Варианты
До 2010 г.
- Шерпа 2: Базовая версия с четырьмя сиденьями и грузоподъемностью 2,5 куб.м и 2 тонны.
- Шерпа 3: Базовая версия с двумя сиденьями, без бронированной кабины и грузоподъемностью 3,5 тонны.
- Шерпа 3А: То же, что и Sherpa 3, но с бронированной кабиной.
- Шерпа 3 Большой Том: Длинное шасси на 10 человек.
- Шерпа 3 спецназа: Легкая ударная машина в операциях спецназа.
- Sherpa 3 высокой интенсивности: Для подразделений специального назначения, выполняющих разведывательные функции.
Пост-2010
- APC: 3-дверная версия, которая может вместить до 10 человек, с возможностью установки оружия сверху.
- Штурмовая лестница: Предназначен для контртеррористических сил, имеющих модульную платформу с гидравлической аппарелью и лестницей до 8,5 м.
- Разведчик: 4-дверный автомобиль, предназначенный для разведки, патрулирования, наблюдения и командного пункта, максимум 5 человек. Лобовое стекло и двери могут иметь баллистические окна. Продается через MACK Defense как Шерпа-разведчик.
-
Силы особого назначения: Легкая штурмовая машина с приспособлениями для установки оружия сверху, а также способна устанавливать бронированные и противоминные комплекты. Он может разместить двух человек впереди, один сзади для наводчика и еще один для еще одного человека сзади. Продается через MACK Defense как Шерп Спецназ.
- Poids Lourd Forces Spéciales или же Спецназ тяжеловес: Автомобиль по индивидуальному заказу изготавливается по запросу на основе Французский спецназ требования. Известны боевые и логистические версии. Может быть оснащен двумя радиоприемниками и лебедкой для самовосстановления, имея как минимум большее количество сидячих мест для другого человека, вмещая 5 человек. Имеет более мощный двигатель на 265 л.с.
- Сабля: Доработанный вариант машины SF, Arquus представил его публике на выставке SOFINS 2019. Аналогичен PLFS, за исключением того, что при необходимости он может устанавливать больше радиостанций / другого оборудования C4ISR.
- Универсал: 5-дверная версия Scout предназначена для разведки, патрулирования, наблюдения, системного транспорта и внутренней безопасности с максимум 5 людьми.
- Носитель систем вооружения: Предназначен для работы с установленным вооружением на бортовой платформе автомобиля. Продается через MACK Defense как Шерпа-перевозчик.
- Бронированная скорая помощь
- Автомобиль внутренней безопасности
Зарубежные варианты
-
Мак шерпа: Американский версия со значком Sherpa, впервые представленный в 2014 году.
Mack Sherpa Hawkeye 105 мм: Sherpa Carrier с 105-мм гаубицей Mandus Group.
- Авибрас ТУПИ: Сделанная в Бразилии версия, представленная в 2014 году для программы VBTR-LR бразильской армии. Он должен был быть оснащен либо дистанционно управляемым боевым модулем ARES Aeroespacial & Defesa REMAX, либо экранированной кольцевой установкой W&E Platt MR550, вооруженной пулеметом 7,62×51 мм или 12,7×99 мм, или 40-мм автоматическим гранатометом.
- Пиндад Эланг: Версия Sherpa Light индонезийского производства в сотрудничестве с Renault.
Командорский аскетизм
Пока наш караван неспешно катил по МКАД, я наслаждался высотой своего исключительного положения – рассматривал крыши легковушек (спасибо впечатляющему клиренсу 630 мм и 22,5‑дюймовым колесам). На трассе стало очевидно преимущество больших по диаметру колес: массивные шины успешно проглатывали многочисленные стыки и выбоины. Но если колесо попадало в яму, машину слегка колбасило – давали о себе знать значительные неподрессоренные массы, которые у Sherpa не меньше, чем у любого внедорожного грузовика.
О комфорте этого автомобиля разработчики думали далеко не в первую очередь. Взять хотя бы внутреннюю отделку – она сделана из грубого пластика или отсутствует совсем. Ничем не прикрыты выступающие в салон головки саморезов и болтов… Нет, Sherpa 2 все‑таки армейский тягач, а не джип, и не только из‑за утилитарного интерьера: конструкция и повадки у него соответствующие. Например, при скорости свыше 60 км / ч траекторию машины требуется корректировать, и всю дорогу непрерывно подруливаешь. Другой нюанс: в отличие от Hummer H1 и Toyota Megacruiser здесь мосты неразрезные, т. е. подвеска хотя и пружинная, но зависимая. Теплоизоляция не в пример звукоизоляции не на высоте: на дворе середина марта, а в салоне зябко, и скоро у меня начали мерзнуть ноги. Я дотронулся до нижней части внутренней панели двери, к моему изумлению, она оказалась ледяной! И это при том, что печка шпарила уже более двух часов! Я силился решить проблему, пытаясь перенаправить струю теплого воздуха, которую подает к ступням расположенный прямо над педальным узлом дефлектор. Но это не давало никакого эффекта – ноги (особенно левая) продолжали мерзнуть. И вот тут меня осенило: оставив в покое нижний дефлектор, я взялся за верхний, расположенный в углу торпедо и направлявший поток теплого воздуха, как это принято, к голове. Мне удалось повернуть его на дверь. Естественно, теплый поток не доставал до нижней наиболее холодной части, но по голому металлу тепло моментально пошло по всей внутренней дверной поверхности и досаждающая проблема была устранена!
Четыре пассажира с ДШК
Салон Sherpa вмещает всего четверых, поскольку продольно разделен надвое высоченным трансмиссионным тоннелем. Зато благодаря подобному решению днище получилось абсолютно ровным – на первой же остановке я специально заглянул под машину и не увидел ни карданов, ни глушителя, ни выступающего картера «раздатки». Все важные агрегаты блиндированы металлической защитой. Подобная компоновка на бездорожье безусловный плюс: на сложно пересеченной местности Sherpa днищем скользит по буеракам, а не вспахивает их всеми своими агрегатами. Еще один плюс – гидромеханическая трансмиссия: благодаря ей на пересеченной местности водитель не отвлекается, орудуя рычагом, что вдвойне ценно в боевой обстановке, когда приходится внимательно следить не только за дорогой, но и за противником.
Габаритные размеры, мм | 5300х2350х2300 |
Грузоподъемность, кг | 1800 |
Полная масса, кг | 7800 |
Двигатель:
|
Renault DXi5, дизель, I-44764215 при 2300 мин–1800 при 1200–1700 мин–1 |
Число ступеней АКП/ раздаточной коробки | 6/2 |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Запас хода, км | 900 |
Одним словом, для движения по бездорожью автомобиль подготовлен серьезно. Но меня всю дорогу мучил вопрос: почему Sherpa такая тяжелая? Ее снаряженная масса составляет аж 6 т! Вдумайтесь: это более чем в полтора раза выше снаряженной массы такого старого вояки, как ГАЗ‑66 (3,64 т)! При этом по грузоподъемности между двумя автомобилями примерный паритет – оба берут на борт около 2 т. Но если сравнить их по грузовместимости, то Sherpa в глубоком нокауте: в ее кузове поместятся разве что четыре полных десантно‑штурмовых комплекта (ДШК), в то время как в кузове «шишиги» можно перевезти минимум 10–12 человек, причем с полной оснасткой. Еще одна загадка: дизель Renault DXi 5, установленный под капотом Sherpa, с явно задушенными характеристиками развивает 215 л.с. при 2300 оборотах – не очень ли мало по современным меркам для рабочего объема 4,8 л? Для сравнения: из 3‑литрового дизеля у Mercedes-Benz GL конструкторы Daimler выжали на 10 л.с. больше. А если учесть, что упомянутый «мерин» еще и в два с лишним раза легче, то получается, Sherpa не блещет удельной мощностью, а в его профессии это один из самых больших недостатков. К сожалению, отчего внедорожник получился тяжелым, почему его двигатель не форсировали хотя бы до 300 л.с. и еще много вопросов остались без ответа – отправившиеся в автопробег французы, не будучи военными, о подобных нюансах просто не задумывались. Им было достаточно того, что вид у Sherpa бравый, и в сложных дорожных условиях машина не подведет. А это как раз то, что нужно в путешествии через два континента. Могу сказать, что иностранных корреспондентов в России не пустили за руль Sherpa.
Операторы
Карта операторов Renault Sherpa 2 синим цветом
- Австралия: Исправления Виктория Группа служб безопасности и экстренной помощи (SESG) использует два автомобиля со значками Mack для перевозки заключенных высокого риска, в которых могут разместиться до четырех заключенных. Автомобили были произведены в Австралии под управлением Volvo в соответствии с требованиями CV с контрактом на 900 000 австралийских долларов за один фургон.
- Бразилия: Три БТР Sherpa Light на вооружении Федеральная полиция Бразилии за 5 млн. реалов.
- Чили: Использован Carabineros de Chile с ГОПЫ, впервые куплен в 2014 году.
- Египет: Sherpa Scout / Легкий универсал, используемый как Египетская армия и Национальная полиция, полученная в 2012 году. По состоянию на 2013 год все автомобили уже в строю.
- Франция: GIGN оснащен бронетранспортерами Sherpa, оснащенными штурмовыми лестницами, с автомобилями 2008 года на вооружении Национальной жандармерии. Французский спецназ вооружен PLFS — Poids Lourd des Forces Spéciales на базе шасси Sherpa 2. 202 машины PLFS впервые заказаны в 2015 году.
- Индия: Гвардия национальной безопасности и Центральная служба промышленной безопасности.
- Индонезия: 12 световых разведчиков, 6 бронированных легких разведчиков, и несколько вариантов несущей / универсальной системы вооружения для MBDA Система MPCV. В 2011 году сообщалось, что Renault сотрудничал с PT Pindad для производства некоторых шерп для индонезийских вооруженных сил.
- Кувейт: 240 шерп проданы Национальной гвардии Кувейта в 2015 году. Sherpa Scouts проданы кувейтским военным в 2016 году по контракту на 270 млн евро.
- Косово
- Ливан: Силы внутренней безопасности
- Мексика: MACK Sherpa Scout используется Мексиканская военно-морская пехота. Впервые он был представлен публике в 2016 году в рамках покупки, совершенной в 2014 году. 15 разведчиков MACK Sherpa будут развернуты вместе с силами мексиканского флота, дислоцированными в Тамаулипасе, Герреро, Мичоакане, Синалоа и на мексикано-гватемальской сухопутной границе. Машины также будут использоваться Unidad de Operaciones Especiaes (подразделение специальных операций) ВМС Мексики и 27-м пехотным батальоном.
- Марокко: В июне 2020 года у Марокко был контракт с Arquus на 36 шерп в конфигурациях Light Scout и APC для марокканских спецназовцев.
- Катар: В 2011 году был заказан пять легковых БТР Sherpa для Сил внутренней безопасности. Еще один заказ на еще пять Sherpa Lights сделан в 2013 году.
- Саудовская Аравия: Введено в эксплуатацию 100 легковых автомобилей Sherpa Light в 2014 году в рамках контракта на оказание военной помощи Ливану на сумму 3 млрд долларов США.
Операторы[править]
- Бразилия
- Египет
- Индия
- Индонезия
- Кувейт
- Ливан
Бронетехника Франции
Лёгкие танки:
Delaunay-Belleville • Renault FT-17
Средние танки:
Char Peugeot 1918 • Schneider CA1 • Schneider CA2 • Schneider CA3 • Saint-Chamond • Projet de canon autopropulseur
Тяжёлые танки:
Char de Poix • FCM 1A • Saint Chamond 25t
Сверхтяжёлые танки:
Perinelle-Dumay
Самоходные гаубицы:
Renault FT 75 BS
Бронеавтомобили:
C.G.V. • White AM
Бронетракторы:
Breton-Prétot Apparatus
Инженерные машины:
Breton-Prétot Renault • Breton-Prétot Jeffery
Другие разработки:
GPF 194 • Schneider/Saint Chamond 1918 • Boirault • Char Frot-Turnel-Laffly • Cuirasse Aubriot-Gabet • Torpille Terrestre
Лёгкие танки:
Renault FT-Kégresse • Renault NC1 • Renault NC2 • Renault NC27 • Char D1 mle. 29 • Renault NC28 • Renault NC31 • Renault M26/27 • Renault VO • AMR 33 • Char Leger Batignoles-Chatillon • AMR 35 ZT 1 • AMR P103 • Char D3 • Char D1 mle. 33 • Renault R35 • Hotchkiss H35 Prototype • Hotchkiss H35 • FCM 36 • AMX 38 • Bobine • Renault R39 • Renault R40 • Hotchkiss H38 • Hotchkiss H39
Средние танки:
Renault M22/23 • Schneider-Renault SRB • Char Moyen 1925 • Somua S35 • Char D2 • SEAM G1 P • BDR G1 B • Lorraine G1 L • Fouga G1 F • Renault G1 R • AMX 40 • SARL 42
Тяжёлые танки:
Char BB • Char B1 • FCM 50 t
Сверхяжёлые танки:
Char de Welpry • Char 128t • Schneider 130t • Char D • Char 2C • ARL Tracteur C • FCM F1
Кавалерийские танки:
AMC 34 • AMC 35 • Somua S40
Плавающие танки:
Schneider-Laurent • Batignolles-Chatillon DP-3
Истребители танков:
Renault VE • Renault FT AC • Renault UE 57 • Laffly W15 TCC • Laffly S20TL • M10 RBFM
Самоходные гаубицы:
Lorraine 39L AM • 194-mm GPF • 220-mm Saint Chamond TR • 280-mm C Mle 1914 Schneider
Штурмовые орудия:
ACL 135 • SAu 40 • ARL V39
Зенитные самоходные установки:
Bat.-Châtillon 12 t Antiaérien
Бронеавтомобили:
Peugeot-Kégresse • Citroën-Kégresse M23 • Citroën-Kégresse M26 • Renault SK • Gillet Modele 1928 • Berliet VUDB • Berliet VUC • Berliet VUDB 4 • Berliet VPDM • AMC P16 • Laffly 50AM • Panhard 165/175 • Renault UR Type L • Berliet VUM • Laffly 80AM • Panhard 178 • AMR Gendron-Somua • Berliet VPC • Panhard 201 • Laffly S15 TOE • CDM • AM Dodge • Somua AM 1938
Бронетранспортёры:
Renault UE • Citroën-Kégresse P104 • Panhard 179 • Lorraine 37L • Lorraine 38L
Самоходные мины:
Engin K • Vehicules P
БРЭМ:
Somua-Coder
Вспомогательные машины:
Renault YS • Lorraine 28 • Char Observatoire
Лёгкие танки:
Bat.-Châtillon 12 t • AMX-13/75 • AMX-13/90 • AMX-13/105 • AMX ELC • AMX ELC bis
Средние танки:
M4/FL10 • Batignolles-Chatillon 25t • Lorraine 40t • AMX 50 100 • AMX 50 120 • AMX 50 Surblindé • AltProto AMX 30
Тяжёлые танки:
ARL-44 (ACL-1) • ARL 44 • Somua SM • AMX M4 mle. 51 • AMX 50 TCB • AMX 50 Surbaissé
Основные боевые танки:
AMX-30 • AMX 30E • AMX 32 • АМХ-40 • Leclerc Prot
Истребители танков:
S35 CA • AMX CDC • AMX AC Mle. 46 • AMX AC Mle. 48 • AMX 50 Foch • AMX 50 Foch (155) • VP-90 • Chenillette Lorraine 6-105SR • AMX Canon d’assaut de 105 • Vespa 150 TAP
Самоходные гаубицы:
AMX 105 AM mle. 47 • AMX 13 105 AM mle. 50 • Lorraine 155 mle. 50 • Lorraine 155 mle. 51 • Lorraine 155 mle. 54 • Bat.-Châtillon 155 mle. 55 • Bat.-Châtillon 155 mle. 58 • AMX-13 F3 AM • AMX-30 AuF.1
Бронеавтомобили:
Panhard EBR 75 mle. 51 • Panhard EBR 75 mle. 54 • Panhard EBR 90 • Panhard AML • AMX-10RC • VBL
Бронетранспортёры:
TT6-52 • CC2-52 • AMX-VTT • AMX-VCI • VXB • VAB
Боевые машины пехоты:
AMX 10P
БРМ:
Spz.11-2 • Laffly S20TL • ERC Sagaie
БРЭМ:
AMX-30D
Грузовые автомобили:
Brimont ETR-206 • Brimont Brutt • Citroën FOM
Фургоны:
Citroën Type H Van
Вымышленная техника:
Bat.-Châtillon Bourrasque
Лёгкие танки:
TS90
Основные боевые танки:
AMX-56 Leclerc
Самоходные гаубицы:
CAESAR
Бронетранспортёры:
PVP • ACMAT Bastion
Боевые машины пехоты:
VBCI • VAB Mark 3 • Атом
БРМ:
ERC Sagaie
БРЭМ:
DNG/DCL
Грузовые автомобили:
Renault Sherpa 2
Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.
Искушение неизведанным
Сначала была жеребьевка.
Я мял в руках выданный мне маленький бумажный квадратик с лаконичной надписью «К4». Это номер машины, на которой мне предстояло преодолеть пятьсот с лишним километров от Москвы до Воронежа, К – значит Kerax, 4 – порядковый номер. Я был не против оказаться в кабине одного из самых бравых внедорожных монстров, специально подготовленных для марш‑броска от самой северной точки Европы – норвежского мыса North, до самой южной точки Черного континента – южноафриканского Good Hope, мыса Доброй Надежды. Но дело в том, что в караване помимо четверки Kerax были два доселе невиданных мною Renault Sherpa 2, которые создали для французской армии по образу и подобию знаменитого американского Hummer H1. Желание проделать путь в салоне подобного то ли грузовика, то ли здоровенного джипа искушало, и даже во время старта я продолжал стоять возле одного из них.
«Ты чего не садишься? – удивился командир автопробега Пьер Алан Брэндель. – Какой твой экипаж?» Я молча пихнул ему в руки бумажку. Этот многое повидавший в жизни человечище сразу смекнул, что ехать я хочу вовсе не на грузовике, указанном в выпавшем мне фанте. Пьер вынул из нагрудного кармана карандаш, перечеркнул «К4» и сбоку написал «S2». Буква S в данном случае означала Sherpa. Это же командорская машина!
Первое, что меня поразило, когда я захлопнул за собой дверь – неожиданная, почти глухая тишина: ревя моторами мимо выруливают со стоянки Kerax, а я в кабине их не слышу!
Тишиной наслаждался недолго – поворот ключа, и салон наполнился характерными тракторными интонациями дизеля. Несильное нажатие на газ, и Sherpa плавно трогается с места. Узкие амбразуры переднего и боковых окон обеспечивают на удивление неплохую обзорность, а внешние обводы кузова, по форме мало отличающиеся от обводов кирпича, позволяют прекрасно чувствовать габариты машины. Ориентироваться в дорожной обстановке не сложно – в этом здорово помогают сдвоенные зеркала заднего вида, закрепленные не на дверях, как обычно, а на профилированных передних крыльях. Кроме того, в пластиковом колпаке, прикрывающем бортовую платформу, неожиданно оказалась еще одна амбразура, позволяющая контролировать автопробег Cape to Cape.