Когда деревья были большими
Начнём мы наш рассказ совсем издалека – с передачи в 1958 году производства автобусов ЗИЛ-158 с Московского автозавода на Ликинский машиностроительный завод, расположенный в Ликино-Дулево Московской области. Впрочем, нет! Отойдём ещё на полшажка назад: ведь первоначально для производства «158-х» машин был избран Чеховский котельно-механический завод в Подмосковье и лишь впоследствии в Совмине РСФСР было принято окончательное решение по организации выпуска автобусов в Ликино.
Выгоды от переноса автобусного производства были очевидны – ЗИЛ высвобождал производственные возможности и теперь мог сконцентрироваться на массовом выпуске грузовых автомобилей, которых плановая экономика требовала всё больше и больше. А новый специализированный автобусный завод в Ликино мог так же массово выпускать городские автобусы, которых так не хватало в стране – ведь кроме ПАЗа и автобусного производства ЗИЛа других крупных автобусных заводов в стране не было. Нередкой была картина, когда на городские маршруты отправлялись капотные ПАЗ-651А. Да и сам выпускавшийся тогда ЗИЛ-158, следует это признать, по пассажировместимости оставлял желать лучшего.
Пока разрабатывалась конструкция нового городского автобуса, Ликинский завод параллельно экспериментировал с глубокой модернизацией освоенного ЗИЛ-158, создав на его основе варианты одиночного автобуса ЛиАЗ-676, сочленённого ЛиАЗ-5Э676 и ЗИЛ-158М с агрегатами перспективного на тот момент грузовика ЗИЛ-130. В серию эти конструкции не пошли, поскольку было сочтено нецелесообразным запускать в производство заведомо временные машины в преддверии выпуска принципиально нового автобуса. А вот сравнительно небольшая модернизация ЗИЛ-158 всё же увидела конвейер – с октября 1961 года завод без остановки производства перешёл на выпуск ЗИЛ-158В, отличавшегося от предшественника прежде всего усиленными тормозами и усовершенствованной трансмиссией.
Разработка ЛиАЗ-677 велась силами инженеров НАМИ, ЗИЛа и ЛиАЗа в 1960–1961 годах. Нужно сказать, этот проект был весьма амбициозен для отечественного автопрома тех лет и предусматривал среди прочего применение гидромеханической передачи, пневматической подвески всех колёс и заднего моста со ступичными редукторами. Наружная обшивка боковин и крыши выполнялась из алюминиевого листа, что тоже было нетипично для наших заводов. Но при всём при этом автобус получил не дизель, а весьма прожорливый бензиновый двигатель ЗИЛ-375Я от грузовика «Урал», расходовавший немыслимое количество 93-го бензина. Впрочем, такой странный на современный взгляд выбор силового агрегата вполне объясним – в стране просто не было на тот момент подходящего дизельного двигателя. Первый опытный образец нового автобуса по традиции тех лет был построен в 1962 году к ноябрьским праздникам – к 45-й годовщине Великого Октября.
После постройки ряда опытных образцов, цикла заводских и приёмочных испытаний и неизбежных в таком случае доводки конструкции и лечения детских болезней (тут стоит упомянуть хотя бы проявившуюся неравнопрочность кузова, из-за чего кузов автобуса быстро деформировался при эксплуатации машины) в 1968 году началось серийное производство ЛиАЗ-677. В июне 1970 года сборка ЛАЗ-677 была переведена на главный конвейер, где новая модель потеснила старика ЗИЛ-158В (да-да! Названия автобуса не сменили при его передаче в Ликино, и до конца выпуска он именовался ЗИЛом). А полностью ЛиАЗ-677 занял конвейер лишь после снятия с производства предшественника с января 1971 года.
Внутри
А внутри, пожалуй, всё даже лучше, чем снаружи! Classicbus не подвел коллекционеров и тут, выполнив на модели тщательно проработанный салон. Прежде всего отметим на потолке имитацию бежевого пластика, которым обшивался потолок прототипа, и плафонов салонного освещения
Обращают на себя внимание правильно выполненные и окрашенные под винил поручни для пассажиров и огораживающие перегородки у дверей, прикреплённые к поручням держателями. Очень хорошо подобрана краска вишнёвого цвета для имитации покрытых кожзамом подушек сидений
Боковые панели кузова в салоне «отделаны» пластиком «под дерево» и даже сымитированы алюминиевые профили, которыми крепились эти панели. Все сдвижные форточки получили имитацию краской ручек. Для пущего соответствия прототипу двери изнутри имеют рельефные подштамповки (благодаря накладкам, выполненным отдельными элементами), имитацию уплотнительных резинок и наддверные штампованные панели, а у передних дверей вдобавок имеется небольшая пластиковая коричневая урна для использованных автобусных билетов.
Интерьер кабины водителя заслуживает похвал – в кабине есть потолок такого же светлого цвета, что и в пассажирском салоне, и короб над ветровыми стёклами с двумя лючками для доступа к передним аншлагам, показывающим маршрут движения. К этому же коробу крепится противосолнечный козырёк зелёного цвета и салонное зеркало заднего вида. Хорошо передан рисунок накапотного противошумного покрытия моторного отсека, весьма достоверно выглядят приборная панель, водительское сиденье и огнетушитель.
В полном соответствии прототипу выполнено и стекло водительской перегородки с форточкой – оно аналогично остеклению пассажирского салона. Наверняка каждый из наших читателей, кто ездил на «677-х» ЛиАЗах в детстве, старался занять место именно у этого окошка, позволяющего смотреть на дорогу и на то, как водитель управляется с таким огромным автобусом. Впрочем, было у советских пацанов ещё одно любимое место – на задней площадке, чтобы смотреть на едущие сзади автомобили. И особым удовольствием на этой площадке было немножко подлетать в воздух на ухабах при быстрой езде. К слову, пол салона, как и у прототипа, имеет уклон к задней площадке. И при этом пол салона выполнен рельефным, имеет люк для доступа и обслуживания гидромеханической передачи и имитацию алюминиевых штапиков, крепящих напольное покрытие. Казалось бы, мелочь! Чтобы разглядеть это, нужно долго вертеть модель в руках. Но уважением к проделанной разработчиками работе от этого повышается.
Вообще говоря, этот ЛиАЗ-677М неожиданно оказался той моделью, салон которой вдруг оказался даже более интересным, чем её экстерьер.
О модели в целом
Начиная с 2013 года Classicbus не реже пары раз в год делал коллекционерам весьма недвусмысленные намёки относительно скорого выпуска моделей автобусов на принципиально более высоком уровне проработки. И в 2015 году перезапуск этого бренда принёс свой первый плод – им стала модель ЛиАЗ-5256. Эта модель была очень хорошо принята коллекционерами и, судя по отзывам на автомодельных форумах, явно выиграла очный спор с вышедшей примерно в то же время аналогичной моделью бренда SSM.
Потом у Classicbus случился затянувшийся перерыв, отчего коллекционеры начали роптать, предполагая, что бренд «сдулся». Ничуть не бывало! Пессимисты были посрамлены – в декабре 2016 года Classicbus предложил коллекционерам модель ЛиАЗ-677М.
Сразу следует отметить, что модель по своему исполнению, пожалуй, превзошла уровень, заданный годом раньше моделью ЛиАЗ-5256. А столь длительный срок её подготовки был связан прежде всего с переносом оригинальных бумажных заводских чертежей в современные компьютерные программы 3D-моделирования. Ведь согласитесь, использование заводских чертежей всегда лучше сказывается на копийности модели, нежели любая самая кропотливая работа с архивными фотографиями и немногими уцелевшими, но сильно «ушатанными» экземплярами настоящих машин.
Новая модель копирует ликинские автобусы, выпускаемые в 1983 году, и несёт все соответствующие внешние отличия. Наверное, сначала нужно объяснить, почему модель называется ЛиАЗ-677М, а переднего и заднего бамперов не имеет. Дело в том, что «Эмку», как мы уже упомянули, начали выпускать в июле 1982 года, а бамперы на машине появились лишь в 1984 году. Другими словами, бампер не является обязательным атрибутом этой машины. То же относится к съёмному люку мотоотсека старого образца (обновлённый стали устанавливать с 1984 года) и к задней светотехнике круглой формы (была заменена на новую в 1985 году) – их присутствие на модели 1983 года вполне оправдано. Между прочим, такой вариант внешности «677-го», который отражён в модели, разошёлся тиражом этак в 35 000 машин, так что это отнюдь не экзотический вариант исполнения.
ЛиАЗ-677М[]
Создание автобуса ЛиАЗ-677М с повышенными технико-эксплуатационными показателями вменялось заводу ещё планом ОКР на 1973 год. Однако лишь к концу IX пятилетки был разработан технический проект и построены два первых опытных образца модернизированного автобуса (один из них с форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ). В 1976 году они успешно прошли приёмочные испытания. В 1977 году с учётом замечаний МАП СССР был изготовлен ещё один опытный образец ЛиАЗ-677М, после чего доработанная документация была выдана в производство.
ЛиАЗ-677М ‘1982–94
В реальности же дело дошло лишь до выпуска двух опытно-промышленных партий из 10 автобусов в 1977 году и 25 автобусов в 1978 году. Причем автобусы одного года имели ряд заметных различий в конструкции дверей, наддверных брусьев, лючка радиатора, верхних габаритных огней, а также в декоративном оформлении передка. Выпуск же запланированной на 1979 год партии из 100 автобусов оказался сорванным из-за отказа Минавтотранса СССР согласовывать оптовую цену на ЛиАЗ-677М. Серийное производство ЛиАЗ-677М удалось наладить только в 1982 году. В ходе производства автобус постепенно менял свой облик на более привычный нам сегодня. Окошки «вход/выход» над дверями были заменены «фальшокнами», которые к 1984 году исчезли, а вместо них появились две горизонтальные полоски. Ко второй половине 1985 года обновилась светотехника, она стала соответствовать правилам ЕЭК ООН. Ещё в 1978 году автобусы ЛиАЗ-677 получили передние указатели поворота нового типа, оранжевые квадратной формы, устанавливаемые на передней стенке автобуса над основными фарами. Теперь к ним добавились задние квадратные фонари, собранные в вертикальную секцию. Также изменились передние, а затем задние верхние габаритные фонари. К началу 1985 года на автобусах стали устанавливать задний и передний металлический бампер, а выпущенные в это время автобусы отличались наличием бамперов, но ещё со старыми круглыми задними фонарями. Окончательный облик ЛиАЗ-677М сформировался к 1986 году.
После этого автобусы продолжали выпускаться без каких-либо значительных изменений. Последний ЛиАЗ-677М сошёл с конвейера Ликинского завода в 1994 году, после этого сборочный конвейер, на котором их собирали, был демонтирован. Однако после сворачивания производства 677-го на «родном» заводе до 2002 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях, в частности, в Бору, в Петрозаводске, на Яхромском автобусном заводе, на заводе «Ремтехмаш» в Орехове-Зуеве. В Тосно под индексом ТоАЗ-677Д до 2002 года выпускалась несколько изменённая модификация ЛиАЗ-677М, оснащённая ярославским двигателем. Несколько десятков машин было собрано на Волжском Машиностроительном Заводе (ВМЗ), в городе Рыбинске Ярославской области.
После 2000 года во многих городах автобусы ЛиАЗ-677М начали досрочно выводиться из эксплуатации как морально устаревшие, нерентабельные и непригодные для установки АСКП. В Москве их эксплуатация прекратилась 7 ноября 2004 года, в Киеве в 2004 году, в Орехово-Зуево — 13 декабря 2005 года, в Санкт-Петербурге — 1 апреля 2006 года (с 1 июля 2005 года снят с регулярных перевозок), в Петропавловске-Камчатском — с июля 2006 года; в Минске, Красноярске, Электростали — в 2007 году; в Екатеринбурге, Алапаевске, Кургане (с 1 марта 2007 года снят с регулярных перевозок), Омске, Липецке — в 2008 году; в Кирове, Рязани, Ельце — в 2009 году; в Данкове, Рыбинске, Самаре, Ступино — в 2010 году; в Комсомольске-на-Амуре, Челябинске — в 2011 году; в Десногорске, Конакове, Мурманске — в 2013 году; в Ижевске — 31 июля 2014 года; в Усть-Каменогорске (Казахстан) — в 2014 году; в Братске — в 2015 году.
Преимущества и недостатки автобуса
Автобус ЛиАЗ 677 обладает следующими преимуществами:
- вместительный салон, который позволял перевозить большое количество пассажиров;
- просторные двери для увеличения пассажирооборота и сокращения времени простаивания на остановках;
- вместительная задняя площадка;
- пневмоподвеска без вертикальных колебаний и плавный старт, торможение – это защищало пассажиров от укачивания.
Спустя некоторое время пассажиры стали обнаруживать и недостатки автобуса. Прежде всего, граждане почувствовали неприятный запах, который распространялся по всему салону. Аромат появлялся из-за необычной конструкции отопительной системы. Двигатель машины, как и любого другого транспортного средства, оснащен радиатором охлаждения для предотвращения перегревания механизма. В модели ЛиАЗ 677 перед радиатором был размещен вентилятор, который поддувал воздух. Далее поток шел в короб прямоугольного сечения, который размещался на уровне пола с левой стороны салона. Отсюда воздух поступал к пассажирам через щели. В результате этого и появлялся неприятный запах отработанного топлива.
Такой аромат пассажиры чувствовали даже летом. Это связано с тем, что за радиатором находилась заслонка, которая должна была перекрывать поток воздуха в салон. Однако из-за неудобного расположения не все водители ее закрывали на летний период. В результате неприятный запах «стоял» в автобусе круглый год
Из-за этого пассажиры перестали обращать внимание на удобство салона, ширину дверей, а обсуждали только аромат, который порой невозможно было терпеть, в особенности в жару. Это перекрывало все плюсы транспортного средства
Фото салона автобуса
Кроме того, если водители ленились задвигать заслонку на летний период, то в салоне «стояла» нестерпимая жара, что создавало негативные впечатления об автобусе. С другой стороны, в осенне-зимний период в автобусе было тепло, поэтому пассажиры могли согреться в машине даже в сильные холода.
Следующий недостаток автобуса – проблемы с работой мотора. В летние месяцы двигатель перегревался, в зимнее время года – переохлаждался. Чтобы избежать возникновения такой ситуации, водители вынуждены были держать крышку мотора открытой, а зимой сверху фиксировать дополнительные теплоизолирующие материалы.
Снизу
Конечно, вид снизу проще всего остального. Но, с другой стороны, все основные элементы выполнены весьма копийно – гидромеханическая передача (ГМП), рессорно-пневматическая подвеска, бензобак. Показаны поддон двигателя, карданные валы, выхлопная система, элементы рулевого управления, усиливающие жёсткость основания элементы. Прототипу соответствует даже «разброс» креплений задних рессор. Всё очень даже на уровне. Если по пятибалльной шкале – можно ставить твёрдую четверку. Один балл модель недобирает из-за очень заметных столбиков для крепления модели к подиуму (с другой стороны, а как без них? Модель просто побьётся при пересылке).
Метки: лиаз-677, масштабные модели
Комментарии 33
Брал оранжевый. Зарегистрировал по прототипу найденному в интернете. Маршрутники и ГРЗ уже сделал. Жду письмо с декалями автобусных парков Москвы и бортовыми номерами
Вот это да! Жаль что их прекратили выпускать.
Ну он морально и технически устарел
Приезжайте в гости в Арзамас, покатаетесь ещё и звук бутылок послушаете))))
Хорош! А где процарапанное слово из трёх букв на спинках сидений?
Смотришь в салон, аж запах его вспоминается! Класс!
Хороший. Как живой.
Где такую заказал? И цена вопроса?
Авито, scalebay, вобщем полно где достать можно.Если надо то помогу достать.Цены от 5000 и выше, в зависимости от окраса, исполнения.
Цены конечно жирные))) хотел поглазеть ))) отец на таком раньше работал))) раньше тоже коллекции собирал)))
Авито, scalebay, вобщем полно где достать можно.Если надо то помогу достать.Цены от 5000 и выше, в зависимости от окраса, исполнения.
на алишке в 2 раза дешемши))
КБ?Ссылки в студию?
Ну так это «советский автобус», они у нас по 2000 руб.Я сам по 2000 уже штук 10 продалВы с classicbus не путайте.Разные модели абсолютно
Где такую заказал? И цена вопроса?
на алишке за 2,5 легко
Дядюшка Ляо наше всё))
Там СОВА а не КБ
на алишке за 2,5 легко
Посмотри внимательно на кетайца, и на реально коллекционную модель. Это же одна большая разница! От одних щеток стеклоочистителя на кетайце — плакать хочется. Я уже не говорю за кучу других мелочей.
Эх… Детская ностальгия…
красавец, но все же первый выпуск с белыми ободами — наряднее
Еще бы внутрь флешку вкладывали с записью звука двигателя и дребезгом дверей на задней площадке ))))
PS. Я бы допилил модель, сделав освещение салона, тормоза, фары и поворотники.
и двери что бы открывались
Еще бы внутрь флешку вкладывали с записью звука двигателя и дребезгом дверей на задней площадке ))))
PS. Я бы допилил модель, сделав освещение салона, тормоза, фары и поворотники.
Помню из далекого детства, любил ездить на передней площадке, смотреть как водила рулит и как лампочки моргают потому как в некоторых луноходах на передней панели справа от водителя стояла какая-нибудь детская игрушка типа неваляшки и в глазах лампочки были моргали в такт с поворотниками. Тогда для полноты картины и такую игрушку добавить.
Сегодня я вам расскажу о новой масштабной модели автобуса ЛИАЗ-677М от производителя «Советский автобус (СОВА)».
На следующей неделе в продажу поступит несколько интересных новых масштабных моделей автотранспорта.
Часть из них можно будет рассмотреть к покупке, но некоторые из них не вызывают желания приобретения. Соотношение цена/качество, явно не выдержано.
По поводу новинок, на канале выйдет отдельная статья в ближайшее время. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить.
Одной из новинок я даже решил посвятить отдельную статью, так как, на мой взгляд, модель явно не стоит столько, сколько за нее хотят.
Главным героем сегодняшней статьи, стала масштабная модель автобуса ЛИАЗ-677М, которая выполнена в масштабе 1:43.
Производителем является фирма «Советский автобус (СОВА)». Модель автобуса в коробочке данного производителя, выходила уже не один раз, и не в одном цвете.
Чтобы вы понимали, представленная выше масштабная модель, уже не новинка. Я ее взял как эталон. Именно так раньше выглядели модели автобуса от данного производителя.
Более того, все они стоили 1 900 рублей, в независимости от цвета и модификации. А сейчас, я вам покажу новинку, которая выйдет через несколько дней.
ЛИАЗ-677М в бело-красной цветовой схеме. Все бы ничего, но что-то в ней не так. Масштабная модель сделана на базе журнальной.
Это значит, вся светотехника, за исключением передних фар, отлита вместе с кузовом единым целым.
Стеклоочистители ветрового стекла по-прежнему выполнены отдельными деталями, но сделаны очень толстыми. Если в журнале на это еще можно закрыть глаза, то тут, уже нет.
Колеса остались абсолютно идентичными. А что у новинки находится в салоне? Насколько мы помним, в журнальной версии внутри были только сиденья.
У новинки от «Советский автобус (СОВА)» внутри тоже только сиденья. К сожалению, поручни производитель решил не устанавливать.
А ведь раньше салоны этих моделей были полностью укомплектованы. Получается, сэкономили на внешних и внутренних деталях.
-
Новогодние игрушки хоралов автор
-
Как сшить игрушку клоуна своими руками
-
When she loved me история игрушек 2
-
Хэппи мил макдоналдс игрушки меню
- Игрушки кошечки собачки пластмассовые
Это идеал?
На фоне любой другой из выходивших до сих пор моделей ЛиАЗ-677 или ЛиАЗ-677М – безусловно. Да ещё и за заявленную производителем стоимость на уровне чуть менее 7000 рублей! Но если рассматривать модель как таковую, то для полного успокоения коллекционерской души не хватило буквально несколько штрихов. По всей видимости, всё это является следствием необходимых технологических упрощений.
Прежде всего вызывает вопросы светотехника. При общем блестящем уровне исполнения модели производитель внезапно принял решение обозначить краской боковые и задние катафоты, а также подфарники спереди, вместо того, чтобы сделать их из прозрачного пластика соответствующего цвета. Да, это совсем мелкие детали и выбранное решение технологичнее и снижает риск ошибок и брака при сборке модели. Но всё же, всё же….
Или, скажем, потолок салона, который мы хвалили. При определённом угле осмотра модели становятся заметными направляющие, на которые он надевается, чтобы зафиксировать его место. То же относится и к наддверным панелям входных пассажирских дверей – их направляющие тоже заметны.
А зачем так было производителю упираться с исполнением пассажирских дверей, если водительская дверь изнутри не показана? Присутствует только имитация дверной карты отдельной деталью с ручками опускания стекла и открытия двери, а вот контур двери никак не обозначен. Досадно выглядят круглые следы толкателей от пресс-форм на белых спинках пассажирских сидений. Они аккуратные и небольшие, в глаза совсем не бросаются, но всё же их шлифовка вполне могла бы снять и эту претензию.
Задняя буксирная проушина выполнена довольно невнятно, но зато производитель смог сделать невидимым замок, соединяющий кузов автобуса и его дно. Впрочем, зачернить краской углубление вокруг проушины, чтобы сымитировать пустоту, сможет любой, даже самый косорукий человек. Странно лишь, что этого не сделал производитель.
Технологичностью объясняется и применение единой фототравленной решётки радиатора спереди, из-за чего отсутствуют чёткие границы люка моторного отсека. Дело в том, что конструкция модели продумывалась с учётом выпуска на её базе и других модификаций, поэтому технологически оптимальным был сочтён вариант крепления панели передка, вставляющейся в днище и фиксирующей его и элемент салона. Только такой способ крепления позволял надёжно зафиксировать хрупкие пластиковые детали днища и салона с тяжёлым металлическим кузовом.
Модернизация
Безоговорочно выигрывая у ЗИЛ-158В по всем показателям, новый ЛиАЗ не был лишен и своих недостатков. Да и сами конструкторы отлично понимали, что машина была неидеальна. По этой причине планом опытно-конструкторских работ уже на 1973 год предусматривалось создание модернизированного автобуса с улучшенными технико-экономическими показателями. Но по ряду причин первые два опытных образца таких машин были созданы лишь в 1975 году. Машины получили новые переднюю и заднюю панели (пластиковое решение передка было очень оригинальным, если не сказать своеобразным), бамперы (которых не было у ЛиАЗ-677), новую светотехнику и ряд других нововведений. Существенно улучшились условия труда водителя: благодаря новому капоту и его противошумному покрытию снизился уровень шума, появилась форточка в правом окне, улучшившая вентиляцию водительского салона, с применением нового рулевого механизма уменьшились усилия на руле. Кроме того, были установлены экспериментальные потолочные люки увеличенного размера и изменённой конструкции, а также дюралюминиевые створки входных пассажирских дверей.
В 1978 и 1979 годах для поднадзорной эксплуатации в автопарках были выпущены две опытно-промышленных партии новых автобусов, получивших обозначение ЛиАЗ-677М, в объёме 35 машин совокупно. Но серийный выпуск обновлённого ЛиАЗа был начат лишь в июле 1982 года. К этому времени накопился заметный объём нововведений, опробованных на опытных машинах и понемногу просачивавшихся на конвейер в рамках текущей модернизации. Это и позволило изменить индекс базовой модели автобуса на ЛиАЗ-677М. Модернизированный автобус к концу 1983 года стали оснащать тремя аварийными окнами салона без форточек, а к 1984 году все машины без исключения начали оснащать потолочными люками. А вот оригинальная пластиковая маска передка в серию не пошла. И, конечно, новый ЛиАЗ-677М получил новые цвета окраски кузова, ставшие для этой модели на долгие годы основными – оранжевый и охра. У последнего варианта пассажирские двери окрашивали в белый цвет, что придавало ему определённую нарядность.
И вот как раз мы подошли к описанию именно того ЛиАЗ-677М, модель которого в январе 2016 года выпустила компания «Классикбас».
Модели транспортного средства
Конструкторы транспортного средства понимали недостатки ЛиАЗа 677 и старались усовершенствовать автобус. В результате многочисленных доработок на советских улицах появились такие модели.
ЛиАЗ 677-М
Такая модель была выпущена в 1970 году. Было произведено 35 новых автобусов.
Что изменилось в транспортном средстве – появились бамперы, пластмассовая решетка на передней части машины, дверные створки сделала из сплава с алюминием.
Внутри салона появилась рама-ферма повышенной жесткости. Модернизацию претерпела трансмиссия. Была установлена резиновая муфта, что позволило уменьшить вибрацию в салоне. Помимо этого, конструкторы выполнили усиление гидропередачи. Была усовершенствована тормозная система, что повысило безопасность эксплуатации транспортного средства.
Другие изменения машины:
- появились люки на крыше;
- над дверями сделали сплошную панель из стали вместо надписей «Вход/Выход»;
- заменили задний мост на более усовершенствованный;
- из некоторых окон сделала аварийные выходы, убрали форточки;
- в кабине водителя стали использовать новые материалы, снижающие загазованность и шум.
В 1984 году модель усовершенствовали. Поставили новые бамперы, осветительные приборы,
Было модернизировано рабочее место водителя. В кабину установили новое кресло, которое налаживалось по наклону, высоте, длине. Была изменена вентиляционная система, улучшена отделка.
ЛиАЗ 677 Б
Эту модель поставили на междугородные рейсы.
Особенности такого транспортного средства – отсутствие пониженного уровня пола задней площадки, четырехрядная планировка салона, наличие кронштейна сзади автобуса для фиксации запасного колеса. Однако главное отличие автобуса для междугородных перевозок от городского транспортного средства – число мест в салоне. В ЛиАЗ 677 Б установили 35 кресел, но при этом вместительность сократили до 87 пассажиров.
ЛиАЗ 677 А
Такую модель сделали специально для северных регионов России.
Машина могла нормально функционировать даже при -60С. Отличительные черты:
- двойные стекла для лучшей защиты от холода;
- четырехрядная планировка салона;
- использование дополнительных теплоизоляционных материалов.
Такие модели выпускались небольшими сериями специально на заказ.
ЛиАЗ 677 П
Это перронный автобус, который был выпущен в 1974 году. Всего было выпущено три такие модели.
Отличительные особенности:
- по две двери для пассажиров с каждой стороны машины;
- в салоне установлено всего 10 сидений.
Такие модели были разработаны специально для доставки пассажиров с багажом от трапа самолета до перрона. Отсутствие большого количество кресел облегчало движение по салону, а дополнительные двери позволяли быстро покидать машину или забираться внутрь автобуса. Несмотря на достоинства, транспортное средство имело и недостатки:
- слишком высокий пол, из-за чего пассажира было сложно забираться в автобус и выходить из машины;
- небольшая вместимость граждан, что не позволяло загрузить в салон всех пассажиров авиалайнера.
Телевизионные станции
Это особый вид транспорта, который был сконструирован на основе ЛиАЗ 677. Такой автобус начали разрабатывать в 1964 году. Это было связано с открытием телецентра в Останкино. Появилась телевизионная техника нового поколения, которая нуждалась в особой транспортировке. Так и стали разрабатывать новую телевизионную станцию-автобус на базе ЛиАЗ 677.
Первую машину выпустили в 1972 году. Автобус получил название ПТС-4. Машину изготовили на телевизионном заводе в Шауляе. В этом году было произведено два транспортных средства этой модели. С автобуса осуществляли запись уличных культурно-массовых мероприятий для последующей демонстрации по телевизору.
В связи с этим площадка была усилена, чтобы она могла выдержать до трех человек плюс все соответствующее оборудование. На корме кузова установили лестницу для подъема специалистов и лебедка для доставки техники на крышу машины.
Внутри кабины ставили стол, шкафы и оборудование для съемки. Кроме того, была обустроена дополнительная система вентиляции для более комфортного нахождения в салоне. Она препятствовала потери тепла от работающего двигателя зимой, направляя его в кузов. Внутри автобуса были установлены два кондиционера для охлаждения в летний период.
Было выпущено еще несколько экспериментальных моделей, но они не нашли широкого распространения.
Сохранившиеся экземпляры[]
На сентябрь 2017 года наибольшее количество ЛиАЗов-677 сохранилось в Краснокаменске Забайкальского края, но там из 60 автобусов различных модификаций 51 находятся на консервации, а остальные работают только летом, на сезонных маршрутах. По количеству автобусов в регулярной эксплуатации лидируют Арзамас (Нижегородской области) и Амурск(Хабаровского края) — 25 и 18 машин соответственно. Последним крупным городом России с данной моделью автобуса в пассажирской эксплуатации был Новосибирск, где он был снят с 69-го маршрута 30 сентября 2015 года. Ближайшим от Москвы городом с ходовыми экземплярами этого автобуса на начало 2016 года являлись Вязники, где две машины работали на пригородных маршрутах, однако в связи с банкротством автопредприятия, с мая 2016 года их дальнейшая судьба неизвестна. Два автобуса работают на пригородных маршрутах в Евпатории.
Метки: масштабные модели, лиаз 677, 1/43, кб, советский автобус, classicbus, ssm
Комментарии 70
Сейчас мало, кто помнит, но существовала еще одна модель автобуса — переходная; цвет охра, передние без противотуманных фар и задние бампера, круглые задние фонари от прежней модели, вместо прямоугольных, металлический боковой аншлаг у задней двери. Выпускали ее по-видимому очень недолго. К нам, в свое время, пришла партия из пяти таких автобусов, много их было тогда и в Горьком, который сейчас принято называть Нижний… И еще, неизвестно каким образом, к нам попал северный вариант автобуса, с двойным остекленением…
Всем привет.Давно не показывал свои пополнения.Начнем…Давно хотел к своему бамперному 677м добавить модель от classicbus(масштаб 1:43).Хотел именно с маршрутом, номерами.Хотелка дождалась его.Модель просто супер, детализация просто отличная.Если кто собирает автобусы, то такую модель надо иметь однозначно.Всем добра.
Предтечи нынешней модели
Это далеко не первая попытка сделать модель одного из самых знаменитых советских автобусов. Свои силы в этом направлении пробовали разные производители. Модели ЛиАЗов разных модификаций и лет выпуска долгое время выпускали мастерские «Вектор-моделс» из Херсона и «ФиНоКо» из Омска. Затем к ним присоединился китайский бренд Sabron, выпустив промышленную модель ЛиАЗ-677М. Эта модель выглядела очень эффектно на фоне скромных моделей ручной работы малосерийных мастерских, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что по недосмотру производителя она была выполнена в масштабе примерно 1:40.
В 2011 году свою первую попытку сделать модель «677-го» ЛиАЗа предпринял Classicbus. Эта модель вполне попала в масштаб и, несмотря на внушительный список ошибок в модели, её охотно приобретали коллекционеры – всё же это была первая промышленно изготовленная модель ЛиАЗа в масштабе 1:43. Последним же на эту зыбкую почву ступил бренд «Советский автобус», выпустив в 2013 году модель ЛиАЗ-677М на старой оснастке бренда Classicbus в нескольких вариантах окраски, но с точки зрения проработки модели и этот вариант был весьма далёк от идеала.