История немецкой филателии
В знаках почтовой оплаты, выпускавшихся в разное время в Германии, прослеживается история страны, события внутригосударственного и международного уровня.
История немецкой почты началась еще в XII столетии, когда доставкой отправлений и корреспонденции занимались мясники. За это власти освобождали их от уплаты пошлины. Прибыв к месту назначения, мясники трубили в рог, возвещая о своем прибытии – на современной эмблеме почты Германии тоже изображен рог.
Почта мясников просуществовала до 1637 года, после чего этот рынок монополизировала семья Турн-и-Таксис. В дальнейшем были Имперская почта, Немецкая федеральная служба, служба ГДР и другие ведомства.
Первая немецкая почтовая марка напечатана в 1849 году. Приказ об этом отдал лично король Максимилиан Второй – ее печать должна была символизировать независимость Баварии. Это была квадратная миниатюра с номиналом «3» в центре, оформленная в синем, коричневом или серо-синем цвете.
Негашеных марок образца 1849 года не сохранилось, а бывшие в употреблении продаются с аукционов за 2000-3500 рублей.
литература
- Герхард Мерц: История автомобилей Stoewer . Издание Кольхаммера, Штутгарт и др. 1983, ISBN 3-17-007931-X .
- Пауль Кейнбург: Пионер из Померании: Stoewer V5. Первый в Германии переднеприводный автомобиль . В: Oldtimer Markt 14, 2006, 8, , стр. 156-163.
- Халварт Шрадер : Немецкие автомобили . Том 1: 1885-1920 . Motorbuch Verlag, Штутгарт 2002, ISBN 3-613-02211-7 .
- Вернер Освальд : Немецкие машины . Том 2: 1920-1945 . 2-е издание. Motorbuch Verlag, Штутгарт 2005, ISBN 3-613-02170-6 .
- Павел Мигдальский, Udział samochodów z fabryki Stoewera w zawodach sportowych. Przyczynek do history sportu samochodowego na Pomorzu w latach 1919–1939 . . В: Przegląd Zachodniopomorski 17, 2002, 2, , стр. 39-60.
- Эрвин Розенталь : «Stoewer»: Pommerscher Greif олицетворяет очень стильную автомобильную марку . В: Померания. Журнал культуры и истории. 57-й том, H. 4, 2019, стр. 45-47.
доступны только в Музее Стоуэра:
- Ханс Май: Stoewer Automobile. 1896-1945 гг. От одноцилиндрового до восьмицилиндрового . Preuss, Дармштадт 1999, ISBN 3-928746-07-3 .
- Ганс Фалькенберг: Автомобиль Stoewer из Померании. История жизни, успехов и проблем восточногерманской промышленной компании . Проиллюстрирован старыми открытками и фотографиями. Самостоятельно опубликовано, Киль 1986, ( Stettiner Schriften 1, ) (доступно только в Stoewer Museum Wald-Michelbach и Haus Stettin в Любеке).
Война и мир
С началом Первой мировой войны фирма братьев Штевер занята исключительно производством легковых и грузовых автомобилей для германской армии. В Русской армии тоже служат автомобили Stoewer, закупленные в Германии до лета 1914 г. и мобилизованные у населения и предприятий согласно Положению о военно-автомобильной повинности. Завод в Штеттине освоил и серийный выпуск авиационных двигателей по лицензии фирмы Argus Motoren-Gesellschaft mbH.
В 1916 г. предприятие реорганизовано и становится акционерным обществом – Stoewer-Werke AG, vorm Gebr. Stoewer. В 1917 г. завод разработал две модели моторных плугов, названных «тракторами», однако к их производству не приступил. Забегая вперёд, отмечу, что только в 1923–1926 гг. была изготовлена пробная партия этих машин, причём одна из них поступила в СССР и прошла испытания в НАМИ. В 1918 г. инженеры фирмы создали новые конструкции легковых и грузовых автомобилей, и Stoewer стал одной из первых в Германии фабрик, возобновившей серийное производство автомашин – уже для мирных нужд.
В 1923 г. предприятие возобновляет торговые отношения с Россией. Для участия в Первом Всероссийском автомобильном пробеге по маршруту Петроград–Москва–Петроград на пароходе из Штеттина в петроградский порт прибыли пять новых 4-цилиндровых легковых машин Stoewer D3 8/24 PS и четыре 6-цилиндровых Stoewer D5 12/36 PS. Автомобилями управляли немецкие и русские водители, маршрут был пройден успешно, фирма взяла два приза, учреждённых «Автопромторгом». После этого начался в небольших объёмах экспорт автомобилей Stoewer в Советскую Россию, но исключительно легковых моделей.
С этого времени завод концентрирует свои усилия на производстве легковых автомобилей. Грузовики нового поколения грузоподъёмностью от 1,5 до 3,5 т остаются в производственной программе до конца 1920-х годов. В 1931 г. Stoewer разрабатывает прототип полноприводного автомобиля с колёсной формулой 6х6 и ведёт переговоры с английской фирмой Morris Commercial Cars Ltd о производстве в Германии по лицензии 2-тонных грузовиков под маркой Stoewer-Morris. Однако связанное с экономическим кризисом тяжёлое финансовое положение предприятия вынуждает руководство фирмы отказаться от этих замыслов. Отмечу, пожалуй, единственный положительный результат этого времени – возвращение мифического грифона на эмблему автомобилей, а позже в качестве декоративной фигурки и на капоты легковых машин.
До 1937 г. Stoewer разработал и освоил производство многих новых моделей легковых автомобилей с 4- 6- и 8-цилиндровыми двигателями. На базе некоторых из них выпускались и развозные фургоны. Самая мощная легковая машина фирмы того времени – модель P 20 Repräsentant 1930 г. оснащалась 8-литровым 100-сильным двигателем. Другие автомобили Stoewer имели не менее звучные названия: Superior, Gigant, Marschall, Greif, Sedina, Arkona. В 1935 г. началось производство модели Greif Junior с двигателем воздушного охлаждения по лицензии чехословацкой фирмы Tatra.
Баденская ошибка цвета
Под этим названием она известна коллекционерам во всем мире. Баденская ошибка цвета выпущена в 1851 году в герцогстве Баден. В серию вошли четыре номинала, печатались они на бумаге разного цвета.
Номинал 9 крейцеров печатался на бумаге розово-лилового цвета, но по ошибке один лист напечатали на сине-зеленой бумаге и приобщили к тиражу стоимостью 6 крейцеров.
Ошибка обнаружилась через 44 года. Сейчас эта миниатюра считается редкой: известно об одном чистом и трех использованных экземплярах:
- первый был погашен 20.07.1851 года, в дальнейшем его приобрел Имперский почтовый музей, работающий в Берлине;
- второй экземпляр погашен 25.08.1851-го, сменил несколько частных владельцев, последний собственник продал его за 2,6 млн. марок;
- третий образец был продан с аукциона в 1908 году, а через 8 лет его приобрел французский коллекционер, сумма сделки не разглашалась;
- четвертый знак – самый ценный. Он негашеный, клеевой слой полностью оригинальный. Обнаружили его в 1919 году, после чего раритет несколько раз менял собственников. В последний раз продан с торгов за 1,31 млн. евро. Торги состоялись 3 апреля 2008 года.
Натиск на Восток
С 1908 г. Stoewer участвует в программе моторизации германской армии, изготовляя грузовики с прицепами согласно жёстким требованиям военных кругов к качеству материала и надёжности сборки. Германское правительство частично субсидировало покупку и эксплуатацию населением «военно-годных» грузовозов при условии, что в случае войны эти машины будут безвозмездно реквизированы для армии. Таким образом, качество немецких грузовых машин, признанных годными для нужд армии, обусловило не только их сбыт на внутреннем рынке, но и большой спрос за рубежом.
В том же 1908 г. Stoewer приобрёл лицензию на производство 6-цилиндровых автомобильных и авиационных двигателей системы известного в Германии русского инженера Б.Г. Луцкого, разработанных им ранее для фирмы Argus. Таким образом, завод Stoewer наряду с немецкими фирмами Argus и Büssing стал одним из пионеров применения 6-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей и автобусов. Впрочем, изготовлено подобных машин было немного. С 1909 г. Борис Григорьевич Луцкой активно содействует продвижению автомобилей Stoewer на российском рынке. Агентуры по продаже автомобилей Stoewer открываются во многих городах России. Вскоре завод в Штеттине входит в десятку крупнейших производителей автомобилей в Германии, а к 1912 г. половина всей продукции уходит на экспорт.
В 1912 г. легковые и грузовые автомобили Stoewer успешно участвуют в двух испытательных пробегах Военного министерства России, проведённых Учебной автомобильной ротой. Во втором «Пробеге грузовозов, организованном Военным министерством в сентябре – октябре 1912 года по маршруту Санкт-Петербург–Москва–Малоярославец–Рославль–Брянск–Орёл–Тула–Москва–Санкт-Петербург на дистанцию 2331 версту» приняли участие два 3-тонных грузовика Stoewer – бортовая машина и самосвал с боковой разгрузкой, получив оценки «хорошо» и «удовлетворительно». После этих пробегов в Русскую армию начинают поступать автомобили этой марки, как, впрочем, и в другие ведомства и организации России. Частные лица и предприниматели в разных уголках России быстро оценили достоинства автомобилей Stoewer. После проведения в Петербурге IV Международной автомобильной выставки в 1913 г., где братья Штевер представили несколько новых моделей автомобилей (в том числе два грузовика и три автобусных шасси), продукция завода стремительно завоевала российский рынок. В Санкт-Петербурге в 1910 г. в частном владении имелся всего лишь один Stoewer, в 1911-м их стало три, в 1912-м – шесть, а в 1913-м их число достигло 36 единиц.
К этому времени представительства фирмы открылись во многих городах Российской империи в Петербурге (сначала Экипажная фабрика т-ва «П.Д. Яковлев», позже «СПБ Автомобильное т-во Г.С. Шишкина и К°»), Москве (Торговый дом «Н. Грачев и К°»), Киеве (Торговый дом «Стрела», К. Свенсон), Варшаве (Г. Понговский), Гельсингфорсе (С. Николаев), Риге (В. Отто), Воронеже (Торговый дом «Вишняков и Рудаков»), Выборге (О. Штифель), Лодзи («Паулус и Розе»), Одессе (С. Филиппов), Полтаве (А.А. Горонескул), Самаре (В.Г. Киселёв), Симферополе (К.П. Сеферов), Сочи (П.Н. Жано), Тифлисе (Е.Х. Кессер), Харькове (Т-во «Л. Герлих и Д. Гольберг»), Ярославле (Р.Н. Маковеев).
Ошибка Гшайдле
Еще одна отпечатанная, но так и не увидевшая свет марка. Она задумывалась как благотворительная и посвящалась XXII Олимпиаде, проходившей в Москве в 1980 году.
Миниатюра оформлена в бело-голубом цвете, на ней изображены олимпийские кольца и флаг МОК. В дизайне не было и намека на место проведения летних игр, так как ряд западных государств их бойкотировал.
Когда 30-тысячный тираж уже разослали по отделениям, НОК ФРГ присоединился к комитетам других стран, бойкотирующих московскую Олимпиаду. Знаки оплаты отзывали и уничтожали, сохраняя по два листа для архива.
Три года спустя выяснилось, что министр связи и телекоммуникаций Курт Гшайдле в нарушение правил сохранил третий лист и после отставки забрал его домой. Супруга Гшайдле случайно нашла марочный лист в письменном столе и использовала марки для новогодних и рождественских открыток.
Так и обнаружилось наличие третьего листа уникальной миниатюры. В общей сложности удалось найти 24 марки. В 2007-м стоимость одного экземпляра оценивалась в 30 тысяч евро, а уже через год она превысила 100 тысяч. В дальнейшем цена будет только расти.
ШТЁВЕР
(STOEWER)
Штеттин, Германия, 1897-1944
Братья Эмиль и Бернхард Штёвер начали свою деятельность в 1897 году с создания мотоциклов, оборудованных двигателями «Кюделль» (Cudell) и «Де Дион» (De Dion). Некоторое время спустя они приступили к изготовлению 3- и 4-колесных автомобилей. За первой моделью с 2-цилиндровым мотором в 1901 году появилась машина с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3052 см3. При ее разработке братья ориентировались на французские «панары» (Panhard). Рамы автомобилей были из дерева, а кузова напоминали устаревшие кареты. При разработке следующей модели уже ориентировались на «Мерседес» (Mercedes). Рамы новых машин сделали стальными, привод задних колес остался цепным. В 1906 году «Штёвер» выпустила автомобиль «Р-6» собственной разработки.
Он имел 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 8829 см3, считавшийся весьма современным, и выпускался до 1910 года. Некоторое время спустя братья представили легкий автомобиль с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором, а затем более солидную машину с 2,5-литровым агрегатом. В 1910 году они объявили о выпуске модели «В-6» с двигателем в 2025 см3, которая позднее строилась по лицензии фирмой «Матис» (Mathis). В 1911 году братья Штёвер начали производство авиационного 6-цилиндрового мотора объемом 11160 см3, спроектированного русским инженером Борисом Луцким. После войны склады «Штёвера» оказались заполненными неиспользованными узлами для этих авиамоторов, которые было запрещено использовать по прямому назначению. Луцкой предложил установить свой двигатель на автомобильном шасси. Так в 1921 году появился «Гроссе Штёвер» типа «D-7» (Grosse Stoewer) с мотором мощностью 120 л.с., позволявший развивать скорость до 180 км/ч.
В начале 20-х годов «Штёвер» выпускала многочисленные модели с 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1593 до 4960 см3, снабжавшиеся достаточно совершенными аэродинамическими кузовами. Среди них был популярный автомобиль «D-5» с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3107 м3 с боковыми клапанами. Самой известной моделью «Штёвера» 20-х годов стала «D-10» с 50-сильным 2,6-литровым двигателем. В 1928 году конструктор Фриц Фидлер (Fritz Fiedler) создал серию «Супериор» (Superior), включавшую модели «S-8» и «S-10» с рядными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом соответственно 1999 и 2464 см3, в которых обнаруживали большое техническое сходство с автомобилями американской фирмы «Гарднер» (Gardner) из Сент-Луиса.
В 30-е годы, с трудом преодолев экономический кризис, «Штёвер» сосредоточилась на выпуске недорогих малолитражных автомобилей. Первой стала модель «V-5» с двигателем V4 рабочим объемом 1188 см3 и приводом на передние колеса, оказавшаяся «гвоздем» Берлинского автосалона 1931 года. В начале 1934 года Бернхард Штёвер представил новый переднеприводный автомобиль «Грайф» (Greif) с двигателем V8 рабочим объемом 2489 см3 мощностью 55 л.с., механической 4-ступенчатой коробкой передач и полностью независимой рессорно-пружинной подвеской всех колес. Хотя публика проявила большой интерес к «Грайфу», объем продаж оказался невысоким. Вскоре после начала его производства (конец 1934 года) Бернхард Штёвер вышел из состава руководства фирмы, причем его брат Эмиль покинул фирму двумя годами ранее. Новое руководство вступило в переговоры о сотрудничестве с немецким отделением «Форд», которые не привели к положительному результату. В 1936-1939 годах «Штёвер» под маркой «Грайф Юниор» (Greif Junior) собирала по лицензии чешские автомобили «Татра» (Tatra), оборудованные 4-цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 1484 см3.
В 1937 году «Штёвер» вновь начала выпуск автомобилей собственной конструкции. Первая модель «Седина» (Sedina) оснащалась 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем в 2390 см3. «Аркона» (Arkona) получила 6-цилиндровый мотор в 3585 см3. С началом второй мировой войной «Штёвер» ( переключилась на производство армейских машин для вермахта. В 1944 году ее завод был разрушен американской авиацией. Владельцы отказались от восстановления предприятия. Это решение приняли потому, что город Штеттин (Щецин), где располагался завод, оказался на территории народной Польши.
Штёвер Грайф V8
Штёвер Грайф V8 (1935) | |
---|---|
Двигатель: | V8 верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 69,5 х 82 мм |
Рабочий объем: | 2489 см3 |
Мощность: | 55 л.с. при 3800 об/мин |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая(привод на передние колеса) |
Рама: | штампованная из коробчатых профилей |
Подвеска: | независимая на поперечных рессорах и пружинах всех колес |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | седан, кабриолет |
Максимальная скорость: | 115 км/ч |
10-я годовщина Пивного Путча
Еще один редкий блок, введенный в обращение в конце ноября 1933-го. Он состоял из четырех марок, напечатан тиражом в 64 тысячи экземпляров.
Все 4 миниатюры зубцовые, с надпечатками «1923-1933», имеют водяные знаки в форме надписи «10-я годовщина Пивного Путча». Серии, сохранившиеся в идеальном состоянии, единичные. На оборотной стороне большинства экземпляров – клей и следы использования.
В филателистических магазинах такие образцы попадаются изредка, у некоторых из них обрезаны края. Это объясняется большими размерами, из-за которых владельцам приходилось обрезать поля, чтобы миниатюры поместились в альбом. Этот дефект снижает стоимость редких товаров. Цена блока без дефектов в каталогах – 7 тысяч евро.
Черная единица
Еще один редкий экземпляр стоимостью 1 крейцер отпечатан 1 ноября 1849 (первая стандартная марка Баварии). Тираж печатался в университетской типографии в Мюнхене, его главную ценность представляет бумага, изготовленная вручную. В общей сложности было выпущено 832 тысячи штук.
Название «Черная единица» связано с оформлением почтового знака: в центре расположена цифра «1», соответствующая стоимости. Она выполнена в черном цвете.
Клише для печати делали из дерева, а затем переносили на гипс. В некоторых местах оно повредилось, из-за чего на оттисках были заметны цветные точки, дефекты углов. Тираж вскоре изъяли из продажи, а те экземпляры, которые сохранились в частных коллекциях, продаются за 2-3 тысячи евро. Цена может быть и выше – это зависит от состояния лота, степени его сохранности, спроса, других факторов.
История
В году человек по имени Бернхард Стоуэр основал в Штеттине в Западной Померании ремонтную компанию, специализирующуюся на точной механике. В том же году начнется производство высококлассных швейных машин. Позже компания также займется велосипедом, с 1893 года, а затем разработкой пишущих машинок с 1903 года .
1896 год знаменует собой разделение компании Stettiner Eisenwerk Bernhard Stoewer на две неконкурентные компании, каждая из которых относится к определенному сектору. Материнская компания возьмет на себя имя Nähmaschinen und Fahrräder Fabrik Bernhard Stoewer AG, чтобы производить велосипеды и швейные машины, в то время как сыновья Bernhard Stoewer junior и Emil Stoewer перейдут к производству чугунных печей. В году два брата переименовали свою компанию Gebrüder Stoewer в Fabrik für Motorfahrzeuge и представили свою первую модель под названием Große Stoewer Motorwagen .
С 1916 года название снова изменится на Stoewer-Werke AG ; Компания продолжит выпускать в небольших количествах высококачественные, спортивные и роскошные автомобили с особой тщательностью. Пересекая кризис 1929 года, они составят конкуренцию Horch и Mercedes . Производитель будет разрабатывать передний привод с моделью V5 с 1930 года, серийная модель будет продаваться с 1931 года в количестве 2100 единиц. Модель R, выпускавшаяся на заводе 2310, вскоре последовала за ним. Кроме того, компания запустит в проектировании сельскохозяйственных тракторов между и .
Причиной его существования будет Вторая мировая война. Станет военно-сборочным заводом между и 1945 годами, конец войны сделает Западную Померанию польской, а СССР ликвидирует компанию Stoewer, сохранив станки и детали. Знаменитый Große Stoewer Motorwagen также был найден в советском музее, а именно в Политехническом музее в Москве.
Изделия из стекла и посеребренного металла
Модерн, арт-нуво
1906 г. Блюдо для сладостей с
фигуркой девушки,
основной металл Britannia.
1905 г. Ваза из цветного стекла с обрамлением из металла Britannia, выполненным с растительными
элементами. Экземпляр входит
в каталог
WMF 1906 года.
1900–1909 гг. Кувшин для вина
«Орел» из меди
и латуни.
1900 г. Ваза для фруктов из
оловянного сплава
с женской фигуркой
и виноградной лозой.
Приблизительно 1905 год.
Высокий кувшин.
Стекло цвета зеленого мха,
базовый материал
— оловянный сплав,
место производства
Гайслинген.
1915 г. Сосуд для пунша с черпаком.
Стекло и посеребренный
металл.
Изготовлено в 1920-х годах в Австрии. Молочник и сахарница на подносе.
1900–1910 гг. Сосуд для охлаждения
вина, сделанный в
Австрии.
Основной металл —
оловянный сплав, чернение.
1906 г. Зеркало, основной материал
рамы — оловянный сплав.
1900 г. Высокое зеркало с
женской фигурой,
основной металл Britannia.
1906 г. Ваза на подносе с зеркальной поверхностью.
Основной металл Britannia.
1904 г. Сервиз для чая и кофе:
кофейник, чайник,
сливочник, сахарница.
Основной металл —
оловянный сплав.
Комплект для шампанского, стекло, основной металл — сплав оловянный
и Britannia.
Модернизм, ар-деко
1930 г. Торшер из хрома
с бакелитовыми сферическими
украшениями. Дизайнер
Fritz August Breuhaus de Groot.
Приблизительно 1935 год. Набор для коктейля.
1930 г. Подсвечник, основной металл
латунь.
1925 г. IKORA, ваза-тюльпан,
основной металл латунь,
чернение, серебрение,
позолота.
Ваза «Радужный стеклянный шар»,
дизайн Карла Вайдмана
для WMF IKORA
«Myra-Kristall».
1930 г. Изделия из радужного стекла
IKORA «Myra-Kristall».
1930 года. Бокал и
стеклянные бусы
IKORA «Myra-Kristall».
Другие стили
1900 г. Небольшая вазочка,
цветное стекло и металл,
чернение.
Ваза-ладья в форме гондолы,
основной металл Britannia,
чернение.
Эпилог
Начало Второй мировой войны вынудило фирму сначала сократить, а в 1942 г. и полностью прекратить выпуск легковых автомобилей. Производственные мощности завода были задействованы для изготовления военной техники – армейских автомобилей Stoewer R 180 Spezial, R 200 Spezial и полноприводного «кюбельвагена» на их базе Stoewer Typ 40 (Sd.Kfz 40) – к производству этой модели были также привлечены заводы Hanomag и BMW. Кроме того, был освоен выпуск полугусеничного мотоцикла по лицензии фирмы NSU модели HK 101 Kettenkrad (Sd.Kfz 2) с двигателем Opel. Постройка транспорта для вермахта продолжалась до начала 1944 г., параллельно изготовлялись части для миномётов и другая военная продукция.
В октябре 1944 г. завод Stoewer получил серьёзные повреждения во время налёта американской авиации, однако вскоре продолжил работу. В марте 1945 г. было принято решение об эвакуации завода из Штеттина в город Рёбель, эвакуация началась в апреле, а в начале мая в Рёбеле собрали значительную часть заводского оборудования. Стремительное наступление Советской Армии вызвало решение отправить оборудование в Гамбург, но было уже поздно. Около Шверина «трек» был остановлен американскими войсками, и 1 июля 1945 г. все находящиеся в нём автомобили, станки и заводской архив переданы советскому командованию. Легендарная автомобильная марка Stoewer прекратила своё существование. В июле–августе 1945 г. уцелевшее оборудование предприятия в Штетине было демонтировано и отправлено в СССР – в основном в Миасс на Уральский автомобильный завод имени Сталина («УралЗИС»). Находившийся в заводском музее автомобиль Stoewer 1899 г. отправили в Москву, позже он украсил экспозицию Автомобильного отдела Политехнического музея.
После передачи Восточной Померании, согласно решениям Потсдамской конференции и Советско-польскому договору от 16.08.1945 г., расширившей свои границы Польше город Штеттин был официально переименован в Щецин. В 1945 г. в цехах бывшей фирмы Stoewer-Werke AG был организован филиал польского завода Ursus под названием Państwowy Zakład Przemysłu Motoryzacyjnego, переименованный вскоре в Państwowy Zakład Inżynierii Ursus nr 2. Незамедлительно началось производство частей для сельскохозяйственных тракторов. В 1950 г. завод перепрофилирован для производства металлических изделий и назван Fabryka Okuć i Sprzętów Metalowych. Годом позже в силу вступило новое фабричное имя – Szczecińska Wytwórnia Sprzętów Metalowych и началось производство кроватей, стоматологических кресел, металлических шкафов, тележек…
Только в 1955 г. фабрика в Щецине возвращается к своему бывшему «моторному» профилю – было принято решение начать там производство мотоциклов Junak. В 1957 г. предприятие в очередной раз переименовано, новое название – Szczecińska Fabryka Motocykli (SFM). Производство мотоциклов Junak продолжалось до 1964 г. В эти годы SFM разработала и построила несколько прототипов 4-колёсных мотоколясок Smyk и 3-колёсных Gryfia – так поляки пытались воскресить «померанского грифона»! Планировался также выпуск микролитражек марки Mikrus. Однако планы остались на бумаге, в 1967 г. завод уже под новым названием – Fabryka Mechanizmów Samochodowych POLMO подключился к производству частей для автомобилей Polski Fiat. В 1993 г. предприятие было реорганизовано в акционерное общество. Fabryka Mechanizmów Samochodowych POLMO S.A. существует и ныне, специализируется на производстве карданных валов, коробок передач и рулевых колонок для легковых автомобилей, грузовиков, микроавтобусов и строительной техники. Выпуск продукции незначителен, многие цеха пустуют.
Желтый Кельнский собор
Так должен был называться стандартный почтовый номинал в 5 пфеннигов. Его печать и введение в обращение планировалось в 1948 году, а название объясняется желтым фоном, на котором изображен Кельнский собор. Образец планировали использовать как доплатный знак при авиадоставке корреспонденции.
Вскоре желтый цвет изменили на синий, как того требовал Всемирный почтовый союз. Ранее отпечатанные желтые листы изъяли и уничтожили, но несколько штук сохранилось. Точно известно о существовании одно листа, состоящего из 100 знаков оплаты и еще трех отдельных миниатюрах.
Марочный лист демонстрировался на выставке, проходившей в сентябре 2007 года в Кельне. Единичные почтовые знаки несколько раз выставлялись на аукционах. Стоимость одного в каталоге «Михель» составляет 11 тысяч евро.
Вторая мировая война
Как и любой немецкой компании того периода, Stoewer пришлось участвовать в перевооружении Германии. С 1935 года она разработала и произвела легкий автомобиль Leichte Einheits-Pkw . Из-за отсутствия достаточной скорости Hanomag и BMW-Werk Eisenach будут использоваться для сборки с года под соответствующим обозначением Type 20B и 40, а также BMW325, каждый со своим собственным двигателем. С он компонует шасси Panzer I и те версии зенитного из Flakpanzer I . Stoewer также будет производить лицензированные модели, такие как гусеничный трактор Kettenkrad, разработанный NSU Motorenwerke AG, или Tatra 30 под обозначением Stoewer Greif Junior .
Другие продукты
После Model 3 тяжелый Stoewer 4, разработанный Полом Грюцманном, вошел в редакцию в 1907 году . Затем в 1908 году за 400 марок того времени появилась « Рекорд», оснащенная клавиатурой из 44 клавиш и 88 знаков и двухцветной лентой с автоматическим выбором. Также распространенный в Соединенном Королевстве под названием Swift, его производство достигло 95 000 единиц в 1930 году . Портативная модель Elite выпускалась с 1912 года . Его можно было узнать по универсальной клавиатуре и золотому медальону, нарисованному на корпусе; закрепленный на лакированной деревянной доске, автомат запирался в чемоданчике.
- Швейная машина
- Велосипеды
Первые «самодвигатели»
10 сентября 1896 г. Бернхард Штевер «сеньор» основал в Штеттине новый завод Stettiner Eisenwerk Bern. Stoewer sen. Предприятие занималось металлургией, производством станков и велосипедных частей. В это же время сыновья основателя – Эмиль и Бернхард «юниор» приобретают в Англии моторный трицикл Humber и подвергают его испытаниям. Годом позже на трицикле устанавили более совершенный двигатель французской фирмы De Dion-Bouton, и новый завод начал самостоятельно производить подобные машины. В 1898 г. увидел свет грузовой седельный тягач Stoewer на базе трицикла с 1-цилиндровым двигателем De Dion-Bouton мощностью 3,5 л.с., способный перевозить 500 кг груза.
В феврале 1899 г. Бернхард Штевер «сеньор» передаёт новый завод во владение своим сыновьям, фирму регистрируют под новым названием Gebrüder Stoewer, Fabrik für Motorfahrzeuge und Fahrradbestandteile oHG. В это же время братья Штевер представили свой первый двухместный автомобиль, изготовленный по французскому образцу, а к концу года был построен и первый большой автомобиль собственной конструкции с расположенным сзади 2-цилиндровым двигателем мощностью 6,5 л.с. Эта модель производилась до конца 1902 г., причём как в легковой версии, так и в версии доставочного фургона. Одновременно проводятся эксперименты с паровым автомобилем американской фирмы Stanley, но все попытки довести его конструкцию до совершенства оказались тщетны. Братья Штевер «переболели» и электромобилями. До конца 1905 г. было изготовлено несколько десятков электрических автомобилей Stoewer разных типов, среди них развозные фургоны, грузовики, лёгкие автобусы и даже одна пожарная машина. В 1900 г. были построены первый 1-тонный грузовик, 16-местный автобус классической компоновки с передним расположением 2-цилиндрового двигателя мощностью 10 л.с. и первая моторная лодка.
Граф Цеппелин
Если рассматривать коллекционную ценность почтовых марок Германии по годам, то больше всего редких экземпляров будет в довоенных выпусках. Поэтому и интерес филателистов к ним не спадает.
В 1933-м вышла тематическая серия из трех миниатюр. Ее выпуск был приурочен к 50-му полету немецкого дирижабля «Граф Цеппелин». Этот немецкий дирижабль в то время считался самым передовым в мире.
Марки в серии были оформлены в красном, синем и черном цветах. Их номиналы – 1, 2, 4 рейхсмарки. Когда корреспонденция поступала в отделение связи по месту адресата, то на ней делали специальную зеленую метку. Использовалась серия около 4 лет, тираж был небольшой. Отсюда и ее высокая стоимость – каждую марку оценивают в несколько тысяч долларов.
Автомобильные модели
В названии модели PS означает Pferdestärke и означает немецкую мощность в лошадиных силах.
Stoewer с 1910 года
Тип V5 с 1932 г.
Акрона с 1940 г.
R200 Pkw (Hanomag тип 40)
Тип | Производство | Конфигурация | Смещение | Мощность | максимальная скорость |
---|---|---|---|---|---|
10 л.с. | 1901–1902 гг. | 2 цил. линия | 1527 см 3 | 18 л.с. (13,2 кВт ) | 50 км / ч |
8/14 л.с. | 1902–1905 гг. | 2 цил. линия | 1527 см 3 | 14 л.с. (10,3 кВт ) | 50 км / ч |
20 л.с. | 1904–1905 гг. | 4 цил. линия | 7 946 см 3 | 45 л.с. (33 кВт ) | 85 км / ч |
P4 (11/22 PS) | 1905–1910 | 4 цил. линия | 3054 см 3 | 22 л.с. (16,2 кВт ) | 70 км / ч |
P2 (9/12 л.с.) | 1906–1907 | 2 цил. линия | 2 281 см 3 | 16 л.с. (11,8 кВт ) | 55 км / ч |
P4-1 (24/36 л.с.) | 1906–1910 | 4 цил. линия | 5,880 см 3 | 40 л.с. (29 кВт ) | 80 км / ч |
P6 (34/60 л.с.) | 1906–1911 | 6 цил. линия | 8 820 см 3 | 60 л.с. (44 кВт ) | 95 км / ч |
G4 (6/12 л.с.) | 1907–1911 | 4 цил. линия | 1500 см 3 | 12 л.с. (8,8 кВт ) | 60 км / ч |
ПК4 (11/20 л.с.) | 1909–1912 | 4 цил. линия | 2,544 см 3 | 20 л.с. (14,7 кВт ) | 70 км / ч |
C1 (6/18 л.с.) | 1909–1915 гг. | 4 цил. линия | 1546 см 3 | 18 л.с. (13,2 кВт ) | 70 км / ч |
B1 (6/16 л.с.) | 1910–1912 | 4 цил. линия | 1556 см 3 | 16 л.с. (11,8 кВт ) | 65 км / ч |
B6 (9/22 л.с.) | 1912–1914 | 4 цил. линия | 4900 см 3 | 45 л.с. (33 кВт ) | 95 км / ч |
C2 (10/28 л.с.) | 1913–1914 | 4 цил. линия | 2412 см 3 | 28 л.с. (20,6 кВт ) | 75 км / ч |
C5 (6/18 л.с.) | 1915–1919 | 4 цил. линия | 1546 см 3 | 15 л.с. (11 кВт ) | 70 км / ч |
D2 (6/18 л.с.) | 1919–1920 | 4 цил. линия | 1593 см 3 | 18 л.с. (13,2 кВт ) | 70 км / ч |
D6 (19/55 PS) | 1919–1921 | 6 цил. линия | 4960 см 3 | 55 л.с. (40 кВт ) | 100 км / ч |
D7 (42/120 л.с.) | 1919–1921 | 6 цил. линия | 11,160 см 3 | 120 л.с. (88 кВт ) | 160 км / ч |
D3 (8/24 л.с.) | 1920–1923 гг. | 4 цил. линия | 2 120 см 3 | 24 л.с. (17,6 кВт ) | 70 км / ч |
D5 (12/36 PS) | 1920–1923 гг. | 6 цил. линия | 3 107 см 3 | 36 л.с. (26,5 кВт ) | 80 км / ч |
D9 (8/32 PS) | 1923–1924 | 4 цил. линия | 2290 см 3 | 32 л.с. (23,5 кВт ) | 90 км / ч |
D12 (12/45 л.с.) | 1923–1924 | 6 цил. линия | 3 107 см 3 | 45 л.с. (33 кВт ) | 100 км / ч |
D10 (10/50 л.с.) | 1924–1925 | 4 цил. линия | 2,580 см 3 | 50 л.с. (37 кВт ) | 120 км / ч |
D9V (9/32 PS) | 1925–1927 | 4 цил. линия | 2290 см 3 | 32 л.с. (23,5 кВт ) | 90 км / ч |
D12V (13/55 PS) | 1925–1928 | 6 цил. линия | 3 386 см 3 | 55 л.с. (40 кВт ) | 100 км / ч |
F6 (6/30 л.с.) | 1927–1928 | 4 цил. линия | 1570 см 3 | 30 л.с. (22 кВт ) | 70 км / ч |
8 Typ S 8 (8/45 л.с.) | 1928 г. | 8 цил. линия | 1 999 см 3 | 45 л.с. (33 кВт ) | 85 км / ч |
8 Typ G 14 (14/70 л.с.) | 1928 г. | 8 цил. линия | 3633 см 3 | 70 л.с. (51 кВт ) | 100 км / ч |
8 Typ S 10 (10/50 л.с.) | 1928–1930 гг. | 8 цил. линия | 2464 см 3 | 50 л.с. (37 кВт ) | 90 км / ч |
Gigant G 15 K (15/80 л.с.) | 1928–1933 | 8 цил. линия | 3 974 см 3 | 80 л.с. (59 кВт ) | 110 км / ч |
Gigant G 15 (15/80 л.с.) | 1928–1933 | 8 цил. линия | 3 974 см 3 | 80 л.с. (59 кВт ) | 100 км / ч |
Представитель P 20 (20/100 PS) | 1930–1933 гг. | 8 цил. линия | 4,906 см 3 | 100 л.с. (74 кВт ) | 120 км / ч |
Marschall M 12 (12/60 л.с.) | 1930–1934 гг. | 8 цил. линия | 2 963 см 3 | 60 л.с. (44 кВт ) | 90 км / ч |
V 5 | 1931–1932 гг. | V4 | 1 168 см 3 | 25 л.с. (18,4 кВт ) | 80 км / ч |
V 5 Спорт | 1931–1932 гг. | V4 | 1 168 см 3 | 30 л.с. (22 кВт ) | 100 км / ч |
140 рэнд | 1932–1933 | 4 цил. линия | 1355 см 3 | 30 л.с. (22 кВт ) | 85- 105 км / ч |
140 рэнд | 1933–1934 | 4 цил. линия | 1466 см 3 | 30 л.с. (22 кВт ) | 85- 105 км / ч |
150 рандов | 1934–1935 | 4 цил. линия | 1466 см 3 | 35 л.с. (25,7 кВт ) | 90- 110 км / ч |
Greif V8 | 1934–1937 | V8 | 2489 см 3 | 55 л.с. (40 кВт ) | 110 км / ч |
180 рэнд | 1935 г. | 4 цил. линия | 1769 см 3 | 45 л.с. (33 кВт ) | 105 км / ч |
Greif V8 Sport | 1935–1937 | V8 | 2489 см 3 | 57 л.с. (42 кВт ) | 120 км / ч |
Грейф Младший | 1936–1939 | 4 Боксер | 1,484 см 3 | 34 л.с. (25 кВт ) | 100 км / ч |
Седина | 1937–1940 гг. | 4 цил. линия | 2 406 см 3 | 55 л.с. (40 кВт ) | 110 км / ч |
Аркона | 1937–1940 гг. | 6 цил. линия | 3610 см 3 | 80 л.с. (59 кВт ) | 120- 140 км / ч |
Красная Почта
В кругу филателистов так называют первую стандартную миниатюру, эмитированную дирекцией Дрезденской почты в 1945-ом. Образец номиналом 12 пфеннигов, беззубцовый, отпечатан красной краской на белой бумаге. В центре – цифра «12» в круге. В верхней и нижней части – слово «Post» на русском и немецком языках.
Печатался тираж для оплаты простых писем в Восточной Саксонии, ввод в обращение планировался 21 июня 1941 года. Когда 100 тысяч экземпляров были готовы, выяснилось, что краска низкого качества, листы склеиваются. Брак изъяли, а для следующего миллиона экземпляров использовали уже другую краску.
23 июня 1945-го весь тираж поступил в продажу, но через 8 часов военная администрация распорядилась изъять бумажные знаки и прекратить реализацию. Причина – слово «Почта», напечатанное на русском языке. К моменту изъятия уже было продано 14,5 тысяч штук.
Сегодня они представляют интерес для коллекционеров. Стоимость единицы варьируется в пределах 200-750 евро.