Введение
С 1сентября 1939 по 2 сентября 1945 шла вторая Мировая война. Эта война была самая кровопролитная, жестокая и крупномасштабная в истории человечества . Около 90% населения планеты так или иначе участвовало в этом вооружённом конфликте. В войну было втянуто 61 государство из 73 существовавших тогда. Развязали её нацистская Германия, фашистская Италия и милитаристская Япония. 27 сентября в 1940г. они заключили заключили Берлинский (Тройственный) пакт .
Вступление СССР в войну определило содержание её нового этапа, оказало колоссальное влияние на политику ведущих мировых держав. Правительства Великобритании и США в 1941 заявили о поддержке СССР, были заключены соглашения о совместных действиях и воен.-экономич. сотрудничестве между СССР, Великобританией и США. В авг. – сент. СССР и Великобритания ввели свои войска в Иран, чтобы предотвратить возможность создания фашистских опорных баз на Ближнем Востоке. Этими совместными воен.-политич. акциями было положено начало созданию антигитлеровской коалиции. 24 сент. на Лондонской междунар. конференции 1941 СССР присоединился к Атлантической хартии 1941.
Винтовочный гранатомёт
Большое распространение данный «обвес» получил в период Первой мировой войны. Причём оснащалось таковым не только американское оружие в Европе. Им пользовались все участники конфликта, имеющие хоть какие-то винтовки на вооружении.
Всё из-за того, что бои характеризовались позиционностью. Зачастую между окопами противоборствующих сторон расстояние было чуть больше броска ручной гранаты. Потому солдатам, чтобы не покидать свои окопы, приходилось прибегать к ухищрениям.
К гранате приваривалась тонкая проволока или старый шомпол, после чего нанизывался на ствол винтовки. Холостой выстрел приводил к возгоранию пороха, выделяемая энергия выталкивала гранату. Самодельный хвостовик быстро приводил в негодность ствол оружия, потому для таких целей разрабатывались маленькие ручные мортиры.
В 1941 году M1 Grenade Launcher, стреляющий винтовочными гранатами 22 мм, был разработан и поступил на вооружение армии США.
Авиация США
Авиация Америки не отличалась разнообразием. На вооружении стоял только Curtiss P-40 Warhawk – простой управлении и при этом невероятно надежный истребитель. В СССР его запомнили под названием KittyHawk.
В конце 30-х был создан дьявол с раздвоенным хвостом» – P-38 «Лайтнинг», тяжелый истребитель и разведывательный самолет. Douglas A-20 – это целая серия самолетов, бомбардировщиков и истребителей, которая использовалась как американской авиацией, так и отправлялась по ленд-лизу.
BT-13 Valiant задумывался как тренировочный самолет. В кабине было два места – для ученика и учителя. Но в итоге Valiant использовали против камикадзе, отдав второе место стрелку. Самым большим бомбардировщиком того времени стал Convair B-36.
Самолет был способен преодолевать расстояние между континентами. Поэтому впоследствии стал основой стратегических ядерных сил США на время Холодной войны.
Больше всего было выпущено Boeing B-17 Flying Fortress. Бомбардировщики могли вернуться на базу даже без трех из четырех двигателей и с пробоинами в корпусе.
M-20
Технический прогресс не стоял на месте, американское оружие часто претерпевало изменение во время войны ввиду применения противником более мощных и качественных аналогов. Так, столкнувшись с фактами использования германцами «панцершреков» (немецкий аналог гранатомёта, превышавший по показателям американский), командование армии США провело апгрейд стандартного гранатомёта в «Супер Базуку» ближе к концу войны.
Новый образец получил маркировку M-20, калибр равнялся 88,9 мм, вес снаряда — 9 кг, а масса самого изделия — 6,5 кг.
Этот гранатомёт успешно оставался на вооружении армии США вплоть до конца шестидесятых годов. Успешно использовался и во Вьетнаме. Однако ввиду полного отсутствия тяжёлой техники у врага применялся для уничтожения укреплений, фортификационных сооружений и узлов связи противника. Постепенно был снят с вооружения из-за перехода на использование M72 LAW — одноразового противотанкового гранатомёта.
Сам M20 же занял почётное место на складах, хранящих списанные образцы вооружения, и на полках всевозможных исторических музеев всего мира рядом с револьвером «Смит и Вессон».
Последствия
Другие страны и США после Второй мировой войны находились в разных условиях. Америку никто не бомбил. Все заводы остались целы. На этом фоне штаты усилили экономическое, политическое и военное влияние в мире.
США в годы Второй мировой войны окончательно вышла из Великой депрессии. Растущее производство требовало рабочие руки. Следовательно, безработица осталась в прошлом. Благодаря патриотизму люди работали гораздо больше. Зарплата выросла.
Свою роль сыграло перераспределение мощностей между отраслями. На первый план вышли высокопродуктивные предприятия. Повышалось качество труда. Появлялись новые технологии, которые способствовали росту производства и продаж. На заводы шли работать женщины.
Причины укрепления Америки на мировой арене:
- Малые потери, которые исчисляются 1,2 млрд долларов. В свою очередь это примерно 0,4% от всех потерь во время войны.
- Америка продавала оружие, сырье, технику и сельскохозяйственную продукцию. Итоговая сумма выручки составила порядка 46 млрд долларов.
- Именно тогда доллар стал мировой валютой, а 65% запасов золота осело в американских хранилищах.
- Мощность ВМС США выросла в 5 раз.
- Среднегодовой рост производства в промышленности составил 15%.
- К 1947 году американские производства захватили больше половины мирового рынка.
Знаменитый «Аляскинский хайвей» возник по причине японской угрозы.
Он был построен не с первого раза. Потому что погодные условия не позволили сразу положить прочное асфальтовое покрытие. После окончания войны хайвей перешел в собственность Канады и функционирует по сей день.
История формирования первых ОАП ВМС США
Хвостовые пиктограммы ОАП ВМС США (на 1945 г.) Первые ОАП ВМС США («палубные авиагруппы ВМС» (Carrier Air Groups) в терминах 1930-х гг.) были сформированы в 1937 г. Командир авиагруппы ВМС являлся одним из заместителей командира авианесущего корабля, одновременно являясь командиром ударной (авиационной) БЧ корабля.
До 1942 г. авиагруппы и подчиненные им авиаэскадрильи (АЭ) ВМС имели идентификационный номер, идентичный с идентификационным номером корпуса авианесущего корабля приписки. Т.е., все АЭ палубной авиагруппы №6 ВМС авианосца № 6 «Энтерпрайз» имели порядковые номера вида АЭ ПВО (VF) №6, АЭ ИБА (VB) №6 и т.п. К 1942 г. командованием авиации ВМС США было принято решение отменить такой принцип нумерования авиачастей ВМС США в связи с большой ротацией авиаполков палубной авиации между группировками ВМС и оперативными районами в зависимости от задач, выполняемых тем или иным соединением ВМС на ТВД. В дальнейшем каждая авиагруппа ВМС сохраняла присвоенный ей порядковый номер (цифровой шифр) вне зависимости от нумерации авианесущего корабля приписки.
В 1945 г. специалисты командования ВМС разработали систему цветовой шифрации для ЛА ВМС США, заключавшейся в геометрических символах, изображаемых на хвостовом оперении ЛА каждой авиагруппы ВМС. Система сразу показала серьезные недостатки, связанные с тем, что геометрические символы плохо различались с больших расстояний в воздухе и имели мало вариантов для обозначения всех авиагрупп и авианесущих кораблей приписки. В связи с этим во второй половине 1945 г. была введена система алфавитно-цифровой идентификации авианосца приписки на хвостовом оперении ЛА каждой из палубных авиагрупп.
На 1945 г. в ВМС США имелись следующие алфавитные обозначения палубных авиагрупп авианосцев:
Палубный истребитель-бомбардировщик «Корсар» FG-1D (хвостовой RR авиагруппы ВМС №10 авианосца«Йорктаун» (типа «Эссекс») (1945 г.)
- Авиагруппа №3 «Саратога» : CC
- Авиагруппа №6 «Энтерпрайз» : M
- Авиагруппа №10 «Йорктаун» : RR
- Авиагруппа №12 «Хорнет» : S
- Авиагруппа №14 «Тикондерога» : V
- Авиагруппа №15 «Рэндольф» : L
- Авиагруппа №16 «Лексингтон» : H
- Авиагруппа №18 «Уосп» : X
- Авиагруппа №19 «Гэнкок» : U
- Авиагруппа №20 «Беннингтон» : TT
- Авиагруппа №26 «Монтерей» : C
- Авиагруппа №38 «Шангри-Ла» : Z
№38 «Шангри-Ла» (типа «Эссекс») в море (1946 г.)
Однобуквенная система хвостовых шифров для палубных авиагрупп ВМС США просуществовала до 1957 г. В 1946 г. все имеющиеся буквенные шифры ВМС были переприсвоены несущим их авиаполкам (т.е., килевые обозначения ЛА более не менялись при смене авианосца приписки или временного хранения ЛА на наземных аэродромах ВМС).
Тихоокеанский театр военных действий
США вступили во Вторую мировую войну не сразу. Причиной стала атака японцев на Перл-Харбор. Объявление войны запоздало, поэтому считается, что нападение японцев противоречило основам международной дипломатии.
Потери американцев 7 декабря 1941 составили:
- 230 самолетов;
- 8 линкоров;
- 10 боевых кораблей;
- убито 2403 военных и простых граждан.
Японцы тогда потеряли всего 29 самолетов.
Тихоокеанская кампания длилась с 1941 по 45 гг.
В ходе военных действий Япония и Америка пытались захватить господство в этом регионе. Перелом в пользу союзников пришелся на 1943 год. Применялись реактивные самолеты, напалм. Япония сдалась только после ядерной атаки в августе 45 года.
Организационная структура USAAF
Армейские ВВС вначале назывались воздушным корпусом армии США (United States Army Air Corps — USAAC), но затем, в июне 1941 г., они были переименованы в военно-воздушные силы армии США (United States Army Air Forse -USAAF). Высшим соединением американских армейских ВВС являлась воздушная армия (Air Force). Еще в начале 1940 г. были сформированы непосредственно для обороны территории США 1,2,3 и 4-я воздушные армии. В январе 1942 г. появилась 5-я воздушная армия США, предназначенная для действий в Африке во время операции «Торч» (англ. Operation Torch — операция «Факел»), а потом 6-я армия, базирующаяся в районе Карибских островов и Панамского канала. 5-я воздушная армия уже 28 января 1942 г. была переименована в 8-ю армию, и вскоре ее основные части тяжелых и средних бомбардировщиков передислоцировались в Великобританию. На базе нескольких авиагрупп в августе того же года была сформирована 12-я воздушная армия, сражавшаяся в Западной Африке, а в ноябре там создали еще 9-ю воздушную армию США, известную своим рейдом на Плоешти. После капитуляции немецко-итальянских войск в Африке все части 9-й армии перебазировались в Англию, а немного позднее в Италии появилась еще 15-я воздушная армия США для стратегических бомбардировок Германии. Кроме того, 11-я воздушная армия была сформирована на Аляске, а для боев на Тихом океане предназначались вновь созданная 5-я армия, а также 7, 13, 14 и 20-я армии США.
В состав воздушной армии США входили, как правило, бомбардировочное и истребительное командования, обозначавшиеся тем же порядковым номером, но написанным римскими цифрами. Например, в 8-й армии имелись VIII бомбардировочное командование и VIII истребительное командование.
Основной тактической единицей USAAF была группа, состоявшая в основном из трех эскадрилий. Истребительная эскадрилья (Fighter Squadron) включала в себя в среднем около 25 самолетов.
В ВВС флота и корпуса морской пехоты США основной тактической единицей являлась эскадрилья. В составе военно-морского флота она носила обозначение VF, а в корпусе морской пехоты — VMF.
США потеряли во Второй мировой войне 418 000 человек и 671 278 были ранены.
ВМФ СССР и трофеи Второй Мировой войны
Великая Отечественная война была тяжелым испытанием не только для советского флота, но и для судостроительной промышленности СССР. Флот нес потери, которые восполнялись с большим трудом, так как важнейшие центры кораблестроения были либо потеряны, либо в значительной мере разрушены.
По окончании войны, как держава-победительница, Советский Союз принял участие в разделе ВМС стран Оси. По репарациям СССР достались десятки вполне боеспособных кораблей. Так, списки ВМФ пополнили бывший итальянский линкор, два крейсера им больше полутора десятков эсминцев и миноносцев. Кроме этого был захвачен ряд тяжело поврежденных или разоруженных кораблей, в ом числе два немецки тяжелых крейсера и несколько японских эсминцев и миноносцев. И хотя все эти корабли не могли считаться полноценным пополнением ударной мощи флота. советским морякам и инженерам они дали бесценную возможность познакомиться со многими достижениями иностранной судостроительной промышленности.
Further reading
- Costello, John. The Pacific War: 1941-1945 (1982)
- Dunnigan, James F., and Albert A. Nofi. The Pacific War Encyclopedia (2 vol. 1998)
- Howarth, Stephen. To Shining Sea: a History of the United States Navy, 1775–1998 (University of Oklahoma Press, 1999) ISBN 0-8061-3026-1
- Love, Robert W., Jr. History of the U.S. Navy (1992) vol 2 ch 1-13
- Sandler, Stanley. World War II in the Pacific: An Encyclopedia (2000)
- Spector, Ronald. Eagle Against the Sun: The American War With Japan (1985)
- Symonds, Craig L. (2016). The U.S. Navy: A Concise History. New York: Oxford University Press. pp. 77–92. ISBN 978-0199394944.
Battles
- Bennett, Geoffrey. Naval Battles of World War Two (Pen Sword Military Classics) (2003)
- Blair, Clay Silent Victory: The U.S. Submarine War Against Japan. (Annapolis: Naval Institute Press, 2001). ISBN 1-55750-217-X.
- Lundstrom, John B. The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway (Naval Institute Press, 1984) ISBN 0-87021-189-7
-
Morison, Samuel Eliot. The Two-Ocean War: A Short History of the United States Navy in the Second World War (1963) ISBN 1591145244
Morison, History of United States Naval Operations in World War II. Vol. 3, The Rising Sun in the Pacific. Boston: Little, Brown, 1961; Vol. 4, Coral Sea, Midway and Submarine Actions. 1949; Vol. 5, The Struggle for Guadalcanal. 1949; Vol. 6, Breaking the Bismarcks Barrier. 1950; Vol. 7, Aleutians, Gilberts, and Marshalls. 1951; Vol. 8, New Guinea and the Marianas. 1962; Vol. 12, Leyte. 1958; т. 13, The Liberation of the Philippines: Luzon, Mindanao, the Visayas. 1959; Vol. 14, Victory in the Pacific. 1961.
- Prange, Gordon. At Dawn We Slept (Penguin Books, 1982). ISBN 978-0-14-006455-1 on Pearl Harbor
- Smith, Peter C. Midway, Dauntless Victory: Fresh Perspectives on America’s Seminal Naval Victory of World War II (2007)
- Smith, Steven. Wolf Pack: The American Submarine Strategy That Helped Defeat Japan (2003)
- Tillman, Barrett. Clash of the Carriers: The True Story of the Marianas Turkey Shoot of World War II (2005).
- Y’Blood William T. The Little Giants: U.S. Escort Carriers Against Japan (1999)
Ships and technology
- Campbell, N. J. M. Naval Weapons of World War Two (2002), covers major navies of the world
- Friedman, Norman. U.S. Naval Weapons: Every Gun, Missile, Mine and Torpedo Used by the U.S. Navy from 1883 to the Present Day (1983)
- Jane’s Fighting Ships of World War II (1972); covers major navies of the world
Admirals and strategies
- Buell, Thomas. The Quiet Warrior: A Biography of Admiral Raymond Spruance. (1974).
- Buell, Thomas B. Master of Sea Power: A Biography of Fleet Admiral Ernest J. King (Naval Institute Press, 1995). ISBN 1-55750-092-4
- Miller, Edward S. War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897-1945 (1991)
- Potter, E. B. Bull Halsey (1985).
- Potter, E. B. Nimitz. (1976).
- David J. Ulbrich ( 2011). Preparing for Victory: Thomas Holcomb and the Making of Modern Marine Corps, 1936-1943. Annapolis, Maryland : Naval Institute Press. ISBN 978-1-59114-903-3.
Sailors and personal viewpoints
- Hands to action stations!: Naval poetry and verse from World War Two (Bluejacket Books, 1980)
- Haberstroh, Jack, ed. SWABBY: World War II Enlisted Sailors Tell It Like It Was (2003) recollections* Hoyt, Edwin. Now Hear This: The Story of American Sailors in World War II (1993)
- Sowinski, Larry. Action in the Pacific: As Seen by US Navy Photographers During World War 2 (1982)
- Wukovits, John F. Black Sheep: The Life of Pappy Boyington (2011)
Aircraft Handbook & Maintenance Manuale
- Pilot`s flight operating instructions for army model P-39Q-1 airplane
- Pilot training manual for the Flying Fortress B-17.
- B-29. Airplane commander training manual for the Superfortress.
- The A-20G. Handling and Maitenance Instructions.
- The B-24D. Flight Manual. РЛЭ. Consolidated Aircraft. 1942
7 декабря 1941 в «Жемчужной Гавани» («Pearl Harbour»), находящейся на острове Оаху в цепочке Гавайских островов был потоплен в результате нападения японцев американский линейный флот.
Нападение было произведено авианосной авиацией; результатом атаки было, с одной стороны, завоевание японцами господства на море; с другой стороны, вступление США во Вторую мировую войну.
Непосредственные результаты налета: потоплены или повреждены восемь линкоров и несколько более мелких кораблей ВМФ США, сбито или уничтожено на земле более 200 самолетов USAAF, более 2200 погибших. Потери японцев составили менее трех десятков самолетов и одна подводная лодка.
Катастрофа такого масштаба потребовала специального расследования; комиссия, ознакомившись со всеми доступными сведениями, пришла к выводу, что причиной катастрофы стала небрежность и беспечность военных чиновников среднего звена.
Авиацией США была разработана и успешна внедрена новая концепция ведения воздушной войны. Ее базовые принципы: достижение господства в воздухе, дальние («стратегические») бомбардировки вражеских промышленных объектов, непосредственная поддержка собственных наземных и морских сил…
Эту схему Штаты старались использовать на протяжении всей войны, и она, в свою очередь, доказала свою высокую эффективность.
Географическое положение США способствовало развитию авианосного флота и палубных самолетов. С технической точки зрения американские самолеты тоже выделялись на фоне европейских: им были присущи необычная компоновка фюзеляжа (P-38, P-39), мощные радиальные двигатели и преобладание пулеметного вооружения.
В целом скорость и дальность преобладали над маневренностью и легкостью. Это объяснялось их основной задачей — сопровождением дальних бомбардировщиков.
Конец Второй мировой положили американские B-29 сбросившие атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки.
«Сегодня, когда стали доступны архивы союзников, можно взглянуть на происходившее и с другой стороны. Из них ясно видно, что давление на союзные экипажи было высоким. Несмотря на их превосходство, на их успехи, на сам факт близкой победы, их моральный дух летом 1944 года упал настолько низко, что в результате была создана серьезная проблема для союзного командования. Особенно подавленным было настроение в 8-й американской ВА, расположенной в Англии. Когда для экипажей бомбардировщиков был предоставлен отпуск на праздники в Майами и Санта-Монике, то эффект был прямо противоположным ожидаемому, ибо летчики неохотно возвращались на свои боевые места, исполненные ненависти к гражданским лицам, военной авиации и ее руководителям, а также к правительству. Наконец, в июле 1944 года американское командование было вынуждено ввести вторые экипажи бомбардировщиков в 8-й ВА, воевавшей против Германии. Никакая другая мера не может лучше всего продемонстрировать тот упадок, из которого союзным руководителям следовало искать выход! У нас же командиры эскадрилий по-прежнему оставались в строю после восьми ранений, после того как их сбивали раз пять, они продолжали летать с сильно обожженными лицами и сломанными костями, которые еще не успели срастись.
Большое количество вынужденных приземлений американских бомбардировщиков в нейтральных странах являлось показателем их морального состояния. Вплоть до июля 1944 года экипажи 94 бомбардировщиков нашли убежище в Швеции, а 101 экипаж в Швейцарии, при этом туда были посланы несколько комиссий для того, чтобы установить — на законных ли основаниях они приземлялись в этих странах. В связи с этим существовали противоположные мнения и огромное число доводов за и против. Иэкер, скорее всего, ухватил суть происходящего, когда высказал свое мнение по этому вопросу Арнольду в августе 1944 года: «Наши летные экипажи, подобно всем нормальным людям, не хотят быть убитыми… Все они с огромным чувством удовлетворения вернутся домой, когда им на смену придут другие в результате ротации персонала. Это отнюдь не означает низкого морального уровня. Это просто значит, что они нормальные люди».
Адольф Галланд, командующий истребительной авиацией Люфтваффе 1941-1945г.г.
Женщины на флоте
Вторая мировая война вызвала потребность в дополнительном персонале. Военно-морской флот организовал набор женщин в отдельное женское вспомогательное подразделение под названием «Женщины, назначенные для добровольной службы экстренной помощи» (WAVES ). WAVES служили на различных позициях в континентальной части США и на Гавайях.
Две группы медсестер флота (в то время все медсестры были женщинами) были заключены японцами во время Второй мировой войны. Старшая медсестра Мэрион Олдс и медсестры Леона Джексон, Лоррейн Кристиансен, Вирджиния Фогерти и Дорис Йеттер были взяты в плен на Гуаме вскоре после Перл-Харбора и отправлены в Японию. Они были репатриированы в августе 1942 года, хотя газета не называла их медсестрами ВМФ. Старшая медсестра Лаура Кобб и ее медсестры, Мэри Чепмен, Берта Эванс, Хелен Горзелански, Мэри Харрингтон, Маргарет Нэш, Голди О’Хейвер, Элден Пейдж, Сьюзи Питчер, Дороти Стилл и К. Эдвина Тодд (некоторые из «Ангелы Батаана ») были схвачены в 1942 году на Филиппинах и заключены в лагерь для интернированных Лос-Баньос, где они продолжали работать в качестве медперсонала, пока не были спасены американскими войсками в 1945 году. Другие заключенные Лос-Баньоса позже сказали: «Мы абсолютно уверены, что, если бы не эти медсестры, многие из нас, живые и здоровые, умерли бы». Морская медсестра Энн Агнес Бернатитус, одна из «Ангелов Батаана », чуть не стала еще одним военнопленным; она была одной из последних, кто сбежал с острова Коррегидор на Филиппинах с помощью военного корабля США Spearfish. По возвращении в Соединенные Штаты она стала первым американцем, получившим Легион заслуг.
В 1943 году Тельма Бендлер Стерн, чертежник-инженер, стала первой женщиной, назначенной выполнять обязанности на борту. корабль ВМС США в рамках ее служебных обязанностей.
Западноевропейский театр военных действий
Американская армия практически никогда не выступала в одиночку. Для военных действий на западе Европы штаты привлекли в еще одного союзника – Канаду.
США в Битве за Атлантику
Страны «оси» Берлин — Рим — Токио составили нацистский блок. Коалиция стремилась нарушить морские связи между странами-союзниками. Через Атлантику отправлялись ценнейшие грузы. Следовательно, если прекратить доставку еды и оружия, то оголодавшим солдатам будет нечем воевать.
Германия сделала упор на подводные лодки
Они стали грозой океана за счет способности приближаться практически бесшумно. Чаще всего немецкие подлодки нападали на одиночные малые судна.
Поэтому союзники стали отправлять через Атлантику конвои с серьезной системой обороны. В результате на один потопленный союзный корабль приходилось одна подводная лодка Германии.
Американские бомбардировки Третьего рейха
Ковровые бомбардировки с использованием зажигательных бомб разрушили большинство немецких городов. Не пощадили даже небольшие населенные пункты
Важно было уничтожить жилые районы и промышленные объекты. Потому что они тоже играли свою роль в войне наравне с солдатами.
За все время было сброшено порядка 80 млн. зажигательных бомб
Уничтожено порядка 600 тысяч человек. Большинство жителей выживало, спрятавшись в бомбоубежищах. Но по некоторым данным обугленные трупы из подвалов немецких городов доставали вплоть до 1947 года.
Второй фронт
На западноевропейский фронт американские солдаты пришли только в 1944 году. Совместная операция Канады, Америки и Англии вошла в историю как День Д или Оверлод. Она закончилась освобождением Парижа и Франции от немецких оккупантов. Только к декабрю войска смогли подойти к французско-германской границе. Причина медленного продвижения заключалась в плохой погоде.
С декабря 1944 по апрель 1945 года объединенные войска союзников захватили почти все немецкие территории до Рейна, перешли реку и встретились на Эльбе с армией СССР.
Немецкие авианосцы
Официально на день начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) в немецких ВМС не находилось ни одного корабля, способного нести ударные самолёты. Основную силу военно-морского флота составляли подводные лодки и лёгкие быстроходные крейсера.
Единственный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» полным водоизмещением 32 600 т (длина 262,5 м, скорость 35 узлов) был спущен на воду 8 декабря 1938 года. Судно с турбинной силовой установкой мощностью 200 тыс. лошадиных сил планировалось оснастить авиагруппой из 42 самолётов:
- Истребители – 10;
- Торпедоносцы – 12;
- Вспомогательные самолёты – 20.
Предполагалось, что на крейсерской скорости 18 узлов «Граф Цеппелин» может автономно преодолеть 8 тысяч миль. Достройка корабля неоднократно приостанавливалась. В боевом составе Кригсмарине авианосец до конца военных действий так и не провёл ни одного боевого похода. Как военный трофей он достался СССР и в 1947 году был затоплен на учениях.
До сих пор не утихают споры о том, как должны были назвать второй корабль этой серии – авианосец Б. Судно было заложено в 1938 году на Deutsche Werke в Киле, но строительство продолжалось чуть больше года. В сентябре 1939 года готовый на 85 % корпус авианосца был распилен на металлолом.
Самый большой авианосец Второй мировой войны
Наибольший корабль-участник боевых действий 1939-1945 года, «Синано» изначально планировалось построить как линкор. В Российский авианосец «Шторм»авианосец же его было принято решение переоборудовать после фатальной для Страны восходящего солнца морской битвы за атолл Мидуэй (июнь 1942 года). В ней Япония потеряла четыре ударных авианосца.
Размеры судна:
- Длина – 266 м;
- Максимальная ширина – 53 м;
- Осадка – 10,8 м.
Полное водоизмещение – 71 890 т, мощность силовой установки – 153 тысяч лошадиных сил.
В состав авианосной группы «Синано» в первом боевом походе вошли 18 истребителей, 12 ударных летательных аппаратов и 6 разведывательных самолётов. Уникальный боевой корабль, спущенный на воду 5 ноября 1944 года, провёл на плаву всего 17 часов. 29 ноября в 10:55 он утонул, атакованный вечером предыдущего дня шестью торпедами американской подводной лодки SS-311 «Арчерфиш».
Авианосец «Синано» позволил Японии в течение 15 лет после войны оставаться страной, обладавшей самым большим кораблём этого типа. В 1961 году её сменили США, когда в состав военно-морского флота вошёл первый в мире авианосный корабль с ядерной силовой установкой «Энтерпрайз» (CVN-65) полным водоизмещением 73 858 т.
Browning M2
Данный крупнокалиберный пулемёт вполне можно назвать современным американским оружием. Будучи разработанной ещё в 1932, эта машина для убийства эксплуатируется по сей день. Помимо Второй мировой применялся на войне в Персидском заливе, Вьетнаме, Ираке, Афганистане и Сирии.
Имеет ряд вариаций: зенитный, пехотный и авиационный. Каждый вариант разработан согласно сфере применения и роду войск.
Стрельба ведётся крупнокалиберными патронами 12,7 × 99 мм, которые подаются пулемётной лентой рассыпного типа. Из-за своего внушительного веса (38,22 кг) в основном крепится на корпусах боевой техники. Вместе со станком весит 58,6 кг. Длина изделия 1653 мм, из них на ствол отведено 1143.
Прицельная дальность 1830 метров, пуля способна развить скорость до 895 м/с. А вот скорострельность отличается от одной модели к другой в зависимости от типа:
- обычный войсковой пулемёт с маркировкой M2HB способен произвести от 485 до 635 выстрелов в минуту;
- другой вариант изделия, предназначенный для авиации (AN/M2), имеет показатели от 750 до 850;
- авиационный собрат модернизированный под обозначением AN/M3 — уже 1,200 выстрелов в минуту.
Авианосцы США
В 1922 году (США, г. Вашингтон) прошла конференция по морским вооружениям. Её результатом стало ограничение тоннажа линейных флотов, которое подписали полномочные представители пяти государств:
- Соединённые Штаты Америки;
- Британская империя;
- Германия;
- Французская республика;
- Японская империя.
Американский флот стал первым, включившим в 1913 году угольный транспорт «Юпитер». Позднее он был превращён в боевой авианосец «Лэнгли» (CV-1). Как страна, имеющая морские границы на трёх океанах, США быстрее других начали использовать авианосный флот. На 7 декабря 1941 года он состоял из семи кораблей:
- «Лексингтон» (CV-2);
- «Саратога» (CV-3);
- «Рейнджер» (CV-4);
- «Йорктаун» (CV-5);
- «Энтерпрайз» (CV-6);
- «Уосп» (CV-7);
- «Хорнет» (CV-8).
Авиакрыло у всех судов типа «Эссекс» было стандартным: 18 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков, 18 торпедоносцев. Четыре корабля («Лексингтон», «Йорктаун», «Уосп» и «Хорнет») были потоплены японской авиацией с мая по октябрь 1942 года. Понимая, что главным морским театром военных действий с Японией будет Тихий океан, а с Германией Атлантический, американское руководство ускорило постройку новых судов: за 6 лет их было спущено на воду 26.