На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в ссср

Генеральный директор и руководство Яндекс Такси

Долгие годы ключевые позиции в Яндекс Такси занимал Тигран Худавердян. На руководящих должностях в различных структурах компании он работает с 2006 года. Руководить направлением такси в Яндексе начал с 2014 года, а после создания отдельной дочерней компании в 2015 году возглавил её. После формирования объединённого агрегатора такси в результате сделки с Uber Худавердян занял пост генерального директора этой новой структуры. А пост директора непосредственно Яндекс Такси после слияния занял бывший операционный директор Даниил Шулейко.

Даниил Шулейко

В 2019 году в компании произошли существенные перестановки. Бывший генеральный директор в Яндекс Такси Тигран Худавердян занял пост управляющего директора группы компаний. Фактически он стал вторым человеком в корпорации.

Тигран Худавердян — управляющий директор группы компаний Яндекс

Пост финансового директора агрегатора занял Евгений Сендеров, бывший президент Russ Outdoor (крупный оператор наружной рекламы). Он является опытным специалистом в области подготовки компаний к выходу на биржу.

Евгений Сендеров — финансовый директор Яндекс Такси в 2020 году

Александр Константинов, бывший технический директор «ВКонтакте», возглавил в Яндекс Такси направление, нацеленное на развитие сервиса по доставке еды. Задача Константинова создание единой системы, которая будет включать сервисы — Еда, Шеф и Лавка.

Александр Константинов — директор сервиса Яндекс.Еда

В компании появилось (было возобновлено) несколько новых руководящих должностей. Директором по маркетингу стала Дарья Золотухина, а направление по работе с водителями возглавил Дмитрий Масюк.

На 2020 год действующий генеральный директор компании Даниил Шулейко. Ранее новый глава агрегатора работал директором по маркетингу и директором по продукту в Delivery Club (сервис для доставки еды). С 2015 года он в Яндекс Такси на должности директора по маркетингу. В 2018 году Шулейко управляющий и операционный директор. Активно участвовал в процессе технического объединения с Uber. Учитывая опыт работы нового генерального директора, его назначение обусловлено началом нового этапа развития компании с акцентом на расширение возможностей по доставке еды.

Сервис Яндекс Еда — доставка горячей еды из ресторанов и кафе

Новые назначения направлены на подготовку Яндекс Такси к проведению IPO (инструмент привлечения инвестиций), а также интеграцию и развитие сервисов такси и доставки. В своём интервью Аркадий Волож указал, что такие массовые перестановки являются нормальным процессом в условиях интенсивного роста компании. Нынешние назначения направлены на усиление в компании 3 направлений развития:

  • автономного вождения;
  • логистики;
  • инфраструктуры.

Почему профессия таксиста была престижной?

Тарифы советского такси сложно назвать заоблачными. Почти каждый человек мог позволить себе иногда пользоваться комфортными автомобилями, но количество единиц такси не соответствовало количеству желающих на них прокатиться. Это создавало здоровую конкуренцию среди таксистов, потому и получали они немало. По сравнению с современными шоферами, это были настоящие профессионалы, которые умели ориентироваться даже в незнакомой местности без всяких GPS-навигаторов. Более того, именно шофер занимался починкой сломавшегося автомобиля и знал машину как свои пять пальцев. Настоящий универсальный специалист, которых сейчас, увы, очень мало.

Когда появились первые аналоги такси в мире и России

До появления авто потребность в передвижении по городу была не меньшей, чем сейчас. Выполняли роль такси извозчики, которых всегда можно было найти в общественных местах. Первая такая официальная служба появилась в Лондоне в 17 веке, когда правительство выдало лицензию на перевозки кучерам. Чуть позже похожую практику применили в Париже и Москве.

Только к концу 19 века во Франции стали появляться фиакры, 4-местные городские экипажи на конной тяге. Но так как за проезд в фиакре брали порой очень дорого, популярным такой вид транспорта не стал.

Слово «такси» родом из той же Франции. Оно появилось как производное от «таксометра» (по-нашему — счетчика). Почти каждое такси к началу 20 века было оснащено этим прибором. Тем временем в Российской империи было распространено гужевое такси, но минусом его стали нестабильные цены. Извозчики считали возможным назначать цену по своему усмотрению.

Время шло, и в конце XIX века на улицы Франции выехали экипажи на конной тяге — фиакры. Они не стали популярными среди населения, потому что единого тарифа на проезд не было, а стоили поездки достаточно дорого. Фиакры часто рассматривались как забава.

Из Франции пришло и само название — такси. Оно произошло от термина таксиметр, что обозначает «счётчик». Автомобили назывались таксомоторами. С начала 20 века в Европе такси всё чаще стали оснащаться таксометрами. Что касается Российской империи, то так называемое гужевое такси было очень востребовано, но клиенты были недовольны ценами. Единого тарифа ни было, а стоимость зависела от того, какое настроение было у извозчика.

Поскольку у граждан больших городов росло возмущение завышенными тарифами, то властям пришлось пойти на уступки и установить фиксированные цены на проезд. Конечно, это не входило в планы перевозчиков, ведь ранее они могли поднять цену за проезд по причине плохой погоды или позднего времени, а теперь — нет. Владельцы таксопарков решили вопрос кардинально, закупив у Франции оптом автомобили Renault. В них уже был встроен таксометр, потому выбора у водителей не было.

Такси после революции

Революция, произошедшая в 1917 году, привнесла изменения во все сферы жизни, коснулась она и такси. Существовавшие предприятия были ликвидированы, а все принадлежавшие им авто перешли в собственность государства. Частный извоз вернется на советские улицы значительно позже, после 1920 года и начала Новой экономической политики. В середине двадцатых правительство Москвы закупит автомобили для городского таксопарка Рено и Фиаты, за своеобразный дизайн им дадут народное прозвище — «утюг». Чуть позже появятся и иномарки отечественной сборки, мощным толчком к повсеместной автомобилизации станет открытие завода ГАЗ. Вместе с тем, что профессия таксиста прочно вошла в обиход, профессия извозчика стала исчезающей. Известно, что в конце тридцатых годов их в Москве насчитывалось около полусотни.

Как раз в это время управление таксопарками стало централизованным, так и продолжилось вплоть до последнего дня существования Советского Союза.

Удобный и знакомый нам клиентский сервис формировался постепенно, началось все с появления диспетчерской службы. Сначала в Москве было всего три работника на этой должности, благодаря им можно было заказать машину по телефону, стоило это довольно дорого, два рубля.

Количество таксопарков в Москве росло год от года, однако все равно не все желающие могли воспользоваться услугами такси — автомобилей просто-напросто не хватало, такой был спрос. Первые советские легковые авто — ГАЗ-А — передавались сначала в распоряжение государственных служб, все, что осталось, шло в ведение такси. Постепенно, с увеличением модельного ряда отечественного автопрома, разрастались и таксопарки. Многоместные автомобили, например, ЗиС-110, стали прообразом современных маршруток. Такое такси пустили по маршрутам, связывающим аэропорты и вокзалы.

Инженеры, занятые в автомобильной промышленности, усиленно старались повысить комфорт пассажира такси. Для этого разрабатывались машины особой конструкции, например, с пространством и креплениями для багажа, без переднего пассажирского сидения и пр. В основном такие изобретения были выпущены лишь небольшими сериями.

Когда началась война, автопарки расформировали. Преимущественно автомобили отправили на фронт, часть отдали под служебные нужды офицеров и генералов, авто представительского класса законсервировали до лучших времен и дорог.

Знаменитые «Победы» с зеленым огоньком и «шашечками» появились на улицах в 1948 году. Интересно, что для Прибалтики и южных республик эти автомобили были доступны в открытом кузове типа «кабриолет».

Появление «Москвича» 402 модели стало попыткой заменить более дорогие «Волги» и «Победы» в такси. Поездки на них даже оценивали дешевле, можно сказать — «эконом-класс». Но качество «Москвичей» сильно уступало, они обходились дорого в обслуживании и часто ломались, к тому же, таксисты ругали их за габариты. Тесно и водителю, и пассажирам. В следующий раз автопарки обновили «Волгами» ГАЗ-21. Любопытно, что эта модель так прижилась и возымела такую популярность в такси не только в СССР, ее активно экспортировали в другие страны.  Огромное количество «Волг» стали такси, например, в Норвегии. Первое поколение этих автомобилей сменилось следующим только в семидесятых.

Перед Олимпийскими играми 1980 года руководство Советского Союза стремилось навести лоск во всех областях, в том числе и в такси. Их было решено подвести под единый международный стандарт, унифицировать. Так появился лимонный цвет машин и знакомый всем плафон на крыше. Правда, часть авто все равно красили в бежевый — эта краска была дешевле и доступнее. В последний раз в СССР состав автопарков массово обновлялся после 1985 года, когда была выпущена новая «Волга» ГАЗ-24.

1959 год. Реставрация такси 1910-х годов

В 50-е годы XX века такси уже были доступны всем. В европейских столицах таксопарки регулярно пополнялись новыми моделями автомобилей. Но не забывали и про первые такси — на кадрах мы видим реставрацию машины французского производителя Unic 1912 года выпуска. Ее ремонтируют специалисты британской компании General Cab Company на заводе в Лондоне. Мастера аккуратно рисуют контур на только что покрашенном желтом колесе Unic, а также меняют кожаную обивку. Реставрация происходит по старым фотографиям и чертежам.

Компания Unic была основана автогонщиком Жоржем Ришаром и его братом Максимом. В 1905 году они встретились с бароном Анри де Ротшильдом и получили деньги на создание фирмы в городе Пюто. Целью было производство «уникальных» (отсюда и название) автомобилей, и вначале компания производила только легковые автомобили и такси с 2-цилиндровыми и 4-цилиндровыми двигателями.

Таксомоторный бизнес оставался ключевым для Unic до 1930-х годов. После 1938 года компания сконцентрировалась на производстве грузовых автомобилей

В ролике мастера ремонтируют автомобиль Unic Type C9F. Модель проработала в качестве такси в Лондоне практически 40 лет — до начала 1950-х годов. Несмотря на внешнюю громоздкость, Unic Type C9F спокойно разгонялся до 60 км/ч. Модель оснастили защитой днища, который уберегала узлы от пыли и камней, а также предохраняла от попадания на дорогу капель смазки. 

Какая она — работа таксистом?

День таксиста — это день представителя одной из самых трудных профессий. Шофер весь день работает с людьми, а не все пассажиры спокойные, приятные в общении и доброжелательные. Поэтому здесь надолго остаются трудиться только водители с крепкими нервами.

Таксист — шофер-профессионал. Он должен назубок знать пункты ПДД, правил эксплуатации машины. А также хорошо ориентироваться в городе: знать, где объехать пробку, как добраться до малоизвестного адреса, как по паре ориентиров догадаться, где ждет его пассажир. В наше время работу таксистов значительно упростили навигаторы, однако им до сих пор трудно поспорить с чутьем профессионала.

Работа на таксомоторе и чрезвычайно опасна. И дело не только в риске на дороге: таксист в течение дня возит с собой всю выручку, да и его автомобиль может стать привлекательным для злоумышленников. Прогресс и здесь помог водителю: находясь в странной или опасной ситуации, он по рации может сообщить диспетчеру заранее оговоренное слово или предложение-шифр. Сотрудник отследит местоположение машины по навигационной системе и вызовет помощь.

Извозчики и ямщики

Если анализировать сохранившиеся источники, то первые упоминания об извозчиках, которые брали плату с пассажиров, можно найти в документах аж за семнадцатый век. Сразу стоит разделить понятия извозчик и ямщик, первые промышляли в городе, а вторые — на «межгород». Кроме того, извозчики обычно арендовали гужевую повозку или имели в распоряжении собственную, предоставляя услуги в частном порядке, а ямщики были на государственной службе, часто совмещая извоз и труд почтальона.

Как и сейчас в такси есть классы по уровню комфорта, так и тогда можно было найти извозчика подешевле и подороже. Меньше всего стоили услуги у «ваньки» — крестьянина, ушедшего в свободное плаванье в город. За скромную плату и условия пассажир получал соответствующие: худую старую клячу и убитую отсутствием дорог повозку. Классом повыше шли «лихачи» — у них и «транспорт» был приличным, и цены более высокими. Такие извозчики работали на определенную аудиторию — солидных господ, поэтому и стояли там, где потенциальные клиенты бывали чаще всего: возле ресторанов, гостиниц и других общественных мест. Если «ванька» мог довезти до места за копейки в прямом смысле слова, то счет у «лихача» начинался с трех рублей. Существовали и извозчики на городской службе, назывались они «голубчики», отличались форменной одеждой и средней между первыми двумя ценовой политикой. Если перевезти нужно было что-то тяжелое, на современном языке — требовалось грузовое такси, то обращались к «ломовым». Такие извозчики работали на тяжеловесных лошадях и сами могли помочь с погрузкой. К ломовому извозу прибегали, чтобы перевезти дрова, песок, мебель и что угодно другое тяжелое. Все извозчики были учтены, им присваивался порядковый номер, и выдавалась соответствующая бляха из меди. Чтобы найти такое такси, приходилось идти к специальному месту — на биржу. Обычно они находились там, где больше всего проходимость людей, например, около вокзала или рынка.

Ценообразование никак не регулировалось со стороны. Цену назначал сам извозчик, но торговаться никто не запрещал, поэтому в некоторых случаях озвученную первую цену можно было сбить на порядок. Таксометры появились только в конце 19 века, а массово использоваться стали и того позже, когда извоз сменился на автомобильное такси.

Такси – одна из древнейших профессий, среди водителей, разумеется. Началось все еще раньше, когда обладатель конного экипажа мог подвести человека за вознаграждение.

Плата принималась в соответствии с расстоянием, которое пассажиру нужно было преодолеть. Ничего не напоминает? Да это же прототип городского такси!

Но наша история такси начинается с появления первых автомобилей, которых объединял таксометр – специальный механический счетчик, который к слову,  «родился» намного раньше своих последователей.

До появления таксометров были так называемые одометры. Их изобрел один математик по имени Герон Александрийский  еще в Древней Греции. Одометр представляет собой счетчик числа колесных оборотов в повозке.

Первые в мире такси и таксометры

Спустя века, одометры модернизировали и адаптировали под автомобили. Полученные приборы назвали таксометрами, или просто «счетчиками цен».

Они представляли собой механические приборы с цифровыми барабанами, которые в свою очередь, измеряли расстояние. Вначале их устанавливали даже на конные повозки. И только затем , когда появились автомобили, их смогли оборудовать таксометрами.

Переход с повозок на авто

Вначале не существовало специализированных авто. Единственным примером были повозки, запряженные лошадьми. Проблема «куда деть лошадей», после перехода на другой транспорт решилась не так уж и трудно.

Ведь осталось фермерское хозяйство. А повозки превратились в самоходные, поскольку лошадь заменили бензиновым движком и приводом на задние колеса.  Вот вам и моторное такси!

Такси конца XIX-го и начала XX веков ничем не отличались внешне от обычных легковушек. Но разве что совсем чуть-чуть. Ведь со всех сторон торчали таксометры. Их оснащали разными видами двигателей, закрытыми или открытыми кузовами. Это защищало пассажиров от солнца, ветра и дождя.

Развитие такси в России

Первые службы такси «боролись» за сферу влияния с многочисленными извозчиками. Первый официальный таксометр в России появился в 1907 году. Это произошло в Санкт –Петербурге. А вот в Москве моторное такси появилось на полгода позже.

Со временем тяжелые и объемные таксометры уступили место компактным и современным аналогам. Таксометры устанавливали в особых местах, где счетчик мог увидеть и пассажир и водитель.

Для быстрого обнаружения такси в городе нужно было их как-то обозначить

Автомобили стали окрашивать в яркие цвета, и снабдили кузов желтой отличительной полосой с монохромными квадратиками в форме «шашечек».

Говорят,  что идея наносить шашечки пришла в голову шутнику, который взял за образец шляпную ленту, которую носили женщины лёгкого поведения, чтобы привлечь к себе внимание.

Опубликовано:
Екатерина Коломийцева

1969 год. Соревнования советских таксистов

После окончательного закрепления таксистов на улицах городов, у них начали появляться свои соревнования. В 1969 году в Москве прошел чемпионат столичных таксистов. Водители соревновались на легендарных автомобилях ГАЗ-21 «Волга» в нескольких дисциплинах: демонстрировали навыки езды с препятствиями, меняли на скорость колеса и искали кратчайший маршрут к указанному адресу. История не сохранила, какие призы получил победитель, помимо цветов и поздравлений от коллег. 

Модификация ГАЗ-21 для таксистов получила название ГАЗ-21Т. Рестайлинг базовой модели «Волги» произошел в апреле 1962 года. От обычной версии ее отличали приборная панель «под счетчик», отсутствие радиоприемника и штатной антенны. 

Оставалось решить еще одну проблему — размещение крупных бытовых предметов в салоне машины. К сожалению, багажник ГАЗ-21 не всегда подходил для этих целей — много места съедало запасное колесо. Решение нашлось быстро — в 1963 году вместо штатного цельного переднего дивана на «Волгу» для таксистов начали устанавливать раздельное сиденье. Оно легко складывалось, освобождая место для багажа. 

В 60-х годах после ухода из таксопарков последних «Побед», «Волга» стала монополистом в рядах таксистов

В период с 1966 по 1970 год ГАЗ-21 был основной моделью таксистов в большинстве городов СССР. И хотя не все машины были характерного желтого цвета, опознавательные знаки в виде двух полос шашек с буквой «Т» на дверях, шашек на капоте и багажнике уже применялись.

Такси ГАЗ-21 «Волга» работали в парках до 21 июня 1975 года. К этому времени их вытеснили более современные таксомоторы ГАЗ-24-01 «Волга». Но это уже совсем другая история.

День таксиста в России

В нашей стране такси появились, лишь чуть отстав от Лондона, в том же 1907 году. По историческим свидетельствам, в 1912 году российский таксопарк насчитывал уже 230 автомобилей. Такси не только «ловили» на улицах, перевозчиков обслуживала специальная диспетчерская служба. В 1917 году парк таксомоторов, увы, прекратил свое существование — надвигалась Октябрьская революция.

Возобновлено таксомоторное обслуживание населения было только 21 июня 1925 года, в Москве. Поэтому столичные шоферы считают Днем таксиста в России в 2017 году и 21 июня, и 22 марта. Такой вот праздник дважды.

«Победы» и «Волги»

Премиальные «советские лимузины» ЗиС-101 пополнили автопарки, но удобством они не отличались. Всего их было 55 штук, но ездили они лишь в Москве и Минске. Следующий перерыв в курсировании «доступного комфортного транспорта» случился во время ВОВ. Тогда все автомобили были направлены на фронт.

После войны советское такси было выдержано в едином стиле — это было легендарное авто «Победа». Внешне их было легко узнать: сверху белые, снизу серые, а посередине — шашечки. Однако еще более известной стала «Волга», выехавшая на дороги СССР в 1957 году. Люди видели их не только в жизни, но и в кино. Это была действительно удобная, просторная машина, легко отличимая по виду своим желтым цветом. Кроме того, таксист мог связаться с диспетчером по встроенной радиосвязи.

Исторические факты

Мы уже так привыкли к тому, что машины таксистов окрашены в желтый цвет, что считаем это некой исторической традицией. Однако те первые такси Лондона выделялись не солнечным, а красным и зеленым цветами на фоне остального транспорта.

Желтый цвет стал характеризовать такси несколько позже, это случилось благодаря американцу Д. Хертцу, основателю Hertz Corporation. Предприниматель принимал подержанные авто в счет платы за новые, а их видавшие виды кузова перекрашивал в позитивный маскирующий желтый

Машины Хертца были легко заметны на улицах, привлекали к себе внимание спешащих по делам горожан. Поэтому его опыт быстро переняли владельцы других такси-компаний

А что же с шашечками — характерным шахматным рисунком, по которому мы распознаем такси? Считается, что этот символ стал широко распространен в 20-х гг. прошлого века в США. Находчивые таксисты позаимствовали его у гоночных соревнований — знак тем самым говорил о невиданно быстром перемещении из пункта А в пункт Б.

История основания и развития Яндекс Такси

Агрегатор, получивший название Яндекс Такси, впервые был запущен в Москве. Дата создания сервиса приходится на 2011 год.

Создание службы заказа такси было осуществлено путём запуска мобильного приложения. Предварительно была организована рекламная кампания. Реклама была направлена на ознакомление с платформой пассажиров и водителей. В результате на старте проекта к сервису было подключено более 1000 водителей и 11 столичных таксопарков. Этого фундамента хватило для успешного старта, тем более агрегатор работал под маркой крупной и популярной it-компании с положительной репутацией среди населения.

Первое мобильное приложение Яндекс Такси 2011 года

История создания компании связана со Львом Воложем — старшим сыном сооснователя и действующего генерального директора it-гиганта Аркадия Воложа. Младший Волож считается непосредственным основателем Яндекс Такси, хотя официально не занимал руководящих должностей в сервисе. По его высказываниям, он не придумал новшество, а лишь создал аналог перспективных американских сервисов заказа в российских реалиях. Сегодня создатель не работает в компании, а занимается развитием собственного проекта.

Первоначально сервис работал только через приложение. А в 2012 году был запущен полноценный веб-ресурс, существенно расширивший целевую аудиторию.

Первые машины Яндекс Такси в Москве (2011 год)

В последующие годы агрегатор планомерно развивался, наращивая своё влияние и мощности. Стремительное и успешное развитие было обусловлено одновременным движением в нескольких направлениях:

  1. Усовершенствование и расширение функционала приложений для пассажиров и водителей.
  2. Выстраивание глобальной программной сети, в которую интегрированы сервисы навигации, телефонии, оплаты, приёма и распределения заказов, контроля качества и т. д.
  3. Присоединение перспективных программных продуктов других компании. Так, Яндекс купил «Рос.Такси», чей программный ресурс стал основой для Таксометра. В 2017 году был приобретена платформа доставки еды Foodfox. На основе этой платформы позже создан Яндекс Еда. В этом же году был поглощён сервис по управлению работой таксопарков Оптеум.
  4. Объединение с международными агрегаторами. В 2017 году Яндекс и Uber подписали соглашение об объединении сервисов, работающих в России и нескольких соседних странах постсоветского пространства с созданием объединённой компании. 59,3% новой организации принадлежит Яндексу.

Yango — бренд Яндекс Такси для дальнего зарубежья

Динамика развития по годам представлена в таблице.

Год Количество подключённых водителей
2011 1000
2015 30000
2017 177000
2018 200000
2020 более 500000 (неофициальные данные из открытых источников)

С 2018 года деятельность компании начала приносить чистую прибыль. До этого момента компания была убыточной из-за существенных вливаний средств на развитие.

Беспилотное такси Яндекс запущено в 2018 году

Главное преимущество сервиса — интеграция и взаимосвязь всех направлений. Цель — достижение результата, когда функции такси выполняют беспилотные автомобили, одновременно они осуществляют доставку еды и других продуктов. Всё это осуществляется через линейку программных продуктов от it-гиганта.

Эра автомобильного такси

Первое в России автомобильное такси появилось в Санкт-Петербурге в 1906 году, который тогда был столицей страны. Следующим городом, до которого добрались нововведения, стал Минск, и только после него — Москва. В 1909 году предприниматель Самуил Фриде организовывает в Петербурге компанию «Петербургский таксомотор», а этом же году аналогичное предприятие появилось и в Москве. Вместе с профессией таксиста были создан и свод профессиональных правил для них. Развитие автомобильного такси происходило стремительно, прогресс набирал обороты быстро, уже через семь лет количество работающих в обеих столицах экипажей перевалило за полтысячи.

Популярность у автомобилей была бешеная. В дореволюционной России машины были диковинкой, которая неизменно производила неизгладимое впечатление на окружающих, поэтому приехать куда-то на такси считалось особым шиком. Во многом популярность такси была обусловлена еще и понятным, прозрачным образованием цен. Таксометр в отличие от извозчиков давал стабильную цену, стоимость поездки не зависела от настроения «ваньки» и его желания поиметь с пассажира побольше.

Если рассматривать автомобильный парк такси в его первые годы в России, то туда входили такие марки как Фиат, Форд, Берлие и прочие «иностранцы».

1947 год. Радиотакси в Кембридже

Переносимся в Кембридж — один из главных наукоградов Великобритании. Статус научной столицы обязывал город быть передовым в развитии технологий. В ролике мы видим взаимодействие таксиста и работника таксопарка по радио. После того, как водитель заканчивает заказ, он переговаривается с диспетчерской. Коллега диспетчера отмечает местоположение таксиста на карте, после чего ему сообщают, где поблизости можно забрать следующего пассажира.

Водитель такси сидит за рулем Austin 16 HP — первом автомобиле Austin Motor Company, запущенном в производство после окончания Второй Мировой войны. Также это первый автомобиль Austin, в котором использовался новый 4-цилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов. Максимально заявленная скорость Austin 16 HP — 121 км/ч.

Зимой 1947 года группа водителей на 3 автомобилях Austin 16 HP в рамках рекламной кампании за неделю посетила 7 столиц Европы. Несмотря на чрезвычайные трудности путешествия, вызванные сильным снегопадом, машины успешно завершили приключение и в срок прибыли на автосалон в Женеве. История путешествия рассказана в книге одного из участников Алана Хесса Gullible’s Travels. 

За 7 дней Хесс и его спутники посетили Осло, Стокгольм, Копенгаген, Амстердам, Брюссель, Париж, Берн и Женеву

«Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»

Впервые в Российской империи автотакси появилось вовсе не в Москве, а в городе Верный Семиреченской области в Туркестане, стараниями местного коммерсанта. Он пригнал сюда автомобиль Berlie из самой столицы. Спустя всего год один предприимчивый москвич решил прибить к своей машине табличку, информирующую о том, что ей можно воспользоваться в качестве такси. Необходимость в такси росла, потому было решено открыть специальную биржу. Почти в то же время в Санкт-Петербурге появилась аналогичная частная фирма, которая предлагала клиентам прокатиться на «Фордах».

За несколько лет в Москве количество такси выросло до 250 штук. В автопарке «Товарищества автомобильного передвижения» были машины марок «Фиат», «Darracq» и «NAG». Первая мировая война обнулила спрос на такси. И лишь в 1925 году он вновь начал возрастать. Новая реклама гласила о «комфортном транспорте, доступном простому рабочему человеку».

Популярными по-прежнему оставались «Форды», но и советский автопром наладил производство собственных моделей с укрепленными шасси. ГАЗ-А и М-1 были даже лучше для российских дорог.

1923-1931 год. Первые взлеты и падения воздушных такси

С течением истории продолжали развиваться и технологии. В 20-х годах XX века появляются не только наземные, но и воздушные такси. В 1923 году British Pathe сняли посадку французского пилота М. Бехелера прямо на стоянку парижского таксопарка. Разумеется, это не очень законно, поэтому в кадре показали жандармов, которые записали имя и адрес несостоявшегося «таксиста».

Но в 1920-х годах было и вполне легальное воздушное такси. Правда, как и сегодня, услугой пользовались люди с большим достатком. В видео 1927 года пилот Лестер Гамильтон на самолете-амфибии Vickers Viking Napier высаживает своих пассажиров, принцессу де Левенштейн и герцога де Немур, у дверей отеля в Альпах. 

Vickers Viking — британский одномоторный самолет-амфибия, разработанный после Первой мировой войны. Скорее всего, в ролике представлена модель Viking IV, оснащенная 12-цилиндровым двигателем Napier Lion с водяным охлаждением и мощностью 450 лошадиных сил. Самолет вмещал до 3 пассажиров, развивал скорость в 182 км/ч и мог летать почти 5 часов без посадки на землю. 

На воде Viking IV тоже чувствовал себя вполне комфортно

На заре первых регулярных перелетов катастрофы воздушных судов случались регулярно. Вот одна из них — 21 июля 1930 года самолет Junkers F 13 ge с 2 пилотами и 4 пассажирами, летевший из французского Ле-Туке в британский Кройдон, потерпел крушение около деревни Меофема в графстве Кент. Борт принадлежал подполковнику Джорджу Хендерсону и был передан в аренду авиакомпании Walcot Air Line для выполнения частных чартерных рейсов. 

На борту самолета находились влиятельные особы — 3-й маркиз Дафферин и Ава Фредерик Гамильтон-Темпл-Блэквуд, виконтесса Эднам Миллисент Сазерленд-Левсон-Гауэр и баронет из Веллинтона Джозеф Джордж Уорд.

Комитет по аэронавигационным исследованиям объяснил крушение нерегулярными колебаниями горизонтального стабилизатора Junkers. По его мнению, состояние возникло в результате «вихрей», создаваемых потоком воздуха. Колебания привели к поломке стабилизатора, после чего левое крыло самолета сложилось, и борт рухнул на землю. Немецкие эксперты отвергли эту теорию и заявили, что катастрофа могла произойти из-за ошибки пилота или погодных условий. 

Левое крыло Junkers F 13 ge было обнаружено на расстоянии от остальных деталей

В 1930-х годах число воздушных такси продолжало расти. Газеты предсказывали, что скоро небольшие самолеты появятся практически у каждой семьи. Не срослось. 

Однако богатые люди продолжали доверять воздушному транспорту. На видео 1931 года мы видим автожир (что-то среднее между вертолетом и самолетом) Pitcairn PCA-2. Машина приземляется на площади возле Капитолия в Вашингтоне, чтобы отвезти мужчину в шляпе на игру в гольф. 

Трехместный PCA-2 отличался отогнутыми вверх законцовками крыла для повышения устойчивости и оснащался 300-сильным радиальным двигателем Wright R-975 в носовой части, вращающим тянущий винт. Ротор диаметром 13,72 метра был установлен на пилоне над передней частью фюзеляжа.

В 1930 году создатель автожира Гарольд Питкэрн был награжден авиационной премией Collier Trophy. Президент США Герберт Гувер вручил ему трофей на лужайке Белого дома, где Pitcairn PCA-2 приземлился как первый летательный аппарат в истории

В 1931 году газета The Detroit News первой в истории купила PCA-2 для использования в журналистских целях. Машина хорошо летала на малой высоте, что позволяло репортерам делать удачные снимки с новых ракурсов. А еще PCA-2 использовали для установки рекордов — например, знаменитая летчица Амелия Эрхарт 8 апреля 1931 года набрала на нем высоту 5 615 метров.

Кроме того, Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире всю территорию США. Чистое время в полете составило 150 часов

1934 год. Бензиновые забастовки в Париже

В 1930-х годах машины начали активно замещать остальные виды транспорта

Руководство Франции обратило на это внимание и в 1934 года ввело для граждан налог на бензин. Закон распространялся и на таксистов. 6 февраля в Париже начался митинг против налога, в котором активно участвовали водители

В тот день только 800 из более 7 000 столичных таксистов выехали на работу. Остальные водители останавливались на площадях, протестуя против принятия закона. По данным прессы тех лет, в городе было около 400 точек, на которых бастовали таксисты. Они перекрыли главные транспортные артерии города, после чего полиция начала задержания.

Среди таксистов Парижа тех лет было немало русских эмигрантов, уехавших из страны после революции и Гражданской войны. Большинство из них работало водителями и инженерами на автомобильных заводах Renault, Citroen, Delage и Peugeot.

Правда, большинство из них участия в забастовке не принимало. Помимо отмены налога на бензин, протестующие требовали повышения оплаты труда. Владельцы таксопарков сообщили эмигрантам, что в случае удовлетворения новых требований о заработной плате они позволят водителям иностранного происхождения составлять не более 10% рабочей силы. Это повлекло бы за собой увольнение нескольких тысяч водителей-эмигрантов.

Заповеди русского таксиста в Париже. Из эмигрантской газеты «За Рулемъ»

Интересные факты о такси разных стран

В День таксиста предлагаем вам узнать немного нового о таксомоторах в разных странах.

  • Южная Корея. По статистике в этой стране самое дешевое такси в мире! При этом цена не сказывается на качестве: обслуживают пассажиров только авто премиум-класса.
  • Япония. Такси не выделяются «вкусными» ценами, но зато поражают сервисом: мини-бар, видеодвойка, кондиционер. А сам таксист — это почти что автомобильный швейцар, всю дорогу заботящийся о комфорте пассажира.
  • США. Здесь вы не только не посидите на переднем сидении, но и будете ограждены от водителя специальной прозрачной перегородкой с небольшим окошечком.
  • Израиль. Такси в этой стране нужно искать не по желтому, а по белому цвету. В отличие от всего другого населения, таксисты выходят на работу и в религиозные праздники.
  • Германия. Желаете покататься на Mercedes E-class — добро пожаловать на немецкую землю! Здесь практически все такси — дизельные машины этой модели.
  • Греция. Хотите узнать, что такое осликовое такси? Тогда вам на Фиру (о. Санторини). Кстати, ваш транспорт будет и вашим водителем.
  • Англия. На родине такси вы так же, как и в Америке, будете отделены от водителя перегородкой и размещаться на заднем сидении. Зато ваш багаж, согласно правилам, будет на переднем месте.

Заказав таксомотор 22 марта, не забудьте о поздравлении с Днем таксиста. Поверьте, это станет причиной хорошего настроения для водителя на весь день!

Связь с руководством ООО «Яндекс.Такси»

Дирекция сервиса такси располагается в главной штаб-квартире it-гиганта. Адрес головного офиса: Москва, ул. Льва Толстого, 16.

Полезна ли для Вас статья?
Пожалуйста, оцените, мы старались

Да
Нет

  • https://yandex.ru/company/contacts/moscow
  • http://taxi.yandex.ru
  • http://driver.yandex
  • https://www.rusprofile.ru/id/10268521
  • https://www.sostav.ru/publication/kadry-2019-chast-3-glavnye-naznacheniya-goda-v-kompaniyakh-marketinge-i-pr-40872.html
  • https://www.sostav.ru/publication/byvshij-tekhnicheskij-direktor-vkontakte-vozglavit-fudtekh-napravleniya-yandeks-taksi-39418.html
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: