Ностальгический образавтобус setra s 210 hd (typ 174) занимает почётное место в родословной клубных автобусов

Рождение Сетры

В 1950 году Отто Кессборер и его главный инженер Георг Валь создали Setra S 8, первый в истории автобус с несущим кузовом. Даже его обтекаемый внешний вид был революционным. Этот автобус был лучше всех своих предшественников. Двигатель сзади с прямым приводом на заднюю ось уменьшил вес, а кузов имел повышенную прочность и, следовательно, обеспечил большую безопасность. Это была первая Сетра в мире!

Первый в мире несущий кузов и дал название марке. Название «Сетра» происходит от немецкого «selbsttragend» – буквально «нести самого себя».

В марте 1955 года Kässbohrer представил компактную Setra S 6 на Женевском автосалоне. Самой инновационной технологией была независимая подвеска всех колес с качающимися передними и задними мостами.

В январе 1973 года на Женевском автосалоне состоялась премьера первого двухэтажного автобуса Setra S 200. Он поразил публику своим обтекаемым дизайном, кухней, туалетом на нижней палубе и огромным багажным отделением.

В задней части трехосного туристического автобуса располагался современный десятицилиндровый V-образный двигатель мощностью 235 кВт от Mercedes-Benz.

Setra 208

Setra S208H малой длины, прототип которого был представлен в Турине в мае 1979 года. В то время все модели Setra 200-й серии изготовлялись в рамках специально разработанной единой общей модульной системы.

Setra S208H – компактный автобус городского типа, подходящий также и для пригородных перевозок, длина которого составляет 7,3 метра с максимальной пассажировместимостью 35 человек. Безопасность и комфорт стоячих пассажиров обеспечивается наличием специальных поручней. Салон имеет высоту 1930 мм.

На Setra S208H установлен 4-цилиндровый дизельный мотор Cummins ISDe 140-30, с объемом 4,5 л. и мощностью 124 кВт (168 л.с.). Этот двигатель имеет два типа охлаждения воздуха – водный и промежуточный, а также соответствует требованиям экологических норм Евро-3.

  • КПП — механическая.
  • Setra S208H оснащен осушителем воздуха с электроподогревом WABCO. ABS — антиблокировочная система.
  • Две одностворчатые двери (с пневматическим приводом, одинарным остеклением) расположены по правому борту.
  • Остекление – одинарные боковые окна с безопасными стеклами вклеены в каркас кузова. Боковое окно водителя имеет сдвижную форточку.
  • Система отопления – индивидуальный блок отопления / вентиляции водителя, с автоматической регулировкой температуры. Устройство обогрева ног водителя.
  • Оснащение салона – флуоресцентное.
  • Перегородка позади водителя с поручнем. Солнцезащитная штора водителя. Прикуриватель. Молоточки для аварийного разбивания окон. Аварийные выключатели дверей салона (внутренние и наружные).
  • Колесная формула. 4×2
  • Тип подвески. Рессорная
  • Тип тормозов. Барабанные.
  • Шины. 245/70R19,5.
  • Колесная база, мм. 3800.
  • Максимальная скорость, км/ч. 110.
  • Расход топлива, л. 15-18/100 км (загородный — городской цикл).
  • Объем топливного бака, л. 130.
  • Снаряженная/технически допустимая масса, кг. 5680/9700.

Немного истории и предшественник

Предшественником предмета нашего ретротеста был автобус Setra S 208 H малой длины, прототип которого был представлен в Турине в мае 1979 г. В то время все модели Setra 200-й серии изготовлялись в рамках специально разработанной единой общей модульной системы. Поэтому по конструктивным соображениям автобусу малой длины S 208 H требовалась модифицированная конструкция ведущего моста и задней оси из-за специфики габаритов и массы машины.

Конструкторам по ряду компоновочных соображений пришлось отказаться от задней двери в свесе, применив взамен дверь в базе. В некоторых странах допускалась конфигурация только с одной передней дверью пассажирского салона.

В отличие от остальных машин модельного ряда 200 в автобусе S 208 H отсутствовали пневмоподвеска и ретардер. Благодаря тому, что диаметр поворота составлял всего 14,6 м, автобус идеально подходил для узких горных дорог. Однако как и прочие туристские автобусы, он обладал такими особенностями комфорта, как сиденья с регулируемым наклоном спинки, обширное двойное остекление и новая система перекрёстной вентиляции и отопления.

С апреля 1980 года автобусы получили дисковые тормоза на передней оси. В ответ на многочисленные просьбы заказчиков стало возможным заказать автобус с туалетом, кондиционером и в исполнении с узким кузовом шириной всего 2300 мм.

Для некоторых рынков предлагалась версия с разделённым ветровым стеклом. На смену автобусу S 80 пришёл автобус длиной 7600 мм, который с 1979-го по 1983 г. выпустили в количестве 494 единиц.

История компании и особенности бренда

История автобусов SETRA берет начало с 1911 года. Компанию основал Карл Кэссборер, что нашло отражение в дизайне машин: до 1983 года в центре радиаторной решетки красовалась большая металлическая буква «К». Она присутствует и сейчас, но выполнена из пластика, сдвинута вправо и расположена под надписью SETRA.

Компоновка силовых узлов была выполнена по «толкающей» схеме – двигатель в кормовом отсеке. Она не изменялась в последующие годы, кроме тех случаев, когда кузов машины выполнялся составным – серия SG сочлененных городских автобусов. С 1994 года компания входит в состав концерна Daimler AG.

В европейской табели о рангах бренд SETRA входит в десятку лидеров производителей туристических и междугородных моделей класса люкс. Однако выпускаемый ею модельный ряд машин гораздо шире. В него входят также междугородные автобусы средней комфортности (серия MD), а также рейсовые, работающие на муниципальных маршрутах – серия SL.

Куда лучше не садиться в автобусе

В АДС существуют места, от которых опытные туристы предпочитают отказываться, а именно:

  • Последние сиденья. В этой области скапливается много гари, и уже через несколько часов такой езды вы рискуете получить отравление выхлопными газами. К тому же в задней части автобуса сильнее укачивает, а при резком торможении АДС можно вылететь в проход.
  • Первый ряд (рядом с дверью или водителем). При лобовом столкновении эта зона страдает чаще всего, поэтому даже несмотря на хорошую обзорность, от такого расположения лучше отказаться.

При общении с турагентом уточните кресла не откидывающиеся назад. Порядочные перевозчики предпочитают вовсе не продавать билеты на такие сиденья, используя их для других целей, но есть и те, кто не пропустит наживы. Обычно такие места находятся в конце АДС, а также перед выходом в середине салона.

Учитывайте и время года, в которое вы планируете свое туристическое путешествие. Зимой лучше не садиться сразу за выходом, чтобы не страдать от холодных потоков воздуха. А если вы предпочитаете выходить первым на остановках, чтобы попить горячего чая, то лучше садиться перед выходом. Обычно это самое теплое место.

Двухэтажный Setra S328DT

Двухэтажный туристический автобус.

Двухэтажный автобус Setra S328DT. Фото Википедия

Характеристики

  • Годы выпуска. 1992-2002.
  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 12000х2500х4000.
  • Количество и тип дверей. Две одностворчатые сдвижные автоматические.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 74/75, в том числе посадочных 74/75.
  • Расстояние между сиденьями, мм. 740.
  • Тип сидений. Раздельные мягкие с ремнями безопасности, подлокотниками, подголовниками.
  • Двигатель. Mercedes-Benz OM402 LA.
  • Тип. Дизельный.
  • Количество и расположение цилиндров. 8V.
  • Мощность, кВт (л.с.)/мин. 382 (520).
  • КПП. ZF 8-ступенчатая механическая.
  • Тормозная система. Пневматическая.

Комплектация

ABS, ASR, кондиционер, Webasto, двойные тонированные термостекла, велюровые откидные-выдвижные сидения, сеточки для газет, дополнительное отопление, обдув-вентиляция салона, подъём-спуск кузова, наружные зеркала с элетрообогревом, 5 ТВ+DVD+видеосистема, кухня, туалет, спальное место для водителя, умывальник, навигация, сеточки на сидениях, полки в салоне, холодильник, бойлер, радиомагнитола, микрофон, столики, лампочки для чтения, шторки, топливный бак 450+230 л., большие багажники.

Setra S431DT

Вершина TopClass 400, потомок двухпалубника Setra S 328 DT засиял всеми красками осенью 2002 года.

Описание и устройство

S431DT — флагманский автобус всего холдинга EvoBus (автобусное отделение Mercedes-Benz + Setra), относящийся к семейству TopClass 400. Двухэтажный трехосный (6×2) туристский лайнер S431DT высшего класса имеет длину 13,9 м., высоту 4 м. Автобус имеет в зависимости от комплектации от 78 до 89 мест для сидения, дизельный двигатель OM502LA заднего расположения, отрегулированным на 435, 476 или 503 л.с., механическую или автоматизированную коробку передач.

Автобус Setra S431DT. Фото Википедия

На борту 4-звездного «туриста» есть холодильник, мини-бар, кухня и туалет. Туалетная кабина расположена по левому борту, за последним рядом кресел первого этажа. Для нее предусмотрен резервуар с водой вместимостью 120 л. Рядом расположен бак еще на 150 л. для водоснабжения кухни и туалета. Дополнительная емкость с питьевой водой на 80 л. находится по центру автобуса, слева от второго входа. Есть на борту холодильник объемом 93 л.

Централизованная система кондиционирования обеспечивает одинаковый микроклимат на первом и на втором этаже. Мощности кондиционера вполне хватает для эффективного охлаждения довольно большого замкнутого пространства.

В потолочном блоке установлены лампы индивидуального освещения. За дополнительную плату вместо ламп накаливания устанавливают энергосберегающие лампы LED-технологии с холодным светом. Рядом с ними есть кнопка вызова гида, которая опять же за доплату будет не глухой, а светящейся. Символика на потолочных блоках управления проста и понятна.

На верхней палубе установлено два ЖК-монитора и один внизу. Трансляция на них осуществляется с бортового видеоплеера или со спутникового ретранслятора.

Для гардероба предусмотрены несколько грузовых ячеек суммарным объемом 8,4 куб.м. За дополнительную плату можно оборудовать пространство для отдыха водителя-сменщика. В этом случае вспомогательные апартаменты займут объем 2,5 куб.м.

Пассажирские сиденья просты, элегантны и удобны. Высота кресла с интегрированным подголовником от уровня пола составляет 1082 мм., ширина спинки – 440, ширина подушки сиденья – 450. Высота спинки — 708 мм. Длина подушки в 483 мм. подобрана оптимально. У 3-звездочного автобуса расстояние между креслами составляет 680 мм., а у 4-звездочных – 740.

На борту две лестницы, ведущие на второй этаж: одна спиральная винтовая и одна Г-образная с двумя маршами. Две нижние ступени передней винтовой лестницы имеют съемные крышки, под которыми есть полости для хранения инструмента и запчастей, объемом 115 литров. Винтовая лестница в передней части салона снабжена хранилищем объемом 210 л. Доступ организован со стороны прохода, а сам проем закрыт элегантной дверцей. Прямо над ней на вертикальной стенке закреплен сетчатый карман для газет и журналов. Ступеньки второй лестницы, расположенной сзади справа, разной высоты. Тайничок здесь оборудован за верхней ступенькой первого марша. Крышка открывается на вертикальной стенке. Ступеньки обеих лестниц оборудованы подсветкой.

Сиденье водителя удобное, приборная панель не бликует, шторка на окне с электроприводом. Электронных приборов и систем на борту, как на космическом шаттле, в частности, темпомат с системой контроля заданной дистанции до впереди идущего транспорта в попутном направлении, — ART; электронное управление тормозной системой EBS, ассистент экстренного торможения ABA, ограничитель скорости при длительном торможении DBL, электронная система стабилизации движения ESP.

Комплектация

В комплектацию туристских машин входят опускающиеся информационные экраны в салоне с диагональю 12,1 дюймов и 5 мониторов по 6,4 дюйма, навигационная система, холодильник, туалет, кухонный и бытовой блоки с кофеваркой, микроволновая печь, водонагреватель, умывальник.

Наиболее комфортабельные версии снабжаются регулируемыми сиденьями с кожаной обивкой, индивидуальными мониторами в спинках каждого сиденья, 8-канальной аудиосистемой, CD-проигрывателем, спутниковым телевидением с возможностью подключения к интернету. На нижнем этаже оборудуются салоны отдыха с креслами и центральным столом, баром и аудиовидеоцентром или деловой офис.

Лесенка-чудесенка

На борту даблдеккера две лестницы, ведущие на второй этаж: одна спиральная винтовая и одна Г-образная с двумя маршами. Кстати, как и во многих круизных лайнерах высота ступенек разная, что по наблюдениям эргономистов, не позволит пассажиру оступиться.

Две нижние ступени передней винтовой лестницы имеют съемные крышки, под которыми есть полости для хранения инструмента и запчастей. Это не штатные «шкатулки» для ЗИП. Производители классифицируют их как «дополнительные ящики». Ничего себе «ящики» – 115 литров! Это же 6 ведер для болтов и гаек на все случаи жизни! Для сравнения вспомните: у бортового холодильника вместимость камеры 93 л!

На этом чудеса не заканчиваются. Та же винтовая лестница в передней части салона снабжена вспомогательным хранилищем полезным объемом 210 л. Доступ к этой «кладовке» организован со стороны прохода, а сам проем закрыт элегантной дверцей. Прямо над ней на вертикальной стенке закреплен сетчатый карман для газет и журналов.

Ступеньки второй лестницы, расположенной сзади справа, разной высоты. У этой лестницы нет ступеней с треугольными площадками, поэтому подниматься и спускаться по ней проще. Тайничок здесь оборудован за верхней ступенькой первого марша. Крышка открывается на вертикальной стенке. Ступеньки обеих лестниц оборудованы подсветкой. В общем, перемещение пассажиров вверх и вниз продумано до мелочей – не придерешься. Единственный нюанс: рослым людям нужно пригибаться на второй палубе.

Автобусы дальнего следования – хорошие и разные

Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.

К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.

Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.

Особенности выбора места в двухэтажном автобусе

В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.

Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.

Из минусов

Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.

Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.

Минусы тоже есть

Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.

Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.

И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.

Аварии с участием туристических автобусов заставляют путешественников задуматься над тем, как не стать их жертвой. Как же выбрать самые безопасные места?

В принципе, автобус считается достаточно . Из-за своего размера и веса, ему практически нипочем встречи с менее габаритными собратьями, типа легковушек. Реальную угрозу представляют лишь большегрузные автомобили и потеря управляемости, которая может быть вызвана чем угодно и чревата опрокидыванием. Даже при худших раскладах, жесткие стойки корпуса довольно надежно защищают пассажиров, особенно тех, кто предусмотрительно выбрал самые безопасные места.

Большинство автобусов дальнего следования оборудованы ремнями безопасности, которые пассажиры почему-то игнорируют. А зря. Ведь их использование в несколько раз снижает вероятность получения серьезных травм при столкновении.

Осмотрите аварийные люки и запасные выходы. Чтобы не показаться параноиком и не сеять панику, сделайте это незаметно для соседей. Поверьте, в критической ситуации вам будет некогда рассматривать инструкцию возле люка, а «выдернуть шнур и выдавить стекло» легко только в теории.

Документы и деньги в поездке нужно всегда держать при себе. Это аксиома, которую знают все. А вот тщательно приготовленную дома туристическую аптечку почему-то бросают на самое дно чемодана, который, естественно, находится в багажнике. А, между прочим, даже элементарный бинт или жгут, находящийся под рукой в случае аварии, может спасти чью-то жизнь. Поэтому возите в ручной клади.

О производителе

Setra Omnibusse — один из крупных немецких производителей автобусов из города Ульм. Выпускает коммерческие автобусы марки Setra и кузова для туристических автобусов. Фирма основана в 1911 году под именем Karl Kassbohrer Fahrzeugwerke GmBH. С 1994 года входит в состав автобусного отделения Evobus GmbH, являющегося, в свою очередь, частью концерна Daimler AG.

Автобус Setra S8. Фото Википедия

С 1994-го применяется фирменный логотип в виде стилизованной буквы «К», обозначающей имя создателя фирмы Карла Кэссборера. Возможно, глядя на конкурирующий рынок, немецкая компания позаботилась об иностранных покупателях, потому что имя «Kassbohrer» было трудным для произношения.

В европейской табели рангов автобусных производителей Setra наиболее уважаема в сегменте престижных междугородних и туристических автобусов класса «премиум».

Setra 317 HDH

Туристический полутораэтажный трехосный автобус вместимостью 54 пассажира, которые имеют возможность расположиться на комфортабельных мягких креслах с подлокотниками, подголовниками, ремнями безопасности, двумя поручнями, сеткой для личных вещей и раскладным маленьким столиком.

Характеристики

  • Габариты кузова, мм. 13500х2500х-.
  • Ширина между сиденьями, мм. 830.
  • Двигатель. Mercedes-Benz мощностью 442 л.с., v8, турбодизель.
  • КПП. Автоматическая 8-ступенчатая.

Комплектация

  • Кондиционер (климат-контроль)
  • TV
  • DVD/CD
  • Wi-Fi
  • Микрофон
  • Холодильник
  • Миникухня
  • Туалет
  • Двойные стеклопакеты

Господа восседающие

Пассажирские сиденья просты, элегантны и удобны. Вот только расстояние до впереди стоящего кресла здесь меньше, чем в бизнес-классе, да и соседнее место расположено очень близко, а потому человеку моей комплекции уже не удастся посидеть закинув ногу на ногу. Конечно, есть функция смещения крайнего к проходу кресла буквально на спичечный коробок.

Высота кресла с интегрированным подголовником от уровня пола составляет чуть больше метра (1082 мм), ширина спинки – 440 мм, ширина подушки сиденья – 450 мм. Для людей плотных и упитанных здесь будет тесно, а люди средней комплекции даже не заметят дискомфорта. Высота спинки кресла – 708 мм, и это позволяет не держать мышцы шеи в напряжении – голову можно положить на сплошной подголовник. Длина подушки 483 мм подобрана оптимально: ее достаточно для упора ягодиц и выбора расслабляющей позы. Я сам ерзал по креслу в выборе разных положений для отдыха и сна, и нашел несколько вариантов, когда чувствовал себя комфортно. Кстати, высота подушки кресла над уровнем пола, на мой взгляд, тоже оптимальная – 455 мм. При таком значении ноги человека среднего роста не устают. За ощущения людей баскетбольной высоты поручиться не берусь.

Но самое главное: при покупке билета нужно знать, на какие места вам выпадет жребий! Дело в том, что расстояние между креслами только на первый взгляд кажется одинаковым, но это далеко не так (см. схему). Я лишь напомню, что у 3-звездочного автобуса расстояние между креслами должно составлять 680 мм, а у 4-звездочных – 740 мм.

Безопасные и опасные места в автобусе

Не стоит выбирать самые последние места в автобусе, потому что именно туда проникает много гари. Просидев на задних местах 3-4 часа, можно получить серьезное отравление организма выхлопными газами, к тому же там сильно укачивает. А при резком торможении автобуса или аварии, можно легко соскочить с места и вылететь в проход, получить травмы.

Не желательно занимать и первый ряд мест, расположенный рядом с дверью

Если вы обращали внимание на лобовые стекла рейсовых автобусов – целых их практически нет

Самыми безопасными местами в автобусе дальнего следования считаются места в центре салона, так как при аварии столкновения часто лобовые, или удар случается в заднюю часть машины. Безопасны и те места, которые расположены по правой стороне салона, у прохода – они расположены дальше, чем другие от встречного движения транспорта.

Ну а мнение практически всех водителей едино – самое безопасное место расположено за водительским сидением, потому что в непредвиденной ситуации человек интуитивно будет в первую очередь спасать самого себя.

В этой статье речь пойдет про места в автобусе. Мы поговорим о том, какие лучше выбрать, чтобы чувствовать себя безопасней, а какие лучше проигнорировать, чтобы не испортить себе поездку. Рассмотрим также схемы различных автобусов.

Критерии выбора места

О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:

  • безопасность;
  • расположение кресел по отношению к двери;
  • сегмент салона (начало, середина, конец).

Остановимся на них подробнее.

Опасные и безопасные

Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.

Какие места потенциально опасны?

  • Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
  • Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
  • Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.

Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.

  • В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
  • Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.

«Коварные» – рядом с дверью

Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.

Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.

Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.

Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.

Недостатки задних рядов

Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.

  • Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
  • Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
  • Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
  • Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.

Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: