МАЗ-203Т70
Полноценное автономное движение на аккумуляторах стало возможным благодаря китайским комплектующим, которые и по цене оказались приемлемыми, и поставить их китайцы могли в любых количествах. Заказ на такую технику распределили между двумя отечественными производителями.
Поставки троллейбусов МАЗ-203Т70, способных подзаряжаться от контактной сети во время движения, а потом проезжать до 15 км с отключенными «рогами», начались в январе 2020 года. В прошлом году приобрели 70 таких троллейбусов, в нынешнем — еще 75. У «Минсктранса» появилась возможность при необходимости менять трассы маршрутов и продлевать их в новые районы без устройства контактной сети.
Троллейбус заряжается постоянно во время движения. Когда уровень заряда батарей достигает 100%, штанги надо опустить в «походное» положение. Когда 75% запаса электроэнергии в батареях расходуется, «рога» поднимают вновь.
По этому же принципу работают и новые автономные троллейбусы «Белкоммунмаша».
«Белкоммунмаш». Модель 32100D
Троллейбус БКМ-32100D — это развитие линейки третьего поколения («Сябр»). Автономный ход составляет 15 км. «Минсктранс» получил 25 таких машин в 2021 году.
Аккумуляторные батареи (литий-железо-фосфатные) размещены в заднем свесе за глухой перегородкой. Подзарядка — в процессе движения от контактной сети. В салоне установлено 25 мест для сидения (из них 9 на низком полу). Общая пассажировместимость — 90 человек.
В 2021 году парк столичных троллейбусов пополнили еще и «Витовты» модели 43300D. Это вариация на тему хорошо известного в столице электробуса Vitovt Max Electro. Машина тоже обладает автономным ходом. В общей сложности «Минсктранс» получил от BKM Holding полсотни таких «гармошек».
Всего же в Минске сейчас 220 троллейбусов с возможностью автономного хода.
Автономный ход становится чем-то самим собой разумеющимся для троллейбусов, по крайней мере предназначенных для белорусской столицы. Такой вариант во многих случаях предпочтительнее электробусов. Автономным троллейбусам не нужны зарядные станции — они заряжаются в процессе движения. Чтобы гарантировать запас автономного хода в 15 км и резервный остаток 30% энергии, им достаточно проехать под контактной сетью 30 минут. При этом нет необходимости тянуть новые провода, можно просто рационально использовать имеющиеся.
Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей. Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
Зачем троллейбусу автономный ход?
Поначалу для работы на линиях автономный ход совершенно не предназначался. Задача была другой. Представим себе такую ситуацию: прекращена подача электропитания или произошел обрыв контактной сети. Обычные троллейбусы тогда «встают колом» и не могут самостоятельно покинуть место аварии. Троллейбусу же с дизель-генератором такая ситуация не страшна. Он отцепит штанги и спокойно уедет в депо.
Именно этим и могла похвастаться первая низкопольная белкоммунмашевская «гармошка» АКСМ-333, собранная в 1998 году. Правда, ее дизель-генераторная установка мощностью 48 кВт позволяла двигаться только со скоростью 20 км/ч. В депо ехать — нормально, везти пассажиров — нет.
По этой же технологии в том же году на базе высокопольной 201-й модели сделали экспериментальный гибридный троллейбус с электрооборудованием на IGBT-транзисторах и дизель-генератором, занявшим накопительную площадку.
Проехать на дизель-генераторе этот троллейбус мог совсем немного. По сути автономный ход оставался технологическим. Была выпущена лишь одна машина, да и то ее потом в итоге переоборудовали обратно в обычный троллейбус 201-й модели.
ОАО “Белкоммунмаш” представило новые модели пассажирского электротранспорта.
Электробус Е433 Vitovt Max Electro
7 сентября руководство ОАО “Управляющая компания холдинга “Белкоммунмаш” пригласило на презентацию новых моделей журналистов и представителей организаций потребителей своей продукции не только нашей страны, но и ряда зарубежных стран. Главным героем данного показа стало инновационное пассажирское транспортное средство – трехосный низкопольный сочлененный электробус модели Е433 “Vitovt Max Electro” повышенной пассажировместимости, предназначенный к перевозке 153 человек с 38 местами для сидения. Он оборудован системой автономного хода на базе суперконденсаторов, которая питает электродвигатель мощностью 180 кВт. Запас рассчитан на маршрут протяженностью в 12 км, а расход аккумуляторной энергии при этом составит 70%.
Салон электробуса Е433 Vitovt Max Electro
По планам изготовителей такой электротранспорт ждет большое будущее. Через несколько дней он отправляется в Германию, в Берлин, где с 20 по 23 сентября пройдет Международная специализированная выставка “Иннотранс”. После ее завершения модель вернется в Минск. А в конце ноября две машины поступят в распоряжение Коммунального транспортного унитарного предприятия “Минсктранс” и с 1 декабря начнут эксплуатироваться в белорусской столице.
Как сказала корреспонденту “Автодайджест” заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич, присутствовавшая на мероприятии, электрортранспорт планируется пустить по 43 маршруту. Электротранспорт будет обслуживать Сухарево. Потом электробусы станут перевозить пассажиров и по другим направлениям, где отсутствует контактная сеть, например, в Каменной Горке.
В I квартале следующего года на обслуживание минчан и гостей города выедут еще 18 машин.
Столичное открытое акционерное общество показало еще один электробус – двухосную низкопольную модель Е420 “Vitovt Electro”, пассажировместимостью 90 человек с 29 местами для сидения.
Электробус Е420 Vitovt Electro
Выступая на пресс-конференции после завершения презентации, главный конструктор – директор УП “НТПЦ “Белкоммунмаш” Олег Быцко отметил, что за таким транспортом будущее. По предварительным расчетам его эксплуатация организациям-эксплуатационникам обойдется дешевле, чем обычные троллейбусы. Да и автобусам они со временем тоже составят конкуренцию.
На предприятии не забывают и о своей основной троллейбусной тематике и продолжают совершенствовать ее. Специально для гостей хозяева продемонстрировали новинки – две модификации хорошо известной не только в Республике Беларусь, но и за пределами нашей страны модели 321. Одна из них предстала с обновленным внешним видом, что выгодно отличает ее от базовой. Пока она существует в единственном экземпляре и была изготовлена незадолго до данного показа. Планируется, что на отправится на опытную эксплуатацию в украинский город Чернигов, представители которого тоже присутствовали на встрече.
Троллейбус модели 32100D
Обновленный троллейбус модели 321
Второго представителя “321-х”, получившего индекс 32100D, разработчики оснастили увеличенным автономным ходом до 15 км. Его оборудовали системой литий-титанатных батарей, обладающих большой удельной энергоемкостью и увеличенным запасом циклов заряд/разряд. Такое нововведение позволяет оперативно организовать транспортное сообщение с новыми районами города, еще не имеющими своей троллейбусной инфраструктуры. Все желающие смогли оценить достоинтства электротранспорта, проехав на нем 10 км от “Белкоммунмаша” до пл.Ванеева и обратно.
После завершения такого путешествия все участники мероприятия собрались в конференц-зале предприятия на пресс-конференция, где выслушали выступления гл.конструктора, зам.председателя правления ОАО “Банк Развития Республики Беларусь” Геннадия Хомича и др. В обсуждении приняли участие директор ОАО “Управляющая компания холдинга “Белкоммунмаш” Владимир Король, Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак и Жанна Бирич.
Директор ОАО Белкоммунмаш В.Король с гостями
В заключение состоялись обмен мнений и подписание соглашений и протоколов о намерениях.
МАЗ-103Т
Немножко проехать на аккумуляторах мог МАЗ-103Т, первый опытный образец которого построили в 1999 году.
Для своего времени это был настоящий прогресс и технологический прорыв. Главное, что «немножко проехать» троллейбус мог именно на аккумуляторах. Эту особенность даже в технических характеристиках не подчеркивали, поскольку изначально движение без проводов подразумевалось только на территории депо или диспетчерских станций. Однако было понятно, что будущее — только за энергоемкими аккумуляторами.
Сейчас та самая первая машина находится в музее «Минсктранса» в качестве экспоната.