«обеспечить независимость ядерных сил»: почему москва отказывается от белорусских шасси для ракетных комплексов

Невостребованная «Вощина-1,5»

К счастью, в МО РФ не решились закрыть ряд работ по перспективным системам и комплексам ПВО. Головным разработчикам, ориентировавшимся на отечественную технику, были необходимы широкие шасси и тягачи, и их предстояло создать. На БАЗе невольно вспомнили о первоначальных планах и конструкторы в инициативном порядке взялись за реализацию первого этапа разработки широких СКШТ, которые для удобства назвали «Вощина-1,5» (этот шифр семейству официально не присваивали и не используют в документах). Летом 2009 года уже начали разрабатывать тягач БАЗ-6403.01.

По результатам работ с потенциальными заказчиками была выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины СКШТ для обеспечения возможности размещения, в том числе путем перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ, различных средств ЗРС «Триумфатор-М».

10 июня 2011 года БАЗ-6403.01 был показан министру обороны, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах

К сожалению, немногие обратили внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Судя по дальнейшему развитию событий, тот памятный показ мало что принес полезного – прежний министр обороны вряд ли что-то вообще понял из увиденного и услышанного, так как ЗАО «БАЗ» вынуждено было проводить типовые испытания нового тягача, в том числе в НИИЦе АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, за счет собственных средств. По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011-го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ-6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства)

По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011-го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ-6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства).

В рамках дальнейших работ по «Вощине-1» могут быть осуществлены разработки и изготовление других образцов модернизированных СКШТ с увеличенной габаритной шириной и для использования в составе систем и комплексов ВВТ. Предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать МО РФ перспективной техникой. Так, 1 февраля 2013 года на сайте военного ведомства появилась информация о посещении министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу главного командования СВ. Министру были продемонстрированы макеты перспективных образцов ВВТ для СВ. На одной из фотографий на переднем плане можно было увидеть шасси БАЗа, причем это широкая «Вощина-1,5». Данное шасси предлагается использовать под монтаж различных ВВТ, в том числе для СПУ ОТРК «Искандер» и перспективных ОТРК.

Невостребованная «Вощина-1,5»

К счастью, в МО РФ не решились закрыть ряд работ по перспективным системам и комплексам ПВО. Головным разработчикам, ориентировавшимся на отечественную технику, были необходимы широкие шасси и тягачи, и их предстояло создать. На БАЗе невольно вспомнили о первоначальных планах и конструкторы в инициативном порядке взялись за реализацию первого этапа разработки широких СКШТ, которые для удобства назвали «Вощина-1,5» (этот шифр семейству официально не присваивали и не используют в документах). Летом 2009 года уже начали разрабатывать тягач БАЗ-6403.01.

По результатам работ с потенциальными заказчиками была выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины СКШТ для обеспечения возможности размещения, в том числе путем перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ, различных средств ЗРС «Триумфатор-М».

10 июня 2011 года БАЗ-6403.01 был показан министру обороны, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах

К сожалению, немногие обратили внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Судя по дальнейшему развитию событий, тот памятный показ мало что принес полезного – прежний министр обороны вряд ли что-то вообще понял из увиденного и услышанного, так как ЗАО «БАЗ» вынуждено было проводить типовые испытания нового тягача, в том числе в НИИЦе АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, за счет собственных средств

По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011-го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ-6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства).

В рамках дальнейших работ по «Вощине-1» могут быть осуществлены разработки и изготовление других образцов модернизированных СКШТ с увеличенной габаритной шириной и для использования в составе систем и комплексов ВВТ. Предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать МО РФ перспективной техникой. Так, 1 февраля 2013 года на сайте военного ведомства появилась информация о посещении министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу главного командования СВ. Министру были продемонстрированы макеты перспективных образцов ВВТ для СВ. На одной из фотографий на переднем плане можно было увидеть шасси БАЗа, причем это широкая «Вощина-1,5». Данное шасси предлагается использовать под монтаж различных ВВТ, в том числе для СПУ ОТРК «Искандер» и перспективных ОТРК.

Прочие характеристики

При обзоре военного автомобиля БАЗ-5937, технические характеристики которого позволяли его использовать как в армейских целях, так и на местах стихийных бедствий, следует отметить еще ряд показателей. К ним относятся следующие:

  1. Оснащение шестнадцатью карданными валами, передающими крутящий момент на одноступенчатые бортовые и колесные редукторы.
  2. Наличие сухого двухдискового сцепления и блока отбора мощности на генератор, насос и компрессор.
  3. На все шесть колес устанавливается широкопрофильная камерная резина «ИД-Б284» (1200*500/508).
  4. Имеется система регулировки внутреннего давления в шинах (1-4 кгс/кв. см).
  5. Бак для горючего размещен слева перед задним колесом, его вместимость составляет 320 литров.

Чтобы понять, какая коробка передач на БАЗ-5937, следует отметить, что она механического типа, имеет пять ступеней, взаимосвязана с двухрежимной раздаточной системой, которая оснащена симметричным межбортовым дифференциалом с блокировкой.

Двигатель грузовика БАЗ-69092

Непосредственно за кабиной БАЗ-69092, в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032, мощностью 450 лошадиных сил, четырёхтактный, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов.

Технические характеристики мотора ЯМЗ-8491.10-032 в цифрах

  • Количество цилиндров – 8.
  • Рабочий объём цилиндров – 17.24 литра.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 140 мм и 140 мм.
  • Степень сжатия – 15,2.
  • Номинальная мощность – 450 л.с. (или 330,9 кВт).
  • Номинальная частота вращения – 2100 об/мин.
  • Частота вращения – 1200-1400 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент – 1764 Н•м (или 180 кгс•м).
  • Часовой расход дизтоплива – 76 литров.
  • Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
  • Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1.
  • Масса незаправленного смазкой двигателя, без коробки переключения передач – 1410 килограммов.

Конструктивные особенности данного мотора – следующие.

Система смазки: наличие водомасляного радиатора (ВМР) охлаждения масла, установленного непосредственно на двигателе, позволяющего поддерживать температуру масла в оптимальных пределах 80-ти градусов. При этом масло проходит между трубками, а охлаждающая жидкость – внутри трубок. Наличие двух масляных полнопоточных фильтров со сменными бумажными элементами.

  • редукционный клапан – 9…9,5 кг/см²;
  • дифференциальный клапан – 4…4,5 кг/см²;
  • перепускной клапан: разность давления 1,5-2,0.

Тип системы смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки коромысел клапанов, подшипники турбокомпрессора. ТНВД и регулятор частоты вращение, подшипники компрессора пневмотормозов.

Система охлаждения: присутствует гидродинамическая муфта привода вентилятора, 3 режима работы: автоматический «А» при t 72°…76°С; постоянный «П» или отключена «О». Температура охлаждающей жидкости – 70…90 градусов.

Система питания: наличие двух фильтров тонкой очистки дизтоплива (это бумажные элементы) и одного фильтра грубой очистки дизтоплива. Топливный насос высокого давления – восьмисекционный, с размерностью 12х14 мм, давлением впрыска дизтоплива 20 МПа.

Система впуска и выпуска отработавших газов: система турбонаддува с использованием турбокомпрессора марки К-36. Присутствие охладителя наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода-воздух» или «воздух-воздух».

Вспомогательные агрегаты: одноцилиндровый компрессор пневмотормозов.

Механизм газораспределения МГР: распределительный вал – 16 впускных и выпускных кулачков; роликовые толкатели, двигающиеся в направляющих; подвод масла через коромысла по штангам к толкателям; полые штанги с напрессованными наконечниками; вильчатые двуплечие коромысла впускных и выпускных клапанов; два впускных клапана 40Х10С2М 2 выпускных клапана из жаропрочного материала ст. 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), наплавлен стеллитом ВЗК.

Головки цилиндров: индивидуальные, алюминиевые, четырёхклапанные. Металлическая прокладка уплотнения «газового стыка» между головкой и гильзой цилиндра.

Кривошипно-шатунный механизм: коленчатый вал азотированный, стальной, пять коренных шеек, четыре шатунные шейки. Шатун – стальной: двутавровое сечение, прямой разъём, имеет скосы в верхней головке, масляный канал в верхней головке.

Поршни (выпускаемые по технологии и на оборудовании фирмы «Мале», Германия): отличаются высококремнистым алюминиевым сплавом, имеют три канавки под кольца, нерезистовую вставку из жаропрочного чугуна, полость под охлаждение маслом, масляные форсунки для подачи масла в поршень, выточки под клапаны.

Центральное расположение камеры сгорания. Чугунные кольца: 1-ое – двусторонняя трапеция, хромированное, бочкообразная рабочая поверхность; 2-ое – плоское, хромированное, минутное; 3-е – маслосъёмное кольцо, коробчатого сечения, хромированные рабочие кромки.

Привод агрегатов: все шестерни цилиндрические прямозубые. Присутствует нитроцементация.

Небольшая часть машин (обозначенная как БАЗ-69092-011) комплектуется аналогичным двигателем Тутаевского моторного завода – ТМЗ-8424.10-032, 450 л.с.

Герой по центру

Своеобразным символом его нынешнего положения является штандарт, который генералу вручил заместитель главы военного ведомства России Дмитрий Булагаков.

Известно, что Сергей Бибик в 1987 году окончил Ташкентское высшее танковое командное училище. В 2006-м, после учебы в Академии Генштаба перевелся в Западную группу войск, а позже — в Главное автобронетанковое управление минобороны, которое теперь возглавляет. В этом главке определяют военно-техническую политику в области развития, эксплуатации, ремонта бронетанкового вооружения и автомобильной техники. Кроме того, там занимаются планированием развития системы танкотехнического и автотехнического обеспечения Российской армии.

От этих планов напрямую зависит оснащенность воинских частей, в том числе в Центральном военном округе. В его руководстве тоже произошли изменения.

Президент РФ назначил новым начальником штаба ЦВО Героя России генерала Михаила Теплинского. Его перевод в Екатеринбург, выражаясь армейским сленгом, «горизонтальный». Прежде генерал занимал аналогичную должность в Южном военном округе. Его предшественник Евгений Устинов тоже не ушел со штабной работы, но ею он теперь будет заниматься в Воздушно-десантных войсках.

В отличие от некоторых нынешних военачальников Золотую Звезду Теплинский получил не за Сирию и не в звании генерала. Героем он стал в 1995-м за бои на Кавказе, будучи еще старшим лейтенантом, командиром разведроты. Так совпало, что представление нового начштаба округа совпало с днем инноваций, т.е. с массовым поступлением в ЦВО усовершенствованного арсенала. «Округ практически в полном объеме обеспечен вооружением и военной специальной техникой. В настоящее время 51 процент всего вооружения военной техники составляют новые образцы», — заявил по этому поводу Теплинский. На специальной выставке в Екатеринбурге в этот день было представлено свыше трех десяток новинок. В том числе зенитный пушечно-ракетный комплекс «Панцирь-С1», аппаратура радиоэлектронной борьбы «Красуха-С4», разведывательная химическая машина РХМ-6, бронеавтомобиль для спецназа «Тигр», а также уникальный многофункциональный оптико-электронный комплекс разведки «Ирония». Он позволяет в режиме реального времени вести наблюдение за местностью на удалении до 10 км от собственных позиций.

Новым начальником штаба Центрального военного округа стал Герой России генерал Михаил Теплинский. Звезду Героя он получил еще в 1995-м, будучи старшим лейтенантом за бои на Кавказе

Стоит также упомянуть о генерал-лейтенанте Сергее Рыжкове, которого президент назначил командующим знаменитой 58-й общевойсковой армии Южного военного округа и которому также вручили штандарт. Подчиненное Рыжкову объединение по праву считается одним из наиболее боеспособных в наших Вооруженных силах. Достаточно сказать, что в 2008 году его солдаты и офицеры во многом способствовали успеху операции по принуждению Грузии к миру.

Рулевое управление

Данный конструкционный блок имеет принцип действия червячного типа с гидравлическим усилителем, плавучесть средства обеспечивают заслонки водометов и непосредственно колеса. Показатель грузоподъемности шасси находится в пределах 7,5 тонн. При этом предельная скорость движения по дорогам — 70 км/час, на плаву — 8 километров в час.

Дополнительное оборудование, имеющееся на базе шасси БАЗ-5937:

  • Фильтровентиляционная установка общего типа.
  • Тепло-вентиляционная система ОВ-65Г.
  • Узлы отлива воды.
  • Танковые переговорные приспособления «Р-124».
  • Автоматическая противопожарная система «Роса».
  • Устройства радиационной разведки и специальной обработки информации.
  • Наблюдательные приборы «ТНПО170А» для передвижения по воде, устройства ночного видения.

Кроме того, на базе шасси устанавливалось автономное электроснабжение с газовой турбиной.

С кабинами увеличенного объёма

Заказчикам требовались шасси нового семейства с кабинами увеличенного объёма, обеспечивающими возможности размещения дополнительного оборудования, спальных мест, второго ряда сидений. С началом работ по шасси с «большой» кабиной, чтобы отличить их от шасси с «малыми» кабинами, в конце 1990-х гг. в официальных документах стали употреблять название «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма». Опытный образец специального колёсного шасси с такой кабиной должен был стать седьмым, изготовленным в рамках семейства, и одновременно пятым образцом, который завод должен был представить на государственные (приёмочные) испытания.

Из-за высокой загруженности конструкторов другими работами к разработке документации для изготовления опытного образца «СКШ 69091 с кабиной увеличенного объёма» реально приступили в декабре 2000 г. Работы по шасси с большой кабиной уже велись, и каким-то образом новую модель нужно было отличать от ранее изготовленного образца БАЗ-69091, но обозначение нового шасси все ещё не было согласовано с ГАБТУ. Поэтому руководство конструкторско-экспериментального отдела было вынуждено принять самостоятельное решение о закреплении ранее выданного Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) индекса 6910 за всеми шасси семейства «Вощина-1» с кабинами увеличенного объёма.

Научно-технический комитет автомобильной техники ГАБТУ долго не соглашался на увеличение модельного ряда семейства. В самом начале 2002 г. в НАМИ завод провёл перерегистрацию индексов, и шасси БАЗ-6910 было «привязано» к кабинам увеличенного объёма. Лишь весной 2004 г. представители промышленности смогли убедить Заказчика в том, что нужно вводить новое обозначение. Изменилась и позиция военных – официально решением межведомственной комиссии для брянских шасси с кабинами увеличенного объёма был введён новый индекс 6910.

Армения дошла до «Эльбруса»: Ереван применил в Карабахе свое самое мощное оружие

Война в Нагорном Карабахе далека от совершенства не только с точки зрения оперативно-тактического искусства военачальников, но и по использованию имеющегося у двух сторон конфликта вооружений. При наличии современных технологий и новейших образцов военной техники, что Азербайджан, что Армения (в большей степени) используют «железо» произведенное ещё в советские времена, то есть как минимум 30 лет назад, а то и больше. Ереван сейчас пустил в ход оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Эльбрус», которые перестали выпускать ещё в 1987 году.

Две такие ракеты были запущены с территории Карабаха совсем недавно — в Сети появилось видео парного старта, что свидетельствует о желании нанести противнику максимальный урон мощным огневым воздействием. Ранее сообщалось ещё о как минимум двух случаях использования этих ОТРК армией Армении за последнее время.

Само название ракеты «Эльбрус» не то чтобы подзабылось, оно и раньше было, как говорится, не на слуху. В ходу у ракеты Р-17 с индексом 8К14 было другое название, которое пошло от классификации НАТО Scud — знаменитые на весь мир «Скады». Советские ракетчики между собой называли эту жидкостную одноступенчатую баллистическую ракету «керосинкой». А собственно «Эльбрус» — это ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72. Таких, как известно, у Армении на момент начала нынешнего конфликта было 8 комплексов. И теперь им нашлось применение.

Кабина БАЗ-69092

Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В базовой комплектации она делается из листового металла и не имеет никакой дополнительной защиты. Но при производстве определённых модификаций шасси возможна установка дополнительных бронированный панелей, которые прикрывают часть проекций и защищают экипаж от пуль и осколков.

Кабина БАЗ-69092 отличается развитым лобовым и боковым остеклением. Доступ в кабину производится через бортовые двери. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также кабина автомобиля может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и так далее.

Внутри кабина аскетичная, что традиционно для всех армейских грузовиков. Видно, что с советских времён требования военных не сильно изменились, хотя кресло водителя – регулируемое, и некоторых демонстрируемых Брянских автозаводом машинах в кабине имеется кондиционер.

Особенности

Помимо ЗРК «Витязь» в состав обороны воздушно-космического направления войдут комплексы С-400, С-500, С-300Е и устройство столь небольшого радиуса действия как «Панцирь».

На этапе конструирования ЗРК «Витязь» решили использовать наработки по экспортной модификации КМ-SAM, который тоже разрабатывался в бюро «Алмаз-Антей» и был ориентирован на рынок Южной Кореи. Однако активный этап разработок начался лишь тогда, когда компании удалось выиграть международный тендер у французских и американских конкурентов. Также они вели разработки в плане средств ПВО для Сеула.

Финансирование процесса осуществлялось заказчиком, что позволяло продолжить работу над проектом в оптимальном режиме. В этот период большинство комбинатов оборонного комплекса выживало на отечественном рынке только за счет заказов на экспорт. Сотрудничество с корейцами позволило не просто продолжить процесс создания нового комплекса, но и получить бесценный опыт в плане дальнейшего освоения современных технологий. Это во многом связано с тем, что Южная Корея предоставляла доступ российских конструкторов к заграничной базе компонентов и даже активно помогала их осваивать. Это во многом помогло разработать подобную конструкцию с многоцелевом профилем.

Исторические факты

Стартовые партии имели укороченные корпуса и плоскую лобовую панель, при этом световые элементы монтировались в защитных ограждениях с боков контрольного отсека. С развитием серийного выпуска единственными внешними изменениями машины БАЗ-5937 стала удлиненная фронтальная остроносая часть остова с вмонтированными фарами, а также добавочные окна кабины по углам, позволяющие увеличить обзорность.

Объединяет все варианты единый размер колеи — 2,27 м, клиренс – 43 см, радиус поворота – 12 м. Техника успешно преодолевала рвы по два метра, тридцатиградусный подъем. Усредненный расход горючего – порядка 40 литров на сотню километров.

Прототипы рассматриваемой техники разработаны в 1969–1970 годах. Серийный выпуск официально утвержден в 1972 г. Готовые модификации проходили тестирование на герметичность в специальной дождевой камере или на открытых водоемах. К стандартным минусам всех машин относится повышенный износ шин и низкая экономичность силовой установки.

Исторические факты

Стартовые партии имели укороченные корпуса и плоскую лобовую панель, при этом световые элементы монтировались в защитных ограждениях с боков контрольного отсека. С развитием серийного выпуска единственными внешними изменениями машины БАЗ-5937 стала удлиненная фронтальная остроносая часть остова с вмонтированными фарами, а также добавочные окна кабины по углам, позволяющие увеличить обзорность.

Объединяет все варианты единый размер колеи — 2,27 м, клиренс – 43 см, радиус поворота – 12 м. Техника успешно преодолевала рвы по два метра, тридцатиградусный подъем. Усредненный расход горючего – порядка 40 литров на сотню километров.

Прототипы рассматриваемой техники разработаны в 1969–1970 годах. Серийный выпуск официально утвержден в 1972 г. Готовые модификации проходили тестирование на герметичность в специальной дождевой камере или на открытых водоемах. К стандартным минусам всех машин относится повышенный износ шин и низкая экономичность силовой установки.

Силовая установка

Для контроля поворотного радиуса техники колеса на крайних осях являются направляемыми. Подобная схема снизила сопротивляемость при криволинейном движении. Военный автомобиль БАЗ-5937 имеет шестицилиндровый дизельный силовой агрегат 5Д20Б-300 (производитель — Барнаульский транспортный машиностроительный завод).

Мощность мотора составила триста лошадиных сил, используется система охлаждения жидкостного типа. Конструктивная особенность расположения радиатора заключается в его горизонтальном монтаже над мотором. Запуск установки производится двойным способом: электростартером или при помощи подачи воздуха из баллона высокого давления.

Другая техника

Трактора

Формула для тракторов имеет свои особенности. Нередко встречаются варианты 4к2, 4к2а, 4к4б. Как и в случае с автомобилями, первая цифра указывает на количество колес, вторая на ведущие. Литера А после цифры сообщает о меньшем диаметре передней колесной пары, Б о равных диаметрах передних и задних колес.

Автогрейдеры

Автогрейдер – прицепная или самоходная машина, предназначенная для перемещения и разравнивания сыпучих материалов, снега. В колесной формуле для автогрейдеров указывается количество осей. Возьмем запись типа АхБхВ, где:

  • А – число управляемых осей;
  • Б – количество ведущих осей;
  • В – общее количество.


Таким образом формула 1х2х2 читается как: полноприводный, двухосный грейдер с одной поворотной осью.

Корпусные плавающие СКШ: ММЗ и БАЗ

Как и прежде, в зоне моего особого внимания – специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ). Напомню, в прошлом году главной новинкой «Армии-2019» было корпусное специальное колёсное шасси (СКШ), которое представил Брянский автомобильный ). По поступающей информации, на БАЗе критику военачальников Минобороны России и специалистов восприняли весьма болезненно. Замечу, до сих пор не поступила информация о том, какое официальное имя присвоили этому шасси, зато заводские острословы придумали ему ещё одну кличку: «неплавуха». Теперь в Брянске ускоренными темпами идёт разработка корпусного плавающего СКШ.

Два оборонных завода – БАЗ и ММЗ, оба входят в более крупные холдинги (соответственно в Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и Концерн «Калашников»), но велики отличия в менталитете. В прошлом году мне посчастливилось застать момент, когда брянское корпусное СКШ осматривал Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации (ГРАУ) генерал-лейтенант Николай Паршин. Ни одного конструктора шасси рядом с образцом не было, все двери и люки шасси были задраены наглухо… на вопросы не были получены ответы, в итоге вердикт, по сути, отрицательный.

В этом году картина совершенно противоположная: приятным фактом было постоянное присутствие рядом с СККШ-586-10 конструкторов ОКБ-40 на протяжении всех дней проводившегося МВТФ «Армия-2020». Любой посетитель Форума мог не только посидеть в кабине, но и получить грамотную техническую консультацию. А поговорить было о чём

Такое ответственное отношение к делу не осталось незамеченным; могу с определённой долей осторожности предсказать: основной Заказчик уже сделал свой выбор. Кстати, в раздававшихся информационных листовках можно прочитать о том, что разработка и дальнейшее производство корпусных СКШ является перспективным направлением развития АО «ММЗ» и Группы в целом

Тема корпусных плавающих СКШ сверхактуальна, поэтому технические задания (ТЗ) на разработку получили несколько российских заводов, конкуренция усилилась. ТЗ получили, но денег на НИР Заказчик не выделил, поэтому пока все заводы ведут работы в инициативном порядке. В такой ситуации многое зависит от управляющих компаний. Если деятельность входящих в холдинги заводов хорошо спланирована, к работам привлечены не эффективные менеджеры, а специалисты, определены графики работ и требуемое финансирование выделяется без задержек – будет и положительный результат. Мне неизвестно, насколько АО «ММЗ» обеспечено финансированием по проводимым НИОКР, но, поговорив с конструкторами, стало понятно: все остальные условия соблюдаются.

Конструкторы ММЗ, не обладая богатым опытом, на данном этапе работ нашли правильные технические решения и некоторые из них реализовали «в металле». Но теперь надо проверить СККШ-586-10 в реальных условиях, а это кропотливые испытания с неизбежной доработкой образца.

Конструкция СККШ-586-10 изобилует новыми техническими решениями. Одно из них – гидропневматическая подвеска (ГПП). Но почему-то в распространяемой информации о СККШ-586-10 рекламщики АО «ММЗ» не выделили эту главную инновацию. Наличие ГПП выгодно отличает новое шасси от всех ранее созданных плавающих корпусных СКШ: можно менять дорожный просвет СККШ-586-10 в диапазоне 220–520 мм (а это позволяет машинам из состава зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) проезжать, например, под мостами – при минимальном клиренсе).

Во всём мире знают, что лучшие в мире ЗРК Сухопутных войск малой (семейство «Тор») и средней (семейство «Бук»/«Куб») дальности монтируются на военных гусеничных машинах (ВГМ), изготовленных в Мытищах. Следует заметить, что на некоторых моделях серийных ВГМ применяется ГПП всех катков с системой регулирования положения корпуса, обеспечивающая шасси высокую плавность хода и позволяющая длительно передвигаться с высокими скоростями по всем видам дорог. Мытищинские машины с ГПП уже давно служат в войсках, у конструкторов ОКБ-40 есть достаточный опыт эксплуатации ВГМ, каких-то проблем с ГПП на СККШ-586-10 не предвидится.

СККШ-586-10: левый и правый водомёты. Высокоэффективные водомётные движители обеспечивают управление шасси в режиме плава

Справочно: корпусные шасси БАЗ

В семейство шасси БАЗ-5937 входят три модели корпусных СКШ:

  • БАЗ-5937 – для монтажа боевой машины 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса» и его модификаций;
  • БАЗ-5938 – для монтажа оборудования машины технического обеспечения 9В210 ЗРК 9К33 «Оса»;
  • БАЗ-5939 – для монтажа оборудования ТЗМ 9Т217 ЗРК 9К33 «Оса» и его модификаций.

Шасси семейства БАЗ-5937 находятся на вооружении ВС РФ. Юридически производство не прекращалось; фактически не выпускаются с начала 1990-х.

В семейство шасси БАЗ-5921 входят следующие модели корпусных СКШ:

  • БАЗ-5921 – для монтажа СПУ ТРК 9К79 «Точка», 9К79-1 «Точка-У» и других объектов ВВТ;
  • БАЗ-5922 – для монтажа ТЗМ ТРК 9К79 «Точка», 9К79-1 «Точка-У». Шасси семейства находятся на вооружении ВС РФ. Юридически производство не прекращалось; фактически не выпускаются с начала 1990-х гг. Осуществляется модернизация и доработка шасси, поступающих с баз хранения МО РФ.

На базе семейства разработаны следующие образцы СКШ:

  • БАЗ-5921М – вариант шасси БАЗ-5921 с двигателем КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Шасси не прошло испытания из-за перегрева двигателя;
  • БАЗ-5922М – вариант шасси БАЗ-5922 с двигателем КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Шасси не прошло испытания из-за перегрева двигателя;
  • БАЗ-59222 – несколько доработанных СКШ БАЗ-5922 были переделаны в аварийно-спасательные машины и получили новый индекс 59222;
  • БАЗ-59223 – специальное транспортное средство для перевозки людей и грузов в районах с большим количеством водоёмов. Изготовлено два образца путём ремонта и дооборудования шасси БАЗ-5922, ранее не реализованных МО РФ, присвоен новый индекс – 59223.

В семейство шасси «Основа-1» входят две модели корпусных СКШ:

  • БАЗ-6944 – для монтажа СПУ и ТЗМ ОТРК 9К714 «Ока»;
  • БАЗ-5947 – для монтажа СПУ ТРК типа «Точка», «Точка-У» и других объектов ВВТ.

СКШ БАЗ-6944 снято с производства в 1988 г.

СКШ БАЗ-5947 серийно не выпускали, был изготовлен опытный образец.

Семейство СКШ «Основа-1» снято с вооружения остановлением правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1091.

В семейство шасси «Вощина» входят три модели корпусных СКШ:

  • БАЗ-6948 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-М»;
  • БАЗ-69481 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-У»;
  • БАЗ-69441 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-М».

Корпусные СКШ семейства «Вощина» серийно не выпускали, были изготовлены только опытные образцы.

Используя наработки по семействам «Основа-1» и «Вощина», были разработаны и изготовлены опытные 5-осные корпусные СКШ:

  • БАЗ-69481М – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Волга»;
  • БАЗ-69481ТГМ – образец с газотурбинным двигателем.

Испытания опытных образцов 5-осных корпусных СКШ не были завершены.

Трансмиссия и КПП

Коробка передач БАЗ-5937 оснащена встроенным дифференциалом, крутящий момент передается при помощи механики, имеется бортовая схема рассредоточения мощности. Трансмиссионный блок направлен на взаимодействие с колесами обоих бортов.

Блок подвески колес – независимого типа, торсионный, оборудован поперечными рычагами. Такая конструкция дает возможность значительно повысить плавность хода, а также развить скоростной показатель по бездорожью и пересеченной местности. Колеса оснащены системой корректировки воздушного давления. Тормозной узел представляет собой колодочную, герметизированную комплектацию с усилением пневмогидравликой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: