Модернизация КПП
Со временем была выпущена рестайлинговая версия коробки передач. В ней отсутствовало стопорное кольцо, ручка переключения скоростей получила изолирующий резиновый уплотнитель, что позволило избежать попадания в блок воды при пересечении брода или во время ливней.
Специальная паста дала возможность конструкторам ОАО ММЗ защитить крышку люков, КПП, а также масляный картер и некоторые другие детали. Вентиляция внутри узла осуществляется при помощи специальной трубки, а сам картер изготовлен из высокопрочного чугуна, что существенно продлевает его рабочий ресурс. На фронтальной оси используются гидравлически амортизаторы, а сзади – телескопические аналоги.
Устройство
Для постройки машины используется укороченная на 1060 мм рама, оснащенная 4 соединительными поперечинами. Конструкция машины не предусматривала буксировки прицепа, поэтому крюк на задней поперечине отсутствует. Имеется только буксировочная проушина, не оснащенная демпфером. Узел предназначен для вытаскивания застрявшего самосвала. Применение короткой базы привело к сокращению длины карданной передачи, которая не имеет дополнительной опоры.
Запасное колесо установлено на специальном кронштейне, имеющем наклонную форму. Узел монтировался в процессе установки самосвальной надстройки на заводе ММЗ. Укороченное шасси оснащалось топливным баком, рассчитанным на 125 л бензина. Из-за отсутствия возможности буксировки прицепа применен одинарный тормозной кран без дополнительного вывода. Задняя светотехника и регистрационный знак вынесены на отдельные кронштейны, размещенные на задних крыльях самосвала.
Задняя подвеска оснащена усиленными рессорами, в которые введены дополнительные листы. На самосвалах первых лет выпуска применялся мост с 2-ступенчатым редуктором и увеличенным до 6,97 передаточным отношением. Большинство автомобилей оснащалось V-образным карбюраторным двигателем мощностью 150 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач.
На задней части рамы установлен сварной надрамник, служащий основой для монтажа самосвального оборудования. Между основной и дополнительной рамой установлены демпфирующие прокладки из древесины. Для перевозки груза используется кузов полуовального сечения, сваренный из отдельных элементов. Задний борт установлен на верхних петлях, открывание осуществляется при подъеме кузова в автоматическом режиме под весом груза. На части машин используется защитный козырек, предохраняющий кабину от повреждений.
На коробке передач установлен редуктор отбора мощности, соединенный с шестеренной помпой гидравлической системы. В конструкции узла имеется золотниковый распределитель и предохранительный клапан. Включение механизма осуществляется рычагом, выведенным в кабину водителя. Для подъема кузова использован гидравлический плунжерный цилиндр, состоящий из 2 телескопических секций. Запас масла хранится в отдельном баке, смонтированном на внутренней части лонжерона рамы.
С 1967 г. завод выпускал модификацию ММЗ-555А с увеличенной грузоподъемностью до 4500 кг. Машина могла буксировать самосвальный прицеп, поэтому отличалась элементами тормозной системы и гидравлики. На задней поперечине имелись разъемы для подсоединения тормозных и электрических магистралей прицепа. Самосвал оснащен стандартным буксировочным крюком с резиновым амортизатором 2-стороннего действия.
После модернизации базового шасси грузоподъемность выросла до 5250 кг.
Небольшими партиями строилась модификация ММЗ-555К, оснащенная 110-сильным мотором ЗИЛ-157Д. Агрегат построен на основе рядного 6-цилиндрового блока, оснащенного нижнеклапанной системой газораспределения. Грузоподъемность ранних версий составляла 4500 кг, с конца 1980 г. она выросла до 5250 кг.
В 1973 г. появился проект модернизации машины, который предусматривал установку подкатной оси позади ведущего моста. Шасси для грузовика имело обозначение ЗИЛ-130-НИИАТ-03 6*2. Конструкция самосвала допускала перевозку груза весом до 8000 кг, но возникшие трудности с освоением производства шасси не позволили развернуть серийный выпуск. Были собраны несколько выставочных образцов.
Комплектации и цены
Большинство автомобильных любителей покупают данные автомобили грузового назначения и делают из них что ни есть – шедевры. В просторах интернета можно много встретить фотографий ЗИЛа после его апгрейда. Купить настоящий российский грузовик можно за весьма скромную цену – от 35 – 50 000 русских рублей.
Понятно, что их общее и техническое состояние не является идеальным, но приобрести необходимые запчасти для машины вполне легко. Те автомобили, которые сохранились в хорошем состоянии, продаются немного дороже, стоимость может доходить до 380 000 рублей.
Комплектации
На платформе грузовика ЗИЛ-130, автомобильный завод производил машины:
- ЗИЛ-130Г – был произведен для перевозки разных габаритных грузов и мало-плотных элементов, а также для буксирования прицепа, суммарная весовая категория которых не больше 8 тонн. Сама машина способна перевозить до 6-ти тонн груза (колесная база 4 500 мм);
- ЗИЛ-130В1 – тягач седельного типа, спроектированный для буксирования разного полуприцепа, суммарная масса которых (сюда же входит и вес полуприцепа) не более 14.4 тонны по дорожному твердому покрытию (колесная база 3 300 мм);
- ЗИЛ-130Д1 – платформа для построения самосвала ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555; отлично справлялась с транспортировкой прицепов;
- ЗИЛ-130Д2 – платформа с пневмо-выводом и тягово-сцепным приспособлением, которое предназначается для построения самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45022;
- ЗИЛ-130Б2 – также платформа с пневмо-выводом, только уже на прицеп и тягово-сцепным приспособлением, которое предназначалось для построения самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-554М для сельского хозяйства.
Не считая тех, которые не были упомянуты, производство могло выпускать комплектации машин, какие получали назначения для функционирования в разных климатах. Любая подобная модель 130-ого обладает своей буквой либо цифровым кодексом. Время работы машины и его надежность, а также экономические показатели во многом зависят от притирания деталей в первое время эксплуатирования.
Изначально, завод планировал производство таких моделей стандартной комплектации:
- ЗИЛ-130А – это был выпуск бортового тягача для полноценного функционирования с прицепом, общий вес которого 8 тонн. Он оборудован комбинированным краном тормоза, тягово-сцепным приспособлением и пневматическими и электрическими выводами для подсоединения системы тормозов и электрических приборов прицепа;
- ЗИЛ-130Г – платформенная длиннобазая грузовая машина с 2-ух секционными боковыми бортами (база колес 4 500 мм);
- ЗИЛ-130В – тягач седельного типа с короткой базой колес (3 300 мм);
- ЗИЛ-130ВТ – тягач седельного типа с короткой базой колес (33 см) и с более сильным задним мостом;
- ЗИЛ-130Д – платформа для самосвала строительного предназначения с короткой базой колес (33 см);
- ЗИЛ-130Б – платформа для самосвала сельскохозяйственного предназначения с базой колес 3 800 мм.
- ЗИЛ-ММЗ-555 – самосвал с задней отгрузкой. Построен на базе ЗИЛ-130Д1. За счет укороченной базы грузовик обладает хорошей маневренностью.
Когда выпускались грузовые автомобили, проводилась пара значительных модернизаций подразделения ЗИЛ-130 в 1966-ом и 1977-ом году. Вслед за последней была изменена радиаторная решетка. В различные модификации по желанию заказчика можно было установить мотор зарубежного производства:
- Perkins345, мощностью в 140 л.с.
- Valmet 411BS, обладает 4-мя цилиндрами и работает с мощность 125 л.с
- Leyland400, наличие 6-ти цилиндров и дизельное топливо обеспечивают мощность в 135 лошадок.
Также можно поставить третью не ведущую ось для увеличения грузоподъемности. Данными махинациями занимались дочерние предприятия вне завода.
Зил 130 северный вариант
ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА /ОАО “ЗИЛ”/
ЗИЛ-130С
Первый опытный образец бортового грузовика, предназначавшегося для эксплуатации в районах Крайнего Севера, был изготовлен в III квартале 1962 года путём переоборудования опытного тягача ЗИЛ-130А, построенного в октябре 1961 года. Два следующих образца были изготовлены в 1963 году, уже на основе серийных ЗИЛ-130. Комплектация опытных образцов в основном уже соответствовала принятой впоследствии для серийного ЗИЛ-130С. Выпуск серийных ЗИЛ-130С был начат спустя более десяти лет – 12 августа 1974 года на Читинском автосборочном заводе (входившем тогда в состав производственного объединения “АвтоЗИЛ”) из комплектующих, поставлявшихся с ЗИЛа, началось изготовление грузовика ЗИЛ-130С (как бортового, так и в виде шасси для спецнадстроек), предназначенного для эксплуатации в районах Крайнего Севера при температуре до –60°С. В отличие от обычных машин этот автомобиль имел следующие особенности комплектации: – кабину с дополнительным утеплением из напылённого на её внутренней поверхности пенополиуретана толщиной 8-12 мм, утеплителем дверей, двойным остеклением ветрового и боковых окон и форточек, а также заглушенным задним окном; – резиновые уплотнители в отверстиях для прохода рычага стояночного ручного тормоза и тяги педали управления дроссельными заслонками карбюратора; – предпусковой подогреватель П-100; – дополнительный бензобак ёмкостью 65 литров, монтировавшийся между лонжеронами в задней части рамы; – утеплительные чехлы на капоте и облицовке радиатора; – противотуманные фары ФГ119 с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 и 40 Вт, устанавливавшиеся в бампере (использовалась только нить на 50 Вт); – прожектор-искатель ФГ16-Л с оптическим элементом ФГ16 и лампой А-12-50+40 (использовалась нить на 50 Вт); – пневматический двухтональный звуковой сигнал С40-В с ножным выключателем ВК40-А; – шанцевый инструмент (одноручная пила, топор, лопата и лом). На панели приборов появились: – указатель уровня топлива с переключателем для двух бензобаков; – указатель температуры электролита аккумуляторной батареи; – ручка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи; – выключатель прожектора-искателя; – выключатель противотуманных фар. Для двойного остекления ветрового окна использовались левое и правое стёкла от ЗИЛ-131, устанавливавшиеся поверх основного цельного панорамного стекла и прижимавшиеся металлическими накладками, которые в свою очередь крепились винтами М5 к фланцу оконного проёма. Между стёклами имелся переменный зазор величиной 6-9 мм, обеспечивавшийся при помощи жгута из губчатой резины диаметром 12 мм. В соответствии с условиями эксплуатации, автомобили ЗИЛ-130С комплектовались резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. В системе смазки двигателя и для обслуживания агрегатов трансмиссии использовались специальные масла (АСЗп-6,ТМ-3-9, ТМ-4-9) и консистентные материалы (ЦИАТИМ-201, Лита), созданные для эксплуатации в условиях низких температур. В системе электрооборудования применялась особая проводка, изготовлявшаяся в северном исполнении. Аккумуляторная батарея с датчиком указателя температуры электролита располагалась в термоизолированном кожухе и обогревалась выхлопными газами двигателя. Выпускная труба глушителя для улучшения обзорности при разъездах и обгонах была выведена на правую сторону грузовика. В мае 1976 года была упразднена верхняя, выступающая над полом кабины, рукоятка рычага включения коробки отбора мощности автомобиля ЗИЛ-130С. С этого времени рычаг полностью располагался под полом, а включение КОМ осуществлялось через люк со съёмной герметичной крышкой при помощи накидного ключа для затяжки гаек стремянок рессор 308547Э. Часть машин была оборудована лебёдкой, приводимой от односкоростной реверсивной коробки отбора мощности с тяговым усилием 5 тс, рассчитанной на передачу мощности до 30 л.с. (22 кВт), устанавливавшейся на правом люке коробки передач. Привод редуктора осуществлялся с помощью двух карданных валов (переднего сплошного литого и заднего полого трубчатого) с тремя шарнирами и промежуточной опорой, расположенной на переднем валу. В июле 1979 года на ЗИЛ-130С был модернизирован привод лебёдки за счет установки одного трубчатого карданного вала вместо двух прежних и ликвидации промежуточной опоры. Северные модификации ЗИЛ-130 окрашивались в хорошо заметные на фоне снега красный, оранжевый и армейский защитный цвета. Выпуск ЗИЛ-130С продолжался до снятия с конвейера семейства ЗИЛ-130 – до декабря 1985 года.
Страница создана 22 апреля 2016 года Последняя редакция – 28 марта 2018 года
Опытные модификации
- ЗИЛ-130Л (1957—1960) — бортовой, с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130ГЛ (1957) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130ВЛ (1960) — седельный тягач с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с.
- ЗИЛ-130М (1961) — бортовой, с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-130М мощностью 135—138 л. с. с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130ГМ (1961) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-130М мощностью 135—138 л. с.с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
- ЗИЛ-130А (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
- ЗИЛ-130АУ (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской.
- ЗИЛ-130ГУ — бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. Под этим индексом в дальнейшем (с 1977 года) в ограниченных количествах стал выпускаться бортовой грузовик с особо длинной базой (5600 мм).
- ЗИЛ-130В (1961) — седельный тягач с двухскоростным задним мостом.
- ЗИЛ-130ВТ (1962) — седельный тягач с усиленным двухскоростным задним мостом.
- ЗИЛ-130В2 — седельный тягач с колёсной базой 3800 мм.
- ЗИЛ-130Д (1961) — шасси с двухскоростным задним мостом под промышленный самосвал (колёсная база 3300 мм).
- ЗИЛ-130Б (1961) — шасси под сельскохозяйственный самосвал (колёсная база 3800 мм).
- ЗИЛ-130Н (1961) — гидрофицированный седельный тягач с коробкой отбора мощности и насосом для работы с самосвальным полуприцепом-зерновозом ММЗ-812.
- ЗИЛ-130А1 (1962) — бортовой тягач с односкоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
- ЗИЛ-Э130 — бортовой, с алюминиевой платформой.
- ЗИЛ-130В1С (1974) — седельный тягач для районов Севера. Кроме северной комплектации в отличие от серийного ЗИЛ-130В1 имел колёсную базу 3800 мм и снабжался двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальной стойке позади кабины, а также петлёй для вытаскивания, устанавливавшейся на задней поперечине рамы. Выпущен опытно-промышленной серией.
- ЗИЛ-130ГМД (1981) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с дизельным двигателем и интегральным оперением.
- ЗИЛ-Э138АВ (1981) — газобаллонный седельный тягач для работы на сжатом газе. Колёсная база 3800 мм, 8 газовых баллонов.
- ЗИЛ-138АБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л. с. и степенью сжатия 6,5; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45054 (колёсная база 3800 мм). Не пошло в серию в связи с неготовностью ММЗ к производству самосвальной надстройки. В дальнейшем получило наименование ЗИЛ-496110 и выпускалось с 1987 года.
- ЗИЛ-138ИБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л. с. и степенью сжатия 8,0; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под модификацию самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45054. Не пошло в серию из-за неготовности ММЗ к производству самосвальной надстройки.
С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510 (ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) и т. д.
МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ
в сводной табличке заводских данных, которая крепится в кабине справа, на подставе сиденья пассажира (рис. 114). Буквы ХТ2 в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе изготовителе: Х — географическую зону страны; Т — страну; 2 —завод-изготовитель. Шесть последующих цифр обозначают модель автомобиля, далее — номер шасси и двигателя.
Латинская буква перед номером шасси обозначает закодированный год изготовления автомобиля.
Кроме того номер шасси нанесен краской на правом лонжероне рамы автомобиля, а номер двигателя (рис. 115) выбит на верхней передней части блока цилиндров двигателя (средняя строчка) на горизонтальной площадке возле рым—болта. Там же выбит номер модели двигателя(верхняя строчка) и год его выпуска (нижняя строчка).
Маркировка автомобиля ЗИЛ
Литература
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — М.: Транспорт, 1967, 1972, 1979, 1982, 1985, 1995.
- Боровский Б., Попов М., Пронштейн М. Справочная книга автомобилиста. — Л.: Лениздат, 1967, 1973.
- Боровский Б. Е., Попов М. Д. Водителю 2 и 1 класса. — Л.: Лениздат, 1971.
- Анохин В. И. Отечественные автомобили. — М.: Машиностроение, 1964, 1968.
- Автомобиль ЗИЛ-130-66 и его модификации. Модель 1966 г. Инструкция по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва — М., 1966.
- Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1968 г. Инструкция по эксплуатации. — М.: Машиностроение, 1968.
- Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1972 г. Инструкция по эксплуатации. — М.: Машиностроение, 1973.
- Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 и их модификации. Руководство по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва — М.: Машиностроение, 1985.
- Грузовые автомобили ЗИЛ. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Ч. 1, 2. Автоэкспорт. — М.: Внешторгиздат, 1982.
- Автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Руководство по войсковому ремонту. — М.: Военное издательство, 1986.
- Детали грузовых двухосных автомобилей ЗИЛ-130. Каталог-справочник. — М. Машиностроение, 1973.
- ЗИЛ-130, 431410, 131. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. — М.: Издательский дом «Третий Рим», 2004.
- Шасси автомобиля ЗИЛ-130 / Под ред. А. М. Кригера. — М.: Машиностроение, 1973.
- Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 / Под ред. А. М. Кригера. — М.: Машиностроение, 1973.
- Зубарев А. А. Регулировка автомобиля ЗИЛ-130. — М.: Транспорт, 1964, 1969.
- Зарубин А. Г., Зубарев А. А., Семенков П. Л., Хмелинин Б. Ф. Автомобили ЗИЛ. — М.: Транспорт, 1971.
- Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуски 26, 27, 28. — М., 1971.
- Рабинович Л. Ш., Ковалёв А. И., Адаменко С. А. Каталог изделий основного и опытного производства / Под ред. А. С. Мелик-Саркисьянца. — Мытищинский машиностроительный завод, 1984.
- НИИНавтопром. Автомобильный каталог. Ч.1. Автомобили грузовые. — М., 1981.
- Технические средства служб тыла: Справочник. — М.: Воениздат, 1979.
- Руководство по эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе. РД-200-РСФСР-12-0185-83 / Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
- Кленников Е. В., Мартиров О. А., Крылов М. Ф. Газобаллонные автомобили: техническая эксплуатация. — М.: Транспорт, 1986.
- Е. Г. Григорьев, Б. Д. Колубаев, В. И. Ерохов. Газобаллонные автомобили. — М.: Машиностроение, 1989.
- ГОСТ 5.979-71 Автомобиль-тягач грузовой ЗИЛ-130 и его модификации. Требования к качеству аттестационной продукции: стандарт / Гос. ком. стандартов Совета Министров СССР. — Офиц. изд. — Введ. с 01.07.71. — М.: Издательство стандартов, 1971.
- Кочнев Е. Автомобили Советской Армии 1946—1991.
- ЗИЛ-130 с «шестёркой» // За рулём. — 1976. — № 11. — С. 17.
- Разинчев Н. Пять за шестерых // За рулём. — 1977. — № 6. — С. 4-5.
- Певцов В. Б. Как создавался ЗИЛ-130.
- Колеватов А. Сто тридцатый // Автомобильный моделизм. — 2002. — № 6. — С. 2-8.
- ЗИЛ-130 — полвека в истории // Грузовик-пресс. — 2006. — № 12.
- Сто тридцатый — самый массовый грузовик эпохи застоя // Автотрак. — 2003. — № 3.
Почему путают ЗИЛ-130 и ММЗ-555. Разные машины или модификация
Говоря о 130-м ЗИЛе многие удивляются, что иногда это название заменяют на ММЗ и не понимают, действительно ли это разные машины или же это просто модификация? Давайте разберёмся, но сначала напомним, что 130-й ЗИЛ являлся одним из самых долго-производимых (до 2010-го года) и самых массово-производимых грузовиков, которые поставлялись во всевозможные страны и в различных видах от пожарных машин до лесовозов и ассенизаторов.
Одной из самых необычных модификаций принято считать ЗИЛ-ММЗ-555 , причём в некоторых источниках наименование ЗИЛ убирают, оставляя только ММЗ-555, тем самым путая читателей и заинтересованных лиц. Они начинают думать, что ММЗ — самостоятельный модельный ряд, но нет.
Это всё тот же ЗИЛ-130, но который получил укороченную базу по сравнению со стандартным 130-м бортовым, а так же вес меньше на 400 кг. На заводе ЗИЛ для него создавали шасси, а вот кузов-корыто готовили уже на заводе в Мытищах (ММЗ). Почему корыто? А вы посмотрите на него. Он явно напоминает корыто, которое кстати было очень неудобно, так как часто происходило высыпание груза и водителям приходилось надстраивать борты собственноручно, что бы этого избежать.
Производство такой модификации началось в 1964-м году, хотя некоторые источники осмеливаются называть цифры двумя годами ранее или даже двумя годами позднее. (Но мы можем сказать только, что в 1962-м году построили первый опытный ММЗ-555).
Кстати, строили 555-й (заменим привычный 130-й, а то уже приелось) на шасси ЗИЛ-130Д, а после модернизировали надстройку на шасси ЗИЛ-130Д1. Характерно, что из-за такой модификации у разных версий 555-го грузоподъёмность бегала с 4.5 до 5.5 тонн.
Технические характеристики: Мощность: до 150 л.с.Максимальная скорость: 90 км/ч.Грузоподъёмность: до 5.5 тонн.Собственная масса: 4.5 тонны.Топливо на 100 км: 37 литров.
Отметим, что помимо стандартных версий грузовиков производили ещё и другие модификации ММЗ-555, которые отличались мощностью двигателя и грузоподъёмностью.
Кузов грузовика считался одним из слабых мест, так как кроме того, что часто происходило высыпание содержимого, кроме этого он был ещё и небольшого объёма — около 3м³. Две этих проблемы решали одним способом — надстройкой бортов. Говорят, что умудрялись увеличить объём чуть ли не до полных 5м³.
Именно по-этому разработчики решили не мучать водителей, а самостоятельно произвести выпуск новой версии грузовика ЗИЛ-ММЗ-4502 , у которой изначально был очень удобный кузов, объёмом до 5.2м³ и без высыпаний, причём с точки зрения КПД он был явно лучше. Расход 37 литров на 100 км при объёме в 3 кубических метра был не так выгоден, как тот же расход, но уже на объёме 5-ти метров в кубе. Тратим так же — имеем больше.
К слову производство 555-х происходило вплоть до 1987-го года, когда на ЗИЛе перешли на создание новых модификаций, а 555-е остались работать на стройках, коммунальных службах, а некоторые — заграницей.
Подтверждение того, что это одна из самых удачных модификаций в том, что по сей день они продолжают успешно работать в своём первозданном виде.
Особенности двигателя и системы трансмиссии
Внешний вид КПП ЗИЛ-131
Автомобиль комплектуется V-образным 8-цилиндровым двигателем (карбюраторный), который выдает мощность в 150 лошадиных сил. Машина оснащена 3-мя ведущими мостами, при этом передний мост имеет электропневматическое управление. Машина не отличается экономичностью в плане расхода топлива, которое залито в двигатель. Подходит использование АИ-76,при этом тратится около 40 литров на 100 км. На показатель расхода горючего влияет то, в каких условиях ЗИЛ совершает передвижение. В целях экономии горючего вместо бензина на 131-ую модель можно установить дизельный мотор, объем которого равен 4.7 литров, при мощности 109 л.с.
Схема КПП ЗИЛ-131
Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).
Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.
Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C). В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10. В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.
Основные параметры
Характеристика ЗИЛ 645 (4331) в конструктивном плане представляет собой усовершенствованный вариант 130-й серии с полностью переделанной кабиной. В основе машины лежит мощная рама, изготовленная из сверхпрочной стали. Ведущий мост оснащен зависимой подвеской с полуэллиптическими скользящими рессорами.
С узлом подвески также агрегируют два амортизатора. Задний аналогичный блок состоит из пары рессор и добавочных элементов. Благодаря конструктивным особенностям транспортное средство могло выдерживать нагрузку до двадцати трех тонн.
Автомобиль оборудуется тормозами с двумя пневматическими контурами. К особенностям этого узла относится совмещение главного и стояночного тормоза. Дополнительный агрегат взаимодействует с ведущей частью заднего моста посредством аккумуляторов. Кроме того, в системе используется спиртовой наполнитель, не позволяющий замерзнуть конденсату в холодное время года.
Модификации
Автокран КС-2561К на базе автомобиля ЗИЛ-130-76
ЗИЛ-130 «Distribución», Куба
Первоначально заводом планировался выпуск следующих модификаций базовой модели:
- ЗИЛ-130А — бортовой тягач для постоянной работы с прицепом общим весом 8000 кг, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством и пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа;
- ЗИЛ-130Г — бортовой длиннобазный грузовик с платформой с двухсекционными боковыми бортами (колёсная база 4500 мм);
ЗИЛ-130В с прицепом (решётка радиатора 1й серии, до 1977 г)
- ЗИЛ-130В — седельный тягач с укороченной колёсной базой (3300 мм);
- ЗИЛ-130ВТ — седельный тягач с укороченной колёсной базой (3300 мм) и усиленным задним мостом;
- ЗИЛ-130Д — шасси для строительных самосвалов с укороченной колёсной базой (3300 мм);
- ЗИЛ-130Б — шасси для сельскохозяйственных самосвалов с колёсной базой 3800 мм;
Во время производства были проведены 2 значительные модернизации семейства ЗИЛ-130 в 1966 и 1977 годах. После второй в частности изменилась решётка радиатора (добавлен второй ряд «медуниц»).
- ЗИЛ-130 — Прототип (1958 г).
- ЗИЛ-130 — Прототип (1962 г).
В-1 «Витязь»
В-1 «Витязь»
— советский снегоболотоход, созданный в 1967 году специальным конструкторским бюро Газстроймашина в содружестве с КБ ЗИЛ с широким использованием готовых узлов. Представлял собой бортовой грузовик со стандартной кабиной от 130 на гусеничном ходу. Использовалась широкая резинометаллическая лента, обеспечивающая весьма малое удельное давление на грунт. В качестве катков использовались пневматические шины.
- Давление на грунт: 0,13 кг/см²
- Грузоподъёмность: 3 т
- Скорость на дороге: 27 км/ч
- Скорость по снегу: 10 км/ч
ЗИЛ-130 модификации
ЗИЛ-130 | базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с. |
ЗИЛ-130-66 | модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции. |
ЗИЛ-130-76 | базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн |
ЗИЛ-130-80 | модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами |
ЗИЛ-130А | грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности. |
ЗИЛ-130Б | специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа |
ЗИЛ-130В | седельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» — седельный тягач с усиленным задним мостом. |
ЗИЛ-130Г | бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м). |
ЗИЛ-130ГУ | особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1». |
ЗИЛ-130Д1 | шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502». |
ЗИЛ-130Д2 | шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022». |
ЗИЛ-136И | автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с. |
ЗИЛ-136ИГ | длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с. |
ЗИЛ-130К | шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м). |
ЗИЛ-138, 138А, 138И | газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе. |