Защита
В 2012 г. МВД был размещён заказ общей стоимостью 122 млн руб. на закупку 40 бронированных автомобилей производства корпорации «Защита». В их числе – 20 автомашин СБА-10У-5 на базе УАЗ-3163, восемь СБА-62-06 на шасси КАМАЗ-43118-1048-15, пять СБА-96 на базе Volkswagen, по четыре СБА-56-06 на шасси «Урал-4320-0111-41» и СБА-5М «Сайгак» на базе ГАЗ-27057. По ряду причин продукция государственному заказчику в срок поставлена не была, контракты были расторгнуты.
Вероятно, по этой причине остаётся туманным будущее ещё одной разработки корпорации – специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат», созданного на шасси КАМАЗ-5350 с колёсной формулой 6×6. По данным производителя бронеавтомобиль имеет защиту по периметру кузова по классу 6а (защита от выстрела из снайперской винтовки СВД патроном 7-БЗ-3 с пулей Б-32), крыши и моторного отсека – по классу 5. Обеспечена защита и днища от осколочно-фугасного воздействия безоболочных взрывных устройств массой до одного килограмма взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте.
В июне 2012 г. появлялась информация о получении Сахалинским ОМОНом, который находился в командировке на Северном Кавказе, одной бронированной машины «Булат». В сентябре 2013 г. за счёт бюджета г. Уфы был приобретён один экземпляр.
ЗЭСТ и ЗЛСТ
Основными поставщиками бронированных автомобилей для нужд МВД России являются ООО «Завод экспериментальной и специальной техники» (ЗЭСТ) и ООО «Завод лёгкой специальной техники» (ЗЛСТ). Предприятиями ведётся изготовление автомобилей «Есаул-294551» и «Есаул-394511» на базе внедорожников УАЗ-31519 «Hunter» и УАЗ-3163 «Patriot», «Ратник-29453» на базе фургона ГАЗ-2705 «ГАЗель» и бронеавтомобилей на базе Volkswagen Transporter.
Бронированные конструкции данных автомобилей обеспечивают защиту от стрелкового оружия калибром 7,62 мм. Двумя предприятиями в 2011–2014 гг. было передано МВД свыше 400 автомобилей этих моделей: «Есаул-294551» – 111 ед., «Есаул-394511» – 255 ед., «Ратник-29453» – 45 ед., Volkswagen – 6 ед. На 2015 г. были заключены контракты на поставку 169 автомобилей «Есаул-394511», двух «Есаул-294511» и десяти «Ратник-29453».
На шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости предприятия производят бронеавтомобили «Федерал-42590» на шасси «Урал-55571» и «Федерал-42591» на шасси «Урал-4320», разработанные в недрах ООО «Институт спецтехники». Для использования в горной местности институт создал защищённый бронеавтомобиль «Горец-395800» на КАМАЗ-43501 4х4. Бронирование периметра кабины и объёмно-дифференцированной бронекапсулы этих автомобилей обеспечивает базовый уровень баллистической защиты по 4 классу защиты по ГОСТ Р 50963–96, бронированные стекла корпуса – по 5 классу.
Одно из отличий модели 42590 от 42591 – защищёность от поражающих факторов взрывных устройств. Количество мест в бронекапсуле «Федералов» – 12 и 16, «Горца» – 8. Всего в 2011–2014 гг. было передано МВД более двух сотен «Федералов»: 186 машин модели 42591 и 26 – версии 42590, кроме того, спецподразделения получили 48 бронированных КАМАЗов. Планами на 2015 г. предусмотрена поставка 49 машин на шасси «Урал-4320», 15 – «Урал-55571», 24 – КАМАЗ.
Северный вектор
Нарастание напряжённости в Арктике — последней нерастраченной «кладовой» природных ресурсов человечества — потребовало от России усиления активности её Вооружённых сил в приполярной зоне. На острый запрос необходимости создания транспортных средств, подготовленных к безотказной работе в арктических условиях, российские учёные и конструкторы оперативно ответили разработкой целого ряда многофункциональных вездеходов различных классов, способных преодолевать не только сложные участки арктической местности, но и форсировать водные преграды.
mil.ru
На вооружение недавно поступили новейшие двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы ГАЗ-3344-20 «Алеут».
Летом 2021 года на полуострове Ямал начались испытания опытного образца тяжёлого вездехода КамАЗ-6355 «Арктика». Автомобиль с колёсной формулой 8×8 способен перевозить по заполярному бездорожью до 16 тонн грузов. Конструкторы КамАЗа разработали машину в сотрудничестве с учёными МГТУ имени Н.Э. Баумана и Московского политехнического университета. В проект внедрено много технических решений, которые должны сделать его уникальным транспортным средством, способным эффективно эксплуатироваться в Заполярье. Мощность дизельного двигателя нового поколения с одноступенчатой системой турбонаддува — 450 л.с., что позволяет крупногабаритной (вес грузовика — 40 тонн, длина — 12 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,9 м) «Арктике» развивать с грузом скорость 50 км/ч.
В России активно продолжаются работы по созданию и другой автотехники для отечественных Арктических войск: снегоходов, автомобилей на шинах сверхнизкого давления, двухзвенных гусеничных тягачей.
Кооперация проектов
В дополнение к ОКР по СПМ подведомственное МВД НПО «Специальная техника и связь» в 2011 г. разместило заказы в МГТУ им. Баумана на разработку штурмового бронированного специального плавающего автомобиля малого класса «Ансырь», опытный образец которого впервые демонстрировался в мае 2014 г., а также на НИР «Антиградиент» по созданию взрывозащищённого бронированного специального автомобиля малого класса.
В 2014 г. с одним из ведущих разработчиков бронированных автомобилей ОКБ «Техника» заключены государственные контракты на разработку защищённых спецавтомобилей на базе легкового полноприводного автомобиля (ОКР «Седан, Возобновление, Воздухоплаватель-14», легкового полноприводного автомобиля повышенной проходимости (ОКР «Внедорожник, Антимоний, Минералогия»), а также полноприводного микроавтобуса (ОКР «Микроавтобус, Ансырь, Минералогия»).
Кроме боевых бронированных машин, подразделения МВД заказывают бронированную технику для проведения специальных операций по ликвидации массовых нарушений общественного порядка. Опытный образец специальной инженерной машины для действий в городских условиях на шасси «Урал-4320-1880-30И», получившей наименование «Торнадо», разработан ОКБ «Техника» в ходе выполнения ОКР «Черепаха» по контракту с МВД от 2008 г.
Подобная техника используется при проведении специальных операций, решая задачи по вытеснению скоплений людей, не подчиняющихся законным требованиям, проделыванию проходов в заграждениях, подъёму и перемещению грузов, эвакуации повреждённой техники, тушению очагов возгорания и растаскиванию завалов. Для этих целей машина оборудована водомётной установкой, бульдозерным отвалом и КМУ. В 2012–2014 гг. ВВ МВД получили шесть таких машин по заказам, размещённым на московских предприятиях ЗЭСТ и ЗЛСТ. В 2014 г. дочернее предприятие Великолукского машиностроительного завода ООО «Велмаш-Сервис» запустило в производство серию из пяти специальных инженерных машин для действий в городских условиях на шасси «Урал-4320-1880-30И». Кроме того, на 2015 г. были заключены соглашения на выпуск трёх машин этой модификации.
При массовых беспорядках применяются и водомётные машины двух моделей: АСВ-2,0-20-120ВР «Гроза» на шасси ГАЗ-3310 с объёмом цистерны 2000 л и («ГП» № 1, 2016 г.) АСВ-6,0-30-110ВР «Шторм» на шасси КАМАЗ-53605. Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования в 2011–2014 гг. для МВД России изготовило 12 автомобилей «Шторм», кроме того, в 2011 г. заказчику передан один автомобиль «Гроза».
Гособоронзаказом 2015 г. была предусмотрена поставка 13 водомётных автомобилей на шасси КАМАЗ, при этом контракты заключены с другим предприятием – НПО «Курганский завод СпецТехники». Учитывая назначение данных автомобилей, при их изготовлении предприняты меры по защите экипажа. Машины «Торнадо» и «Шторм» имеют сплошное скрытое бронирование боковых поверхностей и пола кабины, топливных баков, аккумуляторов по 3-му классу, периметра моторного отсека – по 2-му классу защиты по ГОСТ Р 50963–96. Автомобиль «Гроза» имеет скрытое бронирование кабины по 2а классу.
Изделие ВВТ | Поставщик | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
---|---|---|---|---|---|---|
«Есаул-294551» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 25 | 38 | 29 | 19 | 2 |
«Есаул-394511» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 16 | 47 | 95 | 97 | 169 |
«Ратник-29453» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 4 | 1 | 27 | 13 | 10 |
Бронеавтомобиль на базе Volkswagen Transporter | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 1 | 5 | |||
«Федерал-42590» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 5 | 5 | 16 | 15 | |
«Федерал-42591» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 10 | 53 | 50 | 73 | 49 |
«Горец-395800» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ» | 6 | 9 | 10 | 23 | 24 |
КАМАЗ-5350 с КДЗ и ММ-501 | ОАО «КАМАЗ» | 53 | 74 | 10 | 9 | |
«Урал-ВВ» | ОАО «Автомобильный завод «Урал» | 10 | 10 отменено | |||
БТР-80 | ООО «ВПК» | 17 | 31 | ? | 10 | 5 |
БТР-82А | ООО «ВПК» | 9 | ||||
БТР-82АМ* | – | 15 | ||||
СБМ ВПК-233136 | ООО «ВПК» | 10 | 10 | |||
СБА-60-К2 «Булат» | ЗАО «Корпорация «Защита» | 1 | 1 | |||
СИМ «Торнадо» на шасси «УРАЛ-4320-1880-30И» | ООО «ЗЭСТ», ООО «ЗЛСТ», ООО «Велмаш-Сервис» | 2 | 2 | 2 | 8 | |
АСВ-6,0-30-110ВР «Шторм» на шасси КАМАЗ-53605 | ОАО «ВЗПСО», ОАО НПО «Курганский завод СпецТехники» | 6 | 2 | 2 | 1 | 13 |
АСВ-2,0-20-120ВР «Гроза» на шасси ГАЗ-3310 | ОАО «ВЗПСО» | 1 |
* Модернизация ранее выпущенной техники.
Часть 1
Часть 2
Основное предназначение
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная перевозка военнослужащих по территории, на которой могут встречаться различные диверсионные, иррегулярные или террористические формирования;
- Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и прифронтовую полосу в условиях ведения «обычной» войны;
- Эвакуация раненых с поля боя;
- Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии оснащения соответствующим оружием);
- Огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
- Обычная, химическая и радиологическая разведка;
- Доставка специальных полицейских сил к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
В целом по своим функциям «Тигр» довольно близок к бронетранспортеру.
Конструкция бронеавтомобиля «Тигр»
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне на уровне зарубежных аналогов, отличает его только одно, он способен нести службу в условиях нашего, российского климата. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Грузовой отсек отделен от отделения управления перегородкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съемной. В грузовом салоне может располагаться различное радиотехническое оборудование, сиденья для десанта или боекомплект к установленному вооружению. Полторы тонны возимого веса это вполне оптимально для этого класса авто.
Стандартная комплектация состоит из следующих узлов и систем:
- независимая подвеска колес с рабочими элементами торсионов;
- гидравлический усилитель руля;
- система блокировки дифференциала главной передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
Дополнительное оснащение:
- система кондиционирования;
- электрический привод открытия/закрытия стекол;
- антиблокировочная тормозная система ABS;
- аудиосистема.
Преимущества и недостатки бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:
- Высокая проходимость;
- Комфортабельные (по военным меркам) условия поездки;
- Высокий уровень вариабельности машины – ее можно оснастить самыми разными видами оружия и специальных устройств;
- Возможность использования разных видов топлива.
Вместе с тем имеются у него и недостатки:
- Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока сохраняется отставание от иностранных аналогов, в том числе и от арабского «Нимра», хотя он и сконструирован на базе ГАЗ-2330;
- Кузов сделан цельносварным, в то время как наиболее современные варианты бронеавтомобилей имеют модульную конструкцию;
- Слишком высокая закупочная цена, не позволяющая покупать машины в большом количестве.
Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако, им пока еще почти не доводилось встречаться с сильным противодействием. Возможно, какие-то подобные эпизоды случались в Сирии, но информации о них немного.
Сапёры ждут «Клеща»
Накануне начала серийных поставок в войска бронеавтомобилей «Тайфун-ВДВ» рабочую поездку в Набережные Челны на завод-изготовитель «Ремдизель» совершил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. В среднем в год этот завод выпускает около 300 бронемашин для силовых ведомств, в 2020-м «Ремдизель» по Гособоронзаказу изготовил 250 бронированных автомобилей для Минобороны. Алексей Криворучко обсудил с руководством предприятия ход выполнения Гособоронзаказа и исполнение государственных контрактов, а также проводимые на предприятии работы по направлениям импортозамещения иностранных комплектующих и выпуска бронеавтомобилей нового модельного ряда.
Помимо броневика для Воздушно-десантных войск России, «Ремдизель» выпускает для эксплуатации в Вооружённых силах и другие защищённые автомобили линейки «Тайфун». Это спецмашины разного класса и разной колёсной формулы. Так, специально для сопровождения воинских колонн в зоне повышенной опасности в 2021 году в российские войска поступит первая партия новейших бронеавтомобилей «Напарник». Также специалисты «Ремдизеля» подготовили к государственным испытаниям новую бронемашину минирования «Клещ». Этот мобильный постановщик минных заграждений, как и «Напарник», создан на базе бронеавтомобиля «Тайфун-ВДВ».
mil.ru
В подразделения инженерных войск Вооружённых сил России за первое полугодие 2021-го поставлено 25 специальных автомобилей группы разминирования САГР.
Спецавтомобиль группы разминирования создан на базе пикапа УАЗ-2363. Он предназначен для выполнения задач оперативного разминирования местности и объектов инфраструктуры, перевозки сапёров и позволяет транспортировать взрывоопасные предметы (ВОП) 1-й степени опасности без взрывателей до места уничтожения. В состав специального оборудования САГР входят кузов-капсула, контейнер ЭТЦ-l, стеллаж для укладки и транспортировки ВОП, металлические ящики для перевозки средств взрывания и взрывчатых веществ, средства для локализации взрыва и система автоматического пожаротушения.
С неба — в бой
При заказе у промышленности самого массового транспортного средства Министерство обороны ставит во главу угла сохранение жизни военнослужащих. Поэтому сегодня из получаемых по Гособоронзаказу для Вооружённых сил новых машин большинство составляют образцы автомобильной бронетехники. Защищённые мобильные транспортники теперь способны не только перевозить личный состав. После установки боевого оснащения они стали также и средствами огневого поражения противника.
В июле 2021 года в Воздушно-десантные войска России начались серийные поставки Новейший быстроходный броневик обеспечит десантно-штурмовым соединениям выполнение всего спектра решаемых ими задач.
kremlin.ru
Автомобиль специального назначения, десантируемый парашютным способом «Тайфун-ВДВ».
Автомобиль с большим дорожным просветом (420 мм) предназначен для перевозки личного состава (вместимость 7 военнослужащих) и воинских грузов. Масса машины — 13,5 т, длина — 6 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,96 м. При этих габаритах у «Тайфуна-ВДВ» отличные динамические характеристики, позволяющие маневрировать на всех видах местности. Подвеска выполнена на основе гидропневматических амортизаторов. Двигатель мощностью 350 л.с. позволяет развивать скорость до 130 км/ч. Запас хода с полной заправкой топливом — 1.200 км.
По огневой мощи «Тайфун-ВДВ» — один из самых мощных армейских бронеавтомобилей в мире. На нём установлен дистанционно-управляемый боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Ожидается, что автомобиль также станет носителем предназначенной для поддержки десантно-штурмовых подразделений ВДВ новейшей миномётной системы «Дрок». Это высокомобильное артиллерийское оружие десанта будет вести стрельбу обычными и новыми с увеличенной дальностью стрельбы и могуществом минами из боевого отделения машины, в которой предусмотрена также и возможность выноса миномёта и стрельба с грунта.
Система десантирования для крупногабаритной боевой техники создаётся в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Парашют». Гендиректор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков недавно сообщил, что парашютная система состоит из нескольких куполов площадью по 770 квадратных метров каждый. В варианте с максимальной грузоподъёмностью таких куполов — семь. Они позволят десантировать машины «Тайфун-ВДВ» с личным составом внутри.
Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
КАМАЗ и «УРАЛ»
В 2012 г. МВД заказало у ОАО «КАМАЗ» в общей сложности 127 автомобилей КАМАЗ-5350 с комплектом дополнительной защиты (КДЗ) и многофункциональным модулем ММ-501 со сроком поставки в 2012–2013 гг. Годом позднее к ним добавилось ещё одно соглашение на 10 машин. Планировалось, что до конца 2015 г. ведомство должно было получить дополнительно 9 подобных автомобилей. КДЗ обеспечивает круговую защиту по 5 классу по ГОСТ 50963–96 личного состава и внутреннего оборудования, расположенного в кабине. Аналогичный уровень защиты обеспечивает и модуль, установленный на бортовую платформу машины.
В начале 2014 г. между МВД и Автомобильным заводом «Урал» был заключён контракт на поставку первой партии бронированных автомобилей «Урал-ВВ». Стоимость соглашения составляла 106 млн руб. «Урал-ВВ» разработан непосредственно на серийном заводе, имеет в отличие от «Федералов» однообъёмный бронекорпус.
Бронирование дифференцированное: передняя проекция бронекорпуса и боковые окна защищены по 6 классу, неравномерное, мотоотсек – по третьему, остальные элементы – по пятому. Защита днища от подрыва – не менее 2 кг в тротиловом эквиваленте. Контракт был исполнен в сентябре 2014 г. Первоначальными планами на 2015 г. предусматривалась поставка второй партии из 10 машин, отменённая в течение года.
Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.
ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:
Полная масса | 7,8 тонны |
Снаряженная масса | 6,6 тонны |
Грузоподъемность | До 1,4 тонны + прицеп весом до 2,5 тонн |
Максимальная скорость по бездорожью | Точных данных нет, предположительно до 80 км/ч |
Максимальная скорость по шоссе | 125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч) |
Запас хода | 1000 километров |
Глубина преодолеваемого брода | 1,2 м |
Допустимый угол подъема | 30 градусов |
Ширина преодолеваемого рва | 0,5 м |
Высота преодолеваемого препятствия | До 40 см |
Клиренс | 400 мм |
Ширина колесной базы | 3 300 мм |
Высота корпуса (без оружия) | 2 300 мм |
Длина автомобиля | От 5650 до 5700 мм |
Ширина автомобиля | От 2300 до 2400 мм |
Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.
Модификации
Бронированный автомобиль имеет множество модификаций, которые разработаны для решения конкретных задач.
- ГАЗ-2975, является прототипом ГАЗ-2330;
- ГАЗ-2330, небронированный внедорожник с двух- и трехдверным кузовом. Это базовая модель всего семейства армейской машины;
- ГАЗ-233034 СПМ-1 — броневик для полиции с III классом защиты салона;
- ГАЗ-233036 СПМ-2 – броневик, имеющий V класс бронезащиты, грузовой салон рассчитан на 7 бойцов ОМОН или СОБР в полном боевом снаряжении;
- «Абаим-Абанат» СПМ-1. От базовой модели СПМ отличается только наличием подъемной штурмовой платформы, предназначена для антитеррористических групп СпН МВД и ФСБ.
- СБРМ СПМ-1 – боевая машина разведки для Росгвардии, на основе СТС «Тигр», оснащена оборудованием для наблюдения и штатным пулеметом. Экипажа 4 человека;
- Р-145БМА СПМ-2 – в салоне располагается блок радиосвязи и управления;
- АПЕ МБ СПМ-2 — мобильный штаб для командования МВД или войск Росгвардии;
- П-265 – передвижной узел связи, армейского типа;
- Тигр — «проект 420» — оснащается американскими двигателями Cummins и узлами трансмиссии Chrysler, предназначенными в США для мощного пикапа Dodge Ram;
- Тигр-6А – четырехдверный командный броневик;
- СБМ ВПК-233136 СПМ-2 – более развитая концепция внедорожника для Росгвардии. Крыша оснащена двумя люками. Может устанавливается универсальная турель спарка Корд-ПКБ-АГС. Окна, двери и борта оснащены бойницами;
- МЗ-304 «Горец» — передвижной минометный комплекс вооруженный 120-мм минометом типа 2Б11;
- ГАЗ-3121 «Тигр-2», гражданская версия военного внедорожника. В настоящий момент его можно свободно приобрести. Однако, не всем по карману покупка авто в стиле Military. Внедорожник оснащен американским атмосферным двигателем Cummins B205 и трансмиссией Chrysler. Вес машины 3500 кг. Средний расход дизельного топлива от 15 литров.
«Стрела» готовится к полёту
производства Военно-промышленной компании (ВПК). Предназначенные для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки машины выпускаются на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах
Но теперь основной упор специалисты ВПК делают на разработку новой линейки Эти современные машины разработаны с повышенным вниманием к соотношению стоимости и эффективности
vpk.name
Испытания многоцелевого бронеавтомобиля «Стрела» и защищённого автомобиля-амфибии «Стрела».
Базовая модель семейства «Стрела» имеет полную массу до 4,9 т, обладает защищённостью на уровне 2-го класса и способна развивать на шоссе максимальную скорость до 155 км/ч. Автомобиль может служить в качестве транспортного средства для перевозки личного состава, а также командирской и медицинской машины. Дизельный двигатель «Стрелы» мощностью 200 л.с. сопряжён с шестиступенчатой механической коробкой передач. Показатель удельной мощности — 42,5 л.с./т, запас хода по топливу — 1.000 км.
Благодаря широкому применению в конструкции узлов и агрегатов гражданских автомобилей, «Стрела» обойдётся бюджету страны почти в два раза дешевле бронеавтомобиля «Тигр». К тому же эти армейские машины смогут обслуживаться и при необходимости ремонтироваться на сети станций техобслуживания по всей стране. При этом новая бронемашина отличается чисто военными качествами. Она обладает баллистической защитой от пуль лёгкого стрелкового оружия и защитой от подрыва под колесом взрывных устройств мощностью до 2 кг в тротиловом эквиваленте. К несомненным достоинствам «Стрелы» надо отнести компактность и авиатранспортабельность. Лёгкий бронеавтомобиль может перебрасываться по воздуху на внешней подвеске вертолётами Ми-8.
Военно-промышленная корпорация
Предприятиями ООО «Военно-промышленная корпорация» в 2011–2014 гг. в МВД РФ осуществлена поставка более 60 бронетранспортёров БТР-80, до 2015 г. ожидалась поставка ещё 5 машин. В декабре 2014 г. был заключён контракт на изготовление для МВД первой партии модернизированных БТР-82А в количестве 9 единиц. Кроме того, в феврале 2015 г. объявлено о начале проведения тендера на модернизацию 15 БТР-80 с приведением к виду БТР-82АМ. Стоимость работ предварительно оценена в 351 млн руб., но по итогам торгов была снижена до 277 млн руб. Исполнителем работ выступает 81-й бронетанковый завод из г. Армавира.
На протяжении более чем десяти лет МВД является активным заказчиком различных модификаций автомобиля «Тигр» разработки ООО «Военно-промышленная компания». В их числе – специальная полицейская бронемашина СПМ-1 ГАЗ-233034 с 3-м классом бронезащиты, разработанная на её базе под нужды ВВ МВД СПМ-2 ГАЗ-233036 с пятым классом защиты, принятая на вооружение с 2007 г. По всей видимости, заключительная партия из пяти СПМ-1 и шести СПМ-2 поставлена МВД в 2010 г., после чего закупки техники с двигателями Cummins были приостановлены из-за необходимости импортозамещения.
По результатам испытаний приказом МВД России от 31.03.2014 г. № 196 принята на вооружение ВВ МВД модернизированная специальная бронированная машина СБМ ВПК-233136 с двигателями отечественного производства ЯМЗ-5347. В 2014 г. поставлена первая партия из десяти машин стоимостью 9,5 млн руб. каждая. В 2015 г. Гособоронзаказом предусматривалась закупка ещё десяти автомобилей.
Начиная с 2008 г. начата проработка возможности создания на базе СПМ-2 специальной боевой разведывательной машины (СБРМ) для подразделений ВВ МВД. В 2010 г. заказ на выполнение соответствующей ОКР «Разъём – Омыление» был размещён на тульском НПО «Стрела». Двумя годами позже его расторгли в связи с невозможностью организации серийного производства СБРМ на этом предприятии, позже заключено новое соглашение с Омским НИИ приборостроения стоимостью 111 млн руб. В ходе ОКР государственные испытания опытного экземпляра завершились в конце 2015 г.
СБРМ предполагается укомплектовать радиолокационной станцией наземной разведки «Фара-ПВ» и аппаратурой оптико-электронного обнаружения на выдвижном антенно-мачтовом устройстве, акустической системой обнаружения выстрелов «Сова-М», комплексами ближней и дальней воздушной оптико-электронной разведки на базе БЛА вертолётного и самолётного типов, разведывательно-сигнализационной аппаратурой «Радиобарьер-МФ» и аппаратурой радиоразведки, блокиратором радиовзрывных устройств типа «Пелена».
Кроме того, с 2007 г. ООО «ВПК» в рамках ОКР «БТР-ВВ» ведётся разработка СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь» на базе БТР-80. На СПМ-3 предполагается применить дифференцированную защиту: баллистическую по 6 классу, что соответствует попаданию 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, и противоминную – по 2а классу (подрыв под колесом взрывного устройства, эквивалентного 6 кг тротила).
В ходе выполнения государственного контракта возникли определённые сложности – сдвиг сроков проведения государственных испытаний опытного образца «вправо» достиг 1,5 лет, предполагалось их завершение в конце 2013 г., но о фактическом подписании акта данного этапа ОКР, как и последующего запуска данной машины в серию, до настоящего времени ничего не сообщается.
История разработки бронированного автомобиля ГАЗ-2330
В начале 1999 года с руководством Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) связались представители фирмы Bin Jabr Group, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. Они предложили профинансировать проект по созданию нового бронеавтомобиля для армии ОАЭ. Предполагалось, что эта машина сможет заменить американский «Хамви» (HMMWV), который оказался чрезмерно дорогим в эксплуатации.
С самого начала было ясно, что Bin Jabr Group – это не конечный заказчик броневика. Эта фирма была своего рода «передаточным звеном» для куда более крупной компании — King Abdullah II Design&Development Boreau (KADDB), известной, в частности, как наиболее крупный в регионе создатель боевой техники – как колесной, так и гусеничной. Таким образом, предложение выглядело очень серьезным.
Основные требования к новому автомобилю на тот момент выглядели следующим образом:
- Надежность эксплуатации в климатических условиях, свойственных Аравийскому полуострову (температура воздуха до +50 градусов по шкале Цельсия);
- Простота устройства основных агрегатов;
- Глубина преодолеваемого вброд водного препятствия – до 1,2 метра;
- Возможность въезда на склон (и съезда с него) под углом в 52 градуса;
- Уровень комфорта для экипажа должен соответствовать среднестатистическому легковому автомобилю.
Завод ГАЗ обладал немалым опытом по созданию армейских легковых вездеходов и бронетранспортеров, что позволило ему справиться с проектированием новой машины и изготовлением нескольких первых ее экземпляров в очень короткие сроки. Уже в 2001 году в Абу-Даби, на выставке вооружений IDEX, были продемонстрированы три бронеавтомобиля, обозначенные как Tiger.
Далее, произошла какая-то «мутная» и не очень понятная история: все три опытные машины остались в ОАЭ вместе с комплектом технической документации, при этом арабские заказчики отозвались о «Тигре» вполне комплиментарно. Контракт с дочерней фирмой ГАЗа «ПКТ», которая и занималась разработкой проекта, почему-то разорвали. Запланированные ранее совместные испытания так и не начались.
Руководство завода ГАЗ, видя такое положение, приняло решение использовать практически готовый проект в собственных интересах, предложив новый автомобиль министерствам внутренних дел и обороны. Никаких возражений от прежнего заказчика по этому поводу не последовало, а через несколько лет у ОАЭ появилась бронемашина Nimr (в переводе с арабского – «Тигр»).
В 2002 году на Горьковском автомобильном заводе были изготовлены три различных варианта автомобиля, получившего тогда обозначение ГАЗ-2975. Бронированным был лишь один из них, трехдверный. Два других имели более простой тентованный корпус. При этом внешний вид машины несколько изменился по сравнению с «арабским» вариантом. Первыми «испытателями» автомобилей стали бойцы московского специального отряда быстрого реагирования. Полученные результаты были положительно оценены министерством внутренних дел, которое пожелало закупить целую партию машин.
За годы, прошедшие с момента появления первых образцов «Тигра», было разработано немало его модификаций. Усиливались характеристики брони и защиты от мин, устанавливались новые образцы вооружения, создавались специализированные варианты. В 2020 году в Сирии была испытана очередная модификация этой машины – «Тигр-М», которая в ближайшие годы, видимо, станет в армии основной.