Транспортные средства
№ | госномер | город | компания | ф | i | в | примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
к349со 47 | Санкт-Петербург, Россия | Прочие | 1 | ||||
Санкт-Петербург, Россия | ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» | 2 | |||||
Москва, Россия | ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» | 1 | |||||
Москва, Россия | ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» | 2 | |||||
Москва, Россия | ООО «Сити Сайтсиинг Москоу» | 1 | |||||
Санкт-Петербург, Россия | Прочие | 3 | |||||
Барнаул, Россия | ООО «Вега-Транс» | ||||||
Барнаул, Россия | ООО «Вега-Транс» | ||||||
Барнаул, Россия | ООО «ИССИ» (закрыто) | ||||||
AK9219-7 | Минск, Белоруссия | Прочие | 2 | ||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | 1 | |||||
Таллин, Эстония | Hansabuss AS | 4 | |||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
570 MEX | Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | |||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | ||||||
Таллин, Эстония | Rosemarie OÜ | 2 | |||||
B-CZ 3425 | Берлин, Германия | Прочие | 1 | ||||
B-E 6622H | Берлин, Германия | Прочие | 3 | ||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Хельсинки, Финляндия | Westendin Linja | ||||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH | 4 | |||||
Дрезден, Германия | Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH | 5 | |||||
Дрезден, Германия | Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Dresdner Stadtrundfahrt — Die Roten Doppeldecker GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | ||||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | 5 | |||||
Дрезден, Германия | Stadtrundfahrt Dresden GmbH | ||||||
Рига, Латвия | Hansabuss Latvia, SIA (Hansabuss) | 2 | |||||
Рига, Латвия | Hansabuss Latvia, SIA (Hansabuss) | 4 | |||||
Рига, Латвия | Hansabuss Latvia, SIA (Hansabuss) | ||||||
Лейпциг, Германия | Lipsia Oldiefahrten | ||||||
LPY-335 | Хельсинки, Финляндия | Westendin Linja | 1 | ||||
LPY-337 | Хельсинки, Финляндия | Westendin Linja | 3 | ||||
MKN-142 | Будапешт, Венгрия | Budapest Sightseeing (EUrama Utazási Iroda) | |||||
MLE-393 | Будапешт, Венгрия | Budapest Sightseeing (EUrama Utazási Iroda) | |||||
Лейпциг, Германия | Leipziger Stadtrundfahrten | ||||||
Лейпциг, Германия | Leipziger Stadtrundfahrten | ||||||
Хельсинки, Финляндия | Strömma Finland Oy | 3 | |||||
Хельсинки, Финляндия | Strömma Finland Oy | 5 | |||||
Хельсинки, Финляндия | Westendin Linja | ||||||
M-SR 920 | Мюнхен, Германия | Autobus Oberbayern GmbH | |||||
M-SR 921 | Мюнхен, Германия | Autobus Oberbayern GmbH | |||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
B-V 3102 | Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | |||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
B-V 3190 | Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | |||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) | ||||||
Берлин, Германия | Berliner Verkehrsbetriebe (BVG) |
SD 200 для Багдада
В 1979 году компания MAN получила заказ от государственной транспортной компании в столице Ирака Багдаде на 400 двухосных двухэтажных автобусов для регулярного городского движения, который в 1980 году был увеличен до 600 автомобилей. Поставка началась в середине 1980 года. В связи с тем, что транспортное средство не может использоваться в дорожном движении в Германии, оно было доставлено из Берлина-Шпандау баржей в заморские порты Гамбурга или Бремена.
Все надстройки производились на модифицированной стандартной сборке пола автобуса MAN компанией Waggon Union, автоматические трансмиссии с замедлителями типа ZF 4 HP 500 поставлялись на заводе редукторов Фридрихсхафена . Ярко-красные автомобили со сплошными белыми полосами на окнах во многом напоминали берлинский дизайн. Однако они были высотой 4,5 м (Берлин: 4,06 м) с высотой пола на нижней палубе 738 мм (Берлин: 446 мм) и внутренней высотой верхней палубы 1820 мм (Берлин: 1685 мм), длина была уменьшена на 11,08 м. Подпольный двигатель D 2566 MUH развивал 162 кВт (Берлин: 142 кВт). Другие отличия касались мостов, рычажного механизма заднего моста, передних окон и ящиков с указателями цели. Все боковые окна выполнены в виде раздвижных окон с неподвижной половиной переднего окна. Вместимость составила 53 места на верхней палубе и 43 места на нижней палубе, стоячих мест не было.
Ссылки [ править ]
- (на немецком языке ) Страница автобусов (обычные маршруты) на веб-сайте BVG
- (на немецком языке) Страница MetroBus на веб-сайте BVG
- (на немецком языке) Страница ExpressBus на веб-сайте BVG
- (на немецком языке) Страница ночных автобусов на сайте BVG
- Расположение берлинской ZOB на Google Maps
- ↑ До 2002 г. назывался Витцлебен
- «BVG übernimmt 70 Scania Gelenkbusse» . Скания (на немецком языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 октября 2015 г.
- «BVG Unternehmen — Профиль» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе . Проверено 2 февраля 2021 г.
- «BVG stellt neuen Doppeldeckerbus vor» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе. 11 августа 2015 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
- «Busflotte der BVG bekommt Zuwachs» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе. 30 января 2015 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
- «Новый двойник для Берлина» . БВГ (на немецком языке). Берлинер Веркерсбетрибе. 22 октября 2018 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
- «Александр Деннис выигрывает берлинский контракт на поставку нового двухэтажного флота» . Александр Деннис (на немецком языке). 22 октября 2018 г. . Проверено 2 февраля 2021 г.
Маршруты [ править ]
Обычные автобусы править
Обычные автобусные маршруты ( ) составляют большую часть сети и состоят примерно из 120 линий, пронумерованных от 100 до 399. Самая известная линия — 100, которая обслуживает туристический маршрут от Александерплац до Зоологического сада , проходящий через многие из берлинских достопримечательностей. Достопримечательности. Пригородные автобусы, курсирующие за пределами Берлина и не управляемые BVG, включены в тарифную зону общественного транспорта Берлина .
Каждая автобусная линия имеет трехзначный номер. Вторая цифра указывает район , в котором проходит линия:
- 0 = в более чем 1 или 2 районах
- 1 = для бывших районов Вильмерсдорф и Целендорф
- 2 = для района Райникендорф
- 3 = для района Шпандау
- 4 = для районов Митте и Фридрихсхайн-Кройцберг
- 5 = для района Панков и бывшего Хоэншёнхаузена .
- 6 = для района Трептов-Кёпеник
- 7 = для районов Темпельхоф-Шёнеберг и Нойкельн .
- 8 = для бывшего района Штеглиц
- 9 = для района Марцан-Хеллерсдорф и бывшего Лихтенберга .
Метробус править
Что касается линий MetroTram , то существует 18 линий MetroBus ( ) , каждая из которых курсирует каждые 10 минут с круглосуточным обслуживанием. В отличие от других автобусных линий, они показаны на многих картах трамвая и на некоторых картах железных дорог города.
Маршруты MetroBus:
- M11: Далем-Дорф – Шёневейде
- M19: Грюнвальд – Мерингдамм
- M21: Розенталь – Юнгфернхайде
- M27: Панков – Юнгфернхайде
- M29: Грюнвальд – Германплац
- M32: Rathaus Spandau – Dallgow-Döberitz, Havelpark
- M36 (ранее 236 и X36): Am Omnibushof — U Haselhorst
- M37: Шпандау – Штаакен
- M41: Sonnenallee – Hauptbahnhof
- M44: Буков — Германштрассе
- M45: Шпандау – Зоологический сад
- M46: Зоологический сад – Бритц-Зюд
- M48: Целендорф – Александерплац
- M49: Heerstraße/Nennhauser Damm – Зоологический сад
- M76: Вальтер-Шрайбер-Платц – Лихтенраде
- M77: Мариенфельде, Вальдзассенерштрассе – Альт-Мариендорф
- M82: Marienfelde, Waldsassener Straße – Rathaus Steglitz
- M85: Lichterfelde Süd – Hauptbahnhof
Автобус-экспресс править
Экспресс-автобусы ( ) — это 13 скоростных линий, которые в основном используются для доставки в аэропорты или для связи пригородов с центром города с гораздо меньшим количеством остановок. Самый известный маршрут — бывшая автобусная линия TXL (аэропорт Тегель — Александерплац), которая прекратила работу после закрытия аэропорта Тегель.
- X7: Flughafen BER – Рудов
- X10: Зоологический сад – Тельтов, Раммрат-Брюке
- X11: Крумме-Ланке – Шёневейде
- X21: Märkisches Viertel, Quickborner Straße – U Jakob-Kaiser-Platz
- X33: Märkisches Viertel, Wilhelmsruher Damm – Rathaus Spandau
- X34: Кладов – Зоологический сад
- X49: Штаакен – Messe Nord/ICC
- X54: Панков – Хеллерсдорф
- X69: Марцан – Кёпеник, Мюггельшлёсхенвег
- X71: U Альт-Мариендорф – Flughafen BER
- X76: Вальтер-Шрайбер-Платц – Лихтенраде
- X83: Königin-Luise-Straße/Clayallee – Lichtenrade
Ночные автобусы править
Ночные автобусы ( N ), , состоящие из 42 линий и других 8 линий, заменяют (от N1 до N9) U-Bahn (кроме выходных). Другие линии обслуживают пригородные районы, не обслуживаемые никакими общественными службами, работающими в дневное время.
- N1: Warschauer Straße Zoologischer Garten
- N2: Панков Рулебен
- N3: Виттенбергплац Мехикоплац
- N5: Александерплац Хёнов
- N6: Альт-Тегель Альт-Мариендорф
- N7: Rathaus Spandau Flughafen BER
- N8: Меркишес-Фиртель Херманнштрассе
- N9: Osloer Straße Rathaus Steglitz
Флот [ править ]
По состоянию на 2015 год автобусный парк БВГ насчитывал 1300 автобусов.
Одноэтажный править
Количество |
Производитель |
Тип |
Пассажиры |
Длина |
Заметки |
Фото |
---|---|---|---|---|---|---|
77 |
Мерседес Бенц | EN02 Читаро | 60–70 |
12 м |
||
9 |
ЧЕЛОВЕК | EN03 Львиный город A21 | 60–70 |
12 м |
На пенсию к 2017–2019 гг. |
|
30 |
Мерседес Бенц | EN05 Читаро |
60–70 |
12 м |
||
80 |
Мерседес Бенц | EN06 Читаро |
60–70 |
12 м |
||
150 |
Мерседес Бенц | EN09 Citaro LE |
60–70 |
12 м |
||
2 |
ВДЛ | EN12 Citea LLE-120 |
60–70 |
12 м |
||
40 |
ВДЛ | EN15 Citea LLE-120 |
70 |
12 м |
||
4 |
Солярис | EN15 Урбино 12 электрический | 60–70 |
12 м |
Электрический автобус |
|
15 |
Мерседес Бенц | EN19 eCitaro |
70 |
12 м |
Электрический автобус |
Гибкий автобус или сочлененный автобус править
Количество |
Производитель |
Тип |
Пассажиры |
Длина |
Заметки |
Фото |
---|---|---|---|---|---|---|
32 |
ЧЕЛОВЕК | GN03 Львиный город G A23 |
менее 99 |
18 м |
На пенсию к 2017–2019 гг. |
|
36 |
Мерседес Бенц | GN03 Читаро G |
менее 99 |
18 м |
||
130 |
Солярис | GN05 Урбино 18 | менее 99 |
18 м |
В Братиславу продано 6 автобусов . |
|
Солярис | GN07 Урбино 18 |
менее 99 |
18 м |
|||
46 |
Солярис | GN08 Урбино 18 |
99 |
18 м |
||
40 |
Солярис | GN09 Урбино 18 |
99 |
18 м |
||
70 | Скания | GN14 Общегородской LFA | 99 |
18 м |
||
Скания | GN15 Общегородской LFA |
99 |
18 м |
Двухэтажный автобус править
BVG эксплуатирует около 416 двухэтажных автобусов.
Количество |
Производитель |
Тип |
Пассажиры |
Длина |
Заметки |
Фото |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
ЧЕЛОВЕК | DL04 Львиный город DD |
110 |
13,7 м |
||
103 |
ЧЕЛОВЕК | DL05 Львиный город DD |
110 |
13,7 м |
||
103 |
ЧЕЛОВЕК | DL07 Львиный город DD |
110 |
13,7 м |
||
105 |
ЧЕЛОВЕК | DL08 Львиный город DD |
110 |
13,7 м |
||
104 |
ЧЕЛОВЕК | DL09 Львиный город DD |
110 |
13,7 м |
||
1 |
ВДЛ | DN15 Citea DLF 114 |
97 |
11,4 м |
Прототип | |
1 |
Скания | DN15 общегородской LFDD |
88 |
10,9 м |
Прототип | |
1 |
Александр Деннис | Энвиро 500 ММС | 12,9 м |
Прототип (только демонстрация) |
Автобус будущего править
Количество |
Производитель |
Тип |
Пассажиры |
Длина |
Заметки |
Фото |
---|---|---|---|---|---|---|
200 |
Александр Деннис | Энвиро500 ММС | 80 мест |
13,8 м |
Минимум 70, вариант для 430 |
ДВА ЭТАЖА ЗА 400 ТЫСЯЧ
Специально по заказу городских властей MAN разработал оригинальную модель — поистине гигантскую (три оси, 13,7 м) и очень вместительную. Что интересно, выпускает ее завод Neoplan в Пильстинге: как известно, эта марка сейчас принадлежит мановскому концерну.
Внутренняя высота нижнего этажа гиганта — 1,92 м, верхний этаж заметно ниже (1,74 м), но стоять на нем во время движения запрещено. Автобус оборудован по последнему слову техники: последняя, неведущая ось — «подруливающая», вся электрика и электроника объединены в единую сеть. В салоне, на обоих этажах, есть табло, где высвечивается название следующей остановки, а водитель наблюдает за происходящим наверху, глядя в видеоэкран.
Такие машины уже вовсю ходят по городу, а всего Берлин должен получить 101 автобус на общую сумму 40 млн евро. Значит, стоимость одного экземпляра — почти 400 тысяч евро!
- На втором этаже есть только сидячие места — для 55 человек
- Нижний этаж больше «стоячий», чем «сидячий». Наверх ведет лестница за водителем
- Над лобовым стеклом — табло и экран видеонаблюдения
Кстати, недавно о возможности закупок этих машин заявили и московские чиновники. По словам руководителя комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, не исключено, что «доппельдекеры» будут ходить по Садовому кольцу. Затея, конечно, сомнительная. Но все может быть: как известно, средств у столичных властей хватает…
Автобусы в Берлине: цифры и факты | |
Количество жителей в Берлине, млн | 3,39 |
Количество автобусных парков | 7 |
Количество маршрутов | 150 |
Количество остановок | 6000 |
Количество автобусов, из них: | 1388 |
двухэтажных | 387 |
одноэтажных | 466 |
сочлененных | 426 |
прочих (экскурсионных и т.д.) | 109 |
MAN Lion’s Star DD, (данные производителя) | |
Длина/ширина/высота, мм | 13730/2550/4060 |
Разрешенная/допустимая полная масса, кг | 26000/2800 |
База, мм | 5875/1500 |
Высота пола от дороги у входов: | |
переднего и среднего | 370 |
заднего | 490 |
Высота входа на остановке, мм | 320 |
Число мест в салоне для сидения/ стояния | 83/45* |
Двигатель | MAN D2866, горизонтальный |
Мощность, л.с. | 310 |
Коробка передач | Voith DIWA, автоматическая, 4-ступенчатая, |
Ведущий мост | ZF, портальный, со смещенной влево главной передачей |
Последняя ось | неведущая, подруливающая |
Передаточное число гл. передачи | 5,74 |
Подвеска | пневматическая, с электронной регулировкой и системой kneeling |
Шины | 315/60 R22,5 спереди/ |
275/70 R22,5 сзади | |
*До 70 при полной массе 28 т |
С Александрплатц обратно, на вокзал Zоо, я решил вернуться на метро. И тут же пожалел об этом: древний поезд (ярко-желтый, как автобусы) так медленно и со скрипом полз по тоннелям, так часто останавливался на остановках, что я чуть было не опоздал! Зря я не поверил кассиру, который, продавая билет, удивленно спросил: «А почему не хотите поехать на городской электричке S-Bahn?»
Так что, когда в следующий раз попаду в Берлин, ездить по нему буду или на электричке, или на автобусе. Разумеется, двухэтажном.
В статье использованы архивные иллюстрации из издания Deutsche Omnibusse.
Легенда Берлина
Вопреки расхожему мифу, ростом MAN SD 200 вышел не выше норматива: эмпирические замеры показали, что описываемый автобус вполне вписывается в 3,99 м. Это и позволяет эксплуатировать «доппельдеккер» не только на дорогах общего пользования, но даже в городах с проводами контактной сети электротранспорта: там по нормативам провода подвешены ещё выше, что исключает контакт с кузовом столь рослого автобуса. Впрочем, езда на таком автобусе требует особого внимания к препятствиям сверху – за рулём такой высокой машины неожиданно выясняется, что над головой весьма много предметов, которые могут ей навредить.
Для того чтобы сократить высоту до приемлемой, конструкторам пришлось пойти на ряд необычных решений: например, шасси SD 200F предполагало низкопольность, когда низкопольный одноэтажный автобус в Европе ещё никто не предлагал. Удобный проход по низкому полу продолжается даже за задней осью, где возвышается моторный отсек и подиумы с узлами и агрегатами. При этом автобус с конструкцией более чем сорокалетней давности может послужить достойным примером для современных разработчиков: планировка устроена так, что ни один уголок пространства не пустует без дела, а пассажирам при этом одинаково удобно на всех местах.
Все годы производства MAN SD 200 выпускали в двух основных исполнениях: с одной и двумя лестницами между этажами. Передняя лестница, имевшаяся на всех автобусах, стояла за спиной водителя, а дополнительную устанавливали над задней осью. Фокус с компактностью прост: лестничные марши установлены прямо над колёсными арками автобуса, что позволило наиболее оптимально использовать площадь. Благодаря этому на нижней палубе вторая лестница съела пространство для одного посадочного места, а вот на втором этаже её появление лишает автобус ещё шести мест – из 53 в 47.
Одна из особенностей большинства двухэтажников в мире – это запрет на провоз стоящих пассажиров на верхней палубе. Во имя дорожного габарита на втором этаже пожертвовали высотой потолка: стоя здесь ездить не только запрещено, но и просто неудобно – встать там в полный рост сможет разве что ребёнок, а поручни предусмотрены только на лестницах.
Другая специфическая черта – система наблюдения за вторым этажом. Автобусы в Берлине работают без кондукторов с обилечиванием пассажиров водителем, при этом в восьмидесятые годы видеокамеры наблюдения ещё не применяли. Порядочные немцы, предположит читатель, и окажется неправ: вандализм – одна из главных проблем в эксплуатации таких машин в ФРГ по сей день. Здесь задача наблюдения за второй палубой решена оригинально: при помощи перископической системы зеркал, смонтированной за таблом маршрутного указателя, водитель может наблюдать за происходящим на втором этаже прямо со своего рабочего места.
Двухэтажная компоновка решает главную проблему автобуса в городе: при длине 11,5 м он способен вместить больше сотни пассажиров, подавляющее число которых при этом едет с комфортом и сидя. Поэтому вполне закономерно считать такую машину настоящей гордостью берлинского городского транспорта и весомой частью истории как транспортного оператора BVG, так и всего города.
Из жизни в жизнь
Представленный для ретротеста MAN SD 200 (SD85) 1985 года выпуска за три десятилетия своей жизни увидел столько, сколько не дано иным живым людям. О его биографии можно и нужно рассказывать по порядку.
Этот SD 200 был первым в партии машин, поступивших 1985-м году в Берлин. Завод MAN шасси покинуло в мае, а готовый автобус прибыл в гараж на Userdomer Strasse в августе того же года, где получил гаражный номер «3407». После шести лет работы, в мае 1992-го, «3407» прошёл капитальный ремонт на одном из предприятий Berliner Verkehrsbetriebe, где ещё начиная с 1950-х BVG практиковал капремонты 6–8-летних автобусов.
В июне 1998-го «3407» был снят с городских маршрутов и выставлен на продажу. Достался он организации из столичного пригорода Эггерсдорф. Там судьба совершает свой первый крутой поворот: новый владелец решает переоборудовать автобус из пассажирского в нечто среднее между детским учебным классом и игровой комнатой. Новую реконструкцию SD 200 проходил в родном гараже в Берлине: среди прочего, он получает очередной ремонт кузова, а в салоне демонтируют сиденья, одну из лестниц и монтируют новую мебель. В завершённом виде автобус вернулся в Эггерсдорф летом 2000-го. Некоторое время служил по новому назначению… и неожиданно снова оказался в продаже.
Здесь случается второй лихой манёвр судьбы – автобус покупает частный перевозчик… из Барнаула. Осенью 2002-го «3407» в компании из шести двухэтажных «берлинцев» своим ходом прибыл в Россию. Нестандартный интерьер перед продажей прежний собственник разукомплектовал, и границу машина пересекала уже без сидений, а водители в дальней дороге спали на абсолютно пустом втором этаже.
По прибытии в Барнаул MAN обратно доукомплектовали сиденьями и элементами интерьера со списанных автобусов: на первый этаж подобрали подходящие диваны и поручни с одноэтажного SL 200, а на втором этаже появились мягкие кресла от неизвестного «пригородника». Вместе с сиденьями восстановили ликвидированную предыдущим собственником вторую лестницу: она заметно отличается исполнением от стоявшей по соседству заводской.
До 2011 года гость из Берлина успешно трудился на барнаульских городских маршрутах, и, оставшись одним из двух работавших в городе на тот момент, встал из-за неисправности. Что это было – везение или чудо, не скажет никто, но после нескольких лет стоянки в парке автобус получил свою четвёртую жизнь: его приобрёл петербуржец Владимир Никифоров, художник, занимающийся творческими мастер-классами и руководящий студией соответствующего профиля.
История [ править ]
30 октября 1846 года были запущены первые автобусы Concessionierte Berliner Omnibus-Compagnie . В 1868 году была создана новая компания ABOAG ( Allgemeinen Berliner Omnibus Actien Gesellschaft ), которая 1 января 1929 года объединилась с другими берлинскими компаниями общественного транспорта и создала BVG.
После открытия Берлинской стены транспортные компании больше не могли справляться с трафиком, и поэтому снова использовались одиночные автобусы других транспортных компаний и 100 нанятых автобусов. Трехзначная система нумерации была унифицирована и введена 2 июня 1991 г., незадолго до воссоединения BVG 1 января 1992 г.
Автобус одноэтажный на напольном сборе SD-200 от MAN
Так как стандартные немецкие I-автобусы по-прежнему имели довольно высокий этаж, добраться до которого можно было только через две ступеньки на дверях, в 1970-х годах была предпринята попытка уменьшить эту высоту. Это было сделано путем испытаний с колесами меньшего размера (см. Также «Городской автобус» автомобильной мастерской Falkenried (FFG) в Гамбурге, представленный в 1972 году ), которые привели к прототипу «VÖV-Bus-II» (1976) и «S 80». (оба также FFG) и в конечном итоге привели к шины . В 1977 году MAN попробовал другой подход: поскольку напольная сборка двухэтажного автобуса SD-200 была доступна с нижним полом из-за использования портальных осей, он использовался для тестового автобуса с одноэтажной конструкцией, которая была представлен как «низкопольный автобус MAN SL 200 II». При длине 11,49 м и высоте 2,905 м высота пола составила 445 мм при нормальном размере шин. Все 41 место располагались на довольно высоких платформах сбоку от невысокого центрального прохода. Серийного производства не было, тестовый автобус продолжал ехать в заводском движении MAN долгое время и не снимался с эксплуатации до 1997 года.
Дорога в новую жизнь
С добрыми напутствиями 17 апреля MAN отправился из Барнаула в дальний путь. В вечер отъезда в гараже автобус провожал весь коллектив, а многие делали фото на память. Последний водитель, работавший на «двухэтажнике», поведал, как учил кондуктора держаться за поручни между этажами, и что этот автобус самый тёплый в гараже, а звали его не иначе как «бешеной этажеркой».
В первый город на пути – Новосибирск – добрались быстро, но навигация завела в ненужный район, и поэтому после ночёвки машину сопроводили до нужного адреса друзья на машине.
Перед Омском машина закапризничала: «автомат» ушёл в аварийный режим, а следом накрылся котёл отопления. Пришлось буксировать «ветерана» на тягаче к фирменному сервису MAN в Омске. Удивлению персонала не было предела: автобусы почтенного возраста, да ещё и ростом в два этажа, там не видели, но машину приняли и помогли – после замены привода АКП, мастер, знакомый с автобусными коробками, решил проблему. Вместе с тем в омском техцентре заменили и оквадратившуюся с годами резину, устранив её биение на ходу.
Под Тюменью в пути настигла настоящая зима, и из-за начавшейся метели пришлось остановиться. Пока возвращалась весна, прошли ещё две ночёвки в гостинице, а после вынужденного перерыва Владимир с автобусом добрался до Екатеринбурга, а оттуда – в Пермь и Ижевск по одной из самых разбитых дорог за всё путешествие.
В Ижевске очень тёплый прием устроили родственники одной из коллег: они не только накрыли праздничный стол и предоставили ночлег, но и передали в дорогу тридцать килограммов сельхозпродукции из своего урожая. Дорога до Казани отличилась лишь мелкой неприятностью – пробитым колесом да нелинейным состоянием дорог Татарстана: от отличных до убитых участков, от широкого шоссе со светом до обычной убитой «регионалки». После ночёвки под Казанью, миновав её по кольцевой, «этажерка» продолжила путь в сторону Нижнего Новгорода.
От Нижнего до Владимира путь продолжался спокойно и размеренно: лишь пару раз пришлось остановиться, чтобы остудить дымящиеся тормоза. Во Владимире же столкнулись с первой по-настоящему крупной пробкой: на пересечении объездной и радиальной дороги в город за пять часов пройдено было всего 5 километров.
Московская же «программа» с пробками началась ещё на подъездах к мегаполису. Поэтому ещё одна дружественная семья приняла в гости и устроила ночёвку, а наутро путь продолжился в Гжель, где в автобус загрузили полторы тонны глины для студии. Вместе с тем вечером Владимира пригласили рассказать о проекте в эфире одной из городских радиостанций.
Последние 800 км от столицы до столицы дались уже легко, и 9 мая 2014 года барнаульский MAN прибыл в свой новый дом, Санкт-Петербург. После 4,5 тысяч километров и более трёх недель пути у автобуса началась ещё одна жизнь. В то время, пока к автобусу закупалось необходимое для реконструкции оборудование, он успел приобрести определённую известность в городе: о проекте написал ряд местных СМИ, автобус побывал экспонатом ряда выставок и мероприятий и успел ещё раз съездить по заказу в Москву и обратно.
Островок творчества
По задумке счастливого обладателя на базе MAN сейчас строится мобильная студия для творческих и ремесленных мастер-классов. Работы по перестройке автобуса в островок творчества ведутся как собственными силами владельца с супругой, так и в дружественном грузовом сервисе, который поддерживает проект скидками на свои услуги.
Мобильность позволит пригнать автобус-студию куда угодно, яркая внешность привлечёт интересных и творческих людей, а теплота и уют делают эту площадку удобной в любое время года. Помимо мастер-классов на колёсах, в своём новом воплощении MAN сможет работать в другом качестве – возить свадьбы, отмечать дни рождения и другие праздники. Между тем в автобусе можно будет проводить мероприятия самого разного рода – от лекций и чтения стихов до корпоративных мероприятий и выставок. Пригнать автобус можно к компании от четырёх человек, а его стандартные размеры позволяют достаточно свободно перемещаться как по мегаполисам, так и выбираться за город.
В автобусе запланировано 28 мест за рабочими столами с индивидуальным освещением плюс 12 пассажирских. Помимо обновления и перепланировки интерьера, в MAN улучшена система отопления и смонтированы дополнительная шумо- и теплоизоляция. Среди пока нереализованных идей в интерьере – небольшая кухня и раковина, а также установка бензогенератора (чтобы обеспечить бóльшую автономность) и кондиционера (чтобы устроить наилучший микроклимат).
Будем надеяться, что у его нового хозяина всё получится, а сам необычный автобус ждёт яркая жизнь, полная творчества и веселья. За долгие годы верной службы автобус того определённо заслужил.
Параметр | Значение |
---|---|
Колёсная формула | 4х2 |
Снаряжённая/ полная масса, кг | 10 585/ 16 500 |
Число мест на I, II этажах | 47/ 34 |
Общая пассажировместимость, чел. | 86 |
Двигатель
|
MAN D2566 UH, дизель I-6 11 413 200 при 2200 мин-1 740 при 1400 мин-1 |
Коробка передач
|
Voith DIWA D851.2, гидромеханическая 3/ 1 5,8; 1,43; 1,0 4,7 |
Главная передача | MAN 1080, гипоидная |
Передаточное число главной передачи | 5,22 |
Шины | 11R22,5 |
Запас топлива, л | 300 |
Расход топлива, л/100 км, при 40 км/ч и массе 12,4 т | 47 |
ФРАУ — ТОЛЬКО ВНИЗУ!
Конечно, далеко не все автобусы в Берлине двухэтажные: здесь полно обычных МАНов и «мерсов», а в последнее время на маршруты вышли даже польские «гармошки» Solaris.
Но визитная карточка города — именно «доппельдекеры». Их предшественники, двухэтажные конки с открытым верхом, появились на улицах города в 1864 году, и с ними связана пара забавных фактов. Во-первых, лошади для этих конок специально закупались в Дании и — где бы вы думали? — в России. А верхний этаж вагонов вначале предназначался только для мужчин по вполне понятным причинам: фрау, несмотря на юбки до пят, стеснялись подниматься по открытой лестнице. И только в 1896 году, когда лестница стала винтовой, женщины стали подниматься наверх…
Что касается берлинского автобуса, то он совсем недавно отметил столетие: два первых экземпляра марки Daimler (разумеется, двухэтажные) начали курсировать по городу 19 ноября 1905 года.
Интересно, что Берлин, как и Лондон, долгие годы не закупал автобусы у сторонних фирм: их изготовлением занимались местные мастерские при организации ABOAG (Акционерное общество берлинских автобусов, что-то вроде «Берлингортранса»). Но поскольку мастерские эти были сильны лишь по части изготовления кузовов (ведь раньше здесь строились конные экипажи), то шасси все-таки приходилось закупать — как правило, у фирм Bussing и NAG.
- На табло видно, когда подойдет следующий автобус
- Машины Waggon Union SD200F/MAN образца 1986 г. еще вовсю ходят по городу
В 1923 году с улиц ушла последняя конка, в 1925-м автобусы получили крытый верх. Интересно, что перед самой войной по городу все еще ходили автобусы образца двадцатых: мы публикуем фотографию 1939 года, на которой хорошо видны все те же угловатые Bussing и NAG с кузовами на деревянных каркасах.
А когда пришла война, немалая часть берлинских автобусов была мобилизована, причем этой участи не избежали и громоздкие «двухэтажники»: перед отправкой на фронт им просто-напросто отрезали верхнюю часть…