В белоруссии представили электробус с «милым» дизайном

Экспортные перспективы

С июля 2019 г. электробус «Белкоммунмаш» проходит испытание на улицах Екатеринбурга. В настоящее время он курсирует в тестовом режиме по маршруту ж/д Вокзал – улица Щорса. По результатам опытной эксплуатации соответствующие службы города смогут принять решение о целесообразности использования такого транспорта, а также понять, какую дополнительную инфраструктуру необходимо создать для его работы и оценить стоимость всего проекта. К белорусским электробусам присматриваются и в Узбекистане. В этом году на улицах Ташкента появится
электробус производства минского предприятия модели Е420 Vitovt Electro.

Интересуются ими и в Грузии. Как стало
известно 23 августа, «Белкоммунмаш» поставит в Батуми восемь электробусов. Представители предприятия отметили, что электробусы поступят заказчику в первом полугодии 2020 г.

Отметим, что грузинская сторона также рассматривает приобретение электробусов Минского автомобильного завода (МАЗ), ведь как стало известно в начале августа, МАЗ разрабатывает
модели электробусов. По словам генерального директора МАЗа Валерия Иванковича, минский автозавод нацелен нарастить экспорт в страны Кавказа. «Мы надеемся расширить линейку поставляемой техники, увеличить объем поставок и сделать Грузию стратегическим форпостом в странах Кавказа», – отметил он.

Как рассказал начальник отдела компоновки автобусов МАЗ, Иван Войтешонок, у нового электробуса батареи будут на крыше, однако для этого понадобится усиленный каркас. До конца года разработчики рассчитывают представить технику нового поколения публике. По словам Войтешонка, у электробусов МАЗ будет «немного другая концепция», нежели у «Белкоммунмаша».

Подготовил Андрей Холодцов

Прагматизм в чистом виде

На самом деле это третий по счёту самостоятельный выезд E433 Vitovt Max Electro за ворота предприятия. До этого электобус уже совершил два технологических пробега по минским улицам и намотал на одометр первые 52 км, дабы не ударить в грязь лицом в ответственный момент. В третью поездку были приглашены самые заинтересованные лица: представители Мингорисполкома, потенциальные эксплуатационники, дилеры завода и журналисты, разумеется.

Стоит отметить, что Мингорисполком на презентации традиционно представляла заместитель председателя Бирич Жанна Эдуардовна, а это уже статус. Сложилось впечатление, что кроме «внешнего эффекта» от запуска на маршруты города электробусов, Мингорисполком лелеет надежду исправить с помощью новинки и нынешнюю плачевную ситуацию со средней скоростью движения общественного транспорта по маршрутам – по крайней мере, с неприемлемых 12 до 20 км / ч. Вроде тоже не быстро, но уже что-то. Надежды эти не беспочвенны, обладая «троллейбусной» динамикой разгона, электробус избавлен от необходимости сбрасывать скорость на «стрелках» и перекрестках, а также не имеет ограничений в виде длины токоприёмников при объезде внезапно возникших препятствий. Кроме того, оригинальная компоновка семейства Vitovt с расположением дверей в пределах колёсной базы и пассажировместимость, превышающая без малого на 30 человек таковую у сочленённых автобусов, работающих на маршрутах Минска, позволят сократить время простоя на остановочных пунктах. Здесь чуть-чуть, там немного, и вот уже средняя скорость выросла.

Интерес транспортников был более преземлённым: где расположены АКБ, каков доступ к ним для обслуживания, насколько функциональны те или иные решения в реальных условиях, каковы возможные модификации. Словом, никакого праздного любопытства – прагматизм деловых людей в чистом виде.

ОАО “Белкоммунмаш” представило новые модели пассажирского электротранспорта.

Электробус Е433 Vitovt Max Electro

7 сентября руководство ОАО “Управляющая компания холдинга “Белкоммунмаш” пригласило на презентацию новых моделей  журналистов и представителей организаций потребителей своей продукции не только нашей страны, но и ряда зарубежных стран. Главным героем данного показа стало инновационное пассажирское транспортное средство – трехосный низкопольный сочлененный электробус модели Е433 “Vitovt Max Electro” повышенной пассажировместимости, предназначенный к перевозке 153 человек с 38 местами для сидения. Он оборудован системой автономного хода на базе суперконденсаторов, которая питает электродвигатель мощностью 180 кВт. Запас рассчитан на маршрут  протяженностью в 12 км, а расход аккумуляторной энергии при этом составит 70%.

Салон электробуса Е433 Vitovt Max Electro

По планам изготовителей такой электротранспорт ждет большое будущее.  Через несколько дней он отправляется в Германию, в Берлин, где с 20 по 23 сентября пройдет Международная специализированная выставка “Иннотранс”. После ее завершения модель вернется в Минск. А в конце ноября две машины поступят в распоряжение Коммунального транспортного унитарного предприятия “Минсктранс” и с 1 декабря начнут эксплуатироваться в белорусской столице.

Как сказала корреспонденту “Автодайджест” заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич, присутствовавшая на мероприятии, электрортранспорт планируется пустить по 43 маршруту. Электротранспорт будет обслуживать Сухарево. Потом электробусы станут перевозить пассажиров и по другим направлениям, где отсутствует контактная сеть, например, в Каменной Горке.

В I квартале следующего года  на обслуживание минчан и гостей города выедут еще 18 машин.

Столичное открытое акционерное общество показало еще один электробус – двухосную низкопольную модель Е420 “Vitovt Electro”, пассажировместимостью 90 человек с 29 местами для сидения.

Электробус Е420 Vitovt Electro

Выступая на пресс-конференции после завершения презентации, главный конструктор – директор УП “НТПЦ “Белкоммунмаш” Олег Быцко отметил, что за таким транспортом будущее. По предварительным расчетам его эксплуатация организациям-эксплуатационникам обойдется дешевле, чем обычные троллейбусы. Да и автобусам они со временем тоже составят конкуренцию.

На предприятии не забывают и о своей основной троллейбусной тематике и продолжают совершенствовать ее.  Специально для гостей хозяева продемонстрировали новинки – две модификации хорошо известной не только в Республике Беларусь, но и за пределами нашей страны модели 321. Одна из них предстала с обновленным внешним видом, что выгодно отличает ее от базовой.  Пока она существует в единственном экземпляре и была изготовлена незадолго до данного показа. Планируется, что на отправится на опытную эксплуатацию в украинский город Чернигов, представители которого тоже присутствовали на встрече.

Троллейбус модели 32100D

Обновленный троллейбус модели 321

Второго представителя “321-х”, получившего индекс 32100D,  разработчики оснастили увеличенным автономным ходом до 15 км. Его оборудовали системой литий-титанатных батарей, обладающих большой удельной энергоемкостью и увеличенным запасом циклов заряд/разряд. Такое нововведение позволяет оперативно организовать транспортное сообщение с новыми районами города, еще не имеющими своей троллейбусной инфраструктуры.  Все желающие смогли оценить достоинтства электротранспорта, проехав на нем 10 км от “Белкоммунмаша” до пл.Ванеева и обратно.

После завершения такого путешествия все участники мероприятия собрались в конференц-зале предприятия на пресс-конференция, где  выслушали выступления гл.конструктора, зам.председателя правления ОАО “Банк Развития Республики Беларусь” Геннадия Хомича и др. В обсуждении приняли участие директор ОАО “Управляющая компания холдинга “Белкоммунмаш” Владимир Король,  Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак и Жанна Бирич.

Директор ОАО Белкоммунмаш В.Король с гостями

В заключение состоялись обмен мнений и подписание соглашений и протоколов о намерениях.

Минские электробусы

Первые электробусы стали курсировать по столице Беларуси еще весной 2017 г. Эти машины производит
«Белкоммунмаш». На данный момент предприятие выпускает три модели электробусов: Е420 «Vitovt Electro», Е433 «Vitovt Max Electro» и Е321.

Электробус модели Е420 «Vitovt Electro».

Е420 «Vitovt Electro» – односекционная 12‑метровая модель с двумя двустворчатыми дверями. Масса машины в снаряженном состоянии составляет почти 12 т., максимальная техническая масса – 18 т. Этот электробус, оснащенный тяговым асинхронным электродвигателем переменного тока мощностью 180 кВт, может перевозить 90 человек (из них возможность ехать сидя получат 29) с максимальной скоростью 60 км/ч. Запас хода на одном заряде – 12 км. Время зарядки при остатке 30% – 5 минут. Модель Е433 вмещает 153 человека. Электробус оборудован 38 местами для сидения и отличается от Е420 прежде всего наличием гармошки.

Электробус модели Е433 «Vitovt Max Electro». 

Электробус Е321 – прототип
троллейбуса А321. Внешнее отличие машин не бросается в глаза, не считая того, что у электробуса нет штанги для электропитания. Технические характеристики также схожи, кроме одного нюанса: разработчики сделали все возможное для быстрой подзарядки машины. Так, электробус полностью заряжает батарею за 8 минут, однако энергии хватит лишь на 30 км. В связи с этим на остановках общественного транспорта будут размещены специальные зарядные станции. Созданный специалистами компании «Белкоммунмаш» электробус рассчитан на 86 пассажиров.

Электробус модели Е321. 

Первый пассажир

Залезать в «железные дебри» электробуса мы сегодня не будем – машина проходит отладку в реальных дорожных условиях нашей непредсказуемой зимы, и к моменту передачи заказчику в начинке электробуса могут произойти изменения. А вот об итоговой компоновке салона и его комфорте уже можно сделать определённые выводы.

Внутренняя планировка серийных машин не отличается от опытного образца – вход / выход через четыре двустворчатые двери с приводом прислонно-сдвижного типа (откидной пандус для колясок в проеме 3-й двери), напротив 2-й и 3-й дверей – большие накопительные площадки, расстановка сидений 4-рядная. Приятный момент – предусмотрены места под установку телемониторов в головной и хвостовой частях электробуса. Сохранилось несколько розеток и USB-разъёмов, а значит, можно будет реально подзарядить телефон во время поездки, для нашего общественного транспорта – это пока экзотика.

На ходу электробус по ощущениям напоминает троллейбус – характерное подвывание электротрансмиссии при разгоне и торможении и тишина во время остановки. Звуковой комфорт на вполне приемлемом уровне, да и общая плавность хода, я специально сел «в хвост» пустого прицепа, на твердую «4+». Очень хорошее освещение – встроенные в скаты крыши лампы дают ровный свет и имеют возможность частичного отключения.

Из непризнанного заводчанами, хотелось бы отметить скорость движения электробуса. Несмотря на заявленную цифру «максималки» в 60 км / ч, во время презентации Vitovt Max Electro смог легко разогнаться до более высоких цифр. Так что, вероятнее всего, «официальные цифры» – это не предел возможностей машины, а лишь принудительное ограничение, установленное для достижения озвученных цифр запаса хода в 12,5 км без подзарядки.

Кстати, при загрузке салона на 25 % электробус сумел пробежать около 18 км при этом остаток энергии батареи составил 36 %. С учётом того, что я не видел, насколько была заряжена батарея перед «стартом» (будем считать, что на 100 %), похоже, представители «Белкоммунмаша» не лукавят в заявленных данных о предполагаемом пробеге, а значит, даже при полной загрузке и стоянии в заторах, запаса хода хватит на весь путь от конечной до конечной.

Экономия и комфорт

Для облегчения доступа пассажиров с ограниченной мобильностью во всех трех электробусах предусмотрены места для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя, механический пандус с ручным управлением, система понижения уровня пола троллейбуса со стороны входа («kneeling»). Кроме того, электробусы оборудованы кондиционером, в салоне есть розетки и USB-разъемы для зарядки гаджетов, а при подъезде к остановке срабатывает система понижения уровня пола со стороны входа.

Среди преимуществ электробусов – экологичность, маневренность и повышенный комфорт. Электробус, как и троллейбус, работает от электроэнергии, только поступает она не от контактной сети, а от установленных на борту накопителей на базе суперконденсаторов. Экономия электроэнергии при эксплуатации электробуса по сравнению с троллейбусом достигает 14%.

По словам главного конструктора «Белкоммунмаш» Олега Быцко, предприятие готово предложить
помимо электробуса гибридный автобус. Кроме того, к концу года на заводе планируют сделать электрогрузовик грузоподъемностью 10 т с запасом хода 200 км. В первую очередь, он предназначен для эксплуатации в городских условиях. В частности, электрогрузовик может использоваться для развоза товаров в магазины.

Как устроен электробус

Для начала давайте определимся, что же это такое – электробус?

Говоря простыми словами, электробус – это тот же автобус, но в движение его приводит не двигатель внутреннего сгорания, а тяговый электродвигатель.

Ну, а если свободно интерпретировать определение из Википедии, то электробус – это механическое безрельсовое транспортное средство общего пользования, имеющее электрический привод. Оно предназначено для перевозки пассажиров по заранее утвержденному маршруту.

Электробус по многим параметрам, и особенно по виду потребляемой энергии, которая приводит его в движение, очень схож с троллейбусом. И одновременно по устройству и принципам работы он очень напоминает сильно увеличенный в размерах электромобиль.

Так как же все-таки устроен электробус?

Давайте-ка вкратце перечислим наиболее принципиально важные элементы его конструкции на примере электробуса КамАЗ:

1) Тяговые высоковольтные аккумуляторные батареи

В большинстве случаев в качестве источников электроэнергии применяются литий-титанатные аккумуляторы. Особенность аккумуляторов подобного типа – это во много раз увеличенное количество циклов зарядка-разрядка по сравнению с обычными аккумуляторами (20 000 циклов), устойчивость к воздействию низких температур окружающего воздуха (до -30℃), возможность очень быстрой их зарядке (до 6 минут).

Аккумуляторные батареи обычно располагаются на крыше или в задней части электробуса.

В последнее время в качестве источников энергии в электробусах начали применяться, так называемые, ионисторы. Это мощный накопитель электричества – суперконденсатор, который в недалеком будущем должен заменить привычные нам аккумуляторные батареи.

2) Мост с электромоторами

Вместо двигателя внутреннего сгорания в электробусах обычно применяется электропортальный задний мост с двумя асинхронными бортовыми мотор-редукторами. Такая конструкция позволяет избавиться от таких компонентов, как карданный вал, дифференциал, полуоси, которые имеются при «классической» компоновке, когда электродвигатель расположен отдельно.

3) Высоковольтные инверторы

Это устройства для преобразования постоянного тока от аккумуляторной батареи в переменный, который необходим для работы тяговых электродвигателей электробуса. Они находятся сзади в «моторном» отсеке. Там же находятся винтовой компрессор и ресиверы.

4) Пантограф

Это токоприемник в виде подъемного шарнирного механизма. Используется для быстрой зарядки тяговых аккумуляторов электробуса от стационарных зарядных устройств, расположенных в определенных точках его маршрута.

Пантографы устанавливают на электробусы с быстрой зарядкой. На электрических автобусах других конструкций (например, с ночной зарядкой) используются кабели со специальными разъемами-коннекторами на конце.  

Самые известные производители электробусов

В этой части статьи я постараюсь перечислить самых известных производителей электробусов, продукция которых получила наибольшее распространение в Европе и, в том числе, странах СНГ. Сделаю я это максимально кратко – только название фирмы, страна и фото одного из выпускаемых упомянутым производителем электробусов.

1) BYD (Китайская Народная Республик)

Электробус BYD eBus 12m. Фото из Яндекс Картинки

2) VDL (Нидерланды)

Электробус VDL Citea SLE Electric. Фото из Яндекс Картинки

3) Solaris (Польша)

Электробус Solaris Urbino Electric. Фото из Яндекс Картинки

4) Irizar (Испания)

Электробус Irizar i2e EMT. Фото из Яндекс Картинки

5) VOLVO (Швеция)

Электробус Volvo 7900. Фото из Яндекс Картинки

6) Yutong (Китайская Народная Республика)

Электробус Yutong ZK6125BEVG12. Фото из Яндекс Картинки

7) Mercedes-Benz (Германия)

Электробус Mercedes-Benz eCitaro Electric Bus. Фото из Яндекс Картинки

8)КамАЗ (Россия)

Электробус КамАЗ-6282. Фото из Яндекс Картинки

9) Volgabus (Россия)

Электробус Volgabus 5270. Фото из Яндекс Картинки

10) ЛиАЗ (Россия)

Электробус ЛиАЗ-6274. Фото из Яндекс Картинки

11) «Белкоммунмаш» Холдинг (Белоруссия)

Ждём конца февраля

Итак, вопрос: «Когда дело дойдёт до ходовых образцов?», – теперь неактуален. Электробус E433 Vitovt Max Electro перешёл из стадии демомобиля в разряд серийной продукции и теперь, полагаю, вам хотелось бы узнать, а готовы ли транспортники к приходу высокотехнологичной новинки? Официальный ответ в ходе презентации от работников «Минсктранса» пока не прозвучал.

Однако в кулуарных разговорах представители «электрохозяйства» заверили Жанну Бирич, что подводка электросетей закончена на 90 % – осталось только установить и подключить зарядные станции и можно начинать работу. Кроме того, «Троллейбусный парк № 2», куда собственно и будут поставлены электробусы E433, определился с маршрутами, подготовил техническую базу и выбрал водителей, которым можно будет доверить новинку. Да-да, за руль Vitovt Max Electro сядут водители троллейбусов, как более подготовленные к работе с электротехникой.

В настоящий момент к электробусу, кроме Минска, проявили интерес Москва, Санкт-Петербург и неозвученный заказчик из-за рубежа. Похоже, ставка на итоги эксплуатации в белорусской столице будет очень высока. Официальная передача городу первых электробусов запланирована на конец февраля, следовательно, ждать остаётся совсем немного…

Техническая характеристика электробуса E433 Vitovt Max Electro
Параметр Значение
Полная масса, кг 28 000
Снаряжённая масса, кг 17 600
Пассажировместимость, чел. 191
38+1
Формула дверей 0–2–2–2–2
Двигатель:
  • тип
  • мощность, кВт

Электродвигатель переменного тока
180

Эффективный запас энергии, кВт∙ч 34
Стандартный зарядный ток, А 400
Максимальный зарядный ток (20 с), А 800
Время заряда, мин 6–9
5
Запас автономного хода, км 12,5
Колёсная формула 6х2

Фотографии

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 037001 (AC4003-7), маршрут 64. Д/С «Уручье-2».

Минск, 1 февраля 2021 года, Avto bus

  • 73

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 037001 (AC4003-7), маршрут 64. Д/С «Уручье-2».

Минск, 1 февраля 2021 года, Avto bus

  • 106

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 034071 (AC4563-7), маршрут 17. Улица Лобанка.

Минск, 5 июня 2021 года, Вадим Чернобай

  • 124

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 2823 (AC1887-7), маршрут 155. Стариновская улица.

Минск, 17 апреля 2021 года, Avto bus

  • 147
  • 1

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 2817 (AP2507-7), маршрут 1. Улица Нарочанская.

Минск, 8 апреля 2021 года, Вадим Чернобай

  • 94

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 2817 (AP2507-7), маршрут 1. Улица Нарочанская.

Минск, 8 апреля 2021 года, Вадим Чернобай

  • 155

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3207 (AC3701-7), маршрут 1. Д/с «Веснянка».

Минск, 8 апреля 2021 года, Вадим Чернобай

  • 86

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 034142 (AC3852-7), маршрут 17. Улица Лобанка.

Минск, 25 марта 2021 года, Вадим Чернобай

  • 163
  • 1

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 037045 (AC3221-7), маршрут 64. Д/С «Уручча-2» (Д/С «Уручье-2»).

Минск, 23 марта 2021 года, Чебуран Виссарионович

  • 166

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 037045 (AC3221-7), маршрут 64. Д/С «Уручча-2» (Д/С «Уручье-2»).

Минск, 23 марта 2021 года, Чебуран Виссарионович

  • 218

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 025047 (AC3036-7), маршрут 64. Вуліца Акадэміка Купрэвіча (улица Академика Купревича).

Минск, 23 марта 2021 года, Чебуран Виссарионович

  • 179

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3205 (AC3698-7), маршрут 17. Улица Лобанка.

Минск, 8 января 2021 года, Arseniy4660

  • 223
  • 1

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3209 (AC3850-7), маршрут 17. Улица Панченко.

Минск, 9 ноября 2020 года, Arseniy4660

  • 187

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3207 (AC3701-7), маршрут 17. Улица Панченко.

Минск, 9 ноября 2020 года, Arseniy4660

  • 166

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3203 (AC3700-7), маршрут 17. Улица Лобанка.

Минск, 21 декабря 2020 года, Arseniy4660

  • 129

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3203 (AC3700-7), маршрут 17. Улица Лобанка.

Минск, 21 декабря 2020 года, Arseniy4660

  • 177

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3201 (AC3657-7), маршрут 17. Улица Казимировская.

Минск, 28 октября 2020 года, Вадим Чернобай

  • 237

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 2820 (AP2650-7), маршрут 82с. Улица Корженевского.

Минск, 30 октября 2020 года, Вадим Чернобай

  • 148

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 3211 (AC4564-7), маршрут 17. Улица Лобанка.

Минск, 22 октября 2020 года, Вадим Чернобай

  • 132

Электробус АКСМ-E433 «Vitovt Max Electro» № 2831 (AC4007-7), маршрут 82с. Д/С «Серебрянка».

Минск, 25 сентября 2020 года, Вадим Чернобай

  • 202
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: