«этажерка» по-немецкиman sd 200

Транспортные средства

госномер город компания ф i в примечания
к349со 47 Санкт-Петербург, Россия Прочие 1
Санкт-Петербург, Россия ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» 2
Москва, Россия ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» 1
Москва, Россия ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» 2
Москва, Россия ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» 1
Санкт-Петербург, Россия Прочие 3
Барнаул, Россия ООО «Вега-Транс»
Барнаул, Россия ООО «Вега-Транс»
Барнаул, Россия ООО «ИССИ» (закрыто)
AK9219-7 Минск, Белоруссия Прочие 2
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ 1
Таллин, Эстония Hansabuss AS 4
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
570 MEX Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ
Таллин, Эстония Rosemarie OÜ 2
B-CZ 3425 Берлин, Германия Прочие 1
B-E 6622H Берлин, Германия Прочие 3
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Хельсинки, Финляндия Westendin Linja
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH
Дрезден, Германия Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH
Дрезден, Германия Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH 4
Дрезден, Германия Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH 5
Дрезден, Германия Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH
Дрезден, Германия Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH 5
Дрезден, Германия Stadtrundfahrt Dresden GmbH
Рига, Латвия Hansabuss Latvia, SIA (Hansabuss) 2
Рига, Латвия Hansabuss Latvia, SIA (Hansabuss) 4
Рига, Латвия Hansabuss Latvia, SIA (Hansabuss)
Лейпциг, Германия Lipsia Oldiefahrten
LPY-335 Хельсинки, Финляндия Westendin Linja 1
LPY-337 Хельсинки, Финляндия Westendin Linja 3
MKN-142 Будапешт, Венгрия Budapest Sightseeing (EUrama Utazási Iroda)
MLE-393 Будапешт, Венгрия Budapest Sightseeing (EUrama Utazási Iroda)
Лейпциг, Германия Leipziger Stadtrundfahrten
Лейпциг, Германия Leipziger Stadtrundfahrten
Хельсинки, Финляндия Strömma Finland Oy 3
Хельсинки, Финляндия Strömma Finland Oy 5
Хельсинки, Финляндия Westendin Linja
M-SR 920 Мюнхен, Германия Autobus Oberbayern GmbH
M-SR 921 Мюнхен, Германия Autobus Oberbayern GmbH
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
B-V 3102 Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
B-V 3190 Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)
Берлин, Германия Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)

SD 200 для Багдада

В 1979 году компания MAN получила заказ от государственной транспортной компании в столице Ирака Багдаде на 400 двухосных двухэтажных автобусов для регулярного городского движения, который в 1980 году был увеличен до 600 автомобилей. Поставка началась в середине 1980 года. В связи с тем, что транспортное средство не может использоваться в дорожном движении в Германии, оно было доставлено из Берлина-Шпандау баржей в заморские порты Гамбурга или Бремена.

Все надстройки производились на модифицированной стандартной сборке пола автобуса MAN компанией Waggon Union, автоматические трансмиссии с замедлителями типа ZF 4 HP 500 поставлялись на заводе редукторов Фридрихсхафена . Ярко-красные автомобили со сплошными белыми полосами на окнах во многом напоминали берлинский дизайн. Однако они были высотой 4,5 м (Берлин: 4,06 м) с высотой пола на нижней палубе 738 мм (Берлин: 446 мм) и внутренней высотой верхней палубы 1820 мм (Берлин: 1685 мм), длина была уменьшена на 11,08 м. Подпольный двигатель D 2566 MUH развивал 162 кВт (Берлин: 142 кВт). Другие отличия касались мостов, рычажного механизма заднего моста, передних окон и ящиков с указателями цели. Все боковые окна выполнены в виде раздвижных окон с неподвижной половиной переднего окна. Вместимость составила 53 места на верхней палубе и 43 места на нижней палубе, стоячих мест не было.

Ссылки [ править ]

  1. (на немецком языке ) Страница автобусов (обычные маршруты) на веб-сайте BVG
  2. (на немецком языке) Страница MetroBus на веб-сайте BVG
  3. (на немецком языке) Страница ExpressBus на веб-сайте BVG
  4. (на немецком языке) Страница ночных автобусов на сайте BVG
  5. Расположение берлинской ZOB на Google Maps
  6. ↑ До 2002 г. назывался Витцлебен
  7. «BVG übernimmt 70 Scania Gelenkbusse» . Скания (на немецком языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 октября 2015 г.
  8. «BVG Unternehmen — Профиль» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе . Проверено 2 февраля 2021 г.
  9. «BVG stellt neuen Doppeldeckerbus vor» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе. 11 августа 2015 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
  10. «Busflotte der BVG bekommt Zuwachs» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе. 30 января 2015 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
  11. «Новый двойник для Берлина» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе. 22 октября 2018 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
  12. «Александр Деннис выигрывает берлинский контракт на поставку нового двухэтажного флота» . Александр Деннис (на немецком языке). 22 октября 2018 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.

Маршруты [ править ]

Обычные автобусы править

Обычные автобусные маршруты ( ) составляют большую часть сети и состоят примерно из 120 линий, пронумерованных от 100 до 399. Самая известная линия — 100, которая обслуживает туристический маршрут от Александерплац до Зоологического сада , проходящий через многие из берлинских достопримечательностей. Достопримечательности. Пригородные автобусы, курсирующие за пределами Берлина и не управляемые BVG, включены в тарифную зону общественного транспорта Берлина .

Каждая автобусная линия имеет трехзначный номер. Вторая цифра указывает район , в котором проходит линия:

  • 0 = в более чем 1 или 2 районах
  • 1 = для бывших районов Вильмерсдорф и Целендорф
  • 2 = для района Райникендорф
  • 3 = для района Шпандау
  • 4 = для районов Митте и Фридрихсхайн-Кройцберг
  • 5 = для района Панков и бывшего Хоэншёнхаузена .
  • 6 = для района Трептов-Кёпеник
  • 7 = для районов Темпельхоф-Шёнеберг и Нойкельн .
  • 8 = для бывшего района Штеглиц
  • 9 = для района Марцан-Хеллерсдорф и бывшего Лихтенберга .

Метробус править

Что касается линий MetroTram , то существует 18 линий MetroBus ( ) , каждая из которых курсирует каждые 10 минут с круглосуточным обслуживанием. В отличие от других автобусных линий, они показаны на многих картах трамвая и на некоторых картах железных дорог города.

Маршруты MetroBus:

  • M11: Далем-Дорф – Шёневейде
  • M19: Грюнвальд – Мерингдамм
  • M21: Розенталь – Юнгфернхайде
  • M27: Панков – Юнгфернхайде
  • M29: Грюнвальд – Германплац
  • M32: Rathaus Spandau – Dallgow-Döberitz, Havelpark
  • M36 (ранее 236 и X36): Am Omnibushof — U Haselhorst
  • M37: Шпандау – Штаакен
  • M41: Sonnenallee – Hauptbahnhof
  • M44: Буков — Германштрассе
  • M45: Шпандау – Зоологический сад
  • M46: Зоологический сад – Бритц-Зюд
  • M48: Целендорф – Александерплац
  • M49: Heerstraße/Nennhauser Damm – Зоологический сад
  • M76: Вальтер-Шрайбер-Платц – Лихтенраде
  • M77: Мариенфельде, Вальдзассенерштрассе – Альт-Мариендорф
  • M82: Marienfelde, Waldsassener Straße – Rathaus Steglitz
  • M85: Lichterfelde Süd – Hauptbahnhof

Автобус-экспресс править

Экспресс-автобусы ( ) — это 13 скоростных линий, которые в основном используются для доставки в аэропорты или для связи пригородов с центром города с гораздо меньшим количеством остановок. Самый известный маршрут — бывшая автобусная линия TXL (аэропорт Тегель — Александерплац), которая прекратила работу после закрытия аэропорта Тегель.

  • X7: Flughafen BER – Рудов
  • X10: Зоологический сад – Тельтов, Раммрат-Брюке
  • X11: Крумме-Ланке – Шёневейде
  • X21: Märkisches Viertel, Quickborner Straße – U Jakob-Kaiser-Platz
  • X33: Märkisches Viertel, Wilhelmsruher Damm – Rathaus Spandau
  • X34: Кладов – Зоологический сад
  • X49: Штаакен – Messe Nord/ICC
  • X54: Панков – Хеллерсдорф
  • X69: Марцан – Кёпеник, Мюггельшлёсхенвег
  • X71: U Альт-Мариендорф – Flughafen BER
  • X76: Вальтер-Шрайбер-Платц – Лихтенраде
  • X83: Königin-Luise-Straße/Clayallee – Lichtenrade

Ночные автобусы править

Ночные автобусы ( N ), , состоящие из 42 линий и других 8 линий, заменяют (от N1 до N9) U-Bahn (кроме выходных). Другие линии обслуживают пригородные районы, не обслуживаемые никакими общественными службами, работающими в дневное время.

  • N1: Warschauer Straße Zoologischer Garten
  • N2: Панков Рулебен
  • N3: Виттенбергплац Мехикоплац
  • N5: Александерплац Хёнов
  • N6: Альт-Тегель Альт-Мариендорф
  • N7: Rathaus Spandau Flughafen BER
  • N8: Меркишес-Фиртель Херманнштрассе
  • N9: Osloer Straße Rathaus Steglitz

Флот [ править ]

По состоянию на 2015 год автобусный парк БВГ насчитывал 1300 автобусов.

Одноэтажный править

Количество
Производитель
Тип
Пассажиры
Длина
Заметки
Фото
77
Мерседес Бенц EN02 Читаро 60–70
12 м
9
ЧЕЛОВЕК EN03 Львиный город A21 60–70
12 м
На пенсию к 2017–2019 гг.
30
Мерседес Бенц EN05 Читаро
60–70
12 м
80
Мерседес Бенц EN06 Читаро
60–70
12 м
150
Мерседес Бенц EN09 Citaro LE
60–70
12 м
2
ВДЛ EN12 Citea LLE-120
60–70
12 м
40
ВДЛ EN15 Citea LLE-120
70
12 м
4
Солярис EN15 Урбино 12 электрический 60–70
12 м
Электрический автобус
15
Мерседес Бенц EN19 eCitaro
70
12 м
Электрический автобус

Гибкий автобус или сочлененный автобус править

Количество
Производитель
Тип
Пассажиры
Длина
Заметки
Фото
32
ЧЕЛОВЕК GN03 Львиный город G A23
менее 99
18 м
На пенсию к 2017–2019 гг.
36
Мерседес Бенц GN03 Читаро G
менее 99
18 м
130
Солярис GN05 Урбино 18 менее 99
18 м
В Братиславу продано 6 автобусов .
Солярис GN07 Урбино 18
менее 99
18 м
46
Солярис GN08 Урбино 18
99
18 м
40
Солярис GN09 Урбино 18
99
18 м
70 Скания GN14 Общегородской LFA 99
18 м
Скания GN15 Общегородской LFA
99
18 м

Двухэтажный автобус править

BVG эксплуатирует около 416 двухэтажных автобусов.

Количество
Производитель
Тип
Пассажиры
Длина
Заметки
Фото
1
ЧЕЛОВЕК DL04 Львиный город DD
110
13,7 м
103
ЧЕЛОВЕК DL05 Львиный город DD
110
13,7 м
103
ЧЕЛОВЕК DL07 Львиный город DD
110
13,7 м
105
ЧЕЛОВЕК DL08 Львиный город DD
110
13,7 м
104
ЧЕЛОВЕК DL09 Львиный город DD
110
13,7 м
1
ВДЛ DN15 Citea DLF 114
97
11,4 м
Прототип
1
Скания DN15 общегородской LFDD
88
10,9 м
Прототип
1
Александр Деннис Энвиро 500 ММС 12,9 м
Прототип (только демонстрация)

Автобус будущего править

Количество
Производитель
Тип
Пассажиры
Длина
Заметки
Фото
200
Александр Деннис Энвиро500 ММС 80 мест
13,8 м
Минимум 70, вариант для 430

ДВА ЭТАЖА ЗА 400 ТЫСЯЧ

Специально по заказу городских властей MAN разработал оригинальную модель — поистине гигантскую (три оси, 13,7 м) и очень вместительную. Что интересно, выпускает ее завод Neoplan в Пильстинге: как известно, эта марка сейчас принадлежит мановскому концерну.

Внутренняя высота нижнего этажа гиганта — 1,92 м, верхний этаж заметно ниже (1,74 м), но стоять на нем во время движения запрещено. Автобус оборудован по последнему слову техники: последняя, неведущая ось — «подруливающая», вся электрика и электроника объединены в единую сеть. В салоне, на обоих этажах, есть табло, где высвечивается название следующей остановки, а водитель наблюдает за происходящим наверху, глядя в видеоэкран.

Такие машины уже вовсю ходят по городу, а всего Берлин должен получить 101 автобус на общую сумму 40 млн евро. Значит, стоимость одного экземпляра — почти 400 тысяч евро!

  • На втором этаже есть только сидячие места — для 55 человек
  • Нижний этаж больше «стоячий», чем «сидячий». Наверх ведет лестница за водителем
  • Над лобовым стеклом — табло и экран видеонаблюдения

Кстати, недавно о возможности закупок этих машин заявили и московские чиновники. По словам руководителя комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, не исключено, что «доппельдекеры» будут ходить по Садовому кольцу. Затея, конечно, сомнительная. Но все может быть: как известно, средств у столичных властей хватает…

Автобусы в Берлине: цифры и факты
Количество жителей в Берлине, млн 3,39
Количество автобусных парков 7
Количество маршрутов 150
Количество остановок 6000
Количество автобусов, из них: 1388
двухэтажных 387
одноэтажных 466
сочлененных 426
прочих (экскурсионных и т.д.) 109
MAN Lion’s Star DD, (данные производителя)
Длина/ширина/высота, мм 13730/2550/4060
Разрешенная/допустимая полная масса, кг 26000/2800
База, мм 5875/1500
Высота пола от дороги у входов:  
переднего и среднего 370
заднего 490
Высота входа на остановке, мм 320
Число мест в салоне для сидения/ стояния 83/45*
Двигатель MAN D2866, горизонтальный
Мощность, л.с. 310
Коробка передач Voith DIWA, автоматическая, 4-ступенчатая,
Ведущий мост ZF, портальный, со смещенной влево главной передачей
Последняя ось неведущая, подруливающая
Передаточное число гл. передачи 5,74
Подвеска пневматическая, с электронной регулировкой и системой kneeling
Шины 315/60 R22,5 спереди/
275/70 R22,5 сзади
*До 70 при полной массе 28 т

С Александрплатц обратно, на вокзал Zоо, я решил вернуться на метро. И тут же пожалел об этом: древний поезд (ярко-желтый, как автобусы) так медленно и со скрипом полз по тоннелям, так часто останавливался на остановках, что я чуть было не опоздал! Зря я не поверил кассиру, который, продавая билет, удивленно спросил: «А почему не хотите поехать на городской электричке S-Bahn?»

Так что, когда в следующий раз попаду в Берлин, ездить по нему буду или на электричке, или на автобусе. Разумеется, двухэтажном.

В статье использованы архивные иллюстрации из издания Deutsche Omnibusse.

Легенда Берлина

Вопреки расхожему мифу, ростом MAN SD 200 вышел не выше норматива: эмпирические замеры показали, что описываемый автобус вполне вписывается в 3,99 м. Это и позволяет эксплуатировать «доппельдеккер» не только на дорогах общего пользования, но даже в городах с проводами контактной сети электротранспорта: там по нормативам провода подвешены ещё выше, что исключает контакт с кузовом столь рослого автобуса. Впрочем, езда на таком автобусе требует особого внимания к препятствиям сверху – за рулём такой высокой машины неожиданно выясняется, что над головой весьма много предметов, которые могут ей навредить.

Для того чтобы сократить высоту до приемлемой, конструкторам пришлось пойти на ряд необычных решений: например, шасси SD 200F предполагало низкопольность, когда низкопольный одноэтажный автобус в Европе ещё никто не предлагал. Удобный проход по низкому полу продолжается даже за задней осью, где возвышается моторный отсек и подиумы с узлами и агрегатами. При этом автобус с конструкцией более чем сорокалетней давности может послужить достойным примером для современных разработчиков: планировка устроена так, что ни один уголок пространства не пустует без дела, а пассажирам при этом одинаково удобно на всех местах.

Все годы производства MAN SD 200 выпускали в двух основных исполнениях: с одной и двумя лестницами между этажами. Передняя лестница, имевшаяся на всех автобусах, стояла за спиной водителя, а дополнительную устанавливали над задней осью. Фокус с компактностью прост: лестничные марши установлены прямо над колёсными арками автобуса, что позволило наиболее оптимально использовать площадь. Благодаря этому на нижней палубе вторая лестница съела пространство для одного посадочного места, а вот на втором этаже её появление лишает автобус ещё шести мест – из 53 в 47.

Одна из особенностей большинства двухэтажников в мире – это запрет на провоз стоящих пассажиров на верхней палубе. Во имя дорожного габарита на втором этаже пожертвовали высотой потолка: стоя здесь ездить не только запрещено, но и просто неудобно – встать там в полный рост сможет разве что ребёнок, а поручни предусмотрены только на лестницах.

Другая специфическая черта – система наблюдения за вторым этажом. Автобусы в Берлине работают без кондукторов с обилечиванием пассажиров водителем, при этом в восьмидесятые годы видеокамеры наблюдения ещё не применяли. Порядочные немцы, предположит читатель, и окажется неправ: вандализм – одна из главных проблем в эксплуатации таких машин в ФРГ по сей день. Здесь задача наблюдения за второй палубой решена оригинально: при помощи перископической системы зеркал, смонтированной за таблом маршрутного указателя, водитель может наблюдать за происходящим на втором этаже прямо со своего рабочего места.

Двухэтажная компоновка решает главную проблему автобуса в городе: при длине 11,5 м он способен вместить больше сотни пассажиров, подавляющее число которых при этом едет с комфортом и сидя. Поэтому вполне закономерно считать такую машину настоящей гордостью берлинского городского транспорта и весомой частью истории как транспортного оператора BVG, так и всего города.

Из жизни в жизнь

Представленный для ретротеста MAN SD 200 (SD85) 1985 года выпуска за три десятилетия своей жизни увидел столько, сколько не дано иным живым людям. О его биографии можно и нужно рассказывать по порядку.

Этот SD 200 был первым в партии машин, поступивших 1985-м году в Берлин. Завод MAN шасси покинуло в мае, а готовый автобус прибыл в гараж на Userdomer Strasse в августе того же года, где получил гаражный номер «3407». После шести лет работы, в мае 1992-го, «3407» прошёл капитальный ремонт на одном из предприятий Berliner Verkehrsbetriebe, где ещё начиная с 1950-х BVG практиковал капремонты 6–8-летних автобусов.

В июне 1998-го «3407» был снят с городских маршрутов и выставлен на продажу. Достался он организации из столичного пригорода Эггерсдорф. Там судьба совершает свой первый крутой поворот: новый владелец решает переоборудовать автобус из пассажирского в нечто среднее между детским учебным классом и игровой комнатой. Новую реконструкцию SD 200 проходил в родном гараже в Берлине: среди прочего, он получает очередной ремонт кузова, а в салоне демонтируют сиденья, одну из лестниц и монтируют новую мебель. В завершённом виде автобус вернулся в Эггерсдорф летом 2000-го. Некоторое время служил по новому назначению… и неожиданно снова оказался в продаже.

Здесь случается второй лихой манёвр судьбы – автобус покупает частный перевозчик… из Барнаула. Осенью 2002-го «3407» в компании из шести двухэтажных «берлинцев» своим ходом прибыл в Россию. Нестандартный интерьер перед продажей прежний собственник разукомплектовал, и границу машина пересекала уже без сидений, а водители в дальней дороге спали на абсолютно пустом втором этаже.

По прибытии в Барнаул MAN обратно доукомплектовали сиденьями и элементами интерьера со списанных автобусов: на первый этаж подобрали подходящие диваны и поручни с одноэтажного SL 200, а на втором этаже появились мягкие кресла от неизвестного «пригородника». Вместе с сиденьями восстановили ликвидированную предыдущим собственником вторую лестницу: она заметно отличается исполнением от стоявшей по соседству заводской.

До 2011 года гость из Берлина успешно трудился на барнаульских городских маршрутах, и, оставшись одним из двух работавших в городе на тот момент, встал из-за неисправности. Что это было – везение или чудо, не скажет никто, но после нескольких лет стоянки в парке автобус получил свою четвёртую жизнь: его приобрёл петербуржец Владимир Никифоров, художник, занимающийся творческими мастер-классами и руководящий студией соответствующего профиля.

История [ править ]

30 октября 1846 года были запущены первые автобусы Concessionierte Berliner Omnibus-Compagnie . В 1868 году была создана новая компания ABOAG ( Allgemeinen Berliner Omnibus Actien Gesellschaft ), которая 1 января 1929 года объединилась с другими берлинскими компаниями общественного транспорта и создала BVG.

После открытия Берлинской стены транспортные компании больше не могли справляться с трафиком, и поэтому снова использовались одиночные автобусы других транспортных компаний и 100 нанятых автобусов. Трехзначная система нумерации была унифицирована и введена 2 июня 1991 г., незадолго до воссоединения BVG 1 января 1992 г.

Автобус одноэтажный на напольном сборе SD-200 от MAN

Так как стандартные немецкие I-автобусы по-прежнему имели довольно высокий этаж, добраться до которого можно было только через две ступеньки на дверях, в 1970-х годах была предпринята попытка уменьшить эту высоту. Это было сделано путем испытаний с колесами меньшего размера (см. Также «Городской автобус» автомобильной мастерской Falkenried (FFG) в Гамбурге, представленный в 1972 году ), которые привели к прототипу «VÖV-Bus-II» (1976) и «S 80». (оба также FFG) и в конечном итоге привели к шины . В 1977 году MAN попробовал другой подход: поскольку напольная сборка двухэтажного автобуса SD-200 была доступна с нижним полом из-за использования портальных осей, он использовался для тестового автобуса с одноэтажной конструкцией, которая была представлен как «низкопольный автобус MAN SL 200 II». При длине 11,49 м и высоте 2,905 м высота пола составила 445 мм при нормальном размере шин. Все 41 место располагались на довольно высоких платформах сбоку от невысокого центрального прохода. Серийного производства не было, тестовый автобус продолжал ехать в заводском движении MAN долгое время и не снимался с эксплуатации до 1997 года.

Дорога в новую жизнь

С добрыми напутствиями 17 апреля MAN отправился из Барнаула в дальний путь. В вечер отъезда в гараже автобус провожал весь коллектив, а многие делали фото на память. Последний водитель, работавший на «двухэтажнике», поведал, как учил кондуктора держаться за поручни между этажами, и что этот автобус самый тёплый в гараже, а звали его не иначе как «бешеной этажеркой».

В первый город на пути – Новосибирск – добрались быстро, но навигация завела в ненужный район, и поэтому после ночёвки машину сопроводили до нужного адреса друзья на машине.

Перед Омском машина закапризничала: «автомат» ушёл в аварийный режим, а следом накрылся котёл отопления. Пришлось буксировать «ветерана» на тягаче к фирменному сервису MAN в Омске. Удивлению персонала не было предела: автобусы почтенного возраста, да ещё и ростом в два этажа, там не видели, но машину приняли и помогли – после замены привода АКП, мастер, знакомый с автобусными коробками, решил проблему. Вместе с тем в омском техцентре заменили и оквадратившуюся с годами резину, устранив её биение на ходу.

Под Тюменью в пути настигла настоящая зима, и из-за начавшейся метели пришлось остановиться. Пока возвращалась весна, прошли ещё две ночёвки в гостинице, а после вынужденного перерыва Владимир с автобусом добрался до Екатеринбурга, а оттуда – в Пермь и Ижевск по одной из самых разбитых дорог за всё путешествие.

В Ижевске очень тёплый прием устроили родственники одной из коллег: они не только накрыли праздничный стол и предоставили ночлег, но и передали в дорогу тридцать килограммов сельхозпродукции из своего урожая. Дорога до Казани отличилась лишь мелкой неприятностью – пробитым колесом да нелинейным состоянием дорог Татарстана: от отличных до убитых участков, от широкого шоссе со светом до обычной убитой «регионалки». После ночёвки под Казанью, миновав её по кольцевой, «этажерка» продолжила путь в сторону Нижнего Новгорода.

От Нижнего до Владимира путь продолжался спокойно и размеренно: лишь пару раз пришлось остановиться, чтобы остудить дымящиеся тормоза. Во Владимире же столкнулись с первой по-настоящему крупной пробкой: на пересечении объездной и радиальной дороги в город за пять часов пройдено было всего 5 километров.

Московская же «программа» с пробками началась ещё на подъездах к мегаполису. Поэтому ещё одна дружественная семья приняла в гости и устроила ночёвку, а наутро путь продолжился в Гжель, где в автобус загрузили полторы тонны глины для студии. Вместе с тем вечером Владимира пригласили рассказать о проекте в эфире одной из городских радиостанций.

Последние 800 км от столицы до столицы дались уже легко, и 9 мая 2014 года барнаульский MAN прибыл в свой новый дом, Санкт-Петербург. После 4,5 тысяч километров и более трёх недель пути у автобуса началась ещё одна жизнь. В то время, пока к автобусу закупалось необходимое для реконструкции оборудование, он успел приобрести определённую известность в городе: о проекте написал ряд местных СМИ, автобус побывал экспонатом ряда выставок и мероприятий и успел ещё раз съездить по заказу в Москву и обратно.

Островок творчества

По задумке счастливого обладателя на базе MAN сейчас строится мобильная студия для творческих и ремесленных мастер-классов. Работы по перестройке автобуса в островок творчества ведутся как собственными силами владельца с супругой, так и в дружественном грузовом сервисе, который поддерживает проект скидками на свои услуги.

Мобильность позволит пригнать автобус-студию куда угодно, яркая внешность привлечёт интересных и творческих людей, а теплота и уют делают эту площадку удобной в любое время года. Помимо мастер-классов на колёсах, в своём новом воплощении MAN сможет работать в другом качестве – возить свадьбы, отмечать дни рождения и другие праздники. Между тем в автобусе можно будет проводить мероприятия самого разного рода – от лекций и чтения стихов до корпоративных мероприятий и выставок. Пригнать автобус можно к компании от четырёх человек, а его стандартные размеры позволяют достаточно свободно перемещаться как по мегаполисам, так и выбираться за город.

В автобусе запланировано 28 мест за рабочими столами с индивидуальным освещением плюс 12 пассажирских. Помимо обновления и перепланировки интерьера, в MAN улучшена система отопления и смонтированы дополнительная шумо- и теплоизоляция. Среди пока нереализованных идей в интерьере – небольшая кухня и раковина, а также установка бензогенератора (чтобы обеспечить бóльшую автономность) и кондиционера (чтобы устроить наилучший микроклимат).

Будем надеяться, что у его нового хозяина всё получится, а сам необычный автобус ждёт яркая жизнь, полная творчества и веселья. За долгие годы верной службы автобус того определённо заслужил.

Техническая характеристика MAN SD 200 (typ SD85) Waggon Union
Параметр Значение
Колёсная формула 4х2
Снаряжённая/ полная масса, кг 10 585/ 16 500
Число мест на I, II этажах 47/ 34
Общая пассажировместимость, чел. 86
Двигатель
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D2566 UH, дизель I-6 11 413 200 при 2200 мин-1 740 при 1400 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперёд/ назад
  • передаточные числа I-, II-, III-й ступени
  • передаточное число з.х.
Voith DIWA D851.2, гидромеханическая 3/ 1 5,8; 1,43; 1,0 4,7
Главная передача MAN 1080, гипоидная
Передаточное число главной передачи 5,22
Шины 11R22,5
Запас топлива, л 300
Расход топлива, л/100 км, при 40 км/ч и массе 12,4 т 47

ФРАУ — ТОЛЬКО ВНИЗУ!

Конечно, далеко не все автобусы в Берлине двухэтажные: здесь полно обычных МАНов и «мерсов», а в последнее время на маршруты вышли даже польские «гармошки» Solaris.

Но визитная карточка города — именно «доппельдекеры». Их предшественники, двухэтажные конки с открытым верхом, появились на улицах города в 1864 году, и с ними связана пара забавных фактов. Во-первых, лошади для этих конок специально закупались в Дании и — где бы вы думали? — в России. А верхний этаж вагонов вначале предназначался только для мужчин по вполне понятным причинам: фрау, несмотря на юбки до пят, стеснялись подниматься по открытой лестнице. И только в 1896 году, когда лестница стала винтовой, женщины стали подниматься наверх…

Что касается берлинского автобуса, то он совсем недавно отметил столетие: два первых экземпляра марки Daimler (разумеется, двухэтажные) начали курсировать по городу 19 ноября 1905 года.

Интересно, что Берлин, как и Лондон, долгие годы не закупал автобусы у сторонних фирм: их изготовлением занимались местные мастерские при организации ABOAG (Акционерное общество берлинских автобусов, что-то вроде «Берлингортранса»). Но поскольку мастерские эти были сильны лишь по части изготовления кузовов (ведь раньше здесь строились конные экипажи), то шасси все-таки приходилось закупать — как правило, у фирм Bussing и NAG.

  • На табло видно, когда подойдет следующий автобус
  • Машины Waggon Union SD200F/MAN образца 1986 г. еще вовсю ходят по городу

В 1923 году с улиц ушла последняя конка, в 1925-м автобусы получили крытый верх. Интересно, что перед самой войной по городу все еще ходили автобусы образца двадцатых: мы публикуем фотографию 1939 года, на которой хорошо видны все те же угловатые Bussing и NAG с кузовами на деревянных каркасах.

А когда пришла война, немалая часть берлинских автобусов была мобилизована, причем этой участи не избежали и громоздкие «двухэтажники»: перед отправкой на фронт им просто-напросто отрезали верхнюю часть…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО БрикетСервис
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: