Автомобильная техника инженерных войск

Преимущества службы в инженерных войсках

Денежное довольствие солдат контрактников зависит от региона прохождения службы. В среднем зарплата варьирует в пределах 25–40 тысяч рублей. Помимо этого, дополнительно предусмотрены различные ежемесячные надбавки, подъемные и ежегодная материальная помощь. Современная армия дает возможность не просто хорошо зарабатывать, но также обеспечивать семью.

В социальный пакет солдата-контрактника, помимо прочего входит возможность получения бесплатного образования, бесплатное медицинское обслуживание и реабилитационное обеспечение, а также продовольственное и вещевое довольствие. В скором времени срок первого контракта планируется сократить до 2 лет. При этом будет создана единая система скидок при приобретении контрактниками общественных товаров и услуг.

Планируется также разработать проект по льготному кредитованию солдат-контрактников инженерных войск. Главными направлениями в вопросах совершенствования службы по контракту заключаются в создании благоприятных жилищных условий, оптимизации денежного довольствия, улучшении социально-бытовых условий и повышение статуса военнослужащих инженерных войск, которые служат по контракту.

Военная техника Войск ПВО

Тип Изображение Производство Назначение Количество Примечания
ЗРК и ЗРПК
С-300В/В4  СССР Россия Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 100 км 655  
9К317М «Бук-М3»  Россия Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 70 км 60  
9К317 «Бук-М2»  Россия Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 50 км 90  
9К37М «Бук-М1-2»  СССР/ Россия Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 45 км 200  
2К12 Куб  СССР Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 25 км н/д 1 батарея 2К12 дислоцирована в Армении, по состоянию на 2017 год
9К330 Тор-М/-М1/-М2/-М2У  СССР Россия Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 12 км 120+  
9К33 Оса  СССР Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 10,3 км 400  
2С6 Тунгуска-М  СССР Россия Зенитный ракетно-пушечный комплекс с дальностью поражения до 8 км 250+  
9К35 Стрела-10/-10МН  СССР Зенитный ракетный комплекс с дальностью поражения до 5 км 400  
Переносные зенитные ракетные комплексы
9К34 Стрела-3  СССР Переносной зенитный ракетный комплекс н/д  
9К38 Игла/-1/-С  СССР Россия Переносной зенитный ракетный комплекс н/д  
9К333 Верба  Россия Переносной зенитный ракетный комплекс н/д  
Зенитная артиллерия
ЗСУ-23-4 «Шилка»  СССР 23-мм Зенитная самоходная установка н/д  
ЗУ-23-2  СССР 23-мм спаренная зенитная установка н/д  

Стационарные приспособления

В категорию статичных приборов военно-инженерной техники входит миноискатель с широким захватом (РШМ-2). Он ориентирован на поиск противотанковых и противопехотных мин с металлическим корпусом. Обнаружение боеприпасов ведется как на суше, так и на воде.

Еще одно приспособление стационарного типа – разведывательный эхолокатор (ЭИР). Прибор служит для фиксации донного профиля и прочих особенностей жидкостной преграды, степени плотности почвы и нахождения навигационных помех с последующей фиксацией на электротермической бумаге. Колебание глубинных измерителей составляет от 0,5 до 20 метров.

Противопехотные средства

Тип Изображение Производство Назначение Количество Примечания
Реактивные штурмовые гранаты
РШГ-1  Россия Реактивная штурмовая граната н/д  
РШГ-2  Россия Реактивная штурмовая граната н/д  
Противопехотные гранатомёты
ГП-25  СССР 40-мм подствольный гранатомёт н/д  
ГП-30  СССР Россия 40-мм подствольный гранатомёт н/д  
ГП-34  Россия 40-мм подствольный гранатомёт н/д  
АГС-30  Россия 30-мм автоматический станковый гранатомёт н/д  
АГС-17 «Пламя»  СССР н/д  
Пулемёты
Корд  Россия 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт н/д  
Утёс  СССР н/д  
Печенег  Россия 7,62-мм единый пулемёт н/д  
ПКМ  СССР н/д  
РПК-16  Россия 5,45-мм ручной пулемёт н/д  
Снайперские винтовки
АСВК  Россия 12,7-мм крупнокалиберная снайперская винтовка н/д  
ВСС «Винторез»  СССР Россия 9-мм бесшумная снайперская винтовка н/д  
СВ-8  Россия 8,6-мм снайперская винтовка н/д  
СВ-98  Россия 7,62-мм снайперская винтовка н/д  
СВД
СВДМ
 СССР Россия н/д  
Автоматы
Вал  Россия 9-мм бесшумный автомат н/д  
АК-74
АК-74М
 СССР Россия 5,45-мм автомат н/д  
АК-12
АК-15
 Россия 5,45-мм автомат
7,62-мм автомат
н/д  
Пистолеты
Пистолет Ярыгина  Россия 9-мм пистолет н/д  
Пистолет Макарова  СССР н/д  
ПБ  СССР 9-мм бесшумный пистолет н/д  
ПСС  Россия 7,62-мм бесшумный пистолет н/д  
Противопехотные мины
ПМН  СССР Противопехотная фугасная мина н/д  
ПМН-2
ПМН-3
 СССР Противопехотная фугасная мина н/д  
ПМН-4  СССР Противопехотная фугасная мина н/д  
ПМД-6М    Россия Противопехотная фугасная мина н/д  
ПФМ-1  Россия Противопехотная фугасная мина н/д  
ОЗМ-3  Россия Противопехотная мина осколочная кругового поражения выпрыгивающая двойного действия н/д  
ОЗМ-4    Россия Противопехотная выпрыгивающая осколочная мина кругового поражения н/д  
ОЗМ-72  СССР Противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения н/д  
ПОМ-1    СССР Противопехотная мина осколочная кругового поражения н/д  
ПОМ-2  СССР Противопехотная мина осколочная кругового поражения н/д  
ПОМЗ-2  СССР Мина противопехотная осколочная натяжного действия н/д  
МОН-50  СССР Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая н/д  
МОН-90  СССР Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая н/д  
МОН-100  СССР Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая н/д  
МОН-200    Россия Мина противопехотная осколочная направленного поражения управляемая н/д  
ИМ-100М    Россия Имитационная мина н/д  
Ручные гранаты и дымовые шашки
Ф-1  СССР Противопехотная осколочная оборонительная граната н/д  
РГД-5  СССР Противопехотная осколочная наступательная граната н/д  
РГН  СССР

 Россия

Противопехотная наступательная осколочная ударно-дистанционная граната н/д  
РГО  СССР

 Россия

Противопехотная оборонительнная осколочная ударно-дистанционная граната н/д  
ДМ-11  СССР Дымовая шашка н/д  

Северный вектор

Нарастание напряжённости в Арктике — последней нерастраченной «кладовой» природных ресурсов человечества — потребовало от России усиления активности её Вооружённых сил в приполярной зоне. На острый запрос необходимости создания транспортных средств, подготовленных к безотказной работе в арктических условиях, российские учёные и конструкторы оперативно ответили разработкой целого ряда многофункциональных вездеходов различных классов, способных преодолевать не только сложные участки арктической местности, но и форсировать водные преграды.

mil.ru
На вооружение недавно поступили новейшие двухзвенные гусеничные плавающие снегоболотоходы ГАЗ-3344-20 «Алеут».

Летом 2021 года на полуострове Ямал начались испытания опытного образца тяжёлого вездехода КамАЗ-6355 «Арктика». Автомобиль с колёсной формулой 8×8 способен перевозить по заполярному бездорожью до 16 тонн грузов. Конструкторы КамАЗа разработали машину в сотрудничестве с учёными МГТУ имени Н.Э. Баумана и Московского политехнического университета. В проект внедрено много технических решений, которые должны сделать его уникальным транспортным средством, способным эффективно эксплуатироваться в Заполярье. Мощность дизельного двигателя нового поколения с одноступенчатой системой турбонаддува — 450 л.с., что позволяет крупногабаритной (вес грузовика — 40 тонн, длина — 12 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,9 м) «Арктике» развивать с грузом скорость 50 км/ч.

В России активно продолжаются работы по созданию и другой автотехники для отечественных Арктических войск: снегоходов, автомобилей на шинах сверхнизкого давления, двухзвенных гусеничных тягачей.

Цари природы

Большие задачи требовали больших машин, и после войны они не преминули появиться. Высокоэнергетичные гусеничные транспортёры АТ-Т, выпускаемые в 1949–1979 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения, стали основой для большой гаммы высокопроизводительных машин. Удлинённое изделие 426У для наведения переправ, установки электростанций и балок, изделие 409У и 405МУ для траншейных БТМ и БТМ-3, котлованных МДК-2, путепрокладочного оборудования БАТ и многих др. землеройных и экскавационных орудий с активными и пассивными рабочими органами.

Принято считать что в качестве носителей землеройных агрегатов в основном используется гусеничная техника, но необходимо сюда включить автогрейдеры, скреперы и землевозы и инженерные тягачи. Например, ТМК на базе инженерного колёсного тягача ИКТ (МАЗ-538) монтировали роторный рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществлялся со скоростью 700 м/ч, в мёрзлых грунтах – 210 м/ч. На раме рабочего органа устанавливали откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. На шасси КЗКТ-538ДК, КЗКТ-538ДН и КЗКТ-538ДП были изготовлены машины РК2, ПКТ-2, И-400.

Гигантомания в инженерных войсках связана не только с необходимостью иметь высокопроизводительные и энергонасыщенные агрегаты, но они являются и средством прикрытия крупной техники. Например, современный «Агрегат 15М69 МИОМ» – машина инженерного обеспечения и маскировки на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» – сегодня несёт службу в инженерных частях РВСН. Будь ракетоносцы поменьше, то и автомобили маскировки не были бы столь крупными.

Бронетехника

Тип Изображение Производство Назначение Количество Примечания
Танки
Т-90
Т-90А
 Россия Основной боевой танк 350  
Т-90М  Россия Основной боевой танк 65  
Т-80У  СССР Основной боевой танк 310  
Т-80БВ  СССР Основной боевой танк  
Т-80БВМ  СССР/ Россия Основной боевой танк 140  
Т-72Б3
Т-72Б3 обр. 2016
 СССР/ Россия Основной боевой танк 850
530
 
Т-72Б  СССР Основной боевой танк 650  
Т-72Б обр. 1989  СССР Основной боевой танк  
Т-72БА  СССР/ Россия Основной боевой танк  
Т-72А  СССР Основной боевой танк н/д  
Боевые машины поддержки танков
Терминатор  Россия Боевая машина поддержки танков н/д  
Боевые машины пехоты
БМП-3
БМП-3М
 СССР Россия Боевая машина пехоты 600
20+
 
БМП-2М  СССР/ Россия Боевая машина пехоты 8+  
БМП-2  СССР Боевая машина пехоты 3000  
БМП-1  СССР Боевая машина пехоты 500  
Бронетранспортёры
МТ-ЛБ  СССР Бронетранспортёр
артиллерийский тягач
3500  
МТ-ЛБ 6МБ  СССР/ Россия Бронетранспортёр н/д  
БТР-82А
БТР-82АМ
 Россия
 СССР/ Россия
Бронетранспортёр 1000  
БТР-80А  Россия Бронетранспортёр 100  
БТР-80  СССР Россия Бронетранспортёр 1500  
Бронеавтомобили
КамАЗ-43269 «Дозор»  Россия Бронеавтомобиль 4×4 100+  
Тигр  Россия 200  
Рысь  Италия/ Россия 67  
Тайфун-К  Россия Бронеавтомобиль 6×6 260  
Линза  Россия Санитарный бронеавтомобиль н/д На базе КамАЗ-53949 4х4.
Боевые роботы
Уран-9  Россия Боевой робот н/д  

«Обеспечение превосходства»

Согласно официальным данным, большое значение военное руководство РФ придаёт перевооружению инженерных войск. В 2021 году ИВ получили свыше 500 единиц техники.

Как заявил в интервью газете «Красная звезда» начальник инженерных войск РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, в прошлом году на снабжение инженерных войск было принято 12 новейших типов вооружения.

  • Инженерная система дистанционного минирования (ИСДМ) «Земледелие»
  • РИА Новости

«Их развитие проводится с учётом поддержания паритета или обеспечения превосходства над зарубежными аналогами», — подчеркнул военачальник.

В текущем году запланирована поставка более 600 единиц. Это средства разведки, преодоления водных преград, установки минно-взрывных заграждений и препятствий, роботизированные комплексы «Уран-6» и «Уран-14».

Новейшей машиной, которую сейчас осваивают военнослужащие ИВ, стала инженерная система дистанционного минирования (ИСДМ) «Земледелие». Впервые она была апробирована в войсках Южного военного округа на специальном учении в августе 2020 года, а в прошлом году её применили в ходе совместного стратегического учения «Запад-2021».

Также по теме


«Увеличивает потенциал системы ПВО»: на что способны российские радиолокационные радары типа «Ниобий»

В Минобороны РФ сообщили, что войска Восточного военного округа получили новые радиолокационные станции «Ниобий» и «Каста». Оба радара…

Её разработали в АО «Научно-производственное объединение «СПЛАВ» им. А.Н. Ганичева» (входит в концерн «Техмаш»). ИСДМ схожа с реактивными системами залпового огня, поэтому подразделениям ИВ, оснащённым комплексами «Земледелие», были присвоены артиллерийские наименования.

Особенность системы заключается в том, что она способна «засеять» минами до 15 га территории при дальности действия 15 км. Машина имеет 50 направляющих, которые выстреливают программируемыми противотанковыми или противопехотными боеприпасами. Как утверждает разработчик, у «Земледелия» нет аналогов в мире.

По словам Ставицкого, в настоящее время для нужд ИВ создаётся тяжёлый механизированный мост ТММ-7. В него интегрирована новая схема раскрытия, которая сокращает время оборудования переходов через водные преграды примерно в 1,5 раза.

Как уточняется в материалах Минобороны РФ, в ТММ-7 применяются современные лёгкие композитные материалы. Они позволили увеличить длину пролётного строения до 16 м и высоту опоры до 5 м.

Ещё одним перспективным проектом, который реализуется в интересах ИВ, является универсальная бронированная инженерная машина УБИМ, смонтированная на узлах и агрегатах танка Т-72Б3. В войсках она должна заменить машину разграждения ИМР-3М и путепрокладчик БАТ-2, повысив мобильность подразделений военных инженеров.

Главное предназначение комплекса — обеспечение продвижения войск и выполнение инженерных работ в условиях огневого воздействия противника. Оборудование УБИМ способно разрушать бетонные и железобетонные конструкции и удалять повреждённую технику с пути движения.

  • Универсальная бронированная инженерная машина УБИМ

Основным таранным орудием комплекса является отвал шириной 4,5 м, который сносит большинство преград. Помимо него, УБИМ оснащается гидравлическим молотом, а для отражения нападения диверсионных групп и уничтожения мин используется боевой модуль с 12,7-мм пулемётом.

«Новые виды вооружения инженерных войск — это прежде всего автономные комплексы либо средства, обеспечивающие роботизацию выполнения задач машинами с экипажем. Таким образом сегодня проводятся разминирование, разведка, осуществляются оборонительные мероприятия», — говорит Юрий Дьяков.

Приборы для обнаружения мин.

Миноискатель предназначен для обнаружения мин, имеющих преимущественно металлический корпус. Он позволяет обнаружить мины на глубине до 0,4–0,5 м.

Щуп – металлический заостренный стержень, при помощи которого зондируют (прокалывают) почву или снег с целью обнаружения мин. Щупом можно обнаружить как металлические, так и другие мины. По длине щупы подразделяются на: длинные – 3–5 м; средней длины – 1,5–2,5 м; укороченные – 1–1,2 м; короткие – 0,6–1 м. Щупы могут быть с одним наконечником и с несколькими наконечниками (многорожковые). Кроме специально изготовленных щупов применяются щупы-заменители, как то: штыки, шомпола, финские ножи, стальные прутья, деревянные палки и т. д. При работе щупом последний держится наклонно (под углом 30–45°), чтобы упор в мину произошел не сверху, а сбоку. Глубина прокола в землю до 40 см, в снег – до 60 см.

Стетоскоп – слуховой прибор, по форме похож на стетоскоп врача. Назначение – определять наличие мин с часовыми механизмами. Стетоскоп дает возможность обнаружить мину по работе часового механизма: за деревянной стенкой толщиной до 20 см; за каменной стеной толщиной до 35 см; в земле на глубине до 50 см; в снегу до 60 см. Для большего удобства в работе трубку стетоскопа нужно соединять с ухом посредством резиновой трубки.

Подготовка военных инженеров

Подготовку офицерских кадров ведут Общевойсковая академия ВС РФ (Москва) и ее филиал — Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова. Младших специалистов готовит 187-й Псковский ордена Красной Звезды и 210-й Гвардейский Ковельский Краснознаменный межвидовые региональные учебные центры (последний расположен в Нижегородской области).

Российских специалистов по разминированию готовит 66-й Межведомственный методический учебный центр. В августе 2014 года для иностранцев было образовано специальное подразделение — Международный противоминный центр (МПЦ) ВС РФ в подмосковном Нахабине. Военнослужащие центра участвуют в операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.

В январе этого года Восточный военный округ начал формирование и подготовку сводных противопаводковых групп, которые весной будут помогать защищать населенные пункты Дальневосточного федерального округа.

Комплект КРВ

Советская военная инженерная техника включает в свой перечень систему аэрографической и аэровизуальной разведки. Благодаря этому приспособлению ведется обнаружение жидкостных преград путем перемещения подразделений, минных и прочих заграждений, включая наземную обработку разведданных и контроль качества маскирования боевых частей.

Модификации КРВ транспортируются на кузовном фургоне 131-го ЗИЛа. В комплект входит фотоаппарат, бинокль, визир оптический, зенитная труба, диктофон и командирская ТЗК. Ведение разведки с воздуха на МИ-8 осуществляется при помощи аэрофотоаппаратов АФА и ФС. Применение указанной единицы военно-инженерной техники позволяет проводить плановую съемку на скорости до 170-180 км/ч. Глубина проверки – до 15 километров при удалении летательного аппарата на 2-5 км от авангарда событий.

«Десятки спасённых жизней»

Со временем основные задачи ИВ не поменялись. Военные инженеры продолжают заниматься возведением фортификационных и полевых сооружений, оборудованием переправ через водные преграды и сапёрными работами. Также инженерные войска привлекаются для борьбы с пожарами, ликвидации стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Военные инженеры задействованы в разминировании местности и объектов как в России, так и за рубежом — в Лаосе, Сирии и Нагорном Карабахе.

По данным Минобороны РФ, в прошлом году военнослужащие очистили 1164,9 км автомобильных дорог, более 2 тыс. зданий, обнаружили и ликвидировали более 123 тыс. взрывоопасных предметов. Только в Карабахе с ноября 2020 года было разминировано 689,5 км дорог, почти 2 тыс. зданий, обезврежено свыше 26 тыс. взрывоопасных объектов.

  • Сапёры ВС РФ

В беседе с RT генерал-майор запаса ИВ Юрий Дьяков подчеркнул, что миссия российских сапёров позволила спасти огромное количество человеческих жизней.

В комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев обратил внимание на слаженную работу российских военных инженеров по обустройству КПП, блокпостов, точек наблюдения и жилых помещений в ходе развёртывания миссии 15-й мотострелковой бригады ВС РФ в Карабахе. Также по теме

«Алеут», «Руслан», «Витязь»: какие преимущества у современных гусеничных вездеходов российской армии

Подразделение железнодорожных войск Центрального военного округа получило двухзвенный гусеничный снегоболотоход «Алеут», сообщается на…

Также по теме


«Алеут», «Руслан», «Витязь»: какие преимущества у современных гусеничных вездеходов российской армии

Подразделение железнодорожных войск Центрального военного округа получило двухзвенный гусеничный снегоболотоход «Алеут», сообщается на…

«Нельзя не отметить, насколько быстро удалось создать в Карабахе инфраструктуру, которая позволила российским миротворцам приступить к своим непосредственным обязанностям, причём с достойным уровнем защищённости и комфорта. Насколько я понимаю, применялись в основном блочно-модульные конструкции из современных материалов. Работа инженеров однозначно предопределила успех первых месяцев этой миссии», — говорит Корнев.

Также большое значение, по его мнению, имел труд военных инженеров в Сирии: в сжатые сроки на аэродроме Хмеймим инженерным войскам удалось наладить стабильную работу авиационной группировки. В дальнейшем военнослужащие ИВ усовершенствовали обустройство базы, разместив ангары и специальные капониры — сооружения, защищающие авиатехнику в случае обстрела.

К тому же современные технологии позволяют очень быстро возводить практически все необходимые объекты», — пояснил Корнев.

ИМР 2 — Инженерная машина разграждения 2

История созданияМашина ИМР-2 была сконструирована в Омске в КБТМ, а навесное оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Специальном конструктрском бюро СКБ-200 Челябинского тракторного завода и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин). Разработкой руководил А.А. Моров. В 1980 году машина была принята на вооружение, а с 1982 года организовано её серийное производство. Серийно машина изготавливалась в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе и Новокраматорским машиностроительным заводом в Краматорске.

Описание конструкцииБроневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ.За базу было взято шасси основного боевого танка Т-72, имевшее по классификации ГБТУ обозначение «Объект 637»

Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также создание проходов в минных полях. Для выполнения этих задач на ИМР-2 имеются:Электромагнитная приставка ЭМТ и установка разминирования;Бульдозерное и крановое оборудование;Колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями.

ИМР-2 снабжена бульдозерным отвалом, установленным спереди корпуса машины и способным работать в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, аналогично машине первой модификации. Спереди отвала может устанавливаться лыжа, позволяющая регулировать степень его заглубления в грунт. Производительность машины ИМР-2 при устройстве проходов 300-450 м/час, при прокладке дорог — 6-10 км/час, при использовании бульдозерного оборудования — 230-300 м3/час.

Машина ИМР-2 также имеет телескопическую стрелу с манипулятором-захватом для удаления с пути посторонних тяжелых предметов. Стрела устанавливается в поворотной башне, максимальный вылет стрелы 8,8 м, грузоподъемность 2 тонны, максимальная высота подъема крюка 11 м. Стрела имеет универсальную систему крепления рабочих органов: рыхлителя, грейфера, захвата и экскаваторного оборудования. Емкость экскаваторного ковша — 0,5 м3. Производительность машины в экскаваторном режиме 25 м3/час грунта.

Спереди инженерной машины разграждения установлен колейный ножевой минный трал, а в последующих вариантах — с электромагнитной приставкой, для самостоятельного проделывания проходов в минных полях, оснащенных противотанковыми штыревыми, донными и магнитными минами. Инженерная машина разграждения ИМР-2 имеет вооружение в виде 7,62-мм пулемета ПКТ и установку удлиненного заряда разминирования.

В транспортном положении инженерная машина разграждения ИМР-2 забрасывает на крышу бульдозерный отвал, поднимает минный трал и сдвигает сама в себя стрелу, укладывая ее назад. Машина способна работать в труднопроходимых местах.

Тактико технические характеристики ИМР-2:Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).Масса, т: 34Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.Мощность двигателя (максимальная), л.с.: 840Экипаж, чел.: 2.Производительность:— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.Преодолеваемые препятствия, град:— максимальный угол подъема — 30;— максимальный угол крена — 25.Ширина бульдозерного отвала, м:— в двухотвальном положении — 3,56;— в бульдозерном положении — 4,15;— в положении грейдера — 3,4.Грузоподъемность стрелы, т:2.Скорость, км/ч:— по шоссе — 59;— по грунтовым дорогам — 35-45.Пусковая установка:— число направляющих, шт.: 2.— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.Запас хода, км: 500.

Эх, дороги!

В середине 1930-х после специальных испытаний для инженерных частей были отобраны различные образцы дорожных и строительных машин. В 1937–1938 гг. опыт их эксплуатации в воинских подразделениях позволил принять на вооружение модифицированную для армии спецтехнику: тяжёлый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжёлый разборный риппер (рыхлитель), а также мощный спецгрейдер СПГ и колёсный автогрейдер с кирковщиком.

Одними из первых в инженерных частях появились передвижные зарядно-осветительные электростанции АЭС-1 (в 1930 г., мощность 3 кВт на шасси Ford AA) и АЭС-3 (в 1935 г., мощность 15 кВт на шасси ГАЗ-АА). Начались поставки водоочистительных станций АСФ-500, буровых установок АВБ-100 (на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6), полевых авиаремонтных мастерских ПАРМ-1 и походных мастерских инженерных войск АПРИМ. Трёхосные ЗИС-6 послужили основой для автокранов АКЭ, АК-3 и АКМ заводов им. Январского восстания и «Красный металлист», автомобильных электростанций АЭС-4 и самоходных компрессорных станций СКС-36 для питания передвижных пневматических молотов и береговых сваебоев.

Всё большее распространение получали зенитные прожекторные установки (станции). На шасси ЗИС-5 выпускали прожекторную станцию О-15-3, на шасси ЗИС-6 – прожекторную станцию ПО-15-8. С 1938 по 1942 г. для установки зенитной прожекторной установки З-15-14 получили распространение длиннобазные ЗИС-12 с низкими бортами.

Однако основными средствами механизации работ до Великой Отечественной войны в инженерных частях оставались гусеничные и колёсные тракторы. Причём до первой половины 1930-х основу парка в народном хозяйстве и Красной Армии составляли иностранные машины. В период 1922–1930 гг. в СССР было ввезено свыше 60 тыс. тракторов, тогда как на всех заводах выпущено не более 17 тыс. С освоением производства гусеничных тракторов доля отечественной техники значительно перевесила импорт.

Козёл отпущения

Первой послевоенной ласточкой, предвосхитившей появление нового класса военно-инженерной техники, стал… автомобиль-амфибия ГАЗ-011.

Задание на разработку лёгкой амфибии, способной и на суше, и на воде перевозить 500 кг груза или экипаж из 6 человек, московский институт НАМИ получил в 1948 году. Конструктивной основой для «земноводного» должен был послужить ГАЗ-67Б. Вопреки расхожему заблуждению амфибию планировали использовать именно в инженерных войсках как вспомогательное средство при наведении переправ и форсировании рек, а вовсе не в качестве разведывательного или штабного автомобиля. Осенью 1950 г. прошедшие межведомственные испытания опытные образцы НАМИ-011 и техдокументация были переданы на Горьковский автозавод, где планировалось освоить серийное производство этих амфибий. Проект был принят горьковчанами в работу, но главный конструктор завода А.А. Липгарт при поддержке директора предприятия Г.А. Веденяпина решился на тактическую уловку. «Завязка» ГАЗ-011 на узлы и агрегаты морально устаревшего ГАЗ-67Б затормозила бы освоение грузопассажирского полноприводника следующего поколения – ГАЗ-69. Его ведущий конструктор Григорий Вассерман получил добро на форсированное создание амфибии, в основе которой лежала бы платформа «69-го».

В конечном счёте всё сложилось совсем не так, как планировал Липгарт. Производство ГАЗ-011 всё-таки пришлось начать. В 1953 г., т. е. вплоть до полного прекращения производства ГАЗ-67Б, было собрано и отправлено в войска 68 амфибий, после чего проект в силу вполне объективных причин приказал долго жить, и на смену ГАЗ-011 пришёл аналог на платформе ГАЗ-69 – ГАЗ-46 или (по войсковой спецификации) МАВ – малый автомобиль водоплавающий.

Весьма показателен в этом отношении уже упомянутый ГАЗ-69. Ранее в качестве штабной и разведывательной машин использовали ГАЗ-61-73, затем ГАЗ-67, но количество специализированных модификаций было весьма ограниченным – мотобуры и машины дезактивации. ГАЗ-69 обзавёлся большим спектром модификаций. Помимо МАВ, машины связи, лёгкой боевой машины 2П26 «Шмель», радиологической станции, седельного тягача и проч. на базе ГАЗ-69 было создано несколько сугубо инженерных модификаций.

Топографический привязчик ГАЗ-69Т (69ТГ, 69ТГМ) представлял собой подвижный комплекс топографической аппаратуры для рекогносцировки местности, прокладки путей сообщения, определения на карте местоположения и перенесения на местность полученных данных.

Особого внимания заслуживает Дорожный индукционный миноискатель (ДИМ). До ГАЗ-69 подобного рода техники в нашей стране не существовало как класса. Обнаруживали мины при помощи ручных миноискателей, либо тралением, создавая в минных полях проходы, при помощи тралов. Миноискатель позволял обнаружить противотанковые и противопехотные мины в металлических корпусах, установленных на глубине до 25 см. А под водой – на глубине до 0,7 м. Рабочая скорость движения миноискателя составляла 10 км/ч. Модернизированный вариант ДИМ-М монтировали на автомобиле УАЗ-469.

Возвращаясь к плавающим машинам, можно, вспомнить о БРДМ, БРДМ-2, автомобилях «Ягуар» и «Река».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: