Миниавтобус зил-118. невостребованная «юность»

Эргономика

Обзор на рабочем месте – лучше не придумаешь! Я неплохо уселся, обнаружив две регулировки водительского сиденья (это немало для авто, разменявшего шестой десяток) с пухлой подушкой и короткой спинкой без подголовника. Глянул в маленькие кругляши зеркал заднего вида, установленные на отдельных хромированных «куриных ножках», попробовал на ощупь светлое и тонюсенькое по сегодняшним меркам рулевое колесо, в ступице которого красовался рубиновый, что кремлёвские звёзды на башнях, логотип автозавода.

Водительское место… Просто загляденье!

Основное внимание педальному узлу, потому что здесь четыре педали, и это при живой и здравствующей АКП. Перечисляю слева направо: стояночный тормоз, раздвоенная по обе стороны рулевой колонки тормозная педаль и акселератор. Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы

Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы.

Селектор АКП. «Д» — «Drive»

Тут аж 4 педали: стояночный тормоз, двойная тормозная педаль и акселератор.

Обивка дверей без излишеств — норма для 60-х

Вытягиваем хромированный грибок воздушной заслонки карбюратора и несколькими оборотами стартёра пускаем немного доработанный короткоходный (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм) «130-й» двигатель. Через несколько секунд самоустраняется большой люфт рулевого механизма, спасибо мощному насосу ГУР, а слух ласкают густые басы, подтверждённые полутора сотнями «кобыл» и четырьмя сотнями ньютонометров крутящего момента, который достигается уже чуть выше полутора тысяч оборотов в минуту, хотя, по ощущениям, вообще чуть ли не с холостых – величина рабочего объёма движка имеет значение!

Новейший на то время карбюраторный двигатель V8 (с заводским номером 009). Доступ к большинству узлов приемлемый. Сложности могут возникнуть только с заменой свечей зажигания.

Дизайн и ощущения – маленький, но люксовый «677-й»…

Чтобы попасть на водительское место, открываю переднюю левую персональную дверцу и не без усилий, из-за отсутствия подножки, забираюсь в кабину. «Машинное отделение»: компоновка автобуса переднемоторная, кабина отгорожена от пассажирского салона сплошной стенкой, в которой сделано окно со сдвижной форточкой. Двигатель расположен справа от водителя, кругом плавные обводы передней панели с массой хромированных рычажков и панорамное ветровое стекло. Чем-то интерьер ассоциируется с уменьшенной копией «677-го» ЛиАЗа, только в люксовом исполнении. Позже я пойму – сравнение вполне уместно хотя бы потому, что помимо общей компоновки здесь привычно басит в унисон с завыванием двухступенчатой АКП родственный V-образный бензиновый двигатель, а кабина через час работы на полигоне будет пылать благородным потогонным жаром несмотря на то, что на улице прохладно и дождливо.

Если второе поколение «Юности» на рабочем месте представлено симбиозом клавиш и приборов грузовых и легковых автомобилей ЗИЛ согласно традициям дизайна начала 1970–1980-х годов, то у первенца ЗИЛ-118 свой неповторимый стиль комбинации приборов, в котором лишь знатоки продукции московского автозавода найдут элементы флагманских ЗИС-110 и ЗИЛ-111. Немало совпадений с этими автомобилями у нашей «Юности» и в трансмиссии, и в ходовой части, но об этом чуть позже.

Дизайн микроавтобуса ЗиЛ-118 «Юность»

Главными «изюминками» автомобиля, без сомнения, были оригинальный внешний вид и отлично проработанный дизайн салона. В облике «Юности» не было даже намека на прошлое завода-изготовителя, десятилетиями «клепавшего» военные грузовики и правительственные лимузины. Базовый вариант автомобиля был явно выполнен под влиянием американского «плавникового» стиля. Дизайн машины был продуман до мельчайших деталей – чего только стоят фары и зеркала заднего вида замысловатой формы. На фоне массовых советских автобусов с их спартанской конструкцией «Юность» выглядела, словно пришелец с других миров.

ЗиЛ-118 «Юность». Внутри салона.

Разработкой дизайна машины занимались молодые художники Александр Ольшанецкий и Эрик Сабо, а за интерьер отвечала Татьяна Киселева. Отличительной чертой «Юности» стала исключительная легкость, «воздушность» салона, созданная необычной для своего времени системой осветления. Огромные по площади окна салона и кабины водителя практически сливались в одно большое панорамное окно, кроме того, почти прозрачной была и крыша автомобиля – большая ее часть была выполнена из затемненного стекла. Дополнительно в нее был вмонтирован огромный открывающийся люк.

Удобство посадки и высадки для пассажиров обеспечивалось широким дверным проёмом (880 мм), а также небольшой высотой нижней ступени. К услугам пассажиров были комфортабельные сидения, вешалки для одежды, индивидуальное освещение и даже пепельницы. В конструкции салона были широко использованы пластики и легкие сплавы.

ЗиЛ-118 был оснащен системами отопления и вентиляции салона, ветровое стекло имело системы обдува и омыва, а также два стеклоочистителя.

1961: Советский универсал на базе 21-й «Волги»

1961: Советский универсал на базе 21-й «Волги». Многие не мои работ даже гипотетически не могли рассчитывать на реализацию. Эти машины я рисовал для себя, оттачивая технику и пробуя «на вкус» различные стилистические направления.«Инициативные проекты» базировались на реальных, как сейчас говорят, платформах. Вот эта машина, например, укладывались в габариты и пропорции 21-й «Волги». При этом не имела с ней абсолютно ничего общего!В Союзе легковушки с кузовом «универсал» производили в ограниченном количестве и не продавали частным лицам. А в США, напротив, «стейшены» были исключительно популярны, как семейные машины для отдыха, поездок в супермаркеты и доставки детей в школу.И я мечтал, что когда-нибудь дороги СССР заполнятся подобными автомобилями…

1966: Малолитражка «Василёк»

1966: Малолитражка «Василёк». В 65-м году я возглавил сектор технической эстетики Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института.Это было время жарких споров: где должен стоять мотор и какие колеса ему надо вращать. У переднеприводной компоновки в НАМИ было много именитых оппонентов. И, все же, мировой опыт подсказывал: к этой теме стоит внимательно присмотреться.Результатом «присмотра» стал проект малолитражки «Василёк». Почему мы выбрали «цветочное» название? Возможно, в противовес поднадоевшим «ракетам», «планетам» и «спутникам». А тут — доброе и нежное русское слово.Не буду скрывать: в нашем «Васильке» угадывался лёгкий французский акцент. Это и понятно: мы были тогда увлечены модной красоткой — «Рено-16».Ни в 60-е, ни в 70-е годы передний привод в СССР так и не сумел пробиться на производство. Считаю, что именно эта фатальная ошибка впоследствии привела к вырождению отечественной автопромышленности.

Другие объявления этого пользователя (всего: 26)

14.01.2019

Амфибия DUCW Цена: 2 300 000 руб.

Продается амфибия. оригинальный DUCW.
Второй Мировой войны
Находится в США. 33000 $»»

12.01.2019

Продается амфибия. оригинальный DUCW

Продается амфибия. Оригинальный DUCW.
Времен второй мировой войны.
Находится в США. 33000 $»»

31.07.2018

Tatra 77

Куплю автомобиль Tatra 77, Tatra 97, Tatra 87, Tatra 600, Tatra 603-1, Tatra 603-2.
Может быть нек»»

31.07.2018

ЗИС 127

Продается автобус ЗИС 127. Сейчас он в работе сделан мотор , ходовая , через 3 месяца закончат кузов»»

23.06.2018

Mercedes-Benz Цена: 8 600 000 руб. Год выпуска: 1956

Mercedes-Benz 190 SL для продажи
Автомобиль полностью восстановлен и находится в отличном состоянии»»

21.03.2018

Газ-21 Цена: 1 руб. Год выпуска: 2008

Продается уникальный, единственный в мире автомобиль: облицовка ГАЗ-21 на базе Mercedes-Benz CLS 63 »»

19.03.2018

ЗИЛ-118 к Цена: 1 руб. Год выпуска: 1991

Продается советский правительственный микроавтобус ЗИЛ-118К (3207) Юность
1991 г.
18829 км
Произ»»

28.02.2018

Т-34 Год выпуска: 1942

Продаются 5 новых законсервированных моторов на Т-34.
Цена за единицу 5500 евро. в Европе. »»

29.05.2017

Смз с1Л Год выпуска: 1952

Куплю инвалидку СМЗ С1Л»»

20.02.2017

В А З 2101 Цена: 924 000 руб. Год выпуска: 1982

Продается отреставрированная легендарная Эстония 21 (Формула)»»

14.11.2016

Ford Цена: 790 000 руб. Год выпуска: 1949

Продается реставрированный Ford F-1 1949 г. Мотор Opel 2л, автомат — очень удобно для повседневной е»»

10.11.2016

ZIL 111D Convertible Цена: 10 000 руб. Год выпуска: 1964

Продается ЗИЛ 111Д. Это очень редкая возможмость стать хозяином частички Советской истории.

На б»»

14.10.2016

DkW Цена: 6 000 руб. Год выпуска: 1937

DKW 1937 для продажи. Двигатель, коробка передач, рама являются оригинальными. Пол, багажник, механи»»

31.08.2016

Rolls-Royce Цена: 4 900 000 руб. Год выпуска: 1965

Rolls-Royce Silver Cloud 3 для продажи.
Автомобиль находится в хорошем состоянии. 100 % оригинал. »»

13.06.2016

ГАЗ Цена: 1 руб.

Куплю Газ -46 МАВ или другую амфибию.
Предлагайте разные варианты »»

30.05.2016

Ford F1 truck Цена: 10 250 000 руб. Год выпуска: 1949

Продается реставрированный Ford F-1 1949 г. Мотор Opel 2л, автомат — очень удобно для повседневной е»»

21.04.2016

зис 101 Цена: 6 000 руб. Год выпуска: 1937

Продается ЗИС 101 проект. »»

18.04.2016

ЗИЛ 111Д Год выпуска: 1965

Продается ЗИЛ 111Д. Это очень редкая возможмость стать хозяином частички Советской истории.

На б»»

14.04.2016

ЗИЛ 118 ЮНОСТЬ Цена: 36 000 000 руб. Год выпуска: 1967

Продается советский микроавтобус высшего класса ЗИЛ 118 Юность.
Все в оригинале»»

14.03.2016

довоенные Год выпуска: до 1950

Нас интересует Советская техника до 1950 года»»

11.02.2016

International Fire Truck Цена: 1 800 000 руб. Год выпуска: 1938

Довоенная Пожарная машина для продажи .
Год выпуска 1938 .
Находится в хорошем состоянии. »»

11.02.2016

Prospect Deluge Fire Truck Цена: 1 950 000 руб. Год выпуска: 1928

1928 Проспект Потоп Пожарная машина с Бидерман шасси
Год выпуска 1928 .
Эта перспектива находится»»

10.02.2016

Cisitalia 202 SC Цена: 12 500 000 руб. Год выпуска: 1947

Очень редкая Cisitalia 202 Sport Coupe на продажу»»

30.11.2015

Maserati Цена: 105 000 руб. Год выпуска: 1967

Maserati Quattroporte Тип AM107 для продажи
Механически автомобиль находится в очень хорошем состоя»»

20.10.2015

газ Цена: 1 руб. Год выпуска: 1953

Куплю Газ -46 МАВ или другую амфибию.
Предлагайте разные варианты»»

1959: Внеземной транспорт для кино

1959: Внеземной транспорт для кино. Случилось это в 59-м году. Как-то раз сижу, работаю. Звонит телефон: «Срочно поднимитесь в кабинет директора». Захожу, навстречу мне из кресла поднимается человек, назвавшийся режиссёром Павлом Клушанцевым со студии «Леннаучфильм».«Нам нужен полноразмерный макет внеземного транспорта для научно-фантастического фильма про Венеру».Технического задания не было, мне предоставлялся полный творческий карт-бланш. Съемки фильма под названием «Планета бурь» уже начались. Так что на всё про всё отводилось лишь пара месяцев. Макетный цех ЗИЛа трудился в две смены, снимая размеры деталей и узлов прямо с моих эскизов.Заказчику планетолёт-планетоход понравился: тут были и прожекторы, и антенны, и даже целый арсенал на крыше-блистере. Вот только для двигателя места явно не хватало

«Ничего, — успокаивал Клушанцев, — в кино на такие мелочи можно не обращать внимание…»

Популярные модели ЗиЛ/ЗиС: 3250, 158, 118, Юность, Бычок, полноприводный и другие

Автобус ЗИЛ-158. Фото Википедия

За годы работы с конвейера завода сошло достаточно большое количество моделей пассажирского транспорта, упомянуть следует несколько:

  • ЗиЛ-3250 «Бычок» – малый городской автобус, выпускавшийся с 1997 до 2012 год в двух модификациях, отличающихся размерами кузова, колесной базой, вместимостью и т.д.;
  • ЗиЛ-158 – большой автобус, предназначенный для городских поездок, является наиболее популярной моделью, которая только два года выпускалась на заводе Лихачева, затем производство перенесли на ЛиАЗ;
  • ЗиЛ-118 «Юность» – микроавтобус с необычным дизайном, созданный на основе представительского лимузина ЗиЛ-111, производился с 1962 до 1968 год;
  • присутствовали в линейке производителя и полноприводные/4х4 автобусы, отличающиеся высокой проходимостью, вездеходы эксплуатировались для перевозки пассажиров и транспортировки грузов.
  • Под индексом ЗиС производились две популярные модели: ЗиС-8 и ЗиС-154.

Другие популярные модели представлены и проанализированы в отдельной публикации.

Характеристики и устройство ЗиЛ-118

Технические характеристики автолегенды СССР следующие:

  • Вместимость — до 17 человек;
  • Длина — 6,8 метров;
  • Ширина — 2,1 метра;
  • Высота — 2 метра;
  • Колёсная база — 3,76 метра;
  • Клиренс — 20,5 сантиметров;
  • Вес — 5,3 тонны;
  • Объём двигателя — 6 литров;
  • Количество цилиндров — 8;
  • Мощность — 150 лошадиных сил при 3,6 тысячах оборотах;
  • Максимальная скорость — 120 км/ч;
  • Разгон до 100 км/ч — 60 секунд;
  • Средний расход топлива — 28 литров на 100 километров.

Разработчики планировали создать комфортный автобус для перевозки пассажиров по городу. Главная особенность — дизайн, который отличался от других автобусов, передвигающимся по городам СССР. Над проектом работали молодые, но талантливые специалисты. В 1959 году проект зарегистрировали под названием ЗиЛ-118.

1965: Москвич-408

1965: Москвич-408. Заказ на разработку «экспортного» рекламного буклета СХКБ получило от Главного конструктора Московского завода малолитражных автомобилей Александра Андронова. Трудно поверить, но в то время «Москвичи» активно продавались за рубежом и приносили стране немало валюты.Мы в тандеме с талантливым дизайнером и моим другом Эдуардом Молчановым активно взялись за эту работу.«Москвич-408» на наших рисунках преобразился. Эстетика западной автомобильной рекламы диктовала жёсткие правила: машина должна выглядеть длиннее, шире и ниже, чем в реальной жизни.«Москвич», достигнув в буклете «волговских» габаритов, смотрелся весьма респектабельно. Особенно в кузове «универсал», практически недоступном покупателям на своей Родине, но чрезвычайно популярном в Европе.Так что в пополнении государственной казны дойчмарками, шведскими кронами, французскими франками, а также английскими фунтами есть и наша заслуга.

1973: Спецтакси на переднем приводе

1973: Спецтакси на переднем приводе. В 65-м году дизайнер Юрий Долматовский сотоварищи создали прототип специального таксомотора — довольно ладную машинку по имени ВНИИТ-ПТ.Но выбранная заднемоторная схема не оставляла места для багажа, а применение узлов от М-407 сокращало ресурс автомобиля. Слабоват был «Москвич» для такой напряжённой работы.Спецтакси разрабатывалось и в НАМИ, проект возглавил выдающийся конструктор Борис Фиттерман. Свою машину мы оснастили «неубиваемыми» агрегатами от «Волги», а ведущими сделали передние колеса. Водителя поместили в прозрачный пластиковый бокс, отделив от пассажирского салона: в те годы участились случаи нападения на таксистов.Фары закрывались щитками. Особой необходимости в этом не было, но в сочетании с огромной площадью остекления машина выглядела пришельцем из будущего.Работа была инициативной, хотя и с ориентацией на Горьковский автозавод. Жаль, но на ГАЗе наш проект не оценили.

ЗИЛ-119 1971 г.

Служебный автобус ЗИЛ-119

увидел свет как дальнейшее развитие ЗИЛ-118. Впервые был представлен на ВДНХ во время проходившей там летом 1971 года выставки новинок отечественной автомобильной промышленности. Экспонировался также на международной выставке «Автосервис-73» в Москве. Изящные обводы кузова, лаконизм декоративных элементов, выразительная окраска — вот характерные черты этого 18-местного автобуса. Он базируется на узлах шасси легкового автомобиля ЗИЛ-114 и двигателе грузовика ЗИЛ-130. Среди отличительных особенностей конструкции — гидроусилитель руля, независимая подвеска передних колес,кондиционер воздуха и радиоприемник в салоне. Машина выпускается опытными партиями. Год начала изготовления — 1971; колесная формула — 4×2; двигатель: рабочий объем — 5966 см3; мощность — 150 л. с./110 кВт; трансмиссия — гидромеханическая; длина — около 8900 мм; масса в снаряженном состоянии — около 3300 кг; наибольшая скорость — 120 км/ч.

фото ЗИЛ-118 «Юность»

фото ЗИЛ-118 «Юность»

фото ЗИЛ-118 «Юность»

фото ЗИЛ-118 «Юность»

История создания

Причиной разработки автобуса ЗиЛ-118 стала попытка завода имени Лихачева обеспечить рентабельность производства правительственных лимузинов. Стоимость машин резко возросла при переходе от модели ЗиС-110 к ЗиЛ-111, поскольку параллельно начался выпуск лимузина ГАЗ-13, который стал использоваться в качестве служебной машины для средней партийной номенклатуры.

В 1959 году появилось техническое задание, в соответствии с которым предлагалось создать на шасси ЗиЛ-111 многоместный автомобиль вагонной компоновки. Автобус предполагалось использовать в качестве служебного транспорта и в роли санитарной машины. Инициатором идеи стал Н.Ф. Гринчар, занимавший пост начальника производства завода.

Оперение передней и задней части без изменений переходило от ЗиЛ-111. От такой идеи быстро отказались, переработав проект в 5-дверный автобус вагонной компоновки. В 1960 году был построен макет машины, над дизайном которой работал Э.В. Сабо.

Внешний вид получившейся машины не устроил автора, и проект претерпел еще одно изменение дизайна. Третий вариант был одобрен в конце осени 1960 года под обозначением ЗиЛ-АБ. В начале следующего года началось изготовление элементов шасси и кузова.

После начала изготовления проект получил имя ЗиЛ-Э118. Сборка первой машины велась на голом энтузиазме при поддержке секретаря комитета комсомола В.Г. Мазепы. Автобус был готов в 1962 и показан Н.С. Хрущеву, которому машина очень понравилась. Первоначальные планы предусматривали старт производства ЗиЛ-118 «Юность» во второй половине 1963 года. Однако план реализован не был.

В 1967 году ЗиЛ-118 «Юность» был продемонстрирован на международной автобусной выставке в Ницце. Сразу после этого свет увидел очередной приказ о начале серийного выпуска, который намечался на 1968 год. На протяжении пяти лет, с 1963 по 1968 год, завод вел доработку конструкции машины. В частности испытывалась климатическая установка с кондиционером воздуха. Испытания закончились неудачно из-за недостаточной производительности вентиляторов и компрессора.

В 1970 году ЗиЛ-118 был показан Генри Форду II, который находился с визитом в СССР. Машина заинтересовала американского предпринимателя, который даже желал приобрести лицензию на производство. Однако дальше разговоров дело не продвинулось.

В том же 1970 году начались работы над созданием модернизированного образца, получившего обозначение ЗиЛ-118К. Первоначально проект носил имя ЗиЛ-119, от которого отказались в 1971 году.

В салоне поменялись сидения, панель приборов. Несколько изменилась кинематика рулевого управления. В конструкции шасси автобуса стали применяться агрегаты от нового лимузина ЗиЛ-114. К середине 70-х годов было построено шесть ЗиЛ-118К, которые работали на заводе и постепенно усовершенствовались.

В начале 90-х годов увидела свет третья версия машины под обозначением ЗиЛ-3207. В конструкции применялись дисковые тормоза и трехступенчатая трансмиссия от лимузина ЗиЛ-4105. Из-за перекомпоновки салона число мест снизилось до 16.

В 1991-95 году были собраны рекордные для завода 30 машин версии 3207. Ухудшающаяся ситуация на заводе ЗиЛ привела к прекращению производства автобусов весной 1995 года. Позднее были собраны еще три кузова, один из которых довели до состояния готовой машины. Два оставшихся кузова долгое время хранились на складе полуфабрикатов.

1962: Советская классика «Гран-Туризмо»

1962: Советская классика «Гран-Туризмо». Работа в конструкторском бюро ЗИЛа тяготила. После завершения проекта «Юность» наступила рутина. Главный конструктор завода любил повторять: «Посмотрите, что сейчас носят за границей». Это был завуалированный приказ: подражать иностранцам и ничего не выдумывать.А выдумывать хотелось.Вечерами и по выходным я фантазировал над листом ватмана или картона. И чем дальше уходил от «соцреализма», тем увлекательнее были творческие поиски.Автомобилей классика «Гран-Туризмо» в СССР не существовало по идеологическим соображениям. Зачем советским гражданам двухместная машина со спортивным характером? Кому нужен скоростной автомобиль, подчеркивающий убожество родных дорог?Но, абстрагируясь от «окружающей среды», я рисовал стремительные купе и легкомысленные кабриолеты, проецируя их на контуры серийных «Москвичей» и «Волг».

ЗИЛ-118 «Юность» фотографии характеристики. Годы выпуска 1962-1968 гг.

Комфортабельный 18-ти местный автобус выпускался на заводе имени Лихачева
с 1962 по 1993 год в модификациях ЗИЛ-118, ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119, ЗИЛ-3207, ЗИЛ-32071.
    В свете борьбы с привилегиями начатой Никитой Сергеевичем Хрущёвым в конце
50-х годов, т.е. сокращение числа лиц , имеющих право на использование персональных автомобилей. Выпуск нового ЗИЛ-111,
относительно плана был сокращен в 10 раз. Детали сто одиннадцатого выпускались мелкими партиями и имели высокую
себестоимость, и при штучном производстве пришлось бы сократить значительную часть работников.
При этом ежегодное производство ЗИЛ-111 составляло не более 10-15 машин, а очередь расписана на годы вперед.
Подобный расклад не предвещал ничего хорошего элитным подразделениям завода

Выход из такой ситуации возможен был в создании на базе ЗИЛ-111 более массового
автомобиля с теми же узлами и агрегатами. В 1959 году группой работников было предложено используя узле и агрегаты 111-го,
разработать и создать опытный образец многоместного легкового автомобиля.
    Идея сотрудников завода была в том, чтоб по максимуму использовать «начинку» правительственного
лимузина, но при этом обойти его правительственный статус и создать просторный, многоместный автомобиль для всех случаев
жизни. Такой замысел должен был принести большие преимущества. Если объемы производства поднять на высокий уровень, то и
промышленный выпуск автомобилей позволил бы значительно понизить цену на комплектующие государственных лимузинов. Но в то
время об этом довольно мало кто думал, как впрочем и в следующие годы.
Планировалось более вместительной, чем у лимузина салон, вагонной компоновки кузова и рационального размещения
пассажиров, создать совершенно новый тип легкового автомобиля.
    Уже в 1959 году с чистого листа был разработан проект многоместного автомобиля “Юность” под
заводским индексов ЗиЛ-118. Имя автомобиля предложенное молодым художником-конструктором Т.П.Киселёвой обусловлено
не только возрастом большей части разработчиков, но и перспективами дальнейшего развития предприятия. В истории ЗИЛа
это первый случай наделения автомобиля собственным именем.

фото ЗИЛ-118 «Юность» элементы управления

Автобусы проекта «Юность» изготовлялись вручную, так сказать без отрыва от производства, в свободное время.
Так как государством производство этого автомобиля не финансировалось, то и ошибок не должно было быть. Основной параметр, на
который разработчики автомобиля делали упор это комфорт для водителя и пассажиров. Их в машине могло поместиться 17. Разработчики
справились с этой задачей великолепно. Объемные стека, которыми был оснащен автомобиль предоставляли прекрасный вид. Так же был
предусмотрен большой сдвижной люк на крыше. Радиоприемник, пепельница и крючок для одежды тоже были предоставлены для удобства
пассажиров. Отличная система вентиляции и отопления поддерживала микроклимат. Первый образец проектировался на протяжении 2-х лет.

фото ЗИЛ-118 «Юность» салон

Кузов автобуса несущий и вмещал 17 сидячих пассажирских мест. Пассажиров от водителя отделяла
сдвижная стеклянная перегородка. Щиток приборов и руль были заимствованы у ЗИЛ-111. Общая высота салона способствовала
удобной посадке и высадке пассажиров. Автомобиль был оборудован сдвижными форточками передних боковых стекол и опускающимися
стеклами пассажиров. Место водителя оборудовано управлением освещения салона, микрофоном и зеркалами заднего вида.
В ЗИЛ-118 использовались элементы трансмиссии и ходовой части от лимузина. Два топливных бака емкостью 160 литров.
располагались в задней чисти кузова. Коробка передач была автоматической.

фото ЗИЛ-118 «Юность»

Заводские испытания начались в марте 1962 года. В процессе дальнейшей работы над автомобилем, стало
понятно, что его надо рассматривать как полноценный автобус и относить “Юность ” к автобусам малой вместимости.
“Юность” в те годы являлась явным фаворитом в своем классе из-за большей вместительности, экономических показателей.
Автобус неоднократно награждался международными наградами. За участие в соревновании в Ницце представителям ЗИЛа были присуждены
бронзовая медаль Комиссариата по туризму и вымпел инициативного туристического комитета. В конкурсах и технических испытаниях участвовало 129 машин 50 фирм.
«Юность» доказала, что может на равных бороться с любым соперником. В ее копилке оказались самые значимые награды. Большой приз конкурса — кубок Оргкомитета

С этим читают

Одобрение Хрущева и никаких гарантий

Первым делом ЗИЛовцы показали свое новое творение Никите Хрущеву. Тот, конечно, был удивлен и впечатлен таким микроавтобусом. А затем, в 1967 году, была проведена международная автобусная неделя, которая прошла во французской Ницце. Надо сказать, что Советский Союз впервые участвовал в этом мероприятии. И сразу же феноменальный успех. ЗИЛ-118 «Юность» удостоился двенадцати наград, став лучшим на выставке.

Но одобрение партийной верхушки и европейский триумф никак не помогли «Юности». Оказалось, что производство микроавтобуса слишком дорого. Энтузиасты собрали лишь два десятка экземпляров, после чего от «сто восемнадцатого» отказались.

Послевоенные городские автобусы ЗИС/ЗИЛ

Первую послевоенную серию автобусов ЗИС открывает городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 (прототипом был американский автобус GMC TD-series с кузовом производства Yellow Coach) вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускавшаяся в 1946—1950 гг. Конструкция данного автобуса была передовой для отечественного автопрома: первый отечественный серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа (кстати унифицированный с троллейбусом МТБ-82 и трамваем МТВ-82) с пассажирской дверью в переднем свесе и двигателем в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое по трем направлениям водительское сиденье, дизель и электротрансмиссия с электрогенератором и электромотором. Форсированный дизель ЯАЗ-204Д мощностью 112 л. с. позволял автобусу полной массой 12,34 т разгоняться до 65 км/ч. Всего было произведено 1164 автобуса ЗИС-154. Однако, только осваивавшийся тогда в производстве дизель оказался недоработанным по дымности выхлопа и надёжности, поэтому оснащённый им ЗИС-154, страдавший к тому же целым букетом «детских болезней», стал объектом серьёзных нареканий горожан и эксплуатационщиков, что привело к сравнительно быстрому снятию автобуса с производства в 1950 году, причём последнюю партию автобусов вынужденно оснастили дефорсированными до 105 л. с. карбюраторными моторами ЗИС-110. Со столичных маршрутов машину также быстро убрали уже в первой половине 50-х. Часть уцелевших в автобусных парках других городов «154-рок» в конце 50-х получила модернизированные двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, с которыми автобусы успешно доработали на маршрутах до конца 60-х. Заменой неудачному ЗИС-154 стал более простой в производстве, но менее вместительный 8-метровый ЗИС-155 с конструкции которого использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150. Кстати, именно на ЗИС-155 был впервые в отечественном автопроме внедрён генератор переменного тока.

Штабной автобус на базе ЗИЛ-157. Технический музей Тольятти

Автобус мог перевозить 50 пассажиров (28 сидячих мест). Карбюраторный двигатель ЗИС-124 мощностью 90 л. с. разгонял машину полной массой 9,9 т до 70 км/ч. Всего произведен 21 741 автобус ЗИС-155, который оставался основной моделью автобусных парков столицы и других крупных городов СССР с середины 50-х до середины 60-х годов. Замена этой во многом «компромиссной» городской модели произошла в 1957 году, когда в серию пошёл ЗИЛ-158 длиной 9,03 м, вместимостью 60 пассажиров (32 сидячих места). Двигатель ЗИЛ-158 был форсирован до 109 л. с., но машина потяжелевшая до полной массы 10,84 т могла разгоняться только до 65 км/ч. До перевода производства автобусов с ЗИЛа на Ликинский автобусный завод в 1960 году по причине невозможности дальнейшего развития автобусного направления одновременно с реконструкцией предприятия, было произведено 9515 автобусов ЗИЛ-158. Наработки КБ ЗИЛ использовались затем на ЛиАЗе при создании модернизированного автобуса ЛиАЗ-158В и ЛиАЗ-677.

Автобус ЗИС-154 на почтовой марке СССР

Модификации

На базе автобуса ЗиЛ-118 существовала единственная модификация – реанимационный автомобиль под обозначением ЗиЛ-118А. Внешним отличием кузова стала центральная часть крыши, которая могла подниматься вверх, позволяя членам медицинской бригады работать стоя в полный рост. Всего были построены три реанимационных автобуса, два из которых работали в Кремлевской больнице. Третий автобус обслуживал поликлинику ЗиЛ до второй половины 80-х годов.

Санитарный автомобиль ЗиЛ-118А комплектовался оборудованием для реанимации и переливания крови. Запас разных групп крови для переливания находился на борту машины. Для вентиляции использовалась отдельная установка с радиатором отопления и фильтром воздуха. В салоне имелись места для медицинской бригады, которая состояла из пяти человек. Дополнительно устанавливался холодильник, умывальник и дезинфекционная камера.

Завод предполагал выпускать упрощенный вариант санитарной машины под индексом ЗиЛ-118С. Отличием стала обычная крыша и отсутствие реанимационного оборудования. Проект остался реализованным только на бумаге.

На крыше машины устанавливалось поворотное кольцо с телевизионной камерой модели «Восход». В салоне располагалось различное транслирующее и приемное оборудование, антенны размещались в задней части кузова на крыше.

Конструкция машины позволяла вести трансляции в движении при скорости до 70 км/час. Машина много лет использовалась Ленинградским телецентром. Автобус сохранился до наших дней, находится в музее НАМ во Всеволжске.

На базе ЗиЛ-118К по заказу КГБ был построен вариант 118КВ. Салон машины разделялся на два отсека, разделенных переборкой с дверью. В одном размещалось оборудование, в другом пассажиры. По факту в пассажирском отсеке имелось одно место для оператора и стол. Крыша выполнялась из пластика и могла сниматься.

Для перевозки по воздуху в комплект поставки входили опоры, которые исключали раскачку автобуса во время полета. Установкой оборудования занимался зеленоградский . Снаряженный вес машины составил 5500 кг, из-за чего применялись покрышки с увеличенным давлением воздуха. В 1976-77 году были построены четыре автомобиля.

Машины использовались в качестве носителей оборудования правительственной спецсвязи «Орбита». Все четыре построенных автобуса сохранились, оборудование с машин демонтировано.

Автобус ЗиЛ-118К послужил основой для постройки двух санитарных машин с индексом 118КА, отличавшихся увеличенной высотой крыши над медицинским отсеком. Машины заказывались для обслуживания пациентов Кремлевской больницы, но были забракованы заказчиком из-за излишней высоты кузова. Один из санитарных автобусов эксплуатировался в больнице имени Склифосовского.

Позднее, в 1990 году, были построены еще четыре машины. Нереализованный проект ЗиЛ-118КЕ представлял собой санитарную машину со 180-сильным мотором ЗиЛ-375 и дисковыми передними тормозами.

По заказу ГУ внутренних дел г. Москвы была построена криминалистическая лаборатория ЗиЛ-118КЛ. Салон был разделен на три секции, в нем имелось восемь рабочих мест и дополнительное место для кинолога с собакой. На крыше располагалась площадка для фотосъемки места происшествия сверху.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: