Основные характеристики
Компоновка агрегатов
Основной принцип компоновки пожарного автомобиля Rosenbauer Panther – модульная компоновка основных агрегатов с целью уменьшения высоты центра тяжести машины. Тяговый двигатель в этой модели расположен сзади, а кабина вместе с постом управления и местами для боевого расчета – впереди. Все мосты получили пружинную подвеску с амортизаторами, стабилизаторами поперечной устойчивости и реактивными штангами, благодаря чему разработчикам удалось повысить проходимость машины по пересеченной местности на высокой скорости.
Устройство трансмиссии обеспечивает работу насосной установки от одного тягового двигателя во время движения автомобиля и маневрирования на малых скоростях. Специально для этого среди основных агрегатов этого ПА – механизм отбора мощности от АКП и делитель мощности, который и дает возможность работы насосной установки и раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент между мостами.
Система запуска
Учитывая, что данный тип пожарных автомобилей зачастую используется в экстренных ситуациях, у Rosenbauer Panther предусмотрена дублирующая система запуска двигателя. Наряду с основной пусковой электрической системой работает независимый пневматический стартер, связанный с баллонами со сжатым воздухом. Благодаря ему сокращается время на запуск двигателя, что заметно ускоряет работу всех систем при нештатных ситуациях.
В дополнение к независимой дублирующей кнопке запуска двигателя добавлен баллон со сжатым воздухом, который подпитывает тормозной контур. Это позволяет избежать ситуации блокировки стояночного тормоза из-за потери воздуха в пневмоприводе. Использование дополнительных баллонов гарантирует рабочее состояние автомобиля в любой ситуации.
Насосная установка
Rosenbauer Panther относится к активным пожарным автомобилям, исходя из чего должен быть оснащен высокопроизводительной насосной установкой. Насос дополнен автоматическим дозатором пенообразователя, пульт управления которым расположен на рабочем месте водителя.
На крыше ПА расположен лафетный ствол, максимальный расход которого 6000 л/минуту. Он же может работать в режиме 50% мощности, при этом в работу включаются бамперные стволы и оросители. Лафетный ствол управляется при помощи электронного устройства позиционирования, рабочим органом которого является джойстик в кабине водителя. Информация о работе заслонок, водных магистралей и лафетных стволов выводится на цифровой дисплей.
Кабина и кузовная часть
Кабина «Красной пантеры» рассчитана на экипаж из 5 человек. Ее габариты позволяют спасателям надевать защитные костюмы даже во время движения автомобиля. Отличительной особенностью Rosenbauer Panther является увеличенная площадь остекления, что дает практически круговой обзор и обеспечивает маневренность машины во время оперативного выезда.
Компоновка оборудования, расположение рабочих органов, устройство системы кондиционирования – все направлено на минимизацию концентрации внимания водителя в экстремальных ситуациях. Плюсом этой модели считается система обогрева дверей по всему периметру.
Чтобы повысить безопасность техники при выполнении боевых задач, кабина и задний моторный отсек делают из полиэстерного стекловолокна, а также устанавливают жаропрочную огнезащитную крышу.
Компоновка
Все агрегаты, системы и оборудование Panther 6×6 CA5 расположены с учетом минимальной высоты центра тяжести машины. При этом тяговый двигатель находится сзади, а кабина экипажа впереди (в ней есть пост управления машиной и места для личного состава), в середине модуль пожаротушения (с цистернами для средств тушения и мощной насосной установкой). Такая компоновка обеспечивает возможность использования модульного принципа создания тяжелых аэродромных пожарных машин различных классов.
Трансмиссия Panther устроена таким образом, чтобы обеспечивать возможность работы насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от одного тягового двигателя прямо на ходу, в том числе при маневрировании с малой скоростью. Для этого применены дополнительные устройства: механизм отбора мощности от автоматической коробки передач (АКП), делитель мощности, обеспечивающий возможность одновременной езды и работы насосной установки, и раздаточной коробки для распределения крутящего момента по мостам.
Тактико-технические характеристики
На службе ГПС аэропортов стоят двухосные и трехосные пожарные автомобили Rosenbauer.
Panther 4×4 | Panther 6×6 | |
Габариты, д*ш*в, мм | 10500/3000/3650 | 11710/3000/3650 |
Снаряженная масса, кг | 26000 | 39000 |
Количество мест | 1+3 | 1+4 |
Объем цистерны, л | 6200 | 12500 |
Объем пенобака, л | 750 | 1500 |
Объем порошка, кг | 250 | 250 |
Насос | Rosenbauer N65 | Rosenbauer N80 |
Производительность насоса, л/мин | 7000 | 9000 |
Водомет | Rosenbauer RM35 CCN | Rosenbauer RM65 CCN |
Производительность водомета, л/мин | 4750 | 6000 |
Двигатель | Volvo D16 | Volvo D16 |
Мощность двигателя, л.с./кВт | 700/515 | 750/552 |
Коробка | 6-ступенчатый робот | 8-ступенчатая |
Разгон до 80 км/ч, сек. | 22 | 29 |
Максимальная скорость, км/ч | 115 | 120 |
Российский пожарный комплекс «Гюрза»
Эти необычные пожарные автомобили на вооружение к пожарным России начали поступать совсем недавно. Решение о создании современного компактного мобильного пожарного комплекса было принято в 2012 году.
Этот многофункциональный пожарный комплекс оснащен не только оборудованием для тушения пожара водой. Например, «Гюрза» имеет оборудование для резки металлических конструкций на месте пожара, которые мешают спасательным работам. Также автомобиль оснащен оборудованием для тушения пожара пеной.
Эта удивительная пожарная машина способна в буквальном смысле проходить сквозь стены. Так, автомобиль оснащен абразивными материалами, которые, смешиваясь с водой, подаваемой тонкой струей под высоким давлением, могут разрезать стены зданий, металлические конструкции и т. п. (гидроабразивная резка).
Сборка пожарного автомобиля АЦ 3,2-40/4 на ПО «Спецтехника пожаротушения»
Андрей Михайлов, фото автора
Как авиация – это больше, чем машиностроение, так и автомобили для пожарных и спасателей – есть нечто большее, чем просто специальная техника.
В силу особой специфики их конструкция значительно сложнее большинства надстроек на грузовых шасси, а требования к ним на две головы выше.
Тем интереснее увидеть, как строятся пожарные автомобили, на примере производства московского ПО «Спецтехника пожаротушения».
Обратите внимание
Последние централизованные закупки пожарных автомобилей в России происходили ещё на рубеже распада Советского Союза, поэтому потребность в пожарных автомобилях в нашей стране сформировалась колоссальная, а там, где есть спрос, и возникает предложение.
ПО «Спецтехника пожаротушения» было образовано в 2008 году в одном из пустовавших цехов ЗИЛа как совместное предприятие с австрийской компанией Rosenbauer International AG, одним из лидеров отрасли в Европе.
Rosenbauer предоставляет московскому предприятию комплектующие и технологии, а в Москве сложилось не просто сборочное производство, но и назрели свои собственные разработки. Уже в 2009 году новое предприятие дало первую продукцию и представило свои первые спецмашины: пожарные автомобили на шасси КАМАЗ и ЗИЛ.
И если с зиловскими шасси дело дальше не продвинулось, то пожарные автомобили на шасси КАМАЗ стали для «Спецтехники пожаротушения» основной продукцией, тираж которой давно перешёл тысячный рубеж.
Как и на многих прогрессивных предприятиях здесь есть свои ноу-хау и особые технологии.
Особенность производства в Москве в том, что здесь первыми в РФ освоили надстройки, построенные по «клеевой» технологии из алюминиевых и композитных панелей, соединённых между собой швейцарским клеем Sikaflex.
На производстве у «Спецтехники пожаротушения» вообще не применяется сварка, а все элементы надстроек соединяются клеевыми или резьбовыми соединениями.
Комплектующие будущих пожарных автомобилей на стеллажах
Кузова надстроек обшиты сэндвич-панелями из алюминия снаружи и композитного материала внутри
«Благодаря» подорожавшей валюте (а также политике нынешних госзакупок – государство как приоритетный потребитель пожарных автомобилей требует высокого уровня локализации) – производитель постоянно ищет пути импортозамещения.
Если раньше львиная доля комплектующих поступала от австрийских партнёров и пугала ценой как при закупке на производство, так и при эксплуатации «на местах», то теперь импортными остались главным образом незаменимые и «жизненно важные» части: такие как насос и система управления им, лафетный ствол и ряд других деталей, поставляемых из Австрии.
С другой стороны, в погоне за локализацией качество не страдает: приоритет даётся только тем отечественным поставщикам комплектующих, которые демонстрируют высокий уровень качества продукции и культуры производства.
Важно
Основной продукт «Спецтехники пожаротушения» на сегодня – это автоцистерна АЦ 3,2-40 / 4 на полноприводном шасси КАМАЗ-5387. Такая же надстройка монтируется на шасси MAN TGM 13.290, но с ростом курса валют «перевес» в сторону отечественного шасси стал почти стопроцентным.
строительство
Panther из поколения в поколение устанавливался на разные шасси (см. ). Конструкция первой Пантеры почти полностью состоит из пластика, армированного стекловолокном . Для уменьшения веса автомобиля с 1999 года используется конструкция из алюминиевых стержневых профилей и клееных алюминиевых пластин. Кроме того, резервуары, в частности, сделаны из пластика. Это приводит к низкому центру тяжести автомобиля, что означает, что он остается устойчивым при наклоне автомобиля более 30 ° и может выдерживать высокие скорости на поворотах. имеет панорамную конструкцию, выполненную из безопасного стекла . Весь экипаж может покинуть машину в течение 10 секунд.
дизайн
Всего существует четыре варианта дизайна или поколения.
- iF Product Design Award 2005 (номинация),
- награда Red Dot Product Design Award 2006,
- Фокус энергии в золоте 2006.
- DDC «Хорошая вещь в серебре» 2006.
- Запись в ежегоднике D&AD 2006.
- Награда за дизайн Федеративной Республики Германии в серебре 2007 г.,
- ИДЕЯ 2008.
Техника пожаротушения
Пожарный насос, то система смешените и пену водометы могут быть введены в эксплуатацию в то время как транспортное средство находится в движении. Всеми турельными системами можно управлять из кабины водителя с помощью джойстика . Обычно машина оснащается двумя водометами: одна на передней части машины на уровне бамперов, а другая на крыше. Вместо обычной водомет на крыше на 6 × 6 и 8 × 8 может быть установлен телескопический шарнирный рычаг пожаротушения (HRET). Он имеет рабочую высоту до 16,5 м (опционально 20 м) и радиус действия 11,4 м (13,8 м). Кронштейн снабжен насадкой для воды, пены и порошка для тушения, копьем для пожаротушения, цветной камерой и / или тепловизором . Также машина может быть оснащена устройствами быстрого нападения для небольших пожаров. Panther имеет насадки самозащиты на полу автомобиля, которые позволяют ему проезжать по горящим поверхностям и защищают от чрезмерного нагрева.
Спасательная платформа доступна для Panther с 2013 года . Он расположен перед транспортным средством и может поднимать от 300 кг до 3 м.
Оборудование каждой пожарной машины аэродрома адаптировано к соответствующему месту. Это означает, что точная информация о перевозимых средствах пожаротушения и технологиях пожаротушения всегда основана на одном транспортном средстве.
Ahrens-Fox — HME
Изначально данная фирма получила название — Ahrens Manufacturing и начала выпускать пожарную технику ещё в XIX веке. В 1887 году была выпущена машина, в основе которого был паровой котёл, ещё через несколько лет, в 1902 году была выпущена машина, в которой был установлен собственный бензиновый пожарный насос для перекачки воды.
Из-за финансовых трудностей, в 1956 году фирму Ahrens-Fox приобрел другой известный производитель пожарной техники — Mack. При этом в 2002 году право на производство пожарных автомобилей от лица Ahrens-Fox Fire Engine получил производитель HME.
Теперь основой для пожарных машин являлась база Spectr 1871, которая комплектовалась разным оборудованием.
(Пожарный автомобиль HME Spectr 1871)
Данные американские пожарные машины отличаются необычной маневренностью и увеличенным до 52 градусов углом поворота. Двигатели, среди которых и газовые, поставляет Cummins.
У компании есть собственные комплектные машины: RAT (Rapid Attack Truck), CAT (City Attack Truck), SilverFox. Именно эта компания выпустила самую большую 4-осную пожарную машину, которая оснащена кабиной на 12 мест и мотором мощностью 500 л.с.
(Комплектный пожарный автомобиль HME RAT)
BMW Isetta – версия для пожарных
Вы не поверите, но этот микроавтомобиль стоял на службе у пожарных Англии и некоторых других стран Европы. Isetta Feuerwehr использовался для доставки двух огнеборцев на место пожара по узким улицам больших городов.
К сожалению, из-за недостаточных габаритов машины пожарные не могли перевозить с собой спецоборудование, необходимое для тушения пожаров. Правда, некоторые автомобили все-таки перевозили специальный пожарный рукав. Были также экземпляры, у которых на крыше крепились небольшие пожарные лестницы. Тем не менее задача этой машины была в том, чтобы доставить огнеборцев на место пожара быстрее, чем на громоздких тяжелых машинах.
Классификация военной пожарной техники США
К концу второй мировой войны, классификация военной пожарной техники выглядела следующим образом:
Class 100 Crash Trucks | Аэродромные пожарные автомобили для тушения самолетов |
Class 110 Crash Trucks | |
Class 125 Crash Trucks | |
Class 135 Crash Trucks | |
Class 150 Crash Trucks | |
Class 155 Crash Trucks | |
Class 300 Brush Trucks | Пожарные автомобили тушения лесных пожаров |
Class 325 Brush/Structure | Смешанный класс для городских/сельских пожарных автомобилей |
Class 335 Field Conversion | Пожарные автомобили, переоборудованные в полевых условиях |
Class 500 Structure | Пожарные автомобили для тушения в городской среде и на промышленных предприятиях |
Class 510 Structure | |
Class 525 Structure | |
Class 530 Overseas Pumper | Автонасосы (автоцистерны) иностранного производства |
Class 750 Structure | Автоцистерны большой емкости для городской среды |
Class BF 750 Structure | |
Class 1000 Fire Fighting Trailers | Пожарные прицепы |
Военный пожарный автомобиль Class 135
Есть четыре фактора, которые определяли точный класс – характеристики насоса, объем цистерны, количество катушек с пожарными рукавами и назначение автомобиля. Различные пожарные автомобили были разработаны для различных целей, таким образом, автомобиль, разработанный для использования по общему назначению на военной базе, мог отличаться от аэродромного.
Маркировка военной техники была разработана еще QMC до войны. Первая буква – W (war), означала военное применение, принадлежность к армии США. Для техники, поставлявшейся по ленд-лизу, буква заменялась на индекс USA (США). Первые две цифры после буквы W означали тип транспортного средства:
- 50 – пожарный автомобиль (fire apparatus);
- 30 – танк;
- 4 – автомобиль.
Кабина и кузов
У Panther 6×6 CA5 просторная кабина для личного состава (ее ширина составляет 3200 вместо 2500 мм на стандартных коммерческих шасси), в ней можно свободно надеть защитные костюмы и средства защиты органов дыхания в процессе движения к месту происшествия. Большая площадь остекления, хороший круговой обзор обеспечивают оптимальные условия для маневрирования автомобиля на месте оперативных действий. Так как аэродромные ПА применяются исключительно при экстремальных ситуациях, то их создатели максимально учитывают человеческий фактор в конструкции и компоновке кабины, пытаясь свести к минимуму возможность ошибочных действий, прежде всего водителя в условиях повышенной стрессовой нагрузки. Учитывается все: размещение оборудования, компоновка пультов управления, система кондиционирования и повышенная звукоизоляция кабины. Для повышения безопасности кабину и задний моторный отсек изготовляют из усиленного полиэстерного стекловолокна, оснащают огнезащитной жаропрочной крышей. Стекла кабины оборудуют специальными размораживающими устройствами.
Panther, представленная на фото, демонстрировалась на выставке «Комплексная безопасность». Точно такая же машина уже задействована в Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта Шереметьево. Недавно госкомиссией была проведена проверка квалификации персонала этого СПАСОП, в результате чего проведены два учебных тревожных вызова: в дневное и ночное время. Благодаря современной технике, в том числе и Panther 6×6 CA5 пожарно-спасательные расчеты аэропорта прибыли в назначенное место за 3 минуты, хотя по нормативам отводится четыре.
Габаритные размеры, мм | 11560х3000х3650 |
Ходовая часть, тип | RBM 36.705 LHD |
Колесная база, мм | 4800+1600 |
Двигатель: | CAT C18, Euro 3 518 при 2300 мин-1 |
Трансмиссия | Twin Disc TD61-1179 TDEC400 со встроенной раздаточной коробкой |
Разветвитель | Twin Disc 8MLW 1755-1 |
Коробка отбора мощности (2 шт.) | Twin Disc с коэффициентом 1.28 |
Ходовые характеристики:
|
Около 95 с 25 с при массе 34,7 т (при нормативе 45 с) |
Шины | 16.00 R20XZL Michelin |
Экипаж, чел. | 6 |
Способность преодолевать подъемы, град | До 50 |
Угол опрокидывания, град | 30 |
Общая эксплуатационная масса, кг | 34 745 |
Вместимость водобака, л | 12 500 |
Вместимость пенобака, л | 1500 |
Установка тушения CO2, кг | 4х30 |
Насос: | Rosenbauer R600 6000 |
Применяемость
Применяется для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на ней огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников водоснабжения. АЦ соответствует климатическому исполнению У (эксплуатации при температуре воздуха в диапазоне от — 40°С до + 40°С, категории размещения 1 (для эксплуатации на открытом воздухе), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной), с размещением в период ожидания в помещении с температурой воздуха не ниже +5°С.
Основные характеристики
Компоновка агрегатов
Основной принцип компоновки пожарного автомобиля Rosenbauer Panther – модульная компоновка основных агрегатов с целью уменьшения высоты центра тяжести машины. Тяговый двигатель в этой модели расположен сзади, а кабина вместе с постом управления и местами для боевого расчета – впереди. Все мосты получили пружинную подвеску с амортизаторами, стабилизаторами поперечной устойчивости и реактивными штангами, благодаря чему разработчикам удалось повысить проходимость машины по пересеченной местности на высокой скорости.
Устройство трансмиссии обеспечивает работу насосной установки от одного тягового двигателя во время движения автомобиля и маневрирования на малых скоростях. Специально для этого среди основных агрегатов этого ПА – механизм отбора мощности от АКП и делитель мощности, который и дает возможность работы насосной установки и раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент между мостами.
Система запуска
Учитывая, что данный тип пожарных автомобилей зачастую используется в экстренных ситуациях, у Rosenbauer Panther предусмотрена дублирующая система запуска двигателя. Наряду с основной пусковой электрической системой работает независимый пневматический стартер, связанный с баллонами со сжатым воздухом. Благодаря ему сокращается время на запуск двигателя, что заметно ускоряет работу всех систем при нештатных ситуациях.
В дополнение к независимой дублирующей кнопке запуска двигателя добавлен баллон со сжатым воздухом, который подпитывает тормозной контур. Это позволяет избежать ситуации блокировки стояночного тормоза из-за потери воздуха в пневмоприводе. Использование дополнительных баллонов гарантирует рабочее состояние автомобиля в любой ситуации.
Насосная установка
Rosenbauer Panther относится к активным пожарным автомобилям, исходя из чего должен быть оснащен высокопроизводительной насосной установкой. Насос дополнен автоматическим дозатором пенообразователя, пульт управления которым расположен на рабочем месте водителя.
На крыше ПА расположен лафетный ствол, максимальный расход которого 6000 л/минуту. Он же может работать в режиме 50% мощности, при этом в работу включаются бамперные стволы и оросители. Лафетный ствол управляется при помощи электронного устройства позиционирования, рабочим органом которого является джойстик в кабине водителя. Информация о работе заслонок, водных магистралей и лафетных стволов выводится на цифровой дисплей.
Кабина и кузовная часть
Кабина «Красной пантеры» рассчитана на экипаж из 5 человек. Ее габариты позволяют спасателям надевать защитные костюмы даже во время движения автомобиля. Отличительной особенностью Rosenbauer Panther является увеличенная площадь остекления, что дает практически круговой обзор и обеспечивает маневренность машины во время оперативного выезда.
Компоновка оборудования, расположение рабочих органов, устройство системы кондиционирования – все направлено на минимизацию концентрации внимания водителя в экстремальных ситуациях. Плюсом этой модели считается система обогрева дверей по всему периметру.
Чтобы повысить безопасность техники при выполнении боевых задач, кабина и задний моторный отсек делают из полиэстерного стекловолокна, а также устанавливают жаропрочную огнезащитную крышу.
Красная пантера CA5
Автомобиль Rosenbauer Panther, который за его высокие скоростные качества прозвали «Красной пантерой», не имеет аналогов отечественного производства. С развитием гражданской и военной авиации были разработаны новые нормативы оснащения аэродромов пожарной техникой. В непосредственной близости от ВПП всегда несут дежурство стартовые пожарные автомобили быстрого реагирования (АБР), основной же запас огнетушащих веществ хранится в резервуарах активных пожарных автомобилей. Согласно требованиям ICAO эти машины должны за 30 секунд разгоняться до 80 км/ч, иметь высокопроизводительный насос подачи пены не менее 6000 л/мин. Именно с такими параметрами и были предложены отечественной гражданской и военной авиации автомобили Rosenbauer Panther.
Эта модель выпускается с 1991 года. За все время машина прошла несколько модернизаций. Последняя версия была разработана в 2015 году. На рынок выпускается две модификации: двухосный автомобиль с колесной формулой 4×4, оборудованный емкостью на 6200 литров и полной массой 26 тонн, и трехосная «Красная пантера» с шасси 6×6, полная загрузка которой 39 тонн. На российский рынок поставляются как раз более мощные автомобили. Их преимущества:
- вместимость цистерны – 12500 л;
- емкость пенобака – 1500 л;
- емкость отсека для порошка – 250 кг;
- производительность насоса – 9000 л/мин.
Красная пантера CA5
Автомобиль Rosenbauer Panther, который за его высокие скоростные качества прозвали «Красной пантерой», не имеет аналогов отечественного производства. С развитием гражданской и военной авиации были разработаны новые нормативы оснащения аэродромов пожарной техникой. В непосредственной близости от ВПП всегда несут дежурство стартовые пожарные автомобили быстрого реагирования (АБР), основной же запас огнетушащих веществ хранится в резервуарах активных пожарных автомобилей. Согласно требованиям ICAO эти машины должны за 30 секунд разгоняться до 80 км/ч, иметь высокопроизводительный насос подачи пены не менее 6000 л/мин. Именно с такими параметрами и были предложены отечественной гражданской и военной авиации автомобили Rosenbauer Panther.
Эта модель выпускается с 1991 года. За все время машина прошла несколько модернизаций. Последняя версия была разработана в 2015 году. На рынок выпускается две модификации: двухосный автомобиль с колесной формулой 4×4, оборудованный емкостью на 6200 литров и полной массой 26 тонн, и трехосная «Красная пантера» с шасси 6×6, полная загрузка которой 39 тонн. На российский рынок поставляются как раз более мощные автомобили. Их преимущества:
- вместимость цистерны – 12500 л;
- емкость пенобака – 1500 л;
- емкость отсека для порошка – 250 кг;
- производительность насоса – 9000 л/мин.