Преимущества службы в инженерных войсках
Денежное довольствие солдат контрактников зависит от региона прохождения службы. В среднем зарплата варьирует в пределах 25–40 тысяч рублей. Помимо этого, дополнительно предусмотрены различные ежемесячные надбавки, подъемные и ежегодная материальная помощь. Современная армия дает возможность не просто хорошо зарабатывать, но также обеспечивать семью.
В социальный пакет солдата-контрактника, помимо прочего входит возможность получения бесплатного образования, бесплатное медицинское обслуживание и реабилитационное обеспечение, а также продовольственное и вещевое довольствие. В скором времени срок первого контракта планируется сократить до 2 лет. При этом будет создана единая система скидок при приобретении контрактниками общественных товаров и услуг.
Планируется также разработать проект по льготному кредитованию солдат-контрактников инженерных войск. Главными направлениями в вопросах совершенствования службы по контракту заключаются в создании благоприятных жилищных условий, оптимизации денежного довольствия, улучшении социально-бытовых условий и повышение статуса военнослужащих инженерных войск, которые служат по контракту.
Военная техника Войск ПВО
Тип | Изображение | Производство | Назначение | Количество | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ЗРК и ЗРПК | |||||
С-300В/В4 | СССР Россия | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 100 км | 655 | ||
9К317М «Бук-М3» | Россия | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 70 км | 60 | ||
9К317 «Бук-М2» | Россия | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 50 км | 90 | ||
9К37М «Бук-М1-2» | СССР/ Россия | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 45 км | 200 | ||
2К12 Куб | СССР | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 25 км | н/д | 1 батарея 2К12 дислоцирована в Армении, по состоянию на 2017 год | |
9К330 Тор-М/-М1/-М2/-М2У | СССР Россия | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 12 км | 120+ | ||
9К33 Оса | СССР | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 10,3 км | 400 | ||
2С6 Тунгуска-М | СССР Россия | Зенитный ракетно-пушечный комплекс с дальностью поражения до 8 км | 250+ | ||
9К35 Стрела-10/-10МН | СССР | Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 5 км | 400 | ||
Переносные зенитные ракетные комплексы | |||||
9К34 Стрела-3 | СССР | Переносной зенитный ракетный комплекс | н/д | ||
9К38 Игла/-1/-С | СССР Россия | Переносной зенитный ракетный комплекс | н/д | ||
9К333 Верба | Россия | Переносной зенитный ракетный комплекс | н/д | ||
Зенитная артиллерия | |||||
ЗСУ-23-4 «Шилка» | СССР | 23-мм Зенитная самоходная установка | н/д | ||
ЗУ-23-2 | СССР | 23-мм спаренная зенитная установка | н/д |
Стационарные приспособления
В категорию статичных приборов военно-инженерной техники входит миноискатель с широким захватом (РШМ-2). Он ориентирован на поиск противотанковых и противопехотных мин с металлическим корпусом. Обнаружение боеприпасов ведется как на суше, так и на воде.
Еще одно приспособление стационарного типа – разведывательный эхолокатор (ЭИР). Прибор служит для фиксации донного профиля и прочих особенностей жидкостной преграды, степени плотности почвы и нахождения навигационных помех с последующей фиксацией на электротермической бумаге. Колебание глубинных измерителей составляет от 0,5 до 20 метров.
Противопехотные средства
Тип | Изображение | Производство | Назначение | Количество | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Реактивные штурмовые гранаты | |||||
РШГ-1 | Россия | Реактивная штурмовая граната | н/д | ||
РШГ-2 | Россия | Реактивная штурмовая граната | н/д | ||
Противопехотные гранатомёты | |||||
ГП-25 | СССР | 40-мм подствольный гранатомёт | н/д | ||
ГП-30 | СССР Россия | 40-мм подствольный гранатомёт | н/д | ||
ГП-34 | Россия | 40-мм подствольный гранатомёт | н/д | ||
АГС-30 | Россия | 30-мм автоматический станковый гранатомёт | н/д | ||
АГС-17 «Пламя» | СССР | н/д | |||
Пулемёты | |||||
Корд | Россия | 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт | н/д | ||
Утёс | СССР | н/д | |||
Печенег | Россия | 7,62-мм единый пулемёт | н/д | ||
ПКМ | СССР | н/д | |||
РПК-16 | Россия | 5,45-мм ручной пулемёт | н/д | ||
Снайперские винтовки | |||||
АСВК | Россия | 12,7-мм крупнокалиберная снайперская винтовка | н/д | ||
ВСС «Винторез» | СССР Россия | 9-мм бесшумная снайперская винтовка | н/д | ||
СВ-8 | Россия | 8,6-мм снайперская винтовка | н/д | ||
СВ-98 | Россия | 7,62-мм снайперская винтовка | н/д | ||
СВД СВДМ |
СССР Россия | н/д | |||
Автоматы | |||||
Вал | Россия | 9-мм бесшумный автомат | н/д | ||
АК-74 АК-74М |
СССР Россия | 5,45-мм автомат | н/д | ||
АК-12 АК-15 |
Россия | 5,45-мм автомат 7,62-мм автомат |
н/д | ||
Пистолеты | |||||
Пистолет Ярыгина | Россия | 9-мм пистолет | н/д | ||
Пистолет Макарова | СССР | н/д | |||
ПБ | СССР | 9-мм бесшумный пистолет | н/д | ||
ПСС | Россия | 7,62-мм бесшумный пистолет | н/д | ||
Противопехотные мины | |||||
ПМН | СССР | Противопехотная фугасная мина | н/д | ||
ПМН-2 ПМН-3 |
СССР | Противопехотная фугасная мина | н/д | ||
ПМН-4 | СССР | Противопехотная фугасная мина | н/д | ||
ПМД-6М | Россия | Противопехотная фугасная мина | н/д | ||
ПФМ-1 | Россия | Противопехотная фугасная мина | н/д | ||
ОЗМ-3 | Россия | Противопехотная мина осколочная кругового поражения выпрыгивающая двойного действия | н/д | ||
ОЗМ-4 | Россия | Противопехотная выпрыгивающая осколочная мина кругового поражения | н/д | ||
ОЗМ-72 | СССР | Противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения | н/д | ||
ПОМ-1 | СССР | Противопехотная мина осколочная кругового поражения | н/д | ||
ПОМ-2 | СССР | Противопехотная мина осколочная кругового поражения | н/д | ||
ПОМЗ-2 | СССР | Мина противопехотная осколочная натяжного действия | н/д | ||
МОН-50 | СССР | Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая | н/д | ||
МОН-90 | СССР | Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая | н/д | ||
МОН-100 | СССР | Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая | н/д | ||
МОН-200 | Россия | Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая | н/д | ||
ИМ-100М | Россия | Имитационная мина | н/д | ||
Ручные гранаты и дымовые шашки | |||||
Ф-1 | СССР | Противопехотная осколочная оборонительная граната | н/д | ||
РГД-5 | СССР | Противопехотная осколочная наступательная граната | н/д | ||
РГН |
СССР
Россия |
Противопехотная наступательная осколочная ударно-дистанционная граната | н/д | ||
РГО |
СССР
Россия |
Противопехотная оборонительнная осколочная ударно-дистанционная граната | н/д | ||
ДМ-11 | СССР | Дымовая шашка | н/д |
Северный вектор
Нарастание напряжённости в Арктике — последней нерастраченной «кладовой» природных ресурсов человечества — потребовало от России усиления активности её Вооружённых сил в приполярной зоне. На острый запрос необходимости создания транспортных средств, подготовленных к безотказной работе в арктических условиях, российские учёные и конструкторы оперативно ответили разработкой целого ряда многофункциональных вездеходов различных классов, способных преодолевать не только сложные участки арктической местности, но и форсировать водные преграды.
mil.ru
На вооружение недавно поступили новейшие двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы ГАЗ-3344-20 «Алеут».
Летом 2021 года на полуострове Ямал начались испытания опытного образца тяжёлого вездехода КамАЗ-6355 «Арктика». Автомобиль с колёсной формулой 8×8 способен перевозить по заполярному бездорожью до 16 тонн грузов. Конструкторы КамАЗа разработали машину в сотрудничестве с учёными МГТУ имени Н.Э. Баумана и Московского политехнического университета. В проект внедрено много технических решений, которые должны сделать его уникальным транспортным средством, способным эффективно эксплуатироваться в Заполярье. Мощность дизельного двигателя нового поколения с одноступенчатой системой турбонаддува — 450 л.с., что позволяет крупногабаритной (вес грузовика — 40 тонн, длина — 12 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,9 м) «Арктике» развивать с грузом скорость 50 км/ч.
В России активно продолжаются работы по созданию и другой автотехники для отечественных Арктических войск: снегоходов, автомобилей на шинах сверхнизкого давления, двухзвенных гусеничных тягачей.
Цари природы
Большие задачи требовали больших машин, и после войны они не преминули появиться. Высокоэнергетичные гусеничные транспортёры АТ-Т, выпускаемые в 1949–1979 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения, стали основой для большой гаммы высокопроизводительных машин. Удлинённое изделие 426У для наведения переправ, установки электростанций и балок, изделие 409У и 405МУ для траншейных БТМ и БТМ-3, котлованных МДК-2, путепрокладочного оборудования БАТ и многих др. землеройных и экскавационных орудий с активными и пассивными рабочими органами.
Принято считать что в качестве носителей землеройных агрегатов в основном используется гусеничная техника, но необходимо сюда включить автогрейдеры, скреперы и землевозы и инженерные тягачи. Например, ТМК на базе инженерного колёсного тягача ИКТ (МАЗ-538) монтировали роторный рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществлялся со скоростью 700 м/ч, в мёрзлых грунтах – 210 м/ч. На раме рабочего органа устанавливали откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. На шасси КЗКТ-538ДК, КЗКТ-538ДН и КЗКТ-538ДП были изготовлены машины РК2, ПКТ-2, И-400.
Гигантомания в инженерных войсках связана не только с необходимостью иметь высокопроизводительные и энергонасыщенные агрегаты, но они являются и средством прикрытия крупной техники. Например, современный «Агрегат 15М69 МИОМ» – машина инженерного обеспечения и маскировки на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» – сегодня несёт службу в инженерных частях РВСН. Будь ракетоносцы поменьше, то и автомобили маскировки не были бы столь крупными.
Бронетехника
Тип | Изображение | Производство | Назначение | Количество | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Танки | |||||
Т-90 Т-90А |
Россия | Основной боевой танк | 350 | ||
Т-90М | Россия | Основной боевой танк | 65 | ||
Т-80У | СССР | Основной боевой танк | 310 | ||
Т-80БВ | СССР | Основной боевой танк | |||
Т-80БВМ | СССР/ Россия | Основной боевой танк | 140 | ||
Т-72Б3 Т-72Б3 обр. 2016 |
СССР/ Россия | Основной боевой танк | 850 530 |
||
Т-72Б | СССР | Основной боевой танк | 650 | ||
Т-72Б обр. 1989 | СССР | Основной боевой танк | |||
Т-72БА | СССР/ Россия | Основной боевой танк | |||
Т-72А | СССР | Основной боевой танк | н/д | ||
Боевые машины поддержки танков | |||||
Терминатор | Россия | Боевая машина поддержки танков | н/д | ||
Боевые машины пехоты | |||||
БМП-3 БМП-3М |
СССР Россия | Боевая машина пехоты | 600 20+ |
||
БМП-2М | СССР/ Россия | Боевая машина пехоты | 8+ | ||
БМП-2 | СССР | Боевая машина пехоты | 3000 | ||
БМП-1 | СССР | Боевая машина пехоты | 500 | ||
Бронетранспортёры | |||||
МТ-ЛБ | СССР | Бронетранспортёр артиллерийский тягач |
3500 | ||
МТ-ЛБ 6МБ | СССР/ Россия | Бронетранспортёр | н/д | ||
БТР-82А БТР-82АМ |
Россия СССР/ Россия |
Бронетранспортёр | 1000 | ||
БТР-80А | Россия | Бронетранспортёр | 100 | ||
БТР-80 | СССР Россия | Бронетранспортёр | 1500 | ||
Бронеавтомобили | |||||
КамАЗ-43269 «Дозор» | Россия | Бронеавтомобиль 4×4 | 100+ | ||
Тигр | Россия | 200 | |||
Рысь | Италия/ Россия | 67 | |||
Тайфун-К | Россия | Бронеавтомобиль 6×6 | 260 | ||
Линза | Россия | Санитарный бронеавтомобиль | н/д | На базе КамАЗ-53949 4х4. | |
Боевые роботы | |||||
Уран-9 | Россия | Боевой робот | н/д |
«Обеспечение превосходства»
Согласно официальным данным, большое значение военное руководство РФ придаёт перевооружению инженерных войск. В 2021 году ИВ получили свыше 500 единиц техники.
Как заявил в интервью газете «Красная звезда» начальник инженерных войск РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, в прошлом году на снабжение инженерных войск было принято 12 новейших типов вооружения.
- Инженерная система дистанционного минирования (ИСДМ) «Земледелие»
- РИА Новости
«Их развитие проводится с учётом поддержания паритета или обеспечения превосходства над зарубежными аналогами», — подчеркнул военачальник.
В текущем году запланирована поставка более 600 единиц. Это средства разведки, преодоления водных преград, установки минно-взрывных заграждений и препятствий, роботизированные комплексы «Уран-6» и «Уран-14».
Новейшей машиной, которую сейчас осваивают военнослужащие ИВ, стала инженерная система дистанционного минирования (ИСДМ) «Земледелие». Впервые она была апробирована в войсках Южного военного округа на специальном учении в августе 2020 года, а в прошлом году её применили в ходе совместного стратегического учения «Запад-2021».
Также по теме
«Увеличивает потенциал системы ПВО»: на что способны российские радиолокационные радары типа «Ниобий»
В Минобороны РФ сообщили, что войска Восточного военного округа получили новые радиолокационные станции «Ниобий» и «Каста». Оба радара…
Её разработали в АО «Научно-производственное объединение «СПЛАВ» им. А.Н. Ганичева» (входит в концерн «Техмаш»). ИСДМ схожа с реактивными системами залпового огня, поэтому подразделениям ИВ, оснащённым комплексами «Земледелие», были присвоены артиллерийские наименования.
Особенность системы заключается в том, что она способна «засеять» минами до 15 га территории при дальности действия 15 км. Машина имеет 50 направляющих, которые выстреливают программируемыми противотанковыми или противопехотными боеприпасами. Как утверждает разработчик, у «Земледелия» нет аналогов в мире.
По словам Ставицкого, в настоящее время для нужд ИВ создаётся тяжёлый механизированный мост ТММ-7. В него интегрирована новая схема раскрытия, которая сокращает время оборудования переходов через водные преграды примерно в 1,5 раза.
Как уточняется в материалах Минобороны РФ, в ТММ-7 применяются современные лёгкие композитные материалы. Они позволили увеличить длину пролётного строения до 16 м и высоту опоры до 5 м.
Ещё одним перспективным проектом, который реализуется в интересах ИВ, является универсальная бронированная инженерная машина УБИМ, смонтированная на узлах и агрегатах танка Т-72Б3. В войсках она должна заменить машину разграждения ИМР-3М и путепрокладчик БАТ-2, повысив мобильность подразделений военных инженеров.
Главное предназначение комплекса — обеспечение продвижения войск и выполнение инженерных работ в условиях огневого воздействия противника. Оборудование УБИМ способно разрушать бетонные и железобетонные конструкции и удалять повреждённую технику с пути движения.
- Универсальная бронированная инженерная машина УБИМ
Основным таранным орудием комплекса является отвал шириной 4,5 м, который сносит большинство преград. Помимо него, УБИМ оснащается гидравлическим молотом, а для отражения нападения диверсионных групп и уничтожения мин используется боевой модуль с 12,7-мм пулемётом.
«Новые виды вооружения инженерных войск — это прежде всего автономные комплексы либо средства, обеспечивающие роботизацию выполнения задач машинами с экипажем. Таким образом сегодня проводятся разминирование, разведка, осуществляются оборонительные мероприятия», — говорит Юрий Дьяков.
Приборы для обнаружения мин.
Миноискатель предназначен для обнаружения мин, имеющих преимущественно металлический корпус. Он позволяет обнаружить мины на глубине до 0,4–0,5 м.
Щуп – металлический заостренный стержень, при помощи которого зондируют (прокалывают) почву или снег с целью обнаружения мин. Щупом можно обнаружить как металлические, так и другие мины. По длине щупы подразделяются на: длинные – 3–5 м; средней длины – 1,5–2,5 м; укороченные – 1–1,2 м; короткие – 0,6–1 м. Щупы могут быть с одним наконечником и с несколькими наконечниками (многорожковые). Кроме специально изготовленных щупов применяются щупы-заменители, как то: штыки, шомпола, финские ножи, стальные прутья, деревянные палки и т. д. При работе щупом последний держится наклонно (под углом 30–45°), чтобы упор в мину произошел не сверху, а сбоку. Глубина прокола в землю до 40 см, в снег – до 60 см.
Стетоскоп – слуховой прибор, по форме похож на стетоскоп врача. Назначение – определять наличие мин с часовыми механизмами. Стетоскоп дает возможность обнаружить мину по работе часового механизма: за деревянной стенкой толщиной до 20 см; за каменной стеной толщиной до 35 см; в земле на глубине до 50 см; в снегу до 60 см. Для большего удобства в работе трубку стетоскопа нужно соединять с ухом посредством резиновой трубки.
Подготовка военных инженеров
Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал — Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).
Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение — Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в подмосковном Нахабине. Военнослужащие центра участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.
В январе этого года Восточный военный округ начал формирование и подготовку сводных противопаводковых групп, которые весной будут помогать защищать населенные пункты Дальневосточного федерального округа.
Комплект КРВ
Советская военная инженерная техника включает в свой перечень систему аэрографической и аэровизуальной разведки. Благодаря этому приспособлению ведется обнаружение жидкостных преград путем перемещения подразделений, минных и прочих заграждений, включая наземную обработку разведданных и контроль качества маскирования боевых частей.
Модификации КРВ транспортируются на кузовном фургоне 131-го ЗИЛа. В комплект входит фотоаппарат, бинокль, визир оптический, зенитная труба, диктофон и командирская ТЗК. Ведение разведки с воздуха на МИ-8 осуществляется при помощи аэрофотоаппаратов АФА и ФС. Применение указанной единицы военно-инженерной техники позволяет проводить плановую съемку на скорости до 170-180 км/ч. Глубина проверки – до 15 километров при удалении летательного аппарата на 2-5 км от авангарда событий.
«Десятки спасённых жизней»
Со временем основные задачи ИВ не поменялись. Военные инженеры продолжают заниматься возведением фортификационных и полевых сооружений, оборудованием переправ через водные преграды и сапёрными работами. Также инженерные войска привлекаются для борьбы с пожарами, ликвидации стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Военные инженеры задействованы в разминировании местности и объектов как в России, так и за рубежом — в Лаосе, Сирии и Нагорном Карабахе.
По данным Минобороны РФ, в прошлом году военнослужащие очистили 1164,9 км автомобильных дорог, более 2 тыс. зданий, обнаружили и ликвидировали более 123 тыс. взрывоопасных предметов. Только в Карабахе с ноября 2020 года было разминировано 689,5 км дорог, почти 2 тыс. зданий, обезврежено свыше 26 тыс. взрывоопасных объектов.
- Сапёры ВС РФ
В беседе с RT генерал-майор запаса ИВ Юрий Дьяков подчеркнул, что миссия российских сапёров позволила спасти огромное количество человеческих жизней.
В комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев обратил внимание на слаженную работу российских военных инженеров по обустройству КПП, блокпостов, точек наблюдения и жилых помещений в ходе развёртывания миссии 15-й мотострелковой бригады ВС РФ в Карабахе. Также по теме
«Алеут», «Руслан», «Витязь»: какие преимущества у современных гусеничных вездеходов российской армии
Подразделение железнодорожных войск Центрального военного округа получило двухзвенный гусеничный снегоболотоход «Алеут», сообщается на…
Также по теме
«Алеут», «Руслан», «Витязь»: какие преимущества у современных гусеничных вездеходов российской армии
Подразделение железнодорожных войск Центрального военного округа получило двухзвенный гусеничный снегоболотоход «Алеут», сообщается на…
«Нельзя не отметить, насколько быстро удалось создать в Карабахе инфраструктуру, которая позволила российским миротворцам приступить к своим непосредственным обязанностям, причём с достойным уровнем защищённости и комфорта. Насколько я понимаю, применялись в основном блочно-модульные конструкции из современных материалов. Работа инженеров однозначно предопределила успех первых месяцев этой миссии», — говорит Корнев.
Также большое значение, по его мнению, имел труд военных инженеров в Сирии: в сжатые сроки на аэродроме Хмеймим инженерным войскам удалось наладить стабильную работу авиационной группировки. В дальнейшем военнослужащие ИВ усовершенствовали обустройство базы, разместив ангары и специальные капониры — сооружения, защищающие авиатехнику в случае обстрела.
К тому же современные технологии позволяют очень быстро возводить практически все необходимые объекты», — пояснил Корнев.
ИМР 2 — Инженерная машина разграждения 2
История созданияМашина ИМР-2 была сконструирована в Омске в КБТМ, а навесное оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Специальном конструктрском бюро СКБ-200 Челябинского тракторного завода и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин). Разработкой руководил А.А. Моров. В 1980 году машина была принята на вооружение, а с 1982 года организовано её серийное производство. Серийно машина изготавливалась в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе и Новокраматорским машиностроительным заводом в Краматорске.
Описание конструкцииБроневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ.За базу было взято шасси основного боевого танка Т-72, имевшее по классификации ГБТУ обозначение «Объект 637»
Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также создание проходов в минных полях. Для выполнения этих задач на ИМР-2 имеются:Электромагнитная приставка ЭМТ и установка разминирования;Бульдозерное и крановое оборудование;Колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями.
ИМР-2 снабжена бульдозерным отвалом, установленным спереди корпуса машины и способным работать в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, аналогично машине первой модификации. Спереди отвала может устанавливаться лыжа, позволяющая регулировать степень его заглубления в грунт. Производительность машины ИМР-2 при устройстве проходов 300-450 м/час, при прокладке дорог — 6-10 км/час, при использовании бульдозерного оборудования — 230-300 м3/час.
Машина ИМР-2 также имеет телескопическую стрелу с манипулятором-захватом для удаления с пути посторонних тяжелых предметов. Стрела устанавливается в поворотной башне, максимальный вылет стрелы 8,8 м, грузоподъемность 2 тонны, максимальная высота подъема крюка 11 м. Стрела имеет универсальную систему крепления рабочих органов: рыхлителя, грейфера, захвата и экскаваторного оборудования. Емкость экскаваторного ковша — 0,5 м3. Производительность машины в экскаваторном режиме 25 м3/час грунта.
Спереди инженерной машины разграждения установлен колейный ножевой минный трал, а в последующих вариантах — с электромагнитной приставкой, для самостоятельного проделывания проходов в минных полях, оснащенных противотанковыми штыревыми, донными и магнитными минами. Инженерная машина разграждения ИМР-2 имеет вооружение в виде 7,62-мм пулемета ПКТ и установку удлиненного заряда разминирования.
В транспортном положении инженерная машина разграждения ИМР-2 забрасывает на крышу бульдозерный отвал, поднимает минный трал и сдвигает сама в себя стрелу, укладывая ее назад. Машина способна работать в труднопроходимых местах.
Тактико технические характеристики ИМР-2:Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).Масса, т: 34Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.Мощность двигателя (максимальная), л.с.: 840Экипаж, чел.: 2.Производительность:— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.Преодолеваемые препятствия, град:— максимальный угол подъема — 30;— максимальный угол крена — 25.Ширина бульдозерного отвала, м:— в двухотвальном положении — 3,56;— в бульдозерном положении — 4,15;— в положении грейдера — 3,4.Грузоподъемность стрелы, т:2.Скорость, км/ч:— по шоссе — 59;— по грунтовым дорогам — 35-45.Пусковая установка:— число направляющих, шт.: 2.— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.Запас хода, км: 500.
Эх, дороги!
В середине 1930-х после специальных испытаний для инженерных частей были отобраны различные образцы дорожных и строительных машин. В 1937–1938 гг. опыт их эксплуатации в воинских подразделениях позволил принять на вооружение модифицированную для армии спецтехнику: тяжёлый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжёлый разборный риппер (рыхлитель), а также мощный спецгрейдер СПГ и колёсный автогрейдер с кирковщиком.
Одними из первых в инженерных частях появились передвижные зарядно-осветительные электростанции АЭС-1 (в 1930 г., мощность 3 кВт на шасси Ford AA) и АЭС-3 (в 1935 г., мощность 15 кВт на шасси ГАЗ-АА). Начались поставки водоочистительных станций АСФ-500, буровых установок АВБ-100 (на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6), полевых авиаремонтных мастерских ПАРМ-1 и походных мастерских инженерных войск АПРИМ. Трёхосные ЗИС-6 послужили основой для автокранов АКЭ, АК-3 и АКМ заводов им. Январского восстания и «Красный металлист», автомобильных электростанций АЭС-4 и самоходных компрессорных станций СКС-36 для питания передвижных пневматических молотов и береговых сваебоев.
Всё большее распространение получали зенитные прожекторные установки (станции). На шасси ЗИС-5 выпускали прожекторную станцию О-15-3, на шасси ЗИС-6 – прожекторную станцию ПО-15-8. С 1938 по 1942 г. для установки зенитной прожекторной установки З-15-14 получили распространение длиннобазные ЗИС-12 с низкими бортами.
Однако основными средствами механизации работ до Великой Отечественной войны в инженерных частях оставались гусеничные и колёсные тракторы. Причём до первой половины 1930-х основу парка в народном хозяйстве и Красной Армии составляли иностранные машины. В период 1922–1930 гг. в СССР было ввезено свыше 60 тыс. тракторов, тогда как на всех заводах выпущено не более 17 тыс. С освоением производства гусеничных тракторов доля отечественной техники значительно перевесила импорт.
Козёл отпущения
Первой послевоенной ласточкой, предвосхитившей появление нового класса военно-инженерной техники, стал… автомобиль-амфибия ГАЗ-011.
Задание на разработку лёгкой амфибии, способной и на суше, и на воде перевозить 500 кг груза или экипаж из 6 человек, московский институт НАМИ получил в 1948 году. Конструктивной основой для «земноводного» должен был послужить ГАЗ-67Б. Вопреки расхожему заблуждению амфибию планировали использовать именно в инженерных войсках как вспомогательное средство при наведении переправ и форсировании рек, а вовсе не в качестве разведывательного или штабного автомобиля. Осенью 1950 г. прошедшие межведомственные испытания опытные образцы НАМИ-011 и техдокументация были переданы на Горьковский автозавод, где планировалось освоить серийное производство этих амфибий. Проект был принят горьковчанами в работу, но главный конструктор завода А.А. Липгарт при поддержке директора предприятия Г.А. Веденяпина решился на тактическую уловку. «Завязка» ГАЗ-011 на узлы и агрегаты морально устаревшего ГАЗ-67Б затормозила бы освоение грузопассажирского полноприводника следующего поколения – ГАЗ-69. Его ведущий конструктор Григорий Вассерман получил добро на форсированное создание амфибии, в основе которой лежала бы платформа «69-го».
В конечном счёте всё сложилось совсем не так, как планировал Липгарт. Производство ГАЗ-011 всё-таки пришлось начать. В 1953 г., т. е. вплоть до полного прекращения производства ГАЗ-67Б, было собрано и отправлено в войска 68 амфибий, после чего проект в силу вполне объективных причин приказал долго жить, и на смену ГАЗ-011 пришёл аналог на платформе ГАЗ-69 – ГАЗ-46 или (по войсковой спецификации) МАВ – малый автомобиль водоплавающий.
Весьма показателен в этом отношении уже упомянутый ГАЗ-69. Ранее в качестве штабной и разведывательной машин использовали ГАЗ-61-73, затем ГАЗ-67, но количество специализированных модификаций было весьма ограниченным – мотобуры и машины дезактивации. ГАЗ-69 обзавёлся большим спектром модификаций. Помимо МАВ, машины связи, лёгкой боевой машины 2П26 «Шмель», радиологической станции, седельного тягача и проч. на базе ГАЗ-69 было создано несколько сугубо инженерных модификаций.
Топографический привязчик ГАЗ-69Т (69ТГ, 69ТГМ) представлял собой подвижный комплекс топографической аппаратуры для рекогносцировки местности, прокладки путей сообщения, определения на карте местоположения и перенесения на местность полученных данных.
Особого внимания заслуживает Дорожный индукционный миноискатель (ДИМ). До ГАЗ-69 подобного рода техники в нашей стране не существовало как класса. Обнаруживали мины при помощи ручных миноискателей, либо тралением, создавая в минных полях проходы, при помощи тралов. Миноискатель позволял обнаружить противотанковые и противопехотные мины в металлических корпусах, установленных на глубине до 25 см. А под водой – на глубине до 0,7 м. Рабочая скорость движения миноискателя составляла 10 км/ч. Модернизированный вариант ДИМ-М монтировали на автомобиле УАЗ-469.
Возвращаясь к плавающим машинам, можно, вспомнить о БРДМ, БРДМ-2, автомобилях «Ягуар» и «Река».