Таблица производителей автомобилей

Чем заменят ушедшие бренды?

Параллельный импорт

Крупные дилерские холдинги наладили поставку новых легковых автомобилей привычных россиянам брендов. Например, «КЛЮЧАВТО» в конце октября официально объявил о регулярном экспорте автомобилей по схеме параллельного импорта. Этот продавец готов предложить бренды Японии, США и Европы — Toyota, Lexus, Mazda, Suzuki, Mercedes, Porsche, BMW, Land Rover.

Группа компаний «Прагматика» также привозит автомобили из-за рубежа, в том числе и бренд Kia Казахстанской сборки. Как рассказал руководитель отдела параллельного импорта Андрей Чекуров агентству «Автостат», компания ориентирована на профильные бренды в своем портфеле. Второе направление у компании – ввоз электрокаров. Это стало выгодно благодаря сниженным таможенным пошлинам.

Группа компаний «АВИЛОН» также успели наладить поставки машин по схеме параллельного импорта. В основном поставляют Range Rover, Land Rover Defender, Range Rover Sport, нового Jeep Grand Cherokee, Audi Q5 e-tron.

В том числе на рынке появляются модели, которые были ранее недоступны — Volkswagen ID.6, Volkswagen Bora, Skoda Kamiq, Hyundai Bayon, Toyota Rush и многие другие.

Дилеры привозят автомобили из разных стран. География обширна, рассказывает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. ОАЭ, Республика Корея, Сербия, Мексика, Казахстан, Киргизия. Доставка автомобилей по параллельному импорту совершается из любых стран, в которых поставщик предлагает наиболее выгодные условия и для клиента, и для дилера.

Ремонт в помощь

Существенным резервом для автомобильной отрасли РФ и СНГ является реанимация и развитие способов и методов ремонта/восстановления подшипников, бывших в эксплуатации. Сотни тысяч мужчин поколения 40+ припомнят советы и приемчики «гаражных кулибиных» в 1970-1990-х. Сотрудники «Онлайн Патент» лично помнят не один случай ремонтных работ отцами и дедами своих любимцев — «Побед», «Жигулей», «Волг», «Москвичей», «Запорожцев».

Сегодня в рунете существует десятки сайтов с лайфхаками по ремонту подшипников для автомобилей. Поисковая машина «Яндекс» выдаёт 6 млн сообщений на запрос «подшипник качения ремонт». На аналогичный запрос «Яндекс. Патент» информирует о 1370 документах за период 1936-2022 гг. с пиком в 63 патента в 2016 году. 

Например, в 2021 г. автор и патентообладатель Шаповал Александр Николаевич получил патент № «Способ ремонта узлов подвижных соединений, деталями которых являются подшипники и втулки для почвообрабатывающей и посевной техники» (изношенные детали узлов подвижных соединений заменяют на ремонтные детали из полимерных композитных материалов, компонентами которых являются полиамид 50-95% и углеродное волокно или графит в любой форме 5-50%). 

Липецкий государственный технический университет усилиями 6 авторов получил патент № «Композиция для покрытия металлических изделий» (описан композит для покрытия металлических изделий в узлах машин, включающая лак Ф-40, представляющий собой раствор композиции каучука и модифицированной фенольной смолы в органическом растворителе и углеродные нанотрубки марки «Таунит-М»). 

Пензенский государственный университет запатентовал «Способ контроля технического состояния механизмов» (использована оценка вибрационного состояния объекта контроля в условиях априорной неопределенности относительно предельно допускаемых значений параметров вибрации подшипников) №.

Из приведенных примеров видно, что в ремонте находят применение самые современные материалы — полимеры полиамидной группы типа кевлара, углеродные волокна и углеродные нанотрубки.

Читайте в нашем журнале:Рожденный в СССР: история создания мобильного телефона

LADA

Эта одна из самых известных отечественных автомобильных марок в мире, которая была разработана и запущена в 60-х годах, которая до сих пор производится и выпускается. В Советские годы компания «Автоваз» была крупнейшим производителем автомобилей Лада, большая часть из которых поставлялась на экспорт в Западную Европу. Напомним нашим читателям, что первые модели Лада были разработаны на базовой основе Итальянских автомобилей Фиат. Внешне по виду некоторые модели Жигулей были очень похожи на автомобили Итальянской марки. 

Тем не менее, несмотря на их схожесть первые автомобили Лада на самом деле не были Итальянскими Фиатами. Это был реально наш Российский автомобиль внешний дизайн которого и был «списан» с известных автомашин Фиат.

Да, безусловно, Лада это не БМВ и не Мерседес. Но руководство компании и не рассчитывало делать ставку на так называемую изысканность и мощность. Главный расчет руководства был понятен, произвести на свет простой и надежный автомобиль, который сможет доставлять граждан из пункта «А» в пункт «В», предлагая водителю машины оптимальную манёвренность и комфорт на дороге.

Не многие мировые автопроизводители могут похвастаться производством таких моделей, которые впервые были выведены на авторынок более 40 лет назад. К примеру, «Автоваз» только недавно снял с серийного производства модели «Ваз-2105» и «Ваз-2107». Старая классика в различных своих версиях (модели 2101, 2102, 2103 и 2104) разошлась по всему миру 20 миллионным тиражом. И лишь только в 2012 году руководство компании приняло решение полностью остановить производство старых моделей машин. 

Самой популярной моделью из всех классических Жигулей стала модель «Ваз-2105», которая была создана на базе 124-й модели Fiat 1966 года. Классика «Автоваза» ценилась среди населения за низкую стоимость и за простую конструкцию. 

С самого начала компания «Фиат» была главным партнером компании «Автоваз». В наши дни генеральным партнером завода является группа компаний «Renault-Nissan». Сегодня автомобильный завод «Автоваз» обновил модельную линейку своей продукции. В наши дни на заводе выпускаются: «Лада Гранта», «Лада Калина», «Лада Ларгус», «Лада Приора» и внедорожник «Нива 4×4». Также совсем скоро начнется серийное производство новых моделей «Лада Веста» и «Лада X-Ray».

Ваз 2101 Ваз 2102 Ваз 2103
     
Ваз 2104 Ваз 2105 Ваз 2106
     
Ваз 2107 Ваз 2108 Ваз 2109
     
Ваз 21099 Ваз 2110 Ваз 2111
     
Ваз 2112 Ваз 2113 Ваз 2114
     
Ваз 2115 Лада Калина Лада Приора
     
Лада Гранта Лада Ларгус Лада Веста
     
 
Нива 4×4 Лада X-Ray  

Динамика продаж по автомобильным брендам

Массовый сегмент. Продажи выросли только у Exeed — плюс 251%. Аналитики связывают такой рост бренда с низкой прошлогодней базой.

Продажи автомобилей других марок снизились, а у некоторых — катастрофически снизились. В самом низу оказались популярные европейские и японские марки, а также отечественная LADA.

Премиальный сегмент. Продажи выросли только у Genesis — плюс 87%. Этот успех также связан с низкой прошлогодней базой. У остальных брендов катастрофа.

Рис.3. Динамика продаж по автомобильным брендам. Инфографика: Дмитрий Лавренёв

Несмотря на жесткое падение, лидером по количеству продаж осталась отечественная LADA. Продано 73164 автомобиля этой марки. Далее следуют корейские KIA (45003 штук) и Hyundai (37183 штук).

Среди отдельных моделей автомобилей мощный рост показал китайский Haval Jolion — плюс 635%. Наибольшее падение продаж у LADA Granta — минус 69%.

Рис.4. Лидеры и аутсайдеры по маркам и моделям. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

КАМАЗ

Камский автомобильный завод выпускает автотранспорт под маркой- «Камаз». Компания специализируется на производстве тяжелых автотранспортных средств и другой автотехники. Эта компания была основана в 1969 году. Впервые серийное производство автомашин началось в 1970 году. Это на сегодня не только один из лучших автопроизводителей грузовых машин в нашей стране, но и один из лучших автопроизводителей грузовых машин в мире. Автомобили «Камаз» на протяжении долгого времени остаются бессменными лидерами и победителями в регулярных гонках Париж-Дакар.

Благодаря этим гонкам фирма «Камаз» и ее автмашины завоевали репутацию безопасных, надежных и мощных автомобилей. В настоящий момент этот автозавод выпускает 260 грузовых машин в день. В год компания «Камаз» производит 93 тыс. 600 автомобилей.

Самые популярные Российские марки автомобилей.

Хотя Российские марки автомашин не могут сравниться с Немецкими, Американскими и Японскими автомобилями и с выпускающими их компаниями, все-же они, тем не менее являются такими же важными игроками в мировой автопромышленности. В Советские годы отечественные автомобили играли огромную роль для нашей страны и пользовались так сказать сверхпопулярность. В сегодняшнее наше время популярность Отечественных автомобильных марок в стране падает, хотя, с согласно приводимой статистике продаж новых автомобилей надо отметить, что некоторые из этих марок машин Российского происхождения по-прежнему остаются в достаточной степени популярными по своим продажам.

Несмотря на снижение популярности отечественной автотехники и наступлению огромной конкуренции в мире, нельзя сбрасывать со счетов наши Российские автомобили. Многие автомобильные компании страны после долгих лет своего упадка медленно и постепенно начинают развиваться в верном направлении. Именно поэтому наши отечественные автомобили сегодня достойны упоминания о них. В целом и в частности не нужно также сбрасывать со счетов и наш рынок автомобилей, так как наша отечественная автотехника имеет на сегодня колоссальный потенциал в развитии. Несмотря на огромный спад продаж новых автомобилей в стране, Российский авторынок по-прежнему остается и входит в десятку самых крупных рынков мира. Примечательно и то, что это достижение стало для нас возможным за короткий срок времени.

Уважаемые читатели, сегодняшней статьей мы открываем серию публикаций, которые будут посвящены всем автомобильным маркам машин в мире. В каждой новой статье мы будем рассказывать об автомобильных брендах каждой страны, которая известна своими автомобилями во всем мире. Конечно, нашу первую публикацию мы посвящаем именно Российским маркам автомобилей, которые 30 — 50 лет назад открыли новую эру в отечественном автопроме и некоторые из которых до сих пор известны многим гражданам своими новыми марками машин.

Производство приостановлено на неопределенный срок

Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус

Автомобили Hyundai производят на автопредприятии в Санкт-Петербурге. Официально бренд с рынка не ушел и завод формально продолжает работать. Однако с марта месяца Хендэ Мотор приостановил производство и продлил простой до начала декабря. Причина – отсутствие комплектующих из-за проблем с логистическими поставками. До весны на предприятии выпускались седан Solaris и кроссовер Creta. Также на заводе сходили с конвейера автомобили Kia Rio и Kia Rio X

В середине октября появилась информация, что автозавод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» может быть в скором времени законсервирован.

Автотор

На «Автоторе», который расположен в Калининграде, выпускались автомобили под брендами Kia, Hyundai, BMW. В конце сентября завод завершил производство автомобилей Kia и Hyundai из имеющихся комплектующих. BMW при этом и вовсе не выпускается с марта месяца.

Известно, что «Автотор» в первом квартале 2023 года начнет производство машин новых брендов. Какие именно модели будут выпускаться, пока непонятно. Известно, что речь идет о двух-трех моделях, которые востребованы на рынке. Кроме того, в следующем году планируется выпуск первой партии электромобилей, на которых будут установлены аккумуляторы от «Росатома».

ПСМА РУС

Автомобильный завод «ПСМА РУС», расположенный в Калуге производил автомобили сразу нескольких брендов. Среди них Mitsubishi, Peugeot, Citroen и Opel.

Концерн Stellsntis, который объединяет в себе бренды Peugeot, Citroen и Opel объявил о приостановке деятельности в России. При этом в феврале руководство концерна не исключило перенос производства из нашей страны.

Mitsubishi также приостановил производство своих автомобилей на территории России. На калужском предприятии с конвейера сходили два автомобиля кроссовер Outlander и рамный внедорожник Pajero Sport

Почему падение российского автопрома в 2022 году неизбежно

Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) предполагает 850 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с 1,7 млн в 2021 г. Широкие массы автолюбителей отказались от планов новых покупок и отложили перепродажу подержанных автомобилей.

Статистика дает такие цифры: по итогам апреля 2022 года в России было куплено 28 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3 раза меньше мартовского (78,9 тыс. шт.) и в 6 раз меньше, чем в апреле 2021 года (171,4 тыс. шт.). Чаще всего покупали новые легковые автомобили марок LADA, Kia, Hyundai и Renault, на долю которых в общей сложности пришлось более 53%. Первые 3 позиции в модельном рейтинге апреля заняли Granta, Vesta и Niva.

В средней перспективе закупщики автозаводов активно работают над замещением европейских компонентов азиатскими или обеспечением поставки деталей через другие юрисдикции, которые не подвержены международным санкциям. Новые логистические схемы могут быть выстроены ко 2-му полугодию. В частности, ООО «Торговый Дом «ПЕКАР» (бывший АО «Санкт-Петербургский карбюраторный завод») наращивает поставки запчастей из Китая.

Стратегически же гражданский автопром находится в концептуальной яме (что прямо признаёт Стратегия развития автопрома до 2025 г.): спроса внутреннего рынка недостаточно для всестороннего и конкурентоспособного развития собственного производства полного цикла. Правда, «гражданка» может притулиться к «военке», как это было в советское время. 

Такую схему реанимировать легко, поскольку в промышленности трудится примерно 1 млн специалистов среднего звена советской выучки и подсанкционного производственного опыта (знаменитая система CoCom от англ. Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom — международная организация, созданная в 1949 г. для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны).

Уже происходит наращивание производственных мощностей ВПК и некоторых субподрядчиков. В этом аспекте реанимируется несколько советских ГПЗ, в частности по программе с ПАО «КАМАЗ». С появлением стратегических инвесторов обновляется оборудование (а ведь удалось сохранить конструкторскую документацию, технологические процессы и отчасти — квалифицированные кадры).

Китай подставил плечи

Только стратегическое партнёрство с нашим надёжным союзником — Китаем — позволит стабилизировать автопром РФ на горизонте планирования до 2050 г. 

Товарооборот России и Китая в январе — апреле вырос в годовом исчислении на 25,9%, сообщило Главное таможенное управление КНР.

Для сравнения: ввоз германской продукции в Россию в марте упал на 58% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года (информация Восточного комитета германской экономики OAOEV).

В то же время немецкие компании «испытывают трудности в оперативной обработке существующих заказов из-за нехватки важных промежуточных продуктов и сырья», — заявил в середине мая Тимо Волльмерсхойзер, руководитель отдела экономических прогнозов Ifo*. Из-за войны на Украине и ковида в Шанхае автопром ФРГ в наихудшем положении, например, не хватает электропроводов.

*Институт экономических исследований (нем. Institut fur Wirtschaftsforschung)

В апреле китайская автокомпания Chery заявила об открытии второго в России регионального склада автомобильных запасных частей, компонентов, аксессуаров и расходных материалов в Красноярске (пока по доступному ассортименту аналогичен складу, который действует в Московском регионе). На нем уже размещено более 10 тыс. наименований запасных частей (всего около 1 млн единиц). 

Главное: китайские производители системно наращивают объемы выпуска и ассортимент промышленных подшипников. Так, один из крупнейших и известнейших китайских производителей подшипников Zhejiang Tianma 22 февраля провел церемонию закладки фундамента нового производства. Общий объем инвестиций составил $520 млн. Новое производство будет оснащено современными режущими и шлифовальными обрабатывающими центрами, всего более 1000 комплектами оборудования. Производительность достигнет 25 млн ед. подшипников в год, в том числе для автомобилей.

Под эгидой КНР несколько подшипниковых заводов из стран Юго-Восточной Азии создали партнерство для совместного продвижения их продукции. Они договорились производить подшипники под единым международным брендом BS Bearing. Сейчас в этом партнерстве более двух десятков производителей подшипников и их компонентов, которые работают по единым стандартам. 

Заводы расположены в Китае, Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и в других странах. Ассортимент BS Bearing включает все основные серии стандартных промышленных подшипников. Подшипники BS Bearing являются достойной альтернативой дорогостоящей продукции от западных и японских брендов. В мае активизировались поставки в РФ, в частности в 30 региональных филиалов торговой компании «Подшипник.ру».

Рынок легковых автомобилей

За шесть месяцев 2022 года продажи легковых автомобилей упали на 56% по сравнению с первым полугодием 2021 года. Продажи легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей снизились на 39% и 19% соответственно. Рост продаж автобусов на 5% аналитики АВТОСТАТ связывают с поступлением госзаказов.

Рис.1. Автомобильный рынок по сегментам. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Уже в январе-феврале продажи легковых автомобилей стали сокращаться, однако отрицательные показатели не казались катастрофическими. В марте рынок рухнул, а в апреле-июне продажи практически остановились. В конце июня — начале июля рынок начал медленно восстанавливаться.

Рис.2. Продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2022 года. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

МОСКВИЧ

Еще одна популярная Российская марка машины. Внешне этот автомобиль не отличался какими-то стильными линиями, из-за чего дизайн машины получился и был скучным. Тем не менее, это не повлияло на саму популярность автомобилей, которые выпускались под этим брендом очень долго. Это был воистину народный автомобиль в нашей стране.

Самыми популярными моделями за всю историю существования этой марки стали автомобили следующих серий: «408», «412» и «2142».

Производство автомобилей Москвич стартовало еще в довоенные годы, но машина не пользовалась успехом, и так продолжалось до 1949 года, когда в серийное производство поступила первая современная модель Москвича под серийным номером «400». После Великой победы во второй Мировой войне наша страна, захватившая Германию, получила в свое распоряжение завод «Опель», который располагался в Бранденбурге. Именно благодаря технологиям фирмы-завода «Опель» компания «АЗЛК» и выпустила свою первую модель машины- Москвич 400, который был создан и построен на базе автомобиля Opel Kadett.

Самую большую известность авто-бренд «Москвич» получил в 70–80-е годы, когда экономика СССР росла и развивалась. Но, к сожалению, пережив распад Советского союза данная марка машины не дожила до наших дней. В 2002 году фирма «Москвич» была объявлена банкротом. В 2006 году компания «Рено» приобрела у нашей страны некоторые производственные линии автозавода «АЗЛК» находившиеся в Москве, где в последующем были произведены и увидели свет некоторые модели Рено.

В 2009 году право на бренд «Москвич» приобрела Немецкая компания «Volkswagen». Группа компаний «VAG» владеет правом пользования названием «Москвич» до 2021 года.

Москвич 400 Москвич 401 Москвич 423
     
Москвич 410 Москвич 407 Москвич 423Н
     
Москвич 430

Москвич 411

Москвич 403
     
Москвич 424 Москвич 432 Москвич 408
     
     
Москвич 426 Москвич 433 Москвич 412
     
     
Москвич 434 Москвич 2138 Москвич 2733
     
     
Москвич 2315 Москвич 2140 Москвич 2141
     
     
Москвич Святогор

Москвич

Юрий Долгорукий

 Москвич 

Князь Владимир

Автоподшипники: где применяются

В современных автомобилях применяется несколько десятков подшипников различных видов и типоразмеров. Одним из типовых мест установки подшипников являются неразборные ступичные узлы колес. Здесь используются шарикоподшипники. 

Другое важное место установки — это двигатель: на подшипники опирается его коленчатый вал. Подшипники скольжения используются в газораспределительном механизме; исключением могут быть, например, клапанные механизмы BMW, оснащенные роликовыми толкателями, в которых используются игольчатые, а иногда — шарикоподшипники

Они также устанавливаются в шатунах; их тип зависит от типа двигателя: в традиционных четырехтактных двигателях обычно устанавливаются подшипники скольжения. 

Большое количество подшипников имеется в коробке передач и в приводе осей автомобиля. Распространен также выжимной подшипник сцепления, представляющий собой комбинацию радиального и упорного подшипников. Подшипники также находят применение в конструкции ведущего моста — в узлах, обеспечивающих передачу крутящего момента. Подшипники ведущей шестерни и дифференциала — конические, реже встречаются игольчатые. Не менее важная область — это подвеска (например, амортизаторные стойки) и система рулевого управления, в которой насчитывается более десятка различных подшипников. 

За жизненный цикл типичного автомобиля приходится несколько раз менять отдельные подшипники, которые утратили работоспособность в результате агрессивной эксплуатации, аварий или естественного, штатного износа. 

Проще всего диагностировать неисправность подшипника, к которому имеется относительно легкий доступ — колес, подвески, генератора. 

Если подшипник подлежит замене по причине естественного износа или повреждения, дают о себе знать два основных признака — его люфт или шумная работа. Номенклатура ремонтных комплектов насчитывает более 100 наименований, в том числе ремкомплекты коробок передач, главных передач, газораспределительных механизмов, поворотных кулаков, стоек передней подвески, промежуточных опор карданных валов, ступиц.

Во всех автосервисах обнаружилась новая тенденция: продлить жизнь своих автомобилей, поскольку алгоритм  «поезжу три года и куплю новый» не актуален. Поэтому необходимо беречь то, что есть сейчас, чтобы хватило и себе, и сыну, и внуку.

Экспортные рекорды последних лет

Объем международных продаж РФ несырьевых неэнергетических товаров в 2020 г. составил 161,3 миллиарда долларов. Это абсолютный рекорд страны. Предыдущий высший показатель был зафиксирован в 2019 г, когда объем экспорта достиг 155,1 млрд долларов.

РФ стабильно занимает второе место по производству и экспорту вооружений. В 2018 г. экспорт пшеницы побил мировые рекорды за последние 30 лет. В 2020 г. Россия достигла высшего показателя по поставкам продовольствия за рубеж.

Драгоценности

Якутия занимает лидирующие позиции по добыче алмазов. Основной рынок их сбыта — страны Евросоюза, ОАЭ и Израиль.

Экспорт драгоценностей — динамично развивающаяся отрасль внешней торговли. Отечественные производители ювелирных изделий занимают прочные позиции на мировом рынке.

Объем продаж драгоценностей другим странам увеличивается. Так, в 2017 г. физический размер экспорта составил 5,15 тыс. тонн, что на 15% превышает показатель 2013 г.

Экспорт вооружения

Россия уверенно занимает второе место на рынке экспорта вооружений. Главный ее конкурент — США. С 2014 по 2018 гг. доля США в данном сегменте составила 36%, РФ — 21%. Третье место занимает Франция, ее показатель — 7%.

В направлении экспорта вооружения Россия сотрудничает со 100 странами мира. При этом портфель заказов с 2014 по 2018 гг. держался не ниже 45 миллиардов долларов.

Продажи оружия стабильно растут. В 2015 г. объем экспорта составил 12,7 миллиардов долларов, в 2016 — 13 млрд, в 2017 — 13,4 млрд, в 2018 — 13,7 млрд.

Экспорт продовольствия

Российский экспорт сельхозпродукции впервые превысил импорт в 2020 г. В другие страны поставлено 79 миллионов тонн сельскохозяйственных продуктов на сумму 30,7 миллиардов долларов (на 20% больше по сравнению с предшествующим годом). Это рекорд в современной истории государства.

Минсельхоз объясняет данный факт высоким темпом развития агропромышленного комплекса по ключевым направлениям. В 2020 г. в стране был зафиксирован рекордный урожай риса, зерна, рапса, гречихи. Увеличилось производство птицы и скота, молочной продукции и других направлений пищевой промышленности.

Благоприятная ситуация позволила в полной мере обеспечить внутренний рынок, а также увеличить поставки в другие страны. Кроме того, на фоне пандемии многие государства нарастили объемы закупок товаров АПК с целью формирования резерва. Экспортная продукция была направлена в 150 стран.

Экспорт машин и оборудования

Основной объем экспорта в данной категории составляют ядерные реакторы, оборудование и механические устройства, их части — 65%. Электрические машины, звукоаппаратура, телеаппаратура — 35%.

По странам в структуре экспорта первое место занимает Китай — 15%, на втором месте Казахстан — 14%.

В 2020 г. в общем объеме экспорта РФ на долю машин и оборудования пришлось всего 6,3%, а это сокращение как в весе (на 4,1%), так и в долларах (на 5%) по сравнению с предыдущим годом.

Экспорт автомобилей

В 2019 г. резко вырос экспорт российских автомобилей. Общий объем внешних продаж продукции автопрома увеличился на 17% (до 4 миллиардов долларов). Рост экспорта в данном направлении был стабильным на протяжении 2017, 2018 и 2019 гг. До этого несколько лет наблюдалась стагнация либо незначительное увеличение объема продаж.

Основным спросом в 2019 г. пользовались легковые и легковые коммерческие автомобили (44% от всех сделок).

В 2020 г. уже в первом полугодии экспорт легковых автомобилей упал на 44%, что объясняется пандемией и связанными с ней ограничительными мерами. За январь — июнь РФ продала за рубеж легковых автомобилей на сумму 461 миллион долларов и грузовиков общей стоимостью 147,8 миллионов долларов.

В июне 2020 г. по отношению к маю объем продаж возрос вдвое. Рост стал следствием ослабления ограничительных мер, однако был недостаточен для восстановления прежних показателей экспорта.

Экспорт металлургической продукции

Экспортная стоимость горячекатаного проката в 2020 г. установила рекорд. Впервые за десять лет она превысила 660 долларов за 1 т. Резкий рост цены стартовал в июне после предшествующего обвала до 360 долларов.

Основным спросом металлургическая продукция РФ пользуется в Китае.

Экспорт программного обеспечения

Рекордные показатели продаж российского ПО за рубежом были зафиксированы в 2018 г. Тогда экспорт превысил 10 миллиардов долларов, это на 19% больше, чем в 2017 г. С 2013 г. размер экспорта вырос вдвое (с 5,4 в 2013 г. до 10,5 миллиарда долларов в 2018 г).

Ведущее направление экспорта РФ — продажа продукции топливной промышленности. Хорошо развита продажа другим странам вооружения, сельскохозяйственных товаров, продукции металлургической, машиностроительной и химической промышленности, а также драгоценных металлов.

Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей

Прежде между ценами на нефть и объемами продаж была прямая зависимость, однако в текущем году эта корреляция нарушена. Это хорошо видно на графике ниже.

Эксперты выделяют три группы факторов, которые в совокупности будут определять зависимость цен на нефть и объемов продаж автомобилей:

  • политические: сроки предполагаемого завершения СВО и частичного снятия санкций;
  • экономические: изменение покупательской способности населения, динамика стоимости нефти и курса рубля.
  • стимулирующие: доступность автокредитов, государственные программы поддержки спроса, восстановление производства и импорта.

Рис.9. Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Производители ушли из России

Тойота Мотор

«Тойота Мотор» объявила о закрытии завода и его консервации. При этом Минпромторг совместно с правительством Санкт-Петербурга, где расположено предприятие, рассматривают сценарии развития производственных мощностей.

В конце октября 2022 года «Тойота Мотор» сообщила о сокращении сотрудников по соглашению сторон.

Фольксваген Груп Рус

В марте бренд Volkswagen остановил производство своих автомобилей в России, а потом и вовсе объявил о закрытии своего офиса. Позже, в июле этого года стало известно, автоконцерн начал подготовку к продаже завода в Калуге.

На предприятии, помимо бренда Volkswagen, выпускались автомобили под брендом Skoda. Чешский бренд свернул производство и прекратил поставки автомобилей в Россию.

Audi также не выпускается на данный момент в России.

Мерседес-Бенц Рус

Бренд Mercedes-Benz официально объявил о своем уходе из России в октябре 2022 года. Предполагается, что завод по производству автомобилей будет продан дилерскому холдингу «Автодом». Производственная мощность компании составляла 20 тысяч автомобилей в год. Завод выпускал автомобили Е-Класса, а также внедорожники GLE, GLC и GLS.

Рено Россия

Завод «Рено Россия», который также принадлежал альянсу Рено-Ниссан передан в государственную собственность. Как говорилось выше, бренд Renault полностью ушел с российского рынка, а выпуск автомобилей прекращен.

Напомним, что завод «Рено Россия» был расположен на территории бывшего автозавода «Москвич». И сейчас вновь на этих площадях планируется выпуск авто под брендом «Москвич» с китайскими партнерами. В планах компании до конца года собрать 600 автомобилей.

Помимо завода в Москве, автомобили под брендом Renault собирались и на АВТОВАЗе. В мае на тольяттинской площадке сборка автомобилей французского бренда была прекращена. АВТОВАЗ взял на себя обязательства по гарантийному обслуживанию машин этого бренда. А дилерам было предложено стать официальными представителями бренда LADA.

Ниссан Мотор Рус

Об уходе с российского рынка объявил и бренд Nissan. Автомобили выпускались сразу на двух заводах — Москве и Санкт-Петербурге. Послепродажное и гарантийное обслуживание на себя также взял АВТОВАЗ. Кстати, бренд официально просуществовал в России ровно 30 лет.

Как видим, на середину ноября 2022 года, в России из иностранных легковых автомобилей выпускается только бренд Haval. Остальные автопроизводители либо вообще ушли с отечественного рынка, либо приостановили производство на неопределенный срок.

Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус

О своем уходе с Российского рынка осенью 2022 года объявил бренд Mazda. Для российского потребителя автомобили производились на предприятии «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» во Владивостоке. Свою долю японский производитель передал российской группе «Соллерс».

Aurus

Первая со времен Николая II люксовая линейка автомобилей сверхдорого сегмента  Отечественного автопрома, которую можно приобрести в собственность обычному гражданину при условии наличия у него соответствующей суммы денежных средств. Предполагается, что выпущенные и еще разрабатываемые в перспективе автомобили Aurus (это многосмысловое название в которое входит, как латынское слово Aurum — «золото», так и всем нам знакомая частица «rus» — олицетворяющая Россию) российского производства будут продаваться не только на территории России и стран СНГ, но и также будут поставляться в Европу, в Азию и Южную Америку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: