История в датах
- 1929 — Ярославский автозавод осваивает выпуск автобусных шасси Я-6.
- 1933 — Завод имени Сталина осваивает выпуск шасси для автобусов АМО-4, Горьковский автозавод — автобусов ГАЗ-03-30.
- 1934 — начало производства автобусов ЗИС-8.
- 1938 — начало производства автобусов ЗИС-16.
- 1947 — начало производства автобусов ЗИС-154.
- 1949 — начало производства автобусов ЗИС-155.
- 1950 — начало производства автобусов ГЗА-651.
- 1952 — вступил в строй Павловский автобусный завод (ПАЗ) — первенцем завода стал автобус ГЗА(ПАЗ)-651, переданный с ГЗА.
- 1958 — пущен в строй Курганский автобусный завод (КАвЗ) — первенцем завода стал автобус ПАЗ-651, переданный с ПАЗа.
- 1959 — вступил в строй Ликинский автобуснй завод (ЛиАЗ) — первенцем завода стал автобус ЛиАЗ-158, переданный с ЗиЛа.
- 1967 — начало производства автобусов ЛиАЗ-677;
- начало производства автобусов ПАЗ-672.
1971 — начало производства автобусов КАвЗ-685.
1972 — начало производства автобусов ПАЗ-3201.
1986 —
- начало производства автобусов ЛиАЗ-5256;
начало производства автобусов КАвЗ-3270.
1989 —
- начало производства автобусов ПАЗ-3205;
начало производства автобусов КАвЗ-3976.
1994 —
- вступил в строй Голицынский автобусный завод (ГолАЗ), который просуществовал вплоть до 2014 года — первенцем завода стал автобус ГолАЗ АКА-6226.
на ТМЗ начата досборка автобусов Ikarus-280.33.
на заводе ЯАЗ начали собирать автобусы ЛиАЗ-677М.
с конвейера завода ЛиАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
1996 —
начало производство автобусов ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
на заводе ЯАЗ начато производство автобусов ЯАЗ-5267, в серию он не пошёл.
на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-280.33М, на 50% состоящих из отечественных комплектов, а также Ikarus-435.17.
с конвейера завода ЯАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М, сборка автобуса продолжалась на ряде дочерних предприятий до 2001 года.
1997 — возобновление производства автобусов на АМО ЗИЛ — начало производства автобусов ЗИЛ-3250.
1998 —
- на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-415.33;
на дочернем предприятии КАвЗа ТОО «Вика ЛТД» начата сборка автобусов КАвЗ-3244.
1999-2004 — Преодоление кризиса. Налаживание работы ЛиАЗа, АМАЗа, сборки автобусов Scania. Банкротство Икаруса.
2000 — вступил в строй Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ) — первенцем завода стал автобус НефАЗ-5299.
2001 — начало производства автобусов ПАЗ-4230 «Аврора».
2002 —
- начало производства автобусов ПАЗ-3237 «Лужок»;
начало производства автобусов ЛиАЗ-6212.
2004 —
- начало производства автобусов ЛиАЗ-5292.00.
произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.00.
2006 —
- начало производства автобусов КАвЗ-4238 «Аврора»;
начало производства автобусов ЛиАЗ-5293.
2007 —
- начало производства автобусов КАвЗ-4235 «Аврора»;
с конвейера завода КАвЗ сошли последние автобусы КАвЗ-3976.
2007-2008 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.20, спустя год налажено их серийное производство.
2008 — начало производства автобусов КАвЗ-4239.
2008-2010 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.21, спустя два года налажено их серийное производство.
2012 — с конвейера завода АМО ЗИЛ сошли последние автобусы ЗИЛ-3250.
2012-2013 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.22, спустя год налажено их серийное производство.
2016 —
- начало производства автобусов ЛиАЗ-6213.65-77;
начало производства автобусов КАвЗ-4270.
2021 —
- с конвейера завода ЛиАЗ сошли последние автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293.
Пассажирская техника для пригородных маршрутов
Эта техника рассчитана на междугородные перевозки внутри района или области. Используется на маршрутах, соединяющих город с дальними спальными районами, а также для пассажироперевозок в сельской местности. В отличие от городской техники, машины пригородного класса имеют большее количество сидячих мест и в основном четырехрядную схему расположения сидений. Накопительные площадки отсутствуют, стоячие пассажиры размещаются в основном в проходе, пассажирские места – средней комфортабельности.
Автобусы ПАЗ
Техника малого класса с общей вместимостью – 41 место. Сидячих мест – 25. Одна дверь пневматическая, вторая открывается вручную. Двигатель – бензиновый, возможен монтаж газового оборудования. Узлы и агрегаты адаптированы к российским дорогам и низкокачественным ГСМ. Бензиновый двигатель – ЗМЗ, мост – КААЗ, уровень экобезопасности – Евро-4.
Удлиненная версия автобуса среднего класса. Вместимость – 50-70 пассажиров, сидячих мест – 15-29. Двигатель – дизельный ЯМЗ или Cummins, подвеска усиленная. КПП механическая. Мосты – КААЗ. Норма экологической безопасности – Евро-5. Рулевое управление – с гидроусилителем. Две пневматические двери, одностворчатые с электроуправлением. Сиденья мягкие или антивандальные.
Городские автобусы среднего класса. Общая вместимость – 50 мест, сидячих – 30. Сиденья могут быть полумягкими с низкой спинкой или раздельными с высокой спинкой. Модели с дизельным двигателем оснащены предпусковым подогревателем, что облегчает эксплуатацию машины при низких температурах. Мост – КААЗ, двигатель – ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5, КП механическая.
Автобусы КАвЗ
Машина среднего класса общей вместимостью 54 места. Салон просторный, сиденья расположены в одну сторону. Для стоячих пассажиров имеются поручни. Две пневматические складные двустворчатые двери. Мост – КААЗ. Максимальная скорость – 100 км/час. Двигатель – дизельный ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5.
Является удлиненной версией КАвЗ 4235. Общая вместимость – 44 места, сидячих – 39. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Мост – КААЗ. Пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода. Сиденья нерегулируемые. Две пневматические двери прижимного типа, управление электрическое. Имеется сквозное багажное отделение объемом 4,5 м3. Норма экобезопасности – Евро-5.
Автобусы ЛиАЗ
Машина большого класса общей вместимостью 88 мест, сидячих – 44 (расположены в одном направлении). Двигатель – дизельный ЯМЗ. КП автомат, мост – Raba (Венгрия). Удобный и просторный салон. Две складные пневматические двери шириной 1300 мм. Экологическая безопасность – Евро-5. Сиденье водителя на пневмоподвеске, имеется отдельный вход.
Автобус большого класса в пригородной версии имеет полную вместимость 88 мест, сидячих – 44. Разработан на базе ЛиАЗ-5256. Двигатель газовый. Мосты – Raba, КП – автомат Allison. Удобный просторный салон с поручнями.
Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения
Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.
- США – 405 млрд долларов;
- Япония – 310 млрд;
- Германия – 302 млрд;
- Франция – 141 млрд;
- Великобритания – 138 млрд;
- Китай – 120 млрд;
- Канада – 105 млрд.
Страны-лидеры в некоторых отраслях:
- Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
- Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
- Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
- Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
- Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.
Судостроение в Японии
Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:
- США;
- Япония;
- Германия;
- Великобритания;
- Франция;
- Италия;
- Канада;
- Корея.
Из развивающихся стран в этом списке:
- Китай;
- Тайвань;
- Сингапур;
- Индия;
- Турция;
- Мексика;
- Бразилия.
По вместимости пассажиров и длине
Вместимость пассажиров и длина автобуса имеют решающее значение в определении назначения автобуса. По такому признаку транспортные средства можно разделить на малые, средние и большие виды.
Малые
Малый вид автобусов рассчитан на перевозку не более 20 пассажиров на сидячих местах. Общее количество, которое возможно перевозить в одном автобусе, не должно превышать более 40 человек. Длина кузова малого транспортного средства для перевозки пассажиров не превышает 8 метров.
Автобусы малого типа зачастую предназначены для осуществления по городским и пригородным маршрутам, турпоездок на несущественные расстояния. Благодаря своим компактным габаритам такая техника отличается хорошей маневренностью и высокими эксплуатационными показателями. К тому же стоимость таких автобусов существенно ниже, чему более крупных моделей. Эти характеристики делают малые типы автобусов наиболее привлекательными для предпринимателей, начинающих свой бизнес в сфере пассажирских перевозок.
Средние
Автобусы, входящие в категорию среднего типа, вмещают не более 60 человек, 30 из них могут комфортно разместиться на посадочных местах. Кузов такого транспортного средства не превышает 10 метров в длину.
Средний тип автобусов считается универсальным. Такая техника активно используется как в черте города на регулярных городских маршрутах, так и для пригородных и междугородных регулярных и туристических рейсов.
В соответствии с назначением маршрутов автобуса – пассажирский или туристический, внутреннее наполнение может быть разным. Туристические виды более удобны, имеют отличную от пассажирских автобусов расстановку посадочных мест и дополнительные опции для обеспечения комфортной поездки пассажиров.
Большие
Транспортные средства большого типа может одновременно вмещать не более 90 пассажиров, до 40 из которых могут занимать сидячие места в салоне. Большие автобусы чаще всего предназначены для туристических и междугородних перевозок.
Такие модели оснащены комфортабельными посадочными местами. Кресла в автобусах мягкие, с функцией регулировки угла наклона спинки. Над каждым посадочным местом дополнительно обустроено индивидуальное освещение, возможно наличие дополнительных вентиляторов и других устройств для обеспечения более комфортной поездки на дальние расстояния. Большие автобусы легко перевозят пассажиров на расстояния более 500 километров.
Микроавтобусы «Юность»
Самый известный советский микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» начали выпускать в 1961 году. Появившись на улицах советских городов, они привнесли новое дыхание и свежесть в городской пейзаж.
Микроавтобус неоднократно принимал участие в международных автосалонах, получи в общей сложности 12 наград. Завод Форда вёл переговоры о покупке лицензии на выпуск «Юностей», но советский автопром был неумолим.
Комфортабельные и уютные они использовались на туристических и экскурсионных маршрутах, обслуживали иностранцев. В первоначальном варианте выпускалась модель до 1971 года, а уже несколько модифицированные «Юности» собирали на «ЗиЛ» вплоть до 1994 года.
Падение с Олимпа
Для Китая 2019-й стал первым годом в новом тысячелетии, когда производство электробусов упало. Всего в 2022 году выпустили 85 164 электробуса всех классов, что на 13,5% ниже предыдущего года. Вялотекущая торговая война с США, ожидание возможной рецессии в КНР заставило умерить аппетиты производителей и лишь только в III квартале оказалось, что алармизм был напрасен. Но потребители за год успели выгрести с заводских складов все заначки. Почти все китайские автозаводы вступили в 2022 год, не имея ни одного электробуса на консигнации. В связи с пандемией выпуск может ещё сократиться.
Полный отказ от гибридов в пользу плагин-гибридов (PHEV), которые подзаряжаются от сети, уже состоялся. Набирающий силу тренд – использование топливных элементов. Так автобусов всех классов, работающих на водороде, в Поднебесной в минувшем году собрали 2005 машин, что в 3,5 раза больше, чем в 2018-м.
Европейские компании эксперименты с водородом ведут работу только в классе больших автобусов. А в малом классе, как и китайские компании, развивают конверсии. Самый простой пример переоборудования показывает Tribus Group. Она оснащает 9-местные микроавтобусы Volkswagen Crafter и MAN TGE электроприводом не вмешиваясь в структуру кузова. Эта же компания на шасси переднеприводного Crafter выпускает 24-местные ситибусы. Электродвигатель мощностью 100 кВт и АКБ ёмкостью 35,8 кВт·ч с практической дальностью до 150 км. Вообще класс Citybus уже считается отдельным сегментом. Главные его отличия – низкий пол пассажирского отсека. Пространственный каркас крепится к передней части, портальный задний мост позволяет сделать пол ровным по всей длине салона.
Ряд производителей выпускает специализированные кузова с заездом для колясок через корму как у Mellor Orion E.
Собственное производство кузовов позволяет не ограничивать себя в выборе длины и получать из того же MAN TGE или Mercedes-Benz Sprinter полной массой 5,5 т кузов длиной от 6,6 до 8,1 м. Если речь не идёт о городских перевозках и когда важен задний привод, то бывает достаточно базового фургона, как это делает Automet Group Sp.z.o.o. Sp.K. или «Группа ГАЗ». В этом случае АКБ можно разместить под полом в изолированных боксах.
Nissan, запустив в серию eNV200, улучшила своё реноме в Европе. Готовый моторно-силовой блок, поставляемый с завода, нужно лишь встроить в готовый кузов. Австрийская компания K-Bus таким образом создает 32-местные электровэны полной массой 4,5-5,4 т. Малую ёмкость батарей (48 кВт·ч) компенсируют крышевые солнечные панели DAS Energy ёмкостью 4 кВт·ч, которые ещё добавляют энергии и увеличивают пробег со 110 до 130 км, и обеспечивают дальность хода до 55 км при полуразряженных АКБ.
Транспортное машиностроение
Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:
- локомотивы;
- грузовые и пассажирские вагоны;
- электропоезда, вагоны метро;
- трамваи и рельсовые автобусы.
Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.
Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.
Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.
Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.
Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:
- здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
- АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.
В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.
Рено
Благодаря тому, что концерн Рено-Ниссан владеет частью акций АвтоВАЗ, модели этой марки активно представлены на отечественном автомобильном рынке. Задавшись вопросом, где собирают Рено Дастер в России, следует знать, что производство и сборка французских авто осуществляется на нескольких заводах, расположенных в разных уголках страны.
Дастер на конвейере
На предприятии в Москве собирают такие модели:
- Логан;
- Меган;
- Сандеро;
- Дастер;
- Флюенс;
- Колеос;
- Латитьюд.
На мощностях Волжского автомобильного завода в Тольятти собирают всего две модели – Сандеро и Логан. Следует отметить, что автомобили Рено в настоящее время являются невероятно популярными и востребованными среди отечественных автолюбителей.
Это связано с простотой ремонта и обслуживания всех моделей, поскольку большинство деталей совместимы с отечественными машинами.
Кроме того, многие детали производятся на отечественных заводах, что исключает какие-либо сложности с поиском автозапчастей и расходных материалов, а также значительно снижает издержки на поддержание легкового транспорта в надлежащем техническом состоянии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть реальный обзор владельцев на автомобили.
Луидор
Не нарушая традиций фестиваля, продукция ПКФ «Луидор» экспонировалась сразу в нескольких местах. Помимо основного стенда два микроавтобуса на базе MB Sprinter стояли у основного входа, возглавляя линейку «фургонбусов».
Междугородный 19-местный «Луидор-223612» в кузове самого современного MB Sprinter, кроме 7-ступенчатой АКП 7G-Tronic и отдельного багажника с доступом снаружи, обзавёлся новой автоматической дверью прислонно-сдвижного типа. Новая дверь, увеличенного размера, прикрыла дополнительную ступеньку на входе, позволив отказаться от выступающих или выезжающих подножек, совместив эстетику с функциональностью.
На этом фоне городской «Луидор-223203» в кузове MB Sprinter Classic кажется уже устаревшим. Хотя в версии с длинным свесом и кондиционером автомобиль демонстрируется впервые и фактически точно так же заслуживает приставку «NEW».
А вот назвать «междугородником» 19-местный «Луидор-223712» на базе VW Crafter 50 язык не повернётся при всем желании
«Упакованность» салона, внимание к мелочам, качество отделки и применяемых материалов – 100%-й «Турист»
«Луидор-2260D0» на базе Fiat Ducato – полноценное «социальное такси». В салоне 9 стандартных кресел с подлокотниками и ремнями безопасности (ещё есть 2 места рядом с водителем) и место для крепления инвалидной коляски. Последняя доставляется в салон мини-подъёмником. Интересно, что в сложенном состоянии он смещается в сторону, уступая место выдвижной подножке и высвобождая проём двери для прохода в штатном режиме.
А долгожданная маршрутка для пригородных перевозок на базе Renault Master L4H3 вот-вот закончит процесс сертификации. Французская база оказалась очень интересной в плане соотношения цена/качество, и востребованность её на рынке трудно не заметить.