Российский плод советско-венгерской дружбыистория создания лиаз-5256 и масштабные модели автобуса от фирмы classicbus

Описание ЛиАЗ-5256, устройство

Городской ЛиАЗ-5256. Фото ГАЗ

ЛиАЗ-5256 — это автобус городского типа с высоким полом и большой грузоподъемностью. Благодаря его надежности и длительному сроку эксплуатации модель приобрела популярность в странах СНГ.

ЛиАЗ-5256 — это безопасная и комфортная российская разработка. Автобус предназначен для транспортировки большого количества пассажиров как в черте города, так и между населенными пунктами. В продаже можно найти несколько разновидностей модели — это связано с тем, что со временем они совершенствовались. Водители отмечают, что транспортное средство удобное и надежное, а его ремонт и замена деталей не представляют сложностей.

У этого автобуса есть и минусы. К ним можно отнести высокий расход топлива и недостаточную прочность новых моделей двигателей, которые вошли в эксплуатацию после 2007 года. Однако ремонт транспортного средства обходится недорого, а все необходимые детали есть в свободном доступе.

Салон, схема

Автобус ЛиАЗ создан с учетом комфорта для пассажиров и водителя. Салон просторный, высота потолка в разных моделях составляет 2,0—2,1 м. Здесь присутствуют три двери и посадочные места для 23-х человек. Всего в транспорте могут находиться до 110—117 пассажиров одновременно.

Планировка (схема) салона специального автобуса ЛиАЗ-5256. ото Скат-Авто

Вентиляция салона производится естественным образом, через окна и люки. Можно установить принудительную вентиляцию в виде кондиционеров — она нужна в моделях для междугородных перевозок. Отопление автобуса происходит от системы охлаждения двигателя. А также есть возможность установить электрические обогреватели, но эта опция будет стоить дополнительных затрат.

Водительская кабина обогревается комбинированным методом. Здесь установлены два отопительных устройства. Одно из них предназначено для прогрева лобового стекла, второе — для поддержания комфортной температуры на водительском месте. В модификациях, которые работают на дизельном топливе, в обязательном порядке проводится предварительный прогрев всех деталей системы. В автобусах, которые работают на газе, присутствует обогрев мотора.

Технические характеристики, фото

Кузов – вагонного типа, несущий, 3-дверный (для пассажиров две 2-створчатых двери и задняя половина передней двери; для водителя – передняя половина передней двери). Все двери поворотного типа.

Планировка сидений 3-рядная.

Автобус ЛиАЗ-5256. Фото Википедия

Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки.

Система отопления – жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод, 14.8106.

Количество пассажирских мест для сиденья — 23

Вместимость (с учетом стоящих пассажиров): номинальная — 89 и предельная — 117

Габаритные размеры, мм. 11400х3500х3000.

База, мм. 5840.

Масса неснаряженного автобуса, кг. 9135

Полная масса, кг. 17835

Рулевое управление. Механизм МАЗ-5336, с гидроусилителем ЦТ-70-280.

Тормозная система. Рабочая — колодочный тормоз барабанного типа с клиновым механизмом на всех колесах с пневматический раздельным приводом.

Стояночная — тормозные механизмы заднего моста с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Управление пневматическое.

Вспомогательная — замедлитель гидродинамический установлен в ГМП.

Двигатель

На разных моделях ЛиАЗ-5256 могут быть установлены отечественные или импортные двигатели, которые немного отличаются по характеристикам. В первом случае их мощность будет составлять 240 лошадиных сил, во втором — 340 л. с. В современных модификациях присутствуют двигатели ЯМЗ.

Первые модели автобуса ЛиАЗ разработаны на двигателях КамАЗ, затем их заменили моторами ЯМЗ. Более новые транспортные средства оснащены импортными двигателями с высокой мощностью. Их производители — MAN и Caterpillar. В 2014 году появилась лимитированная серия автомобилей на базе шведского мотора «Скания».

Характеристики двигателя модели ЛиАЗ-5256. КамАЗ-7408.10. Тип У-образный, дизельный, 4-тактный, восьмицилиндровый. Расположение — заднее продольное. Мощность, кВт (л.с.) — 144 (195). Максимальный крутящий момент, Нм — 100. Рабочий объем, л. 10,85.

ЛиАЗ-5256 в ГУП «Мосгортранс»[]

Первые два автобуса ЛиАЗ-5256.00 были выпущены в 1982 г. и направлены на испытания в Москву в 5-й автобусный парк.
Следующая партия этих автобусов пришла в Москву в 1985 г., а в 1988—1990 г. по неофициальным данным пришло еще 64 машины. Этой модификации не суждено было стать массовой, облик московского автобуса она не определяла. Немногочисленные новые 5256.00 терялись среди тысяч ЛиАЗ-677 и Икарусов-280. У многих 5256.00 оказалась слабой тормозная система, они быстро отстранялись от эксплуатации. Часть 5256.00 прошло 1-2 капитальных ремонта на «Аремкузе» и Яхромском автобусном заводе. К 2000-м гг. подавляющее большинство московских ЛиАЗ-5256.00 было списано. По состоянию на конец 2006 г. в официальных списках подвижного состава еще числилось 3 автобуса этой модели (№ 05622, 07466 и 12150), но на деле пассажиров они уже давно не возят. Еще один автобус (№ 05354) числится как 5256.25, но имеет часть агрегатов от 5256.00, ходившего под этим же номером и пострадавшего от пожара.

Первый ЛиАЗ-5256.25 поступил в Москву (в ГУП «Мосгортранс») в 1998 г. и получил № 08202. В 1999 г. пришло около 80 новых автобусов. Некоторые из них были бело-голубыми со старым дизайном интерьеров, но большинство уже имело «тушинский» салон и бело-зеленую окраску. На автобусах 1999 г. КПП была механическая, но все последующие 5256.25 для Москвы укомплектовывались только ГМП Voith. В 2000—2005 гг. автобусы ЛиАЗ-5256.25 в Москву поставлялись массово, им суждено было стать основной моделью автобуса «большой вместимости» в Москве начала нового столетия. По состоянию на конец 2006 г., в Москве эксплуатировалось 1650 машин этой модификации. Часть машин 2002—2003 гг. выпуска имеет «ликинский» салон, все остальные — «тушинский». Массовых списаний ЛиАЗ-5256.25 пока еще не было, однако некоторые самые старые автобусы (1999-2000 гг. выпуска) уже отставлены от работы с пассажирами.

В ГУП «Мосгортранс» эксплаутируется 99 желтых ЛиАЗ-5256.2D, специально предназначенных для перевозки школьников, а также несколько обычных бело-зеленых 5256.2D и бело-голубых 5256.2R для заказных и служебных перевозок

Поскольку принято решение впредь выпускать для Москвы только низкопольные автобусы (в частности, ЛиАЗ-5293), то очень вероятно, что партия ЛиАЗ-5256.25, пришедшая весной 2005 г., может оказаться последней партией этих автобусов в Москве. ЛиАЗ-5256 — это уже морально устаревшая машина, современная для 1980-х гг., но не для 2000-х. Из-за быстрого износа и стремительного увеличения пробега в условиях столицы редкие автобусы доживают до 15-летнего возраста. Так что очень вероятно, что к 2020 г. эпоха ЛиАЗ-5256 в столице закончится.

Модели ЛиАЗ 5256

Автомобили этой модели выпускаются в различных модификациях, адаптированных к различным условиям эксплуатации:

ЛиАЗ-525655 — загородный автомобиль большого класса с просторным и комфортным салоном. Всего 44 посадочных места, их компоновка однонаправленная. Сиденья мягкие. Общая вместимость 88 человек. Модель универсальна, благодаря возможности установки различных вариантов узлов и агрегатов отечественного и зарубежного производства. В общем случае устанавливается дизель ЯМЗ, автоматическая коробка передач ZF и мост Раба. Стекла тонированные, закреплены на резиновых профилях.

  ЛиАЗ-525657 — машина пригородной связи. Вместимость – 88 человек, мест – 44. Техника оснащена надежными газовыми двигателями ЯМЗ, что гарантирует экономичность пассажирских перевозок. Для экономии места газовые баллоны расположены на крыше автомобиля. Уровень экологической безопасности не ниже Евро-5. Коробка передач — автомат ZF. В салоне есть поручни для стоящих пассажиров.

ЛиАЗ-525662 — автомобиль, предназначенный для междугородних перевозок. Комфорт пассажиров обеспечивается мягкими сиденьями с возможностью регулировки спинки, наличием кондиционера, аудио- и видеосистем. Сиденья расположены на подиуме. В салоне есть полки для багажа, а в днище автомобиля вместительный багажник. В базовую комплектацию входят две защелкивающиеся двери, тонированные стекла, передняя маска, зеркала с креплениями с подогревом. Силовой агрегат дизель ЯМЗ, механическая коробка передач ZF, мост Раба.

Технические характеристики

Этот вместительный автомобиль для городских, пригородных и междугородних перевозок имеет следующие габариты:

  • длина — 11,4 м;
  • ширина — 2,5 м;
  • высота — 3007-3322 м, высота потолков — 2,0-2,1 м.

Масса пустой техники составляет 10,6-10,8 тонн, а максимальная скорость — 90 км/ч. При работе на дизельном топливе автобус расходует 32 литра на 100 км. Автобусы оборудованы механическими коробками передач ZF 6S, автоматическими — ZF, VOITH DIWA.

Популярность автобусов ЛиАЗ-5256 обусловлена:

  • современная агрегатная база;
  • использование в дизайне интерьера технически совершенных материалов;
  • тщательная антикоррозийная обработка металлических деталей и использование современных композитных материалов.

Технические характеристики

Параметры ЛиАЗ-525660 ЛиАЗ-525665 ЛиАЗ-525657 CNG

Длина/Ширина/Высота, мм 11400/2500/3060 11400/2500/3060 11400/2500/3322
Количество/ширина дверей, мм 3/1300 3/1300 3/1300
Высота потолка в зале, мм 1950…2200 1950…2200 1950…2200
Сравнивать Сравнивать Сравнивать

Основные характеристики

Параметры ЛиАЗ-525660 ЛиАЗ-525665 ЛиАЗ-525657 CNG

Телосложение Подшипник, цельнометаллический, универсальная конструкция Подшипник, цельнометаллический, универсальная конструкция Подшипник, цельнометаллический, универсальная конструкция
Минимальный радиус вращения, м 11,5 11,5 11,5
Масса пустого / технически допустимая, кг 10368/17930 10368/17930 10620/18000
Нагрузка на ось перед/зад от технически допустимой массы, кг 6430/11500 6430/11500 6500/11500
Общее количество мест (включая посадку) 110 (23) 110 (23) 110 (23)
Емкость топливного бака/газового баллона, л 238 238 918 (9 бутылок по 102 л)
Шасси/Ось КААЗ 5256-3000012-10, с поперечиной и барабанными тормозами/РАБА, 718.23-3300 (передаточное число i-5.44) двухместный КААЗ 5256-3000012-10, с поперечиной и барабанными тормозами/РАБА, 718.23-3300 (передаточное число i-5.44) двухместный КААЗ 5256-3000012-10, с поперечиной и барабанными тормозами/РАБА, 718.23-3300 (передаточное число i-5.44) двухместный
Правительственный аппарат МАЗ-64229 или РБ-Сервоком 8098 с гидроусилителем руля МАЗ-64229 или РБ-Сервоком 8098 с гидроусилителем руля МАЗ-64229 или РБ-Сервоком 8098 с гидроусилителем руля
Система торможения Пневматическая, двухконтурная, с АБС Пневматическая, двухконтурная, с АБС Пневматическая, двухконтурная, с АБС
Вентиляция Смешанные: натуральные — раздвижные крыши и окна; принудительный — передний отопитель в кабине водителя Смешанные: натуральные — раздвижные крыши и окна; принудительный — передний отопитель в кабине водителя Смешанные: натуральные — раздвижные крыши и окна; принудительный — передний отопитель в кабине водителя
Система обогрева Жидкостный, использующий тепло системы охлаждения двигателя и отдельного жидкостного отопителя Жидкостный, использующий тепло системы охлаждения двигателя и отдельного жидкостного отопителя Жидкостный, использующий тепло системы охлаждения двигателя и отдельного жидкостного отопителя
Шины 275/70R22,5 275/70R22,5 275/70R22,5
Глубина, мм 5840 5840 5840

Добавленные функции

Параметры ЯМЗ-53621 ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624

Один тип Дизельный двигатель Дизельный двигатель Газовый двигатель
Количество и расположение цилиндров 6R, вертикальный 6R, вертикальный 6R, вертикальный
Стандарты экологической безопасности 5 евро 5 евро 5 евро
Система выпуска и нейтрализации газа Рециркуляция отработавших газов РКС
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин 180 (245) при 2300 мин-1 202 (274,7) при 2300 мин-1 210 (285) при 2300 мин-1
Максимальный крутящий момент, Нм/мин от 897 до 1300..1600 мин-1 от 1250 до 1300…1600 мин-1 от 1130 до 1100…1600 мин-1
Расположение двигателя Продольный задний Продольный задний Продольный задний
Контроль АКПП: Voith Diwa, D 854.3E или ZF 6AP1200B Автоматическая коробка передач: ZF 6AP-1400B Автоматическая коробка передач: ZF 6AP-1400B
Максимальная скорость, км/ч 90 90 90
Автобус гарантия 1,5 года или 150 тысяч километров 1,5 года или 150 тысяч километров 1,5 года или 150 тысяч километров

Эволюция интерьера[]

Интерьер автобусов за 20 лет также существенно менялся.

Все ЛиАЗ-5256.00 укомплектованы простыми полумягкими 1 и 2-местными сидениями-диванами, очень похожими на те, что устанавливались в ЛиАЗ-677. Обивка сидений — коричневого цвета. Салон обычно был отделан темно-коричневым пластиком. Первые ЛиАЗ-5256 новых модификаций (1997-1998 гг.) укомплектовывались такими же сидениями. В пригородных ставились двухместные диваны.

С 1999 г. часть автобусов стала доукомлектовываться на Тушинском машиностроительном заводе в Москве. Появилось две разновидности интерьера салона — «тушинский» и «ликинский». Характерные признаки:

«Ликинский салон» — освещение лампами накаливания, черные 1-местные сидения с невысокими спинками и зелеными поручнями. На моторном отсеке — 2 трехместных дивана. Нижняя часть салона отделана светло-коричневой фанерой. Поручни зеленые. Пол рифленый, как у Икарусов.

«Тушинский салон» — освещение люминесцентное, сидения-кресла фирмы «Стриж» серого, зеленого, коричневого или бордового цвета. На моторном отсеке — 6 кресел. Нижняя часть салона отделана белым пластиком. Поручни зеленые, расположение незначительно отличается от «ликинского». Пол гладкий, посыпан металлической крошкой.

Автобусы с «ликинским» салоном поставлялись в различные регионы РФ и зарубежные страны, с «тушинским» — в Москву и изредка в некоторые другие города (Тула и т. д.). В Москве также встречаются автобусы с «ликинским» салоном, но их сравнительно немного. В основном это машины 2002 г.

В 2003—2004 г. разработан новый тип сидений с пестрой обивкой. Они установлены на некоторых новых автобусах «питерского дизайна», в т.ч. на поступивших в 2005 г. в Московскую область.

В 2003 г. специально для установки АСКП были спроектированны и начали выпускаться автобусы с зауженной кабиной водителя. Они поставляются в основном в Москву, иногда в некоторые другие города. Кроме того, в 2004—2006 гг. и на всех более ранних ЛиАЗ-5256, работавших в Москве, кабины были заужены из-за тотального внедрения АСКП.

Тип двигателя

На разных моделях ЛиАЗ-5256 могут быть установлены отечественные или импортные двигатели, которые немного отличаются по характеристикам. В первом случае их мощность будет составлять 240 лошадиных сил, во втором — 340 л. с. В современных модификациях присутствуют двигатели типа «Камминз», они экономные и работают на газе.

Двигатель ЛиАЗ-5256

Первые модели автобуса ЛиАЗ разработаны на двигателях КамАЗ-740, затем их заменили моторами ЯМЗ. Более новые транспортные средства оснащены импортными двигателями с высокой мощностью. Их производители — MAN и Caterpillar. В 2014 году появилась лимитированная серия автомобилей на базе шведского мотора «Скания».

В эксплуатации находятся автобусы как с отечественными, так и с импортными двигателями. Несмотря на то, что первые были сняты с производства, детали для их ремонта по-прежнему есть в наличии. Импортные моторы — более мощные, но менее устойчивы к коррозии и другим повреждениям.

ЛиАЗ-677М

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 27 сентября 2014 года

Создание автобуса ЛиАЗ-677М с повышенными технико-эксплуатационными показателями вменялось заводу ещё планом ОКР на 1973 год. Однако лишь к концу IX пятилетки был разработан технический проект и построены два первых опытных образца модернизированного автобуса (один из них с форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ). В 1976 году они успешно прошли приёмочные испытания. В 1977 году с учётом замечаний МАП СССР был изготовлен ещё один опытный образец ЛиАЗ-677М, после чего доработанная документация была выдана в производство.

В реальности же дело дошло лишь до выпуска двух опытно-промышленных партий из 10 автобусов в 1977 году и 25 автобусов в 1978 году. Причём автобусы одного года имели ряд заметных различий в конструкции дверей, наддверных брусьев, лючка радиатора, верхних габаритных огней, а также в декоративном оформлении передка. Выпуск же запланированной на 1979 год партии из 100 автобусов оказался сорванным из-за отказа Минавтотранса СССР согласовывать оптовую цену на ЛиАЗ-677М. Серийное производство ЛиАЗ-677М удалось наладить только в 1982 году. В ходе производства автобус постепенно менял свой облик на более привычный нам сегодня. Окошки «вход/выход» над дверями были заменены «фальшокнами», которые к 1984 году исчезли, а вместо них появились две горизонтальные полоски. Ко второй половине 1985 года обновилась светотехника, она стала соответствовать правилам ЕЭК ООН. Ещё в 1978 году автобусы ЛиАЗ-677 получили передние указатели поворота нового типа, оранжевые квадратной формы, устанавливаемые на передней стенке автобуса над основными фарами. Теперь к ним добавились задние квадратные фонари, собранные в вертикальную секцию. Также изменились передние, а затем задние верхние габаритные фонари. К началу 1985 года на автобусах стали устанавливать задний и передний металлический бампер, а выпущенные в это время автобусы отличались наличием бамперов, но ещё со старыми круглыми задними фонарями. Окончательный облик ЛиАЗ-677М сформировался к 1986 году.

После этого автобусы продолжали выпускаться без каких-либо значительных изменений. Последний ЛиАЗ-677М сошёл с конвейера Ликинского завода в 1994 году, после этого сборочный конвейер, на котором их собирали, был демонтирован[источник не указан 2162 дня

]. Однако после сворачивания производства 677-го на «родном» заводе до 2002 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях, в частности, в Бору, в Петрозаводске, на Яхромском автобусном в Орехове-Зуеве. В Тосно под индексом ТоАЗ-677Д до 2002 года выпускалась несколько изменённая модификация ЛиАЗ-677М, оснащённая ярославским двигателем. Несколько десятков машин было собрано на Волжском Машиностроительном Заводе (ВМЗ), в городе Рыбинске Ярославской области.

После 2000 года во многих городах автобусы ЛиАЗ-677М начали массово выводиться из эксплуатации как морально устаревшие, нерентабельные и непригодные для установки АСКП. В Москве их эксплуатация прекратилась 7 ноября 2004 года, в Киеве в 2004 году, в Орехове-Зуеве — 13 декабря 2005 года, в Санкт-Петербурге — 1 апреля 2006 года (с 1 июля 2005 года снят с регулярных перевозок), в Петропавловске-Камчатском — с июля 2006 года; Электростали — в 2006 году; в Минске, Красноярске — 2007 году, в Екатеринбурге, Алапаевске, Кургане (с 1 марта 2007 года снят с регулярных перевозок), Омске, Липецке — в 2008 году; в Кирове, Рязани, Ельце — в 2009 году; в Данкове, Рыбинске, Самаре — в 2010 году; в Комсомольске-на-Амуре, Ступине, Челябинске — в 2011 году; в Десногорске, Конакове, Мурманске — в 2013 году; в Ижевске — 31 июля 2014 года; в Усть-Каменогорске (Казахстан) — в 2014 году; в Братске и Новосибирске — в 2020 году.

Конструкция

  • Компоновка . Кузов автобуса — вагонного типа, полунесущий с усиленным основанием. Автобус имеет три двери, из них две — для пассажиров.
  • Двигатель — ЗИЛ-509.10-401, бензиновый, V-образный, 8-цилиндровый, 108×95 мм, рабочий объём 7,0 л, степень сжатия 7,3, порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 129 кВт (175 л. с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 470 Н·м (48 кгс·м) при 1800—2000 об/мин; карбюратор К-90Б; воздушный фильтр — инерционно-масляный.
  • Трансмиссия — гидромеханическая, с гидротрансформатором и автоматической непланетарной (с промежуточным валом) двухступенчатой коробкой передач, первая понижающая и вторая прямая передача включаются фрикционами, задняя — зубчатой муфтой. Задний мост с планетарными колёсными редукторами, венгерского производства — RÁBA-MAN.
  • Тормозная система — двухконтурная, с пневматическим приводом.
  • Электрооборудование — напряжение 12 В, аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМС (2 шт.), генератор Г287-Л со встроенным интегральным регулятором напряжения Я-112А, стартёр СТ130-А1, трамблёр Р137. транзисторный коммутатор ТК102-А, катушка зажигания Б-114Б, свечи A11.
  • Колёса и шины — колёса бездисковые, ободья 3-компонентные 8,0—20, крепление на 6 шпильках. Шины 10,00R207 (280R508), рисунок протектора дорожный, давление в шинах: передних 7,5, задних 6,7 кгс/см².
  • Подвеска — зависимая, передняя — полуэллиптические рессоры, два пневмобаллона, два амортизатора; задняя — полуэллиптические рессоры, четыре пневмобаллона, четыре амортизатора.
  • Рулевое управление — модель Урал-377Н, рулевой механизм — двухзаходный червяк и сектор, гидроусилитель, передаточное число 21,5. Номинальное давление в усилителе 65 кгс/см². Люфт рулевого колеса при работающем усилителе до 12°.

Двигатель автобуса — это гражданский вариант двигателя военных грузовиков Урал-375 и ракетовозов ЗИЛ-135. Конструктивно это двигатель грузовика ЗИЛ-130 с увеличенным на 1 литр рабочим объёмом. Армейский вариант требовал бензина АИ-93, гражданский допускал А-76. Мотор печально известен высоким расходом топлива: так, на автобусах расход мог достигать 50 литров на 100 км. Расход усугублялся потерями в автоматической трансмиссии.

История

Школьный ЛиАЗ-5256 с двумя дверьми. Фото Википедия

В середине 1970-х годов Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения) начал работы по созданию нового автобуса ЛиАЗ, который изначально разрабатывался как часть нового унифицированного семейства автобусов (в состав которого входили средний городской автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М и туристские ЛАЗ-5255).

Разработка началась в конце 1970-х в КБ ЛиАЗ совместно с ВКЭИА (Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения) во Львове. Первый и второй прототипы были построены в 1979 году, с 1980 по 1985 годы было выпущено ещё несколько опытно-промышленных партий автобусов, некоторые из которых испытывались на автобусных маршрутах в Москве в начале 80-х. Серийно выпускается с 1986 года.

Машина разрабатывалась с применением крупносекционной схемы, с общими штампованными элементами боковин, крыши и другими узлами. В рамках этой же системы разрабатывался и городской автобус Ikarus-412/415 на смену 200-серии, кузова ЛиАЗ-5256 и Ikarus-412 ранних выпусков практически идентичны. В начале 1990-х годов был представлен опытный автобус КамАЗ-5262 в аналогичном кузове. Модель разрабатывалась под установку как горизонтального (Raba-MAN), так и V-образного дизельного двигателя (КамАЗ-740), коробка передач — автоматическая гидромеханическая.

В 1982 году первые опытные экземпляры ЛиАЗ-5256 вышли на испытания на городские маршруты Москвы, Ленинграда, Ташкента и Якутске.

Начало массового производства модели пришлось на 1989 год, автобус долгое время выпускался параллельно с ЛиАЗ-677, причём автобусные парки неохотно брали новую ненадёжную машину. В связи со сложностями в освоении новой автоматической коробки передач львовского производства автобус оснащался механической КПП КамАЗ, мало подходившей для интенсивной работы на городских маршрутах.

В 1991 году ВКЭИ завершил проектирование пригородной модификации ЛиАЗ-5256 с механической коробкой передач и изменённой тормозной системой (в ходе проектирования проходившей под индексом 52565, но производившейся под наименованием ЛиАЗ-52565).

В 1992 году были выпущены 409 автобусов ЛиАЗ-5256, в 1993 году — 350 (несмотря на освоение сборки автобусов на других предприятиях и создание новых модификаций, пожар на заводе двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года стал причиной сокращения объёмов производства).

Неудачный старт модели, пришедшийся на начало сложных для экономики страны 1990-х годов. К 1996 году производство на ЛиАЗе было прекращено.

Пригородный автобус ЛиАЗ-5256. ото ЯрКамп

Тем не менее, заложенный в машине потенциал удалось раскрыть после модернизации производства, доработки слабых агрегатов, установки двигателей Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и автоматических коробок передач Voith, введения в эксплуатацию на заводе линии антикоррозионной обработки и окраски кузовов, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных, 10 сушильных камер, позволившей обеспечить срок службы кузовов до 12 лет. В результате ЛиАЗ-5256, даже несмотря на появление многочисленных конкурентов (Волжанин, НефАЗ, РоАЗ, МАРЗ), стал самым популярным и востребованным городским автобусом большого класса на рынке.

Автобусы ЛиАЗ-5256 различных модификаций по-прежнему можно встретить в ряде городов и сёл Российской Федерации. В 2003 году был проведён рестайлинг модели — появились пластиковые накладки спереди и сзади. Однако, вскоре от этого рестайлинга отказались, и некоторое время автобус выпускался в первоначальном виде. В 2004-2005 годах модель прошла второй рестайлинг, в результате чего передняя часть стала идентична модели ЛиАЗ-5293 и продолжает выпускаться наряду с более новыми моделями.

Сейчас (информация действительна на январь 2022 года) Ликинский автобусный завод выпускает городскую версию, рассчитанную на 110 пассажиров (23 посадочных места), пригородную версию, рассчитанную на 88 пассажиров (44 посадочных места), а также междугородный вариант на 66 пассажиров (44–45 посадочных мест).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: