Mrap: бронемашины минной войны

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ  (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.

БТР-50. СССР. 1954–1970 гг

БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.

БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.

Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).

Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Корпус сдюжит

Вопрос защиты для современного бронетранспортера — фактор решающий. Поэтому производитель «Страйкера» использовал опыт предшественников. Например, обводы корпуса перешли от уже знакомой нам «Пираньи» LAV MOWAG к «Страйкеру». Осталась и компоновка: защищенный увесистыми бронеплитами двигатель стоит справа по ходу движения, водитель — слева, средний и задний отсеки отданы под боевое отделение.

М1126 Stryker крупнее своих предшественников. Высокий профиль и, следовательно, повышенная заметность — плата за противоминную защиту. Специальные компрессионные кресла и V-образное днище подняли потолок БТР на 25-30 сантиметров.

«Американец» «закатан» в бронированный сварной корпус толщиной до 12 миллиметров. «Лоб» базовой модели «Страйкера» готов вытерпеть очередь из бронебойных пуль калибра 14 миллиметров. Осколки от разрыва 155-мм снаряда даже в 30 метрах ему тоже не опасны. Борта и корма держат удар поскромнее — им по плечу лишь бронебойные винтовочного калибра.   

Другое дело, если навесить на М1126 Stryker специальные металлокерамические панели MEXAS немецких бронелитейщиков. И тогда уже корма с бортами держит крупнокалиберную пулеметную очередь, а «лоб» способен отразить с полукилометра и 30-миллиметровый бронебойный сердечник.

defence.gov
«Страйкер» в Ираке.

Дополнительная броня на «Страйкере» не раз спасала американских десантников. Вот что заявил полковник Роберт Браун в авторитетном журнале Defense Industry Daily:

— За год в Ираке в наши «Страйкеры» попало 115 гранат РПГ. И ни одной подбитой машины! Это фантастическая бронемашина.

БТР-82А тоже сохранил компоновку своего «прародителя»: отделение управления — впереди, десантно-боевое отделение — в середине, моторно-трансмиссионное — в корме. Прежним остался и уровень защищенности — только противопульная. Но российские инженеры пошли на хитрость: в качестве внутренней обивки использовали многослойное противоосколочное покрытие из арамидного волокна. Оно сработает, если основную броню пробьет калибр крупнее 7,62 миллиметра.

mil.ru
БТР-82А на четверть более живуч и лучше защищен.

Как итог: БТР-82А  на четверть более живуч и лучше защищен, в сравнении с «папой» — БТР-80. В конкретном примере: бронебойный подкалибер 7,62 мм даже со 100 метров безвреден для экипажа и машины. С калибром в 12,7 мм уже небезопасно — даже лобовую 10-миллиметровую бронесталь он «шьет», как шило бумагу. Дополнительный обвес российского бронетранспортера конструкцией не предусмотрен. Изрядно потяжелевшую бронированную машину 300-сильный движок уже не потянет. И это — еще один балл в пользу «Страйкера».

Некоторые источники заявляют — в БТР-82А возможна установка противокомпрессионных кресел, которые значительно снижают урон экипажу при подрыве. Однако это маловероятно: корпус русской бронемашины спроектирован еще в прошлом веке, и необходимых для таких кресел лишних сантиметров над головой просто нет. Потому внутри БТРа — обычные, пусть и новые сиденья.

И все же БТР 82-А не совсем беззащитен перед минами. В интерьере бронетранспортера применяют специальные энергопоглощающие коврики. Их назначение — немного сбить энергию взрыва. Похожую технологию успешно используют арабы в своем четырехколесном броневике Isotrex Phantom.

Однако все это на противоминную аббревиатуру MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищенный от подрыва и атак из засад, миностойкий) не тянет. Тут преимущество «Страйкера» безоговорочно. Маленькое утешение — при подрывах на противопехотных фугасах БТР-82А имеет хороший шанс убраться с места взрыва самостоятельно. Трансмиссия нашего бронетранспортера предусматривает потерю одного, двух или даже четырех колес. Stryker так не может: повреждено хотя бы одно колесо — вызывай буксир. Но с миной побольше такой фокус не пройдет — при таком подрыве российская бронемашина обречена. Десанту «американца» тоже не поздоровится, однако их шансы значительно больше. Выжившие в Афгане и Ираке сами собой уже отличное подтверждение.

Особенности и перспективы современных MRAP


Cougar после подрыва

Несмотря на то, что MRAP доказали свою эффективность в защите от СВУ, у машин такого класса имеются и недостатки. Прежде всего за счет V-образного днища, которое эффективно рассевает взрывную волну, силуэт машины значительно увеличивается, а значит в нее легче попасть. Кроме того никто не отменял другие средства поражения, будь то РПГ или крупнокалиберный пулемет. Еще одним недостатком МЗБА можно считать малый ресурс. Да он больше, чем у БТР или БМП, но все же значительно меньше чем у обычного грузовика.

Тем не менее работа над новыми бронемашинами ведется по всему миру. Перспективные MRAP станут еще более взрывоустойчивыми, защищенными, ну и дорогими конечно.

История[править]

Кугуар раньше использовался в вооруженных силах Соединенных Штатов и на вооружении иракской армии, также состоит на вооружение британской армии.

Британская модификация Кугуарправить

По сравнению с оригинальным автомобилем Кугуар, британский вариант оснащён большими вертикальными броневыми листами, охватывающие порты для стрельбы. Это способствует безопасной транспортировке войск для защиты цели и хорошей огневой поддержке, при высадке. Mastiff оснащен башней под пулеметы L7A2 GPMG 7,62 мм, L110A1 5,56 мм, L11A1 12,7 мм, 40-мм гранатомёт L134A1, или 50-мм автоматическую пушку. Одним из аспектов британского автомобиля является то, что способность среднего солдата стрелять точно из портов движущегося БМП была поставлена ​​под сомнение. Большие броневые пластины также добавили защиту от РПГ или СВУ.

Британская армия раньше заказывала MPV под наименованием Tempest MPV. По состоянию на ноябрь 2008 года британская армия заказала 400 кугуаров для развертывания в Ираке и Афганистане. Поставки первых 86 автомобилей Mastiff начались в феврале 2007 года. К марту общее число кугуаров достигло 108. В октябре 2007 года Гордон Браун объявил о принятии дополнительно еще 140 автомобилей Mastiff и 157 новых Cougar 4×4, названных Ridgback, которые были назначены для защиты войск от мин и фугасов. Канада направила кугуары в октябре 2007 года в Афганистан.

Варианты и модификации[править]

  • Cougar HEV (Hardened engineer vehicle) — бронетранспортёры, с колёсной формулой 4×4 и 6×6, построенные в 2004 году для КМП США.
  • Badger ILAV (Iraqi Light Armored Vehicle)
  • Cougar JERRV (Joint EOD rapid response vehicle)
  • Cougar ISS
  • Ridgeback PPV (Protected Patrol Vehicle)
  • Mastiff PPV (Protected Patrol Vehicle)
  • Mastiff 2 «Protected Eyes»
  • Wolfhound (Heavy Tactical Support Vehicle)
  • MRAP — несколько тысяч бронемашин, с колёсной формулой 4×4 и 6×6, для ВС США, в частности для КМП США. Более 3500 машин должны быть поставлены до конца 2008 года.
  • Timberwolf
  • Fire Support Cougar — На шасси Cougar H установлена башня с 90-мм пушкой от бронеавтомобиля Panharh AML-90. Принят на вооружение армии Джибути.
  • Recovery of Airbase Denied by Ordnance (RADBO)

Огонь из всех калибров

Не вышло с броней, быть может, российской бронемашине повезет с вооружением? Первый взгляд, и сразу преимущество: вместо крупнокалиберного КПВТ из башни угрожающе выступает 30-миллиметровая пушка. Электроприводы и стабилизатор в двух плоскостях позволяет «поливать» огнем на ходу. Но и КПВТ никуда не делся! Более того, к нему в пару придан танковый пулемет Калашникова. Так что шквал из трех калибров в 2.000 выстрелов в минуту может «заклевать» практически любую легкую бронетехнику.

mil.ru
БТР-82А всеядны — одинаково хорошо поглощают как отечественный патрон, так и натовские трофеи.

Стволы БТР-82А всеядны — одинаково хорошо поглощают как отечественный патрон, так и натовские трофеи.

У американского бронированного коллеги «пехотной» модификации (Infantry Combat Vehicle) — вооружение поскромнее. На легкой башне дистанционно управляемый пулемет M2 «Браунинг» калибра 12,7 мм или калибром помельче М240. В распоряжении стрелка есть тепловизор и телекамера с приближающим объективом. С пулеметными стволами синхронизирован лазерный дальномер. С точностью до 2,5 метра он определяет цель на удалении до шести километров.

Еще одна оружейная альтернатива для «Страйкера» — автоматический 40-мм гранатомет Мк19 с 448 гранатами. Этого хватит, чтобы забросать любой кишлак или окоп, но бесполезно в борьбе с бронетехникой.

defence.gov
У «Страйкера» вооружение поскромнее.

Мы умышленно не рассматривали тяжеловооруженные версии М1126 Stryker, такие как минометный M1129 Mortar Carrier Vehicle или сверхтяжелый M1128 Mobile Gun System с противотанковым орудием в 105 миллиметров. Эти машины выходят за рамки концепции бронетранспортеров и являются подвижными огневыми точками.

MRAP по-русски

В последние годы во многих странах получили распространение бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах, от фугасов или самодельных взрывных устройств. Такие машины стали разрабатываться в соответствии с принятой за рубежом программой MRAP (Mine Resistant Ambush Protected -минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и хорошими показателями баллистической защиты.

В России подобная машина была создана конструкторами «Военно-инженерного центра» совместно со специалистами кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана.

Специальная бронированная полицейская машина получила наименование ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь». Она не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин семейства «Тигр», а представляет собой принципиально новую машину.

СПМ-3 предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

При разработке новой машины конструкторами были использованы технические решения, обеспечивающие ее высокие потребительские свойства. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 «Медведь» является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения дорожной полиции. В объемном обитаемом отсеке машины могут разместиться 8 полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания перевозимого личного состава под прикрытием машины.

На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. По баллистической защите машина соответствует 3-му уровню по STA-NAG 4569, а по противоминной защите -2-му уровню по STANAG. Другими словами, корпус и бронестекла машины «держат» попадание бронебойной пули Б-32 калибра 7,62 мм, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, а также подрыв под колесом взрывного устройства эквивалентного 7 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины, не получат каких-либо серьезных травм или ранений.

Высокий уровень противоминной защиты обеспечен использованием в конструкции машины несущего корпуса ка-потной компоновки с большой высотой размещения обитаемого отсека, V-об-разным днищем, специальных антитравматических кресел для экипажа, противоминных панелей и ковриков. Клиренс машины составляет 500 мм, это больше, чем даже на танках, БМП и БТР. Значительно повышены ремонтопригодность и обслуживаемость автомобиля благодаря установке специального механизма выдвижения силового блока за пределы корпуса машины для технического обслуживания, ремонта или его замены.

Семейство автомобилей «Волк» Новое семейство модульных защищенных автомобилей «Волк» было разработано конструкторами ООО «Военно-промышленная компания» на основе анализа опыта действий силовых структур России и зарубежных стран в военных конфликтах и контртеррористических операциях последнего десятилетия.

Целью разработки семейства «Волк» является создание автомобилей для силовых структур с максимально возможным уровнем унификации между автомобилями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное производство.

На образцах семейства установлены новые отечественные дизельные двигатели ЯМЗ-534 с выполнением требований токсичности на уровне Euro-4, а в перспективе и Euro-5. Конструкция семейства автомобилей и двигателей предусматривает многократную модернизацию — как по защите, так и по повышению мощности двигателя.

Автомобили оснащены независимой управляемой гидропневматической подвеской всех колес. Изменение жесткости подвески позволяет обеспечивать высокие средние скорости движения автомобилей семейства по всем видам дорог и местности. Гидропневматическая подвеска с системой изменения дорожного просвета в диапазоне 250-550 мм обеспечивает высокую геометрическую проходимость машины.

В настоящее время проводятся всесторонние испытания автомобилей «Волк», а специалистами компании ведется работа по расширению модельного ряда семейства и возможности их использования в коммерческих целях.

Особенности конструкции БТР «Cougar»

Бронемашина с усиленной противоминной защитой «Cougar» («Пума») имеет V-образное днище, которое перераспределяет энергию взрывной волны в сторону от экипажа. «Cougar» построен с колесной формулой 4х4, и 6х6.

Бронеавтомобиль «Cougar» может быть изготовлен в нескольких вариантах для решения различных задач включая версию для перевозки личного состава (до 14 чел., 6×6), патрульное средство (от четырех военнослужащих и больше, 4×4), командирскую машину, тягач, средство ТО и ремонта, а также медицинскую машину.

Бронеавтомобиль «Cougar» способен выдерживать взрыв 14 кг ТНТ под любым колесом и 7 кг ТНТ под корпусом транспортного средства.

Бронеавтомобиль «Cougar» до 2002 г. выпускался только в конфигурации транспортного средства для отрядов разминирования.

Монококовый бронированный корпус бронеавтомобиля «Cougar» оборудован окнами с бронестеклами, обеспечивая экипажу и десанту защиту в соответствии с уровнем 2 по STANAG 4569 и в качестве опции с уровнем 3. Кроме этого, бронеавтомобиль имеет бронированную защиту радиаторов, топливных баков, отсеков аккумулятора, а также оборудован бойницами для ведения огня десантом из машины.

Бронеавтомобиль «Cougar» оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с 7,62-мм пулеметом M240G, системой блокировки подрыва взрывных устройств, оборудованием для обнаружения мин и выполнения работ по их разминированию, шанцевым инструментом, двумя запасными колесами, системами связи и защиты от оружия массового поражения (ядерного, биологического и химического).

В стандартной конфигурации цельносварной бронированный корпус бронеавтомобиля «Cougar» обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм, но при использовании накладной брони может обеспечиваться защита от бронебойных пуль калибра 12,7 мм.

Подъем корпуса высоко над землей влечет неустойчивость машины на крутых склонах. Эта проблема решена за счет смещения центра тяжести вниз посредством использования более тяжелых компонентов мостов и установкой довольно больших колес Michelin XZL 365/80R20 с системой обеспечения движения на спущенных шинах, производства компании Hutchinson.

Машина оборудована радиостанцией и двумя кондиционерами, помогающих поддерживать нормальную температуру внутри при температуре более 38 °C снаружи.

Печальный опыт

Мой одноклассник всегда был немногословен, а после того, как лишился ноги почти по колено, и вовсе превратился в мрачного интроверта. Но после 30-летнего перерыва в нашем знакомстве и 150 граммов отечественного самосознания его вдруг прорвало. «Знаешь, когда рядом с тобой вдруг вспучивается днище бэтэра и сквозь разрыв внутрь врывается столб огня пополам с дымом – это очень страшно». «Правда, испугался я уже в госпитале. Там, на нашей стороне речки…»

Именно поэтому наша пехота в Афганистане предпочитала передвигаться на броне, подставляя лицо горным ветрам и грудь моджахедским пулям. Да-да, именно так: их боялись меньше, чем подрыва мины. К сожалению, тогда, в начале 80-х годов прошлого столетия, получив столь печальный опыт, наши военные стратеги не вынесли из него урока. А ведь на тот момент опыт противостояния минной войне уже существовал. Правда чужой.

Первый взгляд

У М1126 Stryker сразу два родоначальника. Первый — корпус морской пехоты США. Именно они больше десяти лет эксплуатировали удачный восьмиколесный броневик LAV (от англ. Light Armored Vehicle — легкая бронированная машина) семейства MOWAG по прозвищу «Пиранья». Военных впечатлила неплохая проходимость и вооружение. А второй «крестник» поневоле — это наш БТР-80! Именно боевой опыт «восьмидесятки» в горах Афгана и Чечни окончательно убедил конструкторов создать именно такой Stryker, каким мы знаем его сегодня.

БТР-82А внешне очень похож на своего предшественника БТР-80. Поставь их рядом,  отличий, кроме башни, и не найти. Действительно, от «восьмидесятки» к БТР-82А корпус перешел целиком. Но и только. Дальше — уже совсем другая машина. Она потяжелела на 400 килограммов, получила оружие повесомее.

Однако при ближайшем рассмотрении наши БТР немного выбиваются из этой концепции. Тот же «Страйкер» поставляется в крупные подразделения в качестве усиления. Например, в хорошо знакомый по натовским учениям в Польше и Прибалтике 2-й кавалерийский полк США. До этого американские «кавалеристы» имели лишь небронированные «Хаммеры». Теперь Stryker и броней прикроет,  и разнокалиберным огнем поддержит. Особая миссия машины — возможность «работать» в условиях плотной городской застройки.

mil.ru
Десант мотопехоты с корабля на БТР-82А.

С БТР-82А та же история. Концепция мотопехоты — просто подогнать бойцов к бою и слегка поддержать пулеметным огнем уже не отвечает времени. Теперь нужна машина посолидней: и с броней, и с проходимостью, и с вооружением. Так и родилась, точнее,  перевоплотилась «рабочая лошадка» мотопехоты БТР-80 в современную бронемашину БТР-82А.

Еще один факт, который необходимо учесть при сравнении БТР-82А и М1126 Stryker. Российский бронетранспортер родом из советского ВПК. «Страйкер» — ребенок нового тысячелетия. М1126 Stryker — это полноценная боевая платформа. На нее можно смонтировать радиоразведывательный и медицинский комплексы, мощное артиллерийское вооружение. Правда, чаще всего бронекорпус «Страйкера» «затачивают» под перевозчика мотопехоты.

МЗБА


Бронеавтомобиль Тайфун-К

В нашей стране противоминные бронемашины получили обозначение — МЗБА (минно-защищенные бронированные автомобили). Впервые о разработке МЗБА в России задумались еще в ходе первой чеченской войны. Но из-за скудного финансирования создать полноценный минно-защищенный бронеавтомобиль было невозможно. Приходилось довольствоваться серийными грузовиками Урал, с бронекапсулой в кузове.

В 2010 была принята новая концепция развития военной автомобильной техники. Она включала в себя создание полноценных MRAP различного класса. К работе подключились несколько российских предприятий: УралАЗ, КамАЗ, ЯМЗ, ГАЗ и др. Проект получил обозначение «Тайфун». В результате в 2014 году в серийное производство поступают два автомобиля: Тайфун-К (КамАЗ-63968) и Тайфун-У (Урал-63095). Они имели минную защиту в 8 кг ТНТ, колесную формулу 6х6 и полную массу в 24 т. Кроме того у автомобилей одинаковая композитная броня, способная противостоять бронебойным пулям калибра 14,5 мм.


Тайун-У, на заднем плане бронеавтомобиль Патруль на базе КамАЗ

Известно, что стоимость Тайфунов превышает 40 млн. рублей. А выпустили их совсем немного. По разным источником в войсках на данный момент находится около 350 Тайфун-К и 180 Тайфун-У.

Между тем семейство отечественных MRAP постоянно расширяется. К серийному производству планируются КамАЗ-53949 (3 кг ТНТ), Камаз-4386 (6 кг), Урал-53099 (5 кг) и другие.

MRAP у нас

Ну а у нас, на необъятных просторах 1/7 части суши, осознание жизненной необходимости подобного типа машин пришло относительно недавно. Во время первой чеченской кампании на вооружение Российской армии поступило изделие под названием «Звезда». Концептуально оно практически повторяло бронеавтомобиль AMX конца пятидесятых: на раму полноприводного грузовика «Урал-4320» установили бронекапсулу с V-образным днищем, а кабину обшили листами стали. Кто-то может прийти в изумление: как же так, в середине девяностых и такой примитивизм родом из середины прошлого века? Да, всё это так, но нельзя забывать, как отстала наша оборонка в постперестроечный период! И стоит упомянуть, что даже в таком виде эта машина спасла жизни сотням российских военных. Такие вот реалии…

Дальнейшим развитием этой темы стал проект «Тайфун». Естественно, основанный уже совершенно на ином техническом и технологическом базисе. В 2010 году была утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», в которой предусматривалось развитие семейств высокоунифицированных бронеавтомобилей. Итогом стало появление на свет MRAP-вездеходов КАМАЗ-63968, «Урал-63095», «Урал-63099» и укороченной версии последнего – «Урал-53099». Существует ещё два броневика с названием «Тайфун» – КАМАЗ-53949, который нельзя в полной мере отнести к классу MRAP, и КАМАЗ-63969, от дальнейшей разработки которого отказались. Так что о них не имеет особого смысла рассказывать в этой статье…

Cравнительные характеристики бронеавтомобилей MRAP
Производитель IVEMA Force Protection International КАМАЗ «Урал»
Модель Gila MBPV Cougar MaxxPro 63968 63099
Страна производства ЮАР США США Россия Россия
Колёсная формула 4х4 6х6 4х4 4х4 6х6 6х6
Экипаж+десант, чел. 2+9 2+8 2+4 от 2+4 до 2+10 2+16 2+12
Длина 6500 7087 5918 6451–7163 8990 8470
Ширина 2750 2743 2591 2515 2550 2550
Высота 2500 2642 2642 3048 3300 3220
Дорожный просвет, мм 395 410 410 356/280 575 500
Полная масса, кг 13 600 23 587 17 237 14 300–18 600 22 500 24 000
Грузоподъёмность, кг 3200 5897 2722 1650–5000 4000 4000
Двигатель MTU 4R 106TD21 Caterpillar C7 MaxxForce D КАМАЗ-740.354 ЯМЗ-5367
Мощность, л.с. 215 330 330 330 450 450
Макс. скорость, км/ч 105 Н. д. 104 Н. д. 105 105

Побратимы с литерами «К» и «У»

Из маркировки понятно, что первый из перечисленных разработан в Набережных Челнах, а все остальные – в Миассе. Первая троица имеет трёхосную схему шасси, а четвёртый – двухосную. Но есть нюанс: на КАМАЗе средняя ось смещена вперед, а оба передних моста сделаны управляемыми. В соответствии с традициями заводов-изготовителей КАМАЗ скомпонован бескапотным, а все «Уралы» соответственно капотники. «Урал-63095» и КАМАЗ-63968 обладают модульной конструкцией (то есть кабина и десантное отделение у них разделены). Два оставшихся – однообъёмники. Двигатель у КАМАЗа свой – турбодизель V8 семейства 740 с отдачей в 450 л.с. На «Уралах» устанавливают ярославские рядные «шестёрки» такой же мощности. Ну и ещё одно маленькое пояснение. Все КАМАЗы несут добавку к имени «Тайфун» – литеру «К», а «Уралы»… Правильно, «У».

Это о различиях. Теперь о сходстве. Речь не о простой похожести, а о концептуальном родстве. Во-первых, согласно идеологии MRAP у всех этих машин днище имеет V-образную конфигурацию, а ходовая часть сконструирована таким образом, чтобы при взрыве рассеивать его энергию. Класс противоминной защиты b3, которому соответствуют «Тайфуны», позволяет противостоять энергии подрыва мощностью до восьми килограммов в тротиловом эквиваленте. Броня у всех броневиков многослойная (высокопрочная сталь плюс керамика) и соответствует четвёртому уровню защиты по стандарту STANAG 4569. Она позволяет противостоять бронебойным пулям калибра 14,5 мм и осколкам 152-миллиметровых осколочно-фугасных снарядов, взорвавшихся на расстоянии буквально нескольких метров от машины.

Для защиты от поражения из гранатомета предусмотрена внешняя навеска из специальных матов, которые ломают фокусировку кумулятивной струи. Причём система крепления их к бронекорпусу весьма оригинальна – при помощи липучек типа «репей». Бронестекла толщиной 128 мм способны выдержать два попадания всё теми же 14,5-миллиметровыми пулями, правда, с интервалом не менее 30 см. Существует и облегчённый вариант остекления, рассчитанный на защиту от пуль калибра 7,62 мм.

Ну и нельзя не отметить кресла-ковши для десанта с фиксирующими подголовниками, пятиточечными ремнями безопасности и демпфирующим креплением. Это, можно сказать, последний эшелон защиты!

Прокатившиеся 9 мая по Красной площади бронеавтомобили «Тайфун», уже не вызывали того восхищения, что во время дебюта три года назад. Но это закономерно. Мы привыкаем к виду любой новой техники

Главное здесь другое: важно, чтобы отпала необходимость у наших солдат в горячих точках прятаться от мин, перебираясь на броню. И, судя по сирийской кампании, она у них уже не возникает…

Прогнозы развития рынка

В ближайшем обозримом будущем емкость рынка многоцелевых бронированных автомобилей будет неуклонно расти. При этом шансы занять на нем лидирующие позиции у отечественных производителей имеются, и не малые. Благодаря простоте конструкции, ее высокой живучести и надежности, высокой проходимости, способности работать в условиях низких температур (самое больное место у иностранных конкурентов) и низкой стоимости отечественные многоцелевые бронированные автомобили могут заметно потеснить своих иностранных конкурентов.

В ближайшей перспективе этот класс автомобильной техники скорее всего начнет переходить на гибридные силовые установки. Будут вестись поиски новых материалов для повышения защиты. Уже сейчас активно используются как за рубежом, так и у нас керамические бронированные панели для повышения баллистической защиты. Не прекращаются работы по поиску технологий производства новых образцов стальной брони для обеспечения высокой противоминной стойкости машин.

Конечно же, будут широко использоваться все новинки в области электроники — автоматизированные системы диагностики и контроля, топографического ориентирования, бортовые информационно-управляющие системы, системы кругового обзора и т.д.

В конечном счете выиграет тот, кто сможет предложить рынку современную, отвечающую всем тактическим требованиям сегодняшнего дня и в то же время надежную и простую в освоении и эксплуатации машину.

Опубликовано: Каталог «Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу «Системы безопасности»-2010Посещений: 32784

  Автор

В рубрику «Бронеавтомобили» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

История создания

Кугуар раньше использовался в вооруженных силах Соединенных Штатов и на вооружении иракской армии, также состоит на вооружение британской армии.

Cougar разработаны по программе министерства обороны США MRAP (Mine Resistant Ambush Protected). Планируется поставка бронемашин в Великобританию. Ранее Лондон закупил больше сотни ББМ Cougar с колесной формулой 6х6, они в британских войсках получили обозначение Mastiff и очень хорошо себя зарекомендовали в горячих точках. Из отличительных черт — наличие двух кондиционеров, помогающих поддерживать нормальную температуру внутри, при температуре более 38 °C снаружи.

На вооружении БТР «Cougar»

  • Канада — для канадских вооруженных сил — 40 Cougar JERRV.
  • Хорватия — 4 автомобиля, плюс армия США пожертвовала несколько Cougar MRAP хорватской армии в Афганистане.
  • Дания — 40 кугуаров, арендованных у США. Используются в Афганистане.
  • Грузия — 10 автомобилей на службе у грузинских сухопутных войск.
  • Венгрия — 3 автомобиля плюс 10 заказанных.
  • Ирак — 378 заказанных автомобилей Badger в 2007 году, плюс 865, заказанных в 2011 году.
  • Италия — 6 кугуаров использовались в Афганистане итальянской армией.
  • Словения — 7 автомобилей.
  • Польша — 40 автомобилей, ссуженных у США.
  • Украина.
  • Великобритания — 248 автомобилей Mastiff, 90 Wolfhound и 157 Ridgbacks на заказ.
  • США:
  1. Blackwater.
  2. Армия США.

MRAP


Cхема International MaxxPro: 1) Комплекс дистанционного обнаружения СВУ 2) Бронированное стекло 3) Пулемет М2 Браунинг 4) Фара искатель 5) Маскировочная накидка пулеметчика 6) Антенна связи 7) Защитная решетка 8) Подъемная проушина 9) Откидная рампа 10) Броня фирмы Plasan Caca 11) Внешний ящик хранения 12) Шины типа «Run flat» 13) Отсек экипажа 14) Сиденье водителя 15) Независимая подвеска 16) Двигатель MaxxForce 9,3D

Термин MRAP применяется для обозначения легких транспортных средств, обладающих устойчивостью к взрывам и огню стрелкового оружия. В США разработка таких машин началась в 2004 году во время войны в Ираке. К тому времени боевые действия фактически переросли в партизанскую войну, с активным применением самодельных взрывных устройств (СВУ). Армии требовался недорогой, но защищенный бронеавтомобиль для перевозки личного состава. Одной из первых такой грузовик разработала компания Force Protection Industries. Машина под названием Cougar обладала противоминной защитой до 14 кг ТНТ и пуль калибра 7,62 мм.

Между тем Cougar нельзя назвать полностью оригинальной разработкой. Американские инженеры активно заимствовали технические решения и технологии у южноафриканских коллег, которые выпускали подобные машины еще с начала 70-х.

Как бы то ни было, MRAPы в Ираке показали свою высокую эффективность. Согласно отчету командования за 2004 год, ни один военнослужащий в Cougar не погиб от взрыва СВУ. В 2007 году общая численность MRAPов в американской армии доходила до 27 тысяч единиц! Очень внушительное число, учитывая что стоимость одной машины варьировалась от 500 тыс. до 1 млн. $. На данный момент военные несколько поубавили свои аппетиты. По разным оценкам в армии США сейчас насчитывается не более 9 тысяч бронеавтомобилей этого типа.

Рожденные в конфликтах

Полноценный броневик MRAP впервые появился в Родезии в 1974 году (Hippo Mk1-R), а после того, как она превратилась в Зимбабве, в ЮАР на шасси грузовиков Samil начат выпуск MRAP Bulldog. Их отличительной особенностью являлась конструкция подвесок, элементы которой компоновались не слишком плотно, с расчётом рассеивания взрывной волны. Толчком к появлению подобного типа бронетехники у нашего основного геополитического соперника, Соединенных Штатов Америки, стали войны в Ираке и всё том же Афганистане, разразившиеся на рубеже XXI века. Кстати, по итогам этих конфликтов появились и другие противоминные подходы, отличные от V-образной конструкции днища. К примеру, энергопоглощающие модули на базе композитов позволили существенно понизить силуэт бронеавтомобилей класса MRAP (высота – один из основных их недостатков).

И грязь месить, и по автостраде колесить

Сердце «Страйкера» — дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 лошадиных сил. За 25 секунд он разгоняет 16-тонную бронемашину до рекордных 100 километров в час по шоссе. Автоматическая трансмиссия Allison 3200SP делает комфортной езду и по легкому бездорожью: щелчок рычага, и колесная формула легко изменяется. Едем по городскому шоссе — хватит и четырех ведущих. Съезжаем на бездорожье — включаем в процесс все восемь колес.

defence.gov
«Страйкер» удобен для комфортной езды по легкому бездорожью.

БТР-82А в скорости немного уступает заокеанскому коллеге — КамАЗовский дизель тянет лишь на 300 лошадей. Но он резвее, чем был на «восьмидесятке». Трансмиссия тоже подверглась пересмотру: старые колесные редукторы, карданные валы и амортизаторы заменили на современные и долговечные модели. Усилили и ведущие мосты — дифференциал можно полностью блокировать, и БТР по бездорожью зашуршит бодрее.

На кочках и ухабах «американец» ведет себя скромнее. Подвеска М1126 Stryker заимствована у предшественника — броневика морпехов LAV «Пиранья». Передние две пары колес идут на пружинной подвеске, другие — на торсионах. Такая смешанная система позволяла «выруливать» из трясин и зыбучих песков. Однако удачное решение для «Пираньи» оказалось не столь эффективным для «Страйкера». Повышенный вес нивелирует все преимущества.

mil.ru
БТР-82А грязи не боятся…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: