Действующие модификации
На базе модификации ПАЗ 320402 было выпущено всего 9 моделей. Они активно используются на территории всей России:
- ПАЗ 3204 с индексом 01 01 и 01 03;
- Модель с мотором Камминс под названием ПАЗ 3204 02 03;
- ПАЗ 3204 02 04 с мотором ЯМЗ-534;
- Модель с серийным номером 02 05 и 02 07;
- Модификация газобаллонного типа с мотором ЗМЗ под названием ПАЗ 3204 02 08;
- Экземпляр 3204 03 01 отличается колесной базой Tata с дверями-ширмами;
- Автобус ПАЗ 3204 12 03 удлиненного типа с мотором Камминс на 185 л.с.;
- Комбинированный автобус с индексом 12 10. Это удивительное сочетание удлиненного газобаллонного типа с мотором Камминс ISB 5,9 G195. Что любопытно, на рынке представлена модель с номером 12 05.
Также разработаны две модели для перевозки детей. Так как школьный транспорт соответствует требованиям ГОСТ Р 51160-98, то его можно с гордостью назвать максимально безопасным и комфортным. Кстати говоря, вот эти модели:
- Школьный ПАЗ 320470 03 с двигателем Камминс 4ISBe 185-B;
- ПАЗ 320470 05 для школьников отличается двигателем Камминс ISF3.8s3168.
Двигатель
В зависимости от конфигурации автобуса могут устанавливаться моторы Cummins или ЯМЗ 534. Вообще, силовой агрегат адаптирован под условия отечественных дорог. Причем интервал обслуживания составляет 15 000 км.
Емкость дизельного бака составляет 105 л. Расход горючего на 100 км при скорости 60 км/ч — 19 л. При скорости автобуса 80 км/ч расход составит 22 л.
Рулевая система
Для контроля машины во время поездки применен рулевой механизм Csepel-Airvita 300.92 с гидроусилителем. В базовой комплектации используется 5-ступенчатая механическая коробка передач S5-42. А в более дорогих моделях установлена 6-ступенчатая АКПП Allison T2100.
Семейный подряд
Можно с чистой совестью констатировать, что линейка ПАЗ-3204 теперь полностью соответствует термину «семейство». В гамме есть автобусы для городских, пригородных и междугородных маршрутов. Как видим, даже «MAXIмаршрутка» есть в виде ПАЗ-3203.
Машины различаются не только длиной и колесной базой. Даже планировка салона у них возможна иная. Три типа двигателей, четыре вида топлива и возможность выбора КП. Даже количество листов в рессорах у них разное. Больше всего досталось 320402 – их у него на заднем мосту аж 13 штук. Междугородно-туристский 320412 из-за наличия пневмобаллонов получил 11 листов, хотя разрешённая полная масса у него на 1,5 т выше. А «малышу» 320302 их досталось только 9. Мелочь, конечно, но именно из таких мелочей и складывается серьёзный подход к проектированию техники.
Таким образом, сейчас семейство перекрывает обширный сегмент рынка, предлагая покупателям довольно современную и недорогую продукцию. К тому же благодаря огромной доле унификации руководство АТП может позволить себе содержать парк из разных по назначению, но одинаковых по сути автобусов, тем самым не только снижая расходы на закупку запасных частей, но и позволяя не распылять силы слесарей на изучение особенностей матчасти и «врождённых болячек» различной техники.
Напоследок хотелось бы отметить, что сейчас решается вопрос: присвоить имя «Вектор» всему семейству или только туристской версии ПАЗ-320412. Так что вполне возможно, что каждая модель в «пазовской» линейке вскоре сможет похвастаться собственным звучным именем.
Модель | ПАЗ-320402-40 | ПАЗ-320412 | ПАЗ-320302 |
---|---|---|---|
Полная масса, кг | 10 000 | 11 500 | 9000 |
Снаряженная масса, кг | 5485 | 6280 | 5450 |
Пассажировместимость общая/ сидящих, чел. | 43/ 25 | 30/ 30 | 39/ 21 |
Вместимость багажного отсека, м3 | – | 1,5 | – |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 3500/ 6500 | 4100/ 7400 | 3500/ 5500 |
Двигатель:
|
ЯМЗ-5342 турбодизель, I-4, Euro 4 4430 150 при 2300 мин-1 583 при 1300–1600 мин-1 |
Cummins ISF3,8s3168, турбодизель, I-4, Euro 4 3760 168 при 2600 мин-1 592 при 1300–1700 мин-1 |
ЗМЗ-5234.10, газ–бензин 4670 130 при 3200 мин-1 314 при 2250 мин-1 |
Коробка передач: |
ZF-S5-42 механическая 5/ 1 |
ГАЗ-3307 механическая 5/ 1 |
|
Подвеска | Зависимая рессорная | Пневморессорная | Зависимая рессорная |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная с АBS | Барабанные тормоза с пневмоприводом и АBS | |
Колесная формула | 4х2 | 4х2 | |
Минимальный радиус поворота, м | 8,9 | 11 | 8,1 |
Вместимость топливного бака, л
|
140 – – |
105 420 190 |
Андрей Филиппов, фото автора и Максима Шелепенкова
Тест автобуса
Салон для периферии
Войти в салон и выйти можно через две одностворчатые двери. Преодолеть ступеньки – их две – поможет пара поручней на створках, которые разнесены между собой и являются своеобразной защитой дверного стекла от выдавливания.
Практически все сиденья расположены лицом по ходу движения, единственное исключение – кресло у задней двери, стоящее вдоль борта. Люди со слабым вестибулярным аппаратом это оценят. Исчез и ряд кресел перед 1-й дверью, который на ПАЗ-3204 водители самостоятельно переворачивали задом наперед. Зато уединенное кресло справа от водителя осталось на месте. По моим наблюдениям, на пригородных маршрутах государственные предприятия не спешат пускать это место в продажу, и у водителя по-прежнему останется кресло с надписью «Служебное» для приятного попутчика или попутчицы.
Вентиляцию салона обеспечивают пара потолочных люков и форточки в окнах. По поводу последних замечу, что, наконец, здравый смысл победил потуги дизайнеров, и узкие откидные бойницы уступили место сдвижным стеклам большого размера. Из-за холодной погоды проверять их функциональность не стали, зато печки великолепно справились с созданием комфортного микроклимата в салоне. Подвешенные под сиденья, они защищены от попадания влаги с обуви пассажиров.
К сожалению, не добавились отсеки для багажа. Единственный свободный ящик по правому борту водители займут под набор с инструментом, а вещи пассажиров будут попрежнему загромождать проход, хотя для городских маршрутов это не так уж и актуально.
Износ поршневых колец.
Как и в любом другом двигателе, на Камминз 6ISbe рано или поздно изнашиваются поршневые кольца. Этот процесс можно существенно ускорить, если забывать своевременно менять воздушные фильтры, заниматься экономией и не менять фильтр, а продувать его, если несвоевременно менять масло и масляный фильтр.
Также нужно следить за корпусом воздушного фильтра, иногда он не плотно закрывается и пыль попадает через образовавшиеся зазоры.
Если же у Вас всё-таки случился пылевой износ, мы рекомендуем помимо колец менять и поршни, т.к. пыль может набиться и врезаться в бороздки на поршнях. И последующей установки новых колец на старые поршни хватит не надолго, т.к. кольца будут стираться в этих самых бороздках.
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T, (2)
где Qн — норма расхода топлива ПАЗ, л; Hs — транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса ПАЗ, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S — пробег автобуса, км; Hот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T — время работы автобуса ПАЗ с включенным отопителем, ч; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Автобусы ПАЗ до 2008 года выпуска | ||
Модель | Норма расхода топлива, л/100 км | Вид топлива |
ПАЗ-3201, ПАЗ-3201С, -ПАЗ 320101 | 36,0 | Б * |
ПАЗ-3205, ПАЗ-32051 (с дв. ЗМЗ-672-11) | 34 | Б * |
ПАЗ-3205 (пригор. 37 мест) | 31,2 | Б |
ПАЗ-3205 (пригор. 37 мест) (ЗМЗ-5234.10-8V-4,67-130-4M) | 32,0 | Б |
ПАЗ-3205-70 (пригор.) | 20,9 | Д |
ПАЗ-32051 (м/г 42 места) | 29,0 | Б |
ПАЗ-32051 (м/г 42 места) (ЗМЗ-5234.10-8V-4,67-130- 4M) | 29,8 | Б |
ПАЗ-32053 (вед. 16 мест, АИ-80) | 31,6 | Б |
ПАЗ-32053 (вед. 16 мест, АИ-92) | 30,3 | Б |
ПАЗ-32053-07 (гор. 37 мест) (Д-245.9-4L-4,75-136-5M) | 24,4 | Д |
ПАЗ-32053R (пригор. 37 мест) | 23,2 | Д |
ПАЗ-32054 (гор. 38 мест) | 35,4 | Б |
ПАЗ-320540 (м/г 41 место) | 29,9 | Б |
ПАЗ-3206 (с дв. ЗМЗ-672-11) | 36,0 | Б * |
ПАЗ-3206 (пригор. 29 мест) | 32,1 | Б |
ПАЗ-3206 (пригор. 29 мест) (ЗМЗ-5234.10-8V-4,67-130-4M) | 33,0 | Б |
ПАЗ-3237 (гор. 55 мест) | 28,5 | Д |
ПАЗ-4230-02 «Аврора» (м/г 32 места) | 24,2 | Д |
ПАЗ-4230-03 «Аврора» (вед. 27 мест) (Д-245.9-4L- 4,75-136-5M) | 25,6 | Д |
ПАЗ-4230-03 (гор. 56 мест) (Д-245.9-4L-4,75-136-5M) | 26,7 | Д |
ПАЗ-4234 (пригор. 50 мест) (Д-245.9-4L-4,75-136-5M) | 23,9 | Д |
ПАЗ-423400 (вед. 50 мест) (Д-245.9-4L-4,75-136-4M) | 24,6 | Д |
ПАЗ-5272 (гор. 104 места) (КаМА3-740.11-8V-10,85- 240-5M) | 36,5 | Д |
ПАЗ-5272 (вед. 43 места) (КамАЗ-740.11-8V-10, 85-240-5M) | 32,4 | Д |
ПАЗ-672, ПАЗ-672А, ПАЗ-672Г, ПАЗ-672М, ПАЗ-672С, ПАЗ-672У, ПАЗ-672Ю | 34,0 | Б * |
Автобусы ПАЗ с 2008 года выпуска | |||
Модель | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л |
Норма расхода топлива, л/100 км |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПАЗ 32031-01 (вед. 23 места; Cummins 4ISBeB150) | 150 | 3,92 | 22,7D |
ПАЗ 320401-01 (гор. 52 места; Cummins B3.9-140) | 140 | 3,92 | 23,7D |
ПАЗ 320401-01 (пригор. 37 мест; CumminsB3.9-140) | 140 | 3,92 | 22,1D |
ПАЗ 320401-03 (вед. 26 мест; Cummins ISBeB185B) | 183 | 4,461 | 22,5D |
ПАЗ 320402-03 (гор. 43 места; Cummins ISBeB185B) | 185 | 4,461 | 21,4D |
ПАЗ 32053 (вед. 25 мест; ЗМЗ-523400) | 130 | 4,67 | 32,1 |
ПАЗ 32053 (приг. 41 место; ЗМЗ-5234.40S) | 125 | 4,67 | 30,9 |
ПАЗ 3205-30 (вед. 25 мест; ЗМЗ-511) | 125 | 4,25 | 30,2 |
ПАЗ 32053-70 (вед. 23 м; ЗМЗ-523400) | 130 | 4,67 | 32,4 |
ПАЗ 320538-70 (школьный 22 места; ЗМЗ-5234) | 130 | 4,67 | 31,6 |
ПАЗ 3206-110-60 (вед. 25 мест; ЗМЗ-52340S) | 124 | 4,67 | 30,4 |
ПАЗ 3206-110-70 (школьный 26 мест; ЗМЗ-5234) | 130 | 4,67 | 32,9 |
ПАЗ 3237-01 (гор. 55 мест; Cummins 4ISBe B150) | 150 | 3,92 | 29,6D |
ПАЗ REAL (вед. 23 места; Hyundai D 4AL) | 117 | 3,298 | 21,1D |
ПАЗ REAL (вед. 23 места; Hyundai D4DD) | 140 | 3,907 | 23,7D |
Расход топлива фургонов ПАЗ нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле :
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)
где Qн — нормативный расход топлива фургона ПАЗ, л; S — пробег фургона, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег фургона в снаряженном состоянии без груза;
Для фургонов ПАЗ, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.
Модель, марка, модификация фургона | Норма расхода топлива на 100 км | Топлива |
1 | 2 | 3 |
ПАЗ-3742 | 29,0 | Б |
ПАЗ-37421 | 28,0 | Б |
Ратник-29453 (ш. ГАЗ-2705) | 16,1 | Б |
РАФ-22031-1, -22035, -22035-01 | 15,0 | Б |
РИДА-222210 (ш. ГАЗ-2705) | 15,3 | Б |
РИДА-222211 (ш. ГАЗ-27057) | 13,7 | Д |
Норма расхода топлива ПАЗ необходимы для работы АТП и организаций, относящихся к системе управления и контроля транспортных средств, индивидуальных предпринимателей (ИП), использующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси на автобусов ПАЗ расчетов нормативного значения норм расхода топлива ПАЗ по месту потребления, для ведения статистической и экономической отчетности.
Укрывшись от ветра
В прежние годы очередной модификации автобуса иной раз ждали десятилетиями. В отличие от предшественников модель ПАЗ-3204 за год превратилась в целое семейство. Причем его отдельные члены различаются не только двигателями, коробками передач и количеством мест. Три варианта кузова* и… возможность работать на трех видах топлива – очень неплохо для новичка, едва вышедшего на рынок.
*В одном из ближайших номеров мы расскажем о самой короткой модификации ПАЗ-3204, работающей на газу.
Стоит отметить, что тест-драйв проводился в 25-градусный мороз, а автобусы были вечером вымыты и, высыхая, всю ночь провели на улице. Тот факт, что утром у них все работало, двери исправно впускали и выпускали журналистов, и салон не был похож на морозильную камеру, говорит о многом.
Понятно, что не все вопросы удалось решить, а впереди еще реальная эксплуатация на маршрутах. Но уже сейчас можно сказать, что по сравнению с ПАЗ-3205, это шаг вперед и притом немалый. К сожалению, конструкторские улучшения ведут к повышению цены окончательного продукта. Разница между дизельными ПАЗ-3204 с импортным Cummins и ПАЗ-3205 с ММЗ составляет около 500 тыс. рублей. Угадайте, какой из них дороже?
Автомобиль на тест предоставлен компанией «Русские автобусы – «Группа ГАЗ»
ПАЗ-320412-03 | ПАЗ-320402-04 | |
---|---|---|
Полная масса, кг | 11 500 | 10 000 |
Снаряженная масса, кг | 6280 | 5600 |
Пассажировместимость, чел. | 60 21 | 43 25 |
Допустимая нагрузка 1/ 2 осей, кг | 4500/ 7000 | 4000/ 6000 |
Двигатель:
|
Cummins 4ISBe 185B турбодизель, I-4 4462 183 при 2500 мин-1 550 при 1700 мин-1 | ЯМЗ-534 дизель, I-4 4430 150 при 2500 мин-1 580 при 1600 мин-1 |
Коробка передач | ZF S5-42, механическая 5/1 | |
Подвеска | Передняя зависимая рессорная, задняя зависимая с рессорами и пневмобалонами | Зависимая рессорная |
Тормозная система | Барабанные тормоза с пневмоприводом и ABS | Барабанные тормоза с пневмоприводом и ABS |
Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | – | 8,1 |
Емкость топливного бака, л | 140 | 105 |
Байки для VIP
Индекс «3204» уже использовали на ПАЗе. Это была опытная полноприводная машина для сельской местности с 26 местами, унифицированная по кузову с городским автобусом ПАЗ-3203 вместимостью 68 человек. В начале 1970-х годов обе машины должны были стать основой для нового семейства павловских автобусов. Поскольку агрегаты горьковских грузовиков проигрывали «зиловским» по надежности, для ПАЗ использовали мосты, рулевое управление и КП от ЗИЛ-130 и двигатели ЗМЗ-3203.
Машины удались, но тут в планы вмешались плановики: и так работали на пределе своих возможностей и обеспечить агрегатами еще и ПАЗ не могли, а средств под развертывание нового производства бюджет не предусматривал. Проект пришлось закрыть и вернуться к «газовским» агрегатам, благодаря чему и появился ПАЗ-3205. /М.Ш./
Технические характеристики
Справка. некоторые технические характеристики отличаются в зависимости от типа топлива ПАЗ-3204 оснащен дизельным двигателем, ПАЗ-3204 CNG – газовым, другие являются общими для обеих модификаций.
Тип топлива. Дизель или газ.
Емкость топливного бака. 95 или 360 (5 шт. по 62 л и 1 шт. по 50 л).
Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 5460…5580/10000 или 6100…6160/10000.
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 3500/6500.
Минимальный радиус разворота, м. 8,1.
Рулевой механизм. С гидроусилителем.
Тормозная система. Пневматическая, двухконтурная, привод с разделением на контуры по осям, с АВS.
Бензогаз
Рассказ об этом автобусе завис на долгих два года. Тогда автобус с коротким свесом именовался ПАЗ-320408 (по VIN коду ПАЗ-31032H), и его судьба была под большим вопросом – даже павловчане не могли сказать толком, встанет ли эта версия на поток или останется в единственном экземпляре. Жизнь всё расставила по своим местам.
Знакомьтесь – ПАЗ-320302. Выпущено уже несколько десятков подобных машин. Основная причина появления укороченной версии кроется, как ни странно, под капотом автобуса. Ведь именно там находится архаичный маломощный бензиновый двигатель ЗМЗ. Казалось бы, зачем, но… спрос рождает предложение. Как это ни парадоксально, но некоторые транспортники заказывают именно такие машины. В основном это те, кто прежде работал с бензиновыми ПАЗ-3205. Интересно отметить, что по желанию заказчика уже с завода автобусы сходят с кузовом, подготовленным под установку газового оборудования работающего как на сжиженном газе (пропан-бутан), так и на сжатом (метан). А в целом ПАЗ-3203 с бензиновым двигателем завод позиционирует как автобус для регионов с низким достатком и низкой стоимостью проезда.
На фоне рестайлинговых машин и салон, и внутреннее убранство кабины выглядят устаревшими. Но стоит ненадолго заглянуть в ПАЗ-3205, и вы опять чувствуете себя в современном, красивом автобусе. Все познаётся в сравнении, и пока оно явно в пользу семейства ПАЗ-3204, пусть даже и в дорестайлинговом виде.
Паз 3204 схема тормозов
Вспомогательная тормозная система (моторный тормоз) автобусов ПАЗ-320402 и ПАЗ-320412
предназначена для уменьшения нагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы при движении автобуса на затяжных спусках. Действие моторного тормоза основано на создании противодавления в выпускном трубопроводе путем перекрытия его проходного сечения заслонкой.
Вспомогательная тормозная система состоит из моторного тормоза 5, размещенного в выпускном трубопроводе 1 двигателя, пневматического цилиндра 3, клапана управления и трубопроводов.
Вспомогательная тормозная система включается нажатием клавиши на панели выключателей щитка приборов. При достижении автобусом скорости более 30 км/ч и отпущенной педали подачи топлива электропневмоклапан направляет сжатый воздух по трубопроводам из пневмобаллона тормозной системы в пневмоцилиндр 3, который через рычаг 6 перемещает заслонку в моторном тормозе и тем самым перекрывает приёмную трубу глушителя.
Внимание! Вспомогательная тормозная система (моторный тормоз) только замедляет движение, не позволяя автобусу набирать скорость на затяжных спусках. Он не предназначен для остановки автобуса, им нельзя пользоваться для экстренного торможения или как стояночным тормозом
Внимание! Моторный тормоз используется только при движении на затяжных спусках с включенной передачей. При этом должна быть выбрана такая передача, на которой число оборотов двигателя не превышало бы максимально допустимых (2800 мин-1)
Моторный тормоз автоматически отключается при нажатии на педаль управления подачей топлива, а также при снижении скорости автобуса до 30 км/ч. При этом сигнализаторы на щитке приборов и на клавише гаснут. Полное отключение функции «Моторный тормоз» происходит при выключении клавиши на щитке приборов.
Рис. 6-27 Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором 1-винт; 2- цилиндр; 3-уплотнитель; 4- пружина; 5- поршень; 6- кольцо уплотнительное; 7- толкатель; 8-шток; 9- пружина возвратная; I — подвод сжатого воздуха в камеру пружинного энергоаккумулятора; II-подвод сжатого воздуха в рабочую камеру.
Источник
ПАЗ Vector NEXT
3 июня 2016 года началось серийное производство автобусов ПАЗ Vector NEXT. Новая модель базируется на шасси ГАЗон NEXT. Сзади была применена пневматическая подвеска, что заметно уменьшило тряску, которая была сильно ощутима в ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204. Модель имеет модульный кузов, дисковые тормоза. Модификации различаются по длине (7,1м, 7,6м или 8,8м), топливу (газ или дизель), двигателю и коробке передач. Пассажировместимось варьируется от 26 (в модификации для перевозки детей) до 61 (в 8,8 метровом). Первый автобус ПАЗ Vector NEXT принадлежит заводу-изготовителю.
Вектор Next
По состоянию на 2022 год существуют модификации:
ВЕКТОР NEXT 7.1 — автобусы с длиной 7100 мм, базой 3800 мм
ПАЗ-320305 — городской и пригородный автобус, оснащались газо-бензиновыми двигателями производства ЗМЗ
ВЕКТОР NEXT 7.6 — автобусы с длиной 7600 мм, базой 3800 мм
- ПАЗ-320405 — стандартный городской и пригородный автобус
- ПАЗ-320406 — стандартный городской и пригородный автобус
- ПАЗ-320435 «Доступная среда» — городской, с низким полом в задней секции, с возможностью перевозки инвалида в кресле-коляске и более широкой двустворчатой задней дверью
- ПАЗ-320436 «Доступная среда» — городской, с низким полом в задней секции, с возможностью перевозки инвалида в кресле-коляске и более широкой двустворчатой задней дверью
- ПАЗ-320445 — городской, с возможностью перевозки инвалида в кресле-коляске и более широкой двустворчатой задней дверью
- ПАЗ-320446 — городской, с возможностью перевозки инвалида в кресле-коляске и более широкой двустворчатой задней дверью
ВЕКТОР NEXT 8.8 — автобусы с длиной 8800 мм, базой 4760 мм
- ПАЗ-320415 «Доступная среда» — городской, с низким полом в задней секции, с возможностью перевозки инвалида в кресле-коляске, с двустворчатой задней дверью
- ПАЗ-320425 — городской, с двустворчатой задней дверью, вместимость 56-61 пассажиров.
- ПАЗ-320455 — междугородний
- ПАЗ-320475 — школьный, с возможностью перевозки инвалида в кресле-коляске и двустворчатой задней дверью
После обозначения индекса модели через дефис добавляется индекс типа установленного двигателя. Модификации Вектор Next выпускаются со следующими типами двигателей:
- -12 — с инжекторным газо-бензиновым двигателем двигателем ЗМЗ-5245 и ГБО для работы на КПГ, Евро-5. Устанавливался только на ВЕКТОР NEXT 7.1.
- -22 — с инжекторным газо-бензиновым двигателем двигателем ЗМЗ-5245 и ГБО для работы на сжиженном газе, Евро-5
Газовые баллоны установлены под полом салона. Устанавливался только на ВЕКТОР NEXT 7.1.
- -04 — с дизельным двигателем ЯМЗ-53423 (также «Вектор»)
- -14 — с газовым двигателем ЯМЗ-53414, работающем на КПГ
У модификаций с газовым двигателем баллоны установлены под полом салона. В модификациях с низким полом в задней секции баллоны установлены на крыше.
Тормозная система : Особенности использования
Неизданное/Остановленная эволюция, или альтернативная реальность автобусов ПАЗ 1964-1978гг. (часть III) — DRIVE2 Специалисты ПАЗа долго работали над снижением шума не только мотора, но и всего автобуса в целом, и его уровень в результате удалось довести до требуемых сертификационных норм, но ощущение тракторного мотора осталось. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. |
- Главная страница
- Модельный ряд
- ПАЗ-3204
- Технические характеристики
Комфорт* • Техническое задание было подготовлено и утверждено в Глававтобуспроме , к концу 1974 года.
Бензогаз
Рассказ об этом автобусе завис на долгих два года. Тогда автобус с коротким свесом именовался ПАЗ-320408 (по VIN коду ПАЗ-31032H), и его судьба была под большим вопросом – даже павловчане не могли сказать толком, встанет ли эта версия на поток или останется в единственном экземпляре. Жизнь всё расставила по своим местам.
Знакомьтесь – ПАЗ-320302. Выпущено уже несколько десятков подобных машин. Основная причина появления укороченной версии кроется, как ни странно, под капотом автобуса. Ведь именно там находится архаичный маломощный бензиновый двигатель ЗМЗ. Казалось бы, зачем, но… спрос рождает предложение. Как это ни парадоксально, но некоторые транспортники заказывают именно такие машины. В основном это те, кто прежде работал с бензиновыми ПАЗ-3205. Интересно отметить, что по желанию заказчика уже с завода автобусы сходят с кузовом, подготовленным под установку газового оборудования работающего как на сжиженном газе (пропан-бутан), так и на сжатом (метан). А в целом ПАЗ-3203 с бензиновым двигателем завод позиционирует как автобус для регионов с низким достатком и низкой стоимостью проезда.
Салон международного автобуса ПАЗ»
Расстояние между креслами в автобусе ПАЗ — тесно!
Обе ступени теперь с подсветкой и добавлен вертикальный поручень
На фоне рестайлинговых машин и салон, и внутреннее убранство кабины выглядят устаревшими. Но стоит ненадолго заглянуть в ПАЗ-3205, и вы опять чувствуете себя в современном, красивом автобусе. Все познаётся в сравнении, и пока оно явно в пользу семейства ПАЗ-3204, пусть даже и в дорестайлинговом виде.
Дополнительные опции
- Аудиосистема
- «Утепленный пакет»
- Тонированные стекла
- Видеорегистратор наружного и внутреннего наблюдения
- Цифровой тахограф
- ГЛОНАСС/GPS
- Противотуманные фары
- Противоскользящие ступени
- Дополнительная ступенька
- Кнопка экстренной связи с водителем
- Устройство ограничения скорости и движения при открытых дверях
- Специальные ремни безопасности
Водительское место в автобусе ПАЗ-32053-70. ГАЗ
- Установка кондиционера без разводки по полкам «сплит система или моноблок» любой мощности
- Установка рейсоуказателей
- Подголовники (материал)
- Чехлы на сидения
- Установка автомагнитолы (+ 4 динамика и антенна)
- Абонентский терминал Гранит-навигатор 2.07CD/MP3 проигрыватель + 4 динамика + установка
- DVD магнитола + установка
- Монитор 14,1″
- Монитор 17″ с ТВ тюнером
- Монитор 20″
- Автомобильный навигатор
- Антикоррозийная обработка
- Камера заднего вида с цветным монитором
- Датчики парковки 4 шт. (2 перед., 2 зад. или 4 зад.)
- Датчики парковки 8 шт. (4 перед., 4 зад.)
- Сигнализация и два 2-кнопочных программир. брелка
- Сигнализация Starline и брелок с двусторонней связью и ЖК-дисплеем + установка
- Комплект центрального замка+установка
- Алкозамок (блокировка двигателя при положительном показании алкотестера)
- Страхование
- Зимняя / шипованная / летняя / всесезонная резина, диски
- Кнопка остановки по тебованию
- Указатель маршрута
- Доставка до склада покупателя
- Диски
- Набор автомобилиста
- Комплект расходников для ТО 1, ТО 2, ТО 3
- Комплект ремней на двигатель, тормозных накладок
Братья по…
Задач перед конструкторами и дизайнерами стояло много. Частично – улучшение внешнего вида, введение в конструкцию понятия «эргономика рабочего места», создание приемлемого микроклимата в салоне, они были решены в прошлом году на ПАЗ-320402-03 (см. «ГП» № 5 2009 г.). Но несмотря на это нереализованного осталось много.
Один из основных вопросов – недостаточная пассажировместимость – был решен созданием удлиненного автобуса ПАЗ-320412-03. Колесную базу увеличили на 960 мм, а общую длину довели до 8560 мм. В итоге официально на борт может подняться 60 человек и 21 смогут ехать сидя. Сколько желающих втиснутся внутрь реально – сказать трудно, но учитывая наличие двух накопительных площадок, по всей видимости, немало.
Кстати, косвенным признаком предполагаемой работы в качестве маршруток можно расценить наличие отдельной розетки в торце панели приборов, пригодной для подключения кассового аппарата. Углубление для него самого тоже предусмотрено.
Проблему жесткой рессорной подвески попытались решить установкой на заднем мосту пневмобаллонов. По логике на порожней машине основная нагрузка должна ложиться именно на них. А когда народу в салоне прибавится, в дело вступят классические рессоры.
Не забыта и силовая установка. В качестве альтернативы стандартный по длине автобус, ПАЗ-320402-04, был оснащен новым ярославским дизелем ЯМЗ-534. Разработанный совместно с австрийцами, он отвечает стандарту Euro 4. Достигаются эти нормы с помощью рециркуляции выхлопных газов, а не использованием мочевины, со снабжением которой у нас, мягко говоря, проблемы. Особенно если учесть, что «пазики» покупают те, кто не может похвасть наличием дополнительных средств, и эксплуатируют их в таких «таежных углах», где даже солярку нормального качества приходится искать.
Понравится покупателям и то, что с помощью компьютера можно поменять программу электронного управления и изменить мощность в зависимости от потребности
Таким образом, неважно какие модификации ПАЗ-3204 будут в парке, запчасти к двигателю будут одинаковыми. Да и тот факт, что из импортных комплектующих на двигателе применяется только электронная топливная система Bosch Rexroth, гарантирует, что не будет заоблачных цен на ремонт
Из того, что ПАЗ не торопится устранять, отмечу набалдашник рычага КП, по-прежнему впивающийся в ладонь, и узенькую ступеньку, затрудняющую посадку в кабину. Зато выбирается место для более рацинального крепления внутрисалонного зеркала, подбирается более удобный руль, устанавливаются полки в кабине – процесс идет.
Лицом к водителю
Переместившись в кабину, сразу отметил, что теперь можно это сделать, не выходя на улицу. На место за «баранкой» я попал, просто перешагнув через моторный отсек, а вышел уже через водительскую дверь. Забегая вперед, скажу, что большинство моих коллег поступило точно так же.
Сидеть за рулем стало удобнее. Наконец-то водитель и ветровое стекло перестали нависать друг над другом. Теперь даже рослому шоферу не надо сутулиться, чтобы увидеть дорогу. Теперь самостоятельно не нужно устанавливать вентилятор – при желании можно организовать сквозняк, ведь правое окно перестало быть глухим и снова обрело форточку.
Канули в небытие пресловутые напольные педали вместе с ножным переключателем дальнего света. Теперь все педали подвесные, а свет управляется подрулевым выключателем.
Исчезла и кочерга КП. Вместо нее теперь небольшой рычаг, при работе с которым не надо ощупывать пальцами окружающие его конструкции. Единственная претензия – очень маленький набалдашник. При частых переключениях, несмотря на легкие ходы, он ощутимо врезается в ладонь.
Панель приборов стала ближе к водителю и в прямом, и в переносном смысле. При первом взгляде на нее кажется, что проще сделать было нельзя, но начинаешь пользоваться, понимаешь – придраться не к чему.
И если у пассажиров изменения в автобусе могут вызывать различную реакцию, например, проход стал уже, то водителей вряд ли будет мучить ностальгия по старому доброму «3205».
Фото Пазика
Полное описаниеПАЗ 32054 — (двудверная модификация базовой модели) проходит поэтапную модернизацию по повышению надежности, ресурса и потребительских характеристик автобуса. Автобус с дизельным двигателем оснащен моторным тормозом в базовой комплектации. Предусматривается возможность по переоборудованию автобуса для работы как на сжатом (метан), так и на сжиженном (пропан-бутан) газе. С IV квартала 2011 года автобус будет комплектоваться двигателями, соответствующими экологическим нормам EURO-4, в том числе ЯМЗ-534. Северное исполнение: двойное остекление боковых окон и утепление пассажирского салона. В качестве дополнительной опции устанавливаются колеса R19.5 дюймов.
ПАЗ Vector NEXT Особенности использования
Паз-3205 (32053 и 32054…) цена и характеристики, фотографии и обзор — Big Cars Эффективность тормозной системы, значительно повышалась за счет применения пневмогидравлического привода и увеличения размерности тормозных механизмов. Увеличенные углы переднего и заднего свесов, блокировка межосевого дифференциала делают эту машину незаменимой в затрудненных дорожных условиях или на полном бездорожье Северный пакет 1 двойное остекление салона, двойной пол, утепление 2-х потолочных люков. |
ПАЗ 320405-04, 17 мест.
ПАЗ 32054 — обзор автобуса малого класса • Еще с советских времен основными потребителями ПАЗ-3205 были сельчане, которые на этих автобусах добирались из отдаленных сел в районные центры.