Швеция

Лучше один раз увидеть

«Опыт – сын ошибок» – примерно так у классика», – рассматривая фланец отбора мощности на хвостовике коробки, думал я. А тросик от флажка на рычаге оказался просто не подключён. Между тем моя странная поза в зимней солёной луже под машиной не осталась без внимания слесарей технического центра. Среди них нашёлся человек, который быстро прояснил ситуацию. Оказалось, что в Эстонии, где был обнаружен этот раритет, машинка трудилась с надстройкой-эвакуатором, отсюда и фланец отбора мощности. Хитрый «флажок», который я сначала принял за делитель, на самом деле отвечает за блокировку дифференциала, управляемую при помощи пневматики. Но в данный момент система бездействует, так как, чтобы воссоздать её в первоначальном виде, не хватает справочной информации. Пока не удалось до конца разобраться и с алгоритмом работы КП, но 5 передач для движения в любом диапазоне скоростей находятся железно, так что ездить, в принципе, можно.

Даже несмотря на то что Scania имеет обширный собственный архив технической документации, поиск в этой базе данных осуществляется по VIN-коду, которого наш экземпляр не имеет, а попытка запроса по номеру шасси ничего не дала. Русскоязычная область всемирной паутины крайне скупа на сведения относительно Scania Vabis L36, немногим лучше и зарубежные сайты. Даже по более старым моделям информации больше, а эту модель выпускали всего 4 года, и на сегодня она практически забыта. Но процесс реставрации потихонечку идёт, по мере сбора данных и поиска компонентов. Это не помешало мне прокатиться на редкой «Скании». Простая и удобная коробка в сочетании с тяговитым турбодизелем позволили мне забыть о том, что машине почти полвека, если бы не ватные педали и неудобная посадка, да и радиус поворота великоват. Но, по-моему, я чересчур придираюсь. Всё-таки, ОНА хороша!

Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов ООО «Скан-Юго-Восток»!

Для пущей объективности

Вообще, когда приходится тестировать ретротехнику, то перед испытателем встаёт много дополнительных вопросов. Главное – качество реставрации: чем оно выше, тем точнее можно определить технические возможности и потребительские свойства старенького авто. Только так можно дать объективную оценку. А если что-то не доделано, исполнено не на должном уровне или просто заменено на современное, то верное восприятие машины именно тех лет может быть напрочь утрачено! Реставрация машинки, о которой идёт речь, ещё полностью не закончена, поэтому сомнительные моменты я тактично обойду стороной.

И перед тем, как прокатиться, продолжу изучение органов управления. Флажок внизу слева – управление жалюзи радиатора – норма тех лет, справа расположен центральный переключатель света, в центре консоли замок зажигания и набор электрических выключателей, чуть выше – управление вентиляцией и отоплением. В принципе всё понятно и очень похоже на… «407-й» «Москвич». Но как всё аккуратно исполнено и ладно подогнано!

Какие модели из Швеции

Городские

  • Carrus K204 City L — городской автобус большого класса вместимости на шасси Volvo с тремя двухстворчатыми дверями;
  • Volvo B10M — линейка автобусов, построенных на шасси одноименной модели, выпускалась сразу в нескольких странах в период с 1986 до 1992 год;

Автобус Volvo B10M. Фото Википедия

Volvo 8500 — линейка автобусов для городских и пригородных маршрутов, созданных силами компаний Volvo и Saffle, включала в себя несколько моделей: с низким и стандартным расположением пола, с центрально— и заднемоторной компоновкой, одиночные и сочлененные.

Междугородные

Scania Interlink — автобус, выпускающийся с 2015 года, в трех модификациях, различающихся длиной кузова, колесной формулой, вместимостью;

Модификации автобуса Scania Interlink. Фото Scania

Volvo 9700 — комфортабельная машина, серийно выпускающаяся с 2001 года в двух модификациях в зависимости от количества осей, пережила две модернизации: в 2006 и 2012 годах;

Междугородный автобус Volvo 9700. Фото Volvo

Scania Toyring K400IB — модели с колесной формулой 4х2 и 6х2*4 вместимостью 52 и 60 пассажиров соответственно.

Автобус Scania Touring HD. Фото АЛЬФАСКАН

Туристические

  • Volvo B12 Carrus Regal — двухдверная модель вместимостью 47 пассажиров функционирует на дизельном двигателе мощностью 309 кВт;
  • Volvo Carrus Star 502 — комфортабельная 15-метровая модель на шасси Volvo B10M вместимостью 48 пассажиров оборудована видео- и аудиосистемами, биотуалетом;
  • Volvo Carrus Star 602 — большой полутораэтажный автобус с 50 мягкими комфортабельными сиденьями на шасси Volvo B12 с колесной формулой 6х2 выпускался с 1992 до 2000 год.

Модельный ряд

За более чем 100-летнюю историю развития «Скания» выработала свою стратегию модельного ряда. Все грузовые автомобили компании разделены всего на 3 категории или, как принято называть, серии.

P-серия от Scania — это популярные грузовики для перевозки грузов на небольшие расстояния. Основной упор в конструкции сделан на возможность перевезти максимальное количество груза за небольшое время. «Скания», страна-производитель которой родная Швеция, продумала в этой серии водительское место для комфортного передвижения. Среди плюсов следует отметить сравнительно небольшой расход топлива.

G-серия грузовиков «Скания» — уже более солидный вариант. Здесь сразу выделяется большая кабина с оборудованным спальником. В таких автомобилях можно с комфортом перевозить грузы в пределах целой страны. Грузовики этой серии особенно выделяют в России.

Самые мощные и комфортные Scania выпускаются в R-серии. Автомобиль этой серии получил звание самого мощного грузового автомобиля в мире! На таких авто предполагается передвигаться на любые по длительности расстояния без остановок в дороге. То есть здесь продуманы все мелочи и нюансы.

Отдельно стоит о, страна-производитель которых — Россия. Речь идёт о модели OmniLink CL94UB, производимой на заводе в Санкт-Петербурге.

Достоинства и недостатки

Шведские автобусы обладают целым рядом положительных характеристик:

Городской автобус Volvo 7900 Electric. Фото Volvo

  • исключительная надежность;
  • безотказная работа;
  • высокая производительность;
  • топливная экономичность;
  • использование качественных и долговечных комплектующих, агрегатов и материалов;
  • безопасность обеспечивается наличием интеллектуальных систем поддержки водителя;
  • плавность хода;
  • техника проходит тщательные испытания, что и гарантирует все вышеперечисленные достоинства;
  • минимальный уровень токсичных выбросов и вредного воздействия на окружающую среду;
  • высокий уровень комфорта;
  • привлекательный дизайн интерьера;
  • широкий выбор моделей и модификаций;
  • возможность адаптации к требованиям покупателя;
  • маневренность;
  • просторный салон;
  • эффективность эксплуатации в течение длительного периода времени;
  • обеспечивают рентабельность для бизнеса;
  • не требуют частого профилактического обслуживания и проведения ремонтных работ;
  • соответствие мировым нормам и требованиям, в частности соответствие актуальному экологическому стандарту;
  • постоянная модернизация как отдельных механизмов машин, так и конструкции техники в целом.

В качестве недостатков возможно отметить достаточно высокую стоимость эксплуатации автобусов, значительные цены на оригинальные запчасти, требовательность к качеству сервисного обслуживания.

Не то, что нынешнее племя…

Тахограф, гидроусилитель, пневмогидропривод сцепления, турбокомпрессор с охладителем наддувного воздуха – перебор, нет, как же всё это в обычном пятитонном скромном грузовичке, а не в магистральном тягаче, да ещё в далёком 1968-м…

Внешне очертания пятитонного бортового грузовика напоминают формы соотечественников того времени – ЗИЛ-130 или ГАЗ-52. У нас тогда производство этих массовых грузовиков вовсю набирало обороты, а Scania Vabis L36 продержалась на конвейере ещё около года, и в 1969-м на смену модели пришла уже бескапотная машина – одна из первых в Европе в классе грузовых автомобилей.

Посадка за рулём продиктована компоновкой кабины, и тоже весьма схожая с нашими «зилками» и «газончиками». Локти сильно согнуты, пятая точка покоится на мягкой подушке дутого дивана, естественно, нерегулируемую рулевую колонку венчает тонюсенькое рулевое колесо огромного диаметра. Сквозь три спицы франтоватого белого цвета видны простенькие приборы, но информации не так уж и мало. Слева – очень похожая на наши советские грузовики и автобусы комбинация приборов, состоящая из набора шкал и контрольных ламп. В центре – манометр пневмосистемы, на периферии температура и давление масла, указатель уровня топлива. В центре приборной доски указатель температуры двигателя, справа – спидометр, объединённый с механическим тахографом. Скорее всего, тахограф здесь уже появился позднее, в семидесятых, когда это стало требованием законодательства, и пришлось дооборудовать автомобиль, а изначально здесь, возможно, был просто спидометр.

Песня из-под капота

А под капотом так просто песня! Рычаг открывания капота спрятался за передней облицовкой, опять как на ЗиЛ-130. Встаю на бампер, тяну капот вверх, и его с лёгкостью поднимает и фиксирует в открытом положении довольно хитрый механизм. Моему взору предстаёт рядная дизельная «четвёрка» с турбонаддувом. Для своего времени очень даже передовая конструкция. Масляный щуп затаился внизу справа, ничего, сейчас я его достану, чтобы убедиться, что конечно же уровень в норме. Затем, отвернув изящную крышку, обнаруживаю полный радиатор, в бачке гидроусилителя тоже полный порядок. К запуску!

Замок зажигания не имеет положения «старт». Для запуска двигателя поворачиваю ключ и кнопкой включаю стартёр. Оживает старенький дизель, кстати, похоже, что внутрь него за все эти годы никто и не лазил, но, несмотря ни на что, он чувствует себя хорошо! Не потеет маслом, не кидается дымом, да и компрессия недавно замерялась, и она в норме. Прогреваем до рабочей температуры, и пробую тронуться с места.

Предварительно опробовав напольные педали с очень большими по сегодняшним меркам ходами, выжимаю довольно тугое сцепление и начинаю орудовать длинным напольным рычагом коробки передач. Ходы просто огромные, но работает всё чётко: передача находится мгновенно, легко фиксируется! И лёгкий металлический «блям» в момент входа передачи прямо ностальгически ласкает ухо! Этого навыка достаточно, чтобы просто тронуться с места на негружёной машине, а дальше необходимо разобраться с алгоритмом управления коробкой передач, к сожалению, схемы для водителя на приборной панели я не обнаружил. Дело в том, что Scania Vabis L36 в исполнении Super, за рулём которой мне посчастливилось оказаться, – версия, предназначенная для перевозки тяжёлых грузов и особых условий эксплуатации. Поэтому, как можно понять из довольно дискретной информации, исходящей из фрагментов шведского описания и отрывочных устных сведений, дополнительно к 5-ступенчатой КП здесь применена ещё и двухступенчатая, управление ею осуществляется при помощи тросового привода, расположенного на рычаге основной коробки передач. По всей видимости, это предтеча современных многоступенчатых трансмиссий с рядами и «половинками». Только вот с чем я здесь имею дело, с делителем или демультипликатором? И как своими неумелыми действиями не навредить заслуженному агрегату? И подсказки в виде тахометра с зелёной зоной оптимальных оборотов у меня, к сожалению, нет. Тогда я покинул кабину, нашёл картонную упаковку, и, подстелив её, полез под автомобиль. «Скорее всего, особых тайн не будет, если дополнительная коробка расположена перед основной КП, со стороны сцепления. Я имею дело с делителем, если мудрёный агрегат пристыкован сзади – чистой воды демультипликатор», – так рассуждал я, пока не оказался в непосредственной близости от объекта исследований.

Техническая характеристика автомобиля Scania Vabis L36 Super
Колёсная формула 4х2
Полная масса, кг 11 200
Масса без нагрузки, кг 5710
Двигатель DS5RO1, дизельный, 4 цилиндра в ряд
Рабочий объём, cм3 5 193
Мощность, л.с. 120
Коробка передач Механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 10/2
Тормозная система Пневматическая
Годы выпуска 1964–1968

История марки Scania

Статья опубликована 20.08.2015 04:53 Последняя правка произведена 20.08.2015 12:49


История марки Scania

Полное название: Scania AB
Другие названия: Scania
Существование: 1920 — наши дни
Расположение: Швеция: Сёдертелье
Ключевые фигуры: Густав Эриксон
Продукция: Грузовые автомобили, автобусы, судовые и дизельные двигатели
Модельный ряд:

Scania AB — шведская марка по производству грузовиков и автобусов, с штаб квартирой в городе Седертелье. Также оказывает грузовой ремонт сервис. Акционерами компании являются фирмы Volkswagen AG и MAN.

История бренда Скания начинается с 1920 года, именно тогда была основана крупнейшая в Швеции компания производящая грузовики и автобусы.

Создана Scania была группой энтузиастов, не имевших значительных финансовых возможностей, но умевших конструировать и собирать отличные автомобили. Именно их способности смогли превратить никому не известный бренд, основанный в 1910 году, во всемирно известную торговую марку — Scania Vabis.

Под ней компания работала пятьдесят лет, пока на рынке не стало котироваться её другое название — Scania. Это произошло после того, как руководство компании заключило соглашение с крупнейшим производителем автомобильной и авиационной продукции SAAB.В результате в 1960 году было создано новое производственно-финансовое объединение SAAB-Scania. Именно оно имеет на сегодня право использовать бренд Scania.

В 1970 году корпорация начала процесс расширения своих производственных мощностей путём создания многочисленных предприятий в Монако, Марокко, Ираке и США. Такой шаг позволил создать мощный международный филиал в Европе, который дал возможность выйти ему по показателям объёма продаж на третье место на континенте.

В 1980-ом году компания запускает в производство грузовики Scania третьего поколения грузоподъёмностью 32 тонны. Они имели на вооружение двигатели объёмом цилиндров в 9,11 литров.

В 1996 году начался выпуск грузовых автомобилей Scania, кузов которой был оформлен известной дизайнерской компанией из Италии. Они могли уже перевозить 48 тонн

В настоящее время компания предлагает около трёхсот вариантов грузовых автомобилей, оснащённых комфортабельными спальными местами.

В апреле 1999 года Scania стала дочерним предприятием Volvo и на сегодняшний день в компании насчитывается шесть заводов расположенных в Швейцарии и штат 23 800 человек.

На сегодняшний день Scania AB занимает 70% международного рынка грузовых автомобилей.

История

Слияние компаний Scania и Vabis произошло в целях повышения конкурентоспособности в Европе. Был произведён первый автобус, после чего компанией производились лёгкие автомобили (на заводе Вагнфабрикен), автобусы и грузовики (в Мальме). В начале фирма выпускала главным образом грузовики. С 1911 года по 1925 год фирма выпускала грузовики моделей ALa грузоподъёмностью 0,5 т, CLb и CLc грузоподъёмностью 1,5 и 2 т. Поначалу их оборудовали 4-цилиндровыми двигателями Scania мощностью 24-30 л. с., а затем мотор Vabis в 20-36 л. с. Всего было изготовлено 360 грузовиков. С началом Первой мировой войны фирма начала изготовлять грузовики для военного использования. Те же коммерческие грузовики серии CLc начали использоваться в военных целях. Популярностью пользовался полноприводный артиллерийский тягач Т-3 с мотором «1741» (9,2 л, 70 л. с.). В 1919 году Scania-Vabis изготовляла санитарные машины «Тип-III» с двигателем мощностью 50 л. с. Эти автомобили развивали 80 км/ч.

В тот же период фирмой было выпущено около 310 автомобилей серии DLa грузоподъемностью 3 т с колесной базой 3860 мм и с двигателем Scania L мощностью 30 л. с., впоследствии заменённым на Vabis s мощностью 30-45 л. с. В 1925 года компания встала на грани банкротства, из-за чего был закрыт завод в Мальме, на заводе в Сёрдетелье было развёрнуто производство грузовиков, появились грузовики моделей 314 и 324 с 4-цилиндровым двигателем 3560 см³, 36 л. с., 3251 и 3256 с 4,3-литровым мотором (50 л.с), 3243 с 6-цилиндровым мотором 5780 см³, 75 л. с. В 1928 году к ним прибавился грузовик 3244 новым 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором (6420 см³, 85 л. с.). С того же года на грузовиках фирмы устанавливались редкие для того времени приборы: спидометр, одометр, указатель температуры масла, амперметр и часы.

В 1935 году фирма стала генеральным представителем концерна Volkswagen в Швеции. В 1936 году был изготовлен первый опытный предкамерный дизельный двигатель. Это был 6-цилиндровый 16641 (7740 см³, 120 л. с.). Двигатель был поставлен на первый грузовик серии 345, получивший прозвище «бульдог».

В 1939 году фирму возглавил инженер Карл-Бертель Натхорст, в последующие 11 лет переориентировавший её а создание грузовиков большой грузоподъемности. В 1940 году Scania-Vabis начала производство машин с газогенераторной установкой. В годы Второй мировой фирма производила бронетехнику. Всего Scania-Vabis выпустила 36 самоходных артиллерийских установок Sav m/43 и 262 бронетранспортёра SKP m/42. С 1944 года началось производство грузовиков семейства Scania-Vabis L10.

С 1950-х производство фирмы распространилось по всему миру, открылись точки продаж и технического обслуживания в Европе. В 1957 году грузовики Scania-Vabis производились в Бразилии. В 1965 году был открыт сборочный цех в Зволле (Нидерланды), затем в Дании. В 1969 году фирма начала производить 14-литровый двигатель V8 (350 л. с.), который на тот момент был самым мощным двигателем в Европе. В том же году произошло слияние фирмы с компанией Saab Automobile AB и стала её грузовым отделением. Производство грузовиков продолжалось под названием Scania.

внешняя ссылка

Scania-Vabis хронология, 1911–1968 — следующий »
Тип 1910-е годы 1920-е годы 1930-е годы 1940-е годы 1950-е годы 1960-е
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8
Средние / тяжелые грузовики L36
324/325 L10 L40 L51 L55 L56
Тяжелые грузовики 335/345 L66
L20 L60 L71 L75 L76
Троллейбус шасси T31
Автобус с передним расположением двигателяшасси (над осью) B10 B40 B51 B55 B56
B65 B66
B20 B60 B71 B75 B76
С передним расположением двигателяавтобусное шасси BF56
P27 BF60 BF71 BF73 BF75 BF76
Автобусы с передним расположением двигателя CF65 CF66
CF75 CF76
Автобусы с задним расположением двигателя C50 C70 C75 C76 CR76

Scania-Vabis L75

Весной 1958 года Scania-Vabis представила новое поколение грузовиков с шестицилиндровым двигателем новой конструкции. двигатели, сильнее шасси комплектующие и новую, более просторную и удобную кабину. Кабина будет использоваться для всех обычные грузовики до 1980 г. Самая большая модель, получившая название L75, имел двигатель на десять литров. Также грузовик предлагался с поддерживающая ось. Эта версия получила название LS75, С «S» для «поддержки оси». Для действительно тяжелых работ Scania-Vabis предложила версию с тандемным приводом задних мостов. Это называлось LT75, с буквой «Т» для «тандема». Грузовики серии L75 поставлялись с воздушные тормоза, но усилитель руля был еще вариант. С 1961 года грузовик предлагался с турбодизель.

Scania-Vabis L76

В начале 1963 г. L76 / LS76 / LT76 была представлена ​​серия с 11-литровым двигателем и двухконтурными тормозами.

Поскольку 345 модель исчез в 1939 году. Scania-Vabis только построил обычные грузовики, так как это был самый популярный дизайн на скандинавском рынке. К началу 1960-х годов многие европейские страны ввели правила, ограничивающие максимальную длину грузовика и прицепа. Это привело к увеличению спроса на передовой контроль грузовики. С введением серии L76 была также версия с передним управлением, LB76 (LBS76 с поддерживающей осью). Буква «B» расшифровывалась как «Bulldog», что было названием Scania-Vabis для автомобилей с передним управлением. Кабина LB была неподвижной, что затрудняло доступ к двигателю для обслуживания.

Где производят «Скании»

Компания Scania — крупнейшее шведское предприятие по выпуску грузовой техники и автобусов. Объёмы выпускаемой продукции настолько велики, что внутренний рынок поглощает только 5 %. Весь остальной оборот расходится по рынкам более чем в 100 странах мира. «Скания» продаётся на всех обитаемых континентах Земли. Хорошо узнаваемые грузовики можно увидеть и в Азии, и в Австралии, и в Африке. Европа и Америка при этом тоже получают свою долю шведской продукции, несмотря на собственные производственные мощности.

Швеция — страна- — может по праву гордиться своим детищем. Несмотря на довольно сложный исторический путь развития, компания на сегодня является крупнейшим поставщиком грузовых автомобилей, автобусов, а также мощных силовых установок для судовой техники и промышленных агрегатов.

Краткая историческая справка

Фирма «Скания-Вабис» официально образована в марте 1911 г. при слиянии компаний Scania из Мальмё и Vagnfabriken из Сёдертелье, известная под аббревиатурой VABIS. Производство грузовиков было развёрнуто в городе Мальмё.

В послевоенное время из-за угрозы банкротства производство грузовиков было переведено на предприятие в Сёдертелье.

Ещё в годы Второй мировой войны фирма разработала программу модульных дизельных моторов семейства D. В 1944 г. была выпущена серия 2-осных грузовиков L10 полной массой 7,5 т с первым серийным 4-цилиндровым предкамерным дизелем D402 (5650 cм3, 90 л.с.). Следом за ними были созданы 2-осные модели L13, L20 и L21, а также 3-осные шасси LS20 и LS23 (6×2) полной массой 9–16 т.

В 1949 г. «Скания-Вабис» выпустила сразу две новые серии грузовиков. Для лёгкой машины L40 полной массой 9,5 т использовали новый 90-сильный дизель D422, впервые оснащённый системой непосредственного впрыска топлива. Для следующей 5,5-тонной модели L60 полной массой 10 т был создан 6-цилиндровый дизель D622 (8470 cм3, 135 л.с.).

С 1964 г. «Скания-Вабис» начала изготовление более лёгкой капотной модели L36 полной массой 10,5 т с новым 4-цилиндровым дизелем D5 (5,2 л, 95–105 л.с.). На усиленном варианте этого грузовика Scania Super, рассчитанного на более высокие нагрузки, применялся тот же мотор с турбонаддувом, мощностью соответственно 120 л.с. Другим важным техническим новшеством, внедрённым в 1964 г., стал единый блок из основной 5-ступенчатой синхронизированной коробки передач и 2-ступенчатой дополнительной. Так появилась принципиально новая 10-ступенчатая коробка. Автомобили получили более округлые крылья с встроенными фарами и обтекаемый капот аллигаторного типа. Впервые в Европе кабину устанавливали на резиновых опорах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: