Устройство водительской кабины
Салон Татра 815
Существенным отличием самосвалов Татра 815 стала бескапотная комплектация. Грузовая платформа машины настолько сильна, что она выдерживает не только давление груза, но и многократные передвижения откидной кабины водителя. В зависимости от дополнительного оборудования, кабина отодвигается в различных направлениях. Пониженный уровень кабины настраивается в том случае, если на базе агрегата проводят работу с автокраном.
Кабина снабжена пневматическим креслом, положение которого можно адаптировать под индивидуальные характеристики шофера. Усовершенствованная вариация кабины вмещает до 6 человек вместе с водителем. Водительское кресло раскладывается и может использоваться в качестве спального места. Оптимизированная панель управления также повышает удобство работы: все командные рычаги эргономично расположены в этой области.
Данная часть агрегата также снабжена обогревателем и кондиционером. Корректное расположение лобового стекла открывает водителю вид на рабочую площадку. Грузовой автомобиль Татра Т 815 отличается особым расположением канистры с топливом: содержимое бака не подвергнется перегреву или замерзанию, так как бачок поставлен прямо в водительской кабине.
Варианты использования шасси автомобиля Татра 815
Самосвалы T815
Автомобильный завод в Копршивнице выпускает несколько моделей самосвалов TATRA T815. Их технические характеристики различаются грузоподъемностью, колесной формулой, способом выгрузки. Сравните их с характеристиками самосвалов Howo.Но общее у них то, что все эти машины полноприводные. Их проходимость позволяет доставлять грузы по любым, даже только-только намеченным дорогам.
На фото «Татра» 815, самосвал модели 2A0 S01.
Модель самосвала
2A0 S01
Машина с колесной формулой 6х6. Ведущие мосты – задние. Передний включается через межосевой дифференциал. Кузов обогреваемый, объемом 10 м3, грузоподъемность 17 тонн. Кабина двухместная, откидывающаяся.
290 S24
290 S24
Как и предыдущая модель, имеет три ведущих моста. Но передняя ось подключается жестко, имеется возможность блокировать дифференциал. Объем обогреваемого кузова на два куба больше, выше и грузоподъемность – 19 тонн. Подобная по грузоподъемности модель – МАЗ 20 тонн.
В конструкции задней подвески использованы стальные листы и пневматика. Трансмиссия снабжена рядом пониженных передач. Выгрузка сыпучих грузов также назад.
290 S84
290 S84
Четырехосный полноприводный самосвал. Кузов, опрокидывающийся назад, может быть двух видов:
- необогреваемый, объемом 16 м3;
- теплый (от выхлопных газов), объемом 14 м3.
280 S45
280 S45
Двухосная полноприводная модель. Кузов необогреваемый, объемом 8 м3, выгружается на любую из трех сторон. Передняя ось подключается через осевой дифференциал, имеется возможность блокировки. МКПП дополнена рядом понижающих передач.
Передняя подвеска торсионная с телескопическими стойками. Задняя комбинированная – пневматика, пружины, телескопические стойки. Кабина короткая, двухместная, есть обогреватель-кондиционер (на дизельном топливе).
Автомобиль может использоваться в качестве тягача. Объем кузова 8 м3, грузоподъемность 8,5 тонны.
280 S25
280 S25
Самосвал с колесной формулой 6х6. Кузов необогреваемый, разгружается с трех сторон. Трансмиссия имеет дополнительную КПП с рядом пониженных передач. Их переключение возможно только при полной остановке машины. Объем кузова 9 м3.
2A0 S01 | 290 S24 | 290 S84 | 280 S45 | 280S25 | |
Колесная формула | 6х6 | 6х6 | 8х8 | 4х4 | 6х6 |
Грузоподъемность (т) | 17 | 19 | 24,6/25,3 | 8,5 | 16,4 |
Объем кузова (м
3 |
10 | 12 | 16/14 | 8 | 9 |
Двигатель (тип, кол-во цилиндров, объем) | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8, 12,7 | Дизель, 8 , 12,7 |
Мощность л. с. | 326 | 405 | 367 | 367 | 367 |
Пониженные передачи | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Снаряженная масса (т) | 13 | 13,5 | 15,2 | 9,9 | 12,1 |
Длина габаритная (м) | 7,375 | 7,66 | 8,58 | 6,77 | 7,66 |
Клиренс (см) | 29 | 29 | 32 | 23,5 | 26 |
Выгрузка | Назад | Назад | Назад | На три стороны |
Производство [ править ]
Производство Tatra T813 началось в 1967 году и было заменено Tatra T815 в 1982 году. Были доступны модели с приводами 4×4, 6×6 и 8×8 для гражданского и военного использования.
Основные модели
Tatra T813 «КОЛОС» 8×8 — Военный тяжеловоз
Tatra T813 Hauler 6×6 — Гражданский тяжеловоз
Tatra T813 S1 8×8 — Тяжелый самосвал с односторонней разгрузкой
Tatra T813 Кабина-шасси 8×8 — шасси для специального назначения для производителей кузовов
Tatra T813 NT & NTH 4×4 — тягачи и специальное применение
- Кран 4х4
- Аэродромный буксир Т813 6х6 с Ту-104
- Самосвал T813
- Огонь 8×8
- КОЛОС 8×8 с ГАЗ-63
- Ракетная установка T813 шасси RM70
- РСЗО РМ-70
- T813 6×6
- 152-мм SpGH DANA
История модели
Автомобили Татра 813 выпускаются с 1968 года для военных целей с несколькими колесными формулами— 4х4, 6х6 и 8х8. В качестве производителя выступила компания Tatra, которая производила грузовики вплоть до 1982 года. Новые автомобили сразу назвали «осьминогами» за хорошую проходимость по снегу и грязи.
За все время выпуска было изготовлено около 11,7 тысяч экземпляров, что обусловлено небольшой популярностью грузовика и узкой сферой применения. В 1990-х уже после объединения Германии часть машин попало в Российскую Федерацию, а некоторые из них эксплуатируются и до сегодняшнего дня.
Если говорить о поставках во времена Советского Союза, эта техника до 2022 года не дожила. Большая часть машин была списана еще в 80-х, когда на замену пришла усовершенствованная модель Т815. Отметим, из всех моделей серии 813 больше всего в СССР поставлялось 813ТР с колесной формулой 6х6.
Основные параметры модели
Выпуску самосвала Татра 815 предшествовало производство модели Татра 148, которая проявила выносливость и высокую производительность даже в экстремальных условиях эксплуатации. Конструкторы снабдили этот самосвал специфическими параметрами:
Татра 148
- четырехтактный дизельный двигатель;
- усиленная система охлаждения мотора;
- несущая рама с прочной фиксацией кузова и узлов;
- надежная колесная формула (max – 12*12).
Дизайн самосвала считался инновационным в советские времена. Современный мир техники избаловал потребителя высокотехнологичным декором, но Татра 815 по-прежнему смотрится достойно на фоне более новых агрегатов.
Конфигурация спецтехники отвечает всем техническим требованиям, полностью соответствует поставленным перед самосвалом задачам. Передние выносы распределяют нагрузку и выполняют функцию амортизаторов. Внешний профиль самосвала также имеет специфическую форму, которая защищает внутреннее устройство автомобиля. Ходовая часть самосвала Татра 815 выдерживает нагрузку до 16600 кг, имеет различные варианты модификаций в зависимости от дополнительного оснащения.
Несмотря на многочисленные усовершенствования характеристик, данный автомобиль отличается большим расходом топлива: на 50 км пути тратится около 20 л горючего. Уровень траты бензина также зависит от веса перевозимого груза.
Вынужденное разнообразие
Экономика Чехословакии того времени не могла себе позволить использовать мощь крупнейшего автозавода для устранения нужд армии. Это стало причиной того, что еще на этапе проектирования в ее конструкции была заложена возможность использовать грузовик в гражданских целях.
«Татры 813» 8×8 технические характеристики позволяли выпускать ее в нескольких вариантах: шести- и четырехмостовых модификациях. Намерение использовать грузовик в мирных целях подчеркивает и конструкция кабины, которую нельзя назвать армейской. Производителем допускалась вероятность производства моделей, способных вместить 3 или 4 человека.
Грузовик был снят с серийного производства лишь в 1982 г. Общее количество собранных моделей — 11 751 экземпляров, при этом мощность завода в Копршивнице позволяла выпускать около 1 000 экземпляров в год.
В Советский Союз данная модель поставлялась в ограниченном количестве. На отечественных дорогах можно было встретить лишь несколько экземпляров:
- Трехосную «Татру 813ТР» 6х6.
- Бортовые грузовики 8*8.
История появления чехословацких автомобилей Tatra в СССР
Первые чехословацкие грузовые автомобили Tatra появились в СССР в 1945 году. Произошло это после того, как советские солдаты освободили город Копживнице, на территории которого и производилась сборка данных машин.
На тот момент на заводе в Чехословакии производилась модель 111. После освобождения города все собираемые автомобили переходили в распоряжение армии СССР. Впоследствии грузовики были адаптированы под нужды мирного времени.
Автомобиль Tatra-111 считается очень удачной моделью. Особенно хорошо данный грузовик зарекомендовал себя в условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Дизельный мотор с воздушным охлаждением позволял водителям не боятся перегрева в летний период. К тому же в более суровый зимний период автомобиль не нуждался в воде. Высокая проходимость грузовиков Tatra как же сыграла немаловажную роль.
После Tatra-111 инженеры чехословацкого завода начали готовиться к созданию нового семейства грузовых автомобилей. Так в 1959 году началось массовое производство машин серии – 138 модели. Автомобиль очень хорошо зарекомендовал себя, поэтому пользовался особой популярностью у водителей Советского Союза.
Спустя еще через 10 лет после начала производства 138 модели свет увидел грузовик Tatra-148. Со временем данный автомобиль, как это часто бывает, вытеснил своего предшественника.
Каждая последующая модель грузовых машин завода из Копживнице была лучше, чем предыдущая. При этом чехословацкие грузовые автомобили отличались высокой надежностью, поэтому нет ничего удивительного в том, что они приобретались вплоть до распада СССР.
Особенности конструкции 813-й модели. Подвеска и ходовая часть
Имеется в виду, что основу конструкции Татры-813 положена традиционная для автомобилей Tatra уникальная хребтовая рама (а не лонжеронная «лесенка»). Она представляет собой трубу, внутри которой расположены элементы трансмиссии. Такая рама превосходно сопротивляется изгибам и скручиваниям, а также позволяет сделать шасси модульным – выпускать автомобили с разнообразными колёсными базами и количеством осей. Колёса всех осей при этом выполнены односкатными, с централизованной системой подкачки шин. Подвеска всех колёс является независимой.
Таким образом, для нового семейства Татра-813 была принята независимая подвеска всех колёс типа «качающейся полуоси». Причём у данных машин она была реализована с использованием обкатывающихся одна относительно другой конических шестерён главной передачи (которые заменяют собою карданный шарнир). Полуоси качаются вместе с полуосевыми коническими шестернями, относительно ведущих конических шестерён.
Несмотря на то, что чехословацкий производитель довольно много экспериментировал с упругими элементами подвески – торсионами и пружинами, для автомобиля Татра-813 конструкторы решили остановиться на продольных рессорах. Как на относительно простом и недорогом в изготовлении варианте. При этом они одновременно играют роль продольных балансиров, которые связывают колёса одного борта в тележку.
Тележка же составлена из рамных трубчатых элементов значительного диаметра и состыкованных с ними картеров узлов трансмиссии. Подобная конструкция при массе, меньшей, чем лонжеронная рама, обладает очень значительной жёсткостью на скручивание (торсионной жёсткостью) и позволяет удачно реализовывать модульный принцип построения шасси.
Дело в том, что собранная из унифицированных элементов хребтовая рама открывает путь для обширного ассортимента полноприводных моделей: двух-, трёх- и четырёхосных. Данное решение является немаловажным именно для автопроизводителя Tatra, который традиционно всегда выпускал автомобили не на склад готовой продукции, а под определённые потребности конкретного клиента и потребителя. А поскольку заказанные партии грузовиков обычно невелики, то модульный принцип построения шасси в этих условиях является очень практичным.
Любой вариант модели Татра-813 серийно оснащён системой центрального регулирования давления в шинах, гидравлическим усилителем руля, рабочими тормозами с пневматическим приводом.
Лебёдка, оснащённая пневматическим тормозом и рассчитанная на очень серьёзное тяговое усилие в 17,5 тс, приводится в действие от РК валом отбора мощности. Эта расположенная за кабиной аварийно-эвакуационная лебёдка с гидравлическим приводом спокойно затягивает на трейлер-тяжеловоз тяжёлую военную и спецтехнику массой до 100 тонн.
Кузов Татра-813 смонтирован на лонжеронной раме с поперечинами, которые прикреплены к центральной хребтовой трубе рамы. На переднем и заднем усиленных буферах расположены тягово-сцепные приборы. При этом выводы для подключения к тормозной пневматической системе расположены и на переднем бампере, который оборудован габаритными «усами» со световыми приборами – для обозначения актуальной ширины негабаритных грузов. Платформа грузового отсека имеет деревянный пол и откидные борта из стальных листов. У переднего борта имеется крепление для балласта – в виде корзины, на которой располагаются запасное колесо и механизм для его спуска и поднятия.
Отрывок, характеризующий Tatra 813
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал. – Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот. – К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны. – Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку. – Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека. – Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым. – Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой. – Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался. Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Эргономика
В плане эргономики автомобиль показал себя с лучшей стороны. Его габариты позволяют водителю беспрепятственно обозревать весь автомобиль в пути. Большое лобовое стекло, так же влияет на обзор. Кабина оснащена пневматическим креслом для водителя, есть возможность его регулировки.
В наличии есть кондиционер и дизельный отопитель. Органы управления расположены удобно. Лишний раз «тянутся к рычагу» нет необходимости. Шум и вибрация в кабине ощущаются по минимуму.
Самосвал отлично чувствует себя на бездорожье, не говоря о дорогах с асфальтовым покрытием. Самосвал адаптирован для работ в суровых погодных и климатических условиях.
Комфорт в кабине грузовика
Кабина вездехода Tatra 813 оборудована четырьмя дверьми и фиксируется к рамной части с помощью шести болтовых соединений. Внутри спокойно размещается до семи человек с водителем. Кресла в салоне достаточно комфортные и могут регулироваться в разных вариантах. По желанию из них можно скомпоновать место для отдыха.
На капотной части есть небольшой стол. Под креслами сзади предусмотрена система отопления / вентиляции с отопителем жидкостного типа. Для увеличения внутреннего пространства кабина немного вытянута вперед. Но из-за размещения крышки над силовым агрегатом для доступа к его обслуживанию часть места теряется.
Шумоизоляция 813-й модели очень плохая и по качеству отстает от предшественника Татры 148. Это связано с тем, что двигатель, по сути, находится в салоне. Применение шумо- и теплоизоляционного материала не дает особого эффекта.
Ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Tatra 813 . |
- ^ Moderni Uźitkové Automobily TATRA Kolektiv vývojove konstrukce NP Tatra Kopřivnice 1979 Nase Vojsko Praha, První vydání
Современные грузовые автомобили TATRA, разработанные командой дизайнеров НП Татра Копливнице , 1979, Naśe Vojsko, Прага, Первое издание
vтеСовременные колесные боевые машины пехоты и бронетранспортеры | |
---|---|
4 × 4 |
|
6 × 6 |
|
8 × 8 |
|
vтеМодели Tatra | |
---|---|
Легковые автомобили |
|
Гражданские грузовики |
|
Военные грузовики |
|
Концепт-кары / Гоночные автомобили |
|
Двигатель автомобиля Татра-813
В качестве силового агрегата выступает двенадцатицилиндровый дизель T930 – V-образный двигатель c воздушным охлаждением, который стал дальнейшей эволюций восьмицилиндрового мотора T928, что использовался на Tatra T-138. Дизель Т930 относился технически к спроектированному в конце 50-х унифицированному семейству моторов 120/130 и был наиболее мощным серийным вариантом данного семейства (развивающим мощность 270 лошадиных сил).
Модульный принцип был воплощён в конструкции не только рамы и подвески, но и двигателей. Всё дело в том, что при воздушном охлаждении (которое целый ряд десятилетий предпочитали инженеры компании Tatra) цилиндры и их головки производятся отдельно. Поэтому все дизельные двигатели Татра с 4,6,8,10 и 12-ю цилиндрами имеют так называемую вертикальную унификацию, и модельный ряд двигателей выходит очень широким.
По сложившейся в компании традиции, двигатели на всех тяжёлых грузовиках Tatra монтировались отдельно от коробок переключения передач (с ними они соединялись карданным валом). Причина применения подобной компоновки была простой: хребтовая рама и включенные в её силовую схему картеры узлов трансмиссии потребовалось обособить от вибраций, которые создаются от работы силового агрегата. Пришлось учесть и тот факт, что так как кабина, грузовая платформа и прочие узлы выполнены жёстко укрепленными на траверсах, приваренных к хребтовой раме, то передача на них излишних вибраций является нежелательной.
В составе этого традиционного для грузовиков Татра двигателя с воздушным охлаждением мотора – «стационарные» воздушные фильтры типа «циклон», моющиеся топливные фильтры, а также простой и эффективный способ очистки машинного масла – сеточка и центрифуга. Предусматривается и надёжный способ низкотемпературного запуска – при посредстве специального устройства, которое подаёт во впускную магистраль эфир, оживляя остывший двигатель.
Стандартный клиренс автомобиля составляет не менее 380 мм, поддон двигателя расположен достаточно высоко, но для верности он ещё и прикрыт продольной балкой. Моторный отсек является частично доступным через переднюю крышку капота – при её отрытии видна турбина системы охлаждения, мощный компрессор, а слева – «бочки» воздушных фильтров «циклон». Однако основной доступ к двигателю осуществляется через расположенный в кабине внутренний кожух-капот.
- Рабочий объём дизеля T930 – 17640 см³.
- Максимальная мощность – 270 лошадиных сил, при 2000 оборотах в минуту.
- Максимальный крутящий момент – 960 Н.м, при 1200 оборотах в минуту.
- Степень сжатия – 16,5:1.
Общее описание
Одно из своих неофициальных названий — «Осьминог», автомобиль получил благодаря уникальным техническим характеристикам.
Хотя он был построен на привычной для завода хребтовой раме, внешний вид модели совершенно новый. Несмотря на внушительные габариты, технические характеристики «Татра 813» позволяли ему разгоняться до 70 км/ч, на асфальте буксировать прицеп с грузом массой 100 т, а на пересеченной местности – до 12 т.
Автомобиль имел 8 ведущих колес, 4 из которых управляемые. В качестве примерного ознакомления приведены ТТХ модели 8х8:
- Длина – 8 800 мм.
- Ширина – 2 500 мм.
- Высота – 2 750 мм.
- Дорожный просвет – 380 мм.
- Снаряженная масса – 14 т.
- Дизельный двигатель – 17,64 л, 250 л/с, 12 цилиндров.
- Коробка переключения передач – ручная (20 вперед, 4 назад).
Об истории модели и её производителя
Первые грузовики на этом заводе были собраны ещё в 1920 году. Правда, назывались они несколько длиннее, чем сейчас: не «Татра», а «Копрживницка возовка».
Предприятие «Татра», в чешском городе Копрживнице, ведёт свою историю с далёкого 1850 года. Тогда оно выпускало коляски и брички; с 1882-го года — железнодорожные вагоны. Более того, даже один из самых первых в мире легковых автомобилей, под маркой «Президент», был построен именно на этом заводе, в 1897 году.
Правда, страна тогда была здесь другая – Австро-Венгрия, и город назывался по-другому: Нессельдорф. Когда после первой мировой Австро-Венгерская империя рухнула и чехи получили относительную независимость, то город переименовали в Копрживнице, а завод национализировали.
Автомобили назвали «Татрами» после того, как в 20-х годах на испытаниях в горах Татрах грузовики модели «U» показали себя исключительно с хорошей стороны. В честь этой горной системы и стали называться все последующие поколения грузовиков и легковых автомобилей завода (да, до 1989-го года на предприятии выпускали ещё легковые машины премиум-класса, как на нашем «ЗИЛ»е).
То, что конструкторы «Татры» – люди неординарные, видно даже по дизайну самосвала «Татра-138».
Основными моделями компании, ставшими массовыми и определившими её развитие в дальнейшем, стали предшественники «Татры-815»: «Татра-138» (начало выпуска — 1959 год) и «Татра-148» (серийное производство стартовало в 1969 году). Уже тогда чешские конструкторы и инженеры смело «шли своим путём». На тяжёлых 12-тонных самосвалах стояли дизельные моторы исключительно с воздушным охлаждением, а передняя подвеска была независимой и торсионной.
Были и другие технологически продвинутые, но уже довольно распространённые решения: гидропривод отключения двухдискового сцепления, электропневматическое устройство переключения раздаточной коробки, трёхсторонняя разгрузка на некотором количестве самосвалов… У «Татры-148» появился к тому же и межосевой дифференциал на задней тележке.
На пути к самой массовой модели в истории завода — тяжёлому самосвалу «Татра-815» было несколько переходных моделей. В частности, «Татра-157» и «Татра-813». В серийное производство самосвал «Татра-815» поступил в 1983 году — более тридцати лет назад.
Разумеется, сейчас под данным наименованием выпускается уже не тот самый грузовик, что в начале восьмидесятых. За годы выпуска модель пережила несколько модернизаций. Самые крупные – в 1989, 1997, 2000, 2005 и 2010 годах. Немалая часть изменений и доработок всякий раз касалась оснащения кабины самосвала, с повышением комфортности труда водителя, в соответствии с актуальными велениями времени. А двигатели грузовика дорабатывались до соответствия требованиям очередного эко-стандарта «Евро».
15 марта 2013 года компания «Татра» перешла в частную собственность: была продана на аукционе компании «Truck Development», принадлежащей Мареку Галвасу.
В настоящее время «Татра» производит полноприводные автомобили с колёсными формулами от 4×4 до 12×12 (шестиосные). Как и их «классические» версии из ХХ века, эти машины предназначаются для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях и на полном бездорожье. Несмотря на возможность установки двигателей с жидкостным охлаждением, на абсолютное большинство автомобилей и в наше время устанавливают дизели с воздушным охлаждением.