. Удивительное сочетание маленького размера авто, с невероятными характеристиками поразили весь мир. Модель предназначена для того, чтобы перевозить груз исключительно в карьере от места добычи, до перерабатывающих станций, либо места хранения продукции.

[править] История

Бурнаут на белазе Мир БелАЗов Хитрый план: Катить БелАЗ Почему завод назвали не ЖАЗ (Жодинский автозавод), а БелАЗ (Белорусский автозавод), понятно при простом вникании в историю городка Жодино. Когда-то давно, в бородатые времена, никакого Жодино не было, а было селение Богуславово поле, которое было под владением местной тогдашней илиты Радзивилов. Не суть. Более половины населения города на заводе первоначально и работало. В 1946 году в Жодино началось строительство завода торфяного машиностроения. Это и понятно, так как в Белоруссии с её болотами торфа чуть меньше чем дохуя. Построенный спустя 4 года завод выпускал контейнеры для перевозки торфа, кусторезы, поливалки и прочую херню. В 1958 году МАЗ (Минский автозавод) передал производство своих тогда ещё 25-тонных самосвалов МАЗ 525 (с 1959 года — БелАЗ 525) в это самое Жодино. Сделано это было скорее всего потому, что местные аборигены батрачили за стеклянные бусы сегодня сам завод МАЗа (вместе с братом-акробатом МЗКТ) в Минске с трудом вмещается внутри местной МКАД.

Город рос по мере понаезжания всяких там рабочих и прямо пропорционально увеличивающимся объёмам производства. Но так как деревня городом еще не была, то и назвали «БелАЗ», потому как глупо называть марку самосвалов по имени какой-то деревни, пусть в ней они и выпускаются… Теперь, когда Жодино вполне себе нормальный город по местным масштабам, завод и было бы резонно переименовать, но марку «БелАЗ» знают все (чему эта статья в уютненьком лишнее подтверждение), а вот Жодино никто не знает и, без должной рекламы, долго не узнает, что за ЖоПА этот ваш ЖАЗ.

Потом присланные со всего СССР инженеры-конструкторы, понимавшие невозможность строить коммунизм без соответствующей материально-технической базы, начали строить самосвалы всё больше и больше…

В начале 90-х завод был на грани закрытия, но разными ухищрениями вырулил из этой ситуации и с поддержкой Бацьки провёл модернизацию и продолжил гигантоманить дальше (маньяки-шизофреники в КБ остались, да и распад СССР Жодино не коснулся).

Еще один лулз в том, что марку БелАЗ носили не только самосвалы-жлобы, но и другая техника, уходившая в открытый космос на экспорт в советские времена и не имевшая к заводу никакого отношения. Это говорит о том, что марку БелАЗ в мире хорошо знали, поэтому хитрые коммуняки сували буржуям и прочим развивающимся под маркой БелАЗ любое говно.

БЕЛАЗ-540А

Карьерный самосвал БелАЗ-540А выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1967 по 1985 годы. От БелАЗ-540 отличался новым двигателем ЯМЗ-240. Самосвалы моделей 540 предназначались для работы с экскаваторами ЭКГ-4,6Б, а позднее и с ЭКГ-5А. БелАЗ-540А первый из автомобилей был удостоен почетного в те времена Знака качества. Автомобиль получился очень удачным и, по заверениям представителей Caterpillar, стал конкурентно трудным и для их продукции.

   Модификации БелАЗ-540А:

БелАЗ-7510 — отличается увеличенным объёмом кузова (19 м³), предназначен для перевозки угля.

БелАЗ-540С — вариант в северном исполнении.

БелАЗ-540Т — вариант в тропическом исполнении.

БелАЗ-540А16 — вариант с 5-ступенчатой гидромеханической трансмиссией.

    Технические характеристики:

Кузов цельнометаллический, ковшового типа с разгрузкой назад

Кабина одноместная

Грузоподъёмность 27000 кг.

Снаряженная масса 21000 кг.

   на переднюю ось 10200 кг.

   на заднюю ось 10800 кг.

Полная масса 48175 кг.

   на переднюю ось 16675 кг.

   на заднюю ось 32400 кг.

Длина 7250 мм.

Ширина 3420 мм.

Высота 3580 мм.

Объём кузова 15 м³

База 3550 мм.

Колея спереди/сзади 2800/2400 мм.

Дорожный просвет 475 мм.

Радиус поворота 8,7 м.

Максимальная скорость 55 км/час

Тормозной путь со скорости 40 км/час 22 м.

Контрольный расход топлива при 35-40 км/час 100 л/100 км

   Двигатель ЯМЗ-240: дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный

Максимальная мощность 360 л.с. (264,8 кВт) при 2100 об/мин

Максимальный крутящий момент 130 кгс*м (1275 Н*м) при 1500 об/мин

Рабочий объём 22,2 л.

Электрооборудование 24 В

Коробка передач 3-ступенчатая с гидротрансформатором

Главная передача одинарная, коническая со спиральными зубьями

Колёсная передача планетарная

Передаточные числа:

   коробки передач: 2,46; 1,43; 0,70; з.х.-1,60

   главной передачи 3,166

   колёсной передачи 5,1

Рулевой механизм: гайка-винт и сектор-рейка, с гидравтическим усилителем, передаточное число 40,4

Передняя и задняя подвески пневмогидравлические

Рабочий тормоз барабанный с раздельным пневматическим приводом

Стояночный тормоз на трансмиссию, ленточный с механическим приводом

Вспомогательный тормоз — гидродинамический тормоз-замедлитель

Шины 18,00-25

Подъёмный механизм платформы гидравлический, 2-цилиндровый

Угол подъёма платформы 55º

Топливный бак 400 л.

Топливо дизельное

Технические характеристики БЕЛАЗ-7540

Производство самосвала БЕЛАЗ-7540 грузоподъемностью 30 т началось в 1992 году. Машина выпускается до сих пор в четырех модификациях, их названия отличаются индексами «А», «В», «Е» и «К». Так, на БЕЛАЗ-7540А установлен дизельный двигатель ЯМЗ-240ПМ2 мощностью 309 кВт, его габаритные размеры — 7,11, 3,86 и 3,93 м (ДхШхВ). БЕЛАЗ-7540В оснащен чуть менее мощным мотором ЯМЗ-240М2 (265 кВт), а по размерам он такой же, как и модель с индексом «А». На самосвал БЕЛАЗ-7540Е также установлен двигатель ЯМЗ-240М2, его отличительная особенность — увеличенные показатели длины и ширины: 7,16 и 3,9 м. И, наконец, самосвал с индексом «К» обладает мощностью 298 кВт (Cummins QSM11-C). Его длина и высота составляют 7,41 и 3,93 м соответственно. Ниже в таблицах приведены подробные технические характеристики каждого из двигателей.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240ПМ2

Мощность 309 кВт (420 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 491 Н*м
Удельный расход топлива 228 г/кВт*ч
Количество цилиндров 12
Рабочий объем цилиндров 22,3 л
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-240М2

Мощность 265 кВт (360 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 275 Н*м
Удельный расход топлива 230 г/кВт*ч
Количество цилиндров 12
Рабочий объем цилиндров 22,3 л
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм

Технические характеристики двигателя Cummins QSM11-C

Мощность 298 кВт (400 л.с.)
Максимальный крутящий момент при 1 600 об/мин 1 898 Н*м
Удельный расход топлива 228 г/кВт*ч
Количество цилиндров 6
Рабочий объем цилиндров 10,8 л
Диаметр цилиндра 125 мм
Ход поршня 147 мм

Все четыре версии самосвала оснащены гидромеханической трансмиссией, которая представлена вальной коробкой передач (3 либо 5 ступеней), одноступенчатым гидротрансформатором, гидродинамическим тормозом-замедлителем и согласующим редуктором.

Гидравлическая система — объединенная с масляными шестеренными насосами и телескопическими трехступенчатыми цилиндрами. Подъем и опускание кузова на всех машинах происходит за 16 и 20 секунд соответственно. Максимальное давление, создаваемое в гидросистеме, — 13,5 МПа, степень фильтрации — 10 мкм. Максимальная производительность гидравлического насоса при 2 100 об/мин достигает 168 куб.дм/мин (на моделях с индексом В и Е), 174 куб.дм/мин (на машинах А и К).

Подвеска — зависимая с пневмогидравлическими цилиндрами. Ход поршня переднего цилиндра составляет 200 мм, заднего — 265 мм. Рулевое управление соответствует требованиям стандарта ISO 5010. Радиус поворота самосвала составляет 8,7 м, габаритный диаметр поворота — 20 м, угол поворота управляемых колес — 35 градусов. Стоит отметить, что рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона.

Тормоза традиционно для всех БЕЛАЗов представлены рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной системами. Стояночный тормоз, а также тормозные механизмы передних и задних колес — колодочные. Вспомогательная система представлена гидродинамическим тормозом-замедлителем с электрическим управлением.

Максимальная скорость 50 км/ч
Передаточное число редуктора мотор-колеса 1,0
Ход поршня переднего гидравлического цилиндра 200 мм
Ход поршня заднего гидравлического цилиндра 265 мм
Время подъема кузова 16 с
Время опускания кузова 20 с
Максимальное давление в гидросистеме 13,5 МПа
Степень фильтрации 10 мкм
Грузоподъемность 30 тонн

Это интересно: Технические характеристики и устройство грузовой машины БелАЗ-7555 и ее основных модификаций (видео)

[править] Ссылки

  • Производитель с суровым дизайном сайта
  • ТТХ-и на аглицком
  • Google says…
  • Эмпирическое доказательство того, что с БелАЗом лучше рядом не находиться.
  • Экскурсия по заводу
БелАЗ — неотъемлемая часть транспортной жизни этой страны.
Заповедники // • // • auto.ru • ru_auto • Южный Порт
Типажи Автомобилист • Автостопщик • Байкер • Велосипедист • Дальнобойщик • Дачник • Женщина за рулём • Колхозник • Красномордый • Метробабка • Пешеход • Спонсор • Стритрейсер • Таксист
Вёдра передвижения Chery • Daewoo Lanos • Daewoo Matiz • Hummer • Marussia • Renault Logan • Tucker • АвтоВАЗ (Калина • Нива • Ока • Тазик) • Бумер • Волга • Газель • Гелендваген • Ё-мобиль • Запор • Конструктор • Москвич (АЗЛК • Ижевский завод) • Олени • Субару • Трабант • УАЗ • Форд Фокус • Членовоз • Электромобиль
Лоховозки Автобус • Газенваген • Детская железная дорога • Маршрутка • Метро (в этой стране) • Монорельс • Пассажирский поезд • Скорая помощь • Скотовоз • Трамвай • Троллейбус • РЖД • Электричка
Хрустоциклы Harley-Davidson • Hyosung • Урал • Прочие мотоциклы • Скутер
Летающие гробы De Havilland Comet • Кукурузник • Суперджет • Ту-124 • Ту-154
Шушпанцеры БелАЗ • КамАЗ • Колхида • КрАЗ • МАЗ • Урал • Шишига • ВЛ85 • Шагарь
Кошмары Автосервис • Ара-тюнинг • Взрывы в метро • ГИБДД • День жестянщика • Дороги России • Коктейль Лужкова • Мигалки • Навител • Ночные Волки • Синие ведёрки • Пробка • Резина «Таганка» • Трафик
Направления Вокруг • • Нахуй
Спецсоревнования Автосрачи • Дорожный контроль • Зацепинг • Ралли • Рулесрач • Русичесрач • Формула 1 • Электричкинг
Мемы 3605 • Multi-Track Drifting • Автобус 410 • Автобус ЛАЗ • Биокатализатор топлива • Ведро компрессии • Живой щит • Как в дорогих иномарках • Кравчучка • Метод Кочки • Метро-2 • Метро на МКАД • Мое место парковки • Монорельсовый кот • Мотороллер • Музей Красинца • Овощи • Паровозик на Тиречево • Петровско-Разумовская • Планёр Гимли • Продажа Toyota Celica • Саня Поддубный • Счастливый билет • Сраный трактор • Фликер • Что будет, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом?
Фанаты Транспортные фанаты (в интернетах) • Авиасиммер • Автобусники • Железнодорожный симмер • Железнодорожные маньяки • Метрофанаты • Пира • Рыбакин • Трамвайщики
БелАЗ: зроблена ў Беларусi
Жыўнасць Калгаснiкi • Партызаны • Ахiневiч • Балмер • Змагарка • Кандыбобер • Маісееў • Міхалок • Навадворская • Назараў • Пятрусь-супермен • Полкабана • Сергяюк • Сьв. Zянон • Тэффi • Шляхціц
Дыктатура Бацька • Жывы шчыт • ЖЭСТАЧАЙШЭ • Змагары (глаўнюкi) • Канавалаў ды Кавалёў • Флікер
Мясцiны Нацыянальная Бібліятэка • Бабруйск • Гродна • Мiнск • Мінскі кацёл
Дасягненні БелАЗ • Бульба • Вафлі «Юлечка» • Віртуальныя радасці • Сусвет Танкаў • МАЗ • Тарашкевiца • Чорны квадрат Малевіча
Забавы Хакей • Чароўны трусік
Iнтэрнэты minsk.by • Бульбосрач

БелАЗ-540 – взгляд изнутри

Автомобиль был оснащен 12-цилиндровым двигателем Д-12А, который был модификацией танкового. А вот обновленная модель 540А, появившаяся двумя годами позже имела внутри ЯМЗ-240, объемом 22,3 л. Это стало полезным решением, т. к. расход топлива снизился на четверть, а новый двигатель был унифицирован с другими ярославскими моторами, что делало его обслуживание более удобным.

Мнение эксперта

Исаак Якович Зельдер

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Система гидроусиления руля была объединена с гидравлической системой разгрузочного механизма, что позволило сделать эксплуатацию машины более комфортным. Тормозная система была установлена пневматическая, барабанного типа.

Электрооборудование самосвала было 24-вольтовым, при том, что отрицательная клемма аккумулятора устанавливалась на массу.

Это интересно: Устройство и технические характеристики крупногабаритного самосвала БелАЗ-75131 — рассмотрим по полочкам

30 лет в работе


Сборка БелАЗ-540

Машина получилась удачной, с какой стороны не посмотри, так что вопрос о ее серийном производстве решился довольно быстро. В 1962-1963 годах БелАЗ-540 проходил всесторонние испытания. Параллельно он успел покрасоваться на выставке ВДНХ в Москве и сняться в комедийном фильме «Королева бензоколонки».

На производство автомобиль поступил в сентябре 1965 года. БелАЗ-540 оказался востребован не только в СССР, но и за рубежом. Самосвал активно покупали в Швеции, Великобритании, ФРГ, Иране, Египте, Кубе, Сирии и множестве других стран. Самым крупным покупателем был Китай.


БелАЗ-7522

В 1967 году завод освоил выпуск БелАЗ-540А с более экономичным дизелем ЯМЗ-240 на 360 л.с. Однако объемов производства ЯМЗ было не достаточно, и до 1974 года обычный БелАЗ и «литерный» выпускались параллельно. В 1985 году БелАЗ-540А переродился в основательно модернизированный БелАЗ-7522, который в свою очередь выпускался до 1997 года. Фактически БелАЗ-540 и его прямые наследники продержались на производстве 33 года! Вот такой вот работяга-долгожитель.

Двигатели БелАЗ-7540

Большинство самосвалов данного семейства оснащено длинноходными дизельными двигателями серии ЯМ3-24О. Они предназначены специально для мощных и производительных карьерных самосвалов, а также для тяжёлой автомобильной и строительной техники, с полной массой до пятидесяти трёх тонн.

ЯМ3-240М2 и ЯМ3-24ОПМ2 – это двенадцатицилиндровые V-образные дизельные двигатели рабочим объёмом 22,3 литра. Это четырёхтактные моторы с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском дизтоплива, с жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения.

ЯМ3-24ОПМ2 является турбированной версией силового агрегата ЯМ3-24ОМ2 и отличается от него наличием турбонаддува. Мощность ЯМ3-24ОМ2 составляет 265 кВт (360 л.с.), крутящий момент – 1275 Н.м (130 кгс.м); ЯМ3-24ОПМ2 – 309 кВт (420 л.с.), крутящий момент – 1491 Н.м (152 кгс.м).

На БелАЗ-7540К устанавливается дизельный силовой агрегат иностранного (китайского) производства от компании «Камминз» – Cummins QSM11-C. Это шестицилиндровый рядный рядной дизельный двигатель с рабочим объёмом в 10,8 литров, мощностью 298 кВт (400 л.с.) и максимальным крутящим моментом 1898 Н.м при 16ОО об/мин. Он также оборудован турбонаддувом. Диаметр цилиндра данного мотора – 125 мм, ход поршня – 147 мм. Как и турбированный ЯМЗ-240ПМ2, двигатель Cummins QSM11-C работает в связке с пятиступенчатой гидромеханической трансмиссией.

Каждый из представленных дизельных двигателей, применяемых на данных самосвалах, обеспечивает оптимальную удельную мощность, скорость самосвала на подъёмах, а также достойную топливную экономичность. Для обеспечения лёгкого запуска двигателя в условиях отрицательных температур карьерные самосвалы БелАЗ-7540 оборудуются предпусковым подогревателем, который обеспечивает подогрев дизтоплива и охлаждающей жидкости при запуске дизельного мотора.

Расход дизтоплива у БелАЗ-7540 зависит от технического состояния двигателя и режимов эксплуатации грузовика. Заданными производителем нормативами установлено следующее значение: 115 литров на 100 километров пробега (при скорости 40 км/ч и полной загрузке кузова).

Очистка воздуха производится посредством двухступенчатого фильтра с элементами сухого типа. Система очистки воздуха оснащается индикатором засоренности. Выпуск отработавших газов производится через грузовую платформу. Система выпуска приспособлена под установку нейтрализаторов ОГ. Система смазки – смешанного типа, выполненная по принципу «мокрого» картера. Система охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией.

Аналоги БелАЗов

Карьерные самосвалы белорусского производства можно встретить не только на просторах бывшего СССР, но и в Европе, Китае, Африке, Южной и Северной Америке. Среди конкурентов БелАЗа знаменитые гиганты Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Hitachi. Все они имеют в своей продуктовой линейке карьерные самосвалы разной грузоподъёмности.

Кроме того, есть специализированные компании, такие как Terex trucks (вновь принадлежащий Volvo Group), индийское предприятие BEML, итальянские Astra и Perlini. Китайские машиностроительные предприятия, особенно крупные – Sany, XCMG – также активно продвигают горные самосвалы на мировой рынок.

Поделиться

История[править | править код]

Работа над новым большегрузным самосвалом, призванным заменить устаревший МАЗ-525, началась в только что созданном КБ Белорусского автомобильного завода в Жодино в конце 1950-х годов. В это время в мировой практике начали появляться карьерные самосвалы особой компоновки, отличавшиеся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшёвого типа. Всё это позволяло значительно повысить грузоподъёмность таких машин, увеличить их производительность, манёвренность, а также создавать целый ряд самосвалов перспективной грузоподъёмностью до 75 тонн и выше. Оригинальный и запоминающийся дизайн будущего автомобиля был разработан художником-конструктором Валентином Сергеевичем Кобылинским. Первый опытный образец (имевший четыре головные фары) был построен на заводе в 1961 году. Его можно увидеть в известной советской кинокомедии «Королева бензоколонки» (1962). Успешно пройдя испытания, новый БелАЗ-540 был рекомендован к производству, которое началось в 1965 году. В 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А. Автомобили эти были очень востребованы по всему СССР, а также отправлялись на экспорт. Производство модели 540А продолжалось почти два десятилетия, пока в 1985 году она не была заменена на более совершенную 30-тонную модель БелАЗ-7522.

BelAZ-540(A) технические характеристики и подробный обзор первого карьерного самосвала «БелАЗа» с его фотографиями

БелАЗ-540 – первенец завода «БелАЗ», полностью разработанный в стенах собственного заводского конструкторского бюро. Работа над 540-м началась в 1960 году, когда стало очевидно, что устаревшие самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 уже не удовлетворяют запросам бурно развивающейся горнодобывающей промышленности СССР.

При проектировке БелАЗ-540 советские инженеры использовали целый комплекс новых технических решений, существенно повышавших эффективность самосвала в сравнении с предшественниками и большинством зарубежных аналогов.

Полевые испытания БелАЗ-540 начались уже в 1961 году, а на конвейер эта машина встала в 1965 году (через два года пережив первую модернизацию – получив имя-индекс «540А»).

В дизайне БелАЗ-540 были впервые заложены узнаваемые черты нетрадиционных пропорций, которые и ныне присущи большинству карьерных самосвалов, выпускаемых под брендом «БелАЗ».

Массивный капот, смещенная в сторону высокопосаженная кабина с наклонным лобовым остеклением, кузов треугольного профиля с большим козырьком – все это классические атрибуты БелАЗов, известные уже более полувека.

В длину БелАЗ-540 достигал 7.25 м, его ширина вписывалась в рамки 3.48 м, а высота упиралась в отметку 3.58 м. Колесная база самосвала составляла 3550 мм, клиренс был равен 475 мм.

При полной загрузке масса самосвала достигала 48 тонн.

Компоновка БелАЗ-540 впервые в истории предусматривала изначальное использование самосвала в самых тяжелых условиях эксплуатации по техническим дорогам карьеров и разрезов, что потребовало от инженеров-разработчиков немалых усилий по интеграции самых передовых на тот момент инноваций в конструкцию шасси. Именно поэтому БелАЗ-540 стал первых советским грузовиком, получившим гидропневматическую подвеску.

Кроме того, при его сборке использовался двухступенчатый винтовой рулевой механизм вместо классического шарикового, устанавливались гидромеханическая трансмиссия и планетарные редукторы новой конструкции в ступицах колес, а рама специальной формы получила сварную коробчатую структуру.

Все это позволило добиться феноменальных значений использования полезной нагрузки: на 1 тонну перевозимого груза приходилось лишь 800 кг собственного веса самосвала, а это на тот момент было одним из лучших мировых результатов.

БелАЗ-540 оснащался 15-кубовым кузовом, а его грузоподъемность достигала 27 тонн – что обеспечивало до 70% прироста производительности в сравнении с МАЗ-525.

  • Первый карьерный большегруз БелАЗ-540 изначально оснащался 12-цилиндровым дизельным силовым агрегатом Д-12А, рабочий объем которого составлял жуткие 38,88 литра. Этот мотор, созданный на базе танкового движка В-2, выдавал до 375 л.с. мощности, но поглощал до 125 литров топлива на 100 км.
  • В 1967 году его заменили на более современный дизель ЯМЗ-240, в активе которого также было 12 цилиндров, но уже с совокупным рабочим объемом 22,3 литра. Этот двигатель выдавал не более 360 л.с. мощности, но был куда экономичнее – 100 литров расхода на 100 км пути.

Тяга от мотора передавалась через трехрежимную гидромеханическую КПП и повышающий редуктор — на задний мост.

БелАЗ-540 мог разгоняться до 55 км/час.

Для обеспечения плавности движения и сохранения управляемости при езде по неровным технологическим дорогам БелАЗ-540 комплектовался передней и задней гидропневматическими подвесками с упругим пневмоузлом поршневого типа, плунжерным насосом и гидропневмоамортизаторами.

Рулевое управление дополнялось усилителем, объединенным с гидравлическим контуром механизма подъема грузовой платформы.

Тормозная система самосвала БелАЗ-540 пневматическая, с барабанными механизмами на всех колесах.

Что сейчас происходит на МАЗе, МТЗ, БЕЛАЗе и Гомсельмаше?

Летом президент и чиновники беспокоились за состояние дел на предприятиях машиностроения. Посмотрим, с чем гиганты промышленности вступили в осень.

МАЗ — крупнейший производитель грузовых автомобилей в Беларуси и один из лидеров на территории СНГ. В 2020 году власти спасали завод через выделение финансовой помощи на 1–1,2 трлн BYR.

За 8 месяцев в Минске, где находится головное предприятие МАЗа, было произведено 3 366 грузовых автомобилей. Для сравнения: за аналогичный период в 2018-м выпуск грузовиков составил 4 140 штук. Таким образом, падение производства к прошлому году составило 18,7%.

Основной рынок сбыта МАЗа находится в России. По данным портала «Автостат», за 8 месяцев 2020 года продажи нашего автозавода в РФ составили 2 481 штуку (+1,4% к 2020 году). Отдельно за август МАЗовцы смогли продать 333 грузовика (+12,5% к 2018-му). Выходит, что в плюс по продажам завод вышел благодаря удачному августу.

На 1 августа 2020 года складские запасы грузовиков в Беларуси составляли 459 штук, что было эквивалентно 112,5% месячного выпуска такой продукции. На ту же дату в 2018-м запасы составляли 502 грузовика.

МТЗ — главный производитель тракторов на постсоветском пространстве. Выручка предприятия за 6 месяцев 2019-го упала против 2018-го с 733 до 702 млн BYN, а прибыль от реализации обвалилась почти вдвое — со 107,9 до 54,6 млн BYN.

За 8 месяцев на территории Минска произвели 20,1 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства. В январе—августе прошлого года выпуск тракторов в Минске составил 21,9 тыс. штук. Падение производства в 2020 году достигло 8,2%.

На 1 августа 2020 года складские запасы тракторов в Беларуси составляли 4,2 тыс. штук, что превышало среднемесячный объем выпуска на 52,6%. На ту же дату в 2018-м запасы были эквивалентны 3,6 тыс. тракторов.

БЕЛАЗ — один из крупнейших мировых производителей карьерной техники. За 8 месяцев 2020 года в Минской области произвели 639 карьерных самосвалов. В январе—августе 2018-го выпуск карьерных самосвалов на Минщине составил 756 штук. Получается, что производство самосвалов к 2020 году сократилось на 15,5%.

За август в Минской области было выпущено наименьшее количество карьерных самосвалов в 2020 году — 64 штуки (против 98 штук в августе-2018). По нашим оценкам, складские запасы БЕЛАЗа за скользящий год могли вырасти в 1,5 раза.

Гомсельмаш — основной производитель уборочной техники для сельского хозяйства в Беларуси. Выручка Гомсельмаша за 6 месяцев упала против 2018-го с 229,8 до 212,7 млн BYN, прибыль от реализации — с 20,2 до 13,8 млн BYN. Чистая прибыль за январь—июнь 2019 года составила лишь 82 тыс. BYN.

На 1 июля 2020 года Гомсельмаш имел гигантский непокрытый убыток — 367,9 млн BYN, огромные долги по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам — 851,3 и 319,3 млн BYN.

За 8 месяцев 2019-го в Гомельской области выпустили 3 993 уборочных машины (против 5 259 штук в 2018-м). Падение производства к прошлому году составило 24,1%. На 1 августа 2020 года складские запасы уборочных машин в Беларуси составляли 2 140 штук (206,8% от месячного выпуска), а годом ранее — 2 317 штук.

2019-09-23

Аналитика

Подписаться на banki24 в Яндекс Дзен

Новости по теме:

Необычные спецверсии

Становились БелАЗ-540 и основой для необычной спецтехники.

Например, существовали пожарные БелАЗ-540. Один такой служил в Днепропетровске, другой — в Якутске. Переоборудовали их сами пожарные собственными силами.

Но существовало и «профессиональное» производство спецмашин на основе БелАЗов. Такие организации, как ЦКПТБтрансчермет, Гипроникель, НПО «Черметмеханизация», НИИКМА, разрабатывали техническую документацию, а специализированные ремонтные заводы по этой документации строили спецтехнику.

Самыми экзотическими были, конечно, «продувщики» карьеров. Загазованность была колоссальной проблемой, и инженеры пытались ее решать с помощью авиационных двигателей, установленных на БелАЗы. Двигатели использовались как реактивные, так и турбовинтовые.

Любимой спецмашиной всех водителей БелАЗов, что работали в карьерах, были эти — передвижные столовые. Их серийно изготавливали Кафанский АРЗ в Армении и Белгородский . Внутри утепленного кузова было два десятка посадочных мест и своя кухня площадью 6,4 м2. Между прочим, в иных хрущевках кухни были меньше.

А еще на базе БелАЗ-540 строились эвакуаторы, поливо-оросительные машины, автоцистерны, топливозаправщики, маслозаправщики, взрыво-технические и ремонтные машины.

Размер грузовика больше чем средний жилой дом

 БелАЗ

Еще один рекорд, который поставила эта спецтехника, — объем 654 куб. м. Это в несколько раз больше, чем среднестатистический дом. Спереди самосвала есть три лестницы, одна из которых предоставляет доступ к моторному отсеку.

С учетом габаритов автомобиля нижняя планка достаточно миниатюрна, поскольку у нее плоское исполнение. Это сделано для того, чтобы избежать избыточной нагрузки. Вместимость самосвала составляет 268 куб. м.

Высота машины равна 8,17 метра. Чтобы увидеть грузовой отсек, необходимо находиться на высоте, сравнимой с 4 этажом здания. Не менее впечатляющими являются длина и ширина — 20,6 и 9,87 м соответственно. Обычный городской автобус Solaris Urbino имеет длину около 18 метров.

Габаритные размеры БелАЗа впечатляют только тогда, когда его нужно перевозить. Это можно сделать только в разобранном виде с помощью железнодорожного транспорта. Отдельные элементы, например шины, имеют диаметр 4 метра. Как утверждают представители белорусской компании, для транспортировки потребуется привлечь около 25 вагонов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: